Представьте. Небольшая сельская церковь полна людей, приглушённый свет, идёт вечерняя служба. Батюшка читает молитву, как вдруг одна старушка падает на колени, плачет, неистово кричит и кроет всех матом.
Ей плохо, может, больно? Люди в замешательстве, но священник подходит и со знанием дела даёт несколько лаконичных рекомендаций этой прихожанке. Требует выпустить из себя нечто.
Она будто бы слушается и тут же приходит в себя. Примерно так ведут себя в церкви те люди, в которых, как считается, вселился дьявол.
Нечистая сила нужна, чтобы воспитывать в верующих твёрдость духа
Идея о том, что нечистая сила может вселиться в человека, появляется в Новом Завете. При этом в оригинале применяется греческое слово «демон». В нём нет негативных коннотаций.
Если бы авторы Евангелия писали его на русском языке, то назвали бы этих существ не бесами или чертями, а духами — именно такое, нейтральное слово и употребляется в Библии:
Лук: 4:41
«Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос».
Слово «бесы» в тексте — это замена, которая произошла в синодальном переводе. В оригинале — демон. Если мы это поймём, то станет ясно, что сама ситуация одержимости выглядит не столь ужасно, как рисует наше воображение.
Представление о демонах как о нечистой силе сложилось из-за противопоставления христианской и античной религии.
Античные боги у христиан ассоциировались с гонениями и казнями, а значит, со всем плохим. Греки называли их демонами, так слово «демон» приобрело несправедливую негативную коннотацию.
В Новом Завете Спаситель часто изгоняет из людей духов
В действительности же мы видим, что демоны не выказывают к Христу враждебности и слушают Его, понимая, свою подчинённую божественной силе природу:
Марка 9:25
«Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него».
А в Евангелии от Марка дух даже обращается к Спасителю с просьбой, которую тот сразу выполняет:
Марк. 5:2–13
«И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море».
Это приводит к очевидному выводу, что нечистая сила — не зло. Она подчинена Богу и выполняет свою, быть может, не совсем ясную для человека функцию. Скорее всего, она — это инструмент Всевышнего для воспитания в человеке твёрдости духа.
Нечистая сила укрепляет в человеке твёрдость духа
Беснование: как бес вселяется в человека. Признаки
Беснование: как бес вселяется в человека. Признаки
Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, наблюдавший огромное количество людей, о.
Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы.
Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты?
Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает.
Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу.
В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью.
Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.
Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека.
Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю»iii. Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко».
«Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан).
И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин.
Это же подтверждает святитель Феофан Затворник: «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек».
Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться.
Протоиерей Григорий Дьяченко, известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках.
Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться».
В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди…
Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам.
Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса.
И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).
Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.
о. Константин Пархоменко
Отличить болезнь от одержимости сложно
Хотя «бес» — славянское, и для нас этимологически неверное слово, всё же на одержимых принято говорить «бесноватый», а не, скажем, «демоноватый», что было бы правильнее. Словарь русского языка уже много лет поддерживает устоявшийся вариант.
Но будь то чёрт или демон, вопрос о том, связана ли одержимость с каким-то мыслящим существом, вселившимся в человека, остаётся открытым.
Анна-Элизабет Михель погибла из-за того, что вместо профессиональной медицинской помощи над ней проводили ритуалы экзорцизма
Например, обратите внимание на этот отрывок из Евангелия от Марка:
Марк 9:17–27
«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».
Хотя Иисус Христос здесь прямо заявляет, что перед ним — одержимый бесом, всё же есть основания в этом усомниться. Налицо все признаки обычной эпилепсии.
Нет ли в словах Спасителя иносказания, аллегории? Или, быть может, автор Евангелия от Марка так верил в беснование, что неверно передал происходившее?
Есть, над чем поразмыслить. Грань между болезнью и вероятностью причастности нечистой силы размыта. И подобная ситуация встречается везде, где речь заходит об одержимых.
