Они смотрели на этот дом день и ночь, держа иконы и свечки, шепча молитвы и крестясь. Прохожие тщетно пытались понять, что особенного в этом здании — на взгляд многих, неотличимом от всех окружающих его серых многоквартирных домов советской постройки. В декабре прошлого года, когда я наконец набрался смелости спросить, что же такое происходит внутри, одна из стоявших там женщин — ее голова, как и у большинства других, была покрыта платком на манер православных монахинь — ответила с блаженной уверенностью: «Там живет Бог».
В своем земном воплощении обитатель дома на тбилисской улице Барнови — это Николоз Макарашвили, самозваный священник, которого поклонники знают под именем «монаха Наримана».
В Грузии — по данным социологических опросов, самой богобоязненной стране в Европе — Нариман стал последним из народных святых, завоевавших любовь верующих. Его последователи утверждают, что Нариман чуть ли не каждый день совершает чудеса, а его прикосновение излечивает от болезней, например от пневмонии и глаукомы.
С этим не согласны влиятельные церковные власти: в 2021 году Грузинская православная церковь объявила о его отлучении, ссылаясь на невнятные «проблемы со здоровьем». Но даже будучи официально лишенным сана, Нариман продолжает носить церковное облачение и сохранил ревностную паству. Он стал городским отшельником, принял обет молчания и затворился в своем жилище в центре города; живет он на пожертвования своих последователей.
Из-за обета молчания он не дает никаких интервью, но его приверженцы с готовностью свидетельствуют за него. Одна из них, оживленная женщина средних лет, закутанная в черную шаль и с черным платком на голове, схватила меня за руку, чтобы поделиться своей собственной историей. «Сынок, в прошлом году я провела тут всю зиму в молитве, — сказала она, таинственно понизив голос. — Я молилась и молилась, и наконец он выглянул в окно, и на следующий день, — тут ее голос прервался от волнения, — пришла весна!»
Другой верующий сказал Eurasianet.org: «Грузии выпало огромное счастье, потому что Бог избрал нас».
Le Monde 09.04.2019 Civil.ge 28.03.2019 Ambebi 26.03.2019 Нариман общается с миром, передавая письма членам своего импровизированного прихода, которые трудятся затем над расшифровкой тайного смысла этих посланий. «Я остриг волосы и бороду, потому что у меня есть проблемы в мозгу», — написал Нариман в одной из записок, как утверждает его последовательница, зачитавшая это письмо перед репортерами местного телеканала. Этими словами, продолжила она, он прокомментировал текущие политические события. «Болезнь, о которой он тут говорит, — это политические партии, которые заслоняют солнце над Грузией». По мере роста его паствы происходящее на улице Барнови привлекало все большее внимание СМИ. Журналисты брали интервью не только у последователей Наримана, но и у его соседей. Как оказалось, жители дома не испытывали особого восторга по поводу соседства со святым: они говорили, что он выбрасывает из окна мусор, а постоянное присутствие его почитателей стало утомительным.
По христианским праздникам у дома собиралась с молитвами и пением гимнов большая толпа. Прихожане по большей части молились вне здания, но часто толпились и на лестнице, ожидая, когда Нариман покажется им и передаст свое очередное послание миру.
Квартирный хозяин Наримана говорил, что тот задерживает квартплату, но паства яростно сопротивлялась любым попыткам его выселить. На улице Барнови неоднократно возникали беспорядки, усмирять которые вызывали полицию, пока наконец, в конце этой зимы, монах не переехал: он и его последователи почтили своим присутствием другой дом, расположенный на окраине города.
Нариман — не первый лишенный сана священник, досаждающий грузинским властям. В 1990-е и в начале 2000-х годов некий отец Василий Мкалавишвили вел крестовый поход в защиту православной Грузии от ереси западного христианства. В 1996 году он был отлучен от церкви, но это его не остановило. Вместе с ним его прихожане, вооруженные иконами и деревянными крестами, даже преследовали и избивали свидетелей Иеговы* (запрещенная в России организация — прим. ред.), баптистов и других последователей «чужеродных» конфессий. В конце концов, в 2004 году Василий был арестован в результате жесткой полицейской облавы, причем полиция действовала не менее, если не более, грубо, чем толпа его собственных сторонников.
