Памяти архимандрита Венедикта, наместника Оптиной пустыни


Памяти архимандрита Венедикта, наместника Оптиной пустыни

22 января, на 79-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Он был созидателем и хранителем монастырской жизни, а также чутким духовным отцом. Вот что рассказывают о новопреставленном архимандрите Венедикте знавшие его архипастыри и пастыри.


Архимандрит Венедикт (Пеньков)

«Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носил в сердце»

Гурий, епископ Арсеньеский и Дальнегорский:

‒ Когда я пришел к вере, я сначала пошел по московским священникам, исповедовался у них, потом поехал в Свято-Троицкую лавру. Помню, захожу в Иоанно-Предтеченский храм, а там отец Венедикт проводит общую исповедь. Я послушал его и тут же встал к нему в очередь, очередь была огромной, и я к нему в первый раз так и не попал. Но уже целенаправленно стремился попасть именно к этому духовнику на исповедь. Приезжаю в следующий раз, выслушал общую исповедь, и тогда уже Господь сподобил меня, видимо, за мою неотступность, поисповедоваться лично батюшке.

Я потянулся к нему, как к своему духовному отцу

А после, побывав у него на духовной беседе, я уже понял, что его образ мне лег на сердце, я потянулся к нему, как к своему духовному отцу. Стал часто к нему приезжать, обращался с вопросами.

Батюшка проводил удивительные беседы, причем не только с самими духовными чадами, – мы к нему приезжали и со своими родителями. Причем с неверующими родителями! Моя мама благодаря общению с ним уверовала. Конечно, Господь к Себе приводит, но многих на моих глазах и из моего близкого окружения Он призвал через отца Венедикта.

Батюшка мне постоянно говорил:

– Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

Когда я оказался у отца Наума, тот спросил, у кого я исповедуюсь. Я сказал.

– Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце, – сказал тогда старец.

Все трое – отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и новопреставленный отец Венедикт – ушли один за другим. Царствие Небесное!

Отблеск рая

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель московского подворья Оптиной пустыни:

Архимандрит Венедикт (Пеньков)

‒ Наместник Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт ушел на Небо в час ночи 22 января 2021 года. Оптину пустынь он возглавил 27 лет назад, 20 января, и покинул врученное ему тогда поприще почти день в день. Интересно, что его отец, раб Божий Андрей, почил 33 года назад 17 января. Может быть, находясь на Небе, он позвал сына к себе. Это наблюдения за Промыслом Божиим, действующим из рода в род от семьи усопшего, с которой мы в последние дни очень тесно общались.

Главное дело наместника – это созидание братства, которое живет Евангельской жизнью, по крайне мере искренне и самоотверженно старается так жить. Ничего никому не доказывая, а просто любя Бога, собранные отцом Венедиктом братия уже не могут жить иначе. Люди чувствуют подвиг. Им даже тогда не надо ничего особо внушать, говорить. Они видят пример Евангельского жития и вдохновляются также следовать в своей жизни Евангелию. Не обязательно себя то и дело называть христианами, монахами: лучше не называться навязчиво, но быть, чем называться и не быть. Книга ценится не за количество слов и не за толщину корешка, а за содержание. Вот так и люди просто видят, сколько в Оптиной пустыни уже собрано смиренных, кротких, духоносных отцов, для которых во главе всего любовь к Богу и ближнему, – и стремятся в эту святую обитель. Кто-то и сам, глядишь, уже ищет иночества.

В Оптиной пустыни отцы являют эту золотую середину царственного христианского пути: и Богу угождать, и людей не забывать. А то иногда бывает так, что людей любят, а до Бога и дела нет, в храм не ходят. Или наоборот: одна только служба на повестке дня, а про ближнего забывают. Нет, отец Венедикт давал понять, насколько все это взаимосвязано, он просто жил по принципу: когда Бог на первом месте, все остальное – на своем. Также научил жить и всю оптинскую братию.

