Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь

Мiръ

Россия Республика Крым Бахчисарай Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:44.74458299999999866258804104290902614593505859375,»lon»:33.91069399999999944839146337471902370452880859375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0411\u0430\u0445\u0447\u0438\u0441\u0430\u0440\u0430\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0449\u0435\u0440\u043d\u044b\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0411\u0430\u0445\u0447\u0438\u0441\u0430\u0440\u0430\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0449\u0435\u0440\u043d\u044b\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0412 \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043f\u043e \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0435\u0439 \u0432 \u041a\u0440\u044b\u043c\u0443. \u041a\u0440\u043e\u043c\u0435 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430, \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043b\u0435\u0433\u0430\u044e\u0449\u0435\u0439 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435 \u0432\u043e\u0438\u043d\u043e\u0432, \u043f\u0430\u0432\u0448\u0438\u0445 \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u041a\u0440\u044b\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b 1853\u20141856 \u0433\u043e\u0434\u043e\u0432.»,»title»:»\u0411\u0430\u0445\u0447\u0438\u0441\u0430\u0440\u0430\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0449\u0435\u0440\u043d\u044b\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:44.74458299999999866258804104290902614593505859375,»lon»:33.91069399999999944839146337471902370452880859375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

44.748038; 33.906255

Россия, Республика Крым, Бахчисарай, квартал Староселье

Бахчисарай,Республика Крым

Россия

Телефон:

+7(365-54)4-74-74

Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь

— мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви, расположенный в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму. Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов.

История[править]

Учёные расходятся в мнениях по вопросу об обстоятельствах основания монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. Эта версия подтверждается обнаружением поблизости от монастыря христианских могил, датируемых VI веком.

По другой версии, основание Успенского монастыря относится к XV веку. Эта версия была предложена Александром Бертье-Делагардом со ссылкой на ныне утраченные рукописи.

С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

Монастырь в начале XX века

В 1778 году греческое население было депортировано из Крыма. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря, переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В 1851 год планирование Успенского Бахчисарайского скита, а также надзор за производством работ выполнил таврический губернский архитектор Константин Гоняев. Ему была объявлена признательность Священного синода.

К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживали более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.

Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годах в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 году монастырь был закрыт и осквернён советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.

В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Строятся новые храмы (святого великомученика Пантелеимона; святителя Спиридона Тримифунтского).

Настоятелем монастыря с 13 июня 1993 года является архимандрит Силуан.

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

Крымский полуостров славится своими многочисленными святыми местами. Монастыри Крыма с каждым годом посещает все больше паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться чудотворным иконам и святым мощам. Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь в Крыму – одно из самых популярных паломнических мест, с долгой историей существования и туманным прошлым, овеянным преданиями и легендами. Успеенский пещерный монастырь не обязательно посещать в составе экскурсии, сюда можно добраться самостоятельно, а бесплатными гидами для вас выступят сами монахи.

Среди красивейших природных красот крымской земли и мощных скал сокрыт великолепный белоснежный Свято-Успенский пещерный монастырь. Он находится в самом сердце ущелья Мариам-Дере, в пригороде города Бахчисарай. Название урочища означает «Ущелье Святой Марии». С обеих сторон пещерный монастырь окружен отвесными скальными породами, которые по высоте достигают полторы сотни метров. Это святое место соседствует рядом с пещерным городом Чуфут Кале, расположенным чуть выше, поэтому экскурсии в обе эти крымские достопримечательности смогут органично дополнить друг друга. Этот крымский монастырь всегда почитался, его уважительно звали «Лаврой». Нужно отметить, что даже крымские ханы, которые исповедовали мусульманство, не раз приходили в ночное время к иконе Богородицы, чтобы испросить благословение на удачу в трудных делах.

О времени основания и самих основателях Свято-Успенского монастыря достоверно ничего не известно, на этот счет существуют разные версии, подкрепленные преданьями старины глубокой и легендами. Можно лишь абсолютно уверенно заявить, что это одна из самых старых православных святых обителей Крыма. Временной разброс версий о времени возникновения обители большой: от восьмого века до тринадцатого.

