Предсказания старца Николая Рогозина о последних временах.


Сапожник-богомолец

В день святого Николая Чудотворца 1898 года в крестьянской семье появился на свет Николай Гурьянович Рогозин. Родители его были людьми верующими и благочестивыми. Недалеко от родной деревушки находилась Белогорская обитель, которую часто посещали всей семьёй.

Николай три года ходил в церковно-приходскую школу, на этом его образование и закончилось. Уже в одиннадцать лет он стал учиться сапожному мастерству. В девятнадцать лет юноша женился, и практически сразу же его призвали на военную службу. Когда его спрашивали, почему он выбрал большевиков, а не белых, он говорил:

«А я из Писания знал, что красные победят».

Тем не менее идеологию большевиков он никогда не поддерживал, считая их неизбежным злом, посланным в наказание. Посвятить себя Богу хотел ещё будучи совсем молодым, но исполнить своё желание смог только после войны.

В Великой Отечественной войне не участвовал из-за серьёзных проблем с сердцем. Несмотря на гонения верующих, храм посещал часто, ни от кого не таясь. Несколько лет пел псалмы, а в возрасте 57 лет стал священником, получив приход в небольшом посёлке Чусовские Городки, что в Пермском крае.

Свой храм очень любил. Старался вложить в него все пожертвования, каждую лишнюю копеечку. Его семья жила очень бедно, и люди часто спрашивали – как же так можно, жить в таком аскетизме? На это отец Николай отвечал, что если он не будет вкладывать в церковь деньги, не платить налоги, то храм закроют, и прихожане останутся неотпетыми и некрещёнными.

Батюшка ни разу не был в отпуске, даже в гости к дочерям ездил всего на одну ночь. Он всегда беспокоился о своих прихожанах – а вдруг кому-то понадобится его помощь или кто-то умрёт, а отпеть некому.

Скромный сельский священник стяжал славу молитвенника и прозорливца. У него были духовные чада во многих городах России, часто к нему приезжали со всех уголков нашей необъятной страны. Батюшка вёл обширную переписку с более чем двумя сотнями адресатов. Ещё при жизни отца Николая считали святым старцем, потому что многим людям он помог, многие были свидетелями необыкновенных чудес, которые совершал батюшка силой своего молитвенного слова.

Про

Письма о времени

Дорогая редакция! Я, жительница Горного Алтая, считаю газету «Благовест» своей газетой. И на вопрос, с которым сталкиваемся постоянно в нашей «реальной жизни», наверное, нигде более не получу ответа, как у вас. Я хочу спросить о течении времени. Читая поучения подвижников и святых отцов, знаем, что время в «последние» (то есть, наши) времена будет ускоряться: год за полгода, за месяц и т.д. Мы все чувствуем это на себе — ничего не успеваем. Если раньше за день столько успевала переделать, то сейчас только диву даешься, как быстро пролетел день. Люди, занятые практической деятельностью, часто говорят то же: за тот же промежуток времени сейчас успевают сделать меньше, чем раньше. В нашей семье часто обсуждается, происходит ли это «сокращение времени» только в духовной, незримой области, в наших понятиях, мерках духовного состояния, или же «безпристрастная», «реальная» наука может что-то сказать в подтверждение или опровержение этого понятия «сокращения времени», то есть, объяснит, что же происходит реально со временем (конечно, дело не в долях секунд, которые складываются в какой-нибудь лишний день, на котором настаивают сторонники смены календаря). Есть ли исследования и выводы по этому вопросу, объединяющему воедино духовный и научный принцип познания времени? С этим вопросом мне обратиться больше не к кому, так как там, где царит наука, духовный аспект чаще всего не берется во внимание. Л. Михайлова

