Серафим Роуз — Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах


Мытарства блаженной Феодоры

Мытарства блаженной Феодоры

Здравствуйте, дорогие наши посетители!
Что такое – мытарства? И кто такие мытари? Когда умерший человек начинает проходить мытарства, и сколько мытарств необходимо будет пройти каждому человеку, после его смерти? Давайте попробуем ознакомиться с этими терминами, и попытаемся понять, что нас ждет после смерти?

Мытарь – это сборщик податей, налогов. Следовательно, мытарство – это место сбора податей. В случае посмертных мытарств, в роли мытарей выступают бесы, которые предъявляют свои права на владение той или иной человеческой душой, и всячески препятствуют ее прохождению в Рай.

Мытарства блаженной Феодоры, описанные в житии святого десятого столетия, преподобного Василия Нового (празднование его совершается 26 марта, по новому стилю – 8 апреля), составляют собой описание посмертного состояния человеческой души.

Бесы на каждом мытарстве, а всего мытарств – 20, искушают умершего человека, всячески пугают его, показывая список нераскаянных на исповеди грехов; пытаются завладеть его душой, на правах того, что данный человек, при своей земной жизни, был подвержен тем или иным грехам.

Предлагаем Вашему вниманию краткий пересказ Мытарств блаженной Феодоры, поясняющий нам, какие мытарства существуют, и за какие наши нераскаянные прегрешения человек может остаться в них навсегда. Внимательное ознакомление с мытарствами будет полезно для нас, для более тщательной подготовки к исповеди, для испытания своей совести, обретения нами покаянного настроения.

Вот о чем поведала блаженная Феодора, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию (Ч. М. 26 марта):

«Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили. Тогда один из Ангелов строго сказал им: «О бесстыдные, проклятые и злобные враги рода человеческого! Зачем всегда спешите вы приходить к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучающуюся с телом? Не радуйтесь, тут вы ничего для себя не найдете: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего общего с нею!» Бесы неистово закричали и начали показывать записи о злых делах, от юности мной сделанных, говоря: «Мы не имеем дела до нее? А это чьи грехи? Не она ли творила их?» — крича таким образом, они выжидали смерти моей. И вот из уст моих излетел последний вздох, светлые Ангелы взяли мою душу на руки свои. Я оглянулась назад и увидела, что тело мое лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на тело свое и очень удивлялась этому. Между тем как Ангелы держали меня, бесы окружили нас и кричали: «Эта душа имеет много грехов, пусть отвечает за них!» Св. Ангелы собирали все, что я сделала когда-либо доброго, малейшие добрые дела, одно за другим, св. Ангелы собирали и готовили, чтобы положить против злых моих дел. Бесы, смотря на это, скрежетали на меня зубами своими, хотели тотчас вырвать меня из рук ангельских и низвести на дно ада. В это самое время внезапно явился преподобный отец Василий (у которого по смерти мужа жила в услужении преп. Феодора, посвятившая себя на служение ближним и молитву и пред кончиной своей принявшая иночество) и сказал св. Ангелам: «Святые Ангелы! Эта душа много послужила к упокоению старости моей, а потому я молился о ней Богу, и Бог даровал ее мне».

Сказавши это, он вынул из-за пазухи как бы некий мешочек с золотом и отдал его Ангелам со словами: «Вот сокровище моих молитв пред Господом об этой душе. Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать ее, то вы искупляйте ее этим от долгов ее». После сего он стал невидим, а св. Ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток.

Когда мы шли от земли к высоте небесной, то вначале встретили нас воздушные духи 1-го мытарства, на котором истязуются грехи празднословия, то есть бесед безрассудных, скверных. Мы остановились, и пред нами вынесены были многие свитки, где записаны были все слова, произнесенные мной от юности моей непотребно и безрассудно, а особенно если они выражали что-нибудь срамное или кощунственное, как то нередко бывает на языке людей молодых. Я видела записанными там все свои праздные слова, бесстыдные песни, бесчинные крики, смех и хохот. Всем этим малые духи обличали меня, указывая на время и место, когда, где, с кем занималась я суетной беседой и прогневала Бога своими непристойными словами, не считая это грехом, а потому не исповедовалась духовному отцу и не раскаивалась. Я молчала, как безгласная, не будучи в состоянии отвечать, потому что духи лукавые обличали меня правильно. Когда я молчала, стыдилась и от страха трепетала, св. Ангелы положили нечто из моих добрых дел, а недостающее восполнили из сокровища, данного отцом Василием, и этим выкупили меня. «Когда же Ангелы представят добрые дела к оправданию души, — говорит св. Иоанн Дамаскин в Слове об усопших в вере, — и злые духи припомнят столько же грехов к ее осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых».

Оттуда пошли мы выше и приблизились ко 2-му мытарству — лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, то есть клятвопреступление, напрасное призывание имени Божия, лжесвидетельство, неисполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное. Духи этого мытарства злы и свирепы; они остановили нас и начали меня подробно испытывать. Но я обличена была ими только в том, что иногда лгала в неважных вещах и не считала того за грех. А клятвопреступлений, лжесвидетельства и других важных беззаконий не нашли во мне.

Достигли мы 3-го мытарства, истязующего осуждение и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек грех осуждения ближнего и как велико зло клеветать на кого-либо, бесславить, хулить, браниться и смеяться над чужими недостатками. Таких грешников лютые демоны истязают как противников Христа, предвосхитивших себе право суда над другими. Но во мне, по благодати Христа, немного нашли этих грехов, я во все дни жизни моей старалась удерживаться от них.