Легенды об основании Успенского пещерного монастыря Крыма

Одна из легенд рассказывает о том, что местный молодой пастушок по имени Михаил, возвращаясь вечером домой, проводил стадо мимо одной из пещер и увидел, что там ярко горит свет. Он зашел внутрь пещеры и увидел, что прямо в воздухе парит икона Пресвятой Богородицы перед которой горит свеча. Он удивился, что такое чудо произошло с ним пятнадцатого августа на День Успения Богородицы, взял икону и отправился домой, а проснувшись утром, понял, что она куда-то исчезла. А проходя мимо пещеры, где был найден образ, он снова увидел свет и эту икону. Михаил опять отнес образ домой, но тот каким-то чудом она на следующее утро уже была в пещере. И тогда пастух рассказал о находке односельчанам, которые решили, что Дева Мария хочет, чтобы в пещере был построен храм в ее честь.

Другая легенда более похожа на сказку. Она повествует о драконе, жившем в подземельях Крымских гор. Этот дракон регулярно собирал дань с соседних городов и деревень в виде юношей и девушек, которых утаскивал в свою пещеру. Когда в окрестных деревнях остались одни старики, они взмолились к Богородице о спасении от чудовища. Дева Марии услышала их просьбу, потому что уже на следующий день пастухи, проходившие неподалеку от драконовой пещеры, увидели, что там горит свет, они набрались смелости и заглянули внутрь. Каково же было удивление людей, когда они увидели, как над мертвой тушей дракона в воздухе парила икона Божьей Матери, в ореоле наземного сияния. В благодарность Деве Марии за заступничество в пещере возвели храм.

В третьей легенде, связанной с основанием обители, имеется рациональное зерно. Когда римляне устраивали гонения на христиан, монахи Варнава и Софроний из греческих Афин перебрались на Крымский полуостров, чтобы спокойно жить в горных пещерах, которые очень сильно напоминали им земли родного Афона. Для места поселения и основания храма они выбрали красивое горное ущелье Марьям-дере, преимуществом такого выбора стал водный источник, который протекал рядом с пещерами. Здесь греческие монахи стали выдалбливать, в толще скальной породы, свои кельи и пещерный храм. Его освятили и иноки установили на иконостас икону Богородицы Панагия, привезенную с собой из Сумельского скита – старинного монастыря, возведенного еще в третьем веке в византийском городе Трапезунда. Великое множество удивительных чудес происходило после молений у этой иконы, что убедило и самих монахов, и многочисленных паломников, что сама Божья Матерь покровительствует обители и защищает эти края. Нужно отметить, что данный вариант развития событий по фактам основания обители монахами из греческих земель, косвенно подтвердился учеными-археологами, которые обнаружили здесь христианские захоронения, радиоуглеродный анализ показал, что они относятся к шестому веку.

История Успенского пещерного монастыря Бахчисарая

Белым пятном истории этой обители является период с момента основания и вплоть до тринадцатого века, но точно известно, что в это время монастырь закрылся на целое столетие. И только после щедрой финансовой поддержки, пришедшей со стороны московских князей, Успенский пещерный монастырь Крыма смог снова восстать из пепла, хотя и влачил довольно скромное существование.

Известно, что, когда территория Тавриды была захвачена мусульманскими завоевателями – татарской ордой в 1475 году, эта христианская обитель не была разрушена, как многие другие, и сюда ездили на богослужения послы, прибывавшие в Крым из православных земель, а еще через несколько десятилетий тут разместилась резиденция Готфских митрополитов. Рассказывают, что есть подтвержденные исторические факты, что крымские ханы и сами много раз были в Бахчисарайской пещерной обители, дабы испросить благословения у чудотворной иконы Богородицы. А знаменитый основатель ханской династии Гирей — великий хан Крыма, добровольно присылал в обитель свечей на весь год.

В конце пятнадцатого века татарский Крым был захвачен турками-османами, они наложили на скит дань за то, что милостиво позволяют монахам оправлять культовые богослужения. Это делало жизнь иноков более трудной и нищей, но они не роптали и верили в лучшее будущее для Успенского монастыря. В восемнадцатом веке земли были отбиты у турок русской армией, а так как приазовские края также были отвоеваны и пустовали, то власти предложили монахам Свято-Успенского монастыря переселиться с Крымского полуострова в город Мариуполь, что те и сделали, забрав с собой чудотворный образ Богородицы.

