Владимир Святославович навсегда останется в памяти русского народа. Большинству из нас он известен как креститель Руси. Его монумент возвышается на Боровицком холме, и столько почестей прежде не выпадало ни одному памятнику. На его открытие приехал президент России, мэр Москвы и патриарх Всея Руси Кирилл.
Что еще русские люди знают об этом человеке? Скорее всего, ничего. Фильм «Викинг» не в счет, так как образ созданный в киноленте, у некоторых историков вызывает сомнение.
Если вы не являетесь поклонником истории, наверняка не вспомните ни одной детали из школьного курса. А все-таки личность Владимира Святославовича заслуживает уважения.
Мы предлагаем вам ознакомиться с самыми интересными фактами о князе Владимире.
Был третьим сыном Святослава (по старшинству)
Владимир — внебрачный сын князя Святослава Игоревича, который вступил в связь с ключницей Малушей. Мать Святослава была очень разгневана поступком сына и отправила Малушу в село Будутино. Существует несколько версий на счет расположения поселка и места рождения Владимира. Как сложилась судьба ключницы, неизвестно.
Маленького Владимира вернули в Киев. Там он познакомился со своими старшими братьями. Историки предполагают, что их матерью была княжна Предслава. Впрочем, Владимир имел такие же права, как и братья. По языческим обычаям отец мог оставить ему наследство.
Захватил киевский престол в 978 году
Святослав распределил княжества по старшинству: Ярополку — Киев, Олегу – Древлянскую область, а Владимиру — Новгород. После смерти Святослава братья начали соперничать. Борьба за власть, междоусобная война, можно называть это, как угодно.
Олег погиб, его землями завладел Ярослав. Вскоре он заинтересовался Новгородской областью. Владимир не был готов дать отпор брату, поэтому сбежал в Скандинавию. Там его поддержали друзья-варяги.
Ярополк наслаждался властью, но по происшествии двух лет Владимир вернулся с большим войском. Он отвоевал свои владения и бывшие земли Олега. Владимир воспользовался не самыми честными методами, чтобы достичь своей цели. Он обманул Ярополка, убил его и стал единственным правителем Всея Руси.
Через тиранию к звездам
Будущий князь – сын Святослава Игоревича и Малуши – родился, вероятно, не позже 963 года, поскольку в 978-979 годах у него уже появилась жена.
Часть специалистов предполагает, что Владимир был бастардом, права которого признал отец. Таким образом, князь Святослав посадил «признанного» сына на престол в Новгороде. Это произошло в 970 году. Здесь, от его имени, правил дядя Владимира по материнской линии – Добрыня, поскольку сам княжич мог быть слишком юн для этого.
В 972 году умер Святослав, а еще спустя пять лет – в 977 году – сыновья покойного князя «затеяли» междоусобицу. Владимир вместе с дядей бежали из Новгорода, «от греха подальше», и отправились в Норвегию (или Швецию), где их «приняли». Там же юного княжича женили, и дали ему отряд викингов.
После этого начинается период удачных для Владимира событий. В 980 году он вместе с Добрыней и своим отрядом возвращается и занимает Новгород. После этого он начинает воевать против полоцкого князя Рогволода – союзника Ярополка, который тогда правил Киевом.
Источники сообщают о будущем святом «нелицеприятные» вещи. Так, Владимир, после взятия Полоцка, также силой взял и дочь Рогволода – Рогниду, посватанную за Ярополка. Если говорить точнее, то Рогнида была изнасилована на глазах у ее отца и братьев. Позже она стала женой Владимира. Таким образом, присоединение Полоцкого княжества было «узаконено».
Статья по теме
Мазепа и его любимые женщины: чужая жена, немолодая невеста и крестница Позже Владимир достиг Киева и осадил его. Ярополк испугался заколота среди местных жителей и сбежал в городок Родню. Однако брат нашел его и здесь и принудил начать переговоры. Правда они закончились, так толком и не начавшись – два варяга, подосланные будущим киевским князем убивают Ярополка.
