В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн I.
Иоанн I Посмертный Jean Ier le Posthume | |||||||||||||||||||||
Иоанн I Посмертный (надгробная скульптура в Аббатстве Сен-Дени) | |||||||||||||||||||||
15 ноября 1316 — 20 ноября 1316 | |||||||||||||||||||||
Предшественник: | Людовик X Сварливый | ||||||||||||||||||||
Преемник: | Филипп V Длинный | ||||||||||||||||||||
Иоанн I Посмертный (Постум, фр.
|
Проклятие магистра
В марте 1314 г. был казнен Жак Моле, магистр ордена Тамплиеров, 23-й и последний. Существует легенда, согласно которой, взойдя на костер, он вызвал на Божий суд своих гонителей. Ими были – французский монарх Филипп IV, его приближенный Гийом де Ногаре и папа Климент V. Он проклял их и их потомков до тринадцатого колена и, будучи уже окутанным клубами дыма, пообещал, что не пройдет и года, как жизни их оборвутся.
Далее события развивались следующим образом. Папа Климент V скончался в том же году, в апреле, а Филипп Красивый – в ноябре. Что касается причин их смерти, то в связи с ней имеются разного рода версии. Среди них числятся как обычные физические, так и оккультные. Личность же Гийома Ногаре попала в легенду по ошибке, ведь он умер еще в 1313 г., в марте.
Таим образом, если верить легенде, правление Людовика Сварливого началось с проклятия его рода.
Глава III. Второй Год Общественного Служения
Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповеднической деятельности Господа нашего Иисуса Христа. До этого Он еще не делал такого подробного изложения Новозаветного учения, которое должно было прийти на смену Ветхозаветного. Теперь же, с избранием преданных учеников и последователей, готовых стать провозвестниками Царства Небесного среди народов. Господь начал открывать им и собравшемуся на горе народу тайны и духовные сокровища Царства Божия, которое Он пришел основать на земле.
Евреи, гордые сознанием своего превосходства над всеми народами земли, считавшие себя народом избранным и особенно любимым Богом, думали, что они призваны господствовать над всем миром. Отуманенные такими мечтами, они перестали понимать духовный смысл пророчеств о Мессии и Его Царстве.
Они ждали Его как могучего царя, который не только освободит их от земных угнетателей, но и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет в Иоппии на берегу моря и повелит морской стихии выбросить жемчуг и все морские сокровища к Его ногам. Затем Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посылалась в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о Мессии и Его Царстве – и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но почти все евреи. Даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он наконец объявит Себя Царем Израиля. С такими-то мечтами, с такими-то ложными воззрениями на Мессию они окружали теперь Иисуса на горе Блаженств.
Господь отверз уста Свои и начал благовествовать о Царстве Божием. В Своем учении Христос прежде всего Царство Небесное противопоставляет всем державам мира сего, всем видам человеческих организаций. Ибо Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по иным законам, но приходит оно в мир сей и приносит на землю законы Неба.
Царство Божие – это не новый общественный строй, а в первую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог. Это царство Любви, Правды, Добра, Мира, Благодати Божией. Оно незримо присутствует среди людей. Оно всюду: в семье, в обществе и прежде всего внутри каждого человека. В глубинах человеческого духа, в чистом сердце человеческой души обитает Бог, а вместе с Ним обитает мир, радость, любовь и блаженство. Сюда-то, в этот божественный мир, на это духовное небо, которое открывается в нашем сердце, и призывает Господь войти человека. Быть вместе с Богом, носить Его в своем сердце – это и есть величайшая радость, это и есть Царство Божие на земле. Ибо если человек имеет в сердце Бога, он все имеет, хотя бы и всего в мире лишился. Душа, достигшая блаженства, не может замкнуться в самой себе, она раскрывается для всех, ее охватывает огонь любви ко всему миру. Поэтому Царство Божие не может остаться уделом отдельных душ. Оно неизбежно должно перерасти в Царство всечеловеческого духовного единства, в центре которого будет царствовать Бог. Авва Дорофей эту мысль выразил в виде круга, в центре которого Бог. Чем ближе радиусы к центру, тем ближе они между собой; чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. В центре все сливается воедино. Там «будет Бог всё во всем» (1Кор. 15:28).