Охранять монастырь от разграбления и поругания прибыл священник из Греции Константин Спиранди. Он привез в обитель другую икону — Успения Богородицы и снова начал проводить богослужения. К концу восемнадцатого века паства монастыря начала ходить молиться в другой приходской храм, который был построен в самом городе Бахчисарае, и тогда пещерная обитель закрылась, а с 1800 года Успенскую церковь стали считать кладбищенской.

Возрождение Бахчисарайского Успенского мужского монастыря началось только с середины девятнадцатого столетия, когда данный вопрос был затронут святым Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим. Строительные и реставрационные работы стартовали с 1850 года, как раз на день Успения Богородицы. Народ помогал монахам в восстановлении обители всем, чем мог, жертвуя деньги на колокола, приобретение образов для иконостаса, закупку утвари для проведения религиозных таинств. В короткий срок скит вновь возродился к жизни, в него снова начали приезжать паломники, называя это священное место «Крымским Афоном». Управление обителью в те годы вел архимандрит Поликарп. Из письменных источников известно, что один раз в 1818 году в Успенском пещерном мужском монастыре бывал российский император Александр Первый. Он поинтересовался у монахов о месте явления чудесной иконы Богородицы, поднявшись туда по лестнице, поцеловал икону и установил свечку перед ней. Бывали в обители и другие российские императоры: Александр Второй, Николай Первый и Николай Второй.

Когда началась Крымская война, длившаяся с 1853 по 1856 годы, монахи обустроили в стенах монастыря госпиталь. Братья выхаживали раненных русских воинов, а тех, кто умирал хоронили на кладбище при обители, увидеть его можно и по сей день. На этом же кладбище были похоронены и солдаты, погибшие в бахчисарайских землях в годы Второй Мировой войны, они нашли покой в большой братской могиле.

За долгие годы храм медленно реставрировался, преображался, расширялся, на его территории появились новые корпуса и строения: была восстановлена Церковь Успения Богородицы, ее украсила фреска Богоматери с младенцем Иисусом Христом в окружении ангелов и священномучеников херсонесских. Здание Успенского скита обрело три яруса и было дополнено Храмом Евангелиста Марка, Храмом Святых Константина и Елены, Церковью Святого Иннокентия Иркутского, тринадцать келий в пещерах, здание колокольни, дом настоятеля, трапезная, кухня, пекарня, хозяйственные строения, две паломнические гостиницы, въездные, был восстановлен старинный водопровод, шедший под землей от природного источника.

Когда в стране случилась революция, священники осудили расправу над царской семьей, и с 1921 года Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь был закрыт, иноки расстреляны, обитель разграбили. Вместо скита тут открыли Трудовую колонию имени Артема, часть убранства была свалена в некоторых комнатах, а оставшимися от братии бесценными рукописями и церковными книгами топили печи. В 1925 году несколько верующих попросили советские власти о передаче им культовых вещей, таким образом некоторые сохранившиеся старинные иконы успели спасти, и они были переданы в музей города Бахчисарая.

В 1927 году здесь произошло значительное землетрясение, которое разрушило почти все строения, устояла лишь Успенская церковь. До начала ВОВ обитель стояла разрушенной и нежилой, а в военные годы она снова была оборудована под госпиталь для солдат. После победы бывший монастырь Бахчисарая отдали под размещение там психоневрологической клиники.

Очередное возрождение Успенский мужской пещерный монастырь Бахчисарая пережил в 1993 году. Настоятелем обители был назначен иеромонах Силуан, присланный из монастыря города Одессы для восстановления поруганной святыни. Когда он прибыл, то в его распоряжении оказались лишь довольно неплохо сохранившиеся дом настоятеля и Успенский храм. Деньги на восстановление монастыря собирали всем миром. Огромный вклад был внесен паломниками и прихожанами. Люди специально приезжали в обитель, чтобы помочь не только деньгами, но и чисто физически. Прошло не так много времени и был отреставрирован пещерный Храм Успения Богородицы, лестница к пещерным кельям, роспись над балконом Церкви Успения – икона «Панагия», появилась новая колокольня, а колокола к ней были изготовлены и подарены Бахчисарайскому Успенскому монастырю Днепродзержинским металлургическим комбинатом.

