Сапожник-богомолец
В день святого Николая Чудотворца 1898 года в крестьянской семье появился на свет Николай Гурьянович Рогозин. Родители его были людьми верующими и благочестивыми. Недалеко от родной деревушки находилась Белогорская обитель, которую часто посещали всей семьёй.
Николай три года ходил в церковно-приходскую школу, на этом его образование и закончилось. Уже в одиннадцать лет он стал учиться сапожному мастерству. В девятнадцать лет юноша женился, и практически сразу же его призвали на военную службу. Когда его спрашивали, почему он выбрал большевиков, а не белых, он говорил:
«А я из Писания знал, что красные победят».
Тем не менее идеологию большевиков он никогда не поддерживал, считая их неизбежным злом, посланным в наказание. Посвятить себя Богу хотел ещё будучи совсем молодым, но исполнить своё желание смог только после войны.
В Великой Отечественной войне не участвовал из-за серьёзных проблем с сердцем. Несмотря на гонения верующих, храм посещал часто, ни от кого не таясь. Несколько лет пел псалмы, а в возрасте 57 лет стал священником, получив приход в небольшом посёлке Чусовские Городки, что в Пермском крае.
Свой храм очень любил. Старался вложить в него все пожертвования, каждую лишнюю копеечку. Его семья жила очень бедно, и люди часто спрашивали – как же так можно, жить в таком аскетизме? На это отец Николай отвечал, что если он не будет вкладывать в церковь деньги, не платить налоги, то храм закроют, и прихожане останутся неотпетыми и некрещёнными.
Батюшка ни разу не был в отпуске, даже в гости к дочерям ездил всего на одну ночь. Он всегда беспокоился о своих прихожанах – а вдруг кому-то понадобится его помощь или кто-то умрёт, а отпеть некому.
Скромный сельский священник стяжал славу молитвенника и прозорливца. У него были духовные чада во многих городах России, часто к нему приезжали со всех уголков нашей необъятной страны. Батюшка вёл обширную переписку с более чем двумя сотнями адресатов. Ещё при жизни отца Николая считали святым старцем, потому что многим людям он помог, многие были свидетелями необыкновенных чудес, которые совершал батюшка силой своего молитвенного слова.
Про
Письма о времени
Дорогая редакция! Я, жительница Горного Алтая, считаю газету «Благовест» своей газетой. И на вопрос, с которым сталкиваемся постоянно в нашей «реальной жизни», наверное, нигде более не получу ответа, как у вас. Я хочу спросить о течении времени. Читая поучения подвижников и святых отцов, знаем, что время в «последние» (то есть, наши) времена будет ускоряться: год за полгода, за месяц и т.д. Мы все чувствуем это на себе — ничего не успеваем. Если раньше за день столько успевала переделать, то сейчас только диву даешься, как быстро пролетел день. Люди, занятые практической деятельностью, часто говорят то же: за тот же промежуток времени сейчас успевают сделать меньше, чем раньше. В нашей семье часто обсуждается, происходит ли это «сокращение времени» только в духовной, незримой области, в наших понятиях, мерках духовного состояния, или же «безпристрастная», «реальная» наука может что-то сказать в подтверждение или опровержение этого понятия «сокращения времени», то есть, объяснит, что же происходит реально со временем (конечно, дело не в долях секунд, которые складываются в какой-нибудь лишний день, на котором настаивают сторонники смены календаря). Есть ли исследования и выводы по этому вопросу, объединяющему воедино духовный и научный принцип познания времени? С этим вопросом мне обратиться больше не к кому, так как там, где царит наука, духовный аспект чаще всего не берется во внимание. Л. Михайлова
, республика Алтай
Мир вам, родная наша редакция! Я, грешная раба Божия Надежда, решила просить вас, чтобы вы замолвили словечко о том, чтобы с Третьего Тысячелетия не менять время. Как вспомнишь про предстоящий переход на «летнее время», так сердце и заскорбит. Сколько же можно тешить беса, ведь на Святой Пасхе мы возглашаем: «Христос Воскресе!» — в 12 часов ночи, а по настоящему времени еще 11 часов. И не в экономии энергии все дело, а это бесовские козни, дьявол нам навязывает свою волю. Я это прочла в книге «Козни бесовские», которая написана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Неужели так трудно о и «зимние» времена, а оставить одно настоящее, Божье время, и не крутить стрелку часов туда-сюда? Ведь жили же раньше без этого, и ничего… Эта боль уже года три у меня на сердце, и вот решила хоть вам поплакаться.
