Чин таинства Крещения
Чин оглашения
Если хочет креститься взрослый человек, он входит в храм (младенца приносят крестные) в одной нижней одежде (длинной рубашке), разутый, без пояса, с опущенными руками и становится лицом на восток.
Священник читает молитвы:
Господу помолимся.
О имени твоем, Господи Боже истины, и единороднаго твоего Сына, и Святаго твоего Духа, возлагаю руку мою на раба твоего, [или на рабу твою], имярек, сподобльшагося [или сподобльшуюся] прибегнути ко святому имени твоему, и под кровом крил твоих сохранитися. Остави от него [или нея] ветхую оную прелесть, и исполни его [или ю] еже в тя веры, и надежди, и любве: да разумеет, яко ты еси един Бог истинный, и единородный твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святый твой Дух. Даждь ему [или ей] во всех заповедех ходити, и угодная тебе сохранити: яко, аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его [или ю] в книзе жизни твоея, соедини его [или ю] стаду наследия твоего, да прославится имя твое святое в нем [или в ней] и возлюбленнаго твоего Сына, Господа же нашего Иисуса Христа, и животворящаго твоего Духа. Да будут очи твои взирающе на него [или на ню] милостию выну, и уши твои, еже услышати глас моления его [или ея]. Возвесели его [или ю] в делех рук его [или ея], и во всяком роде его [или ея] да исповестся тебе покланяяся, и славяй имя твое великое и вышнее, и восхвалит тя выну вся дни живота своего.
Возглас: Тя бо поют вся силы небесныя и твоя есть слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Запрещение первое.
Господу помолимся.
Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство, и человеки измет, иже на древе сопротивныя силы победи, солнцу померкшу, и земли поколебавшейся, и гробом отверзающымся, и телесем святых востающым: иже разруши смертию смерть, и упраздни державу имущаго смерти, сиесть тебе диавола. Запрещаю тебе Богом, показавшим древо живота, и уставившим херувимы, и пламенное оружие обращающееся стрещи то, запрещен буди. Оным убо тебе запрещаю, ходившим яко по суху на плещу морскую, и запретившим бури ветров: егоже зрение сушит бездны, и прещение растаявлает горы: той бы и ныне запрещает тебе нами. Убойся, изыди, и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем, ниже да срящеши его, или дейстуеши, ни в нощи, ни во дни, или в часе, или во полудне: но отъиди во свой тартар, даже до уготованнаго великаго дне суднаго. Убойся Бога седящаго на херувимех, и призирающаго бездны, егоже трепещут ангели, архангели, престоли, господства, начала, власти, силы, многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими: егоже трепещут небо и земля, море, и вся, яже в них. Изыди, и отступи от запечатаннаго новоизбраннаго воина Христа Бога нашего: онем бо тебе запрещаю, ходящим на крилу ветреннюю, творящим ангелы своя огнь палящ: изыди, и отступи от создания сего со всею силою, и ангелы твоими.
Возглас: Яко прославися имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Запрещение второе.
Господу помолимся.
Бог святый, страшный и славный во всех делех и крепости своей непостижимый и неизследимый сый, той предъопределивый тебе, диаволе, вечныя муки томление, нами недостойными его рабы повелеавет тебе, и всей споспешней твоей силе, отступи от новозапечатаннаго [или от новозапечатанныя] именем Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего. Запрещаю тебе убо вселукавому, и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему Духу, силою Иисуса Христа, всякую власть имущаго на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека, и да не ктому внидеши в него: отступи, познай втою суетную силу, ниже на свиниях власть имущую, помяни повелевшаго тебе по твоему прошению во стадо свиное внити. Убойся Бога, егоже повелением земля на водах утвердися, создавшаго небо, и поставльшаго горы ставилом, и удолия мерилом, и положшаго песок морю предел, и в воде зельней стезю твердую, прикасающагося горам, и дымятся одевающагося светом яко ризою, простершаго небо яко кожу, покрывающаго водами превыспренняя своя, основающаго землю на утверждении ея, не преклонится во век века: призывающаго воду морскую, и проливающаго ю на лице всея земли. Изыди, и отступи от иже ко святому просвещению готовящагося [или готовящияся]. Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, и честным его телом и кровию, и пришествием его страшным: приидет бо и не закоснит судяй всей земли, и тебе и споспешную твою силу умучит в геенне огненней, предавый во тму кромешную, идеже червь неусыпаемый, и огнь неугасимый.
