Обязательны ли уроки православия и другой религии в школе?
В российских школах могут быть введены уроки православия или другого вероисповедания, но в силу Конституции РФ и закона № 125-ФЗ дети посещают их только с согласия родителей или опекунов, а также если они сами этого хотят.
Россия — светское государство. Об этом говорится в ст. 14 Конституции РФ. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Соответственно, против воли обязать изучать православие или другое божественное учение нельзя.
Добровольность в выборе школьниками вероисповедания устанавливается ч. 5 ст. 3 закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ. Запрещено вовлекать малолетних в религиозные объединения, обучать религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Важно! Если вашего ребенка принуждают изучать посещать уроки православия, буддизма или другой религии, ссылайтесь в жалобах на эту норму закона. Она четкая и не может толковаться двояко.
Между тем ст. 4 закона № 125 устанавливает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования относится разработка и реализация образовательных программ с учетом особенностей региона проживания. Соответственно, на местном уровне органы образования могут включать в общероссийскую программу обучения дополнительные предметы для школьников. К примеру, на Кавказе преподают языки и историю народов, населяющих регион («История Чечни», «Кабардинский эпос» и т. п.).
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Светский характер общего образования в Российской Федерации». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Чему учат наших детей на уроках религии
Православие в школах дети проходить будут, но православные ценности им навязывать никто не собирается.
С этого учебного года по распоряжению правительства в школах ввели новый предмет — «Основы мировых религиозных культур». Значит ли это, что в России теперь официально появился «Закон Божий»? И вообще нужен ли этот предмет да еще в формате школьной обязаловки? Корреспонденты «Комсомолки» Елена Кривякина и Андрей Моисеенко отправились на урок в одну из школ Москвы.
«ПРАВОСЛАВИЕ — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ»
Школу мы выбирали не сами. Нам ее порекомендовали в столичном Департаменте образования. Школа № 1747 не простая, а с этнокультурным (русским) компонентом образования. Впрочем, учатся здесь не только русские.
— Кого у нас только нет: и осетины, и лезгины, корейцев много, правда, все хорошо говорят по-русски. А еще несколько лет назад как бывало: приходят в нашу школу выходцы с Кавказа и из Средней Азии, прочтут, что школа с этнокультурным компонентом, и разворачиваются, идут в другую. Ну и слава богу, думали мы, — рассказывает нам одна из учительниц, попросив не называть ее имени.
Какую из религий взять за основу нового предмета, учителя решали вместе с родителями. Из шести вариантов папы и мамы, решив не будить лихо, выбрали нейтральный — «Основы мировых религиозных культур».
— Православие — дело семейное. Хотят глубоко изучать православие — пусть идут в православные школы. У нас еще ничего, а вы посмотрите, что, например, в Восточном округе творится! Сколько там детей мигрантов. В некоторых школах русский язык уже стали преподавать как иностранный! Какое тут православие! — замечают учителя.
— На уроке мы будем проходить тему «Религия и культура», — сообщает четвероклассникам юная обаятельная учительница Юлия Пермякова.
У нее в руках и на столах у детей цветные ксерокопии страниц из учебника.
— Книгами по предмету пока не обеспечены. Мы его сами отксерили, — поясняют нам…
КОРАН, ДАЦАН И ГУСИНЫЕ ПЕРЬЯ
— Какие заповеди вы знаете? — спрашивает у ребят учительница.
— Чти отца и мать! — раздается в ответ.
— Правильно. А чего делать нельзя?
Дети с трудом пытаются вспомнить.
— Упоминать бога! — выпаливает один из мальчишек, видимо, забыв слово «всуе».
— Спорный вопрос, — улыбается учительница.
Дальше — главное.
— Религия может объединить и бедняка и богача, который купается в земных благах! — внушает учительница.
Собственно, предмет для того и ввели, чтобы объяснить детям, что мир многогранен, что одна вера не должна враждовать, с другой, что нужно быть толерантными. На интерактивной доске появляются изображения религиозных сооружений. Дети должны объяснить, чем мечеть, синагога и дацан отличаются от православного храма.
