История:
В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.
Как найти собор святой Софии (скачать карту):
Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция
LiveInternetLiveInternet
София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая – крупные каменные соборы выросли менее чем за тридцать лет (1037 — 1066) на землях во многом ещё языческой и в основном, одноэтажной деревянной Руси. В последующие четыреста (или даже пятьсот пятьдесят) лет не построили ни одного Софийского собора. А киевский, новгородский и полоцкий храмы станут центрами религиозной, общественной и политической жизни.
Следовать мудрому слову Соломона и, подражая, желать превзойти его – подобного рода чувство одолевало византийских императоров, «заказывавших» храмы в честь Премудрости Божией. Подобные чувства владели и Ярославом Мудрым, ппожелавшим строить Софию в Киеве, а затем в Новгороде.
«Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки… Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа», — говорится в «Книге Премудрости Соломона». Соломон называет Её «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». В контексте учения о Троице и библейских текстов, в которых упоминается София, Её существование кажется логически необоснованным, чрезмерным, излишним: в одних местах она сближается со Святым Духом и талмудическим Руах ха-Кодеш, в других – с Богом-Сыном и античным Логосом. Её значение неясно, равно как и причины Её существования, и отношение Её к Троице. Эта неясность привела к идеологическому противостоянию: приверженцы арианства сопоставляли Софию со Святым Духом, православные – с Иисусом Христом и Богоматерью.
Первый из храмов Софии – Константинопольский – был посвящён именно Святому Духу: император Констанций Второй, в правление которого произошло посвящение и освящение собора, был арианином, а построивший современный величественный храм Юстиниан сочувствовал монофизитам. Ко времени принятия христианства на Руси Софию связывали с Христом и Девой Марией.
София Киевская
Поскольку первая киевская церковь, Десятинная, была посвящена Богоматери, вторую, которая должна была стать главной государственной, должны были посвятить Христу.
Но на Руси премудрость понималась и как плод учения. Судя по всему, Ярослав стремился достичь соломоновой мудрости практическим путём, основывая церкви и книжные центры.
Закладка храма Софии имела и государственный смысл. В 1037-м году, которым в «Повести временных лет» датировано строительство собора, Ярослав переселился из Новгорода в Киев – хотя занимал киевский стол уже много лет. Причиной переезда стала гибель черниговского князя Мстислава, которого Ярослав опасался. Став полновластным правителем Киевской Руси (одно только Полоцкое княжество не было зависимым от Киева), Ярослав должен был возвысить Киев среди других городов, и возвысить своё государство над соседями. И если Юстиниан, который потратил три годовых бюджета Византии на строительство собора, воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя!», то Ярослав, приглашая из Византии зодчих, стремился превзойти Юстиниана.
За пять лет артелью мастеров был построен тринадцати-главый, пятинефный крестово-купольный храм. Длина его галерей достигала 55 метров, а высота до маковки главного купола почти 30 метров. Храм был украшен яркими мозаиками и фресками. В зените купола располагалась мозаика Христа Вседержителя, на центральной алтарной апсиде – Богоматерь Оранта. С Киевским собором связано сближение образов Софии и Марии.
София Новгородская
После был освящения Киевского собора, византийские мастера отправились в Великий Новгород — второй город страны, в котором согласно некоторым данным ещё в 989-м году была поставлена деревянная церковь Софии (существует мнение, что княгиня Ольга в Киеве основала деревянную Софийскую церковь в 960-м году). Она сгорела и вместо неё на территории Детинца заложили собор.
14 сентября 1052 года Новгородский собор был освящён, а через 20 дней сын Ярослава Владимир, князь новгородский, умер и был погребён в отстроенном храме.
Софийский собор стал не только религиозным центром, но и самой душой города, связал пять его противоборствующих концов.
В иконографической традиции София изображается в виде Богоматери, стоящей в доме или храме и простирающей руки к небу. На персях её покоится благословляющий Предвечный Младенец. Но первая из икон Премудрости Божией была написана в 16-м веке в Новгороде и стала предметом жарких дискуссий. Её даже хотели запретить, но икона оказалась чудотворной. На ней изображен Огненный Ангел, восседающий на золотом престоле, а по сторонам от него стоят Богоматерь и Иоанн Креститель.
София Полоцкая
Новгородский и киевский храмы за тысячу лет существенно изменились: один пострадал от бездарных реставраций 19-го века и артобстрелов в Отечественную войну, другой был «переодет» в зелёное грушевидное украинское барокко. Но в сравнении с Софией Полоцкой они — в хорошем состоянии. Древнейший на белорусской земле главный храм Полоцкого княжества пострадал в русско-шведской войне. Под ним взорвался пороховой склад, не оставив камня на камне. Собор был отстроили в стиле виленского барокко.
Пока полоцкий князь Всеслав воевал с Киевом и Новгородом, зодчие возводили третью Софию. Для Ярослава и сына его строительство много-купольного каменного собора было вопросом не только политики, но и религии, а Всеслав, известный как волхв и двоевер, руководствовался лишь политическими мотивами. Постройкой собора Премудрости Божией он демонстрировал равенство Полоцка с конкурентами: торговый — Новгород и административный — Киев.
В 1066-м Всеслав даже совершил поход на Новгород, по его приказу с новгородской Софии были сняты колокола и отвезены в Полоцк.
Киррилица
Архитектурные особенности собора:
Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.
Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.
Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.
Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульптуру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.
Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.
В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.
Современное состояние[править]
Внутреннее убранство храма
Конструкция храма достаточно проста. Первоначально, в 6 веке, она представляла собой трёхнефную базилику с тремя куполами. Что необычно для того времени, купола уже были покато-плоскими. В плане постройка выглядела как крест. Оригинальная мозаичная плитка на полу, к сожалению, практически не сохранилась, как и церковное убранство. Старинные захоронения в крипте и приделе также были разграблены. Зато при восстановлении собора, которое проводили в 1990-х гг., на его территории были обнаружены древнеримские катакомбы. Сегодня на территории храма можно увидеть памятник Борису III и могилу неизвестного солдата с Вечным огнём и каменной статуей льва.
Близ церкви расположен небольшой парк, в середине которого стоит памятник доктору. Он посвящён русским военным врачам и медработникам, которые погибли во время Русско-турецкой войны.
Интересные факты
1) Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии?
Нажмите чтобы перевернуть
2) Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?
Нажмите чтобы перевернуть
3) Какая связь у храма Святой Софии с Киевом, Великим Новгородом и Полоцком?
Нажмите чтобы перевернуть
4) Какие великие святыни находились в храме?
Нажмите чтобы перевернуть
5) Что такое «Пуп Земли»?
Нажмите чтобы перевернуть
6) Какое отношение храм Святой Софии имеет к Крещению князя Владимира?
Нажмите чтобы перевернуть
7) Как хранятся мощи святых в храме Святой Софии?
Нажмите чтобы перевернуть
Время работы
Музей работает:
- с 15 апреля по 25 октября с 9.00 до 19.00, кассы и вход в музей закрываются в 18.00;
- с 25 октября по 15 апреля с 9.00 до 17.00, кассы и вход в музей закрываются в 16.00.
Учитывайте, что практически всегда в музей есть очередь как минимум на 15 минут, в туристический сезон можно простоять и час. Рассчитывайте свое время, не откладывайте визит на вечер.
Также имейте в виду, что:
- с мая 2021 года музей закрыт по понедельникам;
- вы не сможете посетить музей в первый день Рамадана и в дни проведения Фестивалей Жертвоприношений (Sacrifice Festivals).