, республика Алтай

Мир вам, родная наша редакция! Я, грешная раба Божия Надежда, решила просить вас, чтобы вы замолвили словечко о том, чтобы с Третьего Тысячелетия не менять время. Как вспомнишь про предстоящий переход на «летнее время», так сердце и заскорбит. Сколько же можно тешить беса, ведь на Святой Пасхе мы возглашаем: «Христос Воскресе!» — в 12 часов ночи, а по настоящему времени еще 11 часов. И не в экономии энергии все дело, а это бесовские козни, дьявол нам навязывает свою волю. Я это прочла в книге «Козни бесовские», которая написана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Неужели так трудно о и «зимние» времена, а оставить одно настоящее, Божье время, и не крутить стрелку часов туда-сюда? Ведь жили же раньше без этого, и ничего… Эта боль уже года три у меня на сердце, и вот решила хоть вам поплакаться.
Надежда Роженцева
, пос. Дубинино Красноярский край

Ангел Времени

Эти два письма пришли в нашу редакцию почти одновременно. Объединяет их общая метафизическая тревога: что происходит с временем? Раньше, в советских школах, нас с пафосом учили, что «мы в ответе за время». Но при этом имелось в виду, что мы в ответе за страну, социализм, народ… Теперь пришло время для тревог уже о САМОМ ВРЕМЕНИ… Вдруг оказалось, что не только мы зависим от времени, но и оно зависит от нас. И мы далеко не всегда правильно с ним обращаемся. Что такое время? На этот простенький вопрос существует сотни ответов, и, значит, ни один из них до конца не верен, не исчерпывающ, так как остаются за скобками какие-то другие грани этого почти безграничного понятия. И потому легче ответить на этот вопрос «отрицательно». Время — НЕ ЕСТЬ вечность, напротив, ее антипод (но такой, который только доказывает наличие вне-временного: если есть время, то оно или конечно, и тогда за ним вне-временное (вечность) или безконечно — и тогда…все равно вечность). Время — один из псевдонимов смерти, ведь когда «времени больше не будет», как говорит Евангелие, то и «последний враг истребится — смерть»()… Можно предположить, что для Адама власть времени началась с момента грехопадения — духовной смерти. Тогда получается, что власть земного времени над людьми причиной своей имеет грех…Время, как правило, однонаправлено, необратимо (Священник Павел Флоренский в своей замечательной работе «Иконостас» доказывает, что «спящий, замыкаясь от внешнего видимого мира и переходя сознанием в другую систему, и меру времени приобретает новую… В сновидении время бежит… НАВСТРЕЧУ настоящему, ПРОТИВ движения времени бодрственного сознания», — то есть, все же нельзя говорить об абсолютной необратимости времени, в сновидении оно обратимо). И, наконец, время — условие нашего спасения, «материал» для перехода в вечность… Ибо только во времени и возможен ВЫБОР (выбор между добром и злом). Вот почему «вечные» бесы уже не могут покаяться, так как для них и времени-то не существует, а Ангелы Света — не могут «пасть», ведь и они в вечности… То первое грехопадение, восстание Люцифера, было на Небе задолго до сотворения земли, а значит, и до СОТВОРЕНИЯ ВРЕМЕНИ. После же сотворения времени «выбор» для них стал невозможен. Зато подпавший под власть греха, а потом и времени человек именно во времени должен сделать свой окончательный выбор вечности (ада или рая). В литературе описан случай, хорошо иллюстрирующий разницу между нахождением во времени и в вечности. Одному боголюбцу в сонном видении явилась Божья Матерь, державшая в ладони Державу (символ Земного шара). Он спросил Ее: как успевает Она, Царица Небесная, приходить на помощь ко всем, к Ней обращающимся? Ведь просящих множество, а Она одна… Богородица сказала ему, что Она (в отличие от простых смертных) находится вне времени, в вечности, и потому может прийти на помощь ко ВСЕМ к ней обращающимся, даже если и просят Ее о заступлении одновременно множество людей, разделенных большими расстояниями. И в знак удостоверения этих слов повертела в руке Державу, словно бы всматриваясь в «земной шар» и ища взглядом тех, кто вопиет к Ней в молитве… О «сокращении времени» в последние времена перед концом света ясно говорят святые отцы (например, св. Нил Мироточивый: «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц…»). Есть (правда, косвенное) указание об этом и в Святом Писании: «Ибо тогда будет великая скорбь какой не было от кончины мира до ныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24). Некоторые толкователи (например, Феофилакт Болгарский) понимает эти слова Христа о «сокращении времени» как сокращение КОЛИЧЕСТВА дней скорби, другие же понимают это как именно сокращение САМОГО времени, ускорение течения времени, ради избранных. И то, и другое истолкования по сути своей не противоречат друг другу.