— Я могу сказать про мечеть! — поднимает руку одна из девочек. — Вечером около шести часов их, так сказать, отец заходит в одну из башен и читает молитвослов!
— Коран, — поправляет учительница.
— Да, Коран! — сообщает девочка.
— Ксюша была в Арабских Эмиратах. Наши дети много путешествуют, — поясняет учительница.
— Дети, у христиан — церковь, у мусульман — мечеть, у иудеев — синагога, у буддистов — дацан, — в который раз как мантру повторяет учительница. — У церкви наверху крест, у дацана крыша по углам загнута вверх.
Кстати, после урока мы спросили у ребят, кто такие иудеи. Самый близкий к правильному ответ: «Мы их летом видели в Иерусалиме».
Потом учительница рассказывает, как тяжело было первым христианам переписывать священные книги от руки. Вспоминает монахов Кирилла и Мефодия — изобретателей кириллицы. Чтобы ребята могли это прочувствовать, учитель раздает на класс четыре гусиных пера, баночки с чернилами и предлагает каждому написать: «Россия», «храм», «православие», «Москва». Детям идея нравится. Но урок не резиновый, а пером писать — не авторучкой. По нашим наблюдениям, успели «окунуться в древность» человек восемь из 22 учеников.
— Повторите, как называется религиозное сооружение у буддистов? — уже, наверное, раз в пятый спрашивает учительница.
— ДОцЕн! — чуть ли не хором ошибаются ученики.
Православие в школах дети проходить будут, но православные ценности им навязывать никто не собирается.
РЕЛИГИЯ «СЪЕЛА» УРОК РУССКОГО
Чтобы начать преподавать «Основы религиозных культур…», Юлии Пермяковой, как и другим учителям, пришлось пройти курсы повышения квалификации. Проводили их не священники, а светские педагоги. А вот как вести сами уроки, никто особо не объяснял. Положились на творческий подход учителей. Часы на новый предмет в 1747-й выкроили из уроков русского языка. Дополнительно ввести новый предмет нельзя, нормативы не позволяют.
— То есть «жи-ши» мы теперь, условно, проходим не пять часов, а четыре, — поясняет Юлия Пермякова.
— Это был важный час? — уточняем.
— Да, важный. Но тут уже все зависит от мастерства учителя: пострадает та или иная дисциплина или нет.
Большинство ребят в классе — представители титульной нации, но из их родителей более-менее регулярно посещают храм лишь три-четыре человека. Остальные грамотных представлений о какой либо религии не имеют. Приглашать к детям священников в школе пока не собираются. Экскурсии в церкви также не планируются.
— У нас есть батюшки, которые готовы дать учителям любую консультацию. Но приглашать их в школу постоянно вести уроки — это лишнее, — объясняет директор школы Марина Сотникова…
МНЕНИЯ
ЗА
Любовь нужно преподавать!
Дети нынче невероятно подкованы. Они без малейшего труда управляются с айфонами, айпадами, знают нюансы андроида и всевозможных приставок и примочек. Они читают умные книжки, могут без труда раздобыть любую информацию в Интернете, стильно одеваются, ездят в загранпоездки и довольно хорошо говорят на иностранных языках. Одним словом, к взрослой жизни готовы и место под солнцем себе найдут. Но за всей этой мишурой забывается главное. Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются? В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета. Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются. Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять — десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож. Уроки религии в школе — пусть маленький, но все же шажок в этом направлении.
Елена КРИВЯКИНА
ПРОТИВ
Лучше дайте больше времени на таблицу умножения
Мне непонятно, почему «Основы религиозной культуры…» (не важно какой — православия, буддизма, ислама…) решили изучать в начальной школе. У меня у самого дети — четвероклассники. Это совсем маленькие люди. Они еще безоговорочно верят взрослым — родителям и учителям. В их головы можно накрепко вбить что угодно. Например, что есть «правильная» вера и все остальные. И поэтому одни люди заслуживают уважения, а других можно и вовсе не считать таковыми. Кем выйдет школьник после такого урока, зависит только от личных взглядов и педагогического мастерства учителя.