Свято-Успенский монастырь Бахчисарая в наши дни

Туристы и паломники, приезжающие в Успенский пещерный монастырь, попадают в него, поднявшись по лестнице, которая вырублена в скальных породах. Поднимаясь наверх, они могут наблюдать живописные красоты окрестностей и покрытое яркой зеленью ущелье Святой Марии, а также разбитые прямо на скальных террасах монастырские огороды. На другой стороне ущелья располагаются хозяйственные строения, также выбитые в полостях скалы. Паломники могут побывать только в некоторых помещениях монастыря, из них наибольший интерес вызовет Успенская церковь, знаменитая тем, что тут находится чудотворная икона Богородицы «Троеручица».

На сегодняшний день здесь полностью восстановили два пещерных храма, построили новые здания: корпуса с кельями монахов, гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота. Но и по сей день продолжается реставрация и дальнейшее строительство монастырских построек.

На монастырской площади находится освященный источник, который благословлен иконой Богородицы «Животворящий источник». Над источником возведена часовенка, а икона над ним выложена в виде мозаики. Этот святой образ имеет давние корни и появился еще в пятом веке в городе Константинополе, когда случилось чудо исцеления слепого странника. Свидетелем и участником этого прозрения от вод источника Богоматери в роще у Святых ворот был солдат Лев Маркелл, который вскоре стал императором, он же приказал построить храм вокруг «Живоносного источника». Список с этой чудотворной иконы висит практически над всеми святыми источниками России. Любой посетитель может самостоятельно набрать воду в источнике. Если у вас нет с собой пустой тары, то можно купить освященную воду в бутылках в церковной лавочке при обители.

Нужно отметить удивительную акустику пещерной обители Бахчисарая, древние строители подошли к возведению зданий с умом, создав их таким образом, что звуки монашеских молитв и богослужебных песнопений долетали до пещерного города Чуфут-Кале, затем, отражаясь от стен его пустующих пещер, возвращались в усиленном варианте назад, создавая ощущение, что с монашеской братией молится все вокруг.

Каждый турист и паломник обращает внимание, что стена, вдоль которой идет лестница, увешана медальонами с рельефами разных обителей и храмов, причем, каждый такой медальон имеет небольшой ковчег с освященной землей, их привозят монахи, которые посещают различные святые места мира.

Как добраться до Свято-Успенского монастыря самостоятельно?

— На автобусе В городе Бахчисарай сесть на автобус номер два и доехать до конечной остановки «Староселье». Оттуда до скита идет дорога наверх в гору, по времени она займет минут двадцать.

— Пешком За полчаса можно дойти от Бахчисарайского ханского дворца до монастыря, перемещаясь вверх по горной тропе мимо пещер и старинных надгробий.

Советы при посещении Свято-Успенской мужской обители:

— Находясь на территории пещерной обители, фотографии можно делать лишь с разрешения митрополита, о чем вас оповестить информационная табличка, хотя многие туристы незаметно снимают территорию монастыря и без этого позволения. Как поступить в этом случае, решайте сами.

— Туристов просят отключать мобильные телефоны на территории обители.

— Любой паломник может остановиться на проживание в гостинице при обители, он может столоваться и трудиться вместе с монахами, причем, за питание и проживание с вас не возьмут никакой платы, но для этого необходимо получить благословение настоятеля монастыря. Если такое позволение будет дано, то вам будет необходимо придерживаться строгого устава для братии.

— В монастыре проходят богослужения, согласно указанного в уставе расписания, но обряды Крещения и Венчания тут не проводят.

Адрес Бахчисарайского Успенского пещерного монастыря: Крым, город Бахчисарай, улица Мариамполь, дом 1.