Не менее интересна датировка описанных событий. Согласно тексту «Повести временных лет» Владимир в 980 году занял Киев. Однако, сначала он был воспринят местными жителями как чужак.
В «Житии Владимира монаха Иакова» («Память и похвала князю Владимиру») это событие датировано 11 июня 6484 годом от сотворения мира (978 год). В тексте идет речь о том, что князь Владимир получил киевский стол «въсмое» (восьмое) лето после кончины его отца Святослава. Также вероятно, что «въсмое» лето означает «въ смое», то есть «седьмое» лето.
Принял христианство по греческому обряду
Владимир был язычником. Его образ жизни нельзя было назвать праведным. Князь оправдывал свое поведение вероисповеданием. Дальновидный политик вскоре осознал, что язычество становится преградой на пути развития Руси. Он долго думал и советовался с вельможами, прежде чем решился принять христианство.
Он выбрал православие по геополитическим соображениям, у страны появился влиятельный союзник — Византия. Чтобы укрепить связи, князь решил сочетаться законным браком с сестрой константинопольских правителей Анной Византийской. Императоры поставили условие – князь должен принять их веру.
Владимир стал христианином по греческому обряду (восточный литургический обряд). Существует легенда, что князь почти потерял зрение, а во время крещения прозрел.
Сделал христианство государственной религией Руси
После крещения Владимир ощутил божью благодать и сразу же окрестил свою дружину. По возвращению домой он продолжил благое дело, его сыновья тоже приняли христианство.
Вскоре он созвал всех жителей на берег Днепра. Жители Киева не возражали, они приняли христианство, тогда как в Новгороде подавляли восстание и крестили людей силой. Христианство стало государственной религией Руси. Языческие идолы были разрушены, начали строиться церкви.
Захват Корсуня и крещение
Версия о том, что Владимир захватил Корсунь и угрожал так же поступить с Константинополем, если ему не отдадут Анну, не может считаться состоятельной. Доказано, что в тот период русские воины уже помогали Василию Второму в борьбе с внутренними врагами. Скорее всего, военная поддержка была оказана византийцам в обмен на согласие на брак между Владимиром и Анной.
По легенде, свадебная флотилия с царевной прибыла в Корсунь. Однако князь отказывался креститься. Господь наказал его за нарушение данного слова, и Владимир ослеп. Анна уговорила его не противиться, и во время обряда к князю вернулось зрение. На Владимира, взявшего христианское имя Василий, снизошла божья благодать. Он велел последовать своему примеру боярам и дружине, а затем венчался с царевной Анной.
Активно распространял грамотность на Руси
Русь окрестили, но теперь она испытывала большую потребность в грамотных людях. Во вновь открывшихся церквях нужно было вести богослужения по уставным книгам.
Владимир был неграмотным, его дружинники тоже не отличались способностями. Для богослужений вызвали греков из Корсуни, но их было немного.
Владимир попытался открыть школу, но люди не хотели учиться и препятствовали этому. Тогда он велел поймать «нарочитые чады» и насильно учить их грамоте. Удивительно, но матери этих детей плакали по ним, как по мертвым.
Своим сыновьям князь тоже велел учиться. Известно, что они читали Святое писание, значит все попытки Владимира были не зря. В качестве учителей выступали византийцы и болгары.
Полулегендарный князь
Карацуба:
Князь Владимир — историческая фигура. Конечно, есть фигуры совсем легендарные, такие как Рюрик. О Владимире мы все же больше знаем. Но все, что мы о нем говорим, должно сопровождаться немыслимым количеством оговорок. Мы не знаем дату и место его рождения. Мы не знаем, где и когда он крестился. Да, скорее всего, действительно под Киевом, но кто знает на самом деле? Мы можем гадать о мотивах принятия им христианства, о степени осознанности, о том, было ли это вызвано духовными причинами или чисто политической конъюнктурой, когда рыхлый конгломерат славянских, финно-угорских и прочих племен под эгидой Киева просто разваливался, и нужен был более прочный пояс, нежели пантеон шести или семи языческих богов, который Владимир воздвиг при первой религиозной реформе.