Дошли мы до 4-го мытарства — чревоугодия, и тотчас выбежали навстречу нам злые духи. Лица их были похожи на лица сластолюбивых обжор и мерзких пьяниц. Обойдя нас, как псы, они тотчас же показали нам счет всех случаев моего объедения, когда я ела тайно, или сверх нужды, или с утра не помолившись, или хотя бы не оградив себя крестным знамением, когда ела во св. посты до совершения богослужения. Представили и все случаи моего пьянства, даже показывали те самые чаши, рюмки и прочие сосуды, из коих я упивалась в такое-то время, на таком-то пиру, с такими-то собеседниками. И всякое мое чревоугодие до подробности поставили на вид и радовались, как бы уже получив меня в свои руки. Я трепетала, видя мое обличение, и не знала, что отвечать вопреки. Но св. Ангелы, вынув довольно из даров преп. Василия, положили то против моих грехов и выкупили меня. Увидев выкуп, злые духи вскричали: «Горе нам! Пропали наши труды!» — и бросили на воздух свои записи о моем чревоугодии.

Я осмелилась сказать моим путеводителям: «Мне кажется, св. Ангелы, что никто из живущих на земле не знает того, что здесь происходит и что ожидает душу по смерти». Но Ангелы отвечали мне: «А разве не свидетельствует обо всем этом людям Божественное Писание? Только люди, пристрастившиеся к земной суете, небрегут о нем, забывши страх Божий. Впрочем, кто из них милостив к нищим и убогим помогает, тот легко получает от Бога прощение грехов своих и ради милосердия своего проходит все мытарства без остановки. А кто не старается милостынями очищать грехи свои, тому невозможно избегнуть темных мытарей, которые низводят души согрешивших во ад и держат в узах до страшного Суда Христова».

В такой беседе мы дошли до 5-го мытарства — лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не трудившиеся, и наемники, берущие плату, но не исполнявшие обязанностей, принятых на себя. Здесь же истязуются и те, которые нерадят о прославлении Бога, ленятся в воскресные и праздничные дни ходить в храм к утрене, литургии и другим службам. Там же испытывается вообще небрежение как мирских, так и духовных людей и нераденье о своей душе, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы св. Ангелы не восполнили моих недостатков дарами преп. Василия.

На 6-м мытарстве — воровства, хотя и были остановлены мы на некоторое время, но, дав немного выкупа, пошли далее, потому что не обрелось на мне воровства, кроме весьма маловажных случаев в моем детстве.

7-е мытарство — сребролюбия и скупости, прошли мы без задержки, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что Бог давал, и не была скупой, но что имела, усердно раздавала бедным.

Поднявшись еще выше, мы встретили 8-е мытарство — лихоимства, где истязуют дающих деньги за противозаконные проценты и всех наживающихся за счет своих ближних, взяточников и присвоителей чужого. Истязатели, не найдя во мне лихоимства, скрежетали зубами от досады, а мы, благодаря Бога, пошли выше.

9-е мытарство — неправды, где истязуются неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных, также люди, не дающие наемникам условленной платы или в торговле употребляющие неправильно власть или меру, и вообще все делающие какую-либо несправедливость, мы, по милости Божией, прошли благополучно.

10-е мытарство — зависти, мы прошли ничего не заплативши, потому что я никогда не завидовала. Тут же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть, но, по милосердию Христа Бога, я оказалась невинной в этих грехах, и хотя видела ярость скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась их — и мы, радуясь, пошли выше.

11-е мытарство — гордости, где надменные духи истязуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание, за невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и за неповиновение им, мы также прошли свободно.

На 12-м мытарстве — гнева и ярости, воздушные истязатели хотя и очень свирепы, но мало что от нас получили, и мы пошли далее, радуясь о Господе.

На 13-м мытарстве — злопомнения, где без милости испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло, милосердие Господне спасло меня, потому что во мне не было злопомнения, здесь мы ничего не заплатили и, радуясь о Господе, пошли далее.

Тогда я осмелилась спросить ведших меня Ангелов: «Скажите мне: откуда эти страшные властители воздушные знают так подробно все злые дела людей, не только явные, но и тайные?» «Всякий христианин, — отвечали Ангелы, — после св. крещения получает от Бога Ангела-Хранителя, который наставляет его на всякое доброе дело и записывает все добрые дела его, за которые человек может получить от Бога милость и воздаяние. И князь тьмы также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, поощрял его своими кознями к злым делам и записывал все худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны демонам. Когда же душа разлучится от тела и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют ей на этом пути, показывая ей (как и тебе) содеянные ею грехи. Если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать ее, а если грехов найдется больше, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют ее в темнице, дабы не видела Бога, и мучат, сколько сила Божия дозволит им, пока та душа посредством молитв Церкви и милостыни ближних не получит прощения. Если же такая душа окажется такой грешной и нечистой пред Богом, что не будет для нее никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят ее в бездну ада. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня и потом, после соединения со своими телами, будут мучаться вместе с диаволами в геенне огненной. Путем мытарств восходят и испытываются на них только просвещенные св. верой и крещением, неверующие же сюда совсем не приходят, потому что, еще до разлучения от тела, душами своими принадлежат аду, и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души как принадлежащую им добычу и низводят в адскую пропасть».

Беседуя так, мы достигли 14-го мытарства — убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар нанесенный, за пхание с гневом и толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее.

