Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на каждом из них?

Соборы — давние традиции церкви, нисходящие к временам апостолов. Об этом упоминает Новый Завет, приводя сведения о созыве одного из них в Иерусалиме.

Пережив эпоху гонений на христиан, церковь в IV веке создала институт более высокого порядка на соборной основе. Это Вселенские соборы. Их можно сравнить с «верстовыми столбами» — они отсчитывают временные промежутки эволюции церкви и закрепляют ее догматы.

Первый Вселенский собор


Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр.

Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждено арианство;
  • утвержден догмат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении;
  • составлен Никейский Символ веры;
  • установлено время празднования Пасхи.

Второй Вселенский собор


Второй Вселенский собор. Император Феодосий Великий, Нектарий патр. Константинопосльский, Кирилл патр. Иерусалимский, Дамасий папа Римский, Мелетий патр.

Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь Македония;
  • утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном;
  • Символ веры был дополнен 5 пунктами. С этого момента он оставался неизменным.

В. Члены как организм, Тело Христово

Мы должны видеть, что церковь как Тело Христово — организм. У меня есть забота подчеркнуть это, потому что многие христиане, говоря о церкви, понимают её как организацию. Мы должны отвергнуть это представление. Мы не часть какой-то организации. Мы члены организма, Тела Христова.

Если мы едем, чтобы посетить другую поместную церковь, видим ли мы себя едиными со святыми в этой местности? Мы можем подсознательно ощущать, что принадлежим к организации в нашей местности и что сейчас мы гости в церкви, которую посещаем. С человеческой точки зрения, святые, которых мы посещаем, хозяева, а мы их гости. Но с духовной точки зрения, как христиане, как верующие во Христа мы члены одного Тела Христова. Если мы едем посетить святых в Лондоне, кто мы: группа американцев в Лондоне? С человеческой точки зрения, мы американцы в Лондоне. Но в Теле Христовом нет человеческих членов, мы только божественные члены. В Теле Христовом как божественном организме мы все члены в жизни. Когда мы идём, чтобы посетить какую-то поместную церковь, мы не должны думать, что мы иностранцы.

Сегодня мы практикуем управление поместными церквями согласно Библии. Поместная церковь состоит из святых со старейшинами, дьяконами и дьякониссами (Флп. 1:1; Рим. 16:1). Рассматриваете ли вы себя как святого, старейшину, дьякона или дьякониссу в той поместной церкви, в которой вы находитесь? Я вот что хочу сказать — мы не должны воспринимать себя в поместной церкви каким-то образом с точки зрения организационной, видя в себе часть организации. Мы должны смотреть на себя только органически. Где бы мы ни были и что бы ни делали, мы должны видеть в себе живых членов органического Тела Христова. Когда мы собираемся в Господе, мы все должны функционировать как живые члены. Куда бы мы ни отправились, мы живые члены Тела Христова. Когда я еду в Анахайм, я еду туда как член Тела Христова. Когда я отправляюсь в Тайбэй, я отправляюсь туда как член Тела Христова. Я никогда не смотрю на себя как на того, кто принадлежит к организации. Как члены органического Тела Христова, мы должны жить органически.

В первой главе Послания к эфесянам мы видим, что церковь является результатом раздаяния божественной Троицы. Я подчёркиваю это, потому что немногие христиане на протяжении многих поколений осознали это. Мы можем думать, что церковь — это всего лишь собрание всех верующих как своего рода единство, которое можно рассматривать как организацию. Это абсолютно неверно. Это представление о церкви как организации привело христиан за их многовековую историю к неразберихе, непониманию, они оказались обманутыми. Наша забота сегодня в том, чтобы подчеркнуть, что, согласно чистому божественному откровению в Новом Завете и особенно в Послании к эфесянам, результатом раздаяния божественной Троицы является церковь как организм, Тело Христово.

Главное, что показывается в Эф. 1, — это именно результат раздаяния Божественной Троицы. Хотя слово «результат» в Эф. 1 отсутствует, факт и реальность результата налицо. Божественная Троица проистекает через Своё раздаяние. Во всем, что совершают Отец, Сын и Дух, есть раздаяние Отца, раздаяние Сына и раздаяние Духа. Результатом этих раздаяний является одно — организм, церковь, который является Телом Христовом.

Деревянный стенд организован из деревянных досок, но живой человек с телом — это уже нечто органическое. Робот — это организация безжизненного материала, но живой человек — это организм. Церковь должна быть организмом, а не организацией. Учение Игнатия во втором веке дало основание для появления в церкви организации. Игнатий учил тому, что блюститель, епископ, — выше пресвитера (старейшины). Но в Деян. 20 Лука объяснил, что блюстители и пресвитеры — одни и те же люди. Павел послал за пресвитерами, а затем он сказал, что Святой Дух назначил их быть блюстителями (ст. 17, 28). Старейшины, пресвитеры, и есть блюстители. Вследствие ошибочного учения Игнатия в церковь была привнесена иерархия. Система епископата в церковном управлении исходит из ошибочного учения Игнатия точно так же, как вся иерархическая система Римской католической церкви с епископами, архиепископами, кардиналами и папой. Принцип иерархии и организации есть и среди протестантских деноминаций и свободных групп. Сегодняшнее христианство находится под влиянием этого представления об иерархии и было в значительной мере растлено им. Учение, практика и представление об иерархии увело многих христиан от церкви как организма к церкви как организации. Для нас прозвучало предостережением, когда мы изучали историю церкви с этой точки зрения и брат Ни помог нам это осознать, что нам нужно быть очень осторожными в вопросе организации. Господь озарил нас, чтобы мы увидели, что такая организационная система аннулирует органическое Тело Христово. В Теле Христовом нет организации. Но падшее и деформировавшееся христианство полно организации. Это религиозная, организационная система.

