Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто можно увидеть такую картину, человек который произносит молитву что-то перебирает в руках. По виду – это бусины, нанизанные на нитку. Их называют четками. Необходимо помнить о том, что это орудие молитвы, а никак не эстетическая деталь.

О чётках

Назва­ние «чётки», согласно В. Далю, про­ис­хо­дит от слов: счи­тать, честь (отсчи­ты­вать), обо­зна­чая, таким обра­зом, при­спо­соб­ле­ние для счёта – нитку бус или ремень с узлами – для счета молитв и покло­нов. Кожа­ные чётки назы­ва­ются – лестовка. Внешне чётки пред­став­ляют ни что иное, как шарики (матер­ча­тые, стек­лян­ные, янтар­ные, дере­вян­ные и др.), нани­зан­ные на шнурок и увен­чан­ные кре­сти­ком. Лестовка же пред­став­ляет собой круг­лый ремень, у кото­рого вместо креста нахо­дятся четыре лапостка, а между ними семь пере­дви­жек и девять сту­пе­нек кожа­ных и 100 так назы­ва­е­мых «бабо­чек» (или иной вари­ант – «бобо­чек»). Лестовка по своему назна­че­нию сов­па­дает с чёт­ками, служа также для счета молитв и покло­нов; она сохра­ни­лась в оби­ходе ста­ро­ве­ров и еди­но­вер­цев, хотя не воз­бра­ня­ется поль­зо­ваться ею и в нашей Церкви. На неко­то­рых изоб­ра­же­ниях (напри­мер, на извест­ной иконе моле­ния на камне) в руке пре­по­доб­ного Сера­фима видна именно лестовка. По цер­ков­ному пре­да­нию, про­то­ти­пом лестовки послу­жила вер­вица – вере­воч­ная петля с навя­зан­ными на ней узлами, слу­жив­шая для отсчета числа Иису­со­вых молитв. Поэтому другое ее назва­ние – чётки, то есть при­спо­соб­ле­ние для отсчета. Вве­дены чётки в обиход еще святым Васи­лием Вели­ким (по иным источ­ни­кам – Пахо­мием Вели­ким и даже святым Анто­нием, но в любом случае – очень давно, в первые века хри­сти­ан­ства) для негра­мот­ных мона­хов, выпол­няв­ших молит­вен­ное пра­вило не по книгам, а по опре­де­лен­ному числу молитв Иису­со­вых. Ника­кого дру­гого назна­че­ния – ни прак­ти­че­ского, ни сим­во­ли­че­ского – они не имели. У нас же, на Руси, вер­вица пре­вра­ти­лась в лестовку – лест­ницу на небо. Ее части – сту­пени – так и назы­ва­ются: «земля», «небо»; все части полу­чили важное сим­во­ли­че­ское зна­че­ние; из про­стого при­спо­соб­ле­ния для счета вер­вица пре­вра­ти­лась в важ­ней­ший инстру­мент молитвы.

Лестовка пред­став­ляет из себя пле­те­ную кожа­ную (или, в позд­нее время, тря­пич­ную или дер­ман­ти­но­вую) ленту, сшитую в виде петли. Зна­ме­нует одно­вре­менно и лествицу (лест­ницу) духов­ного вос­хож­де­ния от земли на небо, и замкну­тый круг, образ вечной и непре­стан­ной молитвы. Упо­треб­ля­ется лестовка для облег­че­ния под­счета молитв и покло­нов, поз­во­ляя сосре­до­то­чить вни­ма­ние на молит­вах. Устрой­ство лестовки отве­чает прак­ти­че­ским потреб­но­стям бого­слу­же­ния (напри­мер, при 40 или 12-крат­ном про­из­не­се­нии молитв), но в то же время оно имеет сим­во­ли­че­ское тол­ко­ва­ние. На ленте име­ется 100 про­стых сту­пе­ней, назы­ва­е­мых «бобоч­ками». Кроме того, име­ются еще три сту­пени в начале, три в конце и три «вели­ких» сту­пени в сере­дине, кото­рые купно озна­чают девять чинов ангель­ских. Начало и конец лестовки отме­чены про­ме­жут­ками без сту­пе­ней, сим­во­ли­зи­ру­ю­щими небо и землю. «Вели­кими» сту­пе­нями лестовка раз­де­лена на четыре нерав­ных участка: от «земли» до первой вели­кой сту­пени – 12 сту­пе­ней, что озна­чает 12 апо­сто­лов. С первой вели­кой сту­пени по вторую вклю­чи­тельно – 40 сту­пе­ней. Это озна­чает 40-днев­ный пост Гос­пода Иисуса Христа. До тре­тьей вели­кой сту­пени – 33 сту­пени, озна­ча­ю­щие 33 года земной жизни Гос­пода. После тре­тьей вели­кой сту­пени и до «неба» идут 17 про­стых сту­пе­ней, озна­ча­ю­щих 17 вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв о Христе. В месте соеди­не­ния концов ленты при­ши­ва­ются четыре окан­то­ван­ных тре­уголь­ных «лапостка» (лапоска, иногда – ладонки), кото­рые часто укра­шают бисе­ром и вышив­кой. Они озна­чают четы­рех еван­ге­ли­стов, а окан­товка – еван­гель­ское учение. Под лапост­ками нахо­дятся пере­движки – семь нани­зан­ных на ленту пря­мо­уголь­ни­ков, по числу семи таинств цер­ков­ных. Эти пере­движки озна­чают и семь полных лесто­вок, кото­рые каждый бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин должен отмо­лить в тече­ние дня. Это прак­ти­че­ское зна­че­ние пере­дви­жек – отсчет коли­че­ства отмо­лен­ных лесто­вок – в изде­лиях совре­мен­ной работы отсут­ствует, так как пере­движки сде­ланы лишь сим­во­ли­че­ски, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до пере­дви­жек трудно добраться.

Кроме обыч­ной 109-сту­пен­ча­той лестовки встре­ча­ются лестовки на 150 сту­пе­ней, т. н. «бого­ро­дич­ные лестовки». Они имеют позд­нее про­ис­хож­де­ние и сде­ланы по образу като­ли­че­ского роза­рия. В ста­ро­об­ряд­че­стве имеют мини­маль­ное рас­про­стра­не­ние.