Но войти в Царство Божие человек может только посредством очищения своего духа от греха, ибо в сердце, заполненное духовными идолами, Бог не войдет. Еще в беседе с Никодимом Христос объяснил, что для вступления в Царство Божие необходимо духовно переродиться, перевоспитать себя и с Божией помощью стать другим – духовным человеком. Для этого надо не лениться, но напрягать все свои силы, ибо «Царство Божие силой берется» и только те, кто трудятся и работают над собой, войдут в него. Чтобы войти в Царство Бога Любви, нужна постоянная борьба с самим собой. Эта борьба требует жертв, духовного очищения: ради Царства Небесного никакой подвиг не может быть слишком велик
. «Если… глаз твой соблазняет тебя, вырви его… лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
На весах ценностей Царство Божие превышает все ценности и идеалы земли, все великие и благородные цели человечества. Кто войдет в это Царство Любви и Правды, тот достигнет настоящего счастья (блаженства), которого человек тщетно ищет на земле без Бога. А в него войдут только нищие духом, плачущие о своих грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду.
Гордый никогда не войдет в Царство Любви и Правды, но смиренный, осознавший свою духовную нищету, уже стал на путь совершенства. Он будет плакать о своих грехах, кротко относиться к людям, жаждать правды Божией, будет милостивым к ближним, созидать мир вокруг себя и заботиться о чистоте своего сердца. И если придут испытания его веры, он, как скала в бушующем море, останется крепким, стойким и преданным Богу, несмотря ни на какие гонения. Кто пойдет таким путем, путем исполнения заповедей Христовых, тот несомненно увидит Бога, примет Его в свое чистое сердце и будет счастлив не земным счастьем.
Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к апостолам, которым предстояло созидать на этих духовных основах Нового Завета Церковь Христову. «Вы соль земли, – сказал Христос Своим ученикам, – Осоляйте мир Моим учением, предохраняйте его от нравственной порчи. Помните, что если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон… Так же и вы, если не будете жить по заповедям Божиим, то жизнь ваша потеряет высший смысл и вы сделаетесь посмешищем людей…
Вы – свет мира. Просвещайте его Моим учением. Несите свет Евангелия в темное царство греха. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного?» [].
Заповеди блаженства были настолько необычны для слушателей, что им, привыкшим к безжизненному, избитому учению раввинов, они могли показаться совершенно новыми, разрушающими ветхий закон Моисеев, на котором основывалась вся духовная жизнь избранного народа. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Закон Божий, который заключается в любви к Богу и ближним, должен оставаться непреложным на все времена. Но евреи, и прежде всего их духовные руководители книжники и фарисеи, давно уже потеряли истинный смысл Божьего закона. Они превратились в формальных и мелочных исполнителей Синайского закона. Поэтому Христос предупреждает Своих слушателей: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Слабый правитель
Людовик был человеком слабым и бесхарактерным. Если его отец вел целенаправленную политику по завоеванию неограниченной монархической власти, то он был не в состоянии продолжать его дело. В период его правления выступления знати против короля возобновились. Но Людовик лишь заключал уклончивые соглашения с высшей аристократией, по существу оставаясь на прежних позициях.
По сути делами в королевстве управлял Карл Валуа, его дядя. Всех помощников и советников Филиппа IV Людовик удалил от себя, а некоторых отдал под суд. В 1315 г. он казнил Ангеррана де Мариньи, первого из советников отца. Король давал множество обещаний: о восстановлении ленных и судебных прав феодальных владельцев, о чеканке полновесной монеты вместо низкопробной (как это было при Людовике IX, его деде).
А также он обещал снизить влияние королевской администрации и легистов. Последние были законоведами, занимавшими должности в государственном аппарате. Им принадлежала большая роль в централизации Французского королевства. Однако «добрые обычаи», существовавшие во времена Святого Людовика, восстановить нынешнему королю так и не удалось.
