Земная жизнь – это преддверие вечности (о загробной жизни по учению Церкви)


Три дня после смерти

В этот период душа пребывает в земном мире. Она может скитаться по планете, либо находиться близ родных. Чтобы освобождённая от тела душа не впала в замешательство, её сопровождают два специально приставленных ангела.

Считают, что душа человека, который был озабочен приобретением вещей, будет возле них, это может быть машина, квартира и так далее. Душа человека, привязанного к родственникам и близким, стремится чем-нибудь помочь им.

По прошествии трёх дней, после погребения, происходит вознесение души на Небеса. Отрешившись от земных забот, она впервые предстаёт для поклонения Господу.

Что ответит вернувшемуся с того света священник?

Всё зависит от того, что именно пережил человек и о чём спрашивает. Я обычно в таких случаях не лезу в душу. Отвечая, пользуюсь правилом: ответ должен быть в два раза короче, чем вопрос. Ограничиваюсь рамками вопроса, потому что, если у человека не болит, значит, ему не интересно, что я скажу. Если болит, то он сам будет спрашивать. Спросили о конкретном — отвечаю коротко и по существу, а дальше остаётся только ждать дальнейшего движения души и сердца. Перед ответом нужно обязательно помолиться, чтобы Господь вразумил, что и как ответить человеку.

Мне очень близки слова священника Александра Ельчанинова по поводу границы между нашей жизнью и миром усопших:

«Смерть близких — опытное подтверждение нашей веры в бесконечность. Любовь к ушедшему — утверждение бытия другого мира. Мы вместе с умирающим доходим до границы двух миров — призрачного и реального: смерть доказывает нам реальность того, что мы считали призрачным, и призрачность того, что считали реальным».

Очень глубокая мысль. Что нам кажется фундаментальным, бесконечным, вечным? Наша жизнь. На самом деле это призрачность. Опыт переживания смерти, в том числе и клинической, — очень хорошее подспорье человеку, поскольку даёт возможность найти точку опоры в духовной жизни. Он может созреть до мысли, что его маленький семейный рай в любой момент может закончиться — и начнётся какая-то другая, грозная реальность. Человек духовный благодаря такому опыту может полностью изменить свою жизнь, известны случаи, когда люди уходили в монастыри, чтобы посвятить себя Богу. Один из святых после пережитой клинической смерти говорил: «Если бы вы знали, дети мои, как страшно осуждать ближних!» Всё очень индивидуально, и потому невозможно сказать что-то конкретное о таких ситуациях. Мы можем судить только по плодам — то есть смотреть, с чем человек выходит из пережитого, и исходя из этого помогать и поддерживать.

Беседовала Екатерина Щербакова

Шесть райских дней

После вознесения душе позволяется обозревать райские обители и видеть сколь благодатно пребывание там. Эти видения изменяют и преобразуют души праведников, готовят их к принятию Вечной Жизни. Души грешников после такого созерцания укоряют себя за совершённые грехи, которые не дадут им попасть в рай.

С наступлением девятого дня после кончины душа вновь предстаёт перед Господом, чтобы поклониться ему. В церкви в этот день совершается заупокойная панихида, родственники молятся за преставившегося.

Так существует ли душа и бессмертно ли Сознание с научной точки зрения

В 2013 году Далай-лама XIV встретился с учеными на конференции, посвященной природе ума. На собрании нейробиолог Кристоф Кох выступил с речью о сознании. По его словам, новейшие теории признают существование сознания у объектов материального мира.

Кристоф Кох на встрече с буддистами

Далай-лама напомнил ученому, что, согласно философии буддизма, сознанием наделены все существа во Вселенной. Поэтому так важно относиться с состраданием ко всему живому.

Кох рассказал, что его потрясла вера буддистов в то, что на западе зовут панпсихизмом (теория об одушевленной природе). Кроме восточной религии, идея панпсихизма присутствует в:

  • античной философии;
  • язычестве;
  • философии Нового времени.