Святые[править]

  • Святитель Игнатий Мариупольский

Мозаичный образ в Бахчисарайском Успенском монастыре
«Моисеем мариупольских греков» часто называют человека удивительной судьбы — святителя Игнатия (Газадини), чья жизнь оказалась тесно связана с Бахчисарайским Успенским монастырем. Он, уроженец Греции, много лет провел в Крыму и Приазовье, а совсем недавно был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.

Жизненный путь святителя Игнатия можно разделить на три части: от рождения в далекой Греции до переселения в Крым, затем — до исхода крымских христиан в Приазовье, и, наконец, служение в Мариуполе. Много трудностей пришлось испытать святителю, но он всегда преодолевал их и с честью нес тяжелый архиерейский крест, возложенный на него, как на пастыря доброго.

Вплоть до смерти в 1786 году святой Игнатий нес нелегкое бремя архиерейского служения. Несмотря на конфликты, время от времени возникавшие у него с частью пасомых, недовольных жизнью на новом месте, почитание святителя развилось уже при его жизни. Это почитание было официально подтверждено 11 июня 1997 года, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Игнатий Мариупольский был причислен к лику местночтимых святых.

  • Святитель Иннокентий Херсонский

Родившийся накануне XIX века, святитель Иннокентий (Борисов), прозванный «русским Златоустом», во многом определил течение духовной жизни позапрошлого столетия. За выдающиеся заслуги он был удостоен чести быть изображенным на новгородском памятнике «Тысячелетие России», который торжественно открыли в 1862 году, всего через пять лет после кончины святого.

Непосредственно с Бахчисарайским Успенским монастырем связано последнее десятилетие служения святителя Иннокентия, когда он (с апреля 1848 и вплоть до самой смерти в 1857 году) занимал кафедру Херсонскую и Таврическую с центром в Одессе. Несмотря на отъезды, отвлекавшие от управления епархией, архипастырь успел повлиять на различные стороны жизни своей паствы. Большой опыт и авторитет позволили ему направить основные усилия на устроение «Крымского Афона» — воссоздание древних христианских святынь в Бахчисарае, Инкермане, Херсонесе, где принял когда-то крещение святой равноапостольный князь Владимир, а также развернуть активную патриотическую деятельность во время Крымской войны.

В 1997 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. 18 июля того же года состоялось обретение его мощей, а в декабре 2005 года имя святителя внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Современное состояние монастыря

Монастырь находится в Мариампольском ущелье Крымских гор. Считается главной святыней всего Крымского полуострова. Церковь относится к Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем храма является архимандрит Силуан.

Ещё по теме: Удивительные и необычные музеи России

На территории монастыря находится два кладбища – воинов Великой Отечественной войны и воинов Крымской компании.

В церкви есть копия нерукотворной иконы Божией Матери «Одигитрия Мариампольская». Находится она в гроте, высеченном в главном храме монастыря.

На сегодняшний день монастырь функционирует, его посещают паломники, проводятся экскурсии, но всё же ведутся ещё и восстановительные работы.

Святыни[править]

  • Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери, празднуемая 15 августа, — один из многочисленных образов Пресвятой Богородицы, известных христианскому миру. Явленная в незапамятные времена, ныне она считается главнейшей святыней Бахчисарайского Успенского монастыря. Икона Пресвятой Богородицы была чрезвычайно почитаемой за многочисленные чудотворения, которые происходили при молитвенном обращении к ней. Порой чудеса носили массовый характер. Так, в 1848 году икона прославилась рядом чудес во время эпидемии холеры. Н. В. Пивоварова приводит ряд примеров, свидетельствующих о глубоком почитании этого образа. Оригинальный образ оказался утраченным после вынужденного переезда в Мариуполь, никаких сведений о нем после 1918 года нет… Однако почитание иконы не кануло в лету. С возрождением монашеской жизни в Бахчисарайском Успенском монастыре возродилась и икона Божией Матери, некогда обретенная в этих местах. Новонаписанная копия образа, точь-в-точь повторяющая оригинал, ныне пребывает в главном храме обители. Зримым свидетельством преемства являются чудеса, которые снова стали происходить от Бахчисарайской иконы по молитвам верующих. Горит неугасимая лампада.
  • Святой источник Бахчисарайского монастыря