А почему, если он такой благоверный христианин, князь остался в истории и был канонизирован с языческим именем, а не с христианским именем Василий? Да, с его бабкой получилось так же, она была Еленой после крещения, и это тоже как-то странно. Когда его канонизировали, мы тоже не знаем. Да, может быть в конце XIII века, а может, и позже. Да, он принял христианство, крестил небольшое количество киевлян, а потом Добрыня крестил новгородцев с известными последствиями. Основой духовной жизни Руси эта религия становится только к веку XIV.
Вот мы тут про свет говорили — правильно, был свет, но было и много всего остального. Возникли такие поговорки как «Кто по латыни научился, тот в ересь уклонился», «Не чти много книг, да не впадеши во ересь». Мы любим и почитаем святых Кирилла и Мефодия, но в результате перевода Евангелия и служб на славянский язык мы отгородились от западного мира. Семь Вселенских соборов — это хорошо, но никакой схоластики с богословием не получилось, не получилось острого спора, развития богословской мысли вплоть до XIX века. Много чего не получилось. А у истоков всего этого стоит князь Владимир. Но он, естественно, был, есть и будет в любом школьном учебнике, в любом университетском курсе.
]]>
]]>
В. Перов. Первые христиане в Киеве
Был щедр к дружине и жителям Киева
Князь Владимир был очень щедрым человеком. Он не жалел денег для своей дружины. Он считал, что нельзя купить дружинников за деньги, но вместе с ними можно добыть «серебро и золото».
Каждое воскресенье он устраивал пир, на который мог прийти любой житель Киева. Люди, которые не имели возможности прийти на пиршество по состоянию здоровья, не были обделенными. По городу развозили еду на телегах. Князь ни о ком не забывал. Именно поэтому для народа он оставался «ласковым князем Владимиром».
Родил тринадцать сыновей и десять дочерей
Владимир всегда питал слабость к противоположному полу. Во времена язычества у него было пять жен и около 1000 наложниц. После крещения он женился на принцессе Анне. После смерти супруги князь женился еще раз. Его избранницей стала неизвестная женщина – «мачеха Ярослава».
Всего у Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Это дети, которые родились от «жен» Владимира по официальным данным. Князь был известен свои пылким темпераментом, поэтому трудно сказать, сколько детей у него было на самом деле.
Сыновья Владимира Святославича
Как уже было сказано, князь был известным сластолюбцем и имел большое число жен и наложниц. Приняв христианство, он от них отказался и стал жить только с Анной, признав ее своей единственной супругой перед Богом.
Однако семейную идиллию Владимиру омрачали распри детей. У князя было 12 сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами Владимира были Борис и Глеб, рожденные болгаркой Милоликой. К концу жизни князь решил завещать трон Борису, вызвав негодование Святополка и Ярослава, которые надеялись наследовать ему по праву первородства.
Неожиданная смерть Владимира в 1015 году привела к тому, что старшие наследники решили узурпировать престол. Святополк захватил власть в Киеве, однако понимая, что народ на стороне Бориса и Глеба, приказал их убить. Следующей его жертвой стал брат Святослав. Прекратить преступления Святополка смог Ярослав, который и занял престол.
Собирался изменить принцип престолонаследия
В то время престолонаследие происходило по принципу старшинства. У Владимира было тринадцать сыновей, он хотел завещать все любимчику Борису. Неизвестно, кто был его матерью. По родословной Борис – сын неизвестной «болгарыни». Существует мнение, что эта женщина – не кто иная как Анна Византийская.
Сын Владимира Святополк устроил заговор против отца. Ярополк, владеющий Новгородом, отказался платить дань. История Владимира повторялась с его детьми, снова началась борьба за власть. Владимир не успел ничего сделать, он умер. После его смерти Борис был убит собственными братьями.
Является одним из героев былин
Образ Владимира навсегда запечатлен в русских былинах. Стоит отметить, что он собирательный, искаженный. Князю приписывали черты других русских правителей.