В современном расслабленном мире должен быть какой-то стержень, а людям нужны твердые примеры исповедания веры. Старец Паисий Святогорец говорил: «Монахи – это не фонарные столбы, которые светят под ноги людям, чтобы те не споткнулись в суете, продолжая и дальше метаться по своим делишкам, а это одинокие маяки, которые стоят в бушующем море и указывают путь могущим быть потопленными кораблям».

Еще Ф.М. Достоевский говорил: «Ничего так русский человек не ищет, как святыни и святого. Он говорит: “У меня неправда, ложь, грех, но должен же быть кто-то святой и должна быть где-то правда, и должна быть где-то святыня”. Вот этой святыни он жаждет, найдет ее и поклонится ей, и восславит Бога». Поэтому важно являть этот образ святого жития, чтобы люди в миру понимали: «Да, у нас раздрай и неправда, но вот в монастырях живут по-евангельски, они познали Истину». Вот эту правду жизни по заповедям Евангелия, как и в прежние века, и в наше время Оптина пустынь являет. Там есть, конечно, величайшие святыни: чудотворные иконы, мощи старцев, – но главное ‒ продолжение духовной жизни современными монахами.

Этот воевода оставил 200 человек монахов, воинов Христовых

Вся православная Москва давеча стекалась на московское подворье Оптиной пустыни ко гробу отца наместника. Этот воевода оставил 200 человек монахов, воинов Христовых. Архимандрит Венедикт оставил для православной России множество духовников, монахов-молитвенников. Нет ничего дороже молитвы. Не в крепком подсобном хозяйстве монастыря дело. Кто-то из великих людей сказал об Оптиной пустыни: «Скольких она сделала, и скольких еще сделает небожителями».

Старец Варсонофий Оптинский об обители слагал такие строки:

Ясней здесь небеса и чище их лазурь… Мирской ярем нося и скорбный совершая Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь, Сподобился я видеть отблеск рая…

На сегодняшний день Оптина пустынь и являет собой этот отблеск рая – благодаря подвигу, трудам, личному примеру отца Венедикта.

К чему он чаще всего призывал? Читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, исполняйте Священное Писание ‒ и спасетесь! Помолимся о нем. Вечная ему память.

Восстановленная святыня


Братская панихида по архимандриту Венедикту 23 янв. 2021 г.

Протоиерей Александр Тихонов, настоятель храма пророка Божия Илии на Воронцовом поле:

‒ Я учился в семинарии вместе с племянником архимандрита Венедикта – отцом Алексеем Пеньковым, ныне он служит в храме Живоначальной Троицы в Конькове. Для него, конечно, дядя был образцом христианина и пастыря. Он часто сам сверялся с ним, и нам в разговорах мог привести в пример. Хотя сам был очень скромен. Когда он нам сказал: «Моего дядю назначили наместником в Оптину пустынь», – мы, его однокурсники, не поверили. Но потом действительно оказалось, что его дядя возглавил этот важнейший для России монастырь.

Первым наместником возрождающейся Оптиной пустыни был нынешний Владимирский и Суздальский митрополит Евлогий. Скорее всего, когда владыка Евлогий, назначенный на Владимирскую кафедру, уходил из Оптиной пустыни, он сказал свое веское слово в пользу назначения вместо себя отца Венедикта, который, еще будучи насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, зарекомендовал себя.

Помню, я был в Оптиной пустыни 30 лет назад – мы, как школу окончили, приехали туда потрудиться во славу Божию. В каких же там тогда лишениях все жили! Владыка Евлогий очень многое сделал, но до восстановления тогда, когда его переводили, было еще далеко…

Ничего там не было: ни стен в полуразрушенных церквях, ни колокольни. Храм преподобной Марии Египетской вообще бутафорией был – четыре стены из фанеры сооружены были. Со стороны смотришь: вроде храм, – а подойдешь: из фанеры сколочен, просто покрашен снаружи! Там, где башня с Ангелом, обустроили быстренько тогда единственный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, – там и служили. Но народу всегда в нем, как селедки в бочке, набивалось. Казанский собор при советской власти в гараж обратили. Сводов не было. Четырехскатная шиферная крыша, а в алтаре ворота пробиты, сквозь которые в храм заезжали грузовики, – страшное зрелище… Восточной монастырской стены не было, да и южной боковой. Куда ни глянь, – там раньше одни развалины были.