Яко держава Христа Бога нашего, со Отцем, и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Запрещение третие.
Господу помолимся.
Господи Саваоф, Боже Исраилев, исцеляяй всякий недуг, и всякую язю, призри на раба твоего [или на рабу твою], взыщи, испытуй, и отжени от него [или от нея] вся действия диаволя. Запрети нечистым духом, и изжени я, и очисти дела руку втоею, и острое твое употребивый действо, сокруши сатану под нозе его [или ея] вскоре: и даждь ему [или ей] победы на него и на нечистыя его духи: яко да от тебе милость получив [или получивши], сподобитися безсмертных, и небесных твоих таин, и славу тебе возслет, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Молитва четвертая.
Господу помолимся.
Сый, Владыко Господи, сотворивый человека по образу твоему и по подобию, и давый ему власть жизни вечныя, таже отпадша грехом не презривый, но устроивый вочеловечением Христа твоего, спасение мира: сам и создание твое сие избавль от работы вражия, приими в царство твое пренебесное. Отверзи его [или ея] очи мысленныя, во еже озаряти в нем [или в ней] просвещению евангелия твоего. Сопрязи животу его [или ея] ангела светла, избавляюща его [или ю] от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых.
И дует священник на уста его, на лоб, и на грудь, со словами: Изжени из него [или из нея] всякаго лукаваго, и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его [или ея].
Произносится трижды.
Духа прелести, духа лукавства, духа идолослужения, и всякаго лихоимства: духа лжи, и всякия нечистоты, действуемыя по научению диаволю. И сотвори его [или ю] овча словесное святаго стада Христа твоего, уд честен церкве твоея, сына и наследника [или дщерь и наследницу] царствия твоего: да, по заповедем твоим жительствовав, и сохранив [или жительствовавши и сохранивши] печать нерушимую, и соблюл [или соблюдши] ризу нескверную, получит блаженства святых во царствии твоем.
Возглас: Благодатию и щедротами, и человеколюбием единороднаго Сына твоего, с нимже благословен еси, с пресвятым, и благим, и животворящим твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Священник поворачивает крещаемого лицом на запад, с поднятыми руками, и спрашивает: Отрицаешилися сатаны [то есть: отрекаешься ли от сатаны], и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его; Крещаемый или крестный за него отвечает: Отрицаюся [то есть: отрекаюсь].
Снова спрашивает священник: Отрицаешилися сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его; Крещаемый отвечает: Отрицаюся.
В третий раз спрашивает священник: Отрицаешилися сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его; Крещаемый отвечает: Отрицаюся.
Священник спрашивает: Отреклся ли [или отреклася ли] еси сатаны; Крещаемый отвечает: Отрекохся. [То есть: отрекся ли? — Отрекся]
Снова спрашивает священник: Отреклся ли [или отреклася ли] еси сатаны; Крещаемый отвечает:Отрекохся.
Третий раз спрашивает священник: Отреклся ли [или отреклася ли] еси сатаны; Крещаемый отвечает: Отрекохся.
Священник говорит: И дуни, и плюни на него [то есть на сатану].
После этого крещаемый поворачивается лицом к востоку, священник спрашивает: Сочетаваешилися Христу [сочетаешься ли со Христом]; Крещаемый или крестный за него отвечает: Сочетаваюся.
Снова спрашивает священник: Сочетаваешилися Христу; Отвечает второй раз: Сочетаваюся.