После конференции Кристоф Кох продолжил исследования совместно с Джулио Тонони, автором информационной теории. Согласно теории, душа состоит из связанных между собой фрагментов информации.

В 2021 году исследователи заявили, что нашли способ измерить сознание с помощью теста, который показывает количество phi (единица сознания). Посылая магнитный импульс в мозг испытуемого, ученые следят за временем отклика и силой реверберации.

Количество phi измеряется силой отклика

Сильный отклик – признак сознания. Методику ученых переняли медики. С ее помощью удается определить:

  1. Умер пациент или попал в глубокую кому.
  2. Степень осознанности при возрастном слабоумии.
  3. Развитие сознания у плода.

В планах ученых исследовать души у машин и животных. Теория утверждает, что даже слабый отклик – признак сознания. Возможно, у мельчайших частиц удастся найти осознанность.

Тридцать дней в аду

Далее душа направляется в адовы чертоги для осознания мук, следующих за прегрешения. Души праведников взирают на это с сожалением о грешниках, а души согрешивших – с мучительным раскаянием. В Священном Писании отсутствую детальные указания об устройстве ада. Упоминается лишь тьма кромешная с озером огненным.

В Х веке было составлено повествование о видениях мытарств в аду, явившихся блаженной Феодоре. Священнослужители относятся к этому апокрифу со сдержанностью, но он получил широкое хождение в народном православном фольклоре. В нём утверждается, что всю жизнь человек сопровождается Ангелом и Бесом. Они учитывают благие и злые деяния, совершаемые на жизненном пути. В аду душа преодолевает двадцать мытарств (препятствий), и на каждом Ангелом и Бесом совершается сравнение их списков. Если установлен перевес добрых деяний, то душа направляется к следующему мытарству. Если перевешиваю грехи, то Бес забирает душу в Ад. В случае равновесия благодаря человеколюбию Божьему испытания продолжаются. Утверждается, что молитвами живых может быть восполнена недостаточность добрых дел.

У католиков принято ссылаться на описание ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Конечно, это произведение не входит в число канонических, тем не менее данное в нём описание девяти кругов Ада широко воспринято верующими.

Здравствуйте, Евгения! Мы знаем точно, что души обоих состояний загробного мира, (Рая и Ада) спасенного и нерешенного, помнят о своих близких. Имея общего единого Бога, перешедшие в загробный мир надеются на молитвы и ходатайство живых и желают спсения равно как себе, так и живущим на земле. В Евангельской притче сказанной Господом: «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда (Авраам) сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лк. 16, 31) Мы видим, что богатый человек помнит о своих братьях и просит Господа показать им чудо, чтобы они поверили. Умершие и находящиеся в Аду помнят о своих близких и если за них возносится молитва в Церкви, они чувствуют некое облегчение. Например, когда Св.Макарий Египетский разговаривал с черепом, то услышал: «когда ты о нас молишься, то мы получаем некоторую отраду…» Следовательно, евангельский богач мог знать о состоянии жизни братьев на земле из своего собственного загробного состояния, — не видя никакой загробной отрады, он и делал заключение об их беспечной жизни. Если бы они вели жизнь более набожную, то вполне возможно не забывали бы своего умершего брата, и молились за него; тогда и он мог бы сказать, как череп жреца, что получает некоторую отраду от их молитв за него. Не получая никакого облегчения за гробом, богач прямо заключает о их беспечной жизни. Поэтому на основании этого можно с уверенностью сказать: умершие, чувствуя облегчение в страданиях, понимают, что за них возносится молитва и о них помнят родные и знакомые люди. Что касается душ пребывающих в Раю, думаю, они имеют полную свободу в своих действиях. Они пребывают в Боге а Дух Святой пребывает везде, Бог есть Дух (Иоанн. 4,24) и пребывающий в Боге пребывает в Духе Святом. Поэтому души святых (оправданных) людей не только помнят нас, но и видят нас, потому как, повторюсь, имеют полную свободу, в отличии душ, понесших наказание в Аду. В любом случае, Евгения, мы не должны забывать молиться об умерших всякий раз, когда приходим в Храм, а также на домашней молитве. Если Ваши умершие (родные, близкие) оправданы Богом, то они также молятся о Вас пред Творцом, имея на то своё Святое право. С Уважением. Прот.Алексий