А какие жильцы там жили! Некоторые из них были просто пьяницы, матершинники, драчуны и хулиганы. Там жил один такой учитель физкультуры. Мы, мальчишки, пытались там что-то уже разгребать. Помню, меня из иконописной мастерской отправили воду принести. Я ополоснул ведро и вылил воду на травку, – так он бросился на меня с кулаками. Сильно им там претило восстановление святыни. Вот с таким контингентом отцу Венедикту приходилось иметь дело.

В Иоанно-Предтеченском скиту тоже мирские люди жили. Поначалу, при отце Евлогии, только разве что хибарку преподобного Амвросия освободили, а все остальное – это уже отец Венедикт радел, добивался. Жуть, что было. А теперь – слава Божия! Восстановлена святыня. Собрано монашеское братство.

Вечная память верному служителю Христову!

СПРАВКА:

Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973-м году ― Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры.

В 1990-м году пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь преподобного Венедикта Нурсийского.

В 1990-м году назначен наместником Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита. Отец Венедикт руководил жизнью обители на протяжении 27 лет, начиная с 1990 года.

9 января 2021 года перенес тяжелую операцию. Спустя неделю после операции отец Венедикт все еще находился в реанимации – начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир…

X. Настоятели Оптиной Пустыни

Иеромонах Феодорит, строитель

, упоминается в выписке из Козельских писцовых книг 1629,1630 и 1631 годов.

Иеромонах Исидор, строитель

, упоминается в выписи и грамоте, данных Пустыни от царя Феодора Алексеевича в 1675 и 1680 годах.

Иеромонах Дорофей, строитель

, упоминается во вкладной книге под вкладом царевны Софии, в 1688 году.

Иеромонах Серапион, строитель

, упоминается в надписи на Минеи праздничной, пожертвованной от архимандрита Белевского Спаса-Преображенского монастыря Иова, в 1698 году; также, и в Синодике записан род его.

Моисей, игумен

, упоминается во вкладной книге и в деле о монастырской мельнице, под 1703 и 1704 годами. Но всем соображениям, он был первым игуменом обители.

Дорофей, игумен

, упоминается в выписи, данной монастырю на владение сенными покосами, по указу царя Петра Алексеевича в 1709 году. Как из этой выписи, так и из других монастырских актов заметна похвальная ревность о. Дорофея к пользе обители, а челобитная к царю Петру обнаруживает в нем человека, сведущего в делах.

В разных местах вкладной книги упоминаются еще четыре настоятеля первой половины ХVIII столетия.

Иоасаф, игумен

, под 1716 годом.

Леонид, игумен,

под 1717 годом.

Между 1724 и 1726 годами монастырь был упразднен. Перед упразднением обители, как видно из одного акта, настоятельство в ней было строительское и последним строителем, по-видимому, был, упоминаемый там же, иеромонах Леонтий

; он же трудился и при восстановлении Пустыни в 1726 году.

Сергий, строитель,

под 1728 годом.

Авраамий, строитель,

под 1731 годом.

Пафнутий, игумен,

упоминается в монастырских делах под 1760 годом.

С сего времени, все настоятели последовательно упоминаются в консисторских указах, хранящихся в архиве обители.

Моисей, игумен,

1762 г., поступил по указу Амвросия, архиепископа Сарского и Подонского.

Филагрий, игумен,

1763 года. При нем последовало положение о духовных штатах, и Оптина Пустынь оставлена последней из семи заштатных монастырей Крутицкой епархии с настоятельством строительским и 7-ю монашествующими.