Третий раз спрашивает священник: Сочетаваешилися Христу; Отвечает третий раз: Сочетаваюся.
Второй раз говорит священник: Сочетался ли [или сочеталася ли] еси Христу; И отвечает: Сочетахся. Спрашивает: Веруеши ли Ему; И отвечает: Верую Ему, яко царю и Богу.
После этого крещаемый или крестный за него произносит Символ веры
Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, творца небу и земли видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отца, имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна: И воскресшаго в третий день по писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину святую, соборную и апостольскую церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых. И жизни будущаго века, аминь.
После этого священник снова спрашивает: Сочетался ли [или сочеталася ли] еси Христу; Крещаемый отвечает: Сочетахся.
И снова спрашивает: И веруеши ли Ему; Крещаемый отвечает: Верую Ему, яко царю и Богу.
После этого крещаемый или крестный за него снова произносит Символ веры.
И в третий раз священник спрашивает: Сочетахся ли [или сочеталася ли] еси Христу; Крещаемый отвечает: Сочетахся.
И снова спрашивает: И веруеши ли Ему; Крещаемый отвечает: Верую Ему, яко царю и Богу. И глаголет:
После этого крещаемый или крестный за него в третий раз произносит Символ веры.
И снова спрашивает священник: Сочетался ли [или сочеталася ли] еси Христу; Крещаемый отвечает: Сочетахся.
И снова спрашивает священник: Сочетался ли [или сочеталася ли] еси Христу; Крещаемый отвечает: Сочетахся.
В третий раз спрашивает священник: Сочетался ли [или сочеталася ли] еси Христу; Крещаемый отвечает в третий раз: Сочетахся.
Священник говорит: И поклонися ему. Крещаемый говорит: Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.
Священник: Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися, и в познание истины приити, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Затем читает следующую молитву:
Господу помолимся.
Владыко Господи Боже наш, призови раба твоего, [или рабу твою], имярек, ко святому твоему просвещению, и сподоби его [или ю] великия сея благодати свяаго твоего крещения. Отреши его [или ея] ветхость, и обнови его [или ю] в живот вечный, и исполни его [или ю] Святаго твоего Духа силы, в соединение Христа твоего, да не ктому чадо тела будет, но чадо твоего царствия. Благоволение и благодатию единороднаго твоего Сына, с нимже благословен еси, со пресвятым и благим и животворящим твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Зажигаются полагающиеся при крещении свечи, а священник, облаченный в белую ризу, епитрахиль и поручи, кадит вокруг купели.
Диакон: Благослови, Владыко.
Священник возглашает: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ
Диакон читает ектению: Миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй (на каждое прошение).
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся.
О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.
О еже освятитися воде сей, силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже низпослатися ей благодати избавления, благословению Иорданову, Господу помолимся.
О еже приити на воду сию чистительному пресущественныя Троицы действу, Господу помолимся.
О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия, наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже показатися ей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых врагов, Господу помолимся.
О еже достойну быти нетленнаго Царствия в ней крещаемому, [или крещаемей] Господу помолимся.
О еже ныне приходящем [или приходящей] ко святому Просвещению, и о спасении его [или ея], Господу помолимся.
О еже показатися ему сыну [или ей дщери] света, и наследнику [или наследнице] вечных благ, Господу помолимся.
О еже быти ему сраслену и причастнику [или сраслене и причастнице] смерти и воскресения Христа Бога нашего, Господу помолимся.
О еже сохранити ему [или ей] одежду Крещения, и обручение Духа нескверно и непорочно, в день страшный Христа Бога нашего, Господу помолимся.
О еже быти ему [или ей] воде сей банею пакибытия, оставлению грехов и одежди нетления, Господу помолимся.
О еже услышати Господу Богу глас моления нашего, Господу помолимся.
