Устав РПЦ, принятый Архиерейским Собором 16 августа 2000 г.


Основные положения устава

Из последних принятых уставов Русская православная церковь руководствуется документом, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Редакция последнего устава претерпевала некоторые изменения и в последующие годы. Так, правки вносились в 2008, 2011, 2013, 2021, 2021 годах.


Церковный устав — правила, которые регулируют деятельность церкви

Положения устава регламентируют разные стороны деятельности Церкви:

  • Как Автокефальная Поместная Церковь, Православная Русская Церковь поддерживает связь с другими Поместными Церквами той же конфессии и находится с ними в вероучительном единстве.
  • Также устав определяет процедуру созыва Архиерейского и Поместного соборов, их полномочия и обязанности.
  • Деятельность Патриарха — это предмет обсуждения в отдельной главе устава.
  • Кроме того, документ включает информацию о деятельности Священного синода, синодальных учреждений и Московской патриархии, регламентирует работу церковного суда.
  • Данное постановление утверждает порядок формирования и последующей деятельности новых самоуправляемых церквей, находящихся в ведении Московского Патриархата.
  • В уставе перечисляются все существующие на данный момент церкви.
  • Развернуто рассматриваются вопросы деятельности Экзархатов, Митрополичих округов, подчиняющихся Московскому Патриархату.
  • В рамках устава закреплены положения, определяющие правила ведения деятельности епархиями, благочиниями, организациями РПЦ за границей.
  • Устав выполняет регулирующую роль в вопросах создания и функционирования монастырей, просветительских учреждений церкви и прочих моментах, касающихся всех аспектов жизнедеятельности подобных организаций.

Важно! В 2013 году, на основании внесенных Межсоборным присутствием предложений, Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава РПЦ. Были внесены изменения относительно существующих полномочий Поместного и Архиерейского Соборов, правил избрания Патриарха и состава Поместного собора.
Читайте о деятельности Церкви:

  • Зачем православным так много храмов
  • Платит ли Церковь налоги
  • Зачем и на что Церковь собирает деньги

Источники образования денежных средств и иного имущества организации

5.1 Средства Церкви формируются за счет: 5.1.1 добровольных пожертвований и обязательных отчислений религиозных объединений, входящих в Церковь; 5.1.2 добровольных пожертвований коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, религиозных объединений и других организаций, в т.ч. иностранных; 5.1.3 добровольных пожертвований, даров и завещаний физических лиц, в т.ч. иностранных граждан; 5.1.4 имущества, переданного в собственность Церкви коммерческими и некоммерческими организациями, государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления, физическими лицами и другими лицами; 5.1.5 доходов от издательской и предпринимательской деятельности Церкви; 5.1.6 целевого финансирования государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления и другими организациями; 5.1.7 других источников, не запрещенных действующим законодательством. 5.2 Средства Церкви расходуются на реализацию уставных целей, оплату труда сотрудников, уплату налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды, возмещение материальных затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, приобретение необходимого имущества, благотворительные и другие, не противоречащие настоящему Уставу, цели. 5.3 За жертвователями, дарителями и завещателями сохраняется право целевого назначения взносов. 5.4 В собственности Церкви могут находиться здания, земельные участки, строения, предметы религиозного назначения, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, организации, денежные средства (в т.ч. иностранной валюте) и иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности, в т.ч. отнесенное к памятникам истории и культуры. 5.5 В случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, Церковь может получать, приобретать в собственность или во владение земельные участки. 5.6 Церковь может иметь собственность на территории иностранных государств. 5.7 Для реализации уставной деятельности Церковь может использовать земельные участки, здания и другое движимое и недвижимое имущество, предоставляемое ему на договорной основе государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также физическими лицами. 5.8 Доходы Церкви расходуются только на достижение целей, определенных настоящим Уставом.

История принятия устава

В период непосредственного подчинения Константинопольскому Патриархату, до обретения автокефалии, Русская православная церковь руководствовалась в своей деятельности грамотами Вселенских Патриархов и посланиями князей с митрополитами. Однако русская церковь имела и собственные органы правотворческого характера, а именно, Соборы. Ввиду того что территория Руси географически находилась далеко от Константинополя, то большая часть уставных документов РПЦ того времени издавалась княжеской властью.

В годы порабощения Золотой Ордой жизнь церкви регламентировалась указами хана. Интересно то, что полномочия священнослужителей только расширялись — церковников избавляли от податей и вверяли им вести судебные дела в отношении мирян.

С той поры, когда Русская православная церковь обрела автокефалию, ее правовыми ориентирами оставались по-прежнему решения Вселенских соборов, княжеские грамоты, Номоканон, уставы Владимира и Ярослава Мудрого. В роли законодательного органа выступал Поместный собор.

Важно! Историческое значение имел Собор, созванный в 1551 году при царе Иване Грозном. В результате заседания священнослужителей был принят «Стоглав», который привел в систему все имеющиеся нормы церковного права.

В 1667 году состоялся Большой Поместетный собор. В это время правил царь Алексей Михайлович. В рамках этого собрания отменили многие постановления предыдущего собора. Произошел знаменитый Никоновский раскол. Взаимоотношения государственной и церковной власти истолковывались следующим образом: царь ведает делами государственными, а патриарх — церковными. Принятые постановления вошли в собрание законов Российской империи, как действующие законы в составе «Духовного регламента». Появление этого документа ознаменовало начало Синодального периода.