«Сокращение времени» как реальная проблема, с которой мы все волей или неволей сталкиваемся, по определению не может быть осмыслена силами «голой» науки. Ибо речь тут идет о субъективных переживаниях, духовных категориях, которые не могут являться предметом научного знания. Проблема эта осмыслена на стыке философии и Богословия великим русским мыслителем (ум. в 1988 г.) Алексеем Федоровичем Лосевым (в монашестве Андроник). Вот что он писал по этому вопросу: «Рассматривая время по его существу, как оно дано нам в живом опыте, мы… констатируем некую принципиальную НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, характерную для существа времени. Вопреки пространственным схемам и определениям, время… совершенно неоднородно» («Музыка как предмет логики», 1927 год). В своей книге «Диалектика мифа» (1930 г.) он развивает эту мысль: реальное время «всегда неоднородно, сжимаемо, расширяемо, совершенно относительно и условно… С 1914 г. (начало Первой Мировой войны — А.Ж

.) время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалиптические ожидания в прошлом (и, видимо, в настоящем —
А.Ж
.) объясняются именно сгущением времени, близким к окончанию времени и потом рассасывающимся. Время, как и пространство, имеет СКЛАДКИ и ПРОРЫВЫ. Во времени иногда бывают СОТРЯСЕНИЯ… Религиозный экстаз характеризуется именно прекращением или сворачиванием времени, сжатием прошлых и будущих времен в одну неделимую настоящую точку… Время — боль истории, не понятная «научным» исчислением времени». А вот та же мысль, но только выраженная поэтическим языком:

Времени тайный размах никому не известен, Но я не верю, что был он всегда одинаков. Время коварно, один только маятник честен, Раб безусловный условно поставленных знаков.