Изго­тов­ле­ние и худо­же­ствен­ное укра­ше­ние лесто­вок было и оста­ется одним из тра­ди­ци­он­ных ста­ро­ооб­ряд­че­ских реме­сел. Осо­бенно сла­ви­лась мона­стыр­ская работа. С исто­рией ста­ро­об­ряд­че­ства в Семе­нов­ском крае (Ниже­го­род­ская область) свя­заны два ста­рин­ных ремесла, каждое из кото­рых имеет свою исто­рию. Исклю­чи­тельно ста­ро­об­ряд­че­ским про­мыс­лом может счи­таться сейчас забы­тый лесто­воч­ный про­мы­сел. Он, несо­мненно, появился вместе с появ­ле­нием рас­кола в 1667 году, а может быть, и ранее.

Выдел­кой лесто­вок, или мона­ше­ских четок, в ста­ро­об­ряд­че­ских общи­нах в г. Семе­ново зани­ма­лось неболь­шое коли­че­ство семей, всего 10–15, не более, труд оста­вался чисто кустар­ным. Основ­ным мате­ри­а­лом для изго­тов­ле­ния лесто­вок слу­жила кожа мест­ной выра­ботки «юфтя», а на валики шла обык­но­вен­ная бумага. Укра­ше­нием слу­жили раз­лич­ные вышивки, начи­ная от раз­но­цвет­ной пряжи, бисера и кончая золо­том. Инте­ресно, что назна­че­ние лесто­вок самое раз­но­об­раз­ное. Ими поль­зо­ва­лись не только при чтении молитв. Напри­мер, при вен­ча­нии у бра­ку­ю­щихся в руках обя­за­тельно должны быть чётки, при этом исполь­зо­ва­лись самые кра­си­вые и доро­гие. Многие рас­коль­ники пода­вали лестовки вместе с разной мило­сты­ней – день­гами, хлебом, вещами и т. п. Старцы скитов с ними обычно не рас­ста­ва­лись ни на минуту, лестовки им слу­жили и ору­дием нака­за­ния «белиц» вместо плеток. (Кто читал заме­ча­тель­ную повесть «Бого­мо­лье» И. Шме­лева, может вспом­нить, какой трепет вызы­вала у маль­чика кожа­ная лестовка в руках суро­вой бабушки…) Суще­ство­вали также тра­ур­ные чётки. Весь кустар­ный лесто­воч­ный про­мы­сел в г. Семе­нове под­дер­жи­вал купец-бла­го­тво­ри­тель Нико­лай Алек­сан­дро­вич Бугров. Он скупал их в боль­шом коли­че­стве и раз­да­вал всем после­до­ва­те­лям «его веры», т.е. бег­ло­по­пов­цам. Часть лесто­вок рас­хо­ди­лась на месте по купцам-бла­го­тво­ри­те­лям, часть про­да­ва­лась в Нижнем Нов­го­роде, в Городце и на Ниже­го­род­ской ярмарке. Сейчас с этим забы­тым про­мыс­лом можно позна­ко­миться в Семе­нов­ском госу­дар­ствен­ном исто­рико-худо­же­ствен­ном музее.

В духов­ной прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви, как отме­чает совре­мен­ный автор (иеро­мо­нах Лонгин), нет стро­гого пра­вила, как молиться на чётках. Основ­ная молитва, кото­рой молятся на чётках, – Иису­сова молитва: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» или более корот­кие формы, самая корот­кая из кото­рых – «Гос­поди, поми­луй мя». В этой корот­кой молитве чело­век, име­ю­щий опыт насто­я­щей глу­бо­кой молитвы, нахо­дит всю пол­ноту и молит­вен­ных про­ше­ний, и молит­вен­ных бла­го­да­ре­ний, и молит­вен­ных воз­ды­ха­ний. Чётки в мона­ше­стве назы­ва­ются духов­ным мечом

и вру­ча­ются монаху при постриге для непре­стан­ной молитвы, для как можно более частого при­зы­ва­ния имени Божьего. В этом случае чётки явля­ются ору­дием (сред­ством) напо­ми­на­ния о непре­стан­ной молитве, сред­ством против рас­се­и­ва­ния ума. Чётки могут исполь­зо­ваться также для спе­ци­аль­ного молит­вен­ного пра­вила, кото­рое состоит из опре­де­лен­ного коли­че­ства Иису­со­вых молитв (сот­ница, дву­сот­ница и т.д.). В этом случае пра­вило чита­ется по осо­бому бла­го­сло­ве­нию, потому что в про­тив­ном случае можно впасть в состо­я­ние духов­ной пре­ле­сти и серьезно навре­дить своему духов­ному дела­нию. Тем более для про­стых мирян (немо­на­ше­ству­ю­щих) исполь­зо­ва­ние четок в молит­вен­ной прак­тике воз­можно только по бла­го­сло­ве­нию духов­ника и то более для напо­ми­на­ния о непре­стан­ной молитве, чем для спе­ци­аль­ного молит­вен­ного пра­вила, хотя послед­нее не исклю­ча­ется. Молитва на чётках не исклю­чает также воз­мож­ных вста­вок других молитв, напри­мер, на каждой боль­шой бусинке можно читать «Отче наш», или «Бого­ро­дице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близ­кую моля­ще­муся чело­веку, или же молитвы своими сло­вами, кото­рые изли­ва­ются из сердца чело­века и кото­рые пра­во­слав­ная духов­ная прак­тика не запре­щает, лишь бы сердце взы­вало к Богу. Но в любом случае на всякую молит­вен­ную прак­тику необ­хо­димо бла­го­сло­ве­ние духов­ника.

Молитва с чёт­ками должна быть неза­мет­ной для посто­рон­него глаза, исклю­че­ние могут состав­лять лишь мона­ше­ству­ю­щие, име­ю­щие на это особое бла­го­сло­ве­ние.