В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

  • Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе. Икона была пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верой приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной на этой скале, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконой на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
  • Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
  • Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне «Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года».
  • Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», пред образом этим горит неугасимая лампада.
  • Икона Успения Пресвятой Богородицы
  • Икона Божией Матери Всецарица
  • Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник
  • Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне

Достопримечательности Бахчисарая

Если бы я изначально знала, в каком живописном предгорном районе находится Бахчисарай, я бы оставила это место напоследок. Тем более , что с погодой по прилету не повезло. Температура воздуха днем не поднималась выше 15C, то и дело норовил пойти дождь. В этом тоже есть свой плюс — ползать по горам в жару было бы куда хуже.

Изначально город Бахчисарай я рассматривала, как транзитный, только отсюда можно было уехать к пещерным городам Мангуп и Эски-Кермен. Однако, когда мы прибыли на автовокзал Бахчисарая, где узнали, что ближайший автобус до нужного населенного пункта будет приблизительно к обеду, планы немного перестроились.


Ждать до обеда не хотелось совсем, однако именно эта заминка подвела меня к идее прогуляться по городским достопримечательностям. И пока мы завтракали в кафе прямо на автовокзале, я успела на карте отметить места для посещения в Бахчисарае: Свято-Успенский пещерный монастырь и Ханский дворец. Жаль, только рюкзаки оставить было негде, но я уже привыкла таскаться, как улитка с ношей за спиной.

Как добраться[править]

Адрес:

298405 Крым, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1 Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Проезд

: С симферопольского автовокзала (расположен рядом с железнодорожным вокзалом) или автостанции «Западная» Симферополя следует ехать на любом автобусе, проходящем через Бахчисарай. На бахчисарайском автовокзале нужно пересесть на любую маршрутку до Старого города (конечная остановка), или воспользоваться услугой такси. Далее — пешком несколько сотен метров по лесной дороге. На автомобиле следует двигаться по трассе, связывающей Симферополь с Севастополем, — до поворота на Бахчисарай, после чего поезжайте по указателям на монастырь.

Телефон:

+7(365-54)4-74-74

Экскурсия

Сегодня Свято-Успенский монастырь одна из главных достопримечательностей не только этого региона, но и всего Крыма. Благодаря основательной реконструкции все белоснежные сооружения на фоне серого камня выглядят величественно. Очаровывая каждого посетителя с первого взгляда. Восстановлен практически первозданный вид.

Основное здание, как бы свисающее над обрывом, самое старое и популярное – Успенская церковь. Поверьте, сюда стоит приехать только чтобы увидеть ее. Святыня обустроена на самом краю скалы имеет правильную прямоугольную форму, притягивает внимание и очаровывает. К церкви ведет огромная белоснежная лестница, ее восстановили одну из первых.

Ищите где остановиться в Бахчисарае?

Найти жилье посуточно

Слева от пролетов стену украшают изображения самых величественных храмов всей планеты, около рисунков храниться земля, привезенная с тех краев. Напротив сооружения в скальном образовании высечены монашеские обители, хозяйственные помещения. Благодаря белоснежной штукатурке они выглядят особенно эффектно. Ни один человек не сможет остаться равнодушным, глядя на все это великолепие. И к вере данный факт не имеет никакого отношения.


Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

У самого последнего марша лестницы найдете Гефсиманскую часовню 1867 года постройки. Недалеко от нее – фонтан, единственный уцелевший с того времени. Когда-то они располагались посреди удивительного сада, заложенного в тысяча восемьсот пятидесятом году. К сожалению, до наших дней он не сохранился, уцелело всего пару деревьев.

В наши дни на территории Свято-Успенского мужского монастыря еще ведутся восстановительные работы в храмах: Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского. А также в других сооружениях. Возможно, через несколько лет это место станет самым посещаемым на всем Крымском полуострове.


Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Паломнику[править]

Где остановиться[править]

Прибывшие в Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь паломники останавливаются на проживание в гостинице только с личного благословения отца наместника или лиц, им назначенных. Они обязаны:

1. Ознакомиться с распорядком дня и правилами поведения в монастыре и неукоснительно их соблюдать.

2. Бережно относиться к сохранности монастырского гостиничного имущества и соблюдать правила противопожарной безопасности.

