Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу?


Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород – на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:8-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мк 11:13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево – ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон? Неужели это было просто сделано от раздражения, от досады?

Смоковница – плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы – Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника. Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (Быт. 3:7). В символике Ветхого Завета смоковница – образ мира и Божественного благорасположения.

Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк: 13:6-9).

В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии? К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется «виноградником Господа» и «смоковницей». Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы – Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.

Какой же плод должна была принести «смоковница»? Стержень Ветхого Завета – подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха. Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось очень упрощенно. Не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи, то есть избавление от власти язычников. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды… Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа – вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь – от их вождей и учителей.

Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, «удобрял», «окапывал» и «возделывал» окаменевшие человеческие сердца – не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.

Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких? Иисус не жег огнем неуверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы – а иссушив смоковницу, продемонстрировал им их перспективы, если, конечно, не покаются. Причем сделал это так, что действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом. Это предупреждение стало реальностью только сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев. Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь очень хотел предотвратить надвигающуюся трагедию.

Проклятие бесплодной смоковницы – это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов – в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).

Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но…

Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов – она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус – это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны.

В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание – это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне – любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены… Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей. Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце… Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит внеисторическим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Автор рисунков: Вера Маханькова.

О проклятии бесплодной смоковницы

В Великий Понедельник Церковь воспоминает проклятие бесплодной смоковницы (Евангелие от Матфея, 21:18-43)

Святитель Иоанн Златоуст


Ст. 18-19, 23, 25, 27. По­ут­ру же, воз­вра­ща­ясь в го­род, взал­кал; и уви­дев при до­ро­ге од­ну смо­ков­ни­цу, по­до­шел к ней и, ни­че­го не най­дя на ней, кро­ме од­них ли­стьев, го­во­рит ей: да не бу­дет же впредь от те­бя пло­да во­век. И смо­ков­ни­ца тот­час за­сох­ла. И ко­гда при­шел Он в храм и учил, при­сту­пи­ли к Не­му пер­во­свя­щен­ни­ки и ста­рей­ши­ны на­ро­да и ска­за­ли: ка­кой вла­стью Ты это де­ла­ешь? и кто Те­бе дал та­кую власть? кре­ще­ние Иоан­но­во от­ку­да бы­ло: с не­бес, или от че­ло­ве­ков? Они же рас­суж­да­ли меж­ду со­бою: ес­ли ска­жем: с не­бес, то Он ска­жет нам: по­че­му же вы не по­ве­ри­ли ему? И ска­за­ли в от­вет Иису­су: не зна­ем. Ска­зал им и Он: и Я вам не ска­жу, ка­кою вла­стью это де­лаю.

Утру же, возвращся во град, взалка. Почему же Он алчет утром? Уступая требованиям плоти, Он этим показывал немощь ее. И узрев смоковницу на пути, прииде к ней, и ничтоже обрете, токмо листвие едино. Другой евангелист говорит: не убо бе время (Мк. 11:13). Если же не пришло еще время собирания смокв, то как же этот другой евангелист говорит: прииде, аще убо обрящет плод на ней? Очевидно, это сказано евангелистом потому, что так думали ученики, которые еще не были совершенными. Евангелисты часто излагают мысли учеников. И не только это думали ученики, но и то, что смоковница проклята потому, что на ней нет плодов. Итак, для чего же смоковница проклята? Ради учеников, — именно, чтобы их ободрить. Так как Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия и отмщения, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их, то Он и не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением. Итак, когда подобное случается или с какими-либо местами, или с растениями, или с бессловесными животными, то не любопытствуй. Не говори: если еще не наступило время собирания плодов со смоковницы, то правосудно ли она иссушена? Такие слова крайне безрассудны. Лучше взирай на чудо, и дивись и прославляй чудодействующего. Так многие и судят о потоплении свиней, — отыскивая здесь причину правосудия. Но и в этом случае не должно их слушать. Как растения бездушны, так и животные без разума. Итак почему дан такой вид делу и почему эта именно причина проклятия? Это, как я уже и прежде сказал, описано евангелистом так, как думали ученики. Если же не настало еще время собирания плодов, то напрасно некоторые говорят, будто под смоковницею изображается закон. Плодом закона была вера; и этот плод закон уже принес, и время собирать этот плод, тогда уже наступило. Нивы, сказано, плавы суть к жатве уже; и: Аз послах вы жати, идеже вы не трудистеся (ст. 2).