О еже избавитися ему же [или ей же] и нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Пока диакон читает ектению, священник тайно читает про себя нижеследующую молитву:
Благоутробный и милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна пред Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене, но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою и десницею духовною, да не свободу иным возвещаяй, и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен буду. Ни, Владыко, едине благий и человеколюбивый, да не возвращуся смирен, но низпосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго: и вообрази Христа Твоего в хотящем [или в хотящей] паки родитися, моим окаянством: и назидай его на основании Апостол и пророк Твоих, и да не низложиши, но насади его насаждение истины, во святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и да не восторгнеши: яко да преуспевающу ему во благочестии, славится и тем всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Эта молитва читается вслух:
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]
Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.
Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды]
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполнену. Да бежат от нея наветующии созданию Твоему: яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным.
Трижды благословляет воду, погружая в нее благословляющие персты и дует на нее, произнося:
Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы. [Трижды]
Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас вся воздушная и неявленная привидения: и да не утаится в воде сей демон темный: ниже да снидет с крещающимся [или со крещающеюся] дух лукавый, помрачение помыслов, и мятеж мысли наводяй: но Ты, Владыко всех, покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия, обновление духа, сыноположения дарование, одеяние нетления, источник жизни. Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Ты даровал еси нам свыше паки рождение водою и Духом. Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет: и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на Небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе.
Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Священник трижды дует на елей в сосуде, который держит диакон, и трижды благословляет елей.
Господу помолимся.
Священник же глаголет молитву:
Владыко Господи Боже отец наших, сущим в ковчезе Ноеве голубицу пославый, сучец масличный имущую во устех, примирения знамение, спасения же от потопа и благодати таинство оными предобразивый, и масличный плод, во исполнение святых Твоих таин подавый: тем и бывших в законе Духа Святаго исполнивый, и сущих в благодати совершаяй: Сам благослови и сей елей, силою и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою, или вкушающим от него в славу Твою и единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Вонмем.
Священник при троекратном пении с народом «Аллилуйя» трижды изображает елеем в воде крест и возглашает:
Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник, взяв на два пальца елея, крестообразно помазывает крещаемого:
Помазуется раб Божий [или раба Божия] имярек, елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Помазывает его грудь и спину со словами: Во исцеление души и тела.
Уши: В слышание веры.
Руки: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя.
Ноги: Во еже ходити ему [или ей] по стопам заповедей твоих.
После помазания всего тела священник, обратившись на восток и прямо держа крешаемого, крестит его, трижды погружая в воду и при этом произнося:
Крещается раб Божий [или раба Божия] имярек, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.
Каждое погружение совершает одновременно с призыванием каждого лица Святой Троицы. После крещения омывает руки и поет с народом трижды полностью
Псалом 31
Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж, eмуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех eго лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся вси правии сердцем.
Возлагает на крещенного крест, произнося: «Возлагается на раба Божия (имя) Крест — хранитель всей вселенной, Крест — красота Церкви, Крест — сила народов, Крест — утверждение верующих, Крест — слава Ангелов и поражение демонов».
Одевает в крещальные одежды:
Облачается раб Божий, [или раба Божия] имярек, в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
И поется тропарь, во глас 8:
Ризу мне подаждь светлу, / одеяйся светом, яко ризою, / многомилостиве Христе Боже наш.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ КРЕЩЕНИЯ (ОГЛАШЕНИЯ, КРЕЩЕНИЯ, МИРОПОМАЗАНИЯ)
«Итак, идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се, Я с вами во все дни до скончания века «. (Мф. 28,19-20)
В ветхозаветные времена обряд очищения, сопровождавшийся обязательным погружением или омыванием водой тела, был общеобязательным для каждого члена израильского общества. Вода использовалась в религиозной жизни богоизбранного народа для омывания приносимых жертв в Скинии, а так же и в других случаях предусмотренных законом Моисея.