Прошли мимо 15-го мытарства — чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. По милости Божией, бесы ничего не нашли во мне здесь, и мы пошли далее, провожаемые злобным криком демонов: «Вот придешь на мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!»

Когда мы поднимались выше, я осмелилась еще спросить Ангелов: «Все ли христиане проходят через эти мытарства и нет ли возможности пройти их без испытаний?» Ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так истязаемы, как ты и подобные тебе грешники, которые творят неполное исповедание своих грехов, из ложного стыда утаивая перед духовником срамные дела свои. Кто же чистосердечно рассказывает на исповеди все свои злые дела и жалеет о содеянном, того грехи невидимо заграждаются Божиим милосердием. И тогда всякая покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, раскрыв свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа, радуясь, восходит к престолу Божию. Тебе много помогло то, что ты давно уже перестала грешить смертно и последние годы жизни своей проводила добродетельно, и особенно помогли тебе молитвы преп. Василия, коему ты много послужила».

Князь 16-го страшного мытарства — блуда, где истязуются блудные мечты, мысленное услаждение в том, блудные воззрения, порочные осязания и страстные прикосновения, был облечен в нечистую и смрадную одежду, и множество бесов стояло около него. Увидев меня, они удивились, что я прошла уже столько мытарств и, вынеся записки о всех моих блудных делах, обличили меня, указывая на лица и на места, на время, с кем, когда и где я грешила в юности моей. Я молчала и трепетала от стыда и страха, но св. Ангелы сказали бесам: «Она давно уже оставила блудные дела и последнее время проживала в чистоте, воздержании и посте». А бесы отвечали: «И мы знаем это, но она неискренне исповедовалась в своих блудных грехах перед духовником и не получила от него надлежащей заповеди об удовлетворении за грехи, потому она наша! Или оставьте ее нам, или выкупайте добрыми делами». Ангелы положили много из моих добрых дел, а еще больше от даров преп. Василия, и я едва избавилась от лютой беды.

В 17-м мытарстве — прелюбодеяния, где истязуются грехи людей, живущих в супружестве, но не сохраняющих супружеской верности, оскверняющих свое ложе блудом, также блудные похищения и насилия, строго истязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя Богу, но не соблюдших чистоты. И я много должна была на этом мытарстве; лукавые духи уже обличили меня и хотели вырвать из рук Ангелов, и Ангелы, долго спорив с ними, едва искупили меня — не столько моими добрыми делами, которые положили здесь все до последнего, сколько сокровищем отца моего Василия, которого также очень много положили на весы против моих беззаконий и, взяв меня, пошли далее.

Князь 18-го мытарства — содомских грехов, на котором истязуются все противоестественные грехи, кровосмешение и другие скверные дела, совершаемые тайно, о коих даже и вспомнить человеку стыдно и страшно, был мерзостнее всех бесов, опачкан гноем и смрадом, таковы же и все его слуги, смрад от них был нестерпимый, злообразие невообразимо, ярость и лютость невыразима. Окружив нас, но, по милости Божией, ничего не найдя во мне, они отбежали от нас со стыдом, а мы пошли дальше.

И сказали мне св. Ангелы: «Ты видела, Феодора, страшные и мерзкие мытарства блудные? Знай же, что мало какая душа проходит их без остановки и выкупа, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все люди сластолюбивы. Мало кто бережет себя от нечистот блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Поэтому весьма многие, достигнув блудных мытарств, здесь погибают. Начальники блудных мытарств хвалятся, что они более всех других истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада. А ты благодари Бога, что прошла блудные истязания, по молитвам преп. отца твоего Василия, и более уже не увидишь страха!»

После сего подошли мы к 19-му мытарству — ересей, где истязуются неправые мудрования о вере, отступничество от православного исповедания веры, неверие, сомнение о вере, порицание святыни. Я прошла это мытарство без испытания, и вот уже мы были недалеко от врат небесных.

Но нас встретили злобные духи последнего, 20-го мытарства, — немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Если бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя постами, непрестанно молился и сохранял чистоту телесную, но был немилостив, таковой из этого последнего мытарства низвергается в бездну ада и не получает милости вовеки. Но мы, благодатью Христовой, прошли безбедно через это место, при помощи молитв преп. Василия”.

Так что, дорогие наши читатели, мы должны стараться избавиться от всех своих грехов еще в нашей земной жизни на Таинстве Исповеди. И делать как можно добрых дел!

Помоги всем нам Господи!

<< На главную страницу
Непридуманные истории >>

Рассказ Феодоры Цареградской о воздушных мытарствах


У преп. Василия была послушница Феодора, которая много служила ему; приняв иноческий чин, она отошла ко Господу. Одному из учеников преподобного, Григорию, пришло желание узнать, где находится по своем преставлении Феодора, сподобилась ли она от Господа милости и отрады за свое служение святому старцу. Часто размышляя об этом, Григорий просил старца ответить ему, что с Феодорой, ибо твердо верил, что угоднику Божию все это известно. Не желая огорчить своего духовного сына, преп. Василий помолился, чтобы Господь открыл ему участь блаженной Феодоры. И вот Григорий увидел ее во сне — в светлой обители, полной небесной славы и неизреченных благ, которая была уготована Богом преп. Василию и в которой водворена была Феодора по его молитвам. Увидев ее, Григорий обрадовался ииспросил ее, как разлучилась душа ее от тела, что она видела присвоейкончине, как проходила воздушные мытарства. На эти вопросы Феодора отвечала ему так: «Чадо Григорие, о страшном деле спросил ты, ужасно вспомнить о нем. Видела я лица, которых никогда не видела, и слышала слова, которых никогда не слыхала. Что я могу сказать тебе? Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела, но при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василия мне все было легко. Как передать тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх и смятение, которое приходится испытывать умирающим! Как огонь сжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертная в последний час разрушает человека. Поистине страшна смерть подобных мне грешников!
Рассказ Феодоры

