Чудо (фильм, 2009, Россия)

Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Чудо.

Чудо
Жанрмистическая драма
РежиссёрАлександр Прошкин
ПродюсерРубен Дишдишян Сергей Даниелян Арам Мовсесян Юрий Мороз
Автор сценарияЮрий Арабов
В главных роляхМария Бурова Сергей Маковецкий Константин Хабенский Полина Кутепова Александр Потапов
ОператорГеннадий Карюк Александр Карюк
КинокомпанияСтудия «Амкарт» по заказу Централ Партнершип
Длительность110 мин
СтранаРоссия
Языкрусский
Год2009
IMDbID 1197626

«Чудо»

— фильм режиссёра Александра Прошкина, участник конкурсной программы 31-го Московского международного кинофестиваля[1], где удостоен специального приза за режиссуру «Серебряный Георгий» и других наград. В кинопрокат фильм вышел 12 ноября 2009 года. Сюжет фильма основан на истории об окаменевшей девушке по имени Зоя.

Сюжет[ | ]

1956 год. В одном доме в городе Гречанске[2] живут мать с дочерью Татьяной. Обе не верят в Бога, но в углу на полочке стоят иконы, которые достались в наследство от бабки. Дочь с довольно грубым мужеподобным характером, а мать более спокойная и тихая, поэтому, когда Татьяна заставляет мать вынести иконки из дома, та покорно соглашается. В доме остаётся только икона Николая Чудотворца, потому что возлюбленного дочери, о котором вскользь упоминается в начале фильма, тоже зовут Николай. На следующий день с утра в закрытое окно влетает голубь-сизарь и, разбив стекло, замертво падает на стол. Птица в доме — к безумию, выясняет мать из книги с приметами.

У Татьяны день рождения, вечером к ней приходят молодые люди. Мать вынуждена остаться на улице, так как её в дом не пускают, чтобы не мешала веселиться. Молодые танцуют парами, а Татьяна берёт с полочки икону Николая Чудотворца и начинает с ней в руках танцевать. Вдруг напуганные гости с криками выбегают из дома, но Татьяны среди них нет.

Выясняется, что во время танцев Татьяна внезапно застыла на месте, её члены как бы окаменели, а при попытках сломать пол ломаются только сами инструменты. При этом у девушки наблюдаются признаки жизни, например, слабое дыхание. Около дома выставляют наряд милиции.

Николай, репортёр областной газеты «Волжская правда», незадолго до этих событий посещал Гречанск. У него есть жена и ещё несколько женщин на стороне, в том числе и Татьяна. Николая снова отправляют в Гречанск, где местный начальник вместо Татьяны пытается подсунуть ему девушку, которая якобы действительно застывала на месте, а теперь снова нормально себя чувствует. Николай понимает, что его обманывают. Он находит настоящую Татьяну, с иконой в руках, и пишет о ней статью, пытаясь объяснить «стояние» девушки с материалистических позиций, используя термины из медицинской энциклопедии. Однако главный редактор статью не пропускает, после чего Николай с облегчением увольняется.

Затем в Гречанск приезжает Хрущёв, пожелавший лично разобраться с этим «чудом». Увидев девушку, которая простояла к этому моменту уже 128 дней, он приказывает забрать у неё икону. Это делает только инок — сын местного священника, после чего девушка оживает, а Хрущёв улетает в Москву.

Татьяну в сопровождении милиционеров отправляют на обследование в больницу, там выясняется, что физически она вполне здорова. Подозревая в сговоре против советской власти, её начинают допрашивать. Она не реагирует на обвинения и грубость, оставаясь безразличной. С целью запугивания её отправляют в камеру к заключённым-мужчинам, но в итоге пугаются сами заключённые, когда узнают, что это та самая Татьяна, о которой к тому моменту по городу разошлось много слухов.

После происшествия Татьяну считают сумасшедшей и определяют в местную психиатрическую больницу.

