Стоглав
Вопрос 1
У святей Т роицы пишут перекрестие ови у среднего, а иные всех трех. А в старых письмах и в греческих подписывают святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единого. А ныне подписывают у среднего Исус Христос да святая Т роица. И о том разсудити от божественных правил, како ныне то писати. И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андреи Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти.
Вопрос 2
Иная убо творится в простой чади в миру: дети родятся в сорочках, и те сорочки приносят к попом и велят их класти на престол до шти недель. И о том ответ. Впредь таковыя нечистоты и мерзости во святыя церкви не приносити и на престоле до шти недель не класти, понеже и родившая жена до четыредесяти дней, Дóндеже очистится, во святую церковь не входит. Аще ли который священник таковая дерзнет сотворити, и тому быти под запрещением священных правил.
Вопрос 3
Да на освящение церкви миряне приносят мыло и велят священником на престоле держати до шти недель. И о том ответ. Впредь священником на освящение церкви от мирян мыло не приимати и на престоле до шти недель не держати. Аще ли которой священник дерзнет таковая сотворити, и тому быти во отлучении по священным правилом.
Вопрос 4
О ставлениках о пошлинах уложити у всех бы владык ровно имали, такоже от благословенных, от отпускных, от настольных грамот и от патрахельных и от уларных, о пошлинах о всем о том на соборе указ учинити, везде и всем было бы ровно. И о том ответ. Митрополиту и архиепископом и епископом имати от ставлеников на весь собор за все пошлины: в дьяконы поставити и в попы совершити – рубль московской, да благословеная гривна, а водны дьяконы – полтина, да благословеная гривна, а готового дьякона в попы совершити – полтина же, да и благословеная гривна; а от настольных
грамот архимаричих и игуменских по рублю; а от благословеных и от отпускных грамот по полтине; а от патрахельных и от уларных грамот не имати ничего, развес писчего алтына и печатного алтына же. Да митрополиту же и архиепископом и епископом детей у себя и племянников не держати, также и по всем честным монастырем общим и особь сущим архимаритом и игуменом детей своих и племянников у себя в монастырех не держати же.
Вопрос 5
Да о псковском чюдотворце Ефросине, да о смоленском чюдотворце Аврамие на соборе уложити: как им праздновати. И о том ответ. Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем: пети на вечерне «Блажен муж» и прочая служба по божественному уставу все сполна.
Вопрос 6
Святая вода крестити по правилом святых отец единым крестом воздвизати в три погружения. Нецый же от неведения или от неразумия совокупляют многия кресты и иконы с мощми и теми крестят. И о том разсудити и утвердити по божественным правилом. И о том ответ. Крестити вода единым святым крестом в три погружении, а прочие святые кресты и святые иконы с святыми мощми тута же на блюде архидьякон или дьякон держит, и святитель или иерей погружает святый крест да над мисою держит трижды и потом кропит святою водою со всех крестов. И прочая вся совершают по божественному уставу.
Вопрос 7
На иконах пишут: приидете, людие, трисоставному божеству поклонимся. И в исподнем ряду пишут цари и князи и святители и народи, которые живи суще. И о том поразсудити. Такоже пишут и пречистыя Богородица образ в деянии, иже есть на Тихфине. И цари и князи и народи предстоят молящеся, который живи суть, и о том разсудити от святых отец писании, достоит ли писати живых и мертвых на святых иконах молящихся. И о том ответ. От древних святых отец предание и от пресловущих живописцев греческих и русских свидетельствуют и на святых иконах воображены и написаны, якоже и на воздвижение честного и животворящаго креста, не токмо царие и святители и князи и прочие народы многая множество всяческих чинов. Такоже и на покров пресвятыя Богородица, егда виде святый Андрей Богородицу, молящуся со всеми святыми за весь мир, безчисленная множества народа написано. Такоже и на происхождение честного креста не токмо царие и князи, но и множество безчисленно народа nanиcanи суть. На страшном же суде на иконах воображают и пишут не токмо святых, но и неверных многие и различные лики ото всех язык.
Вопрос 8
На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Ныне убо вдружен крест животворящий на соборной церкви пречистыя Богородица честного и славного ей успения на новопозлащенном верее, якоже есть в церквах воздвизальный крест, имлсе благословляют. И о том разсудити и уложити на святом соборе, которым образом впредь ставити крест на церквах и о тех крестех, которые стоят на церквах, достоит поразсуди. И о том ответ. Якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и доднесь такоже да пребывают неподвилсимы. Такоже и ныне убо водружен бысть и поставлен святый крест благочестивым царем Иваном на соборной церкви пречистыя
Богородицы на новопозлащенном верее, якоже есть воздвизальный крест имже благословляют. И тако достоит на славу богу и на умножение лет благочестивому царю Ивану и на сохранение всего его росийского царьствия, и таковыя святые кресты на церквах и впредь до поставляются же. А что на многих церквах стоят святыя кресты, и на тех крестах приделавают кузнецы на всех концех иные меньшие кресты по два и по три вместе, и те меньшие кресты бурею и сильным ветром почасту ломает. И впредь бы кузнецы делали кресты по чину и крестообразно по древним образцом якоже уставиша и предаша святим апостоли и святии отцы, а по концам бы поделывали крепости для по единому кресту со всяцех утвержением, а от своего бы замышления ничтоже не претворяли кроме церковного предания.