Каждый аспект церкви должен быть органичным, потому что церковь — это результат живой Троицы. В Библии сказано, что воплощение Бога, Христос, — жизнь. Христос сказал нам в Евангелии от Иоанна, что Он жизнь (Ин. 14:6). Христос не имеет ничего общего с организацией. Будучи воплощением Триединого Бога, Он есть сумма божественной, вечной жизни. Сумма жизни, живой Триединый Бог, имеет в качестве Своего результата одно — Тело Христово. Поскольку Триединый Бог — сумма жизни, Тело Христово — целиком и полностью вопрос жизни. Мы должны сложить все, что не от жизни, себе под ноги. Мы не любим иерархии, потому что это целиком и полностью вопрос организации и не имеет ничего общего с органическим Телом Христовым.

Тело Христово — это результат божественной Троицы точно так же, как Ева была результатом Адама. Бог сотворил Адама из праха земного, но женщину Он построил из ребра, вынутого из бока Адама (Быт. 2:22). Адам раздал себя в том смысле, что ребро, часть его существа, вышло из него. Эта часть его существа стала женщиной, Евой. Что такое Ева? Ева — результат Адама. Ева была одинакова с Адамом по жизни, природе и внешнему виду. Вот почему Адам и Ева могли стать одной плотью, одной парой. Точно так же церковь — результат раздаяния божественной Троицы. Мы должны увидеть церковь таковой. Когда у нас будет такое видение, это видение будет руководить нами, оберегать нас, направлять нас и сохранять нас от каких бы то ни было отвлечений на учения об организации. Никакие идеи об организации не должны привноситься в церковную жизнь. Любое учение о церкви в смысле организации абсолютно неверно, и мы должны оставить его. Оно ведёт к обману, заблуждениям, оно от лукавого. Ни одной мысли об организации в связи с церковью не найти во всем Послании к эфесянам, книге о церкви. В Послании к эфесянам раскрывается, что церковь — организм, Тело Христово.

Мы изучали историю Братиев, которые практиковали церковную жизнь под началом Джона Нельсона Дарби в начале девятнадцатого века. Вскоре после того как Господь воздвиг их, они впали в сеть организации и разделились. Некоторые их них, так называемые «Открытые братия», учили, что каждая из церквей автономна. Так называемые «Закрытые братия» обвинялись в попытке создать из всех церквей некую федерацию. И автономия и федерация, согласно учению апостолов, находятся за пределами библейского откровения.

Поскольку Соединённые Штаты — это пример организованного управления, мы видим кое-что от автономии и федерации. Пятьдесят штатов автономны до определённой степени, но федеральное правительство делает их федерацией. Таким образом, до определённой степени на примере штатов мы видим автономию, а на примере страны в целом — федерацию. Отдельные штаты, однако, не абсолютно независимы друг от друга и от федерального правительства. У каждого штата нет своей валюты. Есть только один вид валюты в Соединённых Штатах. Мы, граждане Соединённых Штатов, платим больший налог федеральному правительству, чем правительству штата. Если какое-то дело в суде не может быть разрешено судом штата, оно направляется в Верховный Суд, федеральный суд. Защита Соединённых Штатов, главным образом, — вопрос федерального уровня. От штата к штату вся континентальная часть Соединённых Штатов охвачена единой сетью дорог. Что было бы, если бы штат Орегон решил бы вдруг, что по его дорогам могут ездить только жители Орегона? Эти примеры показывают, что даже штаты США не являются абсолютно независимыми друг от друга и от федерального правительства.

В Божьем домостроительстве и в Теле Христовом слово «независимость» — дьявольское слово. Мы, христиане, никогда не должны быть независимыми. Мы не должны быть независимыми от Бога или друг от друга. Мы не можем идти дальше в нашей христианской жизни, если будем отделены друг от друга. Более того, никакая поместная церковь не может быть абсолютно независимой от других поместных церквей. Поместные церкви должны быть зависимы друг от друга. Церковь в Сиэтл должны зависеть от церкви в Спокене, церкви в США должны зависеть от церквей в Англии. Мы должны быть осторожными в том, чтобы не допустить никаких учений об автономии и федерации.

