Апостол Иоанн Богослов: любимый Христом или любимчик Его?


Апостол Иоанн Богослов: любимый Христом или любимчик Его?

Игорь Бекшаев, 9 октября 2021, 21:44 — REGNUM

Иоанн Богослов

Иван Шилов © ИА REGNUM

Сегодня, 9 октября, день памяти апостола Иоанна Богослова. На литургии читается отрывок послания апостола:

«Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».

Среди Христовых апостолов Иоанн по воздаваемым ему Церковью почестям находится на третьем месте после апостолов Петра и Павла. Эту честь он заслужил не только благодаря написанным им книгам. Иоанн на страницах всех первых четырех книг Нового Завета — активный участник описываемых там событий. Он сам себя на страницах созданного им Евангелия называет «учеником, которого любил Иисус». Церковная традиция и вслед светская литература тоже переиначили это свидетельство о себе Иоанна, сделав его «любимым учеником», что уже сильно напоминает «любимчика». Так многие всерьез и полагают, что Иоанн без всякой «мирской» скромности, но с «духовным» правдорубием называл себя любимчиком. Между тем у Иоанна это лишь форма говорить о себе в третьем лице, избегая «яканья».

Иероним Босх на острове Патмос. 1504-1505

Он, конечно, не называет себя любимчиком, а лишь свидетельствует о том, что по отношению к себе от Христа эту любовь, внимание, терпеливость, заботу о нем сполна понимал, тем самым водит себя в контекст Евангелия не отстраненно и не безучастно. Он «любимый Христом ученик», а не «любимый ученик Христа». Разницу в понимании этих выражений многие отчего-то упорно игнорируют. Это кстати, еще один характерный пример того, когда в обиход толкований входит совершенно корявое, грубое и извращенное понимание евангельского текста. Между тем именно «совершенная любовь Бога» к Своему творению лежит в основе интеллектуального богословия апостола Иоанна. Не чувственного, как опять же многие полагают, а интеллектуального. Любовь, забота, внимание, пронизывают все творение, и «Божье» в мире узнается по наличию этих признаков:

«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас… пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Евангелие от Иоанна свидетельское, он описывал то, чему сам был участником и свидетелем. Поэтому сообщение о себе как ученике, которого Иисус любил, является первой ступенью этого свидетельства. Это очевидность, которую он сам для себя констатировал. Называя апостола Иоанна «Богословом», полагают, что в его книгах содержится что-то особенно неземное и умом не постигаемое. Богослов, мол. Богословы — они все говорят о Боге так вычурно, что понимать надо только «сердцем». Вкладывая в слово «сердце» тоже какое-то особое и невидимое отделение в анатомическом органе, умеющем разглядывать все значительно лучше ума. Напротив, богословская мысль апостола Иоанна чрезвычайна проста. Другое дело, что выражает он ее местами довольно сложно, и объяснение тому находится, вероятно, в языке. Апостол, как всякий развитый человек, понимал, что кондовые выражения со временем и довольно скоро утрачивают значение, переназначаются порою до прямо противоположного.

И, главное, они затираются и перестают восприниматься разумом в их на сей момент понятном и правильно понимаемом значении. Чтобы выразить мысль наиболее адекватно пониманию, требуется иногда отказаться от выражений, которые очень скоро переиначутся в такую «буквальность», которая перевернет все с ног на голову. В религии это вообще обычное дело, любую мысль превращать в «исполнительный лист»: делай так, как Бог велел, где «повелением Бога» может стать все, что угодно. Случалось даже читать, что «повеление Божье» вырвать себе глаза и оторвать руки-ноги (Мтф 18: 8−9) «люди не могут исполнять по слабости». А так бы, конечно, следовало, не будь мы столь немощны. То есть образный язык людьми в религиях иногда напрочь игнорируется, каждое слово в Писаниях готовы воспринимать не иначе, как сигнал к действию, не пытаясь даже понять, что здесь содержится мысль, ее надо понять, осознать, о чем она, а не ефрейторский приказ хватать и бежать не думая, и даже желательно не думая, а, главное, поскорей. Пока мысль не вторглась и не помешала хватанию и бежанию.