Одержимые демонстрируют признаки психических заболеваний и иногда — сверхъестественные способности
На то, что человек может быть заражён злыми духами, указывают следующие признаки:
- Он начинает бесноваться (матерщина, агрессия, состояние крайнего возбуждения);
- Тело дёргается (судороги);
- Представляется не собой, а каким-нибудь духом или умершей личностью;
- Страх перед религиозной символикой (не обязательно христианской);
- Стремление навредить себе (увечья или попытки самоубийства);
- Речь на, казалось бы, неизвестных одержимому языках;
- Прочие признаки психического помешательства (бред, галлюцинации, различные странности в поведении, навязчивые идеи);
- Проявление сверхъестественных способностей (телекинез, пиромантия, левитация и др).
В других религиозных традициях и учениях симптомы могут отличаться. Скажем, у древних жрецов вселение в человека божественного существа сопровождалось экстазом, а у медиумов признак контакта — транс.
Отец Симеон проводит отчитку (изгнание бесов)
Но в каждой из этих ситуаций нельзя однозначно говорить о бесноватом человеке. Пожалуй, лишь если он в самом деле воспарит над кроватью, все сомнения можно отбросить. Все прочие странности поведения могут оказаться следствием психического расстройства.
Даже чужой язык больной вполне в состоянии воспроизвести, изъяв слова из подсознания.
Отличительные черты беснования
Что касается вопроса, как понять, бесноват ли человек, то сам по себе этот вопрос должен рассматривается в сравнении состояния беснования и психического заболевания, так как в подавляющем большинстве случаев есть внешние признаки беснования, которые четко указывают на нездоровье человека. Но признаки эти, действительно, иногда похожи на проявления некоторых психических отклонений. Найти внешние критерии, по которым можно сделать правильный вывод, вряд ли можно. Очевидно, что святые могут различать эти состояния и, соответственно, оказывать необходимую помощь. Иные способы, как правило, или не укоренены в аскетическом опыте Церкви, страдают излишней формальностью и т.п. Кроме того, в наше время беснованием часто называет состояние, которые таковыми не является. Это может быть и чрезмерное порабощение некоторыми страстями (алкоголем, например) или озлобление против Бога и Церкви, но, не смотря на греховность такого состояния, это все же не беснование. Беря во внимание затрудненность в поиске критериев, по которым безошибочно можно было бы отличить беснование от схожих по симптомам психических заболеваний, следует учитывать случаи излечения бесноватых, описанные в Священном Писании, в агиографической литературе и в сочинениях святых отцов.
В этих источниках можно видеть, что бесноватые имеют определенную реакцию на соприкосновение со святостью. Реакцию, которую практически невозможно спутать ни с каким психическим заболеванием.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
Лучшая гарантия от одержимости — праведная жизнь
Когда мы говорим, что в человека вселился бес, то должны сделать правильный акцент. Проблема не в том, что в него что-то вселилась, а в том, что этот человек оказался уязвим для подобного рода существа.
У каждого из нас есть своего рода духовный иммунитет — это чистота веры, благодать. Под защитой Господа верующий недоступен подобным духам так же, как человек с крепким здоровьем легко устаивает против разного рода вирусов.
Если же одержимость случилась, то это симптом, но никак не сама проблема.
Конечно, можно человека спасти при помощи отчитки, но это не лучшее средство. Так о ней говорит протоиерей Дионисий Свенчиков:
Дионисий (Свечников)
протоиерей
«Кто-то считает ее “лекарством от всех болезней”, кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие — одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами».
Поэтому отчитка — это как вырезать раковую опухоль: на время поможет, но вряд ли навсегда. К тому же не все священники приветствуют отичтку.
Отец Герман — священник, который регулярно проводит массовые отчитки
Рассказывает заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Малков:
Петр Малков
заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
«Мне доводилось читать статьи батюшек, которые не верят в существование бесноватых в принципе. Есть позиция Алексея Ильича Осипова, например, нашего известного профессора Московской духовной академии, публициста, лектора, человека очень уважаемого — при этом у него есть всякие, так сказать, спорные мнения, суждения, которые тоже подвергаются критике. И вот он считает, что в древней Церкви это было, но это исчезло — традиции отчитки, — скажем, так же, как, например, говорение на языках — был такой дар, который был у первых христиан в древней Церкви, а затем это всё ушло, это всё исчезло, и сейчас задача христианина — просто жить по-христиански, и через это можно бесовские силы победить. Но все-таки, как мы знаем — не всегда примеры преодоления вот этого беснования через отчитки — они в Церкви существуют».
