«ЕС подрывает традиционные ценности в Сербии, их защищает только Россия»

Сербия — многоконфессиональная страна. Крупнейшим религиозным объединением является Сербская православная церковь. Конституция и законы Сербии гарантируют свободу вероисповедания. Закон 2006 года делит все религиозные организации на две категории: «традиционные церкви и религиозные объединения» (Сербская православная церковь, Римско-католическая церковь, Словацко-евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания, Реформатская христианская церковь, Евангелическая христианская церковь, еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр)[1]. Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию[1].

Верующие в Сербии
Православные85.0 %
Католики5.5 %
Мусульмане3.2 %
Протестанты1.1 %
Иудеи0.09 %
Другие0.07 %

Согласно переписи населения 2002 г., без Косова:

  • православных — 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков — 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман — 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов — 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев — 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий — 530 чел. (0,07 % населения).

По официальным данным свидетелей Иеговы на конец 2009 года, в Сербии (без Косова) проповедует 3871 активный возвещатель, в 2009 году на Вечере Господней присутствовало 8365 человек[2][3].

В 2010 году Министерство по делам религий Сербии удовлетворило заявление «Христианской религиозной общины Свидетелей Иеговы» о регистрации и внесло данную организацию в государственный Реестр церквей и религиозных общин. Регистрация вступила в силу с 8 февраля 2010 года[4][5][6].

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Сербская православная церковь
  • Римско-католическая церковь
  • Словацкая евангелическая церковь а.в.
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Церковь Иисуса Христа святых последних дней
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»

Возможно, именно поэтому православная религия, является основной в Сербии, ее исповедуют 65% жителей. Наряду с этим существуют и другие религии, которые тоже нашли свое место в этой стране.

Например, мусульманство занимает примерно 19% , в меньшей мере существует в Санджаке, в большей степени преобладает в Косове.

Количество католиков составляет 4%, протестантов 1%, и иных религий примерно 11%.

Православная религия является государственной в Сербии, переход из нее в другую религию запрещен.

Во главе сербской церкви находится синод под председательством митрополита.

В церковном отношении Сербия состоит из трех епархий: чачакская, белградская и нишская.

Первое массовое крещение сербов произошло примерно 610-641 годах, при византийском императоре Ираклии.

Значимой в историческом и в религиозном плане, можно назвать фигуру святителя Саввы.

В 1219 году для Сербской Церкви, в результате переговоров с Константинопольским патриархом и греческим императором, он получил разрешение иметь своего автокефального архиепископа.

По распоряжению правительства, в 1875 году, было закрыто около 40 монастырей. Несмотря на это, в настоящее время, в Сербской Православной Церкви осталось 204 монастыря, 3500 приходов, около 1900 священников, а также 1000 монахинь и 230 монахов.

Если же говорить о монастырях в Сербии, то они, как правило, находятся в удаленных местах от крупных населенных пунктов.

Например, женский монастырь «Ваведения» в Белграде, расположен практически за городом, в местечке с сельским пейзажем. В этом монастыре живет всего 10 монахинь, но по сербским меркам это не так уж и мало.

Монашество в Сербии еще только формируется. Оно молодое, как по возрасту, так и по духовному опыту.

В плане опыта сербские иноки равняются на Святейшего Патриарха Павла, который пользуется в стране огромным авторитетом.

Впрочем, есть уже монастыри, в которых все уже превосходно налажено. Одним из таких мест является Ковильский монастырь.

Вообще же, для сербских монастырей настоящим образцом является святогорский Хиландарь, который был основа в конце XII века, святителем Саввой и его отцом, преподобным Симеоном Мироточивым.

Ковиль знаменит своим пением. Поют здесь по по-церковнославянски и по-сербски, в византийских традициях.

С афонскими традициями связан не только устав монастыря, но и бытовые обычаи. Например, гостю всегда предложат чашечку кофе или рюмку ракии. Впрочем, такое гостеприимство свойственно для всех сербов.

Сербы очень доброжелательный, открытый, дружелюбный народ. Несмотря на тяжелые испытания, в виде войн и набегов, этот народ сохранил светлое и радостное состояние духа.

Возможно, поэтому люди так любят приезжать в Сербию, гостить здесь.