В былинах он носит имя Владимир Красно Солнышко. На самом деле он совсем не похож на этого былинного героя, это не более чем народный фольклор, творчество.
Интересный факт: о Владимире не забывают и современные авторы. Он нередко становится главным героем произведений исторических романов. Кстати, в небезызвестных мультфильмах цикла «Три богатыря» также присутствует Владимир Святославович.
Кумир, низвергший идолов
В первую очередь он известен, как «креститель Руси». Некоторые также рассматривают его как талантливого полководца, который смог «присоединить» к своему государству новые земли.
Его воспринимают положительно, как многие историографы, так и священнослужители, и просто рядовые граждане. Причем это характерно, как для Украины, так и для России.
«Почитателями» знаменитого князя являются как украинские национал-демократы, так и роccийские ультрaправые, в частности, неоязычники. И это несмотря на то, что его называют «крестителем Руси».
Положительный образ князя Владимира возникает, еще в его житии (вероятно бывший языческий правитель был канонизирован в XIV веке), в «Повести временных лет», в былинах и других ранних литературных произведениях.
В наше время его образ продолжают использовать в художественной литературе и кинематографе – и в анимации, и в фильмах. Причем, эти произведения разнообразны по качеству.
Главный вопрос состоит в том, каким образом Владимир Великий стал самым «популярным» князем Киевской Руси? На этот вопрос могут ответить немногочисленные факты из его жизни, которые доподлинно известны историкам.
Прославлен в лике святых как равноапостольный
Владимир был причислен в лике святых как равноапостольный. Правда, точная информация о том, когда началось почитание, и как происходил процесс формальной канонизации, отсутствует. В русских летописях нет никаких данных об этих событиях.
Первые официальные упоминания о князе Владимире как о равноапостольном датированы XIV веком. Он почитается не только православными, но и католиками, так как жил еще до раскола церкви. Теперь День памяти равноапостольного князя Владимира празднуют 28 июля.
Для справки: с 2002 года Владимира считают небесным покровителем внутренних войск МВД России.
10 3
Факты и мифы о человеке, который ушел из земной жизни 1000 лет назад
ГЕРОЙ БЫЛИН И БАЛЛАД
Добро, — сказал князь, когда выслушал он Улики царьградского мниха, — Тобою, отец, я теперь убежден, Виновен, что мужем был стольких я жен, Что жил и беспутно и лихо. Что богом мне был то Перун, то Велес, Что силою взял я Рогнеду, Досель надо мною, знать, тешился бес, Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес Креститься, в раскаянье, еду!
Рубежность судьбы Владимира уловил много веков спустя граф Алексей Константинович Толстой в балладе «Песнь о походе Владимира на Корсунь». Его былинный образ привлек Пушкина в «Руслане и Людмиле». А в наши дни — кинематографистов, в том числе мультипликаторов. Но и на экране он очень разный. Вот трагический герой эпопеи «Князь Владимир» (2006 год). А вот — потешный псевдо-былинный «князь» из нашумевшего «богатырского цикла» мультфильмов.
Не оставляют Владимира вниманием и политики — причем, не только и не столько в России. Например, рожденная советскими учебниками «Киевская Русь» стала своеобразным фетишем для нового украинского мировидения. И Креститель, собравший вокруг стольного Киева русские земли, принесший сюда веру из Херсонеса, оказывается весьма подходящей фигурой для манипуляций…
Впрочем, втиснуть князя в сузившуюся национальную квартиру — занятие бессмысленное. Княжение Владимира — чрезвычайно важный этап в создании единого государственного прошлого русских, украинцев и белорусов. И каждый из трех народов хранит память о нем и в ученых трудах, и в народном предании. Это — наше общее. Но все-таки: где кончаются мифы и начинаются реальные (насколько их возможно разглядеть меж летописных строк) факты
Что знаем мы о Владимире из исторических источников?