Одержимому нужно пересмотреть свою жизнь и радикально её изменить, чтобы стать неуязвимым для разных духов.
Нужно радикально изменить жизнь к лучшему, чтобы справиться с одержимостью
А разве не бывает такого, чтобы нечистая сила вселилась в благочестивого человека? Точной статистики никто не ведёт. Есть лишь мнения.
Священник Святослав (Шевченко) говорит:
Святослав (Шевченко)
иерей
«Среди одержимых нередко бывают и преступники: насильники, убийцы, воры. Но не стоит удивляться, если с виду законопослушный и приятный человек вдруг окажется одержим дьяволом».
Как же так получается? Увы, мы не знаем.
Сама по себе тема одержимости — за гранью интересов Русской православной Церкви.
Ею занимаются не так много священников, и исчерпывающего представления обо всех нюансах этого состояния нет. Так что лучше жить в вере, дабы не ступать на зыбкую почву, где можно столкнуться с этим явлением.
В церкви одержимым плохо, но многие из них — просто больны и нуждаются в медицинской помощи
В православии есть обычные отчитки и массовые. При обычной священник служит молебен, пока одержимому человеку не станет лучше. Массовые же проводятся в церкви, где собираются все желающие.
В определённый момент многим людям становится плохо, они стремятся покинуть храм. Среди тех, кто остался, какая-нибудь «бесноватая» старушка может пасть на колени, жаловаться, что ей плохо, проклинать священника и просить его прекратить.
Многие прямо заявляют, что они явились из ада, дабы сообщить нечто жуткое и пугающее.
Кадр из фильма 1973 года «Изгоняющий дьявола», который сформировал много стереотипов об одержимости
Увы, но среди этих людей большинство — позёры и безумцы. Лишённые внимания, люди приезжают получить его долю и покривляться. Некоторые насмотрелись ужастиков про одержимость и пытаются копировать киноштампы, чтобы произвести на окружающих впечатление.
Батюшки об этом знают, но продолжают искренне нести службу, поскольку даже если среди десяти симулянтов попадётся хотя бы один одержимый, молебен проводился не зря.
Перед отчиткой нужно обследоваться у нескольких психиаторов.
Снова рассказывает Пётр Малков:
Петр Малков
заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
«Многие из этих людей, которые рычат, пищат, визжат на самом деле никакие не бесноватые, а люди с серьёзными психическими расстройствами, которые требуют для себя медицинской помощи, которые требуют внимания специалистов, врачей, а отнюдь не обращение там к батюшкам, к старцам, и так далее, которые вот над ними будут совершать определённые священнодействия. И задача Церкви — как раз суметь отличить первых от вторых. То есть людей одержимых от людей, которые требуют медицинской помощи».
Поэтому, прежде чем обращаться к священнику с подозрением на одержимость, нужно провериться у нескольких психиатров на случай истерии, шизофрении, эпилепсии и ряда других заболеваний.
Отсутствие современного лечения и замена его ритуалами усугубят ситуацию, а в худших случаях приведут к летальному исходу. Такие случаи истории известны.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа
И вот, мы читаем в который раз… Кто долго в Церкви – уже много-много раз слышал этот рассказ о двух бесноватых, которые встретились Христу в стране Гадаринской, у озера Галилейского. Ничего с ними нельзя было сделать, они всё вырывались. Их пытались цепями связать, но они всё вырывались и вырывались. И вот, они ушли туда, где, казалось бы, жизни не должно быть – ушли в пустыню. Когда Христос приблизился к этим несчастным, они сказали: «Отойди от нас, Сын Божий, не мучь нас прежде времени!» Господь посмотрел на них и, в это время, бесы, которыми были одержимы бесноватые, стали просить Его: «Не гони нас во тьму кромешную, а позволь нам войти в стадо свиное». И вышли бесы из бесноватых в стадо свиное, и стадо свиное бросилось с крутого берега, и упало в глубину морскую. А бесноватые стали мирными, просветились. И народ страны той подошел ко Христу и говорит: «Отойди от нас, не надо сейчас быть здесь». И Он сел в лодку, и переправился на другой берег.