Апостол Иоанн пишет Евангелие. Икона. XIX в

Метафорический язык апостола местами сложен. Он при этом не столько мешает понять мысль, сколько мешает толковать ее превратно, извращенно. Впрочем, лукавый человеческий ум все равно выкручивается, превращая ученика в «любимчика», а его слова — в «поэзию, понимаемую только сердцем». И в Евангелии от Иоанна, и в Откровении многое, очень многое истолковывается превратно, ошибочно. Основная же богословская мысль апостола чрезвычайно проста. Соответствие Богу в людях сполна открывается через исполняемое братолюбие. Отказ от злых дел, от обмана, от всяких эгоистических устремлений высвобождает «сокровенного человека», действующего, поступающего соответственно «Свету», открытого людям в «Слове». Что означает — смысл мироздания достаточно очевиден, его просто не надо заслонять законами, принуждениями, страхом, «потому что в страхе есть мучение, боящийся несовершен в любви». Достаточно понять и принять Смысл («Слово»), чтобы в каждом обнаружилось это соответствие.

Местами метафорически, местами исторически Иоанн описывает Христа как своего Учителя, словами и делами являющего и открывающего людям этот смысл. И согласно этому смыслу он не «любимчик», а человек, познавший, в чем заключен этот смысл.

Иаков Старший – защитник пилигримов

Он был старшим братом Иоанна Богослова, за что и получил такое имя. Апостол имел импульсивный, пылкий нрав – так, однажды он предложил Иисусу Христу низвергнуть огонь на самарян, которые не приютили странников по дороге в Иерусалим, на что Творец ответил: «Сын Человеческий пришёл не губить души, а спасать» (Лк. 9:56).

Праведник создал первые христианские общины в Испании, за что и был убит в 44 г. царём Иродом Агриппой I. Мощи апостола положили в лодку и пустили по Средиземному морю. Течение отнесло челнок к устью реки Улья, и в 813 г. не тронутое разложением тело нашёл инок-отшельник Пелайо. В 899 г. над останками возвели церковь, вокруг которой образовался город Сантьяго-де-Компостелла.

Этот подвижник – небесный заступник Испании, Чили и Кубы, где его зовут Сантьяго Матаморос (Святой Яго Мавроборец). А паломничество к мощам Иакова избавляет от грехов, дарит спокойствие, умиротворение и счастье.

Иаков и Иуда Фаддей – сыны Алфеевы

Об этих праведниках известно очень мало, так как сведения о них смешиваются с преданиями о других апостолах. Так, Иаков Алфеев проповедовал в Иудее, Эдессе, Газе и Южной Палестине, а в 62 г. принял мученическую смерть в Египте. Иуда же (чтобы отличить этого подвижника от человека, предавшего Творца, к его имени добавляют «Не Искариот»), трудился в Аравии, Сирии, Месопотамии и Палестине. Также он слывёт одним из основоположников армянской церкви.

Чаще всего святых братьев поминают, когда произносится общая молитва 12 апостолам, однако Вы можете просить у них и об изгнании злых духов, защите от безбожников, укреплении души и тела.

Филипп и Варфоломей – отцы церквей

Считается, что эти праведники были родственниками или близкими друзьями – об этом свидетельствует тот факт, что Господь сделал их своими учениками одновременно, вслед за Андреем и Петром. Мужчины происходили из Каны Галилейской, но после сошествия Святого Духа их пути разделились. Филипп начал проповедовать в Галлилее, Греции, Сирии, Аравии и Фригии, а Варфоломей – в Малой Азии, Индии и Армении. Там они основали местные сообщества верующих, открыв людям Христовы заповеди, историю крестного пути Божьего Агнца, правила почитания Творца, а также имена 12 апостолов.