«Каменная Зоя»


Эту историю я знаю очень хорошо, так как произошла она в моем родном городе. Помню, что однажды во время школьной экскурсии нам показывал дом, где произошло это событие. Популярная городская легенда рассказывает о Зоином стоянии, так же известном как «Каменная Зоя». Согласно рассказам окаменение человека в Самаре произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. Данная история стала настолько популярной, что постепенно распространилась за пределы города, а потом — и области. По мотивам данной истории был снят художественный фильм, режиссёром Александром Прошкиным — «Чудо» — если кто смотрел — поделитесь впечатлениями пжл. 1. Православная сторона.

Якобы под новый, 56-й год в одном из домов Самары девушка бурно отмечала с друзьями новогодние праздники вопреки запрету верующей матери веселиться во время Рождественского поста. На одном из вечеров Зоя Карнаухова, не найдя себе пары, начала танцевать с иконой святителя Николая, заявив при этом: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!». На третьем круге танца, по свидетельству очевидцев, в комнате неожиданно поднялся ветер, все присутствующие выбежали, а Зоя осталась неподвижно стоять на месте, прижимая к груди икону. Ее не могли сдвинуть с места, ноги девушки как будто срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива — ее сердце билось, но при этом девушка не могла ни пить, ни есть. Друзья вызвали «скорую помощь», но врачи даже не смогли сделать укол, так как иголка ломалась о тело. Девушку пытались выпилить с частью пола — шла кровь из деревянных половиц, следователи, которые охраняли квартиру — утром вышли абсолютно седыми Весть об «окаменевшей Зое» разнеслась по всему городу. Возле дома, где произошло чудо, был выставлен патруль, милиция запрещала входить внутрь. Однако из дома доносились громкие стоны девушки. Зоя простояла в неподвижной позе в течение 128 дней и ожила после того, как на Пасху к ней, пришел сам Николай Чудотворец и освободил от недуга. На третий день после праздника девушка скончалась.
2. Фактическая сторона.
“Стояние Зои” официально признано Самарской епархией. До сих пор на свято место стекаются паломники со всей России. Но что же стало с реальной грешницей? Со слов соседки никакой «каменной Зои» не было. Хозяйка дома, который принято считать «домом Зои» была женщина пьющая, сын — промышлял воровством. В тот злополучный вечер в январе 56-го года он как раз собрал друзей, чтобы отметить свой выход из тюрьмы. Была среди них и странная девушка, которую все считали юродивой: в Бога верила. Она — то и начала танцевать с иконой Николая Чудотворца — видать, от наплыва религиозных чувств. А окна тут низкие, без занавесок — все с улицы видно… И как раз проходила по двору одна монахиня — заглянула в комнату, увидела танец и оскорбилась. Идет дальше по улице и девушку поносит: “За такой грех обернешься ты соляным столбом!” Народ услышал — побежал смотреть, что происходит. Как в фильме: “Все побежали — и я побежал…” А хозяйка дома тут же начала рассказывать, что в доме одеревенела грешница с иконой, и стала пускать в комнату за 10 рублей с человека. Были и другие очевидцы, которые подтверждали, что это все слухи. И все-таки “массовый психоз” достиг невероятного размаха. “19 января толпа лезла через ворота с криками: “Где тут каменная девка?!”. Когда стемнело, гости вооружились факелами и угрожали: “Сожжем-ка мы это дьявольское место!” На следующий день выставили милицию. Есть также в интернете маленькое интервью с дальним родственником Зои Карнауховой: — Зоя Карнаухова? — отозвался 60-летний Александр Павлович Карнаухов. — Да, это тетушка моя была, сестра отца. Раньше она жила в Самаре. Я был ребенком, когда это все произошло, и не особо верил в легенду. Но тетушка Зоя как человек религиозный столько говорила о чуде, что прямо на нем помешалась. И уже сама начала отождествлять себя с той грешницей. И соседи над ней посмеиваться стали — “каменной Зоей” называть. Но все видели при этом, что с головой у тетки не все в порядке, хотя на учете в психиатрической клинике она не состояла. С тех пор и “прославилась” наша фамилия незаслуженно на весь город. А тетушка под старость переехала в поселок Самарск и скончалась там от сердца. Фотографий ее у меня не сохранилось, да и не надо об этом писать… — от встречи с журналистом Александр Карнаухов отказался. Вот фотография того самого дома, и насколько я понимаю — он до сих пор стоит на своем месте. Хотелось бы выложить не из интернета, но такой возможности у меня нет. История действительно интересная, с тайнами, поскольку существует огромное количество версий данного события. Можно по разному воспринимать данную историю. Мое мнение — что-то там действительно было — узнать бы что на самом деле. Главный вывод, который должны сделать слушатели ( ИМХО) — в жизни важно относится с уважением в любой религии, независимо от собственной религиозной принадлежности или атеизма.