Итак, здесь не указывается на закон, но, как я уже сказал, Христос, проклиная смоковницу, представляет этим доказательство Своей силы и власти к отмщению; и это видно именно из слов: не у бо бе время. Слова эти показывают, что Христос подошел к смоковнице с особым намерением, не для того, чтобы утолить голод, но ради учеников, которые весьма удивились тому, что смоковница засохла, хотя много было чудес и важнее этого. Но для учеников, как я сказал, такое чудо было новым и неожиданным, потому что Христос в первый еще раз показал Свое правосудие и отмщение. Поэтому Господь сотворил чудо не над другим каким-либо деревом, но над смоковницею, — деревом, которое сочнее всех, так что чудо показалось от этого еще более необыкновенным. Но, чтобы ты знал, что это сделано ради учеников, именно для ободрения их, — выслушай следующие слова. Что Христос говорит? Вы и большие чудеса сделаете, если будете иметь веру, соединенную с молитвою и упованием. Видишь ли, что все для учеников было сделано, чтобы они не страшились и не трепетали вражеских козней? Потому и в другой раз повторяет то же, чтобы утвердить их в вере и молитве. Не только это сделаете, говорит Он, но силою веры и молитвы и горы будете переставлять, и творить другие, еще большие чудеса. Между тем гордые и надменные иудеи, желая прервать беседу с учениками, подошли к Нему с вопросом: коею властию сия твориши (ст. 23)? Так как иудеи не могли унизить Его чудес, то выставляют Ему поступок Его в храме с торжниками. Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но в том же смысле. Они там говорят: кое знамение являеши нам, яко сия твориши (Ин. 2:18)? Там Христос отвечает им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (ст. 19), а здесь Он приводит их в крайнее затруднение. Отсюда очевидно, что случай, описываемый Иоанном, был в начале служения Иисуса, когда Он только что начал творить чудеса, а описываемый Матфеем был при конце его служения. Смысл же вопроса иудеев был такой: получил ли Ты кафедру учительскую, или рукоположен во священника, что выказываешь такую власть? Хотя Христос ничего не сделал, что бы показывало гордость, а только проявил заботу о благочинии церковном, однако иудеи, не имея совершенно ничего сказать против Иисуса, ставят Ему в вину и это. Впрочем, по причине чудес они не смели ничего сказать Ему в то время, когда Он изгнал торжников из храма; но укоряют Его уже после, когда увидели Его. Что же Христос? Он не прямо отвечает на их вопрос, показывая тем, что они могли знать о Его власти, если бы захотели, — но Сам спрашивает их, говоря: крещение Иоанново откуду есть? С небесе ли, или от человек (ст. 25)? Но как это относится к делу? спросишь ты. И очень. Если бы они сказали: с небесе, Он отвечал бы им: почто убо не веровасте ему? потому что, если бы верили, то и не спросили бы об этом, так как о Нем говорил Иоанн: несмь достоин отрешити ремень сапогу Его (Лк. 3:16); и еще: се Агнец Божий, вземляй грех мира (Ин. 1:29); и также: сей есть Сын Божий (там же ст. 34); и еще: грядый свыше, над всеми есть (Ин. 3:31); и опять; лопата в руку Его, и отребит гумно Свое (Мф. 3:12). Поэтому, если бы иудеи поверили Иоанну, то не было бы никакого затруднения для них знать, какою властью Христос делает это. Далее, так как иудеи с лукавством отвечали Ему: не вемы, то Христос не сказал им: и Я не знаю; но что же? Ни Аз вам глаголю (ст. 27). Если бы они в самом деле не знали, то надлежало бы научить их; но так как они поступали лукаво, то Христос справедливо ничего не отвечает им. Почему же иудеи не сказали, что крещение Иоанново было от человек? Боялись народа, сказано. Видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. И Иоанна боялись ради людей, уважая святого мужа не ради него самого, но ради народа; ради народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа, — и вот где источник всех зол для них!

Беседы на Евангелие от Матфея

Преподобный Максим Исповедник

Ст. 18-19. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Вопрос: Что означает неразумно, как то представляется на внешний взгляд, иссушенная смоковница, упоминаемая в Евангелии? Что за неумеренность голода, не во время ищущего плода? И к чему проклятие бесчувственного предмета?

Ответ: Бог Слово, всё премудро устрояющий ради спасения людей, первоначально воспитывал природу [человеческую] через закон, содержащий преимущественно телесное служение, ибо она не могла принять истину без образных покровов, вследствие появившегося в ней неведения и отчуждения от Первообраза божественных вещей. Затем же Он, через Самого Себя став Человеком, явно пришел, восприняв плоть, обладающую мыслящей и разумной душой, и как Слово [Божие] направил естество (человеческое] к нематериальному и умозрительному служению в духе, и, конечно, Он не желал, чтобы, в то время как Истина открылась в жизни, тень [Истины], образом которой служит смоковница, имела бы власть. Потому-то [Св. Писание] и гласит: Возвращаясь из Вифании в Иерусалим (Мф. 21:18; Мк. 11:12), то есть после образного и теневого пришествия Своего, сокровенного в законе, [Бог Слово] снова приходит к естеству человеческому через плоть. Ибо так следует понимать слова: Возвращаясь, увидел при дороге смоковницу, листья только имеющую (Мф. 21:18; Мк. 11:13), то есть, разумеется, заключенное в тенях и образах телесное служение закона, лежащее, как на пути, на неустойчивом и мимолетном предании и состоящее из одних преходящих образов и установлений. Увидев это служение, подобно смоковнице обильно и затейливо украшенное, словно листьями, внешними покровами телесных соблюдений закона, и не найдя плода, то есть правды, Он проклял его как не питающее Слово [Божие]. Более того, Он приказал, чтобы истина более не скрывалась под владычеством образов закона, — что и случилось, как показал ход вещей, когда совершенно высохло законное велелепие, имевшее свое бытие только в одних внешних формах, и с ним угасла спесь иудеев. Ибо было неразумным и неблаговременным, чтобы после того, как явно обнаружилась истина плодов правды, [служение закону] обманчиво возбуждало аппетит тех, кто совершает путь настоящей жизни, побуждая их оставить съедобное благоплодие Слова. Поэтому [Св. Писание] и гласит: не время было собирания смокв (Мк. 11:13), то есть время, в которое властвовал над естеством человеческим закон, не было [временем] плодов правды, но изображало, как тень, плоды правды и как бы указывало на будущую спасительную для всех божественную и неизреченную благодать, не достигнув которой погиб через неверие ветхий народ. Ибо божественный Апостол говорит: Израиль, искавший закона праведности, то есть [закона, данного] в тени и образах, не достиг до закона праведности (Рим. 9:31), то есть [не достиг] совершенного [закона] в духе по Христу.