Может быть, сутки то легче бегут, то тяжеле. Ритма земли не дано ни узнать нам, ни смерить. Ведь вместе с ней мы летим к ослепительной цели. Стрелкам часов поневоле приходится верить… (Борис Садовской, 1935 г.) Рационалистическая новоевропейская наука «умертвила» время, придала ему механический характер, но как это далеко от истинного постижения времени — величины отнюдь не рациональной, а очень часто эмоционально окрашенной, разнообразной, меняющейся и скорее напоминающей музыкальный строй, чем размеренный ход часов новоевропейского «будильника»… Из Апокалипсиса мы знаем, что есть Ангелы Солнца, ветров и т.д. Можно предположить, что есть и особый Ангел Времени, по воле Божьей «заведующий» его течением, то убыстряющий, то, наоборот, замедляющий его ход… Пять лет назад, в 1996 году, известный старец схиигумен Иероним (Верендякин) говорил мне о том времени так: «Сейчас перед бурей затишье…» Но вот прошли годы и… затишье начало постепенно сменяться бурей, задули ветры быстрых перемен. Это изменение в ходе времени и ощутила читательница с Алтая. Да, время сейчас как никогда уплотнилось, сжалось. По-видимому, мы оказались в уникальном времени, которое разбежалось настолько, что трудно сказать — очередная ли это лишь СКЛАДКА в нем или действительно наступают «последние времена»? На этот вопрос ни у меня, ни у кого другого нет ответа — ибо время в руках Божиих, а «о дне том и часе» не знает никто, кроме Творца времени, его Подлинного Хозяина. Но и сводить это явное ускорение времени лишь к «психологии» (как это чаще всего сейчас делается), объясняя это переживание тем, что, мол, всегда на изломе веков обостряются апокалиптические ожидания, — не только не верно, но и богословски некорректно. Не от того обостряются эти ожидания, что века и тысячелетия сменяют одно другое, а от того, что при смене столетий ДЕЙСТВИТЕЛЬНО время ведет себя как-то странно — не так, как в обычные непереходные годы. Видимо, это происходит потому, что смена столетий не только «земное», лишь чисто календарное понятие, но оно имеет свое отражение на Небесах. Что -то меняется во всем космосе, в мироздании. Начинается новая ступень на пути к ВЕЧНОСТИ… Сводить же все дело к субъективным переживаниям экзальтированных людей опять же некорректно. Ведь в этом случае игнорируется практически доказанный факт НЕОДНОРОДНОСТИ времени и фактически времени отказывается в его объективных свойствах (признается лишь его, времени, отражение в сознании людей). Как нам относиться к «сжиманию времени»? Как к реальности, которой все же можно противостоять. Христианин живет не только во времени, но и в вечности. Входя в жизнь Церкви, Тела Христова, живущего по совсем иным, чем мир, законам, в совсем ином времени (вернее, за его пределом, в вечности), — человек приобретает опыт вечности, отрешается (хотя и не до конца) от земного времени. И не в такой степени, как другие, подвержен временным колебаниям. Иисус Навин молитвой задерживал движение солнца и луны, когда народ Израильский мстил врагам своим. Не в нашей власти «удержать» время, так стремительно мчащееся к своему концу. Но в какой-то мере все мы, христиане, своей молитвой замедляем неукротимый бег времени, отодвигаем времена и сроки…

Окончание
Антон Жоголев 23.02.2001

Чудеса старца Николая

Каждый день к батюшке привозили бесноватых. У него очень хорошо получалось изгонять злых духов. Брался даже за самые сложные случаи, отчитывая людей, от которых отказались в Троице-Сергиевой Лавре. К таким моментам готовился заранее, постился, вкушал только просфору и пил святую воду.

Он мог читать мысли людей, как будто в открытой книге. Видел судьбы, и даже куда отправится бессмертная душа после смерти.

Ещё в молодом возрасте врачи обнаружили у Николая проблемы с сердцем. Они вынесли неутешительный вердикт – жизни осталось не более пяти лет. Николай Гурьянович прожил больше восьмидесяти. Что это, как не чудо, дарованное самим Господом? Значит, нужен был такой человек, чтобы на протяжении всей своей жизни нёс нуждающимся добро и любовь.

Любил батюшка в погожие вечера посиживать на лавочке, где его часто посещала Пресвятая Богородица. Как-то она сказала ему, что это место однажды будет святым. И действительно, вскоре возвели там женскую монашескую обитель – Казанскую Свято-Трифонову пустынь. А лавочка та стоит и поныне. И именно в этой обители сейчас захоронены мощи прозорливого старца Николая.

Ещё при своей жизни рассказывал старец Николай, где и что будет построено, и кто придёт ему на смену. Игумен Савватий удивлялся потом прозорливости старца:

«Я ещё в школе учился, а он меня уже духом видел».

Будущий настоятель монастыря Савватий приехал в эти края в 21 год. Ему предстояло служить первую службу, но робость вдруг охватила неопытного священника. А затем он почувствовал незримую поддержку старца Николая. Он будто стоял рядом, помогал и подсказывал.