В ролях[ | ]

  • Мария Бурова — Татьяна Скрыпникова
  • Сергей Маковецкий — Кондрашов, уполномоченный КГБ
  • Константин Хабенский — Николай Артемьев, журналист
  • Полина Кутепова — Наташа, жена Артемьева
  • Александр Потапов — Никита Сергеевич Хрущёв
  • Виктор Шамиров — отец Андрей, священник
  • Виталий Кищенко — Першин, майор милиции
  • Ольга Лапшина — Клавдия Ивановна
  • Зураб Кипшидзе — Альберт Вахтангович
  • Дима Опанасенко — Саша Голубцов
  • Вячеслав Батраков — дядя Антип
  • Наталья Гандзюк — жена отца Андрея
  • Камиль Тукаев — Валериан Григорьевич
  • Владимир Кабалин — столяр
  • Анна Уколова — Галя
  • Тимофей Трибунцев — Пашка
  • Сергей Новиков — архиерей
  • Дарья Румянцева — лже-Татьяна

Стояние Зои[ | ]

Основная статья: Стояние Зои

Фильм основан на истории о стоянии Зои. События происходили в 1956 году в Куйбышеве. Утверждается, что в доме 84 по улице Чкалова жила некая Клавдия Болонкина. Её сын в новогоднюю ночь решил пригласить друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова[5], которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!». И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!».

Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но в области сердца был слышен едва уловимый стук. О событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной Зое, врачи ничем не могли помочь: когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не входили в кожу. Священники тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим. Он смог вытащить икону из рук Зои и позже сказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Так оно и произошло — Зоя простояла 128 дней до Пасхи, которая в том году была 6 мая[6][7].

Режиссёр Прошкин считает эту историю не придуманной. Протоиерей Всеволод Чаплин подтверждает, что об этом «таинственном явлении» имеется «множество свидетельств». Исходная информация об этой истории с попыткой её опровержения была опубликована 24 января 1956 года в фельетоне под названием «Дикий случай» в городской газете «Волжская коммуна» «по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе»[5][8].

Фильм Чудо

Предисловие. Не так давно моя бабушка рассказала мне историю, случившуюся в 50-е годы в г. Куйбышеве, о так называемой «Каменной девушке». На меня она произвела, как говорят, неизгладимое впечатление, я долго думала об этом явлении и в душе таились какие то противоречивые чувства. По прошествии какого то времени бабуля попросила купить в Москве литературу на религиозную тематику, а тут как нельзя кстати наметилась поездка в Оптину Пустынь. Когда я зашла в книжную лавку, будто знала куда идти (хотя никогда там не была) и приямком направилась к полке с книгами, будто точно знала что мне нужно, на полке среди многих других стояла книга «Непознанный мир веры» и я не долго думая взяла её для бабушки. Позвонила ей вечером сказала название книги, она мне ответила, что такая книга у неё есть, и что я могу оставить её себе…Пролежав пару месяцев в стопке с учебной литературой, при очередном моём разборе «творческого беспорядка» взяла книгу , пролистала и дай думаю, возьму — в метро будет чем заняться…По ходу чтения наткнулась на рассказ о той самой «Каменной девушке», с интересом прочла – волосы, надо сказать, встали дыбом, вроде короткая история, всего на пару страниц, но без лишних отклонений от темы.