Или еще: поскольку скопище священников, книжников, законников и фарисеев, заболев тщеславием, полагало, будто путем выставления на показ измышленных нравов, якобы благочестиво усвоенных ими, вводит правду, вскармливая своим самомнением спесь, то это их самомнение Писание называет бесплодной смоковницей, красующейся одними только листьями. Ее, проклиная как бесплодную, иссушает [Господь], жаждущий спасения всех людей и алчущий их обожения, дабы они, вместо того чтобы считать себя праведными, предпочли быть таковыми, сняв с себя лицемерный хитон показной нравственности, и, как того желает Божественное Слово, непорочно стремились к добродетели и благочестиво проводили жизнь, скорее являя перед Богом внутреннее расположение души, чем перед людьми внешнюю благопристойность нравов.

Если же и среди нас, христиан, имеются некоторые, притворно показывающие благопристойность нравов без дел праведных, то будем ожидать, что Слово [Божие] как Человеколюбец, алча нашего спасения, иссушит семя зла в душе — самомнение, чтобы оно не приносило более плода тления — человекоугодничества.

Вот вам, по моим бедным силам, смысл повествования. Из данного объяснения видно, в каком смысле справедливо алчет Господь, [как] благоразумно проклинает смоковницу и благовременно иссушает ее, препятствующую истине; будем ли разуметь под ней ветхое предание телесных образов по закону или фарисейское и наше нравственное самомнение.

Вопросоответы к Фалассию

Блаженный Иероним Стридонский

Ст. 18-20. Утром же [следующего дня], возвращаясь в город, Он захотел есть. И видя при дороге одно смоковничное дерево, подошел к нему и ничего не нашел на нем, только одни листья. И сказал ему: Да не родится от тебя плод никогда во век; и смоковница тотчас засохла. И видя [это], ученики [Его] удивились говоря: каким образом она тотчас засохла.

После рассеяния тьмы ночной, после распространения утренних лучей и по приближении полудня, когда Господь страданием Своим должен был просветить мир, возвращаясь в город [Иерусалим], Он почувствовал голод, или показывая этим действительность [своей] человеческой природы, или испытывая сильное желание спасения верующих и страдая от неверия Израиля. И когда увидел одно дерево (под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское) возле дороги: ибо синагога имела закон и потому была как бы при пути; так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно и не имеющей стоп Евангельских, и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетовании, предания фарисеев, [их] хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины. Поэтому и другой евангелист говорит: Еще было не время (Мк. 11:13) или в том смысле, что не настало еще время спасения Израиля, так как еще не вступил народ язычников, или в том, что минуло уже время веры, потому что, придя сперва к нему и встретив презрение от него, Спаситель удалился к народам языческим. И сказал ему: Да не родится от тебя плод никогда во век или: в вечности, ибо греческое слово αίών [θли: αίώνα] имеет то и другое значение; и высохла смоковница, не имевшая пищи, которой желал от нее хотевший вкусить Господь; листья высохли так, что остался только ствол. После же отпадения ветвей, корень возьмет силу [или: будет жить], этот корень в самое последнее время, если захочет уверовать, то даст отпрыски веры, и исполнится Писание, которое говорит: Есть надежда дереву (Иов. 14:7). А согласно буквальному смыслу Господь, должный пострадать среди народов и понести бремя крестного соблазна, должен был наперед утвердить души учеников знамением. Потому ученики и удивляются говоря: каким образом она тотчас засохла? Таким образом Спаситель той же силой мог бы иссушить и врагов Своих, если бы не ожидать спасения их через раскаяние.

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ст. 18-20. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница.

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, — и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: Идите от Меня, проклятые, в огонь (см. Мф. 25:41). Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.

Евфимий Зигабен

Ст. 18-19. Утру же возвращься во град, взалка: и узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница.

Так как Христос часто обнаруживал Свое могущество в различных благодеяниях, а в наказании – ни разу, то желает теперь обнаружить и его, чтобы ученики были уверены, что Он может отмстить злоумышляющим иудеям и что не страдал бы против воли. Но показывает Свою силу и в наказании не на человеке, будучи человеколюбивым, а на растении. Поэтому показывает вид, что хочет есть, и идет к смоковнице, не найдет ли чего-либо на ней, как сказал Марк (11:12-13). Но Он знал, что ничего не найдет, как об этом сказал тот же Марк, присоединив, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11:13). И все это премудро устраивается, чтобы был удобный случай перейти к совершению чуда. От одного слова засыхает смоковница и обнаруживается сила Христа при наказании, что и было при этом целью. Засыхает более сочное из других растений, чтобы совершилось большее чудо. Поэтому не исследуй, почему наказано растение совершенно невинное, но смотри только на чудо и удивляйся Чудотворцу. Наказано оно не потому, что было виновно, но для того, чтобы последователи узнали, что Христос имеет власть и наказывать. Смоковница, украшенная одними листьями, – это иудейская синагога, не имеющая плодов правды, а прикрывающаяся, как листьями, измышленными обрядами, или иначе – Богослужение под законом в сени и телесных образах и иудейские предания.