Надежда Роженцева
, пос. Дубинино Красноярский край
Ангел Времени
Эти два письма пришли в нашу редакцию почти одновременно. Объединяет их общая метафизическая тревога: что происходит с временем? Раньше, в советских школах, нас с пафосом учили, что «мы в ответе за время». Но при этом имелось в виду, что мы в ответе за страну, социализм, народ… Теперь пришло время для тревог уже о САМОМ ВРЕМЕНИ… Вдруг оказалось, что не только мы зависим от времени, но и оно зависит от нас. И мы далеко не всегда правильно с ним обращаемся. Что такое время? На этот простенький вопрос существует сотни ответов, и, значит, ни один из них до конца не верен, не исчерпывающ, так как остаются за скобками какие-то другие грани этого почти безграничного понятия. И потому легче ответить на этот вопрос «отрицательно». Время — НЕ ЕСТЬ вечность, напротив, ее антипод (но такой, который только доказывает наличие вне-временного: если есть время, то оно или конечно, и тогда за ним вне-временное (вечность) или безконечно — и тогда…все равно вечность). Время — один из псевдонимов смерти, ведь когда «времени больше не будет», как говорит Евангелие, то и «последний враг истребится — смерть»()… Можно предположить, что для Адама власть времени началась с момента грехопадения — духовной смерти. Тогда получается, что власть земного времени над людьми причиной своей имеет грех…Время, как правило, однонаправлено, необратимо (Священник Павел Флоренский в своей замечательной работе «Иконостас» доказывает, что «спящий, замыкаясь от внешнего видимого мира и переходя сознанием в другую систему, и меру времени приобретает новую… В сновидении время бежит… НАВСТРЕЧУ настоящему, ПРОТИВ движения времени бодрственного сознания», — то есть, все же нельзя говорить об абсолютной необратимости времени, в сновидении оно обратимо). И, наконец, время — условие нашего спасения, «материал» для перехода в вечность… Ибо только во времени и возможен ВЫБОР (выбор между добром и злом). Вот почему «вечные» бесы уже не могут покаяться, так как для них и времени-то не существует, а Ангелы Света — не могут «пасть», ведь и они в вечности… То первое грехопадение, восстание Люцифера, было на Небе задолго до сотворения земли, а значит, и до СОТВОРЕНИЯ ВРЕМЕНИ. После же сотворения времени «выбор» для них стал невозможен. Зато подпавший под власть греха, а потом и времени человек именно во времени должен сделать свой окончательный выбор вечности (ада или рая). В литературе описан случай, хорошо иллюстрирующий разницу между нахождением во времени и в вечности. Одному боголюбцу в сонном видении явилась Божья Матерь, державшая в ладони Державу (символ Земного шара). Он спросил Ее: как успевает Она, Царица Небесная, приходить на помощь ко всем, к Ней обращающимся? Ведь просящих множество, а Она одна… Богородица сказала ему, что Она (в отличие от простых смертных) находится вне времени, в вечности, и потому может прийти на помощь ко ВСЕМ к ней обращающимся, даже если и просят Ее о заступлении одновременно множество людей, разделенных большими расстояниями. И в знак удостоверения этих слов повертела в руке Державу, словно бы всматриваясь в «земной шар» и ища взглядом тех, кто вопиет к Ней в молитве… О «сокращении времени» в последние времена перед концом света ясно говорят святые отцы (например, св. Нил Мироточивый: «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц…»). Есть (правда, косвенное) указание об этом и в Святом Писании: «Ибо тогда будет великая скорбь какой не было от кончины мира до ныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24). Некоторые толкователи (например, Феофилакт Болгарский) понимает эти слова Христа о «сокращении времени» как сокращение КОЛИЧЕСТВА дней скорби, другие же понимают это как именно сокращение САМОГО времени, ускорение течения времени, ради избранных. И то, и другое истолкования по сути своей не противоречат друг другу.