УДАЛОЙ ВОИН И ГУЛЯКА
Его отец, великий князь русский Святослав Игоревич, не засиживался в стольном Киеве, проводя время в далеких военных походах. Мать, Малуша, была княжеской рабыней, ключницей княгини Ольги, первой христианки в династии Рюриковичей и матери Святослава. Но осуждая язычество Святослава, она оставалась его верной советчицей и правительницей Киева до самой своей смерти. Потому и растила Владимира, незаконнорожденного «робичича», наравне с другими внуками.
Святослав погиб в начале 972-го года в сражении с печенегами, возвращаясь с неудачной войны. Но за три года до этого он разделил свои земли между сыновьями: старший Ярополк стал князем киевским, Олег получил землю древлян, а Владимира отправили в Новгород с дядей и воспитателем Добрыней. И после смерти отца начались междоусобные распри. Ярополк, убив Олега, присоединил к своим владениям Древлянскую землю. Не имея сил бороться с братом, Владимир бежал из Новгорода. Ярополк немедленно послал туда своих наместников. Однако в 977-м году Владимир вернулся из-за Балтийского моря с наемными варягами. Новгородцы тут же перешли на его сторону…
В 978-м году северорусская рать двинулась на Киев. Голод вынудил Ярополка сдаться. Сам он был коварно убит.
Победу праздновал отважный воин и удалой гуляка — из песни слова не выкинешь. Тем более, из «Повести временных лет»:
«Был же Владимир побежден похотью. Были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, и наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц».
НОВОЯВЛЕННЫЙ ПОЛИТИК
К середине 980-х годов почти все восточнославянские земли были объединены Владимиром под прямой властью Киева. Таких успехов не добивался ни один русский князь. В столице он создал святилище пяти высших языческих богов во главе с Перуном. Возможно, языческая реформа должна была стать символом покорности южан новому незаконному князю. Но главным в этот период стал коренной поворот не в религии, а в политике.
В 985-м году Владимир разгромил волжских болгар. Но не стал по обыкновению облагать страну ненадежной данью, а заключил равноправный мир и вечный союз. Летопись свидетельствует, что решено было так по совету верного дяди и соратника Добрыни. Обойдя пленных он сказал: «Осмотрел колодников — все в сапогах. Этим дани нам не давать. Пойдем, поищем себе лапотников».
Странная как будто фраза означала смену всей политической линии Руси. На первый план выдвигались уже не полуразбойные набеги на соседние земли за разовой «данью». Задачей провозглашалось кропотливое собирание «лапотников» Восточной Европы — славян, балтов, финнов, — под властью киевского князя. Не разорение чужих государств, обычное для народов племенной эпохи, а строительство своего.
Совсем не случайно, что вскоре за этим последовало крещение Руси.
Готовы струги, паруса подняты, Плывут к Херсонесу варяги, Поморье, где южные рдеют цветы, Червленые вскоре покрыли щиты И с русскими вранами стяги. И князь повещает корсунцам: «Я здесь! Сдавайтесь, прошу вас смиренно, Не то, не взыщите, собью вашу спесь И город по камням размыкаю весь — Креститься хочу непременно!»
КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ
В 987-988 годах Владимир вел переговоры с Византией о своем крещении и браке с царевной Анной, обещая взамен предоставить императорам Василию и Константину военную помощь. Князь свое слово сдержал, а вот его визави коварно ушли от своих обязательств. Тогда Владимир и совершил поход на Херсонес, центр греческих владений в Крыму, захватил город и взял в жены Анну. Тогда ли он принял крещение или еще до похода — мнения историков расходятся.
Вернувшись в Киев, князь приказал разрушить возведенное им же капище с языческими идолами. Всем киевлянам было велено собраться у впадения в Днепр речки Почайны. Там греческие священники, прибывшие с Владимиром из Херсонеса, и крестили народ — прямо в речных водах…
Но насколько исторично летописное повествование, столь богатое на колоритные детали? Ведь «Повесть временных лет», наиболее известная летопись Древней Руси, создана только в начале XII века. За рядом событий, которые нам видятся действительной историей, летописцы искали Божью притчу, высший смысл. Владимир под их пером уподоблялся то библейскому патриарху Иакову, то праведному царю Соломону, то первому христианскому императору Константину, как бы повторяя на Руси их деяния.