Примечания

  1. 12
    Джурич-Милованович А. Современные религиозные трансформации в мультикультурной среде: неопротестантские общины в Воеводине (Сербия) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2014. — № 2 (32). — С. 98
  2. Ежегодник Свидетелей Иеговы, 2010. — С. 31-39
  3. [www.watchtower.org/e/statistics/worldwide_report.htm 2009 Report of Jehovah’s Witnesses Worldwide]
  4. [www.jw-russia.org/releases/20100301_u.htm Свидетели Иеговы получили признание в Сербии]. Пресс-релиз 1 марта 2010 года.
  5. [www.mv.gov.rs/cir/index.php?option=com_content&task=view&id=237&Itemid=65 Министарство вера Републике Србије. Регистар цркава и верских заједница]
  6. [www.rtv.rs/sr_ci/drustvo/jehovini-svedoci-priznati-i-u-srbiji_175937.html Јеховини сведоци признати и у Србији. — Радио-Телевизиjа Воjводине]

История

Балканы были заселены людьми с древнейших времен. Первыми известными нам жителями этой территории были иллирийцы, за которыми сюда пришли кельты (около IV в. до н.э.) В III в. до н.э. началось римское завоевание этой страны, а при императоре Цезаре Августе границы империи достигли города Сингидунума (нынешнего Белграда).

После разделения римской империи территория Сербии стала частью Византии. В середине века, в разгар великого переселения народов, славянские племена сербов, хорватов и словенцев пересекли Дунай и заняли большую часть Балканского полуострова. В 879 году сербы приняли Православие, а в 969 году Сербия отделилась от Византии и создала независимое государство.

В 1217 году возникло Сербское королевство. В царствование Стефана Душана (1346-1355) оно стало великой и мощной державой, которая включала в себя большую часть современной Албании и северную Грецию. Были построены многочисленные православные монастыри и храмы.

Величайшей трагедией в истории сербского народа стала битва на Косовом поле. Она произошла 28 июня 1389 года. На Косовом поле сербское войско было разгромлено армией турок под предводительством султана Мурада. Это привело к тому, что Сербия на 5 веков попала под власть Османской Империи.

Империя правила Сербией с 1459 по 1804 год. За это время страна пережила три крупных вторжения австро-венгров и многочисленные народные восстания. Турецкое владычество принесло на эту землю ислам. Часть сербов и хорватов была обращена в мусульманство, что привело к образованию боснийско-мусульманской народности.

Влияние Востока заметно сказалось и на культуре. В период турецкого правления здесь происходил синтез славянских, византийских, турецких и арабских культурных традиций, которые все вместе создавали неповторимый облик этого балканского региона.

Независимое сербское государство вновь было провозглашено в 1816 году. Полной независимости ему удалось добиться в 1878 году, когда Россия в ходе войны за освобождение южных славян разгромила Турцию. В XIX- вв. Сербией правили две династии — Обреновичей и Карагеоргевичей.

С агрессии Австро-венгерской империи против Сербии началась Первая мировая война. После ее окончания Хорватия и Словения объединились с Сербией, Черногорией и Македонией в единое Королевство сербов, хорватов и словенцев

, во главе которого стоял король Сербии. В 1929 году государство стало называться Югославией.

Во время Второй мировой войны Югославия оказалась разделенной между государствами-агрессорами, но в стране развернулось широкое партизанское движение, которое внесло заметный вклад в общую победу над фашизмом. В 1945 году Югославия была освобождена и провозглашена федеративной республикой. Шли переговоры о ее объединении с Болгарией, однако разногласия между Сталиным и югославским руководителем Иосипом Броз Тито помешали этому и на долгие годы ухудшили отношения между нашими государствами.

В 1991 году начался распад Югославской федерации, который вверг страну в затяжной военный конфликт. В результате образовалось союзное государство Сербия и Черногория

. 3 июня 2006 года в результате референдума Черногория объявила о своей независимости. 5 июня скупщина Сербии провозгласила республику Сербия наследницей союзного государства.

В последнее время Сербии удалось наконец преодолеть последствия войн, агрессии НАТО и внутренних гражданских неурядиц. Однако нерешенной остается проблема автономного края Косово, который выведен из-под контроля Белграда. Многие тысячи беженцев из Косово, Сербской Краины и других регионов не могут вернуться в свои дома.

Галерея

  • Đurđevi stupovi, November 2005.jpg

    Монастырь Джурджеви-Ступови

  • Bajrakli džamija.jpg

    Мечеть Байракли, единственная мечеть в Белграде

  • Beogradska sinagoga.jpg

    Синагога в Белграде

  • Topolya1.jpg

    Католический собор в Бачка Топола

  • Novi Sad, Protestant Theological College.jpg

    Протестантский колледж в городе Нови-Сад

Отрывок, характеризующий Религия в Сербии

– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер. – Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего? – Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя. – Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек. – А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку. – Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве. – Ты кто же, солдат? – Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали. – Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер. – Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро. – Как, как это ты сказал? – спросил Пьер. – Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери. – Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить… – Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер. – Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе. Помолчав несколько времени, Платон встал. – Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая: – Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель. – Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер. – Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься? – Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра? – А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.

