После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу.
Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?
Они отвечали Ему: нет.
Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что́ тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
ИОАНН XXI
(между 1210 и 1220, Лиссабон — 20.05.1277, Витербо; до избрания папой — Петр Юлиани), папа Римский (с 16 сент. 1276). До последнего времени И. отождествлялся исследователями с Петром Испанским, однако в новейшей лит-ре (D’Ors Á. 1997; 2001; 2003) была доказана неправомерность этого отождествления. О происхождении Петра Юлиани практически ничего не известно. По одной из гипотез, его отцом был канцлер португ. кор. Саншу I (1185-1212) Юлиан Паис. Согласно др. т. зр., прозвище Юлиани происходит от приходской ц. св. Иулиана (Юлиана) в Лиссабоне, близ к-рой родился буд. папа. Большинство исследователей сходятся на том, что Петр Юлиани учился в Парижском ун-те; ему была присвоена степень магистра.
Надгробие Иоанна XXI, папы Римского. XVI в.; 1952 г. (Музей собора св. Лаврентия в Витербо) Надгробие Иоанна XXI, папы Римского. XVI в.; 1952 г. (Музей собора св. Лаврентия в Витербо)
Попытку восстановить «португальскую» биографию Петра Юлиани предпринял Ж. Ф. Мейриньюш (Meirinhos. 2000) Самое раннее известие о церковной карьере Петра Юлиани относится к 1250 г.- он занимал должности декана Лиссабона и архидиакона Браги и был советником и представителем кор. Афонсу III Португальского в отношениях с клиром (короля обвиняли в нарушении прав Церкви). 11 дек. 1257 г. при поддержке короля он стал приором коллегиальной ц. Богоматери (Носа-Сеньора-да-Оливейра) в Гимарайнше (этот бенефиций не был вакантным, что привело к конфликту с его держателем; официально статус Петра Юлиани был утвержден папой лишь 28 окт. 1263). К 1258 г. относится начало конфликта между Петром Юлиани и Афонсу III из-за избрания Лиссабонским епископом Михаила, неугодного Петру Юлиани. С жалобой на якобы неканоническое избрание Михаила Петр Юлиани впервые приехал в папскую курию. Папа Римский Урбан IV признал каноничными выборы Лиссабонского епископа, а Петру Юлиани удалось добиться от папы утверждения в должности приора ц. Богоматери. Примирившись с португ. королем, в 1263 г. Петр Юлиани стал наставником (magister scholarum) одной из школ в Лиссабоне, однако с этого времени он подолгу находился при папской курии, где во многом благодаря покровительству кард. Оттобоно Фиески (буд. папы Римского Адриана V) быстро сделал карьеру. В мае 1272 г. Петр Юлиани был избран архиепископом Браги. Избрание, видимо, не было утверждено португ. королем, т. к. в актах Лионского II Собора (1274) Петр Юлиани упоминается как «electus Bracarensis» (избранный архиепископ Браги). 3 июня 1273 г. он был возведен в достоинство кардинала-епископа Фраскати. Управлял архиеп-ством Браги до 1275 г., когда папа назначил ему преемника.
В 1273-1274 гг. Петр Юлиани сопровождал папу Римского Григория X на II Лионский Собор. После кончины Григория X (10 янв. 1276) принимал участие в конклавах, на которых были избраны папы Римские Иннокентий V и затем Адриан V. После кончины Адриана V (18 авг. 1276) конклав, собравшийся в Витербо 8 сент. 1276 г., в течение недели не мог принять окончательного решения, что стало причиной беспорядков в городе. 16 сент. при поддержке кард. Джованни Орсини (впосл. папа Римский Николай III) Петр Юлиани был избран на Папский престол. Ошибка переписчиков Liber Pontificalis, допущенная, по всей видимости, в кон. XI в. (см. ст. Иоанн XIV), привела к сбою в нумерации пап с именем Иоанн, и Петр Юлиани принял имя Иоанн XXI, хотя папы с именем Иоанн XX не существовало. Церемония папской интронизации, к-рую провел кард. Джованни Орсини, состоялась 20 сент. 1276 г. в кафедральном соборе св. Лаврентия в Витербо. Согласно описаниям хронистов, И. был кроток, уступчив, выслушивал всех приходящих к нему просителей независимо от их общественного положения.