«Когда ново­по­стри­жен­ному монаху вру­ча­ются чётки, то про­из­но­сятся сле­ду­ю­щие слова…: «приими, брате, меч духов­ный, иже есть глагол Божий, ко все­гдаш­ней молитве Иису­сове: всегда бо имя Гос­пода Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, гла­голя присно: Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий; поми­луй мя, греш­наго». Здесь исполь­зу­ется изре­че­ние из Свя­щен­ного Писа­ния, слова апо­стола Павла (см. Еф.6:17), при­да­ю­щие чёткам некое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: в данном случае они назы­ва­ются «мечом духов­ным». И это очень спра­вед­ли­вое и мудрое срав­не­ние, хотя апо­стол Павел и отно­сил эти слова не к чёткам, не к молитве Иису­со­вой, а к силе хри­сти­ан­ской про­по­веди, кото­рая и явля­ется «духов­ным мечом». Но ведь зани­ма­ясь Иису­со­вой молит­вой, мы также про­по­ве­дуем слово Божие, про­по­ве­дуем истину как бы для самих себя и застав­ляем все свои душев­ные и телес­ные силы под­чи­ниться этой еван­гель­ской про­по­веди. Про­ти­во­ре­чия здесь ника­кого нет: дей­стви­тельно, чётки, необ­хо­ди­мые нам для совер­ше­ния Иису­со­вой молитвы, словно изоб­ра­жают этот духов­ный меч, пора­жа­ю­щий неви­ди­мых врагов. Все более или менее вни­ма­тельно, искренне, усердно зани­ма­ю­щи­еся этим делом – молит­вой Иису­со­вой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога мило­сти, про­ще­ния грехов и вечной бла­жен­ной участи, но и в момент духов­ной брани, вос­ста­ния на нас демо­нов пора­жаем их ею как неким мечом. Это насто­я­щее оружие, кото­рым мы обо­ро­ня­емся во время напа­де­ния врагов и сами нано­сим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вру­ча­е­мые ново­по­стри­жен­ному, сим­во­ли­че­ски названы духов­ным мечом.

Опи­ра­ясь на это уже суще­ству­ю­щее в цер­ков­ном обряде срав­не­ние, мы можем дерз­нуть отыс­кать и другие слова, изре­че­ния, повест­во­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, с кото­рыми ассо­ци­и­ру­ется это уди­ви­тель­ное свя­то­оте­че­ское изоб­ре­те­ние – чётки.

Прежде всего, чётки при­во­дят нам на память еван­гель­ский рас­сказ о том (см. Мф.21:12 и сл.), как Гос­подь наш Иисус Хри­стос, войдя в иеру­са­лим­ский храм, увидел там людей, тор­го­вав­ших скотом, кото­рый пред­на­зна­чался для жерт­во­при­но­ше­ний, и менял, раз­ме­ни­вав­ших деньги (также как будто бы по важной при­чине, ведь жерт­во­вать Богу можно было только спе­ци­аль­ные иудей­ские монеты, а монеты, при­над­ле­жав­шие язы­че­ским госу­дар­ствам, в том числе рим­скому, не под­хо­дили для этой цели – это было особо ого­во­рено в законе). И вот Гос­подь воз­му­тился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, бла­го­го­вейно пред­стоя перед Богом, они отвле­ка­лись от молитвы этой тор­гов­лей и общей суетой, совер­шенно для дома молитвы неумест­ной. Он стал опро­ки­ды­вать у менял столы и, сделав бич, как ска­зано по-сла­вян­ски – бич от вервий (Ин.2:15), начал изго­нять из храма и самих тор­гу­ю­щих, и скот, кото­рый они про­да­вали. Вы знаете, что иудей­ский храм состоял из дворов, нахо­дился под откры­тым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в наших храмах назы­ва­ется алта­рем) рас­по­ла­га­лись в отдель­ном здании. Так вот, чётки как раз и ассо­ци­и­ру­ются с этим бичом от вервий, и ассо­ци­а­ция эта, мне кажется, имеет довольно серьез­ное обос­но­ва­ние, потому что, молясь, мы дей­стви­тельно про­го­няем из своего сердца, из своей души «тор­гу­ю­щих» – все­воз­мож­ную нечи­стоту – «скот», под кото­рым можно пони­мать плот­ские стра­сти; тело же и дух чело­века, по учению апо­стола Павла, – это храм Божий (см. 1Кор.3:16–17).

Чётки также напо­ми­нают нам о притче Спа­си­теля о сея­теле (Мф.13:3–9). Рас­те­нию, вырос­шему на каме­ни­стой почве, не имев­шему корня и увяд­шему от сол­неч­ного жара, или тому, кото­рое погибло при дороге, или тому, кото­рое было заглу­шено тер­нием, можно упо­до­бить непра­виль­ную, нера­зум­ную молитву, от кото­рой чело­век в конеч­ном счете не полу­чает ника­кой пользы. Пра­виль­ное же упраж­не­ние в молитве (а наи­бо­лее полез­ной и пло­до­нос­ной явля­ется именно непре­стан­ная молитва (Иису­сова) можно срав­нить со сто­крат­ным пло­до­но­ше­нием. И дей­стви­тельно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содер­жится намек на то, что если мы будем усердно зани­маться этим дела­нием, то полу­чим во сто крат больше плодов по срав­не­нию с тем усер­дием, кото­рое при­ло­жим.