«Сокращение времени» как реальная проблема, с которой мы все волей или неволей сталкиваемся, по определению не может быть осмыслена силами «голой» науки. Ибо речь тут идет о субъективных переживаниях, духовных категориях, которые не могут являться предметом научного знания. Проблема эта осмыслена на стыке философии и Богословия великим русским мыслителем (ум. в 1988 г.) Алексеем Федоровичем Лосевым (в монашестве Андроник). Вот что он писал по этому вопросу: «Рассматривая время по его существу, как оно дано нам в живом опыте, мы… констатируем некую принципиальную НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, характерную для существа времени. Вопреки пространственным схемам и определениям, время… совершенно неоднородно» («Музыка как предмет логики», 1927 год). В своей книге «Диалектика мифа» (1930 г.) он развивает эту мысль: реальное время «всегда неоднородно, сжимаемо, расширяемо, совершенно относительно и условно… С 1914 г. (начало Первой Мировой войны — А.Ж
.) время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалиптические ожидания в прошлом (и, видимо, в настоящем —
А.Ж
.) объясняются именно сгущением времени, близким к окончанию времени и потом рассасывающимся. Время, как и пространство, имеет СКЛАДКИ и ПРОРЫВЫ. Во времени иногда бывают СОТРЯСЕНИЯ… Религиозный экстаз характеризуется именно прекращением или сворачиванием времени, сжатием прошлых и будущих времен в одну неделимую настоящую точку… Время — боль истории, не понятная «научным» исчислением времени». А вот та же мысль, но только выраженная поэтическим языком:
Времени тайный размах никому не известен, Но я не верю, что был он всегда одинаков. Время коварно, один только маятник честен, Раб безусловный условно поставленных знаков.
Может быть, сутки то легче бегут, то тяжеле. Ритма земли не дано ни узнать нам, ни смерить. Ведь вместе с ней мы летим к ослепительной цели. Стрелкам часов поневоле приходится верить… (Борис Садовской, 1935 г.) Рационалистическая новоевропейская наука «умертвила» время, придала ему механический характер, но как это далеко от истинного постижения времени — величины отнюдь не рациональной, а очень часто эмоционально окрашенной, разнообразной, меняющейся и скорее напоминающей музыкальный строй, чем размеренный ход часов новоевропейского «будильника»… Из Апокалипсиса мы знаем, что есть Ангелы Солнца, ветров и т.д. Можно предположить, что есть и особый Ангел Времени, по воле Божьей «заведующий» его течением, то убыстряющий, то, наоборот, замедляющий его ход… Пять лет назад, в 1996 году, известный старец схиигумен Иероним (Верендякин) говорил мне о том времени так: «Сейчас перед бурей затишье…» Но вот прошли годы и… затишье начало постепенно сменяться бурей, задули ветры быстрых перемен. Это изменение в ходе времени и ощутила читательница с Алтая. Да, время сейчас как никогда уплотнилось, сжалось. По-видимому, мы оказались в уникальном времени, которое разбежалось настолько, что трудно сказать — очередная ли это лишь СКЛАДКА в нем или действительно наступают «последние времена»? На этот вопрос ни у меня, ни у кого другого нет ответа — ибо время в руках Божиих, а «о дне том и часе» не знает никто, кроме Творца времени, его Подлинного Хозяина. Но и сводить это явное ускорение времени лишь к «психологии» (как это чаще всего сейчас делается), объясняя это переживание тем, что, мол, всегда на изломе веков обостряются апокалиптические ожидания, — не только не верно, но и богословски некорректно. Не от того обостряются эти ожидания, что века и тысячелетия сменяют одно другое, а от того, что при смене столетий ДЕЙСТВИТЕЛЬНО время ведет себя как-то странно — не так, как в обычные непереходные годы. Видимо, это