Хотя официальная Грузинская церковь открещивается от персонажей, подобных Нариману и Василию, у некоторых из признанных церковью священнослужителей тоже бывают фанатичные последователи. Самым заметным из таких священников был монах Гавриил, еще один отшельник, также имевший репутацию чудотворца.
Гавриил, последний из грузинских святых, был канонизирован в 2012 году, спустя семь лет после смерти. В 2014 году его тело было торжественно извлечено из могилы в духовной столице страны, Мцхете, чтобы продемонстрировать, что оно осталось совершенно нетленным. К останкам собралась многотысячная толпа; царило такое возбуждение, что для поддержания порядка были привлечены военные.
Новоявленные святые Грузии и эксцентрические формы поклонения им появились на волне религиозного подъема, возникшего после распада Советского Союза, а с ним и атеизма, насильственно насаждавшегося советскими властями. Одной из особенностей грузинского религиозного возрождения является ощущение уникальной святости Грузии.
В те годы, на заре существования независимого государства, стали набирать силу самые экзотические верования: что, исходя из современной интерпретации оды грузинскому языку, написанной в X веке, на Страшном суде будут говорить именно по-грузински; что страна находится под особым покровительством Богородицы; что Грузия преодолеет все свои невзгоды и в конце концов воссияет в Божественной благодати. Эти верования распространялись в песнях, картинах и застольных тостах.
«Этнофилетизм, или религиозный национализм, усилился, и все более укреплялось убеждение, что Грузия занимает особое место в Божием замысле», — сказал Eurasianet.org теолог Бека Миндиашвили.
Это новообретенное религиозное рвение стало принимать экстравагантные формы: верующие повсюду видели чудеса. Стали появляться старики и старухи, наделенные таинственными способностями, которые могли засвидетельствовать только их последователи. Обнаружение похожей на крест фигуры в древесном мху, на сырой штукатурке или на срезе свежеспиленного бревна истолковывалось как чудо и становилось поводом для массовой молитвы или сооружения часовни.
В одной из деревень Цалкского района на юге страны верующие регулярно выстраивались в очередь, чтобы погладить форель, жившую в священном пруду; они верили, что это помогает от болезней печени и мигреней. Правительство было вынуждено выделить деньги на социальную рекламу, опровергающую убеждение, что внедрение нового электронного удостоверения личности — сатанинский заговор. Были — как же без этого — и случаи изгнания бесов.
Сейчас социологи считают грузинскую религиозность одновременно поверхностной и пылкой. «Вопрос о вере постоянно присутствует в наших опросах, — сказал Eurasianet.org сотрудник Кавказского центра исследовательских ресурсов (CRRC) Коба Турманидзе. — Каждый год более девяноста процентов опрошенных говорят нам, что верят в Бога и что религия играет в их жизни важную роль».
Но грузинская религиозность не вписывается в стандартную социологическую логику. «В других местах опросы обычно показывают, что у религиозных людей есть система ценностей, порожденная постулатами их веры, и она, как правило, отражается на решениях, которые они принимают, например, за кого голосовать, — сказал Турманидзе. — Также можно увидеть связь уровня религиозности с другими переменными — возрастной группой, принадлежностью к городскому или сельскому населению, наличием или отсутствием образования и так далее. В Грузии же все свалено в одну кучу, и сделать какие-либо обоснованные выводы очень трудно».
Опросы показывают также, что, хотя очень многие называют себя верующими, мало кто из грузин регулярно ходит в церковь или строго следует ее учениям. Вместо этого верующие склонны обращаться к Богу кратчайшим путем при помощи ритуалов, приспособленных к собственным нуждам. При виде каждой церкви водители отпускают руль, чтобы перекреститься. Жилые дома, офисы и автомобили украшают небольшие киоты. В бесчисленных машинах, магазинах и квартирах можно увидеть наклейки с изображением креста — знак того, что они были освящены священником.
