Московский храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище. Фотография с официального сайта храма |
Московский храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище
(Троицкое благочиние Московской епархии), подворье Митрополичьего округа в республике Казахстан.
- Престолы: мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии, свт. Митрофана Воронежского (южный), иконы Божией Матери «Знамение» (северный)
- Адрес: Россия, 127018, Москва, Сущевский вал, 21. Миусское кладбище.
- Проезд: м. «Савеловская», авт. 669, ост. «Минаевский рынок», тролл. 18, 45, авт. 12, ост. «Мебельная фабрика»
- Официальный сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Первая небольшая деревянная церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии была освящена на Миусском кладбище 20 января 1773 года.
В 1823 году на средства купца И. П. Кожевникова взамен деревянной построена каменная в стиле ампир (архитектор А.Ф. Элькинский).
В 1834-1835 годах по сторонам пристроены приделы Знамения и свт. Митрофана Воронежского — на средства гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой. Чин освящения храма совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.
Позже со стороны западного фасада над приделами, симметрично главной оси храма, возведены две одноярусные колокольни. Однако в 1912 году храм снова перестраивался — была расширена трапезная часть, возведена четырехъярусная колокольня.
В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон (Беллавин), патриарх Всероссийский.
В 1922 году из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Разорение храма на Миусском кладбище пришлось на
5 апреля 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из храма было изъято «4 пуда 4 фунта 25 золотников золотых и серебряных изделий».
На 1 января 1933 года в храме свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище служили обновленцы.
В 1934 году храм закрыт, крест с него сбит, колокольня сломана до первого яруса. За апсидами, по бокам купола и над трапезной сделаны уродливые пристройки. В здании храма разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР.
Русской Православной Церкви храм возвращен в 1990 году, и с 28 сентября здесь возобновлены богослужения. Было воссоздано архитектурно-художественного облика храма начала ХХ века. Была заменена крыша, которая теперь полностью покрыта медью, в храм заняли своё место иконы в киотах, расписаны стены.
14 марта 2012 года распоряжением патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме открыто представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
История и описание
В истории храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови история чумы — это только небольшой эпизод. Впоследствии это кладбище стало местом упокоения жителей Марьиной рощи, Бутырки, т. е. окрестных районов, прилегающих непосредственно к этой территории.
Церковь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище
В дальнейшем судьба храма складывалась следующим образом:
- в 1773 году деревянная церковь появилась на территории кладбища;
- на средства купца И. П. Кожевникова было построено каменное здание храма в 1823 году, архитектором нового здания стал А. Ф. Элькинский;
- в 1835 году пожертвовала значительную сумму вдова гвардии прапорщика Александра Абрамовна Неронова, так что смогли пристроить к храму приделы в честь свт. Митрофана Воронежского (прославленного в 1832 году) и иконы Божией Матери «Знамение»;
- в один ярус колокольни появились по обе стороны храма
В 1912 году произошли последние крупные перестройки в храме дореволюционной эпохи. Тогда расширили трапезу и возвели колокольню в четыре яруса, в таком виде церковь Веры, Надежды Любови и Софии дожила до наших дней.
Интересный факт! Святитель Московский Филарет (Дроздов) после пристройки приделов в 1835 году храм освятил сам. После 1917 года священномученик Патриарх Тихон в церкви не раз служил здесь.
Вплоть до своего закрытия в 1934 году храм принадлежал обновленцам и посещался москвичами весьма редко. После закрытия церковь передали в ведомство Министерства здравоохранения, которое использовало его как подсобное помещение, причем было пристроено две совершенно не вписывающиеся в облик храма постройки.
Иоанн Златоуст. Слово на Богоявление Господне
Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий денми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий денми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младенцев как младенец, для матери – сыном, волхвам – как царь, пастырям – как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин. 10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества. Что же еще сообщает Евангелие? «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:13, 14). Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника ристаний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах? [1] «Мне надобно креститься от Тебя», – то есть преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь преподать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахожусь под бременем прародительского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал говоря: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9). Как же, Сам подавая избавление, Ты ищешь очищения? Крещаемые, по обычаю, исповедуют грехи свои; Ты же что имеешь исповедать, когда Ты вовсе безгрешен? Зачем Ты требуешь от меня того, чему я не научен? Не отваживаюсь сделать то, что превышает мои силы; не знаю я, как омывать свет не умею осветить солнце правды. Ночь не освещает дня, золото не может быть чище олова, глина не может исправить горшечника, море не заимствует струи у источника, река не нуждается в капле воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускает на свободу судью. «Мне надобно креститься от Тебя». Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет врача, и я знаю немощь моего естества! «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24). Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не покланяются и не возглашают трисвятое[2]. Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Моисей, угодник Твой, едва сподобился видеть «сзади тебя» (Исх. 33:23), как же я дерзну прикоснуться ко пресвятой главе Твоей? Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосходит мои силы? Не имею я длани, которою бы мог окрестить Бога: «мне надобно креститься от Тебя». Я родился от престарелой, ибо Твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь в утробе моей матери и не имя возможности говорить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам своими устами, прославлю Тебя Невместимого, Которого вместил девический ковчег[3]. Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что Ты – Владыка, Который только на время принял вид раба, чтобы уврачевать человека; знаю, что Ты явился для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты – камень, отсеченный от горы без посредства рук, – камень, верующий в который не будет обманут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки Твоего смирения, и я духом уразумеваю величие Твоего Божества. Я – смертен, ты же – бессмертен; я – от бесплодной, а Ты – от девы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить Тебя: я знаю, что Ты – секира, лежащая у дерева (Мф. 3:10), та секира, которая подсекает бесплодные деревья иудейского сада. Я видел серп, готовый отсекать страсти и возвещал что скоро повсюду откроются источники исцелений, ибо какое место останется недоступным для Твоих иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных, течение крови прекратится чрез одно прикосновение к краю риз Твоих, от одного Твоего повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи слепому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки? «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14) «Призирает на землю, и она трясется» (Пс. 103:32), по водам как по земле ходяй, – Ты, о Ком я много раз восклицал во время проповеди: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7). Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надеюсь на Твое безмерное человеколюбие, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистые Твои ноги и прикоснуться к Твоей пресвятой главе. Что же говорит ему Господь? «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Послужи Слову, как глас человеческий, поработай, как раб, – Владыке, как воин, – царю, как глина, – горшечнику. Не бойся, но смело крести Меня, потому что Я спасу мир; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человеческое. Ты, несмотря на Мое повеление, все-таки медлишь простереть руку свою, иудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистые руки для того, чтобы предать Меня на смерть. «Оставь теперь, ибо так надлежит». По Своему человеколюбию, Я прежде всех веков решил спасти род человеческий. Ради людей Я стал человеком. Что может быть удивительнее того, что Я как простой человек прихожу креститься? Это делаю Я потому, что не презираю создание моих рук, не стыжусь земного естества. Я остался таким же, каким был от века, и принял новое естество, причем однако Мое существо осталось неизменным: «оставлю вас теперь». Ибо враг человеческого рода, будучи свержен с неба и изгнан с земли, гнездится в естестве водном, а Я и оттуда пришел изгнать его, как возвещал о Мне пророк: «Ты сокрушил головы змиев в воде» (Пс. 73:13) Оставь теперь! Ибо сей враг хочет искусить Меня как человека, и Я претерпеваю это для того, чтобы доказать его бессилие, ибо скажу ему: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7; Втор. 6:16). О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь[4]: Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает. С своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь.
Святитель Иоанн Златоуст (pravoslavie.ru)
Деятельность прихода
За два десятка лет своей новейшей истории при храме сложилась община, состоящая из прихожан окрестных микрорайонов. Ведется довольно активная просветительская и миссионерская деятельность, выражающаяся в следующем:
- ежедневно при храме проводятся занятия по основам христианской веры, которые могут посетить все желающие, а в особенности, те кто готовится к Таинству Крещения или восприемника при Крещении младенца;
- при храме действует воскресная школа для детей в возрасте от 4 до 15 лет, школа располагается в отдельном здании и имеет свою библиотеку;
- для людей старше 15 лет при церкви действует молодежный клуб, при котором проводятся встречи группы по изучению Св. Писания.
Богослужение в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
Активно занимаются прихожане и социальной деятельностью, периодически проводятся ярмарки-распродажи изделий учеников, которые занимаются в кружках при воскресной школе. Собранные средства поступают на благотворительные нужды. Собираются вещи для малоимущих, прихожане и духовенство посещают больницы и детские дома, расположенные в округе.
У храма есть официальный сайт, где можно узнать расписание служб
У храма есть свой официальный сайт, где можно посмотреть расписание служб, почитать об истории храма, посмотреть фотографии.
Расписание богослужений храма на официальном сайте
Сайт очень прост в управлении, каждый может на него зайти, и узнать всю интересующую информацию.
Если нужно что-то спросить, можно также позвонить по телефону: (495) 656-29-10, или написать на электронную почту храма:
Сам храм находится по адресу: г. Москва, Сущёвский вал, 21. Каждый, кто хочет, может посетить это замечательное место.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Святыни
Храм возрожден после долгих лет забвения и разрухи, прежние святыни были утрачены, но появились новые, которые привлекают к себе благочестивых паломников и наполняют церковь Божественной благодатью.
- Икона Божией Матери «Скоропослушница», передана в 1991 году сестрой архимандрита Бориса (Морозова). В 1997 году она начала мироточить, так, что миро стекало вниз и скапливалось в небольших сосудах. Сейчас мироточение прекратилось, но икона почитается чудотворной.
- Феодоровская икона Божией Матери, точный список которой передан в храм митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Федоровская икона по преданию была принесена из Византии в XII веке. Она всегда сопровождала св. блгв. кн. Александра Невского, первый царь из династии Романовых Михаил, был благословлен на царство этой иконой.
- Здесь же в храме пребывает ковчег с десницей великого исповедника XX века, Севастиана Карагандинского, прославившегося своей стойкостью в вере и старческим даром, ведь он был одним из последних учеников Оптинских старцев.
- Также в церкви находятся частицы святых мощей преподобномучеников Феогноста и Серафима Алма-Атинских.
Все последние святыни были принесены настоятелем подворья митрополитом Александром и явились большим духовным украшением храма.
Престольные праздники
Главный престол посвящен св. мч. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, день памяти отмечается 30 сентября.
Мозаичная икона святых мучениц над входом в храм
Память свт. Митрофана Воронежского, в честь которого освящен один из приделов, чествуется Церковью 7 августа, когда он почил и 23 ноября, когда был прославлен в лике святых.
Еще один придел в честь иконы Божией Матери «Знамение», которая памятуется Церковью 27 ноября.