Хилиазм

Мысль о том, что послед­нему Суду и осно­ва­нию нового тво­ре­ния будет пред­ше­ство­вать тыся­че­лет­нее Цар­ство Хри­ста на земле, ведет свое начало от нека­но­ни­че­ских иудей­ских апо­ка­лип­си­сов. Она повто­рена в Иоан­но­вом Апо­ка­лип­сисе: И уви­дел я пре­столы и сидя­щих на них, кото­рым дано было судить, и души обез­глав­лен­ных за сви­де­тель­ство Иисуса и за слово Божие <�…> Они ожили и цар­ство­вали со Хри­стом тысячу лет <�…> Когда же окон­чится тысяча лет, сатана будет осво­бож­ден из тем­ницы своей и вый­дет обо­льщать народы, нахо­дя­щи­еся на четы­рех углах земли, Гога и Магога <�…> и окру­жили стан свя­тых и город воз­люб­лен­ный. И нис­пал огонь с неба от Бога и пожрал их (Откр.20:4–9).

Это цар­ство­ва­ние Хри­ста на земле среди ожив­ших пра­вед­ни­ков пони­ма­лось опре­де­лен­ной хри­сти­ан­ской сре­дой пер­вых трех веков, а именно — иудео­хри­сти­а­нами Малой Азии, в пря­мом, бук­валь­ном смысле. Хили­азма при­дер­жи­ва­лись Папий, свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней Лион­ский, свя­щен­но­му­че­ник Мефо­дий Олимпский.

Однако начи­ная с IV века это уче­ние было еди­но­душно отверг­нуто цер­ков­ной тра­ди­цией, кото­рая уста­но­вила, что два­дца­тая глава Апо­ка­лип­сиса должна быть понята сим­во­ли­че­ски. У экзе­ге­тов Апо­ка­лип­сиса воз­об­ла­дали два тол­ко­ва­ния: либо тысяча лет озна­чает время жизни Церкви от пре­кра­ще­ния гоне­ний со сто­роны рим­ского язы­че­ства (кото­рое в восем­на­дца­той главе Апо­ка­лип­сиса обо­зна­чено как паде­ние “Вави­лона”) до вели­кой скорби, кото­рая будет пред­ше­ство­вать Вто­рому при­ше­ствию, либо они сим­во­ли­зи­руют весь период от вос­кре­се­ния Хри­стова до Вто­рого при­ше­ствия[9].

Пророчества святого праведника

Запомнился простой сельский священник не только своим сильным молитвенным словом и способностью к исцелению. Господь даровал ему прозорливость, отец Николай мог видеть будущее. Нередко он говорил, что последние времена уже не за горами:

«Не дай Бог увидеть Антихриста. Он покажется очень красивым, настолько красивым, что даже верующий человек на мгновение подумает: Какой красивый мужчина. И это уже все. Когда его будут показывать по телевизору, он будет чувствовать всех, и тому, кто так о нем подумал, скажет: Ты мой, ведь я тебе понравился».

Скоро, очень скоро люди будут получать документы с печатью Антихриста. Сказывал, как сын Сатаны будет соблазнять людей, искушать их. И многие пойдут за ним:

«К воцарению антихриста будет все электронное. Будут давать всем номерки, пластиковые карты, и денег не будет. Прежде, чем ставить печать настоящую, народ забросают бумагами, они привыкнут, а затем уже поставят настоящую печать. Сразу народ печать не примет, а бумаги отнимают ум, потом уже люди примут и печать».

Говорил, что после смерти его развалится великая страна на кусочки. Придёт к власти человек с меткой, и в правительстве будут одни лишь масоны. Они окончательно разорят страну, отдав её во власть антихристову.

«Когда начнется движение масонов, они будут управлять, знай, что кончина близка. Когда начнется свобода и люди в Иерусалим поедут, тогда они совсем потеряют Бога».

Это наказание Божье для всех русских людей, которые допустили цареубийство.

«На народе лежит тяжкий грех цареубийства, за что Господь не даст нам не то, что хорошего правителя, но и хорошего начальника цеха».

И только когда россияне покаются всем миром и поймут, что беззакония нынешней власти смогут быть остановлены лишь настоящим русским царём, будет даровано нам всем прощение.