Все эти срав­не­ния, свя­зан­ные с внеш­ним видом чёток, нужны нам для того, чтобы воз­бу­дить в себе рев­ность к заня­тию Иису­со­вой молит­вой. Можно также найти некое сход­ство чёток – их узлов, кото­рые между собой соеди­нены, – с Хри­сто­выми узами, нало­жен­ными на Гос­пода нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Геф­си­ман­ском саду, связан и веден на без­за­кон­ный суд, на стра­да­ние и позор­ную смерть – рас­пя­тие. Поэтому, зани­ма­ясь молит­вой Иису­со­вой, мы должны с сокру­ше­нием вспо­ми­нать стра­да­ния Спа­си­теля, по край­ней мере ста­ра­ясь под­ра­жать Его сми­ре­нию, про­яв­лен­ному в те страш­ные страст­ные дни. И поскольку чётки увен­чи­ва­ются изоб­ра­же­нием креста, то, скорее всего, это срав­не­ние не напрасно и не искус­ственно, оно помо­гает понять зна­че­ние и внут­рен­ний смысл, кото­рый зало­жен в этом пре­крас­ном пред­мете, изоб­ре­тен­ном свя­тыми отцами. Апо­стол Павел гово­рит: прочее, труды да ник­тоже ми дает: аз бо язвы Гос­пода Иисуса на теле моем ношу (Гал.6:17). Конечно, под язвами Гос­пода Иисуса име­ется в виду крест, кото­рый апо­стол Павел, как и всякий хри­сти­а­нин, носил на себе. И на чётках мы также видим изоб­ра­же­ние креста, то есть язв Гос­пода Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, кото­рая также часть нашего тела), мы не должны зани­маться ника­кими про­чими тру­дами, кроме еди­ного уго­жде­ния Гос­поду, и в осо­бен­но­сти, Иису­со­вой молитвы. Это первое и самое важ­ней­шее дело, а прочее, труды да ник­тоже ми дает, потому что все осталь­ное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, вто­ро­сте­пенно. Таким обра­зом, и само устрой­ство чёток в виде свя­зан­ных узлов, напо­ми­на­ю­щих нам об узах Христа, и крест, вен­ча­ю­щий чётки, должны напо­ми­нать нам о Хри­сто­вом сми­ре­нии, с кото­рым мы должны совер­шать это вели­кое дела­ние ума, дела­ние Иису­со­вой молитвы.

Нако­нец, крест окан­чи­ва­ется кистью – так назы­ва­е­мым «вос­кри­лием», четырьмя такими вос­кри­ли­ями окан­чи­ва­лись одежды древ­них иудеев, и эти кисти напо­ми­нали им о том, что они должны испол­нять запо­веди. И, без­условно, в данном случае эта кисть также должна при­во­дить нам на память то, что молитва только тогда может ока­заться успеш­ной и достиг­нуть своей цели, когда вместе с усер­дием в ней у нас будет и рев­ность к испол­не­нию запо­ве­дей. Но, кроме того, эта кисть напо­ми­нает нам и о вос­кри­лии ризы Самого Спа­си­теля. …Как гово­рила себе кро­во­то­чи­вая жена: если только при­кос­нусь к вос­кри­лию риз Его, тотчас исце­лею (См. Мф.21–22). И по вере своей она полу­чила про­си­мое, т. е., едва при­кос­нув­шись к краю ризы Гос­пода, а именно – к кон­чику вос­кри­лия, исце­ли­лась от кро­во­те­че­ния. Так и мы должны верить, что только, так ска­зать, легким при­кос­но­ве­нием к бла­го­дати Хри­сто­вой, как бы к этому вос­кри­лию, к краю ризы Его, мы можем полу­чить исце­ле­ние от тече­ния стра­стей, кото­рые мучили нас, может быть, на про­тя­же­нии многих и многих лет, если, конечно, будем при­ка­саться к этому вос­кри­лию с верой, подобно кро­во­то­чи­вой жене.

Может пока­заться, что все это лишь внеш­ние, искус­ственно при­вле­чен­ные образы, в дей­стви­тель­но­сти не име­ю­щие отно­ше­ния к такому про­стому устрой­ству – чёткам, но, даже если исто­ри­че­ски это появи­лось в резуль­тате сте­че­ния каких-то внеш­них обсто­я­тельств, ничего слу­чай­ного в Церкви быть не может. И потому рас­суж­де­ние о том, что при­кос­но­ве­ние к кисти, кото­рая име­ется на чётках, сим­во­ли­зи­рует как бы неви­ди­мое при­кос­но­ве­ние ума к краю ризы Хри­сто­вой, к бла­го­дати Божией, – также не явля­ется натя­ну­тым и искус­ствен­ным. Мы видим, что чётки устро­ены в виде замкну­того круга, кото­рый, без­условно, без всякой искус­ствен­но­сти, легко ассо­ци­и­ру­ется в уме с бес­ко­неч­но­стью, в данном случае – с веч­но­стью. Апо­стол Павел гово­рит: Види­мое вре­менно, а неви­ди­мое вечно (2Кор.4:18). И чётки, это гени­аль­ное устрой­ство, изоб­ре­тен­ное свя­тыми отцами для помощи нам в заня­тии умным дела­нием, также отра­жают это неви­ди­мое вечное. Будучи внешне про­стым пред­ме­том, они отоб­ра­жают многие неви­ди­мые, воз­вы­шен­ные вещи, как бы обна­ру­жи­вают их при­сут­ствие для нас во время молитвы Иису­со­вой. Еще раз пере­числю: во-первых, чётки – это меч духов­ный, помо­га­ю­щий нам в сра­же­нии с демо­нами. Во-вторых, это бич, кото­рым мы изго­няем из своей души стра­сти. В‑третьих, это символ, это уте­ше­ние нам, пока­зы­ва­ю­щее, что если мы будем усердно и разумно упраж­няться в Иису­со­вой молитве, то полу­чим сто­крат­ное воз­да­я­ние. В‑четвертых, чётки напо­ми­нают нам о путах и стра­да­ниях Спа­си­теля и, таким обра­зом научают нас сми­ре­нию. В‑пятых, они учат нас вспо­ми­нать о запо­ве­дях и одно­вре­менно наде­яться на милость Божию, потому что одно только при­кос­но­ве­ние к славе Божией и бла­го­дати уже исце­ляет нас от тече­ния стра­стей. И, нако­нец, они явля­ются обра­зом и сим­во­лом веч­но­сти, к кото­рой чело­век при­об­ща­ется через заня­тие молит­вой, в осо­бен­но­сти через заня­тие непре­стан­ной молит­вой Иису­со­вой.

Отно­ше­ние к чёткам должно быть бла­го­го­вей­ное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хра­нятся Еван­ге­лие и молит­во­слов».

Как писал один из опыт­ных дела­те­лей Иису­со­вой молитвы монах Борис в начале XX вв.: «Хочешь ли научиться отго­нять скоро и с силою помыслы, при­но­си­мые бесами? Отго­няй их, когда ты один в келлии, глас­ною вни­ма­тель­ною молит­вою. Брат! Про­из­носи слова ея по чёткам неспешно, с уми­ле­нием: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­наго».