«ЕС подрывает традиционные ценности в Сербии, их защищает только Россия»

В последнее время наблюдается множество дискуссий вокруг стратегии российской «мягкой силы» на Балканах, причем внимание фокусируется преимущественно на дипломатии и СМИ. Пока эксперты оценивают эффективность общественных площадок, Международный Фонд единства православных народов более 20 лет ведет активную деятельность по религиозной линии. Организация, основанная в 1995 году, консолидирует и координирует усилия международной православной общественности в части углубления связей с другими народами восточно-христианского ареала в сфере духовной, социальной, общественно-политической жизни, а также культуры, науки, экономики. Отдельное внимание фонд уделяет духовному и нравственному воспитанию детей и молодежи, занимается распространением православной культуры в мире. Сербское отделение фонда возглавляет Наталья Коцев. Вступив в эту должность в 2009 году, она энергично взялась за укрепление российско-сербских духовных связей, активно вовлекая в этот процесс представителей и бизнеса, и общественных структур. Накануне Дня славянской письменности и культуры Наталья Коцев рассказала «Балканисту», какими проектами занимается фонд и насколько крепки сегодня позиции православия в регионе.

Насколько обширно поле деятельности Фонда в Сербии?

— В Фонде я с 2009 года и могу с уверенностью сказать, что в Сербии работы много. Когда я пришла на должность директора сербского филиала, никакой активной работы здесь не велось. Нашим первым серьезным шагом стало открытие детского культурного центра в школе святого Саввы на Врачаре в Белграде. Центр успешно работает и по сей день. А потом, после этого проекта, работа закипела.

Среди прочего, мы занимаемся фестивалями, — например, детского кино, который мы помогали проводить по всей Сербии 7 лет подряд (надеюсь, когда эпидемия отступит, мы запустим его снова). Фестиваль российского современного кино тоже проводился с нашей помощью. Мы сделали несколько бизнес-форумов. Здесь, в Сербии, прошло две международные конференции Фонда: одна — в Нише, а другая — в Пироте, и в ней принимал участие бывший президент страны Томислав Николич.

Вместе с тем у нас есть программа по вручению наград людям, которые своей деятельностью улучшают отношения между государствами. В Сербии их обладателями стали патриарх Павел и патриарх Ириней, бывший президент Томислав Николич, режиссер Эмир Кустурица, теннисист Новак Джокович, принцесса Елизавета Карагеоргиевич и другие. Любое предложение о награждении, инициированное с сербской стороны, рассматривается и утверждается руководством фонда в Москве и патриархом Кириллом. А потом все это выносится на рассмотрение, как говорится, «на самый верх».

Мы в целом налаживаем и укрепляем отношения, — но ни одна связь между Сербией и Россией не была бы сколько-нибудь прочной, если бы нас не объединяла православная вера. И это очень важно. Кто-то говорит, что мы эффективнее дипломатов, потому что дипломаты – это люди, приехавшие в страну заниматься политикой, — а наш фонд занимается людьми. Дипломатия часто занимается вопросами конъюнктурными, а вопросы веры и религиозного единства — вечны, неразрывны.

Решения фонда благословляет лично патриарх Московский?

— Да. Патриарх Кирилл является председателем попечительского совета нашего Фонда. А в Сербии попечителем обычно выступает Патриарх Сербский. До недавнего времени им был почивший Ириней. Надеюсь, что руководитель нашей организации [Валерий Алексеев, профессор МГУ и один из основателей международной Ассамблеи православия] скоро приедет в Белград, и мы договоримся о том, чтобы новоизбранный глава СПЦ Порфирий занял место в попечительском совете.

Ранее, когда он был митрополитом Загребско-Люблянским, у нас были очень хорошие отношения. Мы проводили конференцию Фонда в Словении, и он очень тепло принимал нас на правах хозяина. На той конференции я из его рук получила значок Сергия Радонежского (а постановление о моем награждении выпустил наш патриарх Кирилл).

Расскажите о проектах фонда, не связанных с религиозной сферой.

— Хочу подчеркнуть, что фонд не религиозная организация, он стоит между народом и Церковью, и у нас есть возможность заниматься не только церковными делами.

В течение 10 лет вместе с группой «Помоги делом», сформированной на базе информационного проекта «Сеница», мы отправляли группы школьников из Косово и Метохии в поездки по России. Зная, в каком положении живут сербы в Косово, мы хотели помочь им, дать понять, что они не одни, что русские — с ними. В этих поездках дети могут не только посетить православные святыни, но и посмотреть на жизнь России, на ее города, музеи, зоопарки, школы. Во всяком случае, домой школьники возвращаются преисполненные положительных впечатлений о нашей стране. Интерес к России, любовь к ней, которую сербы в целом испытывают, в случае с этими детьми подкрепляется конкретными знаниями и опытом.

Сербам Косово мы оказываем и гуманитарную помощь. Наши партнеры — как из общественных объединений, так и просто активисты — занимаются сбором средств. Самый свежий пример: в период пандемии мы, совместно с нашими российскими друзьями, обеспечивали местные медпункты градусниками, тонометрами, дезинфектантами, защитными масками и прочим.