А кто учитель? Для «Основ…» их «слепили» за пару недель из учителей-гуманитариев, тех, кто захотел получить дополнительные часы и, следовательно, дополнительный заработок. На региональных курсах их переподготавливали тьюторы — тоже наспех наученные в Москве педагоги. Фундаментальный подход, ничего не скажешь.
И еще: религия — тонкая материя, которая окутывает многие сферы жизни человека. Как вместить ее в курс, идущий по одному уроку в неделю? Лучше дайте малышам больше времени на зазубривание разнообразных «жи-ши» и таблицы умножения. А о религии ребенок гораздо больше узнает летом, когда поедет с родителями в отпуск и увидит православные храмы Киева или Владимира, побывает на Святой земле Иерусалима или окунется в воды Ганга.
Андрей МОИСЕЕНКО
Никто не хотел выбирать
А после похода наших журналистов в школу мы пригласили в редакцию авторов учебников по новому предмету, экспертов и религиозных деятелей, чтобы подвести итоги первого месяца обучения
Вывод из бурного разговора, на мой взгляд, один: запущен очень сырой курс. И пока непонятно, чего в итоге будет больше. Пользы от того, что с трудом рожденные «Основы религиозной культуры и светской этики» (на педагогическом сленге уже называемого по аббревиатуре — ОРКСЭ) все-таки стали преподавать? Или вреда от того, что один из самых сложных предметов взвалили на плечи учителей, не обеспечив ни нужными методиками, ни учебниками в достаточном количестве, снова понадеявшись: наши педагоги, приученные «сеять разумное, доброе, вечное» и тут сдюжат, разберутся, прикроют собой огрехи чиновников.
Вот такие листы заявлений с уже проставленным модулем раздавали родителям в одной из подмосковных школ.
ШЕСТЬ УРОКОВ ДЛЯ ОДНОГО
Как-то так получается, что наши люди, если на них не давят и ими не понукают, оказываются разумнее, мудрее власти, которая хочет их облагодетельствовать. Когда новый предмет только разрабатывали, нас убеждали: ОРКСЭ будет учить толерантности, учитывая интересы всех граждан многоконфессиональной страны. Поэтому в конце концов предмет и приобрел форму шестиголового чудища. В одном курсе собрали модули «нейтральные» — «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» и модули, посвященные четырем традиционным религиям России, — «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры».
В идеале, напомню, схема преподавания предлагалась такая: ребенок вместе с родителями выбирает модуль, который ближе их семье. А школа обеспечивает преподавание именно его. Скажем так: если в классе десять детей из православных семей, семь — из мусульманских, шесть — из тех, которые не декларируют открыто приверженность определенной религии, один — из буддистов и один — из иудеев, то в школе ОРКСЭ идет в виде пяти уроков. На одном сидят те, кто слушает модуль про основы православия, на другом — те, кому по душе светская этика или основы мировых религиозных культур… И так далее.
Психологи уже тогда говорили: ни к чему хорошему такое разделение не приведет. Наоборот, подчеркнет различия среди одноклассников. Не сгладит углы, а выпятит.
Слава Богу (общему и единому) — в жизни такого разделения не произошло. Я не знаю ни одного класса в стране, где бы учителя вели сразу несколько модулей. Если у вас такой класс, пожалуйста, напишите нам в «КП» и расскажите, как у вас с таким делом справляется педагог (адрес).
Но причина не в психологии и не в понимании того, что разделение детей по разным аудиториям межнациональную и межконфессиональную дружбу не укрепляет. Школам при таком варианте элементарно не хватает денег на зарплаты учителей, да и самих педагогов мало. С ОРКСЭ в идеальном варианте выходило бы так: если один учитель ведет несколько модулей — ему нужно платить за несколько уроков, пусть даже на уроке сидит один ученик. А как это сделать при условии нормативно-подушевого финансирования, когда в основе расчета зарплаты — человекочасы?!