Новый всплеск религиозности в Грузии с ее специфическими ритуалами и живущими по соседству святыми представлен в СМИ одним телеканалом, который называется «Quality Channel». Ее ведущие часто пересказывают какие-нибудь удивительные истории из жизни святых. «Однажды, когда монах Гавриил был в своей келье, черти сидели на потолке и бросали камни в рояль…» — начиналась одна такая история.
Главный ведущий Георгий Асатиани объяснил, как он узнал, что интернет — творение Сатаны. «В английском алфавите w — 23-я буква, — недавно сказал он в своей передаче. — Если умножить два на три, получится шесть, так что www — это на самом деле 666, число Зверя».
Умеренные грузинские верующие смеются и над такими проповедниками, и над святым с улицы Барнови. Сам будучи верующим, теолог Миндиашвили считает, что проблема Грузии состоит в том, что страна не впитывает христианские идеалы, такие как помощь другим и всепрощение, а вместо этого увлекается ритуалами, предрассудками и поклонением отдельным священнослужителям. Миндиашвили вспоминает слова из 25 главы Евангелия от Матфея: «Когда же придет Бог, Он скажет: „Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня», ибо все, что вы не сделали таким людям, не сделали и Мне».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Вариант 2-х дневного паломнического тура по Кахетии
В Кахетии очень много популярных мест для массового паломничества. На первом месте стоит конечно же женский монастырь Святой Нино в Бодбе. Близ так называемого «города любви» Сигнахи. На втором месте Давид Гареджиевская лавра. Этим монастырем начинаем путешествовать по местам захоронения и служения 13 Ассирийских Отцов. Этими двумя объектами завершаем первый день нашего паломнического тура и остаемся ночевать в Сигнахи. Здесь есть чем заняться туристу. Можно пойти в музей смотреть картины Пиросмани. Можно ознакомиться с традиционным виноделием на выбор в нескольких винодельнях. Можно просто провести романтический вечер в каком нибудь ресторане с видом на Алазанскую Долину в обрамлении венца из заснеженных вершин Главного Кавказского Хребта… С утра спускаемся В Алазанскую Долину. Наша первая цель монастырь Святого Стефана в Хирса. Очень привлекательный храм, хоть и обделен вниманием массового туриста. Следующий популярный объект комплекс Некреси. Это место связанно с Абибосом Некресским. Далее посещают знаменитый монастырь Алаверди с могилой Иосифа Алавердского. Замыкают круг путешествия по Внутренней Кахетии монастырем Икалто с могилой еще одного из тринадцати отцов Зенон Икалтойский. Затем едут через Гомборский перевал и уже подъезжая к Тбилиси сворачивают в горы к монастырю Гвтаеба. Здесь находится место служения и захоронения Антона Марткопского. Весьма почитаемая святыня среди местных верующих, но абсолютно не туристическое место. Тем и привлекает. Таким образом двухдневный паломнический тур в Кахетию можно считать завершенным.
Мы здесь отметили только паломнические объекты. При желании тур может быть обогащен многочисленными культурными и винно-гастрономическими объектами, такими как винодельни, музеи, природные красоты, озера и водопады.
Грузинские популярные имена для мальчиков
Оригинальные и модные народные прозвания в первую очередь должны очень подходить ребенку, а не соответствовать имеющимся внешним данным облика, не имеющим отношения к будущей жизни юноши. Есть несколько вариантов, полюбившихся матерям детишек:
- Торнике – победитель, Бог
- Ладо — владеющий миром
- Заза — старик, старец (с уважением почитается в стране).
- Бесо — сын любимой жены
- Гига — ласкательная форма имени Георгий, произошло от божественной Гиги.
Значение имени не может иметь полного влияния. На примере оклика Важа рассмотрим, (означающий мужественность, рыцарство) — вовсе не означает что обладатель именования станет сильным, а иные носители различных имен – ослабнут.
Стоит помнить! Все люди разные, поэтому и влияние того или иного имени на каждого индивидуально. Одному оно поможет, другого наоборот станет угнетать.