3. Вести себя скромно, иметь достойный внешний вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.

4. Прибывшие более чем на одни сутки, со вторых суток обязаны выполнять посильные работы по благословению отца наместника.

5. Наводить и поддерживать порядок в помещении гостиницы.

Максимальный срок проживания в гостинице трое суток. Свыше этого срока проживание в гостинице разрешается только с личного благословения отца наместника.

Все возникающие вопросы решать через брата rостиничного.

Лица виновные в нарушение правил поведения из монастырской гостиницы выселяются и покидают монастырь.

По благословению наместника обители, монахи и послушники монастыря несут послушания по проведению безоплатных экскурсий. Начало проведения экскурсий — монастырская площадь. Периодичность — по мере комплектования групп. В связи с тем, что братия кроме экскурсий несут иные послушания, просим прощения за возможное время задержки начала экскурсионного рассказа. В связи с тем, что после экскурсии группы поднимаются в главный храм монастыря, о внешнем виде паломникам следует позаботиться до её начала (в частности, косметика неприемлема, т.к. оставляет следы на иконах).

Распорядок дня паломников смотрите на сайте монастыря

.

Труднику[править]

Кто хочет приехать обитель потрудится: при себе иметь паспорт, ценных вещей с собой не брать. Можно привезти с собой свою рабочую одежду и обувь, в которой Вы будете работать. Приехав в обитель прежде всего, необходимо взять благословение у наместника — о. Силуана, или благочинного — о. Флавиана (или его помощника — о. Мелетия).

Быть готовым к тому, что придётся много работать и стараться поменьше разговаривать.

До посещения монастыря ознакомление с Уставом обители — обязательно (см. на сайте)

.

Богослужения[править]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте обители

.

Как найти жилье в Бахчисарайском районе

Если ориентироваться на расположение достопримечательностей и планировать маршрут заранее, то как бы сделала я. Сначала бы остановилась в Бахчисарае на 2-3 дня, чтобы посмотреть достопримечательности в городе (Ханский дворец, Свято-Успенский монастырь, Чуфут кале и тд.) и близлежащей округе (Качи Кальон, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Бакла), далее еще на 2-3 дня можно переместиться в село Терновка, откуда удобно будет добираться до: Мангуп-Кале, Эски-Кермен, монастырь Шулдан. И по данному плану ориентироваться на поиск жилья.

Жилье в Бахчисарае

В Бахчисарае ситуация с отелями так себе, можно найти парочку гостевых домов через популярные поисковики отелей, например, Hotellook.

Для поиска частных объявлений в Бахчисарае (квартира/комната) советую воспользоваться Суточно.ру: 10+ вариантов размещения и безопасное бронирование. Плюс мой вам подарок — 1000 руб на первую поездку при регистрации по этой ссылке!

Жилье в Терновке и Залесное

Если Бахчисарай — это достаточно крупный населенный пункт, арендодатели которого стремятся хоть как-то заявить о себе в интернете. То жители сел Залесное и Терновка — это скорее тот вариант, когда лучше искать жилье на месте. В Залесном еще можно на сегодняшний день (2019 год) найти хотя бы 1-2 объявления на том же Суточно.ру, то в Терновке дела совсем плохи.

Как я ищу недорогое жилье в своих поездках

Расскажу личный опыт, как мы искали жилье в селе Залесное:

После посещения Мангуп-Кале снова зарядил дождь, теперь уже без остановок, поэтому о поездке в Эски-Кермен пришлось задуматься всерьез. По пути я увидела указатель “Эски-Кермен – 12 км”, что совсем расстроило. Можно было остановиться у подножия Мангупа (в селе Ходжа Сала сдают комнаты), но из-за ливня люди совсем попрятались по домам и спросить о цене было не у кого.