На ОРКСЭ бросили где учителей ОБЖ, где историков, где преподавателей мировой художественной культуры, где просто переподготовили на курсах при институтах повышения квалификации учителей начальной школы (предмет-то проходят в 4-м классе). У них и своих забот выше крыши.
В результате в лучшем случае какой модуль выбрать, решали всем классом. В худшем решение спускалось сверху. Таким образом в Ингушетии все школьники «выбрали» «Основы исламской культуры». В Чечне — примерно такой же результат, только около сотни ребят получили возможность изучать «Основы православной культуры». В Татарстане поступили тоньше. Республика, которую прежде обвиняли в исламизации всех сфер жизни, наверное, после нескольких ваххабитских терактов против авторитетных имамов, придерживающихся канонов традиционного ислама, вся как один выбрала «Основы светской этики».
Во многих регионах, в том числе и в Москве, мудрые родители выбрали светскую этику. Даже верующие. Они справедливо предположили: своей религии лучше пусть учат батюшки в воскресной школе, чем наспех проштудировавшие курс учителя.
РАЗДЕЛИЛИСЬ
В итоге страна снова разделилась. По модулям. Идея познакомить ребят с культурно-нравственными особенностями всех основных религий России скукожилась до шести уроков. Столько в программе заложено на беглое знакомство с другими, не входящими в выбранный модуль, направлениями. (Всего курс рассчитан на 34 урока.)
Но неожиданно для меня участники «круглого стола» в «КП» посчитали, что такое разделение не так уж плохо.
— Если ребятам ОРКСЭ поможет проникнуться «своей» религией — той, которую исповедуют в их семьях, — они и к представителям других культур будут относиться с большим уважением. Культурный человек — толерантный человек, — считает зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Игорь Метлик.
Другой вопрос: потянут ли ее учителя? Похоже, далеко не все. Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагоги должны были прослушать в институте повышения квалификации курс — 72 часа. Всего две недели на постижение глубин православия, ислама, иудаизма и основ всех религий?! (Учителя по идее после курсов должны быть готовы провести на «отлично» любой из шести модулей.) В результате кое-где преподавание культурологического предмета превратилось в «Закон Божий»: его сельской учительнице — прихожанке местной церкви провести проще.
— Проблема в психологической неготовности учителей к преподаванию совершенно нового предмета, — рассказывает руководитель центра образовательных проектов издательства «Просвещение», автор книги для родителей по новому предмету Александр Данилюк. — Курсы повышения квалификации, которые проводились и сейчас проводятся Минобрнауки, не охватывают того количества преподавателей, которое нужно.
В результате в Курске на уроке по «Основам православной культуры» я слышал, как учительница говорит детям: «Если вы будете есть мясо в пост, то вы попадете в ад». С точки зрения традиций она права. Но педагог не учитывает детское восприятие. В итоге одна девочка из класса вообще перестала есть мясо.
У учителей, вышедших 1 сентября к доске, до сих пор нет даже официально одобренных методичек. Учителя выкручиваются сами. Итог? В одном из пособий, сотворенных местными авторами, детям предлагается заполнить таблицу, в которой перечисляются 7 заповедей: не укради, не лги, и т. д. И среди них — не прелюбодействуй. И объяснить, почему этого делать нельзя. Это в 4-м классе…
— Техническое задание на разработку методических пособий для курса ОРКСЭ поступило от Минобрнауки только полтора месяца назад, — объясняет Данилюк. — В декабре мы должны закончить их и согласовать с представителями всех конфессий. Это фантастически сжатые сроки!
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
ДОСЛОВНО
«Курс «Основы религиозных культур и светской этики», который с сентября 2012 года включен в обязательную часть программы четвертого класса, должны преподавать профессиональные педагоги, а не теологи. Я обращаю внимание на то, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. Они могут приглашаться, это нормально абсолютно, но это все-таки светский курс, а не теологический курс», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа.