В народе говорят — если очень захотеть, можно в космос полететь! Чудо само по себе у нас, простых смертных почти всегда ассоциируется с чем то из ряда вон выходящим. Для кого то это сказка, для кого то красивая или страшная легенда, а для немногих – быль.

31 Московский Кинофестиваль – открытие… 21 июня – первая (после фильма «Царь») премьера фильма Александра Прошкина «ЧУДО», да да, по мотивам той самой истории…

Накануне числа 19 или 20-го услышала в новостях, о том, что будет показан фильм «ЧУДО», снятый на основе реальных событий произошедших в 1956 году в одном из городов СССР.

Моя цель – во что бы то ни стало попасть на премьеру! Утром 21-го, в день премьерного показа, прозваниваюсь по фестивальным кинотеатрам, выясняю что фильм будет в к/т «Октябрьский», приятный женский голос уверил – «Приходите, билеты есть, сеанс в 19.00» День ещё был весь впереди и решено было сначала сходить на выставку в Манеж, а потом потихонечку направится в кино… Вразвалочку прошлись по Новому Арбату, до начала сеанса час и… — ОБЛОМ – ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ!!! –звучало как приговор. НУ Я НЕ Я, ЕСЛИ ЧУДО НЕ СВЕРШИТСЯ! Главный вход – охранников море + те, кто проверяет аккредитацию журналистов и билетики…стоим – мыслей ноль! Вдруг большая толпа с бейджиками на шее, вот тут то и сказалось преимущество маленького роста……..шмыг и я в холле ., жду спутника (он то на улице и на порядка два покрупнее меня), но через какое то время тоже просочился с Индийской делегацией. УРА!!! – первый кордон пройден…………………. А дальше надо думать как пройти в кинозал? – там люди в чёрном!… Внимательно подслушав разговоры в толпе, потревшись бок о бок с актёрами и известными особами, понимаем, что нужно идти в бельэтаж….стоим – ждём…и вдруг рядом с супругом милая, чудесная девушка –«Кому нужен лишний билтик» — НУ НЕ ЧУДО ЛИ??? Я опять просачиваюсь между занавесок, а он гордый, аж с билетом! Садимся – народу тма!

Впечатление от фильма двоякое, и даже больше. Не совсем было понятно, что хотел сказать режиссёр (но началу), поэтому решила, что нужно всё обмозговать…Моя оценка твёрдая четвёрка… с плюсом. Сюжет многих поразил, особенно тех , кто вообще не слышал об этой истории. Те кто был знаком с «Эффектом Зои» может как и я были несколько разочарованы…Мои ожидания – зрелищная, жуткая и одновременно чудесная история. Оказалась история с сатирическо-религиозным подтекстом и политической подоплёкой хрущёвской оттепели. Актёры были великолепны – Хабенский, Маковецкий, и другие – игра потрясающая. Сергей Маковецкий просто потряс своей игрой – многоликий и просто мастер перевоплощений – ПОДЛЕЦ, ДОСТОЙНЫЙ ВОСХИЩЕНЬЯ! Главное в этом фильме то, что он действительно достоин фестивального уровня(конечно же прави режиссёра и сценариста вносить свои коррективы в реальную историю, вот пожалуй единственное, что меня насторожило – несостыковки с реалиями событий) О «ЧУДЕ» хочется говорить, обсуждать, спорить, это как атеизм и Боголюбие, как неверие и прозрение… когда человек, живущий обычной жизнью и изо дня в день свершает одни и те же, механические действия и ритуалы, и вдруг в один момент его жизнь преобретает действительно настоящий смысл – которого как оказывается не было, и что кто то «свыше» имеет право решать , даже за самого Господа Бога………. Вот и сама история, именуемая «Эффект Зои» https://anomalia.kulichki.ru/text/738.htm

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]