Про

Чаяние усопших

В этом вопросе мне­ние Отцов Церкви не сов­па­дает с той уста­нов­кой, кото­рая стала обще­при­ня­той в запад­ном хри­сти­ан­стве начи­ная со сред­них веков. Именно тогда сме­ща­лись акценты при объ­яс­не­нии послед­ней уча­сти инди­вида; веч­ная участь каж­дого чело­века стала рас­смат­ри­ваться как окон­ча­тельно опре­де­ля­е­мая в момент смерти: свя­тые идут прямо на небо, нерас­ка­ян­ные греш­ники — в ад, а те, кому еще пред­стоит что-то иску­пить, идут в чисти­лище на более или менее дли­тель­ный срок, но в конце кон­цов им обес­пе­чено спа­се­ние. Все­об­щее вос­кре­се­ние вне­сет лишь несу­ще­ствен­ное допол­не­ние в уже пол­ное бла­жен­ство избран­ных и в нака­за­ние про­кля­тых. Страш­ный, послед­ний суд лишь сде­лает явным тот при­го­вор, кото­рый был уже окон­ча­тельно выне­сен “част­ным судом” в момент смерти. С тех пор на Западе весьма ума­ли­лось зна­че­ние, при­да­ва­е­мое Вто­рому при­ше­ствию как концу исто­рии, ума­ли­лась эсха­то­ло­ги­че­ская устрем­лен­ность как в жизни хри­сти­а­нина, так и в жизни Церкви.

По уче­нию Отцов Церкви, люди только во время Вто­рого при­ше­ствия вой­дут туда, где им уго­то­вана их окон­ча­тель­ная участь, и для мно­гих послед­ний жре­бий будет опре­де­лен лишь во время Страш­ного суда. До все­об­щего вос­кре­се­ния даже сами свя­тые, хотя они и пре­бы­вают близ Хри­ста, нахо­дятся в ожи­да­нии. О том, как именно древ­няя Цер­ковь пред­став­ляла себе состо­я­ние раз­ных кате­го­рий усоп­ших, ожи­да­ю­щих Вто­рого при­ше­ствия, можно ска­зать сле­ду­ю­щее: прежде всего хри­сти­ан­ская мысль абсо­лютно еди­но­душна в при­зна­нии того, что наше зем­ное суще­ство­ва­ние — един­ствен­ное. Вера хри­сти­ан­ская несов­ме­стима ни с каким допу­ще­нием после­ду­ю­щих форм жизни и пере­во­пло­ще­ния. Такие кон­цеп­ции часто встре­ча­ются в нехри­сти­ан­ских фило­соф­ских и рели­ги­оз­ных тече­ниях, осо­бенно даль­не­во­сточ­ных, но они совер­шенно чужды хри­сти­ан­ству. В основе хри­сти­ан­ской веры лежит при­зна­ние того, что чело­век живет на земле один раз и веч­ная участь его реша­ется во время этого един­ствен­ного суще­ство­ва­ния на земле.

Структура Апокалипсиса


Многие христиане считают завершающие главы Библии самыми сложными для понимания. При чтении надо учитывать символический язык видений. Образы, которые использует автор, взяты у пророков Ветхого Завета, так он сохраняет связь между священными книгами. Откровение повествует верующим о невидимых духовных баталиях между Добром и Злом:

  • После небольшого введения и приветствия автор описывает Иисуса Христа в божественной славе. Затем следуют послания семи церквам (это действительно существовавшие христианские общины).
  • По словам Иоанна, он был восхищен (перенесен, поднят) на небо — место, где обитает Бог. С 4 главы по 5 описывается поклонение Ягненку.
  • Рассказ о снятии семи печатей (6:1 — 8:1).
  • Семь труб, предваряющих Суд (8:2 — 11:9).
  • Описание символических видений занимает почти 3 главы (12:1 — 15:8).
  • Последний суд (17:1 по 22:5) и Заключение (22:6 — 21).