Глава правительства поручил руководителям регионов СКФО взять контроль над ситуацией и подготовить необходимые предложения.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Поспешили?
— Изначально и мне, и многим коллегам казалась сомнительной идея давать этот предмет в 4 — 5-м классах. Лучше было его перенести хотя бы на 6-й класс, после того как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше, — считает автор учебника по «Основам иудейской культуры» Михаил Членов. — Представить религию как культурно-нравственное учение в младшей школе очень трудно.
Может, стоило не спешить? Плохо или хорошо, что ОРКСЭ пошли повсеместно? Не стоило ли годик подождать и потом уже «ударить из всех орудий»? Наши эксперты говорят: нет. Во-первых, и без того во многих регионах предмет, аналогичный «Основам…», есть. Причем кое-где он действительно по программе напоминал «Закон Божий». Нужна была единообразная культурологическая программа,единообразный подход.
Да, признают специалисты, четвероклашкам и их учителям в этом году будет гораздо труднее, чем тем, кто придет следом. Но даже преподаваемый «на коленке» курс ОРКСЭ лучше, чем его отсутствие.
— Мы только закладываем основы нормальной системы, которая выстроится через 5 — 10 лет, — объясняет Александр Данилюк. — Кто-то говорит, что мы в школу вводим религию. Это не так. Что такое религиозное воспитание и образование? И что такое культурологическое образование? Религия — это единство веры и культа. Где есть культ — есть религия. Если культа нет, то и религии нет. Даже если там говорят о Боге. В Гимне России есть строчка: «хранимая Богом родная земля». Можно ли говорить, что исполнение гимна — религиозный культ? В учебниках есть слова о Боге, о молитвах, опубликованы иконы — но это часть нашего культурного наследия.
— Мы никогда не добьемся того, чтобы введение какого-то нового предмета поддержало 100% населения, — говорит Игорь Метлик. — Но есть данные опросов Общественной палаты и Академии госслужбы по результатам апробации курса в 21 регионе страны. От 80 до 90% родителей посчитали, что он полезен.
Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.
ВОПРОС ДНЯ
Чему могут научить детей уроки религии?
В российских школах начали преподавать новый предмет — «Основы мировых религий».
Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:
— Дети смогут лучше изучить историю своей страны, классику русской и зарубежной литературы, ведь религия — это часть мировой культуры. Единственно, должны появиться профессиональные преподаватели этого предмета.
Алексей ОВЧИННИКОВ, лучший учитель России 2011 года:
— В будущем эти знания помогут быть терпимее к представителям других религий.
Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:
— Подобные уроки расширяют познания, ведь религия сыграла в истории человечества великую роль. Это очень важно для понимания многих вопросов, в том числе и исторических событий.
Александр ФЕДОРОВ, ректор Педагогического университета (Нижний Новгород):
— Вряд ли эти уроки смогут дать глубокие знания в истории религии, поскольку преподаются в начальной школе. Но ведь это только первый этап проекта, который, уверен, будет меняться.
Светлана ИВАНОВА, актриса (сериал «Вербное воскресенье»):
— Подобные уроки научат думать. Религия — это реальность нашей жизни. Мы с ней живем, даже если о ней не думаем.
Аркадий БАБЧЕНКО, писатель:
— Лишь бы на этих уроках не было никаких оценок! Двойка по религии — прямой путь в еретики!
Отец КОНСТАНТИН, настоятель храма Крестовоздвижения:
— Церковь не учит — церковь помогает понять. В любом случае подобные уроки должны рассказывать не только о православной вере, но и о других конфессиях, о мировой истории веры.
Татьяна ЛЕБЕДЕВА, олимпийская чемпионка:
— Я жду, что моему ребенку расскажут о духовном становлении человека с древних времен до наших дней. Как зарождались религии, как изменялось сознание людей. Но ни в коем случае не вдалбливали в него веру. Чтобы фанатиков от религии не допускали до класса. Зная нашу любовь к перегибам, думаю, такое тоже возможно.