Помимо гуманитарной деятельности, мы занимаемся организацией бизнес-форумов и деловых конференций. Большое значение придаем проектам, направленным на сохранение исторической памяти, боремся с попытками переписывания истории. В свое время наш фонд вместе с соотечественниками встал во главе «Бессмертного полка» в Сербии: мы вместе организовали это шествие в Белграде в 2021 году, и за несколько лет число участников выросло до 10 тыс. человек. В прошлом году был у нас и памятный автопробег в честь Дня Победы: это мероприятие обещает стать традиционным.

Тяжело ли вам работать с Косово?

— По моему направлению с Косово работать легко. Потому что, во-первых, у нас свои надежные контакты, плюс свои проекты мы оплачиваем самостоятельно.

Я имею в виду другое: не мешает ли политическая ситуация?

— Мне — нет, потому что я — общественник. И, как общественнику, мне не нужно разрешение от т.н. косовских «властей», чтобы кого-то свозить, например, в Москву. Вот, если бы посольство возило детей в Россию, ситуация была бы иная.

На ваш взгляд, Сербия — религиозная страна? Каково реальное число верующих здесь?

— Сербия действительно православная страна с традиционными ценностями. Правда, внешнее влияние, — прежде всего, Евросоюза, — расшатывает обстановку в обществе. Я живу в Сербии с 1985 года, мне есть с чем сравнить. Сербы даже во времена Югославии, с ее равенством и братством, жили по православным законам. А сейчас их «шатают» по полной. Тот же гей-парад, к примеру, уже какой год свободно проходит в Белграде. Где это видано? Но, с другой стороны, Сербия – маленькое государство. Противостоять Евросоюзу ей очень тяжело, она может это делать только с помощью России.

Что же касается числа верующих, по моему мнению, их процентов семьдесят точно. Посмотрите, сколько людей собирается в храмах, как отмечают православные праздники! Но самое главное, что в Сербии очень много молодежи, ориентированной на религиозные традиции. Конечно, не все, но очень многие с теплотой и почтением относятся к церкви. Молодежь – это будущее, и сохранить наш славянский мир удастся только в том случае, если удастся сберечь традиционное православие.

По вашему мнению, какой из народов бывшей Югославии наиболее крепок в своей вере? Православные сербы, или католики — словенцы и хорваты, или мусульмане — бошняки и албанцы?

— Что касается Балкан, я думаю, что католическая церковь годами работала над тем, чтобы удержать своих прихожан в своей конфессии. То же самое делали и мусульмане. Сейчас, правда, и в Хорватии, и в Боснии все не так просто. Все уезжают куда-то на Запад. Но в Сербии с распадом Югославии (которую Запад же и «убил») православие окрепло, — хотя и недостаточно. В общем, если честно, на данный момент католики впереди нас.

Единая вера помогает укреплению связей между нашими странами?

— Да, вера имеет огромное значение. Православный народ — он ведь иной. Истинно верующий человек с распростертыми объятиями встречает единоверца. И мы, русские, ощущаем это в Сербии, а тут даже политические деятели религиозны. Знаете, сколько сербских политиков мечтает получить какую-нибудь награду от Церкви, в частности, от РПЦ? Церковь — хочешь не хочешь — является связующим звеном между православными славянскими государствами.

Может ли церковь выступить альтернативным источником дипломатии на Балканах? Можно ли продвигать политические идеи и цели по линии церкви? У Ватикана, например, это хорошо получается.

— Ну, Церковь — это не политическая структура. А католичество и православие – разные вещи. Я считаю, что православие не занимается политикой. Возьмите отношения России и Сербии: православие просто помогает быть нашим народам ближе, даже нашим президентам. Александр Вучич и Владимир Путин тепло, по-братски общаются между собой, как православные братья-славяне, но я не думаю, что их религиозные чувства влияют на их политические решения. Православная церковь отделена от государства.

Как бы вы прокомментировали обвинения местных прозападных политиков, утверждающих, что «в Сербии церковь влияет на решения власти», буквально «науськивает» ее или оказывает давление?

— Я не знаю, откуда эти обвинения. Ни при патриархе Павле, ни при Иринее я такого не замечала. Церковь не влияла на принятие государственных решений. Они взаимодействуют, но на некоем культурном, социальном что ли уровне. Возьмем вопрос Косово: у Церкви и у властей свое видение по этому вопросу. Просто оно совпадает: Косово – это неотъемлемая часть Сербии. Я наблюдала за взаимодействием президента Сербии и патриарха Иринея и видела, что они находили общий язык. Вопрос Косово все еще открыт, но я верю, что в итоге он когда-нибудь решится в пользу сербского народа. Хотя, конечно, достичь этого будет непросто.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]