происходит потому, что смена столетий не только «земное», лишь чисто календарное понятие, но оно имеет свое отражение на Небесах. Что -то меняется во всем космосе, в мироздании. Начинается новая ступень на пути к ВЕЧНОСТИ… Сводить же все дело к субъективным переживаниям экзальтированных людей опять же некорректно. Ведь в этом случае игнорируется практически доказанный факт НЕОДНОРОДНОСТИ времени и фактически времени отказывается в его объективных свойствах (признается лишь его, времени, отражение в сознании людей). Как нам относиться к «сжиманию времени»? Как к реальности, которой все же можно противостоять. Христианин живет не только во времени, но и в вечности. Входя в жизнь Церкви, Тела Христова, живущего по совсем иным, чем мир, законам, в совсем ином времени (вернее, за его пределом, в вечности), — человек приобретает опыт вечности, отрешается (хотя и не до конца) от земного времени. И не в такой степени, как другие, подвержен временным колебаниям. Иисус Навин молитвой задерживал движение солнца и луны, когда народ Израильский мстил врагам своим. Не в нашей власти «удержать» время, так стремительно мчащееся к своему концу. Но в какой-то мере все мы, христиане, своей молитвой замедляем неукротимый бег времени, отодвигаем времена и сроки…
Окончание
Антон Жоголев 23.02.2001
Чудеса старца Николая
Каждый день к батюшке привозили бесноватых. У него очень хорошо получалось изгонять злых духов. Брался даже за самые сложные случаи, отчитывая людей, от которых отказались в Троице-Сергиевой Лавре. К таким моментам готовился заранее, постился, вкушал только просфору и пил святую воду.
Он мог читать мысли людей, как будто в открытой книге. Видел судьбы, и даже куда отправится бессмертная душа после смерти.
Ещё в молодом возрасте врачи обнаружили у Николая проблемы с сердцем. Они вынесли неутешительный вердикт – жизни осталось не более пяти лет. Николай Гурьянович прожил больше восьмидесяти. Что это, как не чудо, дарованное самим Господом? Значит, нужен был такой человек, чтобы на протяжении всей своей жизни нёс нуждающимся добро и любовь.
Любил батюшка в погожие вечера посиживать на лавочке, где его часто посещала Пресвятая Богородица. Как-то она сказала ему, что это место однажды будет святым. И действительно, вскоре возвели там женскую монашескую обитель – Казанскую Свято-Трифонову пустынь. А лавочка та стоит и поныне. И именно в этой обители сейчас захоронены мощи прозорливого старца Николая.
Ещё при своей жизни рассказывал старец Николай, где и что будет построено, и кто придёт ему на смену. Игумен Савватий удивлялся потом прозорливости старца:
«Я ещё в школе учился, а он меня уже духом видел».
Будущий настоятель монастыря Савватий приехал в эти края в 21 год. Ему предстояло служить первую службу, но робость вдруг охватила неопытного священника. А затем он почувствовал незримую поддержку старца Николая. Он будто стоял рядом, помогал и подсказывал.
Хилиазм
Мысль о том, что последнему Суду и основанию нового творения будет предшествовать тысячелетнее Царство Христа на земле, ведет свое начало от неканонических иудейских апокалипсисов. Она повторена в Иоанновом Апокалипсисе: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие <�…> Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет <�…> Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога <�…> и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (Откр.20:4–9).
Это царствование Христа на земле среди оживших праведников понималось определенной христианской средой первых трех веков, а именно — иудеохристианами Малой Азии, в прямом, буквальном смысле. Хилиазма придерживались Папий, священномученик Ириней Лионский, священномученик Мефодий Олимпский.