Когда я приблизилась к концу своей жизни и настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество эфиопов, стоявших около моей постели. Лица их были черны, как сажа и смола, очи — раскаленные угли, а взгляд страшный до того, что и сказать нельзя. Они, гневно глядя на меня, скрежетали зубами, как будто хотели сожрать меня. Тут же они приготовляли бумаги, как бы ожидая какого судию, и развертывали свитки, в которых были записаны все мои злые дела. Бедная душа моя была в несказанном страхе и трепете. Страшен вид эфиопов, и не слышно голосов их.

Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и они препоясаны были крестообразно на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собою, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их эфиопы содрогнулись и отступили. Тогда один из светоносных юношей строго сказал им: «О бесстыдные, проклятые и злобные враги рода человеческого! Зачем всегда спешите приходить к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучающуюся с телом? Не радуйтесь, тут вы ничего для себя не найдете: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего общего с нею!». Эфиопы неистово закричали и начали показывать записки о злых делах, от юности мною содеянных, говоря: «Мы не имеем дела до нее? А это чьи грехи? Не она ли творила их?». Крича, таким образом, они выжидали смерти моей. И вот пришла смерть, и из уст моих излетел последний вздох, а светоподобные ангелы взяли мою душу па руки свои. Я оглянулась назад и увидела, что мое тело лежит без чувства и движения. Подобно тому как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела па свое тело, будто на одежду, и очень удивлялась этому.

Между тем как святые ангелы держали меня, бесы в виде эфиопов окружили нас и кричали: «Эта душа имеет много грехов, пусть отвечает за них!». И начали показывать мои грехи, а святые ангелы начали искать добрых моих дел и обретали благодатию Божиею все, что при помощи ее сделано мною. Они собирали все, что я сделала когда-либо доброе: дала ли милостыню убогим, или накормила алчущего, или напоила жаждущего, или одела наготующего, или странного ввела в дом и успокоила, или послужила рабам Божиим, или посетила больного и в темнице сидевшего и утешила его.

Проходила ли с усердием в храм Божий и молилась с умилением и слезами, или внимательно слушала чтение и пение церковное, или приносила в храм ладан и свечи, или наполняла маслом церковные лампады на освещение святых икон и лобызала иконы с благоговением. Или постилась и воздерживалась в среды. пятки и во все святые посты, или клала поклоны и ночь проводила в бдении. Или воздыхала к Богу и плакала о грехах своих, или исповедовала грехи свои пред отцом духовным с сердечным сожалением о них и старалась делать за них удовлетворение.

Или оказывала что-нибудь доброе ближним, не гневалась на врагов, не памятозлобствовала и кротко переносила досаждения и укоризны. За зло воздавала добром, смирялась, жалела о чужой беде и сострадала страждущим, утешала плачущего и подавала ему руку помощи, споспешествовала кому в добром деле, а от худого отвращала.

Или сама отвращала очи мои от суеты и удерживала язык от клятвы, лжи, клеветы и суесловия — и все иные, самые малейшие добрые мои дела, одно за другим, святые ангелы собирали и готовили положить на весы против злых моих дел. Эфиопы, смотря на это, скрежетали па меня зубами своими, потому что хотели вырвать из рук ангельских и низвести на дно ада. В это самое время нечаянно явился там преподобный отец Василий и сказал святым ангелам: «Святые ангелы! Эта душа много послужила к упокоению старости моей, а потому я молился об ней к Богу, и Бог даровал ее мне».

Сказавши это, он вынул из-за пазухи как бы мешочек с золотом и отдал его ангелам со словами: «Вот сокровище молитв пред Господом об этой душе! Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать ее, то вы искупляйте ее этим от долгов ее». После сего ушел, лукавые же духи, увидев дар преподобного Василия, сперва стояли в недоумении, потом подняли плачевные крики и сделались невидимы.

Тогда снова явился угодник Божий Василий, неся с собою много сосудов чистого елея и драгоценного мира, которые все, один за другим, вылил на меня, отчего я исполнилась благоухания духовного и почувствовала, что я переменилась и сделалась очень светлою. И опять сказал ангелам преподобный: «Когда вы, святые ангелы, сделаете все, необходимое для этой души, тогда введите ее в приготовленную мне от Господа обитель, пусть там и остается». После сего стал невидим; а святые ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток.

Первое мытарство

Когда мы шли от земли к высоте небесной, то вначале встретили нас воздушные духи первого мытарства, на котором истязуются грехи празднословия, то есть бесед безрассудных, скверных, бесчинных. Мы остановились, и пред нами вынесены были многие свитки, где записаны были все слова, произнесенные мною от юности моей непотребно и безрассудно, а особенно если они выражали что-нибудь срамное или кощунственное, как нередко бываст на языке людей молодых.

Я видела записанными там все свои суесловия, сквернословия, все мирские бесстыдные песни, бесчинные крики, хохот. Всем этим злые духи обличали меня, указывая на время и место, когда, где и с кем занималась я суетную беседою и прогневала Бога своими непристойными словами, не считая этого грехом, а потому не исповедываясь в них духовному отцу и не раскаиваясь. Я молчала, как безгласная, не будучи в состоянии отвечать, потому что лукавые духи правильно обличали меня. Когда я молчала, стыдилась и от страха трепетала, святые ангелы положили нечто из моих добрых дел, а недостающее восполнили из сокровища, подаренного преподобным отцом Василием, и этим выкупили меня.