Так мы дошли до озера и спрятались под крышу одной из беседок, чтобы перекусить тем, что было в рюкзаке: еще в Симферополе мы купили еды перед поездкой. Только сейчас я поняла, что жутко хочу есть и спать, бессонная ночь все сильнее давала о себе знать. Нет, решено, в Эски-Кермен мы не поедем сегодня, лучше вернемся обратно в с. Залесное и попробуем найти недорогую комнату, там не слишком туристическое место. Мы вновь натянули на себя дождевики и потопали по дороге. Если по пути я через забор видела “живые души”, тут же интересовалась, кто в селе может сдавать комнаты и по какой цене. Все единогласно отправляли нас в центр к магазину, где обычно бывает много народу (на карте отмечено, как остановка в Залесном).

Сразу за остановкой и был тот самый магазин. На веранде перед ним сидело несколько человек, в основном женщины. Я обратилась к компании с тем же вопросом о недорогом варианте. Женщины тут же зашевелились и стали вспоминать, кто в Залесном мог бы сдавать жилье.

Припомнили какого-то мужчину и тут же стали ему звонить. Оказалось, у него уже снимают. Затем вспомнили женщину, и ей тоже позвонили. Она сдавала комнату, но уж слишком дорого. Даже сами жительницы села возмутились цене в 1000 рублей за ночь. Мы уж хотели идти дальше искать самостоятельно, как одна из женщин попросила подождать. Она набрала чей-то номер, после короткого разговора спросила у нас, согласны ли мы на комнату в доме с бабушкой — 500 рублей? Я кивнула и нам указали дорогу, до какого дома нужно дойти.

Бабуля оказалась очень приятной и словоохотливой. В доме она живет одна, но принимать у себя никого не горит желанием. Только в связи с финансовыми затруднениями на тот момент, решила сделать исключение. Тем более всего на одну ночь.

Мы помылись, выстирали всю сырую одежду, после чего бабушка поставила для нас горячий чайник и угостила кизиловым вареньем с печеньем. Вечер долго не затянулся, потому что безумно хотелось спать. Бабуля сразу предупредила, что автобус из Залесного до Севастополя отходит в 8:30 утра. Сама она утром собиралась уехать в церковь, поэтому будить нас пришла ее соседка.

Итог: жилье можно найти в любом селе Крыма и недорого, достаточно просто поспрашивать местных. В более населенных местах дело обстоит может быть чуть проще. Цены, конечно, относительны, зависит от сезона и жадности самого хозяина.

Карта ключевых мест Бахчисарайского района

Ниже на карте указаны все ключевые места: автостанции, села, достопримечательности Бахчисарая и окрестностей. Мы побывали не везде, но для вас (и себя) я отметила самые интересные точки района. Если есть, чем дополнить, делитесь в комментариях.

Ханский дворец в Бахчисарае

Как добраться:

От автостанции можно пройти пешком порядка 2 км или прямо на автостанции сесть в маршрутку (спросите до Ханского дворца или до пещерного монастыря), 10 рублей и вы на месте.

По пути прогуляетесь по старой части города с узкими улочками, скалами-стенами на заднем фоне и старенькими домиками.

Стоимость билетов в Ханский Дворец:

1. Историческая экспозиция Ханского дворца: — взрослые 300 руб. — учащиеся 150 руб. — пенсионеры 200 руб.

2. Фонтанный дворик / Художественный музей / Бани Сары Гузель / Ханская ложа / Соколиная башня (за каждый отдельно): — взрослые 100 руб (с экскурсией 150 руб) — учащиеся и пенсионеры 50 руб (с экскурсией 100 руб)

3. Комплексный билет в Ханский дворец со всеми некоммерческими выставками (только для групп от 10 чел) — 500 руб.

Время работы:

Экспозиции: с 9.00 до 18.00, без выходных Центральная касса: с 9.00 до 17.30

Неподалеку от Ханского дворца на противоположной стороне улицы можно встретить Александра Сергеевича Пушкина. Поздоровались, пошли дальше.

Свято-Успенский пещерный монастырь

Мы остановились на небольшой площадке с сувенирными лавками и указателем к кассам. До монастыря осталось метров 500 в гору.

Стоимость билета:

Бесплатно. В кассе можно записаться на групповую (бесплатную) экскурсию. Говорят, что самостоятельный осмотр невозможен, но мы прошли мимо кассы и нам никто не препятствовал далее.

Время работы монастыря:

С 09.00 до 19.00 ежедневно

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]