Прообраз Крещения в воде существовал уже в ветхозаветные времена, в послемаккавейский период, в качестве особого церковного установления, символизировавшего собой не только физическое, но и нравственное очищение.
Новозаветная Церковь, основанная Христом, пришедшим не нарушить закон, но исполнить, усвоила иудейский обряд очищения для вступающих в нее, но наполнила его новым благодатным содержанием.
Великое таинство Крещения было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, крестившимся в водах Иордана, лишившим силы зла абсолютной власти над человеком и освятившим водное естество на все последующие времена: “…поскольку бесовские силы, противоборствующие воле Божией таились в водах, господь сошел в воды Иорданские, чтобы сокрушить главы змиев и связать сильного”.[1]
В беседе с Никодимом, Господь открыл великую важность и необходимость Крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал Тебе: должно вам родиться свыше”(Ин. 3, 5-7).
Таинство Крещения символизирует духовное рождение человека и в нем подается особая благодать Божия, “…помогающая жить по-христиански и преуспевать в Духовной жизни”.[2]
В апостольские времена института оглашения как такового не существовало, единственным условием вступления в христианскую общину и принятия Крещения являлось исповедание Христа Сыном Божиим: “Апостол Филипп, посланный ангелом, окрестил евнуха царицы Кандакии (Деян. 8,38). Апостол Павел, после чудесного явления ангела в темнице, тотчас же крестил уверовавшего в Спасителя темничного стража и его семью (Деян. 16,38). Апостол Петр неотложно крестил сотника Корнилия и его домочадцев (Деян. 10,47)”.[3]
В харизматический период жизни Церкви Христовой фактически не существовало ни строго составленного символа веры, ни чинопоследования таинства Крещения. Епископ, возглавлявший небольшую общину верующих в воскресшего Христа, принимал язычников в Церковь, погружая их в воду во имя Святой Троицы.
С увеличением числа верующих и ростом общин, возникновением многочисленных ересей, в чинопоследовании таинства появляются элементы оглашения, покаяния с отречением от прежних заблуждений и грехов, публичное устное исповедание веры во Христа.
Со II-го века устанавливается строго определенный порядок в подготовке к Крещению. Готовящемуся приступить к таинству Крещения надлежало придти к епископу и засвидетельствовать перед ним, преемником апостольского служения, свое желание стать членом Церкви. Получив от поручителей сведения о нравственных качествах его души в семейной и общественной жизни и искренности его обращения ко Христу, епископ благословлял занести его имя в церковный “катастих”- книгу, содержащую список оглашенных и членов общины для молитвы и поминовения за богослужением.
Крещению предшествовали долгие месяцы оглашения, причем, готовящиеся к таинству составляли особый класс церковного общества. Им разрешалось присутствовать на богослужении, однако во время литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они были обязаны покинуть храм.
Вместе с испытанием оглашенным назначалось покаяние, поэтому чин оглашения часто совершали в дни Великого Поста, как особо предназначенные для молитвы и покаяния.[4] Желающие принять христианское Крещение проводили все время подготовки в посте и молитвах, ежедневно посещали богослужения и каялись в совершенных грехах. Огласительные беседы заканчивались на Страстной седмице.
В древней Церкви крещение совершалось не ежедневно, по мере потребности желающих принять таинство, как это практикуется сегодня, а лишь по большим праздникам, в особенности на Пасху. До сих пор пасхальное богослужение Православной Церкви включает в себя элементы древнего чина Крещения: ночной крестный ход вокруг храма когда-то был шествием новокрещенных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи, в Церковь, где их встречало ликующее “Христос Воскресе”.[5]
Во II-III веках встречается упоминание о сочетании Христу, которое стало одним из центральных моментов таинства. Произносимые обеты требовали от крещаемых верности до конца жизни. Единение со Христом выражалось чтением Никео-Царьградского Символа Веры.