Второе мытарство

Оттуда пошли мы выше и приблизились к мытарству лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, то есть клятвопреступление, напрасное при имени Божия, лжесвидетельство, не исполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное.

Духи этого мытарства злы и свирепы; они остановили нас и начали подробно испытывать. Но я обличена была только в двух: первое, что случалось мне иногда солгать в неважных вещах, и я даже не считала того за грех; второе, что из ложного стыда я, бывало, неискренно исповедовалась пред отцом моим духовным.

А клятвопреступления, лжесвидетельства и тому подобных беззаконий не нашли во мне, по милости Христовой. Святые ангелы на этом мытарстве против моих грехов положили нечто из моих добрых дел, а более молитвы духового отца моего выкупали меня — и мы пошли выше.

Третье мытарство

Достигли мы мытарства, истязующего осуждение и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек грех осуждения ближнего и как велико зло клеветать на кого-либо, осуждать, бесславить, хулить, браниться и смеяться над чужими недостатками. Таких грешников лютые истязатели истязуют как антихристов, предвосхитивших себе право суда над другими. Но во мне, по благодати Христа, немного нашли этих грехов, потому что я во все дни жизни моей прилежно старалась никого не осуждать, ни на кого не клеветать, ни над кем не смеяться и не бранить никого. Только иногда, слушая иных, как они осуждают, клевещут или смеются над кем-нибудь, случалось и мне немного соглашаться с ними мыслию или по неосторожности прибавлять свое слово, и тотчас зазрила себя и останавливалась, но и самое поползновение истязатели вменяли мне в осуждение и клевету. И тут ангелы, выкупивши меня дарованием молитв преподобного Василия, пошли со мною выше.

Четвертое мытарство

Дошли мы до мытарства чревоугодия, и тотчас выбежали навстречу злые духи в надежде найти добычу себе. Лица их были скаредные, похожие на лица сластолюбивых обжор и мерзких пьяниц. Обойдя нас, как псы, они тотчас показали счет всех случаев обжорства, когда я тайно ела или сверх нужды, или с утра, не помолившись и не оградивши себя крестным знамением, принималась за пищу или во святые посты ела до совершения церковного богослужения.

Представили и все случаи моего пьянства, даже показывали те самые чаши, рюмки и прочие сосуды, из коих я упивалась в такое-то время, на таком-то пиру, с такими-то собеседниками. И всякое мое чревоугодие до подробности поставили на вид и радовались, как бы уже получив меня в свои руки. Я трепетала, видя такое обличение, и не знала, что отвечать вопреки. Но святые ангелы, вынув довольно из дарования преподобного Василия, положили то против моих грехов и выкупили меня. Увидевши выкуп, злые духи вскричали: «Горе нам! Пропали наши труды и надежды!». И бросили на воздух свои записи о моем чревоугодии, а я радовалась, — и мы пошли далее.

Когда мы шли, святые ангелы беседовали между собою так: «Истинно, великую помощь эта душа имеет от угодника Божия Василия, и если бы не его молитвы, то много нужды претерпела бы она в воздушных мытарствах». А я, принявши смелость, сказала им: «Мне кажется, святые ангелы, что никто из живущих на земле не знает, что здесь происходит и что ожидает душу по смерти». Но ангелы отвечали мне: «А разве не свидетельствует обо всем этом Божественное Писание, читаемое в храмах и проповедуемое священнослужителями?

Только люди, пристрастившиеся к земной суете, небрегут о том, и, считая величайшим удовольствием ежедневное объедение и пьянство, всегда едят без меры и упиваются, забывши страх Божий. Имея чрево свое вместо Бога, они не помышляют о будущей жизни и не припоминают себе сказанного в писании: горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете, и упивающиеся, потому что возжаждете. Впрочем, кто из них милостив и милосерден к нищим и убогим и помогает требующим помощи, тот легко получает от Бога прощение грехов своих и ради милосердия своего к ближним проходит мытарства без остановки.

Сказано в Писании: милостыня от смерти избавляет и так очищает всяк грех. Творящий милостыни и правды исполнятся жизни. А кто не старается милостынями очищать грехи свои, тому невозможно избегнуть темных мытарей, которые низводят их в ад и держат в узах до страшного суда Христова. И тебе не избежать бы здесь лютой участи, если бы не получила ты сокровища молитв преподобного Василия».

Пятое мытарство

В такой беседе мы достигли мытарства лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не хотевшие трудиться, и наемники, бравшие плату, но не исполнявшие обязанностей, принятых на себя.

Там же истязуются и те, которые не радеют о прославлении Бога, ленятся в праздничные и воскресные дни ходить в храм на утреннее богослужение, на Божественную литургию и другие священные службы.

Там же испытывается вообще уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей, и разбирается нерадение каждого о душе своей, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы святые ангелы не восполнили моих недостатков дарами преподобного Василия.

Шестое мытарство

Оттуда пришли мы к мытарству воровства, где хоть и были остановлены на некоторое время, но, давши немного выкупа, пошли далее: потому что не обрелось на мне воровства, кроме весьма маловажных случаев в моем детстве, происшедших от неразумия.

Седьмое мытарство

Мытарство сребролюбия и скупости прошли мы без задержания, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что Бог давал, и не была скупою, но что имела, усердно раздавала нуждающимся.