Толкование на Евангелие от Матфея

По материалам сайта «Оптина пустынь»

LiveInternetLiveInternet

exegetik


Смоковница с плодами (по нашему инжир)

Для того, чтобы понять данную главу, понять главную мысль этой главы. Давайте прежде всего разберемся с местом этой главы в общем повествовании Марка. Все изучающие евангелие Марка могут заметить, что все евангелие разделено на две части: первый раздел (1:16-8:26) посвящен публичному служению Иисуса. В этом разделе Марк рассказывает о том, как Иисус приобретал учеников, рассказывает и учит о Царстве Божьем, говорит о чистоте. Второй раздел (8:27-16:8) говорит о Смерти Мессии. Второй раздел в свою очередь можно разбить еще на три части. Это троекратное предсказание о смерти Мессии и непонимание учеников (8:27-10:52), вторая часть – Иисус в Иерусалимском Храме и рядом с ним (11:1-13:37), Третий раздел (14:1-16:8) включает повествование о самой смерти Иисуса Христа (2). То есть, исследуемая глава начинает раздел об Иерусалимском Храме. Дальнейшие три главы повествуют о событиях так или иначе связанных с ним. Иакт, присутпим к изучени 11 главы.

Давайте разобьём эту главу на смысловые отрывки:

  • 11:1-6 Ученики отправляются за осленком
  • 7-10 Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим
  • 11 Иисус осмотрев Храм уходит из него
  • 12-14 Проклятие смоковницы
  • 15-19 Иисус наводит порядок в Храме
  • 20-26 Разговор о засохшей смоковнице с учениками
  • 27-33 Вопрос от первосвященников, старейшин и книжников о том, какою властью Иисус разгонял в Храме меновщиков и продающих

Далее в 12 главе следует продолжение разговора в Храме с тремя группами еврейских лидеров – фарисеями, саддукеями и книжниками. Но начало разговора находится в 11 главе. Поэтому разобьем на отрывки и 12 главу.

  • 12:1-12 Притча о злых виноградарях
  • 13-17 Вопрос от фарисеев
  • 18-27 Вопрос от саддукеев
  • 28-34 Вопрос от книжников
  • 35-37 Вопрос от Иисуса Христа: «Чей сын Христос?»
  • 38-44 Лепта вдовы

В 13 главе продолжается тема Храма. Начинается она с восхищения учеников стенами и убранством Храма? А заканчивается она предсказаниями разрушения храма и второго пришествия. Итак, абсолютно очевидно, что тема Храма является доминирующей. Через все три главы проходит следующая мысль: «Храм сам по себе не имеет ценности, также как и пожертвования и ваши слова «Осанна», и ваша показуха не имеет значения. Самое важное – вы отвергли Мессию! И поэтому всему вашему «надутому» великолепию придет конец. Теперь давайте посмотрим на историю со смоковницей. В стихах 11 главы прослеживается параллелизм. Давайте начнем с выявления некоторых фактов:

  1. Иисус не случайно подошел к смоковнице. И дело даже не в листьях и голоде. Да, написано, что Он проголодался. Но Он, умножающих хлеба и рыбу, знающий где плывет рыба со статиром в зубах (Мф 17:27) неужели не мог прокормиться? В евангелии от Иоанна описывается еще один случай, когда Иисус был голоден. В тот момент, это тоже было запланировано, дабы состоялся разговор с самаритянкой. Поэтому, мы можем смело утверждать, что случай со смоковницей был запланирован.
  2. Проклятие смоковницы носило символьный характер. То есть Иисус что-то хотел проиллюстрировать этим. Это абсолютно очевидно по двум причинам: первое, поскольку если понимать буквально то мы получаем чушь (ну не может быть такого, что Иисус обиделся на смоковницу и поэтому проклял ее), вторая причина – это пункт первый данного списка. То есть тот факт, что событие было запланировано заранее.
  3. Данное событие перемежается историями связанными с Храмом, эта история обрамлена торжественным входом в Иерусалим (11:9-10) и желанием фарисеев убить Его (11:18). Мы видим ликующий народ, красивый Храм, но видим и лидеров народных, желающих убить Христа и видим менял и продающих в прекрасном Храме. Налицо двойственность – пышный антураж и прогнившая суть вещей. Поэтому история со смоковницей связана с контекстом в котором она помещена – а контекст это путь Христа на крестную смерть (в широком контексте), учение в Храме (в более узком контексте). Заметьте, как чередуется история со смоковницей с событиями связанными с очищением Храма:

Х) Иисус зашел в Храм, все осмотрел С) Иисус проклинает смоковницу на следующее утро Х) Иисус снова в Храме, изгоняет продающих и покупающих С) Разговор с учениками о засохшей смоковнице Х) Иисус говорит с фарисеями какое Он право (силу в смысле права) имел выгонять продающих и покупающих в Храме. То есть взаимосвязь и параллелизм мыслей налицо. Надо учитывать, то народ по сути своей отверг Мессию. И хотя они ликуя его принимали, важно было не это, а настроение начальников и старейшин народных. Совсем скоро эта же толпа будет скандировать «Распни Его!» с тем же упоением, как и кричали «Осанна!» Теперь давайте посмотрим на саму историю со смоковницей. Можно долго рассуждать о том, была ли она бесплодна или нет. Разные комментаторы говорят по разному (1). Уильям Макдональд (6) утверждает, что смоковница была бесплодна, Крейг Киннер (3) также говорит о том, что плоды должны были быть. Мэтью Генри вообще допускает два толкования (5)! Но он также отмечает, что это не важно. Важно другое. Самая главная сквозная мысль этого сравнения: Иисус не получил того, что ожидал. Поему-то некоторым хочется отстоять справедливость (заступиться за Бога) и доказать, что смоковница была бесплодна. Хотя, в тесте ясно написано, что плода не было, потому что было не время смокв. Мне кажется ответ очевиден. Давайте посмотрим, как Мак Артур толкует данный текст: «Смоковницы были распространенным источником пищи. Через три года со времени посадки дерево начинало плодоносить. Два раза в году с дерева, которое обычно приносило много плодов, можно было собирать урожай. Смоквы, как правило, росли одновременно с листьями. У этого дерева были листья, но, что удивительно, не было плодов. То, что это дерево росло возле дороги (ср. Мф. 21:19), предполагает, что оно было общественной собственностью. Также, очевидно, оно росло в хорошей почве, потому что появление на дереве листвы опередило и время года, и окружающие смоковницы. Обилие листьев давало надежду, что дерево могло опередить сезон и своими плодами. не время было собирания смокв Обычное время собирания смокв было в июне, больше, чем через месяц»
(7). Трудно с ним не согласиться. Ведь на это указывает сам текст. Но в принципе,
это неважно
. Была ли смоковница плодоносной или не была. Важна иллюстрация состояния Израиля, который не принес главного плода – не принял Иисуса Христа (см. 12:10) Интересной кажется реакция учеников, когда на следующий день они находят смоковницу засохшей. Они удивляются. Они показывают на нее Иисусу: «Смотри! Она засохла!» Вот тут наступает момент, когда Иисусу кое-что надо объяснить ученикам. Дело в том, что на протяжении всего евангелия Марка прослеживается тема не понимании учениками сути вещей. Они следуют за Иисусом, но не понимают глубины Его служения. Иисус показывает им в отрывке с 22 по 26 стих, что если даже они имеют самую маленькую веру (а горчичное зерно часто приводится как пример самой маленькой единицы вещества для обывателей того времени), самую маленькую, вы верите только в одно слово, которое сказал Бог (вера Божия), но вы верите в это слово, то этой веры достаточно не то чтобы засушить смоковницу, а чтобы передвинуть гору. Об передвижении гор я уже писал ранее, поднимая тему «Отвечает ли Бог на наши глупые молитвы». Можно почитать здесь. Так вот, Иисус говорит в данном отрывке, что для того, чтобы их молитва исполнилось, необходимо выполнение нескольких условий: вера (но не вера в то, что придумал я, а вера в то, что говорит Бог), просьба и прощение (об этом подробнее можно послушать тут). В стихах с 22 по 26 Иисус показывает ученикам, что они не поняли сути, того, что произошло со смоковницей. Само чудо было не главным, главным был иллюстрационный смысл данного действия. Мы очень часто оцениваем веру по какой-то «результативности». Хотя это абсолютно неверно. Писание нигде так не учит. Писание говорит о другой результативности – не о количестве отвеченных молитв – но о способности жить и верить даже тогда, когда все восстаёт против твоей веры (См. Авв 3:17-19). Поэтому не важно сколько у тебя веры, важно то, какая она. Для нас важно из этой истории взять урок: Израиль имевший все (заветы, законоположение, заветы, богослужение см Рим 9:4) для того, чтобы принять Мессию, Мессию отверг и убил руками беззаконных. И не помогли ни красивое богослужение, ни красивый Храм. Для нас сегодня важно обращать внимание на содержание своей веры больше чем на форму. Не на обилие пожертвований, а на их суть. Не на красивые стены, а на то, какое слово звучит в этих стенах. Не на красивую жизнь, а на плодоносную жизнь. Иначе, мы можем прийти в такое же состояние, как пришел Израиль. «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности» Рим 9:31 Поэтому давайте обращать внимание на главное.

Самое странное чудо Иисуса

За что Христос проклял смоковницу?

Самое странное и труднообъяснимое из всех чудес, совершенных Иисусом, описано Матфеем и Марком и относится к последним дням Его земной жизни. У Марка это чудо излагается в два этапа, между которыми вставлен эпизод с изгнанием торгующих из храма (Мк. 11:15-19). Само чудо остается как бы за кадром, мы узнаем только о его последствиях:

На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его…

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11:12–14; 20–24).

У Матфея Иисус сначала изгоняет торгующих из храма (Мф. 21:12), а на следующее утро, возвращаясь в город, находит бесплодную смоковницу. Когда Он произносит слова да не будет впредь от тебя плода вовек, смоковница тотчас засыхает. Увидев это, ученики спрашивают: Как это тотчас засохла смоковница? В ответ они слышат поучение, аналогичное тому, что приводит Марк (Мф. 21:18-22). Таким образом, чудо, согласно Матфею, происходит «в кадре», на глазах учеников.

Мы не знаем, какой вариант истории появился раньше, какой позже. Возможно, Марк поделил повествование на две части, чтобы упаковать в него, как в конверт, рассказ об изгнании торгующих из храма1. Нельзя также исключить некоторой степени литературной зависимости Марка от эпизода из книги пророка Ионы, где над головой пророка по велению Божию произрастает растение, а на следующий день оно засыхает (Иона 4:6-8).