Никанор, строитель

, определен 1765 года, ноября 18, из иеромонахов Пафнутьева Боровского монастыря, по указу преосвященного Амвросия, архиепископа Крутицкого и Можайского; преставился в обители 1768 года, марта 27.

До назначения нового настоятеля, должность сию исправлял казначей обители, иеромонах Серапион.

Аристарх, игумен,

определен 1770 года декабря 3, по указу Сильвестра, епископа Крутицкого и Можайского; вместе с тем, повелено ему быть главным управителем дел в Козельском духовном правлении. Из духовного звания, родился в Арзамаском уезде, селе Шупове. Посвящен во диакона во град Арзамас в приходскую церковь Живоначальной Троицы, по благословению преосвященного Питирима, архиепископа Нижегородского, в Москве, преосвященным Арсением, митрополитом Фиваидским 1733 года июля 31 дня. Пострижен в монашество 1749 года во Владимирском Спасском Златовратском монастыре, по повелению Платона, епископа Владимирского, игуменом Иринархом. Будучи иеродиаконом, находился сперва во Владимирском архиерейском доме по 1751 год; потом занимал казначейскую должность в Цареконстантиновом и Боголюбове монастырях с 1751 по 1759; а с 1759 и по 1761 год находился во Владимирском семинарском Богородицком монастыре и в бывшей семинарской конторе присутствующим. По посвящении же во иеромонаха, в Крестовой Благовещенской церкви преосвященным Антонием, епископом Владимирским, с 1761 года определен казначеем во Владимирском архиерейском доме; в 1762 году произведен во игумена Боголюбова монастыря, с исправлением прежней казначейской должности по 1764 год; с 1765 по 1766 год состоял присутствующим во Владимирской духовной консистории; в 1767 году, за немощью, уволен от управления Боголюбовым монастырем и определен в Цареконстантинов монастырь на иеромонашескую порцию, где и оставался до назначения игуменом в Оптину Пустынь, т. е. до 1770 года; скончался здесь в 1775 году. Достоин особой памяти за неусыпное попечение о поддержке и устройстве обители, которое, если можно так выразиться, продлило существование ее до той эпохи, когда внимание преосвященного Платона и труды незабвенного Авраамия приготовили ей настоящее, цветущее состояние.

Иеромонах Феодосий, строитель

, определен 1775 года января 23 дня из экономов Крутицкого архиерейского дома, с исправлением экономской должности, впредь до указа, который последовал 19 октября того же 1775 года. Скончался ли он в обители или переведен на другое место, не знаем; только из бумаг видно, что в 1779 году место строителя в Оптиной Пустыни занимал.

Иеромонах Корнилий,

бывший преемником Феодосия и по экономской должности; но в ноябре 1780 года Корнилий, согласно его желанию, возвращен к прежней экономской должности.

Александр, строитель

, назначен 1780 года декабря 22 из иеромонахов Александро-Невской лавры; скончался в 1782 году.

Иеромонах Корнилий

, из экономов Крутицкого архиерейского дома, вторично определен в строители Пустыни, по указу от 25 июля 1782 года, с исправлением и экономской должности.

Иеромонах Николай, строитель

, из наместников Пафнутьева Боровского монастыря назначен 26 октября 1782 года, но, по прошению его, в 1783 году февраля 1 дня, за слабостью здоровья и преклонностью лет, от сей должности уволен и оставлен на покое в своем монастыре. Пустынь же оставлена под смотрением Боровского архимандрита Сильвестра и Оптинского казначея, иеромонаха Арсения.

Андрей, строитель

, определен 1783 года мая 31 дня из иеромонахов московского Чудова монастыря, а в 1789 году, января 29, за старостью лет, уволен на покой в Троицко-Сергиеву лавру, в число больничных.

Иоасаф, строитель

, определен 1789 года января 29 дня из Давидовой Пустыни, где также находился в строительской должности. Выбыл в Москву.

Антоний, строитель,

с 1792 года, из иеромонахов Песношского монастыря. Выбыл в Москву.