По чёткам обо­зна­ча­ется сто десять узлов (име­ется в виду сот­ница с деся­тью раз­де­ли­тель­ными узлами). Отдели десять круп­ных узлов из ста на тво­ре­ние молитвы Божией Матери. Молись Ей так: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси всех нас и меня греш­наго». И Она тебе будет всегда Помощ­ни­цей во всем.

Брат мой! Бесы тре­пе­щут от вни­ма­тель­ной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с тво­ря­щими устную вни­ма­тель­ную молитву, как удо­сто­и­лись это зреть неко­то­рые святые угод­ники Божии: прп. Сера­фим Саров­ский, Симеон Див­но­го­рец и прочие.

Во всю свою жизнь упраж­ня­лись уст­ного и глас­ного молит­вою святые отцы и полу­чали даро­ва­ния Духа Свя­таго. При­чина пре­успе­я­ния их та, что с гласом и устами были соеди­нены ум, сердце, вся душа и все тело; они про­из­но­сили молитву от всей души, от всей кре­по­сти своей, из всего суще­ства своего, из всего чело­века. Такими они были раз­го­рев­ши­мися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помо­щью и молит­вами Пре­свя­той нашей Бого­ро­дицы вни­ма­тельны в устных и глас­ных молит­вах, про­из­но­си­мых нами при цер­ков­ных служ­бах и в уеди­не­нии келей­ном. Брат мой о Христе, не сде­лаем наших трудов и жизни в мона­стыре без­п­лод­ными нашей невни­ма­тель­но­стью и небре­же­нием в деле Божием».

Гораздо больше о внут­рен­ней сто­роне молит­вен­ного дела­ния гово­рит один из стар­цев XIX века: «Глав­ное – надо стать умом в сердце пред Гос­по­дом, – пишет епи­скоп Феофан Затвор­ник (1815–1894), – и стоять пред Ним неот­ходно день и ночь до конца жизни». Молиться, согласно этому опре­де­ле­нию, можно и ничего не прося и даже – не про­из­нося каких-либо слов. Акцент пере­но­сится с дей­ствия, огра­ни­чен­ного отрез­ком вре­мени, на для­ще­еся состо­я­ние. Молиться значит пред­сто­ять Богу в личном и непо­сред­ствен­ном обще­нии; знать всем своим суще­ством, – и инту­и­тивно, и раци­о­нально и в под­со­зна­нии, и в сверх­со­зна­нии, – что мы в Боге и Бог в нас. Личные отно­ше­ния между людьми не ста­но­вятся глубже оттого, что мы без умолку вопро­шаем и про­из­но­сим слова. Напро­тив, чем лучше мы знаем друг друга и чем силь­нее любим, тем меньше нужды гово­рить, как мы друг ко другу отно­симся. Личное обще­ние с Богом стро­ится точно так же.

«Молитва с при­зы­ва­нием имени, с одной сто­роны, крайне проста и доступна каж­дому хри­сти­а­нину, с другой – вводит в таин­ствен­ные глу­бины созер­ца­ния. Тот, кто наме­рен читать ее каждый день и подолгу, а тем более – соче­тать ее с дыха­нием или иным телес­ным ритмом, непре­менно должен найти опыт­ного духов­ного настав­ника, старца, хотя сде­лать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со стар­цем нет, могут без опаски, не вовле­кая телес­ных ритмов, начи­нать с малого: десяти-пят­на­дцати минут непре­рыв­ной молитвы.

Ни учиться Иису­со­вой молитве, ни гото­виться к ней зара­нее не нужно. Совет начи­на­ю­щему: просто начни. «Не сделав пер­вого шага – не пой­дешь, и не нырнув в воду – не поплы­вешь. То же и с при­зы­ва­нием имени. Начни с любо­вью и бла­го­го­ве­нием, будь настой­чив. Думай не о том, что при­зы­ва­ешь имя, а только о том, что пред­сто­ишь пред Иису­сом. Про­из­носи имя неспешно, тихо и спо­койно».

Выучить слова молитвы не соста­вит труда. Чаще всего ее про­из­но­сят так: «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя». Но еди­но­об­ра­зия здесь нет: иногда «поми­луй мя» заме­няют на «поми­луй нас» или сокра­щают молитву до: «Гос­поди, Иисусе Христе, поми­луй мя» или даже до «Гос­поди, Иисусе»; нако­нец – крайне редко – до «Иисусе». Неко­то­рые, напро­тив, при­бав­ляют «мя греш­наго», уси­ли­вая пока­ян­ный аспект молитвы. Или, памя­туя об испо­ве­да­нии апо­стола Петра по дороге в Кеса­рию Филип­пову, про­из­но­сят «…Сыне Бога Живаго…». Иногда в Иису­сову молитву встав­ляют обра­ще­ние к Божией Матери или святым. Но Имя «Иисус», состав­ля­ю­щее суть молитвы, при­сут­ствует в ней всегда. Мы можем про­бо­вать разное соче­та­ние слов и под­би­рать то из них, кото­рое нам больше под­хо­дит. Одна­жды выбран­ную фор­мулу со вре­ме­нем можно менять, но только – не слиш­ком часто. «Как рас­те­ния не уко­ре­ня­ются, если часто их пере­са­жи­вать, так и молит­вен­ные дви­же­ния в сердце, при частой пере­мене слов молит­вен­ных»,- предо­сте­ре­гает св. Гри­го­рий Синаит.

Для молитвы «по пра­вилу», как и для «сво­бод­ной», нет стро­гих правил. Поло­же­ние тела не имеет осо­бого зна­че­ния. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и пре­кло­нив колени, а если одо­ле­вают немощи или утом­ле­ние, то и – лежа. И, как пра­вило, в тем­ноте или с закры­тыми гла­зами, а не перед иконой, осве­ща­е­мой лам­па­дой или свечой. Старец Силуан Афон­ский (1866–1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвле­кало тика­нье, и надви­гал на глаза и уши тол­стую шер­стя­ную мона­ше­скую шапку.