Чин оглашения особенно в Иерусалимской и Константинопольской Церквах совершался с большой торжественностью, и благодатные впечатления этих дней позволяли новокрещаемым сохранять произносимые ими обеты до конца жизни, подтверждая и исполняя их своими делами.
Уже в IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру приступающих ко Крещению “в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих”.[6] О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.
В эпоху Константина Великого (IV в.) было принято крестить по преимуществу взрослых, так как придавалось большое значение сознательному принятию таинства. Некоторые, зная, что по учению Церкви в Крещении прощаются грехи, откладывали его до последних дней жизни: сам император Константин крестился перед смертью, впрочем, практика крещения младенцев является не менее древней — Апостолы крестили целые семейства, в которых, несомненно, должны были быть и дети (Деян. 10, 48).
Святой Ириней Лионский (II в.) замечает: “Христос пришел спасти тех, кто через Него возрождаются от Бога: младенцев, отроков, юношей, старцев”.[7]
124 правило Карфагенского собора (IV в.) содержит анафему на отвергающих необходимость Крещения младенцев, которые хотя и не согрешили сами, нуждаются в освобождении от первородного греха.[8]
В древней Церкви, начиная с конца II-го века, существовали специально посвященные епископом люди — экзорцисты, читавшие заклинательные молитвы, в которых, по примеру святых Апостолов, именем Божиим запрещалось нечистым духам приближаться к новопросвещенному христианину: “И бесы нам повинуются о имене Твоем” (Лк. 10,7). Чтение этих молитв и по сей день остается одним из важнейших моментов таинства.
Наряду с молитвами запрещения Церковь требовала от человека отречения от сатаны и сознательного сочетания Христу, что выразилось в обряде совершения таинства. Святой Дионисий Ареопагит упоминает о дуновении и плюновении на диавола. “Древняя практика Церкви Русской, вполне согласная с практикой Церкви Греческой, была такова, чтобы на беса только дуть, но в XV веке наряду с прежней практикой появилась новая, по которой повелевалось на беса плевать. Не смотря на довольно позднее происхождение, обычай плевать на беса сделался в XVI веке преобладающим, а древний обычай при крещении на беса только дуть существовал как исключение”.[9]
Отрицание от сатаны сопровождалось поднятием рук к небу и совершалось пятнадцать раз, в отличии от трех раз в современном чине. “Обычай предлагать раздельно вопросы об отрицании от сатаны и так же давать ответы на них может назваться древним обычаем Церкви Русской: указание на существование его мы находим в “Вопросах Кирика к епископу Новгородскому Нифонту” и затем в служебниках XIV и XV веков”.[10]
Приготовление к Крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об оглашенных, сохранившихся до настоящего времени.
В XIV веке огласительные молитвы читались по десять раз каждая, но позднее в практику вошел обычай читать каждую из этих молитв по три раза, причем десять раз их произносили только при крещении старых евреев.
В XVI веке число огласительных молитв оставалось по составу тем же, но повсеместно их читали один раз.
О практике освящения воды для совершения таинства Крещения в Греческой Церкви упоминается уже со II-III веков: “Вода Крещения преисполняется таинственной силы… Она — могила ветхого человека, место его истления и место зачатия и образования нового, духовного организма”.[11]
После погружения в купель новопросвещаемый помазывался освященным елеем, упоминание об этом встречаются уже в первые века: “Постановления Апостольские (IV в.) говорят, что после того как пресвитер помажет елеем чело, грудь и спину оглашаемых, диаконы помазывают все тело готовящихся к Крещению мужчин, а диакониссы — женщин”.[12]
После помазывания священником установленных частей тела елеем диакон, согласно практике, существовавшей в XII-XIII веках, помазывал все тело крещаемого без произнесения возглашаемых в настоящее время слов. Поздние памятники XI-XII веков указывают на то, что вода Крещения осенялась крестным знамением, крещаемый мазался маслом, крещение совершалось через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы.