Первыми постановлениями нового папы стали изменения в правилах проведения конклава. Буллой «Licet felicis recordationis» от 20 сент. 1276 г. он приостановил действие правил, принятых на II Лионском Соборе и изложенных в конституции «Ubi periculum» папы Григория X. Установленные Григорием Х правила работы конклава (запрет участникам покидать помещение, где проводится конклав (за исключением случаев болезни), и лишение кардиналов-электоров пищи в случае, если конклав затянется) имели целью сократить период вакации Папского престола и ограничить влияние внешних сил на процесс избрания папы, что не нашло поддержки в Коллегии кардиналов. Возражения против правил Григория X были высказаны Адрианом V, и И. лишь придал им статус закона. Действие конституции «Ubi periculum» было восстановлено в 1294 г.
В отношениях со светскими государями деятельность И. была направлена на защиту папства от влияния королей и императора, утверждение роли папы как посредника в спорах между государями и в целом на усиление влияния Римской курии на европ. политику. Кор. Сицилии и Неаполя Карл I Анжуйский (1266-1285), приехавший принести вассальную клятву новому папе, вынужден был обещать, что в состав Неаполитанского королевства никогда не будут входить Тоскана и Ломбардия. Титулы сенатора Рима и викария Тосканы и Ломбардии, дарованные Карлу I папой Римским Иннокентием IV, так и не были подтверждены. Вместе с тем папа способствовал примирению Карла I Анжуйского с герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291). С последним велись переговоры о восстановлении папской светской власти над Равеннским экзархатом. От англ. кор. Эдуарда I Длинноногого (1272-1307) И. потребовал выплатить чинш (вассальный сбор), не поступавший в Рим с 1215 г., и освободить пленников — Элеонору, гр. де Монфор, и ее брата Амори, захваченных в ходе междоусобной распри. Попытка И. организовать крестовый поход провалилась из-за раздоров между кор. Франции Филиппом III (1270-1285) и кор. Кастилии Альфонсом X (1252-1284), оспаривавших королевство Наварра. В кон. 1276 г. папским легатам удалось временно уладить конфликт между королями, однако весной 1277 г. вновь начались приготовления к войне, к-рой удалось избежать лишь благодаря вмешательству папы.
Важными для И. были отношения с Византийской империей. Заключенная на II Лионском Соборе уния Церквей (1274) и произнесенные от имени имп. Михаила VIII Палеолога визант. послом Георгием Акрополитом признание примата Римского папы и клятва верности папе требовали офиц. подтверждения визант. императором. Кроме того, посольство под рук. Георгия Метохита, прибывшее из Византии незадолго до смерти папы Григория X, ожидало ответов на вопросы, касавшиеся организации нового крестового похода, маршрута армии крестоносцев, а также того, в какой мере глава Римской Церкви намеревался поддерживать агрессивную политику Карла Анжуйского в отношении Византии. Посольство, отправленное в К-поль папой Иннокентием V, вернулось в Рим из Анконы после получения известий о смерти папы. Посольство в Византию, подготовкой к-рого занимался уже И., было отправлено в нояб. 1276 г. Письма императору и патриарху К-польскому и инструкции легатам не сохранились, однако, вероятно, они повторяли аналогичные документы периода понтификата Иннокентия V: папа, намекая на угрозу Византии со стороны Карла Анжуйского и обещая помощь в борьбе с ним, призывал императора и патриарха Иоанна XI Векка ратифицировать заключенную на II Лионском Соборе церковную унию, подтвердить включение Filioque в Символ веры и признать примат папы Римского (согласно секретным инструкциям, требовалось, чтобы клятвы верности папе были публично принесены имп. Михаилом VIII и его сыном Андроником (или только Михаилом в присутствии доверенных лиц), а также всеми визант. священниками). В 1277 г. на Влахернском Соборе имп. Михаил VIII, Андроник и епископы К-польской Церкви произнесли Символ веры с Filioque и принесли клятву верности папе. Информация о дипломатическом успехе миссии была получена в Риме уже после смерти И. Готовившееся посольство в Монгольскую империю не было отправлено из-за скоропостижной смерти папы.