Однако начиная с IV века это учение было единодушно отвергнуто церковной традицией, которая установила, что двадцатая глава Апокалипсиса должна быть понята символически. У экзегетов Апокалипсиса возобладали два толкования: либо тысяча лет означает время жизни Церкви от прекращения гонений со стороны римского язычества (которое в восемнадцатой главе Апокалипсиса обозначено как падение “Вавилона”) до великой скорби, которая будет предшествовать Второму пришествию, либо они символизируют весь период от воскресения Христова до Второго пришествия[9].
Пророчества святого праведника
Запомнился простой сельский священник не только своим сильным молитвенным словом и способностью к исцелению. Господь даровал ему прозорливость, отец Николай мог видеть будущее. Нередко он говорил, что последние времена уже не за горами:
«Не дай Бог увидеть Антихриста. Он покажется очень красивым, настолько красивым, что даже верующий человек на мгновение подумает: Какой красивый мужчина. И это уже все. Когда его будут показывать по телевизору, он будет чувствовать всех, и тому, кто так о нем подумал, скажет: Ты мой, ведь я тебе понравился».
Скоро, очень скоро люди будут получать документы с печатью Антихриста. Сказывал, как сын Сатаны будет соблазнять людей, искушать их. И многие пойдут за ним:
«К воцарению антихриста будет все электронное. Будут давать всем номерки, пластиковые карты, и денег не будет. Прежде, чем ставить печать настоящую, народ забросают бумагами, они привыкнут, а затем уже поставят настоящую печать. Сразу народ печать не примет, а бумаги отнимают ум, потом уже люди примут и печать».
Говорил, что после смерти его развалится великая страна на кусочки. Придёт к власти человек с меткой, и в правительстве будут одни лишь масоны. Они окончательно разорят страну, отдав её во власть антихристову.
«Когда начнется движение масонов, они будут управлять, знай, что кончина близка. Когда начнется свобода и люди в Иерусалим поедут, тогда они совсем потеряют Бога».
Это наказание Божье для всех русских людей, которые допустили цареубийство.
«На народе лежит тяжкий грех цареубийства, за что Господь не даст нам не то, что хорошего правителя, но и хорошего начальника цеха».
И только когда россияне покаются всем миром и поймут, что беззакония нынешней власти смогут быть остановлены лишь настоящим русским царём, будет даровано нам всем прощение.
Про
Чаяние усопших
В этом вопросе мнение Отцов Церкви не совпадает с той установкой, которая стала общепринятой в западном христианстве начиная со средних веков. Именно тогда смещались акценты при объяснении последней участи индивида; вечная участь каждого человека стала рассматриваться как окончательно определяемая в момент смерти: святые идут прямо на небо, нераскаянные грешники — в ад, а те, кому еще предстоит что-то искупить, идут в чистилище на более или менее длительный срок, но в конце концов им обеспечено спасение. Всеобщее воскресение внесет лишь несущественное дополнение в уже полное блаженство избранных и в наказание проклятых. Страшный, последний суд лишь сделает явным тот приговор, который был уже окончательно вынесен “частным судом” в момент смерти. С тех пор на Западе весьма умалилось значение, придаваемое Второму пришествию как концу истории, умалилась эсхатологическая устремленность как в жизни христианина, так и в жизни Церкви.
По учению Отцов Церкви, люди только во время Второго пришествия войдут туда, где им уготована их окончательная участь, и для многих последний жребий будет определен лишь во время Страшного суда. До всеобщего воскресения даже сами святые, хотя они и пребывают близ Христа, находятся в ожидании. О том, как именно древняя Церковь представляла себе состояние разных категорий усопших, ожидающих Второго пришествия, можно сказать следующее: прежде всего христианская мысль абсолютно единодушна в признании того, что наше земное существование — единственное. Вера христианская несовместима ни с каким допущением последующих форм жизни и перевоплощения. Такие концепции часто встречаются в нехристианских философских и религиозных течениях, особенно дальневосточных, но они совершенно чужды христианству. В основе христианской веры лежит признание того, что человек живет на земле один раз и вечная участь его решается во время этого единственного существования на земле.