О Частном суде и Страшном суде

После обозрения красот рая и ужасов ада души в третий раз предстают перед Господом, и Ангелами вершится предварительный Частный суд. По жизненным деяниям определяется участь души до времени Страшного суда, когда Иисусом Христом будет окончательно решена судьба всех душ человеческих.

Новый Завет даёт общее описание Страшного Суда, когда Ангелами будут доставлены на суд души все живших на земле. Страшному Суду будут подлежать души верующих и язычников, судимы будут и дела, и слова, и мысли, и намерения. Праведникам уготовано Царство Божие, грешников — огонь вечный.

Священнослужителями отмечается, что вышеизложенное должно восприниматься в качестве духовно-нравственного наставления, призывающего к праведной жизни с соблюдением Божьих заповедей. А в случаях согрешений необходимо признавать свою вину и искренне каяться перед Богом.

Несвятой человек тоже видит что-то духовное или просто галлюцинации?

Нам неизвестно, куда попадает человек в таком состоянии. Могу предположить, что всё зависит от того, как и чем этот человек живёт.

Мы должны помнить, что наш Бог — это не бог ужаса и смерти, не громовержец какой-нибудь. Наш Бог — это Любовь, он добр и милосерден, жалеет нас настолько, что Сам пришёл и воплотился ради нашего спасения. Он стал частью этого мира, чтобы спасти нас. Две тысячи лет назад произошли удивительные вещи. Осознавая это, можем смело предположить, что умирая, человек попадает в духовный мир, в руки Творца и Создателя — самое безопасное место во всей вселенной. Другое дело — когда человек живёт как демон: он исключает саму возможность быть в общении с Богом, ему противно всё святое.

Дифференцировать впечатления, полученные человеком во время клинической смерти, безусловно, нужно. Мне кажется, в этом вопросе можно ориентироваться по духовно-нравственному состоянию человека после пережитого. Если он начинает ходить в храм, воцерковляется, кается, молится, всех любит, прощает, ведёт благочестивый образ жизни — всё произошедшее и увиденное явно от Бога. Это тот случай, когда Господь позвал, коснулся души и сердца. Причём увиденное не обязательно может быть благостным. Один мой знакомый в состоянии тяжелейшего пьяного угара заснул и пережил какое-то странное состояние, в котором ему было что-то показано. После этого он перестал пить, курить и сквернословить, начал работать при храме — и ушёл в монастырь. Произошло его полное перерождение. Он никогда не рассказывал, что именно видел, только начинал плакать при воспоминании о том событии. Когда же человек начинает рассказывать всевозможные страшилки, утверждать, что надо идти за правдой в какую-то секту или читать евангелие от сатаны — это явно не от Бога; если он в унынии, депрессии, склонен к суициду — то, скорее всего, соприкоснулся с бесами, и эта встреча оставила такой тяжёлый отпечаток.

Я бы посоветовал людям, которые что-то видели и пережили во время клинической смерти, ориентироваться на мнение святых отцов. Со своими вопросами можно обращаться к современным пастырям — благо, их, имеющих о себе смиренное и скромное мнение, сейчас немало. Они могут дать хороший совет в такой ситуации, оценить духовное состояние человека.

Клиническая смерть как доказательство существования души и ее бессмертия

В 70-е года XX века появился термин «околосмертные переживания». Принадлежит он доктору Реймонду Моуди, написавшему книгу «Жизнь после смерти». Доктор собрал свидетельства людей, переживших клиническую смерть.

Видения не зависели от пола, возраста и социального положения пациентов

Все пациенты упомянули о странном ощущении покоя. Люди переосмысливали жизнь и совершенные поступки. Появлялось чувство нереальности происходящего.