И. уделял большое внимание Парижскому ун-ту, поддерживал нуждавшихся студентов, неоднократно выделял для них средства. В послании 18 янв. 1277 г. епископу Парижа Стефану Тампье (в 1270 осудившему ряд тезисов аверроизма) И. просил обратить более пристальное внимание на уровень образования в ун-те. В новый список осужденных доктрин, обнародованный 7 марта 1277 г., Парижский епископ включил уже 219 тезисов.
Для собственных научных занятий папа пристроил отдельное помещение в папском дворце в Витербо. 14 мая 1277 г., когда папа находился в лаборатории, крыша внезапно обрушилась. И. был завален обломками, получил тяжелые травмы и через неск. дней скончался. Неожиданная смерть папы вызвала споры среди современников И., трактовавших ее как наказание за грехи, пренебрежение к решениям Собора, занятия магией и т. п. Другие считали его гибель досадной случайностью. Почти сразу вокруг смерти И. стали складываться различные легенды. В частности, хронист XIV в. Зигфрид из Бальнхаузена (Siegfried presbyter de Balnhausin. Compendium historiarum // MGH. SS. T. 25. P. 708) утверждал, что крыша обвалилась в тот момент, когда папа диктовал некий богохульный трактат.
Вероятно, начало традиции приписывать Петру Юлиани сначала медицинские трактаты, подписанные именем Петр Испанский, а потом и все остальные работы из этого корпуса было положено в «Новой церковной истории» Толомея из Лукки (ок. 1227-1327) (Tolomeo da Lucca. Historia ecclesiastica nova // Muratori L. A. Rerum Italicarum Scriptores. Mediolani, 1727. Vol. 11. Col. 1176). Как показали последние исследования, с уверенностью авторство И. нельзя доказать ни для одного из данных трактатов.
И. похоронен в кафедральном соборе св. Лаврентия в Витербо.
Ист.: Potthast. RPR. Bd. 2. P. 1710-1721; Le Registre de Jean XXI (1276-1277): Recueil des bulles de ce pape, publ. ou analysées d’après le ms original des Archives du Vatican / Éd. L. Cadier. P., 1898.
Лит.: Stapper R. Papst Johannes XXI.: Diss. Münster, 1898; Riesman D. A Phisician in the Papal Chair // Annals of Medical History. N. Y., 1923. Vol. 5. P. 291-300; Seppelt. Geschichte. 1956. Bd. 3. P. 539-542; Glorieux P. La faculté des Arts et ses maîtres au XIIIe siècle. P., 1971. P. 284-288; Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the 13th Cent. Camb., 1971; Antunes J. O percurso e o pensamiento político de Pedro Hispano, arcebispo-eleito de Braga e Papa João XXI // IX Centenario da dedicação da Se de Braga. 1990. Vol. 2. P. 125-184; Da Cruz Pontes J. M. On Some Works Attributed in Error to Petrus Hispanus Portugalensis // Knowledge and the Sciences in Medieval Filosophy: Proc. of the VIIIth Intern. Congress of Medieval Philosophy. Helsinki, 1990. Vol. 3. P. 28-33; Nagel S. Antropologia e medicina nei Problemata di Pietro Ispano // Medioevo: Riv. di Storia della Filosofia Medievale. Padova, 1991. T. 17. P. 231-248; D’Ors Á. Petrus Hispanus O. P., Auctor Summularum (I) // Vivarium. Leiden, 1997. Vol. 35. N 1. P. 21-71; idem. Petrus Hispanus O. P., Auctor Summularum (II): Further Documents and Problems // Ibid. 2001. Vol. 39. N 2. P. 209-254; idem. Petrus Hispanus O. P., Auctor Summularum (III): Petrus Alfonsi or Petrus Ferrandi? // Ibid. 2003. Vol. 41. P. 249-303; Meirinhos J. F. Giovanni XXI, papa // Dizionario Biografico degli Italiani. R., 2000. Vol. 55. P. 600-611.
М. В. Панфилова