Самые распространенные ошибки при выборе имени для ребенка:
- Мелодичность и красота
- Нумерология
- В честь «того знаменитого дяди»
- По религиозному календарю в честь святых
- Сочетание с отчеством или фамилией
- В честь родственника (тем более покойного)
- По значению
Святые места Грузии — Монастыри
Особенностью эпохи раннего Средневековья является появление значительного количества монастырей, которые символизировали появление внутреннего, изолированного пространства внутри христианского общества.
Женский монастырь Ахали Шуамта – это действующий ныне монастырь, который состоит из храма и колокольни. Известен своими строгим уставом и безлюдной окружающей атмосферой. Также святые места Грузии включают множество других монастырей, среди которых — Бетания (близ Цхнети), пещерный монастырь Вардзия, Сапара, Чуле и Зарзма (Месхетия близ Ахалцихе).
Невероятная старинная архитектура в сочетании с живописными окрестностями горных пейзажей и пышной зелени, в которых потопают старинные вершины таинственных храмов и монастырей — это олицетворение божественной и чистой души грузинского народа. На протяжении многих веков святые места Грузии являются настоящим островком безмятежности и умиротворения в этом неспокойном море современности. Оккунитесь вместе с нами в древнюю и святую историю этого края! Все другие достопримечательности Грузии можно увидеть здесь!
Оставить заявку
Традиции имянаречения мальчиков
Выбирая имя своему малышу, грузины руководствуются следующими принципами:
- дают ребенку имя одного из родственников (бабушка, дедушка), чтобы продемонстрировать свое уважение к старшему поколению;
- выбирают имя по церковным книгам (грузинские святцы);
- дают то имя, которое нравится родителям и сочетается с фамилией;
- генерируют имя ребенка из имен матери и отца (довольно редкий вариант).
Некоторые родители, руководствуясь современными тенденциями, дают своим детям имена любимых кинематографических героев или персонажей из книг.
Монастырь Гелати в Имерети
Монастырский комплекс, основанный в 1006 году, был древним культурным центром Западной Грузии. Здесь создавались философские труды, обучались математики, астрономы, врачи. На территории похоронен основатель монастыря царь Давид и многое грузинские правители. В ансамбль входят самые красивые места Грузии: Собор Пресвятой Богородицы, Церковь Святого Георгия Победоносца, Храм Святого Николая Чудотворца, святой источник, здание академии. Храмы украшены фресками и мозаиками с библейскими персонажами и сюжетами, которые относятся к XII-XVIII века. Организация ЮНЕСКО признала монастырь достоянием человечества. Более подробно написано здесь
Грузинские мужские имена и их значения
Самые часто употребляемые варианты, означающие высшую благодать выбирают почти все родители. Народ очень ценит православные и культурные ценности по дарованию оклика своего предшественника, останавливая взор на наименования с имением в толковании «Бог».
По традициям дни памяти перечисленных грузинских святых по – старому включены в месяцеслов РПЦ.
- Джанико – влюбленный Бог, с пылающим сердцем.
- Бердо — подарок Господа, дарованный Богом.
- Илья — крепость Господня
- Ираклий — герой, слава Геры
- Иванэ — милость Божья
- Автандил — сердце родины
Грузинские имена при крещении
В Грузии является традицией называть детей в честь предков, поэтому часто в одной семье представители нескольких поколений одного пола — тезки. Еще младенцев нарекают, ориентируясь на грузинские святцы. Христианство пришло в страну в пятом веке, увеличив именной запас Грузии. А в 19 веке, когда грузинская церковь утратила свою самостоятельность из-за присоединения к России, среди народа стали уже часто появляться имена, указанные в православных святцах. В свою очередь, российский церковный календарь пополнился днями поминовения грузинских святых — Нины, Шушаники, Тамары.
В результате современный грузинский календарь святых объединяет в себе дни памяти православных святых, упомянутых в российском церковном календаре и даты поминовения собственных святых. Например, мальчика, родившегося в сентябре, можно назвать Бидзина в честь святого мученика Бидзина Чолокашвили. Октябрьского новорожденного можно наречь Евдемон — в память патриарха 17 века, а родившегося в ноябре — Вахтанг, выбрав для него святым покровителем иберийского царя 5 века.