Оба подвижника стали мучениками – Филиппа распяли в 80 г., в Иераполе Фригийском, а с Варфоломея сняли кожу и обезглавили по приказу армянского царя Астиага. Однако язычникам не удалось сломить святых старцев – их души вознеслись к небесному престолу Иисуса, чтобы пособлять всем христианам. Поэтому молитва к праведникам поддержит Вас в минуты искушений и сомнений, обеспечит крепкое здоровье и хорошее самочувствие, изобличит вражеские интриги и козни.

Левий Матфей – автор первого Евангелия

Апостол Матфей был мытарем, то есть сборщиком податей. Иудеи презирали подобное занятие, поэтому поступок Божьего Сына, который привёл к себе изгоя, поразил его современников – Спасителя даже упрекнули в том, что Он предпочитает находиться радом с нечестивцами. На это Христос ответил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:29).

После Вознесения Матфей жил в Иерусалиме, записывая наставления Иисуса и события из Его жизни. А в 41 г. он отправился с пастырской миссией в Сирию, Мидию, Персию и Эфиопию – в последней стране подвижника и казнил царь Фулвиан.

Апостол покровительствует финансистам, бухгалтерам, таможенникам и работникам налоговой службы, а ещё он защищает от злоупотреблений властью.

Симон – родственник Иисуса Христа

Имя этого подвижника обязательно сопровождается припиской «Зилот» либо «Кананит». Так называли лишь наиболее ревностных верующих, которые соблюдали все еврейские законы. А из-за того, что апостол был сыном Иосифа Обручника и его первой жены, Саломии, Симона ещё именуют «по плоти братом Господа». Считается, что именно на его свадьбе Сын Божий превратил воду в вино.

Праведник путешествовал по Египту, Ливии и Грузии. На Черноморском побережье Кавказа его и умертвили, заживо распилив пилой.

Подвижник помогает знахарям, врачам, знатокам трав и тем, кто страдает от каких-либо недугов.

Ключевые стихи:

«Изначально был Тот, кто является Словом. Он был с Богом, и Он был Бог …?И Тот, кто является Словом, стал человеком и жил среди нас. Мы видели Его Божественное величие и силу – Он получил их как единственный Сын у Отца, – воплощение милости и истины» (Иоанна 1:1, 14).

«На следующий день Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: “Вот Божий Ягненок, который унесет грех мира!”» (Иоанна 1:29).

«Ведь Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь» (Иоанна 3:16).

«Вот ваше дело для Бога, – сказал им в ответ Иисус, – верьте в Того, кого Он послал» (Иоанна 6:29).

«Вор же приходит лишь для того, чтобы украсть, убить и разрушить. Я пришел для того, чтобы жизнь они обрели, жизнь во всей полноте» (Иоанна 10:10).

«Я дам им вечную жизнь, и они не погибнут вовеки, их никто у Меня не похитит» (Иоанна 10:28).

«Иисус сказал: “Я – Воскресение и Жизнь. Тот, кто верит в Меня, даже если умрет, будет жить.?А всякий, кто жив и верит в Меня, вовек не умрет. Веришь ты в это?”» (Иоанна 11:25–26).

«Если будет любовь между вами, все узнают, что вы – Мои ученики» (Иоанна 13:35).

«Говорит ему Иисус: “Я – Путь, Истина и Жизнь. Только через Меня можно прийти к Отцу”» (Иоанна 14:6).

«Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? – отвечает Иисус. – Тот, кто видел Меня, видел Отца. Как же ты говоришь: “Покажи нам Отца”?» (Иоанна 14:9).

«Посвяти их себе силой истины, истина – это Слово Твое» (Иоанна 17:17).

«Иисус, отпив вина, сказал: “Свершилось!” И, склонив голову, предал дух Богу» (Иоанна 19:30).

«”Ты поверил потому, что Меня увидел? Но счастливы те, кто, не видев Меня, поверили!” – говорит ему Иисус» (Иоанна 20:29).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]