Отрывок, характеризующий Иоанн I (король Франции)
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его. – В котором часу началось сражение? – спросил император. – Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел. Но император улыбнулся и перебил его: – Сколько миль? – Откуда и докуда, ваше величество? – От Дюренштейна до Кремса? – Три с половиною мили, ваше величество. – Французы оставили левый берег? – Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние. – Достаточно ли фуража в Кремсе? – Фураж не был доставлен в том количестве… Император перебил его. – В котором часу убит генерал Шмит?… – В семь часов, кажется. – В 7 часов. Очень печально! Очень печально! Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним. Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери. Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке. – Что такое? – спросил Болконский. – Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.] – Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей. Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение. – Non, non, avouez que c’est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l’ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.] Князь Андрей ничего не понимал. – Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе? – Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал. – И не видали, что везде укладываются? – Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей. – В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
Знаменитый ордонанс
Испытывая постоянную нужду в деньгах, Людовик Сварливый был вынужден заручиться поддержкой горожан, которые выступали против феодалов. Самым примечательным событием в его правлении было предложение крепостным крестьянам возможности получения свободы путем внесения денежного выкупа. Оно было сделано в 1315 г. и стало знаменитым ордонансом Людовика X.
В нем он уничтожал крепостное право в собственных доменах и предлагал прочим сеньорам следовать его примеру. Король заявлял, что каждый из французских подданных должен быть свободным. Несмотря на то, что принятие указанной меры диктовалось исключительно финансовыми соображениями, она явилась точкой отсчета в деле отмены крепостного права по всей стране.
Людовик продолжал борьбу с Фландрией, начатую его отцом. Он планировал покорение фландрских городов, но потерпел неудачу. Почти все начинания этого короля терпели фиаско.
Первая жена Людовика Сварливого
Его супругой являлась дочка герцога Бургундского (Роберт II), внучка Людовика Святого, приходившаяся мужу двоюродной теткой. Звали ее Маргаритой. С ней была связана довольно нелицеприятная история, повлиявшая на дальнейшую судьбу французского трона.
Незадолго до ухода из жизни Филиппа Красивого выяснилось, что Маргарита, жена Людовика Сварливого, как и ее сестра, Бланка Бургундская, были неверны своим мужьям. Король после приговора суда заключил их в замок Шато-Гайар пожизненно. Теперь законнорожденность их детей была под вопросом.
Однако согласно канонам, диктуемым католической церковью, супружеская измена не рассматривалась как основание для расторжения брака. Поэтому Людовик X, даже заняв французский трон, не мог разорвать брачные узы с нелюбимой женой, находящейся в заточении.
Когда Маргарита Бургундская скончалась в тюрьме Шато-Гайар в 1315 г., поползли слухи о том, что смерть эта была насильственной, а также о том, что она была одобрена Людовиком Сварливым.
Обнаружена могила русского императора Иоанна VI
В ходе раскопок в селе Холмогоры Архангельской области найдена могила русского императора Иоанна Антоновича (Иоанна VI). Об этом сообщил вчера на пресс-конференции руководитель поисковой группы Анатолий Каранин. До сих пор у историков было две версии о месте захоронения этого царя: Тихвинский монастырь и Шлиссельбургская крепость.
Иоанн VI родился 23 августа 1740 года в Петербурге. После смерти императрицы Анны Иоанновны двухмесячный сын принцессы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха Брауншвейгского, а также праправнук царя Алексея Михайловича был провозглашен императором. Но «царствовал» он 404 дня и был свергнут дочерью Петра Первого Елизаветой Петровной. Вся семья Брауншвейгских была отправлена в ссылку в Холмогоры. Иоанн был навсегда разлучен с родителями и в 1756 году заточен в Шлиссельбургской крепости. Там в 1764 году, уже при Екатерине II, он был убит тюремщиками, когда поручик Василий Мирович попытался освободить молодого царя.
Анатолий Каранин утверждает, что нашел тело убитого императора в Холмогорах, при раскопках на территории разрушенной при советской власти церкви. Свою версию он основывает на следующих фактах: тело находилось в гробу из карельской сосны, причем слишком толстой — стало быть, предназначалось для транспортировки, а не обычного захоронения. Сосна была карельской (т.е. недалеко от Шлиссельбурга) и датируется 1758 годом — то есть дерево росло незадолго до убийства. Исследования скелета показали, что рост и возраст убитого совпадают с царским, раны были нанесены именно так, как описывались в литературе, шпага воткнута по рукоять. Кроме того, эксперты обнаружили на черепе травму, причиненную в 6-месячном возрасте итальянским трехгранным стилетом. Каранин даже показал аналогичный стилет, отметив, что придворный медик Лесток как раз писал, что 6-месячный Иоанн Антонович очень болен. Вероятность таких совпадений Каранин считает ничтожной.