По объему книга небольшая, всего 22 главы. Сегодня в интернете доступны различные варианты — как на языке оригинала (греческий), так и переводы (церковнославянский, Синодальный, современный русский). В Апокалипсисе очень много параллельных мест — ссылок на другие книги Священного Писания (Псалтирь, Даниила, Исайи, Иезекиля, новозаветные Послания).

Откровение описывает важные события, предсказанные в других канонических книгах. Они сами по себе становились объектами изучения богословов:

  • Второе пришествие Иисуса Христа.
  • Рождение, деятельность и уничтожение Антихриста.
  • Восхищение праведников на небо.
  • Тысячелетнее правление верующих.
  • Страшный суд, новый Иерусалим.

Многие события предсказываются еще в Ветхом Завете. Например, о будущей жизни на Небесах писали пророки Исайя, Аввакум, Софоний. Иеремия говорил об уничтожении антихриста.

Апокатастасис

Апо­ка­та­с­та­сис — гре­че­ский тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий вос­ста­нов­ле­ние ранее быв­шего состо­я­ния, воз­врат к пер­во­на­чаль­ному поло­же­нию. В хри­сти­ан­ской эсха­то­ло­гии он обо­зна­чает тео­рию, согласно кото­рой в конце вре­мен весь твар­ный мир будет вос­ста­нов­лен в своей изна­чаль­ной гар­мо­нии и все будут спа­сены, вклю­чая про­кля­тых и демонов.

Эта кон­цеп­ция свя­зана с “мифи­че­ским” виде­нием кос­моса, кото­рое было раз­ра­бо­тано Ори­ге­ном (ок. 185 – ок. 254). Ори­ген пола­гал, что в начале Бог создал все­лен­ную, состо­я­щую из существ чисто духов­ных; все они, за исклю­че­нием души Хри­ста, исполь­зо­вали свою сво­боду во зло и под­верг­лись более или менее тяж­ким паде­ниям, после чего были одеты в тела более или менее “плот­ные” и таким путем стали анге­лами, людьми и демо­нами. В конце вре­мен, в итоге после­до­ва­тель­ных очи­ще­ний все вер­нутся к сво­ему пер­во­на­чаль­ному состо­я­нию и вновь обра­зуют искон­ную генаду (еди­ницу — Пер.), то есть пер­во­быт­ное един­ство духов­ных существ.

Эта кон­цеп­ция все­об­щего спа­се­ния, отри­цая веч­ность ада, игно­ри­рует одно­вре­менно и непо­сти­жи­мую тайну любви Божией, кото­рая пре­выше всех наших раци­о­наль­ных или сен­ти­мен­таль­ных кон­цеп­ций, и тайну чело­ве­че­ской лич­но­сти и ее сво­боды. Любовь Бога пред­по­ла­гает пол­ное ува­же­ние к Своим созда­ниям, вплоть до “воль­ного бес­си­лия” отка­зать им в сво­боде. Тек­сты Писа­ния застав­ляют нас при­нять два анти­но­ми­че­ских утвер­жде­ния о пол­ной победе Бога над злом в конце вре­мен и о воз­мож­но­сти веч­ного про­кля­тия, при­чем вто­рое может быть лишь обо­рот­ной сто­ро­ной пер­вого. Здесь уместно только мол­ча­ние ума перед тайной.

Вот почему уче­ние об апо­ка­та­с­та­сисе, при­ня­тое свя­ти­те­лем Гри­го­рием Нис­ским, а позд­нее вели­кими сирий­скими мисти­ками Иса­а­ком из Нине­вии (Сири­ном — Ред.) и Иоси­фом Хад­зайа, было осуж­дено на V Все­лен­ском соборе вме­сте с неко­то­рыми эле­мен­тами док­трины Ори­гена, кото­рую при­вели в систему его после­до­ва­тели. Отвер­гая утвер­жде­ние о все­об­щем спа­се­нии, пра­во­слав­ная тра­ди­ция не запре­щает, разу­ме­ется, пла­менно молиться о спа­се­нии всех людей и наде­яться на их окон­ча­тель­ное обращение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]