Тем­нота однако дей­ствует усып­ля­юще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиде­нья, осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием после про­ше­ния и покло­ниться, каса­ясь пола правой рукой. Можно сде­лать и земной поклон – пре­кло­нив колени и кос­нув­шись лбом пола. Сиде­нье для молитвы не должно быть рас­слаб­ля­ю­щим, а тем более – пышным, хорошо, если оно без ручек. В пра­во­слав­ных мона­сты­рях обычно исполь­зуют низкую ска­мейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иису­сову молитву часто читают, пере­би­рая чётки, обычно с сотней узел­ков. Делают это не столько для того, чтобы счи­тать, сколько для того, чтобы сосре­до­то­читься и удер­жать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успо­ко­ить тело и скон­цен­три­ро­ваться на молитве. Увле­че­ние же коли­че­ствен­ными оцен­ками- по чёткам или как-то еще – отнюдь не поощ­ря­ется. В «Откро­вен­ных рас­ска­зах стран­ника» старец строго нака­зы­вал, сколько раз в день нужно повто­рять Иису­сову молитву: сперва 3 тысячи, потом – 6 тысяч и нако­нец – 12 тысяч, не больше и не меньше. Это – совер­шенно необыч­ное вни­ма­ние к коли­че­ству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внут­рен­нем рас­по­ло­же­нии стран­ника: старец хотел испы­тать его послу­ша­ние и посмот­реть, готов ли тот без коле­ба­ний испол­нить все, что он ему нака­зы­вает. Нам же больше годится совет епи­скопа Фео­фана: «Вы гово­рите, что иногда забы­ва­ете счет молитв по чёткам. Беда неве­лика. Когда есть при­па­да­ния к Гос­поду, яко при­су­щему, со стра­хом и упо­ва­нием, это лучше вся­кого выпол­не­ния числа молитв”».

При­зы­вая имя, не нужно наме­ренно вооб­ра­жать Спа­си­теля. Иису­сову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в тем­ноте или с закры­тыми гла­зами. «Память о добрых и худых вещах обык­но­венно печат­леет в уме образы их и вводит его в меч­та­ние, – пишет св. Гри­го­рий Синаит. – Тогда испы­ты­ва­ю­щий сие бывает уже меч­та­те­лем (phantasies), а не без­молв­ни­ком (hesychastes)». «А чтобы при дела­нии умной молитвы не впасть в пре­лесть, – пишет пре­по­доб­ный Нил Сор­ский († 1508), – не допус­кай в себе ника­ких пред­став­ле­ний, ника­ких обра­зов и виде­ний». «В дей­ствии Иису­со­вой молитвы не должно быть ника­кого образа, посред­ству­ю­щего между умом и Гос­по­дом, – пишет епи­скоп Феофан. – Суще­ство умной молитвы – в хож­де­нии пред Богом; а хож­де­ние пред Богом есть не отхо­дя­щее от созна­ния убеж­де­ние, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внут­рен­нее, видит даже более, чем мы сами. Это созна­ние ока Божия, смот­ря­щего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состо­ять в одном про­стом убеж­де­нии или чув­стве». Только так при­зы­вая имя, – не пред­став­ляя Спа­си­теля, а просто ощущая Его при­сут­ствие, — мы испы­таем всю силу Иису­со­вой молитвы, кото­рая соби­рает воедино и дарует целост­ность».

Можно отме­тить, что рит­ми­зи­ро­ван­ная речь, кото­рая явля­ется неотъ­ем­ле­мым атри­бу­том Иису­со­вой молитвы, по мнению свет­ских иссле­до­ва­те­лей, – имеет лечеб­ное воз­дей­ствие. Как утвер­ждают ита­льян­ские ученые, она бла­го­творно влияет на сердце.

Спе­ци­а­ли­сты иссле­до­вали отно­си­тель­ную ско­рость дыха­ния 23 чело­век во время молитвы с чёт­ками. Осо­бен­но­стью и тех, и других было то, что текст их, по тра­ди­ции, должен повто­ряться раз пять­де­сят. А можно и три раза по столько. Для срав­не­ния были изме­рены ритмы дыха­ния во время обык­но­вен­ного раз­го­вора и во время выпол­не­ния упраж­не­ний по регу­ля­ции дыха­ния.

Обыч­ная частота вдохов чело­века состав­ляет около 14 единиц в минуту, и она может умень­шаться до 8 у тре­ни­ро­ван­ных людей. Во время чтения хри­сти­ан­ских молитв частота дыха­ния может умень­шаться до 6 вздо­хов в минуту. Их воз­дей­ствие на орга­низм похоже: они помо­гают син­хро­ни­зи­ро­вать сер­деч­ные ритмы. И это, как отме­чают кар­дио­логи, поло­жи­тельно влияет на сер­дечно-сосу­ди­стую дея­тель­ность чело­века.

«Иису­сова молитва уди­ви­тельно гибка. Это молитва для начи­на­ю­щих, но она же ведет и к глу­бо­чай­шим тайнам созер­ца­тель­ной жизни. Она может прак­ти­ко­ваться любым чело­ве­ком в любое время: когда он стоит в оче­реди, про­гу­ли­ва­ется, едет на авто­бусе или поезде, рабо­тает, во время бес­сон­ницы или в минуты силь­ного бес­по­кой­ства, когда невоз­можно сосре­до­то­читься на других видах молитвы. Однако, разу­ме­ется, одно дело – когда любой хри­сти­а­нин про­из­но­сит Иису­сову молитву таким вот обра­зом в какие-то особые моменты, и другое дело – про­из­но­сить ее более или менее посто­янно, при­ме­няя свя­зан­ные с нею физи­че­ские упраж­не­ния. Пра­во­слав­ные духов­ные авторы наста­и­вают на том, что прак­ти­ку­ю­щие Иису­сову молитву систе­ма­ти­че­ски должны при воз­мож­но­сти отдаться под води­тель­ство опыт­ного настав­ника и ничего не пред­при­ни­мать по соб­ствен­ной ини­ци­а­тиве.

Для неко­то­рых насту­пает время, когда Иису­сова молитва «входит в сердце», так что про­из­но­сится уже не в резуль­тате созна­тель­ного усилия, а сама собой. Она про­дол­жа­ется даже тогда, когда чело­век гуляет или пишет, при­сут­ствует в его снах и про­буж­дает его утром.