Структура Апокалипсиса
Многие христиане считают завершающие главы Библии самыми сложными для понимания. При чтении надо учитывать символический язык видений. Образы, которые использует автор, взяты у пророков Ветхого Завета, так он сохраняет связь между священными книгами. Откровение повествует верующим о невидимых духовных баталиях между Добром и Злом:
- После небольшого введения и приветствия автор описывает Иисуса Христа в божественной славе. Затем следуют послания семи церквам (это действительно существовавшие христианские общины).
- По словам Иоанна, он был восхищен (перенесен, поднят) на небо — место, где обитает Бог. С 4 главы по 5 описывается поклонение Ягненку.
- Рассказ о снятии семи печатей (6:1 — 8:1).
- Семь труб, предваряющих Суд (8:2 — 11:9).
- Описание символических видений занимает почти 3 главы (12:1 — 15:8).
- Последний суд (17:1 по 22:5) и Заключение (22:6 — 21).
По объему книга небольшая, всего 22 главы. Сегодня в интернете доступны различные варианты — как на языке оригинала (греческий), так и переводы (церковнославянский, Синодальный, современный русский). В Апокалипсисе очень много параллельных мест — ссылок на другие книги Священного Писания (Псалтирь, Даниила, Исайи, Иезекиля, новозаветные Послания).
Откровение описывает важные события, предсказанные в других канонических книгах. Они сами по себе становились объектами изучения богословов:
- Второе пришествие Иисуса Христа.
- Рождение, деятельность и уничтожение Антихриста.
- Восхищение праведников на небо.
- Тысячелетнее правление верующих.
- Страшный суд, новый Иерусалим.
Многие события предсказываются еще в Ветхом Завете. Например, о будущей жизни на Небесах писали пророки Исайя, Аввакум, Софоний. Иеремия говорил об уничтожении антихриста.
Апокатастасис
Апокатастасис — греческий термин, обозначающий восстановление ранее бывшего состояния, возврат к первоначальному положению. В христианской эсхатологии он обозначает теорию, согласно которой в конце времен весь тварный мир будет восстановлен в своей изначальной гармонии и все будут спасены, включая проклятых и демонов.
Эта концепция связана с “мифическим” видением космоса, которое было разработано Оригеном (ок. 185 – ок. 254). Ориген полагал, что в начале Бог создал вселенную, состоящую из существ чисто духовных; все они, за исключением души Христа, использовали свою свободу во зло и подверглись более или менее тяжким падениям, после чего были одеты в тела более или менее “плотные” и таким путем стали ангелами, людьми и демонами. В конце времен, в итоге последовательных очищений все вернутся к своему первоначальному состоянию и вновь образуют исконную генаду (единицу — Пер.), то есть первобытное единство духовных существ.
Эта концепция всеобщего спасения, отрицая вечность ада, игнорирует одновременно и непостижимую тайну любви Божией, которая превыше всех наших рациональных или сентиментальных концепций, и тайну человеческой личности и ее свободы. Любовь Бога предполагает полное уважение к Своим созданиям, вплоть до “вольного бессилия” отказать им в свободе. Тексты Писания заставляют нас принять два антиномических утверждения о полной победе Бога над злом в конце времен и о возможности вечного проклятия, причем второе может быть лишь оборотной стороной первого. Здесь уместно только молчание ума перед тайной.
Вот почему учение об апокатастасисе, принятое святителем Григорием Нисским, а позднее великими сирийскими мистиками Исааком из Ниневии (Сирином — Ред.) и Иосифом Хадзайа, было осуждено на V Вселенском соборе вместе с некоторыми элементами доктрины Оригена, которую привели в систему его последователи. Отвергая утверждение о всеобщем спасении, православная традиция не запрещает, разумеется, пламенно молиться о спасении всех людей и надеяться на их окончательное обращение.