И, конечно, нам, далеким потомкам, кажется не вполне возможным чудесное преображение грешника в праведника в столь короткий срок. Но попробуем критически проанализировать все, что нам известно о Владимире…
ВОПРОСЫ О ЛИЧНОМ…
ИСЦЕЛИЛСЯ ЛИ КНЯЗЬ КРЕЩЕНИЕМ ОТ СЛЕПОТЫ?
Вокруг Крещения неизбежно появлялись легенды и противоречивые версии. Даже место крещения Владимира указывают по-разному. По сведениям ряда источников, крестился он в Киеве в 988 году. Этот же год считается датой крещения Руси. Хотя, по мнению многих ученых, страна была крещена только в 989 году — именно тогда, по сведениям современного событиям византийского автора Льва Диакона, русы взяли Херсонес. Следовательно, не ранее этого года Владимир должен был замириться с Византией и жениться на Анне.
То, что с греками воевал он уже крещеным, подтверждает и другой современник — немецкий хронист Титмар Мерзебургский.
Но, по летописной легенде, в момент, когда Владимир завоевывал руку Анны, с ним приключилась внезапная болезнь — слепота. Приехавшая в Корсунь Анна в качестве исцеления посоветовала князю креститься. Владимир послушал и — исцелился.
О слепоте говорится во многих древнерусских источниках, сообщающих о крещении Владимира. Но имеется в виду душевная слепота, которая показывается читателям через физический недуг, якобы одолевший князя. Духовная слепота прошла после обретения Христа и осмысления веры — причем по совету Анны, по-библейски «доброй жены», обращающей мужа к добру и Богу. Благодаря ей Владимир становится христианином и мудрым правителем.
БЫЛ ЛИ ВЛАДИМИР СЛАСТОЛЮБИВ?
Владимиру приписывается 12 сыновей, причем из перечней в самой летописи это число не вполне очевидно. Более того, если у князя действительно (как сказано в той же летописи) были сотни наложниц, то детей, скорее всего, должно было оказаться больше. Между тем для летописца в данном случае была значима отнюдь не реальность, а та сакральная нагрузка, которая вкладывалась в число 12. Двенадцать детей великого князя — это двенадцать патриархов, от которых произойдут двенадцать колен христианского «нового Израиля», потомки великих князей русских.
И хотя нет оснований сомневаться в сластолюбии Владимира-язычника (об этом говорит и Титмар Мерзебургский в «Хронике», причем он отмечает, что отказался Владимир-христианин от порочной наклонности не сразу), для летописца главное не фактическая точность, а параллель с Соломоном. Тот тоже был сластолюбив, и это отвело его от Бога, — тогда как Владимир, напротив, пришел от блуда и язычества к Богу через «добрую жену», царевну Анну.
ЩЕДРО ЛИ КНЯЗЬ ПОДАВАЛ НИЩИМ?
Черты реальной личности иногда проступают там, где, на первый взгляд, идет речь о литературном образе, клише. В летописях и житиях особо прославляется Владимир за свои милостыни. О доступных всем пирах «ласкового князя Владимира» вспоминалось в былинах. Первый русский писатель, митрополит XI века Иларион, показывал Владимира щедрым и милостивым защитником всех страждущих. Более того, резко отзывавшийся о Владимире немецкий хронист-современник Титмар тоже говорит о нем как о нищелюбце и подателе милостыни. Это выглядит очень контрастно по отношению к предыдущим характеристикам Владимира как женолюбца и гонителя христиан.
Вообще повествование Титмара о Владимире наполнено контрастами. Как, надо думать, и подлинная жизнь князя.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ…
КРЕСТИЛ ЛИ КНЯЗЬ РУСЬ «ОГНЕМ И МЕЧОМ»?