Большинство видело собственное тело со стороны и смогло уверенно описать действия врачей. Треть умерших чувствовала, как летит по черному туннелю. Около 20% привлек струящийся мягкий свет и призрачный силуэт, зовущий к себе. Реже перед глазами умерших мелькали сцены из прожитой жизни. И совсем редко происходила встреча с покойными родственниками.

Доказательством существования души послужили свидетельства слепых от рождения пациентов. Они не отличались от видений зрячих людей.

Видео об околосмертных переживаниях:

Крионика

Криозаморозка считается перспективной методикой изучения бессмертия. Тело пациента помещается в жидкий азот. При температуре -200 °C жизненные процессы прекратятся на сотни лет. В XVIII ученый Джон Хантер выдвинул теорию о бесконечном продлении жизни благодаря замораживанию и оттаиванию тела.

Криосохранение основано на гипотезе, что гибель человека состоит из:

  1. Клинической смерти.
  2. Биологической смерти.
  3. Информационной смерти.

Заморозка стабилизирует тело между биологической и информационной смертью

В 2015 году проведены удачные опыты по разморозке небольших животных и некрупных кусочков биологических тканей. Но оживить мозг человека пока остается за гранью возможного. Поэтому крионике подвергаются только умершие пациенты. По статистике, контракты с криофирмами заключило около 2 тыс. людей.

Ученые считают, что развитие технологий позволит в будущем оживить умерших. Это произойдет благодаря:

  1. Нанотехнологиям (создание молекулярных роботов для исправления ущерба на клеточном уровне).
  2. Компьютерному моделированию мозга.
  3. Киборгизации (пересадка человеку искусственных органов).
  4. 3D-печати тканей.

По этой причине некоторые подвергают заморозке только голову. Именно в ней хранится информация о личности человека. Предположительно, через 50 лет удастся оживить первого замороженного пациента.

Спиритизм: общение с ушедшими

В XII веке в Европе появились первые общества людей, способных говорить с умершими. В России спиритизмом заинтересовались аристократы и царственные особы. Из дневников участников собраний становится ясно, что многие чиновники того времени не принимали решение самостоятельно. В важных вопросах они полагались на мнение духов.

Николай II сожалел в дневниках, что не воспользовался советами умершего отца Александра III

Сеансы спиритизма назывались «вертящийся стол». Покойные давали понять, что тоскуют по миру живых. Во все времена духи тянулись к оставленным семьям, к могилам, где похоронены, и к людям. Поэтому спиритизм – это единственный способ прикоснуться к миру живых.

Спиритические общества вывели основные правила контакта с духами:

  1. Разговаривать вежливо. Сразу после смерти души подавлены и напуганы.
  2. Если дух желает уйти – его следует отпустить.
  3. Проявлять осторожность. Известны случаи, когда медиумы умирали по неизвестным причинам.

Часто связь с духами появлялась спонтанно. Это случалось в течение 40 дней после смерти, пока душа находилась среди живых. В это время при сильной эмоциональной связи способен произойти контакт с потусторонним миром.

Видео о работе медиумов:

Современные исследования клинической смерти

В 2013 году исследователь Брюс Грейсон указал на случаи, когда умерший встречал родственника, о смерти которого не знал.

Ученый выявил, что в момент околосмертных переживаний у пациентов повышался мыслительный процесс. Воспоминания становились ярче и запоминались на всю жизнь. Опрошенные ученым люди рассказали о пережитом в мельчайших деталях даже спустя десятки лет.

По словам Брюса Грейсона, переживания не изменились с момента открытия Раймондом Моуди. Ученый сравнил свидетельства двадцатилетней давности с показаниями полученными и не выявил разницы.

Брюс Грейсон считает, что разум существует отдельно от мозга

Наука не способна объяснить видения клинической смерти с точки зрения физиологии мозга. Это открывает перспективы для изучения и дальнейшего развития человечества.

Видеовыступление Брюса Грейсона «Сознание без активности мозга»:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]