Вот, казалось бы, история для нас совершенно нетипичная, необычная, сейчас такого и быть не может. Но на самом деле это история о нашем обществе, это происходит сейчас, это о нас. Вот, две вещи в этом Евангелии мы видим. Первое: люди идут туда, где жить нельзя. Тянутся туда, где жить нельзя, где жить невозможно! Где бесы всё раздирают и ведут нас в погибель! Ведут нас действительно в кромешный ад! Ведут туда, где плачь и скрежет зубов! Это особенность современного общества. Посмотрите, сколько людей до безумия, до одержимости, до беснования идут в пьянство, в блуд, идут в дикое сребролюбие – миллионы гребут, рубль не отдадут! Идут в дикое себялюбие! Никого вокруг нет! Только «я», одно «я» звучит»! Только о себе говорится! Попробуй тронь такого человека! Вроде бы, мирный, вроде хорошо себя хвалит! Вроде бы, речь правильная, льется правильно речь! А скажи этому человеку: «Остановись, не гордись! Не зазнавайся! Остановись, не хвались! Остановись, умей послушать другого!» И вы увидите, как во взгляде сверкнет вот то бесовское, страшное озлобление: «Как так! Мне посмели сказать! Обо мне сказали!» Это особенность современного общества! Грех проникает, и не просто овладевает человеком, а делает человека одержимым гордостью, пьянством, злобой, поиском удовольствий! А удовольствия, если они неудержимы… Удовольствия, если только ради них живешь – они не хуже той пустыни: человек получает и получает, и получает!
У нас сильные мира сего – им везут из Колумбии, из Латинской Америки кокаин! Он уже всё получил! Получил все, что только можно! Он уже все сауны прошел, он уже всех женщин попробовал! Он уже все напитки пил! У него уже дачи везде, дома по всему миру! Он уже депутатский мандат получил! Он всего уже достиг! Он выписывает кокаин, который одна доза стоит сотни тысяч долларов, но к которому не привыкают. Это разве не беснование? Это разве не беснование?! Это разве не страшно?! Простой человек и не знает про это! А человек всё больше, больше: «Мне! Мне!»
А эта пустыня – это иллюзия! Ведь Христос спросил у бесов, какое имя им? И они ответили: «Легион»! Вот, когда человек пожирает для себя всё, когда еще вся водка не выпита, когда еще весь блуд не совершен, когда еще все богатства не схвачены – легион, легион бесов! Не миллион – больше захватывает человека! И вот эта пустыня его жжет! И он говорит тихо, спокойно: «Мне сейчас не до Бога»! Разве это не о нас? Разве не тогда сказали эти двое несчастных: «Отойди от нас, не мучь нас прежде времени!» Правда, сейчас и такое покаяние не произойдет, со словами: «Прежде времени не мучь». То есть, они понимали, эти бесноватые понимали, что идут в погибель! Но еще здесь побыть немножко, вот в этой пустыне, вот среди этих камней – а потом страшнее будет! Потом тяжелее будет! Так и сейчас, всякий одержимый, одержимый властью и наслаждением, одержимый подавлением других и желанием власти, возвеличивания своего имени, он даже так не скажет: «Прежде времени» …
Мы сейчас живем так, словно Бога нет! Сейчас живет всё общество, и даже мы верующие, откладывая на завтра, на потом, искреннего покаяния нет и искреннего извинения нет! И мы становимся похожими не только на этих двух бесноватых, но и на других, которые стояли и говорили со Христом. Они, вроде бы, были нормальные. Они увидели, что произошло с этими бесноватыми, с этими несчастными. Еще недавно они превозносились, они говорили: «Вот мы не такие, нас не надо связывать цепями, мы не уходим в пустыню, мы вроде благополучно живем со своими семьями, в своем городе, мы вроде бы молимся, у нас все хорошо!» Но когда они увидели, что тех, которых недавно еще они считали страшнее всего, Господь исцелил и эти двое стали с умиротворенными, просветленными лицами, то вместо того, чтобы сказать: «Господи, и нас сделай такими! И давай мы будем такими! Ведь надо бороться с грехом, а не с человеком! Вот вышел грех из этих людей, какими они стали!»