Восьмое мытарство

Поднявшись выше, мы встретили мытарство лихоимства, где истязуют дающих деньги за противозаконные проценты, и всех других, наживающихся на счет своих ближних, взяточников и присвоителей чужого. Истязатели, не сыскавши на мне лихоимства, скрежетали зубами от досады, а мы, благодаря Бога, пошли выше.

Девятое мытарство

Пред нами открылось мытарство неправды, где истязуются несправедливые судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных — также люди, не дающие наемникам условленной платы или в торговле употребляющие неправильный вес или меру, и вообще все, делающие какую-нибудь несправедливость. Но мы, по милости Божией, прошли это мытарство безбедно и очень мало дали для искупления моих грехов.

Десятое мытарство

Мытарство зависти мы прошли, ничего не заплативши, потому что я никогда не завидовала. Тут же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть; но, по милосердию Христа Бога нашего, я оказалась невинною в этих грехах, и хотя видела ярость скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась их, и мы, радуясь, пошли выше.

Одиннадцатое мытарство

Прошли мы и мытарство гордости, где надменные духи истязуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание; тут истязуются души людей и за не-воздавание должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бо-га, и неповиновение им. Мы тут очень мало положили для моего искупления, и я была свободна.

Двенадцатое мытарство

Потом достигли мытарства гнева и ярости, и хотя там воздушные истязатели очень свирепы, но мало что от нас получили, и мы пошли далее, радуясь о Господе, под покровом молитв преподобного отца моего Василия.

Тринадцатое мытарство

За сим открылось пред нами мытарство злопомнения, где без милосердия испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло. Милосердие Господне и здесь спасло меня, потому что ни против кого не злобствовала и не помнила нанесенных мне обид, а, напротив, всегда, по силе. оказывала любовь и незлобие к обижавшим меня. побеждая зло добром. Мы здесь ничего не заплатили и, радуясь о Господе, пошли далее.

Тогда я осмелилась спросить ведших меня ангелов: скажите мне, откуда эти страшные властители воздушные знают так подробно все злые дела людей, и не только явные, но и тайные? Ангелы отвечали мне так: «Всякий християнин после святого крещения получает от Бога приставленного к нему ангела-хранителя, который, невидимо храня человека, наставляет его днем и ночью на всякое доброе дело и записывает все добрые дела его, за которые человек мог бы получить от Господа милость и вечное воздаяние в Царстве Небесном.

И князь тьмы, желающий привлечь к своей погибели весь род человеческий, также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, замечал все злые дела его и. поощряя его своими кознями к таким делам, записывал все худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны воздушным князьям.

Когда же душа разлучится и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют это, показывая ей содеянные ею грехи, и если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать ее; а грехов если найдется больше сравнительно с делами добрыми, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют ее в темнице неведения Бога и мучат, сколько сила Божия позволит им мучить ее, пока та душа, посредством молитв церкви и милостыни ближних, не получит прощения.

Если же какая душа окажется так грешною и нечистою пред Богом, что не будет для нее никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят ее в бездну, где и для них самих уготовано место вечного мучения. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня, и потом, по соединении с своими телами, будут с дьяволами мучиться в геенне огненной.

И то еще заметь — сказали ангелы — что этим путем восходят и подвергаются испытанию в мытарствах только те, которые просвещены верою и святым крещением, а неверующие сюда не приходят, потому что еще до разлучения от тела душами своими принадлежат аду и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души, как свою надлежащую добычу, и низводят в пропасть».

Четырнадцатое мытарство

Беседуя так, мы достигли мытарства убийства, на котором истязуют не только за разбой, по и за всякую рану, за всякий удар, нанесенный ближнему, за пхание со гневом и толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее.

Пятнадцатое мытарство

Прошли мимо мытарства чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. Здешние духи видом похожи на гадин, змей и жаб, страшны и отвратительны. По милости Божией, во мне не нашли они ничего, и мы пошли далее, провожаемые криком демонов: «Вот придешь в мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!».

Когда мы поднимались выше, я осмелилась спросить святых ангелов: «Все ли христиане проходят чрез эти мытарства, и нет ли возможности пройти тут без истязания и испытания на мытарствах?». Ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этою дорогою, мо не все бывают так истязуемы, как ты, а только подобные тебе грешники, которые творили не полное исповедание грехов своих, из ложного стыда утаивая пред отцом духовным срамные дела свои. Ибо кто чистосердечно рассказывает на исповеди все свои худые дела и жалеет и кается о сделанном, того грехи невидимо заглаждаются Божиим милосердием. Впрочем, тебе много помогло то, что ты давно уже перестала грешить смертно и прочие лета жизни своей проводила добродетельно, а особенно помогли тебе молитвы преподобного Василия, которому ты много и усердно послужила».

Шестнадцатое мытарство

Беседуя таким образом, мы подошли к мытарству блуда, на котором истязуется не только всякое любодеяние, но и блудные мечты, мысленное услаждение в том, блудные воззрения, порочные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства был облачен в нечистую и смрадную одежду, запачканную кровавой пеной, и множество бесов стояло около него. Увидевши меня, они удивились, что я успела уже пройти столько мытарств и, вынесши записки о всех моих блудных делах, обличали меня, указывая на лица, на место, на время — с кем, когда и где я грешила в юности моей.