Пра­во­слав­ные верят, что сила Божья при­сут­ствует в имени Иисуса, так что при­зы­ва­ние имени Божьего дей­ствует как эффек­тив­ный знак боже­ствен­ного дей­ствия, наде­лен­ного сакраль­ной бла­го­да­тью. «Молитва про­ни­кает внут­рен­нее суще­ство чело­века, кото­рый в изум­ле­нии видит себя в Боже­ствен­ном свете… Свет имени Иису­сова, через сердце, оза­ряет и всю все­лен­ную». Как для тех, кто читает Иису­сову молитву посто­янно, так и для тех, кто при­бе­гает к ней лишь изредка, она явля­ется источ­ни­ком дерз­но­ве­ния и радо­сти. Про­ци­ти­руем Стран­ника («Откро­вен­ные рас­сказы стран­ника своему духов­ному отцу»):

«Вот теперь так и хожу да бес­пре­станно творю Иису­сову молитву, кото­рая мне дра­го­цен­нее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семи­де­сяти и более в день и не чув­ствую, что иду; а чув­ствую только, что творю молитву. Когда силь­ный холод про­хва­тит меня, я начну напря­жен­нее гово­рить молитву и скоро весь согре­юсь. Если голод меня начнет одо­ле­вать, я стану чаще при­зы­вать имя Иисуса Христа и забуду, что хоте­лось есть. Когда сде­ла­юсь болен, нач­нется ломота в спине и ногах, стану вни­мать молитве и боли не слышу. Кто когда оскор­бит меня, я только вспомню, как насла­ди­тельна Иису­сова молитва; тут же оскорб­ле­ние и сер­ди­тость прой­дет, и все забуду… Слава Богу! теперь ясно пони­маю, что значит изре­че­ние, слы­шан­ное мною в Апо­столе: «Непре­станно моли­тесь» (1Фес. 5:17)».

Количество бусин на православных чётках

Современные чётки для православных христиан представляют собой замкнутую цепь из бусин, чаще всего нанизанные на шерстяную нитку. Сколько их должно быть? Количество бывает разным, от десяти до ста, либо содержат 33 горошины, по числу земных лет Спасителя.

Каждые десять бусин служат напоминанием заповедей Христа и разделены отличными по фактуре или размерам шариками. Это позволяет полностью погрузиться в молитву, не сбиваясь на подсчет. Венчает чётки православный крест с образом Христа, который напоминает о смирении и призыве совершать духовные дела во благо. Иногда под крестом Христовым располагается нитяная кисточка, которую священники используют для окропления святой водой.

Считается ли грехом топить котят?

Исто­рии из жизни святых подвиж­ни­ков, свя­зан­ные с чёт­ками

О кон­чине иеро­ди­а­кона Сера­пи­она

О том, что чётки – это не просто меха­ни­че­ское при­спо­соб­ле­ние, гово­рит и очень инте­рес­ный случай из жиз­не­опи­са­ния одного глин­ского подвиж­ника, иеро­ди­а­кона Сера­пи­она. Этот подвиж­ник, бла­го­че­сти­вый, рев­ност­ный, всю свою жизнь избе­гав­ший даже посвя­ще­ния в сан иеро­мо­наха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скон­ча­ется, не погре­бали его три дня. И вот, когда он почил, братья уви­дели необык­но­вен­ное чудо: уже после кон­чины, когда тело его лежало на смерт­ном одре, он три часа непре­рывно пере­би­рал чётки, и это пока­зы­вало его внут­рен­нее воз­вы­шен­ней­шее состо­я­ние – все, что было в его сердце.

Значение чёток для православных христиан

Современным православным христианам чётки служат так же, как и духовным предкам:

  • Шнурок с бусинами поможет в любой момент обратиться к Богу. Напоминание о непрерывной молитве с последовательностью слов и действий.
  • Сохранение внимания и сосредоточения. Тактильное ощущение бусин помогает верующему сохранить направленность текста.
  • Ритмичное перебирание чёток задает определённый темп и не дает уклониться в сторону от молитвы.
  • Ношение чёток с собой позволяет обратиться к Богу в любом месте.
  • По форме и количеству бусин можно определить степень принадлежности владельца к вере и его иерархическую ступень.
  • Освященные чётки наделены возможностью исцелять болезни.
  • Конфигурацией чёток является круг, что символизирует о бесконечности и при должном усердии возможность прикоснуться к вечной духовной жизни.

Для истинного верующего правильное использование чёток с прочтением молитв при невозможности посетить храм заменяет церковные службы.

Истин­ный послуш­ник – под­ра­жа­тель аввы Доро­фея11

В одной из Кера­сий­ских келлий, а именно в келлии Чест­ного Пред­течи и Кре­сти­теля Иоанна, жил некий бла­го­го­вей­ный, про­стой и сми­рен­ный монах, истин­ный послуш­ник, по имени Пан­те­ле­и­мон (в миру Феофил Фео­фи­ло­пу­лос), родом из городка Лон­га­нико близ Спарты. Вни­ма­тельно про­чи­тав при­во­ди­мое аввой Доро­феем в своей книге житие аввы Доси­фея, жив­шего в V веке в мона­стыре аввы Серида на Востоке, он захо­тел под­ра­жать ему.

Эта книга и образ жизни аввы Доси­фея про­из­вели такое впе­чат­ле­ние на отца Пан­те­ле­и­мона, что он от всей души решил под­ра­жать ему. И в самом деле, он во всем повто­рял его жизнь. Тот не захо­тел поесть яиц, необ­хо­ди­мых ему по болезни, потому что попро­сил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пан­те­ле­и­мон ни в каком деле не хотел, чтобы совер­ша­лась его воля; все должно было быть в точ­но­сти так, как запо­ве­дует старец.

Его само­от­вер­же­ние было совер­шен­ным. Даже воды он не пил без поз­во­ле­ния и бла­го­сло­ве­ния старца. Он регу­лярно испо­ве­до­вался и откры­вал духов­нику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не испо­ве­дав своих помыс­лов и резуль­та­тов духов­ной брани этого дня.