Мы очень часто себя оправдываем! «Мы не такие, как бомжи, не такие, как заключенные и не такие, как наркоманы!» Часто себя оправдываем… А видите, как Бог относится к каждому человеку? Он легион бесов изгоняет, а человека оставляет! Умиротворенным, живым человека оставляет! Что же мы стараемся уйти от этого человека? Не грех в нем видим, а его самого считаем грехом! Он для нас неприятен, он нам не нужен! И вот так, отталкивая человека, мы отталкиваем Христа! Мы говорим: «Не сейчас! Не в этот момент нам надо преобразиться! Мы не такие страшные! С нашими грехами можно жить! А что такого, что я просто обсуждаю?! Я же никого не убиваю! Я же не ворую, я просто всех подряд сужу! Я просто во всех вижу порок! Я просто себя похваливаю! Я просто ленюсь! Я просто себя оправдываю! Я просто себя пожалею!» А этот грех не меньше, чем убивать или курить. Этот грех не меньше, потому что всякий грех есть грех!
Что стало с бесами? Вы посмотрите, куда они просятся! Они просятся в стадо свиное. По Ветхому Завету, что такое свинья? Скверное, нечистое животное! И они просятся в скверное, нечистое! И что происходит с этими простыми животными? Что с ними происходит? Казалось бы, недавно паслось стадо, просто мирно паслось! Как сорвалось это стадо, как побежало, и куда?! Здесь в пустыне нельзя жить, а там — глубина, там захлебнешься! Там тоже нельзя жить! И смотрите, только вошли бесы, как моментально всё живое превращается в мертвое! Как только в нас входит грех, мы не умиротворяемся, а мертвыми становимся! Не живыми! Вроде сердце где-то вот так потихоньку «бух-бух», вроде пот течет, вроде еще идем, но грех уже давит нас! И прокричать бы надо Господу: «Да сделай что-то с нами, что-то сделай, подними!» А мы говорим: «Не сейчас! Сейчас главное, воды холодной напиться, сейчас главное телевизор включить, сейчас главное ребенка оставить на этот страшный компьютер»! А вы знаете, ведь компьютер страшнее тех бесов, что были в рассказе. Если бы мы все заглянули, что там дети видят в 12, 11 лет. Если бы мы заглянули – мы бы поняли, что уже ад наступил. Что наши дети смотрят!.. Если даете детям компьютер знайте, это то же, что детям дать пистолет заряженный. Держи этот пистолет, чтоб его с предохранителя не сняли! Это всё равно, что дать детям бутылку с ядом! Держи ребенка за руку, чтоб он пробку не открыл! Если даешь ребенку компьютер – стой рядом! Пусть урок выучит, и не дальше! И не больше! Всё, что угодно увидит! Увидит то, что даже бес видеть не может! Такой разврат, такое насилие! Такую мерзость! Не о нас ли эта притча? Не о нас ли это говорится?
Мы живем пока… И нам сейчас надо не житейские проблемы решать. А сейчас время сказать Христу: «Нет, нет, нет! Только не уходи!» Не надо повторять за теми, кто говорил: «Уйди сейчас, еще не время к Тебе». Только не уходи, Господи! Только останься! Пускай у ребенка на столе лежит Евангелие! Пускай в углу висит икона! И пускай ребенок оторвет глаза от компьютера, посмотрит на икону! Пускай оторвет глаза от этого текста на мониторе, откроет Евангелие, прочитает! Пускай выйдет на мир Божий, увидит деревья зеленые, небо голубое, облака белые, увидит человека живого – не в контактах, не в одноклассниках! Живого! Вот такого настоящего! Пускай избитого, пускай больного! Пускай раздавленного грехом, но больного человека, который тянется к нам, который не хочет в пустыню, и мы не хотим в пустыню! И мы друг к другу должны идти навстречу! Потому что от пустыни спасает только одно – Любовь! А любить самого себя в пустыне невозможно! Это уже будет не любовь, это уже будет погибель! Любить можно только того, кто перед тобой! И кто над тобой! Бога и ближнего твоего! Только этим можно жить! Только этим можно спастись! Потому что Царство Божие – это Царство, где люди собираются, где люди вместе и где люди живут не для себя! Не подальше друг от друга, не в пустыню, не в глубину морскую! А рядом со Христом, ближе к Нему и ближе друг к другу! Вот это Царство Божие!