Смоковница (фиговое дерево) является одним из самых распространенных деревьев в Палестине. К смоковнице относились бережно, за ней ухаживали: Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее (Притч. 27:18). Появление почек на смоковнице свидетельствовало о наступлении весны: Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние (Песн. 2:11–13). Увядающая смоковница является символом осени, а ободранная – символом нашествия врага: Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее… Засохла виноградная лоза и смоковница завяла (Иоил. 1:7, 12). Смоковница, колодец и виноградник были обязатальными атрибутами большинства домашних хозяйств: И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (3 Цар. 4:25); пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя (4 Цар. 18:31;Ис. 36:16); каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею (Мих. 4:4). У Иисуса не было ни Своего дома, ни Своего домашнего хозяйства, а значит, не было и собственной смоковницы. Как мы видели, чувство голода нередко сопровождало Его учеников. О том, что Сам Иисус испытывал чувство голода, Евангелия упоминают лишь дважды: в рассказе об искушении от диавола (Мф. 4:2;Лк. 4:2) и в истории со смоковницей (Мф. 21:18;Мк. 11:12). Этих упоминаний, однако, вполне достаточно, чтобы видеть, что Его голод, как и сон, имели отнюдь не только нравственно-педагогическое значение для окружающих, как это представлялось толкователям. Блаженный Августин, в частности, спрашивает: «Разве Христос хотел есть, когда искал плоды на дереве? И разве, найдя их, Он стал бы их есть?.. Чего жаждал, чего алкал Христос, как не наших добрых дел?»2 Евангелие, однако, дает на эти вопросы иной ответ, рисуя Иисуса реальным Человеком, Который испытывал вполне реальное чувство голода.

Слова, произнесенные Иисусом после того, как, подойдя к смоковнице, Он увидел, что на ней нет плодов, на первый взгляд производят впечатление эмоциональной реакции голодного человека, когда он надеялся найти что-нибудь съедобное, но не нашел. Иисусу были свойственны человеческие эмоции, в том числе гнев3. Думается, не случайно оба евангелиста связали эпизод со смоковницей со сценой изгнания торгующих из храма. В обоих эпизодах мы видим проявление человеческого гнева Иисуса, являющегося отражением Божия гнева. В сцене в храме этот гнев изливается на тех, кто сделал дом Божий домом торговли; в истории со смоковницей он изливается на бесплодное дерево.

Иссушая смоковницу, Иисус являет ту власть над природой, которая ранее проявилась в усмирении бури, хождении по водам, умножении хлебов, превращении воды в вино.

Изначальное назначение природы заключалось в том, чтобы служить человеку. В раю Бог насадил дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод (Быт. 1:11); при этом человеку было позволено есть от всякого дерева в саду, кроме дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17). После того как человек нарушил заповедь и съел запретный плод, природа перестала быть служанкой человека, безоговорочно подчиняться его повелениям. Иисус, как мы говорили, в Своем лице восстановил изначальную связь между человеком и природой. Но от природы Он ожидал не только беспрекословного повиновения. Смоковница повиновалась Его слову, но она не смогла дать Ему тех плодов, которые Он от нее ожидал. За это она была наказана.

Вопрос, который не может не возникнуть при чтении этого рассказа в версии Марка: в чем была виновата смоковница, если еще не настал сезон собирания смокв? Иисус очень хорошо знал, что смоковница не может дать плодов раньше начала лета (Мф. 24:32;Мк. 13:28). Более того, однажды Он произнес притчу, в которой привел в пример человека, бережно отнесшегося к бесплодной смоковнице:

Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13:6-9).

Сам Иисус ведет Себя, как кажется, прямо противоположным образом. Он знает, что еще не время для плодов, и тем не менее проклинает дерево. За что? По-видимому, ответ надо искать не в буквальном смысле происшествия, а в том символизме, с которым в проповеди Иисуса связана тема деревьев и плодов.

Слово «плод» имеет в Библии вполне конкретную смысловую нагрузку. Еще в Ветхом Завете о праведнике говорилось: И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1:3). Плодовитость в Псалтири является символом праведности: Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи (Пс. 91:13–15).

Напротив, отсутствие плодов на дереве является символом духовного бесплодия. Иоанн Креститель говорил: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10;Лк. 3:9). Эти слова почти буквально повторил Иисус в Нагорной проповеди применительно к лжепророкам:

По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ ете их (Мф. 7:16-20).

Те же образы Иисус использует на Тайной Вечере, сравнивая Себя со стволом дерева, а учеников – с его ветвями:

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками (Ин. 15:1-2, 5-8).

Эти слова Иисус произносит накануне Своей смерти, всего лишь через пару дней после инцидента со смоковницей, который еще был свеж в памяти учеников. Постоянно повторяемое здесь слово «плод» указывает на тот результат, который Иисус ожидает от Своих учеников. Этот результат, однако, может быть достигнут только в том случае, если они пребудут на лозе, то есть в единстве с Учителем. От Него проистекают те живительные соки, которые питают все дерево Церкви и дают возможность каждому ее члену приносить плоды.

Слова чего ни пожелаете, просите, и будет вам перекликаются с тем, что Иисус сказал ученикам после того, как проклял смоковницу: …и всё, чего не попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21:22). Очевидно, в последние дни земной жизни Он много размышлял о будущем Своих учеников, старался укрепить в них веру. На протяжении всего времени Своего служения Он говорил им о вере, совершал на их глазах чудеса и знамения. Теперь подходило время того последнего знамения, которое Он должен был явить им, – знамения Ионы пророка (Мф. 12:39). Чтобы они поняли его смысл, чтобы пережили грядущие страшные дни, они нуждались в еще одном напоминании о силе веры. Такое напоминание они получают благодаря инциденту со смоковницей. Этот инцидент Иисус обращает в урок веры.

Именно слова Иисуса о вере являются главным смысловым центром повествования. Иисус повторяет практически слово в слово то, что уже говорил ученикам по крайней мере дважды. Один раз в ответ на их вопрос о том, почему они не смогли изгнать беса из одержимого, Он сказал: По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20). В другой раз аналогичные слова были сказаны в ответ на просьбу учеников умножить в них веру (Лк. 17:16). Как хороший учитель, Иисус вновь и вновь повторяет те же самые истины, облекая их в те же самые образы, чтобы урок прочно врезался в память учеников.