Документов, точно указывающих на место захоронения Иоанна VI, не сохранилось. Но основываясь на сообщениях современников, ряд историков считают, что убитый император был захоронен на территории Тихвинского мужского монастыря, под папертью храма. Об этом «Известиям» сообщил заместитель руководителя бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области профессор Юрий Молин. По его словам, такого же мнения придерживался и великий князь Николай Михайлович.
Но есть и другая точка зрения. «Могилу Иоанна VI мы посетителям не показываем, — говорит научный сотрудник музея «Крепость Орешек» Юлия Дьякова. — Но маркиз де Кюстин в своих воспоминаниях о посещении Шлиссельбургской крепости пишет, что ему ее показал комендант крепости, за церковью, под розовым кустом. Маркиз даже сделал вывод: «В России жертвы произвола могил не имеют».
Чье именно тело нашли в Холмогорах, может точно сказать генетическая экспертиза, но у Анатолия Каранина на это нет средств. Адвокат Дома Романовых Герман Лукьянов в ходе пресс-конференции выразил удивление тем, что останки не передали прокуратуре для возбуждения уголовного дела. Однако прокурор-криминалист Владимир Соловьев, занимавшийся царскими останками, найденными в Екатеринбурге, говорит: «Археологи ежегодно находят сотни захоронений, и дел не возбуждают». По мнению Соловьева, скорее, прокуратура проверит наличие у поисковиков документов, обязательных для раскопок и вскрытия захоронения. Кстати, останки детей Николая II, подлинность которых уже давно подтверждена ведущими мировыми экспертами, так и лежат в холодильнике Екатеринбургского бюро судмедэкспертизы.
Второй брак и кончина
Как только король освободился от Маргариты, он поспешил вступить во второй брак. Его супругой стала неаполитанская принцесса. Это была Клеменция Венгерская. В скором времени король отправился в поход на Фландрию, который окончился неудачей. Когда он вернулся, заболел лихорадкой и умер в молодом возрасте.
Уже после смерти Людовика Сварливого Клеменция родила от него сына, Жана I Посмертного. Младенец прожил всего четыре дня. Существовало мнение, что это было результатом заговора, к которому была причастна графиня Маго Артуас, стремившаяся возвести на трон свою дочь с зятем. Однако никаких доказательств этой версии не имеется.
Жанну, дочь от первого брака, отстранили от французской короны. Младшие братья Людовика X тоже не имели мужского потомства, что привело к пресечению старшей линии Капетингов. На троне воцарилась династия Валуа, и началась Столетняя война.
Биография
В силу салического закона престол не было позволено унаследовать сестре Иоанне (Жанне) Наваррской, дочери Людовика X от первого брака с Маргаритой Бургундской, и преемником младенца стал регент королевства, младший брат Людовика — граф Пуатье Филипп. Наследование трона вызвало династический кризис, поскольку на протяжении трёх с лишним столетий подобных сложностей с престолонаследием не возникало — со времён Гуго Капета среди Капетингов власть всегда без затруднений переходила от отца к старшему сыну.
Ходили слухи, что к смерти новорождённого племянника был причастен Филипп V; другие утверждали, что Филипп похитил Иоанна и подменил его на мёртвого ребёнка. Впоследствии являлись самозванцы, выдававшие себя за Иоанна Посмертного; один из них, по имени Джаннино ди Гуччо Бальони, действовал в 1350-е годы в Провансе и был заточён там в тюрьму, где и умер.
Слухи гласили, что короля Иоанна I отравила тёща Филиппа, графиня Матильда д’Артуа (Маго д’Артуа) — эта амбициозная дама будто бы мечтала, чтобы её зять и дочь стали королём и королевой Франции.
Существует подлинный кодекс Кола ди Риенцо, где описана вся история с отравлением Маго сына, но не королевы, а кормилицы (подменённый же король, согласно кодексу, воспитывался во Франции, затем в Италии под именем Бальони).
Король-младенец был похоронен в базилике аббатства Сен-Дени. Во времена Великой французской революции его могила была осквернена, останки выброшены, надгробие разбито. Нынешнее надгробие является новоделом.