Я молчала и трепетала от стыда и страха но святые ангелы сказали бесам: «Она давно уже оставила блудные дела и последнее время жизни своей провела в чистоте, воздержании и посте». А бесы отвечали: «И мы знаем, что она давно уже перестала грешить, но неискренно исповедовалась пред своим духовным отцом и не получила от него надлежащей заповеди об удовлетворении за грехи, потому она наша! Или оставьте ее нам, или выкупите добрыми делами». Ангелы положили много из моих добрых дел, а еще больше от дарования Василия преподобного и едва я избавилась от лютой беды.

Семнадцатое мытарство

Дошли мы до мытарства прелюбодеяния, где истязуются грехи людей, живущих в супружестве, но не хранящих супружеской верности друг другу и не соблюдающих ложа своего нескверным, также блудные похищения и насилия. Здесь же строго истязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя Богу и обещавших жить для Христа, но не соблюдших чистоты. И я много должна была на этом мытарстве. Лукавые духи уже обличили меня и хотели вырвать из рук ангелов, но ангелы долго спорили с ними, представляя все мои последующие труды и подвиги, и едва искупили меня — не столько моими добрыми делами, которые положили тут все до последнего, сколько сокровищем отца моего Василия, сокровищем, которого также очень много положили на весы против моих беззаконий — и, взявши меня, пошли далее.

Восемнадцатое мытарство

Приблизились мы к мытарству содомских грехов, на котором истязуются всякие противоестественные грехи, кровосмешения и другие скверные дела, совершаемые тайно, о коих даже и вспомнить стыдно и страшно.

Князь этого мытарства был мерзостнее всех бесов, опачкан гноем и смрадом, таковы же и слуги его, смрад от них был нестерпим, злообразие невообразимо, ярость и лютость невыразимы. Они окружили нас, но, по милости Божией, ничего не найдя во мне, побежали от нас со стыдом, а мы прошли дальше.

И сказали мне святые ангелы: «Ты видела, Феодора, страшные и мерзкие мытарства блудные! Знай же, что мало какая душа проходит их без остановки и выкупа, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все люди страстолюбивы.

Мало кто бережет себя от нечистот блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Потому и мало кто проходит тут свободно; весьма многие, достигши блудных мытарств, здесь погибают.

Начальники блудных мытарств хвалятся, что они более всех здешних истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада. А ты, Феодора, благодари Бога, что вот уже прошла блудные истязания, по молитвам преподобного Василия, отца твоего, и более не увидишь страха».

Девятнадцатое мытарство

После сего мы подошли к мытарству ересей, где истязуются неправые мудрования о вере, отступничество от правоверного исповедания веры, неверие, сомнения о вере, порицание святыни и прочее тому подобное. Я прошла это мытарство без испытания, и вот мы уже были недалеко от Врат Небесных.

Двадцатое мытарство

Но нас встретили злобные духи последнего мытарства — немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Тут без милости истязуются души немилосердных.

Если бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя постами, непрестанно молился и сохранял чистоту телесную, но был немилостив — таковый из этого мытарства низвергается в адскую бездну и не получает милости вовеки. Но мы, благодатию Христовою, прошли безбедно чрез это место при помощи молитв преподобного Василия.

Таким образом, избавившись от страшных мытарств, мы с радостью приблизились, наконец, к самым вратам небесным. Небесные врата были как будто из светлого кристалла и дивно сияли. В них стояли светлые, как солнце, юноши, которые, увидев меня с ангелами, радовались, что я милосердием Божиим избавилась от воздушных мытарств, и, приветливо встретивши нас, ввели меня внутрь. Но что я там видела и что слышала, чадо Григорий, того нельзя и высказать. Я видела то, чего никогда не видело око человеческое, и слышала, чего ухо никогда не слышало и чего никому из живущих на земле не представляло желание или воображение.

И приведена я была к престолу Божия Славы неприступной, окруженному херувимами, серафимами и множеством воинов небесных, всегда славящих Бога неизреченными песнями.

Падши, я поклонилась невидимому и непостижимому Богу, а небесные силы воспели сладкую песнь, прославляя Божие милосердие, не побеждаемое грехами человеческими. И пришел глас от вселенной славы, повелевавший приведшим меня ангелам показать мне все обители святых и потом все муки грешников, после чего водворили бы меня в обители преподобного Василия.

Итак, водили меня всюду, и я видела прекрасные обители апостольские, пророческие, мученические, святительские и проч. Все они были красоты неизреченной и пространны, и везде я слышала глас духовной радости и веселия, везде видела торжество святых. Все они, увидевши меня, радовались о моем спасении и прославляли Бога, избавившего меня от сетей вражиих.

По обхождении светлых обителей низведена я была в преисподнюю и видела там страшные и нестерпимые муки грешников. Показывая их мне, ангелы сказали: «Смотри, Феодора, от каких мук избавил тебя Господь по молитвам угодника своего Василия!». Я слышала там вопли, плач и рыдания мучившихся. Иные из них страшно кричали и проклинали день рождения своего, но никто не оказывал им милосердия. Оттуда провели меня ангелы в эту видимую тобою обитель и водворили меня тут, сказав: «Сегодня преподобный Василий творит о тебе память». И поняла я, что тогда был сороковой день по разлучении моем от тела, и в этот день я пришла в это место успокоения».