В данном случае Иисус использует наглядный образ – засохшего дерева, наказанного за свое бесплодие.

Говоря о горе сей, Иисус мог иметь в виду либо Елеонскую, либо Храмовую гору: последнее более вероятно, поскольку Он шел в направлении храма. Если Он указывал на Храмовую гору, то в памяти всплывает весь ряд ветхозаветных ассоциаций, связанных с ней. Она имеется в виду в словах Псалтири: Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек (Пс. 124:1). С ней связаны эсхатологические ожидания израильского народа: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Ис. 2:2–3).

Иисус, однако, подчеркивает, что ни гора сама по себе, ни стоящий на ней храм не спасут израильский народ, если он не принесет ожидаемых от него плодов веры. Достаточно рано этот антииудейский подтекст чуда со смоковницей был распознан толкователями: «Совершенно очевидно, – пишет Григорий Великий в V веке, – что под смоковницей Господь понимает плоды синагоги, которая хотя и имела листья закона, однако плода дел не приносила»4. Блаженный Иероним дает развернутое аллегорическое толкование чуда со смоковницей, видя в нем образ суда, который Бог произнесет над Своим народом, не принесшим плода:

После рассеяния тьмы ночной, после распространения утренних лучей и по приближении полудня, когда Господь страданием Своим должен был просветить мир, возвращаясь в город, Он почувствовал голод, или показывая этим действительность человеческой природы, или испытывая сильное желание спасения верующих и страдая от неверия Израиля. И когда увидел одно дерево, под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское, возле дороги — ибо синагога имела закон и потому была как бы при пути, — так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно… и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетования, предания фарисеев, хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины. Поэтому и другой евангелист говорит: Еще не время было (Мк. 11:13) или в том смысле, что не настало еще время спасения Израиля, так как еще не вступил народ язычников, или в том, что минуло уже время веры, потому что, придя сперва к нему и встретив презрение от него, Спаситель удалился к народам языческим5.

Проклятие смоковницы стало последним зафиксированным в Евангелиях чудом Иисуса, если не считать исцеление слуги первосвященника, которому один из учеников отсек ухо в момент ареста Иисуса (Лк. 22:51). Смысловая нить протягивается от первого чуда – превращения воды в вино – к последнему. Но если первое чудо было явлением Божией милости, то последнее становится явлением Божия гнева.

Это соответствует и общему настроению последних дней земной жизни Иисуса, и изгнанию торгующих из храма, и предсказаниям Иисуса о гибели Иерусалима, и грозным предупреждениям о Страшном суде (Мф. 24-25). Говоря о судном дне, Иисус приводит в пример смоковницу: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях (Мф. 24:32–33; ср.Мк. 13:28–29).

Иссохшая на глазах учеников смоковница становится символом Божия суда над теми, кто не приносит ожидаемых плодов. В то же время она напоминает о том замысле, который имеет Бог о каждом сотворенном Им существе и предмете:

Каждая вещь в этом мире имеет свою богозданную… цель и назначение. Смоковница, чтобы рождала смоквы; ангел, чтобы служил Богу; человек, чтобы уподоблялся Богу; пчела, чтобы собирала мед. Не исполняя своего назначения, каждое творение подпадает под проклятие Творца, явно или тайно. Богочеловек и пришел в этот мир, чтобы все вернуть к своему Божественному назначению. Он один и знает назначение каждого творения, каждой твари; Он один и имеет могущество каждому творению дать силы для исполнения своего Божественного назначения… Смоковница существует в мире – чтобы служить человеку; а человек? чтобы служить Богу. Как человек служит Богу? Верою. Вера же значит: всему, всем существом, всеми силами своего существа жить Богом, в Боге, ради Бога. Только так человеческое существо приносит Богом назначенный плод. В противном случае оно засыхает; пересыхают Божественные источники в нем; его существо, не политое небесной росой благодати и вне поднебесья Божественных сил, – вянет, засыхает, остается без плода… А прививает человек себя к Богочеловеку подвигом веры – и силы, и Божественные соки Богочеловека начинают струиться через существо человека, оплодотворять его, и оно приносит много плода (Ин. 15:5)… Вера обоготворяет человека и делает его богом по благодати, и все, что он делает, будет Божественно, бессмертно, вечно6.

Источник: митрополит Волоколамский Иларион. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 3. Глава 5. Чудеса, связанные с природой / Проклятие смоковницы

НОВЫЙ ЗАВЕТ – СМОКОВНИЦА – ТОРА


Новый Завет – Смоковница – Тора

Какая связь этого дерева с Библейской повестью, о том как Иисус проклял это дерево? Многие недоумевают, за что Иисус засушил (проклял) дерево во времена её не плодоношения? Так вот, что бы разобраться в этом поступке Мессии и понять, что Он нам этим хотел сказать, надо углубиться в историю и в иудейское учение которое Иисус (Йешуа) знал наизусть, так как с 12 лет он проповедовал в Синагогах (Иудейских храмах) и дивились иудеи Его способностям.
О дереве:
Это дерево не просто древнее, оно от Сотворения Мира. Когда Ева (Хава) и Адам ослушались заповеди Творца, и вкусили запретные знания, они устыдились и прикрылись листьями Фигового дерева. Фига или Фиговое дерево это ещё одно название Смоковницы (никакого отношения к русской народной фиге не имеет). Ещё, это дерево называют Инжир или Винная ягода или Карийским фикусом. Смоковница это субтропическое листопадное растение род Фикус семейства Тутовые. Дерево «зеленое» круглый год, а листья опадают частично (обновляя дерево). В зависимости от регионов произрастания листья могут опадать полностью (на некоторое время) а плоды могут висеть на дереве без листьев. Поэтому
с древних времен считается, что на Смоковнице можно найти плоды круглый год
. Опыляют деревья особые насекомые
черные осы-Бластофаги
(Хальциды наездники) Сами же
эти осы не могут размножаться без Смоковниц и питаются ею,
такой симбиоз. В наши времена существуют искусственно выведенные двуполые деревья Инжира (Смоковницы) у которых имеются женские и мужские деревья (пыльца переносится так же насекомыми).