Согласно с пре­да­нием, кото­рое стало для него тре­бо­ва­нием сове­сти, и отец Пан­те­ле­и­мон неопу­сти­тельно совер­шал суточ­ное молит­вен­ное пра­вило – поклоны и молитву по чёткам – и непре­станно про­из­но­сил умом и устами молитвы: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя», «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси мя», «Кре­сти­телю Хри­стов, моли Бога о мне и помози ми греш­ному», «Святии отцы, молите Бога о всем мире и о мне греш­нем».

С поз­во­ле­ния старца и духов­ника, помимо повсе­днев­ных суро­вых и тяже­лых послу­ша­ний и своих соб­ствен­ных молитв и духов­ного дела­ния, он творил особую молитву за своих роди­те­лей и род­ствен­ни­ков по плоти и по духу и за весь мир.

Он был настолько точен и вни­ма­те­лен в своей жизни вообще и в своих повсе­днев­ных молит­вен­ных трудах, цер­ков­ных служ­бах и Боже­ствен­ной литур­гии, что когда в 1931 году его старец послал его в Иериссос к врачу, чтобы поле­чить правую руку, с дет­ских лет повре­жден­ную, и в тече­ние 15 дней после опе­ра­ции он не мог тво­рить поклоны и пере­би­рать чётки, старец запо­ве­дал ему зара­нее совер­шить столько молитв и покло­нов, чтобы покрыть упу­щен­ные во время выздо­ров­ле­ния дни; о. Пан­те­ле­и­мон совер­шал по 500‑1000 покло­нов и по 50–60 сотниц в сутки.

Чтобы дать пример отсе­че­ния своей воли, мы рас­ска­жем об одном из многих слу­чаев, кото­рым сами были сви­де­те­лями.

Дело было летом; уже зрел инжир. В нашей келлии напро­тив дома было немало фиго­вых дере­вьев; они росли и в саду, при­мерно в ста метрах ниже по склону. На тех дере­вьях, что росли перед кел­лией, инжир уже начал набу­хать, но еще не поспел. На сле­ду­ю­щий день мы с братом отпра­ви­лись в нижний сад, чтобы вско­пать его. Мы при­ня­лись за работу и, присев немного отдох­нуть под сенью фиго­вого дерева, с радо­стью уви­дели, что на нем немало спе­лого инжира. Я встал, чтобы нарвать плодов.

Отец и брат Пан­те­ле­и­мон сказал:

— Эй! Что это ты дела­ешь, брат?

Не подо­зре­вая, что я что-то делаю не так, я наивно отве­чал:

— Брат, я вижу что здесь инжир уже созрел, и раз мы ничего не взяли с собой на зав­трак, я нарву немного инжира, чтобы было что поесть.

А он кротко отве­тил мне:

— Брат, а ты взял бла­го­сло­ве­ние у старца?

Оправ­ды­ва­ясь, я сказал:

— Я не знал, брат, что здесь инжир уже поспел, чтобы зара­нее спро­сить раз­ре­ше­ния и бла­го­сло­ве­ния; я не думаю, что старец отка­зал бы. Давай я сейчас нарву плодов и мы поедим, а потом рас­ска­жем об этом старцу.

Тогда он гово­рит мне:

— Заме­ча­тель­ная идея, брат: сна­чала заняться тай­но­яде­нием, а потом попро­сить про­ще­ния! Это назы­ва­ется умыш­лен­ным грехом и заслу­жи­вает нака­за­ния. Так что надо бы сна­чала попро­сить раз­ре­ше­ния на то, что ты соби­ра­ешься сде­лать, чтобы оно было по бла­го­сло­ве­нию Божию, к твоей душев­ной и телес­ной пользе.

По этому кри­те­рию он всегда выстра­и­вал свою жизнь. И таким обра­зом он нико­гда не сби­вался с курса, потому что ответ­ствен­ность за всякое его дело нес старец, кото­рый зара­нее знал обо всем, что соби­рался делать о. Пан­те­ле­и­мон. Поэтому его совесть всегда была спо­кой­ной, чистой и без­мя­теж­ной, ибо он испол­нил свой долг.

Миряне и четки

Допустимо ли молиться по четкам мирянам? Только с благословения батюшки, у которого мирянин исповедуется. Как правило, батюшка знает духовную жизнь своего чада и видит, сможет ли он выполнять молитвенное правило по четкам.

Если священник благословил на домашнюю молитву по четкам, то детали лучше обсудить с ним. Сколько молитв читать, какие четки приобрести для этого, в какое время лучше творить правило. По вечерам, перед сном, удобнее всего. И лучше не лежа в постели, ибо высока вероятность уснуть, а сидя на кровати хотя бы.

Можно творить молитву по четкам по дороге на работу, если приходится ездить общественным транспортом. Или отправляясь на прогулку. Идти по улице и просто перебирать в пальцах четки, читая Иисусову молитву.

Сила молитвы по чёткам

Один монах из мона­стыря свя­того Павла поехал одна­жды к свя­тому Гера­симу (извест­ному своим даром изго­нять бесов – перев.) в Кефа­ло­нию. Во время Боже­ствен­ной литур­гии он стоял в алтаре и молился по чёткам – про­из­но­сил в уме молитву: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй нас», а в храме в это время пели. В цер­ковь при­вели одного бес­но­ва­того, чтобы святой Гера­сим исце­лил его.

Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:

— Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!

Это услы­шал слу­жив­ший свя­щен­ник и гово­рит монаху:

— Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы созда­ние Божие осво­бо­ди­лось от беса.

Тогда бес, рас­сви­ре­пев, закри­чал:

— Эй, ты, старый поп, что ты гово­ришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!

Тогда монах с еще боль­шим усер­дием начал читать молитву, пере­би­рая чётки, и чело­век, кото­рого мучил бес, нако­нец осво­бо­дился от него.

Нужно ли брать благословение

Строгого запрета на использование чёток мирянином у Церкви нет, поэтому применение без индивидуального благословления допустимо. Однако человеку искреннему и глубоко верующему следует обратиться к священнику за разрешением и напутствием для использования чёток.

Духовное лицо, наблюдая за жизнью мирянина и выслушивая исповедь сам определяет, насколько важна для православного уединенная молитва с чётками. Желающий спасти свою душу скорее обретёт благословление, а человек ищущий забаву получит отказ.

Мшелоимство: что это за грех?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]