Мiръ
Россия Ленинградская область Тихвин Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:59.65294999999999703277353546582162380218505859375,»lon»:33.52068299999999823057805770076811313629150390625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0422\u0438\u0445\u0432\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0422\u0438\u0445\u0432\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u043f\u043e \u0443\u043a\u0430\u0437\u0443 \u0418\u0432\u0430\u043d\u0430 \u0413\u0440\u043e\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0442 10 \u0444\u0435\u0432\u0440\u0430\u043b\u044f 1560 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043d\u043e\u0432\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u0438\u043c \u0430\u0440\u0445\u0438\u0435\u043f\u0438\u0441\u043a\u043e\u043f\u043e\u043c \u041f\u0438\u043c\u0435\u043d\u043e\u043c»,»title»:»\u0422\u0438\u0445\u0432\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:59.65294999999999703277353546582162380218505859375,»lon»:33.52068299999999823057805770076811313629150390625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
59.653162; 33.521102
Россия, Ленинградская область, Тихвин, Тихвинская улица, 1
Тихвин,Ленинградская область187555
Россия
Телефон:
8(81367) 51-084, 8(81367) 35-084
E-mail:
(по общим вопросам), и (по вопросам паломнических поездок)
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
— православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки.
История[править]
Основан по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.
В 1613 году монастырь был осаждён шведской армией под предводительством Якоба Делагарди, однако его защитники во главе с князем Семёном Прозоровским смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления.
В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а икона, почитавшаяся чудотворной, стала экспонатом местного краеведческого музея.
Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали православной духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.
В 1945 году находившуюся в восточной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», построенную по проекту Н. Л. Бенуа и освящённую в 1863 году, предоставили в пользование православной общине (более 40 лет это был единственный действовавший храм на территории Тихвинского и Бокситогорского районов).
В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.
Смотрите также:
Историко-статистическое описаніе первокласснаго Тихвинскаго Богородицкого большого мужского монастыря состоящаго Новгородской епархіи въ городѣ Тихвинѣ (1859 год, 135 страниц)
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая. Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.
Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.
По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.
Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской
Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.
При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.
Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.
Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».
В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.
Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще».
В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».
В середине 20-х годов ХХ в. монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.
Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.
Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.
В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.
Список храмов и скитов Тихвинского монастыря[править]
Храмы[править]
Успенский собор
. Самый древний, большой и красивый Успенский собор возведен в 1515 году, при Василии III; много раз перестраивался и обрастал пристройками, так что теперь сочетает элементы множества архитектурных стилей от XVI до XX веков. Здесь хранится Тихвинская икона Божией Матери.
Покровская церковь и звонница при ней
. Храм был построен в XVI веке, в XIX веке получил новый облик, но в 1960-70-х годах реставраторы восстановили памятник таким, каким он появился на свет. В Покровском храме Тихвинская икона хранится зимой.
Надвратная церковь Вознесения Господня
родом из XVI века (детище блаженного государя Феодора Иоанновича).
Церковь Двенадцати Апостолов
возведена при монастырской больнице в конце XVII века, перестроена в XIX, а во время Великой Отечественной утратила всю алтарную часть и навершие. Сейчас в церкви иконная лавка монастыря.
Крестовоздвиженский собор
построен на заре правления Петра Великого, а при Александре III был коронован пятью куполами. В нем совершаются богослужения зимой.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко»
. В 1669 году на том месте, где пребывала Тихвинская икона до постройки Успенского собора, была возведена Надвратная башня. Фреска с изображением Богородицы на фасаде башни, к которой вела лесенка в 24 ступени (отсюда название «Крылечко») послужила к исцелению мещанина А. А. Боровского. В память об этом исцелении к башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», так что икона оказалась внутри алтаря. Храм был возвращен Церкви в 1944 году и еще в советские годы стал местом паломничества: многие приезжали сюда крестить или венчаться.
По чину великих обителей
В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день». Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».
Монастырю суждено было стать домом для величайшей православной святыни, пережить времена и славные и смутные, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, на который стремились паломники со всей православной России.
Подворья Тихвинского монастыря[править]
- Домовый храм свт. Димитрия митрополита Ростовского. Подворье Тихвинского монастыря. Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 18А
- Подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в городе Пикалёво. Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, г. Пикалево
- Свято-Успенская Макарьевская пустынь, Ленинградская обл., Тосненский район
- Часовня Тихвинской иконы Божией Матери в местечке Смоленский Шлюз. Ленинградская область. Тихвинский район, Лазаревическая волость, местечко Смоленский Шлюз.
Настоятельницы
- Евпраксия — 1608 г.
- (Дария (Колтовская), царица-инокиня — предположительно)
- Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской), датированной 31 марта 1626)
- Еврония — 1632 г.
- Евраиса — 1656 г.
- Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642
- Платонида — 1669 г.
- Измарагда — 1675 г.
- Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
- Таисия — 1677 г.
- Евдоксия — 1678 г.
- Параскева — 1686 г.
- Евдоксия — 1691 г. (вторично)
- Юлиания — 1692 г.
- Еврония — 1696 г.
- Евдоксия — 1700 г.
- Капитолина — 1703 г.
- Еврония — 1705 г. (вторично)
- Ольга — 1722 г.
- Дорофея — 1738 г.
- Александра — 1743 г.
- Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
- Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой
- Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой
- Мария († 1805)
- Таисия (Чертова) (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря
- Августа (Свешникова) (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря
- Серафима (Тимковская) (1858—1876) из дворян
- Рафаила (Варнот) (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян
- Аполлинария (Владыкина) (1901 — 14 мая 1918)
- Иоанникия (Кожевникова) (1918—1929) канонизирована в 2002 году
- Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009)
Святыни[править]
- Тихвинская икона Божией Матери
Чудесное явление иконы на берегах реки Тихвинки датируется 1383 г. Для нее на месте явления был построен деревянный храм Успения Богородицы, в 1515 г. перестроенный в каменный, вокруг которого и вырос Тихвинский монастырь. После революции икона находилась в Краеведческом музее, в 1941 г. была вывезена немцами во Псков и передана Псковской Духовной миссии. Она «отступала» вместе с немцами, затем пребывала в Германии, а в 1950 г. была вывезена в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Ее хранителями были архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс. В 2004 г. икона возвращена в обитель.
- Икона Божией Матери «Старорусская»
Молитвы Богородице перед Её иконой «Тихвинская»
Тропарь, глас 4
Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое, возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице, луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи, ю́же вели́кая Росси́я, я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши, пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу, и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно. Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице, да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу, Де́во Неискусобpа́чная.
Перевод: В сей день как солнце пресветлое воссияла нам на воздухе всесвященная икона Твоя, Владычица, лучами милости мир просвещая! Ее великая Россия, как некий дар Божественный свыше благоговейно приняв, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебе родившегося Христа, Бога нашего, величает радостно. Ему молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех козней вражеских и спасет с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева брака не познавшая.
Кондак, глас 8
Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це, благодаря́ще Христа́ Бо́га, и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей: о Влады́чице Мари́е, присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно, спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны, насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни, Тебе́ бо ве́рно зове́м: ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.
Перевод: Прибегнем, люди, к Деве Богородице Царице, благодаря Христа Бога, и, к Ее чудотворной иконе с умилением взирая, припадем и возгласим Ей: «О Владычица Мария, посетив страну сию Твоего священного образа явлением чудесным, сохраняй в мире и благополучии Отечество наше и всех христиан, являя их наследниками Небесной жизни, ибо мы к Тебе с верою взываем: Радуйся, Дева, мира спасение!».
Молитва
Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую страну́.
Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спаси́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся враги́ их, и сохрани́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и страны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Твоему́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Тихвинский монастырь, Тихвинский мужской монастырь, Тихвинский Успенский монастырь
Престольные праздники[править]
- Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»
— 9 июля - Успение Пресвятой Богородицы
— 28 августа - Покров Пресвятой Богородицы
— 14 октября - Вознесение Господне
— 40-й день после Пасхи - Петр и Павел, первоверховные апостолы
— 12 июля - Воздвижение Животворящего Креста Господня
— 27 сентября - 21 февраля (преставление в 319 году), 21 июня (перенесение мощей в 319 году). Вмч. Феодора Стратилата (319)
Здания и сооружения монастыря
- Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
- Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
- Игуменский корпус
- Монашеский корпус («Леушинский»)
- Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)
Ссылки[править]
- Официальный сайт
- Историко-статистическое описаніе первокласснаго Тихвинскаго Богородицкого большого мужского монастыря состоящаго Новгородской епархіи въ городѣ Тихвинѣ (1859 год, 135 страниц)
- Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Фото
- Тихвинский мужской монастырь. Фото
- Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Фотопрогулки
- Фото: Тихвинская святыня
Интересные факты
- В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
- Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла свое послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».
- При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
- 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
- Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии Иосифу Владимировичу Лохвицкому. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.
Образ, пришедший из библейских времён
Эта чудотворная икона, с которой неразрывна вся история монастыря, уникальна тем, что её создание связано с именем святого евангелиста и апостола Луки. По преданию, образ был написан им во времена пребывания в Иерусалиме Пресвятой Девы. Ещё за семь десятилетий до падения византийской столицы Константинополя икона Волею Божьей была перенесена оттуда на берега Ладоги и в 1383 году явилась взорам благочестивых рыбаков, забрасывавших сети в холодные воды северного озера.
Именоваться она стала Тихвинской, по месту своего пребывания, и вскоре слава о чудесах, явленных через неё Пресвятой Девой, распространилась по всей Руси. Во славу столь чудного дара, ниспосланного Благодатью Божией, была заложена обитель, над вратами которой до наших дней сохранилась надпись, удостоверяющая год постройки, ― 7068-й от сотворения мира, что соответствует 1560 году по нашему летоисчислению, берущему начало от Рождества Христова.
Фрески и резьба работы старинных мастеров
Весьма интересна уцелевшая на протяжении многих лет роспись собора. Её автором является известный иконописец конца XVIII века ― Логин Шустов. Его фрески, написанные поверх утраченных прежде изображений, созданных мастерами новгородской школы в XVI столетии, дошли до нас в прекрасном состоянии.
Одной из достопримечательностей собора, в котором мужской Тихвинский Богородичный Успенский монастырь хранит ниспосланную ему святыню, является резной иконостас ― произведение мастеров XVII века. Несмотря на то что он наполнен иконами современного письма (старинные оригиналы находятся в фондах Государственного Русского музея), его можно отнести к уникальным образцам прикладного искусства.
Надвратная церковь, пережившая лихолетье
Нельзя не упомянуть и ещё об одной постройке, представляющей большой художественный и исторический интерес. Это надвратная церковь обители, в советский период остававшаяся последней не прекращавшей своей деятельности во всём крае. Известно, что в 1669 году главный вход в монастырь был украшен каменной башней, называвшейся Введенскими воротами. Через два года в её верхнем ярусе была устроена церковь, куда и поместили святыню, для поклонения которой в монастырь не иссякал поток паломников. В 1860-1865 годах деревянная лестница, ведущая к образу, была заменена каменной, построенной по проекту знаменитого зодчего Н. Л. Бенуа и получившей название «Крылечко».