Это одна из самых волнующих умы тема. Но ни один из древнейших источников — ни русских, ни иностранных, — не говорит об этом ни слова. Князь угрожал некрестившимся, что они «враги ему будут», — но, по всем данным, в крупных городах таковых и не нашлось. Для славянина-язычника князь был высшим авторитетом в религиозных делах. А то, что он безнаказанно уничтожил идолов, разрушило веру в могущество богов. Киевляне оплакивали сокрушенного Перуна, но крестились без всякого сопротивления и даже с радостью — по крайней мере, внешне. То же произошло и почти по всей остальной Руси.
Лишь в Новгороде, по очень позднему преданию, были столкновения. И новгородскому наместнику Добрыне будто бы пришлось применить силу. Но говорит об этом один-единственный источник — т.н. Иоакимовская летопись, сохранившаяся только в труде историка XVIII века В.Н. Татищева. Последний получил ее от своего свойственника архимандрита М. Борщова, которого настойчиво просил о какой-либо древней рукописи. Рукопись нашлась и ожидаемо «подтвердила» многие догадки Татищева о древнейшей истории Руси. В тексте много странностей и противоречий, а о монахе Вениамине, будто бы предоставившем рукопись Борщову, сам Татищев писал, что тот «токмо для закрытия вымышлен». Так что ко временам Владимира Иоакимовская летопись не восходит, и достоверным источником служить не может — даже если является компиляцией, а не чистой подделкой. О крещении же «огнем и мечом» всей Руси нет ни малейших свидетельств даже в Иоакимовской летописи.
ЧТО ПРИНЕСЛО ХРИСТИАНСТВО РУСИ?
Она вошла, как равноправная, в семью европейских христианских народов. На Руси распространялась славянская азбука. Переписывались первые книги — сначала копии славянского перевода Библии. На Русь были перенесены византийское каменное зодчество, иконопись. Христианство постепенно пронизывало всю нарождавшуюся русскую культуру.
О ГЛАВНОМ
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР: ДНИ ПРАВДЫ ДОРОЖЕ ВОИНСТВЕННЫХ ДНЕЙ!
Великий князь русский Владимир Святославович умер 15 июля 1015 года. Уже ближайшие потомки единогласно признавали его заслуги в преобразовании Руси, оказавшиеся важнее и прошлых прегрешений, и политических просчетов. Именно трудами Владимира, продолжившего дело Ольги, Русь превратилась в подлинное государство. Она объединила под своей властью все восточнославянские племена, став одной из крупнейших и сильнейших держав Европы. Владимир же в итоге показал себя правителем доблестным на войне и мудрым в дни мира, заботящимся о благе всех подданных.
Листая страницы древних летописей и научных трудов, часто затрудняешься понять: как тот или иной правитель становится героем большой Истории? Нет-нет и возникнет ощущение: те, кого мы ныне считаем героями, для своей эпохи были едва ли не злодеями. Но верно и другое — те, кого древность избрала в герои и святые, были детьми своих суровых веков. И современники в их заслугах не сомневались. Это наш рафинированный взгляд бурные и жестокие страсти минувших тысячелетий могут ужаснуть до потери зрения. До потери различать главное.
Русский народ запомнил князя Владимира в своих былинах как «Владимира Красное Солнышко», хозяина блестящего богатырского двора. Русская православная церковь в XIII веке причислила Владимира, Крестителя Руси, к лику святых.
Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась, Почуялась правда Господня, И брызнули слезы впервые из глаз, И мнится Владимиру: в первый он раз Свой город увидел сегодня. Народ, издалека их поезд узнав, Столпился на берег — и много, Скитавшихся робко без крова и прав, Пришло христиан из пещер и дубрав, И славят Спасителя Бога. И пал на дружину Владимира взор: «Вам, други, доселе со мною Стяжали победы лишь меч да топор, Но время настало, и мы с этих пор Сильны еще силой иною! Что смутно в душе мне сказалось моей, То ясно вы ныне познайте: Дни правды дороже воинственных дней! Гребите же, други, гребите сильней, На весла дружней налегайте!» Вскипела, под полозом пенясь, вода, Отхлынув, о берег забила, Стянулася быстро ладей череда, Передние в пристань вбежали суда, И с шумом упали ветрила. И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!