О Торе:

Иудейская Тора (Закон) это изначальное название пяти книг Моисея. Позже в новой эре с появлением Нового Завета приобрело название Ветхий Завет. Иудейский Танах, по подобию Библии (сборник иудейских канонических книг) в которую входят – пять книг Моисея, Пророки и Писания и того 24 книги (или 27). Существуют ещё
семьдесят тайных книг
, которые Бог указал скрыть от неподготовленных, но только для мудрых.
Тора символизируется до сих пор в Иудаизме деревом Смоквы, как деревом мудрости!
Основатели Иудейских Богословских учений, поэтично сравнивали Тору со Смоковницей. Так, рабби Йоханан описывает свой жизненный опыт; «и подбежал я к восточной стороне смоковницы (с восточной стороны самые сладкие плоды), и случилось со мной сказанное Экклезиастом, — мудрость дает жизнь владеющему ею», или; «стерегущий смоковницу будет, есть плоды ее», или; «как смоковница во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод, так и слова Торы — во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл». Плоды Смоковницы созревают в разное время года, а Талмуд указывает, что для сбора смокв не нанимают сезонных рабочих, и еврейский закон не требует оставлять на смоковнице часть плодов для бедных. Никакой учет и контроль над плодами этого дерева невозможен, так же и в отношениях с этим «своевольным» деревом. Хозяина связывают с его смоковницей особыми, личными, сакральными отношениями, не допускающие вмешательства посторонних. Хозяин Смоковницы должен сам подойти к дереву, прикоснуться к нему, и смоковница, словно откликаясь на его заботу, словно по собственной воле дарит ему свои плоды (мудрости). И такие же отношения связывают иудея с его Торой.
О Новом Завете:
Ну вот, только теперь мы разберем и сможем понять события из Нового Завета касающиеся той самой Смоковницы, которую Иисус Христос проклял и она высохла. Но сначала вспомним утверждение Христа в обращении к Иудеям из
(Св. Евангелие от Иоанна 8:43,44)
Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать (правдивого) слова Моего. Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи.

А теперь прочитаем те самые события со Смоковницей: (Св. Евангелие от Марка 11:12-14)

На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус:
отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!
И слышали то ученики Его.

И ещё

читаем:
(Св. Евангелие от Матфея 21:18-20)
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей:
да не будет же впредь от тебя плода вовек.
И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

(Св. Евангелие от Матфея 21:42,43)

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: Потому сказываю вам, что
отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его

Так, мы становимся свидетелями, когда Христос заклял Ветхий Завет и мудрость человеческую в Нем, словами: И да не будет же впредь от тебя плода вовек! Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!

Затем последовали события ознаменовавшие Новый Завет, Новое Учение, Новое Время и Новую Эру. Много было листьев на Смоковнице, а плодов — небыло. Много слов и правил, а плодов Духа Святого — нет.

Краткая исследовательская работа С.И. от 3 февраля 2021 год город Курск. (При многословии

не миновать
греха
, а сдерживающий уста свои — разумен. Книга Притчи 10:19)

Новое в блогах

В одной из соседних тем случилось мне подискутировать о случае со смоковницей, где поведение Иисуса было несколько странным. Странность поведения усугубляется неодинаковым повествованием в разных Евангелиях. При этом только в двух из них описан случай со смоковницей.

Евангелие от Матфея —

«… и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите …» (21:19-22)

Евангелие от Марка —

«… и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его …» (11:13,14)

«… Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет …» (11:20-23)

Мою точку зрения можно было передать простой фразой — ничто человеческое было не чуждо Иисусу Христу.

Мне думается, что именно Марк (беспристрастный Марк) точно описал этот случай и не утаил от читателя тот факт, что «… еще не время было собирания смокв …». Но Иисус, чисто по человечески, проклял ни в чём неповинное дерево. Как, бывает, обычный человек пинает бездушный кирпич, об который споткнулся.

Проклял, но ни о каком мгновенном «чудесном» усыхании смоковницы Марк не упоминает. И усыхание и назидание ученикам у Марка было уже только через сутки на следующее утро. За сутки смоковница под палящим солнцем могла и сама по себе успешно засохнуть.

Матфей же, на мой взгляд, просто приукрасил почитаемого им Учителя. Чтобы не «позорить» Иисуса беспочвенностью претензий к смоковнице, Матфей убрал упоминание о времени года. Затем добавил в повествование «мгновенность» результата проклятия Иисуса: «… И смоковница тотчас засохла …» и последовавшее сразу назидание ученикам. Получилось, что Иисус засушил смоковницу, чтобы показать ученикам, насколько сильна вера в Бога.

А может быть Иисус действительно хотел утолить жажду смоквами и действительно раздосадовался, как простой человек и невольно «воспользовался» своими способностями и смоковница действительно усохла (однако, всё же, через сутки). Но, сообразив, что поступил глупо, Он тотчас придумал назидание своим ученикам и повернул дело так, будто Им так и было задумано.

А как Вы думаете?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]