Обычай совершать таинство Крещения через обливание, а не через погружение, появился весьма рано в Русской Церкви: уже на Владимирском Соборе (1274) было принято решение, запрещавшее крестить обливанием когобы-то ни было и указывавшее на западное происхождение традиции крестить обливанием.
В XIV веке великая ектения в чинопоследовании Крещения имела всего два прошения об освящении воды и два о самом крещаемом, что существенно отличается от ныне существующей практики.
После помазывания крещаемого освященным елеем, следовало само Таинство, причем если крестили младенцев, то в одну купель погружали сначала мальчиков, а если крестили взрослых, то мужчин и женщин крестили отдельно друг от друга. Подобная практика сохранилась и в настоящее время.
В XVI веке после Крещения, совершавшегося через погружение, следовало облачение новокрещенного в светлые одежды без произнесения каких бы то ни было слов священником и без пения стиха: “Ризу мне подаждь светлу”. За облачением следовала ектения и молитва сохранившиеся в современных требниках.
В XV веке на Руси появился обычай иметь двух восприемников, который активно обличал митрополит Фотий. Перед началом Крещения священнослужитель кадил воду и благославлял ее свечею трижды, что и сегодня сохраняется у старообрядцев. Следовавшая вслед за этим великая ектения бала короче современной.
В XVI веке перед началом Крещения священник также кадил купель, а затем трижды благославлял воду зажженной свечой и после этого произносил: “Благословенно Царство…”, причем благословлять воду свечой он мог и во время великой ектении, которая была короче помещенной в современном требнике ектении, и при чтении молитвы “Да сокрушатся под знамением Креста Твоего…”. В отличие от современного требника слова “Ты убо Человеколюбче Царю…” произносились однажды, а не трижды. Оканчивалось Таинство троекратным погружением крещаемого в воду с произнесением сохранившихся до нашего времени слов: “Крещается раб Божий, (имя) во имя Отца — аминь (1-е погружение), и Сына — аминь (2-е), и Святаго Духа (3-е), и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь” .
Богослужение Православной христианской Церкви четко отражало и отражает состояние мира, в котором она выполняет свое служение, заключающееся в благовествовании Евангелия Царства Небесного. Во времена жестоких гонений чинопоследования таинств приобрели особые черты, предохранявшие Церковь от проникновения в нее людей принявших Христианство лишь поверхностно и готовых вернуться в любой момент к прежнему языческому образу жизни.
В периоды спокойного существования Церковь Христова смогла четко сформулировать свое вероучение и привести к относительному единообразию чинопоследования богоустановленных таинств, порой сильно отличавшихся друг от друга в разных поместных Церквах.
Ереси привели к внесению в чинопоследование таинства Крещения четко сформулированного Символа Веры и формул публичного отречения от заблуждений.
Дальнейшее развитие чинопоследования таинства отражало, в первую очередь, взаимоотношения Церкви и окружающего ее общества. После реформы, проведенной патриархом Никоном (1605 — 1681), чинопоследование таинства Крещения практически не изменилось и сохраняется, по возможности, неизменно.
[1] Василиадис Н. Таинство смерти.Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998. С.132. [2] Святитель Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. С.52. [3] Г. нефедов. прот. Учебное пособие по литургике. Загорск. 1987. С.16. [4] Дмитриевский А.А. Наука о православном богослужении. [5] Александр Шмеман. проф.-прот. Водою и Духом. Опыт литургического исследования Крещения. 1974. С. 68. [6] Исповедь блаж. Августина, еп. Иппонийского. М., 1914. С. 187. [7] Святой Ириней еп. Лионский. Против ересей. [8] Книга правил святых Апостолов, Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. [9] Последование таинств в Церкви Русской в XVI столетии, по рукописям Новгородской-Софийской и Московской-Синодальной библиотек. Странник. 1880. С. 557. [10] Там же. С.555 [11] Павел Флоренский. свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. М., 1977. № 17. С.204. [12] Г. Нефедов. Цит. соч. С34.