Может ли какой-нибудь член физического тела быть автономным по отношению к другим членам? Если болеет один член, страдает все тело. Точно так же каждый член Тела Христова зависит от других членов. В отношении Тела Христова Павел говорит: «Страдает ли одни член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — Тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:26-27). Церковь — Тело Христово, и как в Теле Христовом ни одна часть церкви не может быть автономной. Моя забота о том, чтобы мы увидели и осознали действительность церкви как Тела Христова, очень тяжёлая забота, поскольку представления и учения об организации, такие как учение об автономии, растлили, увели с правильного пути и обманули христиан, а также привели к разделениям. Мы не в какой-то организации. Мы — результат Триединого Бога, который является единым, вселенским организмом, Телом Христовым. Мы должны провозгласить: «Мы в организме, а не в организации!» В Эф. 1 нам показано, что церковь — это результат Триединого Бога.

Третий Вселенский собор


Третий Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики (фрагмент)

Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь несториан;
  • утвержден догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.

Общая характеристика

История зарождения христианской церкви омрачена коллизиями. В самые острые ее периоды сзывалось на совет-дискуссию духовенство высшего ранга.

Собрания, на которых высшее духовенство, созванное по иерархическому принципу, формирует канонические нормы вероучения и провозглашает борьбу с ересями, названы Вселенскими.

Чтобы быть признанными таковыми, они должны иметь определенные внешние и внутренние черты.

Внешние признаки

Церковная структура подчиняется иерархическому принципу.

Главная кафедра центральной митрополии опирается на коллегию пресвитеров, управляющих нижестоящими епархиями и приходами. Внутри приходов существует своя иерархия.

Для созыва наивысшего собрания духовенства необходимо соблюдение внешних признаков:

  1. Участие высших представителей приходов — пресвитеров и уполномоченных.
  2. Соблюдение принципа иерархии среди состава делегируемых.
  3. Существование регламента по разрешению проблемы, затрагивающей вероучение.
  4. Признание данного съезда всеми поместными церквями.

Ответ на вопрос, сколько было признано соборов Вселенскими Православной, Католической, Протестантскими и Древневосточными церквями, неоднозначен.

Признание собраний высшего ранга Вселенскими различными христианскими церквами распределяется следующим образом.

Внутренние признаки

Государственная религия находится под покровительством и контролем светской власти. Такая связь ставит перед ней задачи нерушимости богословской мысли и догм.

Совершенно очевидно, что глава государства (тем более — империи) нацелен на его укрепление с помощью церкви. Поэтому важно исключение споров, доводящих до резонанса, среди наиболее авторитетного духовенства.

Но история свидетельствует, что условия среды и текущего момента нередко нарушали церковную гармонию. Поэтому возникала необходимость собраний всех приходов.

Внутренними требованиями для созыва наивысших духовных чинов являются:

  1. Соответствие темы дискуссии преданиям апостолов и Священному Писанию и общепризнанным догматам Вселенской Церкви.
  2. Единодушное принятие регламента собрания поместными церквами.

Четвертый Вселенский собор


Четвертый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Прошел в Халкидоне в 451 году. Был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь монофизитов;
  • утвержден догмат о том, что при воплощении Божество и человечество соединились во Христе как едином Лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Итоги и последствия событий

Многие предрекали, что решения последнего Всеправославного собора станут толчком к расколу. Называлась Украинская церковь как первый претендент.

Эти опасения начали сбываться в наши дни:

  1. Украинскую церковь отрывают от материнской и вводят под управление Константинопольской.
  2. Происходит раскол православного мира через фальсификацию западными СМИ межконфессиональных отношений.

История знает примеры манипуляций в начале XX века. Русскую Православную Церковь обязали перейти на григорианский календарь. Она выдержала этот напор и выстояла, сохранив свои традиции.

Вторая опасность, которую несет деятельность Константинопольского патриарха Варфоломея (организатора Всеправославного собора), — экуменизм. Он способствует принятию в лоно церкви протестантов, что несомненно даст почву для роста ереси.

Единственный верный выход из создавшегося кризиса — держаться своей Церкви.

Пятый Вселенский собор


Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Прошел в Константинополе в 553 году. Был созван из-за споров несториан и монофизитов.

Важнейшие решения собора:

  • подтверждены решения III и IV Вселенских Соборов.

Святые отцы

Кроме Вселенских (международных) встреч духовных лиц, также организовывались поместные собрания епископов – из какой-то конкретной области.

Решения и постановления, которые утверждались на таких соборах (локального значения) также впоследствии были восприняты всей православной церковью. В том числе и мнения святых отцов, которых еще называли «Столпами Церкви».

К таким святым мужам относятся: мученик Петр, Григорий Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский.

А их положения относительно православной веры и всего учения Христова были сведены в «Правила Святых Отцов» Вселенских соборов.

Согласно предсказаниям этих духовных мужей, официальная восьмая международная встреча будет носить не истинный характер, это будет скорее «сборищем антихриста».

Шестой Вселенский собор


Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.

Прошел в Константинополе в 680 году. Был созван против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • утверждено учение о двух волях во Христе по двум природам — Божественной и покорной ей — человеческой.

Седьмой Вселенский собор


Седьмой Вселенский собор; Греция; XVI в.; мастер: Феофан Критский; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Ставроник

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь иконоборчества;
  • утвержден догмат об иконопочитании.

Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]