Мы живем в такое время, когда люди совершенно об этом не думают. Думают о чем угодно: как добавку к пенсии получить – надо и ее, конечно тяжело, мало той пенсии; думает человек о том, как завтра гостей принять, какие бутылки ставить на стол; думает о чем угодно: как сериал досмотреть; и как от ребенка избавиться – пускай себе сморит тот компьютер – я буду сама собой заниматься! А о Царстве Божьем?!…
Время страшное… Страх Божий теряем. Страх Божий уходит. Убивают и не хотят каяться. Говорит: «Я не знаю, что такое раскаянье!» Он человека сжечь живьем хотел, говорит: «Я не знаю», то есть никто в жизни никогда этому ребенку не говорил, что надо попросить прощения у того, кого обидел! Что надо попросить прощения у Бога, Которого распинаешь! Никто никогда не сказал, что есть совесть в тебе, человек! Всё только учили: «Живи для себя! Умей сдачи дать! Умей вертеться! Умей устраиваться в обществе! Умей искать наслаждения!» Все ему давали — конфетку, потом игрушку, потом аттракционы, потом мотоцикл, а потом еще что! Всё давали, да давали, да давали! Он и привык только брать! А счастье – это не когда ты берешь! Счастье – когда отдаешь! Себя отдаешь, сердце свое отдаешь! Душу свою отдаешь! Когда этот удар сердца, как последний! Не себе, а ему – родному, близкому, дорогому, тому человеку, которого тебе Бог дал!
О ком эта притча? О ком этот рассказ? Господь пришел Он двух исцелил, а остальные отказались! Остальные сказали: «Потом!» А будет ли «потом»? А будет ли это «потом», если ты сейчас не знаешь, что такое «раскаяние», если ты сейчас не знаешь, что такое «любовь» — как оно потом придет?
Знаете, какое дерево легко согнуть? Молодое. Подойдите, согните. А старое – оно уже затвердело. К нему трактор подгонишь, чтоб согнуть – сломается, рухнет, надломится, умрет, но не согнется! Пока молодой, пока силы есть – смиряй себя, склони себя перед Богом. Не насилуй себя, не заставляй себя ненавидеть, а попроси прощения. Почему так легко оскорбить, а прощение попросить тяжело? Почему это в нас? Спросишь человека: «Что ж такое, ты же виноват!» — Да, я виноват. — Почему не просишь прощения? — Тяжело. Подумают, что я слабый. А ведь, преодолеть себя – это же не слабость, родные. Это же не слабость, это сила! Сила не там, где по столу кулаком стучат! Сила – себя смирить! Сила – себя заставить! Подойти и сказать «Прости, брат! Прости сестра! Прости, мама! Прости, доченька! Прости, сыночек! Прости меня, я был не прав».
Это сила огромная, это сила всепобеждающая, это сила Божья — сила любви, сила смирения! И это сила примера для того, кто еще не научился прощать, просить прощения, понимать! Не жди завтра – сегодня, возьми ребенка за руку, отведи от компьютера. Пойди, пойди в лес, пойди в поле, пойди к морю. Пойди посмотри, всмотрись как мир Божий прекрасен! Возьми ребенка на руки, прижми к себе! Еще не поздно и в этом ты не скажешь Богу: «Сейчас не время. Не мучь прежде времени. Отойди». А ты скажешь Богу: «Помучь. Помучь немножко, чтоб я свою гордыню смирил. Чтоб я свою самость победил. Чтоб я распрямился и шел прямо дорогой к Богу, к доброму делу, к любви, к спасению, к Царству Божию!» Аминь.
Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.