Иосиф, строитель,

определен 1795 года февраля 1 дня из иеромонахов Песношского монастыря с тем, чтобы быть ему, как сказано в резолюции митрополита Платона, «под наблюдением и распоряжением Песношского настоятеля Макария». Ввел в обители устав и чиноположение Песношского монастыря. Уволен по собственному прошению, за слабостью здоровья.

Авраамий, игумен,

приснопамятный восстановитель обители. Родом из мещан города Рузы; уволен обществом в монашество 1789 года, а определен указом в Песношский монастырь в число братства в 1790 году; пострижен в монашество 1791 года апреля 6; посвящен в иеромонаха 1792 года: назначен строителем в Оптину Пустынь в 1796 году; 1801 произведен во игумена в лихвинский Покровский Добрый монастырь, с управлением и Оптиным, но в том же году, за немощью, от управления Добринским монастырем отказался и начальствовал, по-прежнему, в Оптиной Пустыне в игуменском сане; скончался в сей же Пустыни в 1817 году января 14 дня. Как инок, он был спасительным образцом деятельной христианской жизни, за что стяжал нелицемерную любовь от собранного им братства и окрестных жителей, и до сих пор почитающих память благочестивого старца, служением панихид на гробе его.

Маркелл, строитель,

избран в сию должность из братства обители; был временно экономом в Калужском архиерейском доме, с 1808 по 1810 год; а в 1812 году, по просьбе притружденного Авраамия, назначен ему в помощники, «во всем, относящемся до экономии и устройства обители». В 1819 году, согласно его желанию, уволен от настоятельства и перемещен в число братства Тихоновой Калужской Пустыни.

Даниил, игумен

, поступил в 1819 году из экономов Калужского архиерейского дома; в 1825 году произведен в архимандрита в Покровский Добринский монастырь, а из оного – в Трубчевский Чолнский, где и скончался. В его настоятельство устроен при обители скит и введен устав Коневской обители, по благословению преосвященного Филарета, епископа Калужского и Боровского.

Моисей, архимандрит

, муж, исполненный духовной мудрости, незабвенный для Оптиной Пустыни своими неусыпными трудами и попечением о ней, при содействии старцев, иеросхимонахов Льва и Макария, приведший обитель в цветущее состояние, как во внутреннем, так и во внешнем ее виде. Родом из московских купцов Путиловых. Родился 15 января 1782 г. Оставив мирское житие, 1805–1808 г. жил в Саровской Пустыни. С 1809 по 1811 г. – в Свенском монастыре Орловской епархии; потом более 10-ти лет проводил пустынное житие в Рославских лесах, 7-го июня 1821 года, по приглашению преосвященного Филарета, бывшего епископа Калужского и Боровского, прибыл с небольшим братством в Оптину Пустынь и назначен начальником в, устроенный его трудами, при обители, скит. 1822 г. июня 3 дня пострижен в мантию; того же года декабря 24 посвящен в иеродиакона, а 25-го – в иеромонаха, и сделан общим духовником братии скитской и монастырской. 1825 г. определен в должность строителя Оптиной Пустыни преосвященным Филаретом; в 1826 году утвержден строителем от преосвященного Григория; 5 сентября 1837 г. произведен во игумена преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским, а в 1841 г. награжден наперсным крестом. В 1853 году, 12 июля, вследствие представления преосвященного Григория II, епископа Калужского и Боровского, по указу Святейшего Синода, с Высочайшего соизволения, возведен в сап архимандрита; а в 1859 г. мая 2 дня сопричислен к ордену Св. Анны 2-ой степени. В 1862 г., в предсмертной болезни, 6-го июня принял пострижение в великую схиму, а 16 числа мирно почил о Господе. Был начальником устроенного им скита 4 года, потом настоятелем сей обители 37 лет: в иноческом звании провел 57 лет; а всего жития его было 80 лет и 5 месяцев.

Исаакий, игумен,

из Курских почетных граждан, в мире – Иван Иванович Антимонов, настоятельствует в Оптиной Пустыни с 1862 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]