Екатерина, слушательница Радио «КП»:
— Трудно говорить или спорить о Боге, не зная историю религии.
Ирина, читательница сайта KP.RU:
— Надеюсь, что ЕГЭ по этому предмету не введут.
Уже месяц в школах преподают «Основы религиозной культуры». Что изменилось?
Обучение какой религии может проводиться в школе?
Принимая во внимание многоконфессиональность страны, теоретически можно преподавать в школах любую официальную религию. Познания в этой сфере в большинстве школ даются в виде факультативов — во внеурочное время, по желанию учеников.
Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram
Чтобы привить подрастающему поколению правильное восприятие в отношении религии, в проекте Федерального образовательного государственного стандарта (ФГОС) на 2021 год определен следующий предмет: «Основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы религиозных культур народов России или светской этики». В соответствии с указанной программой родителям предоставляется право выбрать одну из перечисленных религий для обучения ребенка.
Основные понятия, связанные с религиозным воспитанием и просвещением
В настоящее время вопрос религиозного воспитания является одним из наиболее актуальных и сложных. Данная проблема вызывает большой интерес не только со стороны педагогов, но и со стороны общества.
Религия – это одно из направлений общественного сознания, представленное сложившимися и устоявшимися убеждениями, которые предусматривают безусловную преданность конкретной идее, закону, ценности или принципу.
Воспитание – это процесс передачи жизненного опыта подрастающему поколению и формированию норм и правил поведения, принятых в обществе.
Определение 1
Религиозное воспитание – организованный процесс, направленный на духовно-нравственное совершенствование личности и способствующий ее развитию через определенную веру (в вечную жизнь, бесконечную любовь, совершенство и т.д.), привитую различными социальными институтами и проявляющуюся в во всех сферах общественной жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Религиозное воспитание в школе 450 руб.
- Реферат Религиозное воспитание в школе 230 руб.
- Контрольная работа Религиозное воспитание в школе 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Воспитательный потенциал религиозного воспитания основан на том, что её фундаментом является целостность знания и веры, которые способствуют выработке у учащихся ценностных ориентаций, помогают самоопределиться в жизни.
Одним из основных элементов религиозного воспитания является религиозное просвещение, основная функция которого – это трансляция специфических знаний в области религии. Религиозное просвещение может осуществляться только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку (священнослужители). Под специфическими знаниями в области религии понимают разнообразные религиозные доктрины: ценности, образ жизни и мироощущение.
Задачи религиозного воспитания и просвещения
Основные задачи религиозного воспитания заключаются в следующем:
- Формирование этичной личности. Под этикой в рамках религиозного воспитания понимают ответственность перед окружающими людьми, в широком смысле ее понимания. Человек может чувствовать ответственность за других людей, только в том случае, если он способен к эмпатии. Именно поэтому религиозное воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у ребенка милосердия, доброты и умения сострадать. Важно научить ребенка не просто совершать акт милосердия, а получать от этого реальное удовлетворение.
- Формирование духовно-нравственных качеств личности каждого ребенка – направлено на усвоение и принятие религиозных знаний и правил, овладение навыками нравственного поведения.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Задачи религиозного воспитания находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Духовно-нравственные качества личности являются основой для милосердия. Именно поэтому с самого появления религиозного воспитания в школах (гимназиях, лицеях), основной его целью было сформировать у ребенка устойчивый нравственный характер.
Замечание 1
Таким образом, религия в процессе воспитания призвана духовно «укреплять» конкретные мысли, жизненные устои, принципы и нормы поведения.
Религиозное воспитание, несмотря на всю его противоречивость, очень важно, так как именно оно способно сделать человека человеком, научить современных граждан быть в первую очередь людьми. Однако важным является и тот момент, что нельзя насильно заставлять идти человека по конкретному религиозному пути. Каждый должен сам «придти» к той религии, которая ему ближе и понятнее, либо вовсе отказаться от какой-либо религии.