ПРЕПОДОБНАЯ ФЕОДОРА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ

Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и, тем более срамного. Тут же были записаны все кощунственные дела моей молодости, а также случаи праздного смеха, к которому так склонна юность. Я видела тут же скверные слова, которые я когда-либо говорила, бесстыдные мирские песни, и обличали меня духи, указывая и место и время и лиц, с кем занималась я праздными беседами и своими словами прогневляя Бога, и нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом. Глядя на эти свитки, я молчала будто лишенная дара речи, потому что мне нечего было им отвечать: все, что было у них записано, была правда. И я удивлялась, как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет, и я сама давно забыла об этом. Подробно и самым искусным образом испытывали они меня, и мало по малу я все вспомнила. Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего не доставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее…

«Мытарства»

Дни памяти: 12 января

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОРЫ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ

Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра бы­ла ро­дом гре­чан­ка, име­ла боль­шое бо­гат­ство и жи­ла сна­ча­ла в хри­сти­ан­ском су­пру­же­стве. По смер­ти му­жа она по за­по­ве­ди Гос­под­ней «взя­ла крест свой» и при­ня­ла мо­на­ше­ский чин, чтобы сле­до­вать за Хри­стом (Мк.8:34; Мф.16:24). Это бы­ло в цар­ство­ва­ния Ро­ма­на при жиз­ни пре­по­доб­но­го Ва­си­лия Но­во­го, ко­то­рый про­жи­вал в до­ме Фе­о­до­ры, в на­ро­чи­то для него устро­ен­ной мо­лен­ной келии, и под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го она про­во­ди­ла бла­го­че­сти­вую жизнь. До­жив так до ста­ро­сти, она пре­ста­ви­лась ме­ся­ца де­каб­ря в трид­ца­тый день. И ко­гда ду­ша пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры по раз­лу­че­нии от те­ла несе­на бы­ла свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми, то пре­по­доб­ный Ва­си­лий пре­ду­пре­ди­тель­но дал им на по­мощь ее ду­ше как бы некий ка­пи­тал для вы­ку­па, до­став из сво­ей па­зу­хи ков­че­жец.

У то­го Ва­си­лия бы­ло уче­ник, по име­ни Гри­го­рий, ко­то­рый мо­лит­вен­но спра­ши­вал Ва­си­лия:

– Где пре­бы­ва­ет Фе­о­до­ра?

И вот од­на­жды, ко­гда Гри­го­рий спал, к нему явил­ся свет­ло­го ви­да юно­ша и ска­зал:

– Иди ско­рее, те­бя зо­вет пре­по­доб­ный Ва­си­лий, чтобы по­ка­зать те­бе Фе­о­до­ру.

Гри­го­рий тот­час вос­хи­щен был к вра­там рая, по­том вве­ден был в ме­ста свя­тые и там уви­дел он пре­по­доб­но­го Ва­си­лия и Фе­о­до­ру, и все они вме­сте воз­ра­до­ва­лись. И спро­сил Гри­го­рий:

– Гос­по­жа Фе­о­до­ра! – как ты пре­тер­пе­ла страш­ный час смер­ти и как из­ба­ви­лась от лу­ка­вых ду­хов?

Она же рас­ска­за­ла по по­ряд­ку:

– Ко­гда я ду­шою сво­ею раз­лу­чи­лась от те­ла, то уви­де­ла страш­ных ефи­о­пов, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ли мне сви­ток с на­чер­та­ни­ем всех мо­их пер­вых дел и взвиз­ги­ва­ли как сви­ньи, скре­же­ща на ме­ня зу­ба­ми. По­том взя­ли ме­ня Ан­ге­лы и по­нес­ли по мы­тар­ствам. Пер­вое мы­тар­ство бы­ло – лжи­вость; вто­рое – кле­ве­та; тре­тье – за­висть; чет­вер­тое – лож­ная обид­чи­вость по са­мо­лю­бию; пя­тое – гнев с яро­стью; ше­стое – гор­дость; седь­мое – брань и сра­мо­сло­вие; вось­мое – ли­хо­им­ство и лесть; де­вя­тое – тще­сла­вие; де­ся­тое – среб­ро­лю­бие, один­на­дца­тое – пьян­ство; две­на­дца­тое – зло­па­мя­то­ва­ние; три­на­дца­тое – ча­ро­дей­ство; че­тыр­на­дца­тое – волх­во­ва­ния и упо­треб­ле­ния та­лис­ма­нов; пят­на­дца­тое – чре­во­уго­дия и идо­ло­слу­же­ние; шест­на­дца­тое – пре­лю­бо­де­я­ние; сем­на­дца­тое – убий­ство; во­сем­на­дца­тое – во­ров­ство; де­вят­на­дца­тое – блу­до­де­я­ние; два­дца­тое – неми­ло­сер­дие. И ес­ли в ка­ком-ли­бо мы­тар­стве для мо­е­го оправ­да­ния по­ка­за­ния толь­ко мо­их доб­рых дел бы­ло недо­ста­точ­но, то Ан­ге­лы при­бав­ля­ли к мо­им доб­рым де­лам от да­ра доб­рых дел пре­по­доб­но­го Ва­си­лия. Так я и про­шла бес­пре­пят­ствен­но все мы­тар­ства и бы­ла вве­де­на в это бла­жен­ное ме­сто. Ес­ли же ду­ша бу­дет греш­на, то пре­да­ет­ся тем ефи­о­пам, а они, тер­зая, све­дут ее в му­ки.

И тот­час Гри­го­рий проснул­ся и рас­ска­зал нам, что он ви­дел и что слы­шал в со­сто­я­нии сво­е­го сон­но­го вос­хи­ще­ния. Мы же, слы­шав то, удив­ля­лись и бла­го­да­ри­ли ве­ли­ко­го Бо­га и Спа­са на­ше­го, спо­до­бив­ше­го Фе­о­до­ру Сво­е­го до­сто­я­ния в небес­ных оби­те­лях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]