Собор установил положения об отличиях в церковных званиях

До наших дней дошли не только соборные постановления, но грамоты от архиереев, послания и поучения архипастырей. Частично эти документы были включены в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года и не утрачивали свою силу вплоть до XIX века.

В начале XVIII столетия патриарший строй РПЦ сменился новым, синодальным. Император Петр І воспретил избирать нового патриарха после кончины Адриана. Вместо этого учредили Духовную Коллегию с императором во главе, а позже ее переименовали в Святейший Синод. Основой синодального церковного строя той эпохи стал «Духовный регламент», принятый и утвержденный царем в 1720 году. Этот правовой документ обосновывал преимущества новой формы церковного управления и описывал круг задач, который надлежит решать Синоду.

Впоследствии стала очевидна несостоятельность и неканоничность коллегиального устройства. Народные массы публично обсуждали этот вопрос и надеялись на созыв нового Поместного собора, который бы вернул патриаршество. Но по воле царя этот процесс затягивался и откладывался. В итоге Собор состоялся только после отречения монарха от престола, в преддверии самых сложных времен для православия.

В 1917-18 г. Были приняты новые постановления, вернувшие прежнюю форму правления во главе с Патриархом Всея Руси. В дальнейшем решениями еще двух Соборов менялся Устав, расширялись и сужались полномочия отдельных управляющих органов церковной власти. В 1988 году назрела необходимость нового пересмотра имеющегося регламента. Поместный собор, проведенный в тысячелетний юбилей крещения Руси, принял Устав Русской православной церкви, подробно излагающий порядок правления в епархиях и приходах, регламентирующий все стороны церковной жизни. Этот документ стал основой на последующие 12 лет.

Типикон состоит из двух разделов

Типикон делят на 2 раздела по 60 глав. Первый раздел делится на 3 части:

  1. Главы 1-46. В этой части записаны общие указания о богослужениях и священнодействиях.
  2. Главы 47-51. Здесь содержатся указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной. 48-я глава – Месяцеслов – самая большая во всем Типиконе.
  3. Главы с 52-й и до конца. Здесь содержатся дополнения к остальным главам, а также некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения и сведения об их употреблении в службах.

Второй раздел делится на:

  1. Храмовые главы, 1-58. Здесь указано, как совершать богослужение в храмовые праздники.
  2. Припевы на 9 Песней Священного Писания – 59 глава.
  3. Пасхалию и Лунник – таблицу с фазами Луны – 60 глава.

Церковный устав князя Владимира

Составление устава, автором которого являлся князь Владимир, приходится на X — начало XII века. Это постановление внесло принципиальное разграничение в подведомственность дел, которыми должны были заниматься светские и церковные суды. Кроме того, уставом была закреплена повинность уплаты в пользу церкви десятой части от княжеских доходов.


Святой равноапостольный князь Владимир

Современные исследователи усомнились в подлинности авторства князя Владимира Святославича и высказали предположение, что устав не мог быть написан им из-за хронологических несовпадений. Однако позже ученый С. В. Юшков высказал мнение, которое стало общепризнанным в научном мире. По его словам, письменное изложение положений устава могло принадлежать другой руке. Но сформулировал их князь Владимир.

Такая особенность характерна для многих памятников древности, когда изреченные законодательным авторитетом мысли документировались письменно спустя некоторое время.

Важно! После того как Киевская Русь приняла крещение, устав князя Владимира стал первым нормативным актом, четко установившим границы власти и полномочий Русской православной церкви. В нем же были закреплены положения, согласно которым церковь получала ежемесячное содержание от княжеской казны.

Полный устав богослужения зафиксировал на письме в XI в. Никон Черногорец

К XI в. были 2 ветви уставов: Студийские, основанные на уставе Феодора Студита, и Иерусалимские, основанные на уставе Саввы Освященного. Правкой и составлением единого устава занялся Никон Черногорец. Он выяснил, что существуют разные редакции одних и тех же типиконов, с различными разногласиями между собой. При этом имеющиеся разногласия не имели какого-либо серьезного значения.

Чин 12 псалмов

отголосок древних скитских уставов

Существенных отличий было два: всенощные бдения в воскресные и праздничные дни и пение великого славословия на утрене.

По сути, практически все было готово для того, чтобы собрать воедино все имеющееся в христианской церкви. После исследования всех доступных Никону Черногорцу типиконов, он взял за основу Иерусалимский. Причин было несколько:

  1. В Иерусалимском уставе были ссылки на Священное Писание. Это придавало уставу больше авторитета. В Студийском уставе таких ссылок нет.
  2. Списки с текстом Иерусалимского устава были древнее, чем списки с текстом Студийского.
  3. Иерусалимский устав построже Студийского.

С XII в. Иерусалимский устав начинает постепенно вытеснять Студийский. В XII в. Иерусалимский устав принимают в Греции и Грузии, в XIV в. – в Сербии и Болгарии, в XV в. – на Руси.

Комментарий к оценке

Спасибо, ваша оценка учтена. Также вы можете оставить комментарий к своей оценке.

Образец документа полезен?

Если документ «Образец. Примерный устав религиозного объединения» оказался для вас полезным, просим вас оставить отзыв о нём.
Запомните всего 2 слова:

Договор-Юрист

И добавьте Договор-Юрист.Ру в закладки (Ctrl+D).

Он Вам ещё пригодится!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]