Вопрос 9
Во уставе написано: в суботу вечер такоже и праздником христовым и богородицыным и святых нарочитых пети литея, а по вся дни за упокой пети литея после заутрени и вечерни. А в которой день славословие великое поется, тогда оставляется литея заупокойная и зде в соборных церквах того не поют. И о том ответ. По божественному уставу во всех святых соборных церквах праздничные литеи и повсядневные литеи пети неотложно: за здравие и за упокой поминати, якоже устав повелевает.
Вопрос 10
Да в уставе же писано, пети по неделям от воздвиженьева дни честного креста до сырные недели: «Хвалите имя господне» и «Исповедайтеся Господеви»; а третий псалом «На реце вавилонстей» пети трижды в году: в неделю блудного и мясопустную и сыропустную. Коея ради вины здеся того не поют? И о том ответ. По всем святым соборным церквам пети все три псалмы неотложно по божественному уставу.
Вопрос 11
Предтечеву часть выимают малу, якоже из приносимыя просвиры, и кладут с приношением вкупе. Достоит убо по уставу выимати предтечеву часть, якоже и пречмстые часть, и класти на левой стороне агнца противу пречистой части, а приношенье кладется на среде в подножии агнца. И о том ответ. Достоит убо по уставу выимати предтечеву часть, якоже и пречистые часть, мало поменши, и класти на левой стране агнца противу пречитые части, а прочий части приношений кладутся насреде в подножие святого агнца.
Вопрос 12
В великом Новегороде во святей Софеи в соборной церкви и внутри города и по посаду по всем церквам и в монастырех опосле проскомисания и часов священник глаголет отпуст в царских дверех велегласно. А здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверех отпуста не глаголют. Како тому достоит быти 1 И о том ответ. По всем святым церквам после часов отпуст творити в царских дверех, и прощение получив потом обедню начинают и прочая вся совершают по божественому уставу.
Вопрос 13
В девичих монастырех черницам достоит ли от мирских попов приимати святых тайн? Аще ли вскоре случится в нощь или в день, игумену отцу духовному далече сущу, как тому достоит быти? И о том ответ. Достоит всякому священноиноческому и иноческому
чину от мирскаго священника причаститися, кроме покания. И о том свидетельствуют священная правила. Аще который священноинок или инок или инокиня не приемлет причастия от мирскаго священника, имущаго жену, таковый да будет проклят.
Вопрос 14
В Новегороде в великом попы и дьяконы и дьяки и пономари и проскурницы и притворяне уличане к церкви принимают и на них емлют денги великие. На попе рублев пятнадцать, а на ином двадцать, а у иного тридцать. Да с тем идут ко владыке всею улицею. А только владыка попа пришлет к которой церкви, хотя грамоте горазд и чювствен, а только многих денег уличаном не даст, и они его не приимут. И о том ответ. По всем святым церквам в митрополии и во архиепископьях и в епископьях избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздых и житием непорочных, и денег у них от церкви и себе мзды не емлют ничего и приводят их и приходят с ними ко святителю. И святитель их поучив и наказав благословляет и не емлет с них ничего, развес благословенные гривны. А от проскурниц и от пономарей и сторожей попом и уличаном и прихожаном посулов не имати ничего. Но бога ради избирати священников содного, чтобы были искусны и непорочны от всякого зазору неподобного.
Вопрос 15
Такоже и дворецкие и дьяки и во Пскове наместник владычень ставят сами попов к ружным церквам и на них и на всем причте церковном великие ж денги емлют. А того не пытают, которой грамоте горазд и чювствен и достоин священнического чину. Только того и пытают, кто им болъши денег даст. И о ответ. Дворецким и наместником и дьяком избирати священников и дьяконов к ружным церквам искусных грамоте гораздых, а от того им денег и мзды не имати.
Вопрос 16
В мирских свадбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гусельники и бесовские песни поют. И как к церкви венчатися проедут, священник со крестом едет, а перед ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют. И священником о том достоит запрещати. И о том ответ. К венчанию ко святым церквам скоморохом и глумцом пред свадбою не ходити, и о том священником таким запрещати с великим запрещением, чтобы таковое безчиние никогдаже не именовалося.
Вопрос 17
Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тяжутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят: кудесы бьют и во аристотелевы врата, и в рафли смотрят и по звездам и по планитам глядают и смотрят дней и часов. И теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают, и на те чарования надеяся поклепца и ябедник не мирится и крест целует и на поле бьются и, поклепав, убивают. И о том ответ. Благочестивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом своя царская заповедь учинити, чтобы таковыя волхвы и чародеи, и кудесники, и смотрящий во рафли, и во аристотелевы врата, и по звездам и по планитам смотря дней и часов, и теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают и прочая еллинская бесования творят, и таковая вся богомерзская прелесть и святыми отцы отречена бысть. И от ныне бы и впредь та ересь попрана бы была до конца в твое христолюбивое царство. Аще ли кто впредь от православных хрестьян учнет таковыми чародействы в народе или по домом или уполь прельщати, и потом обличени будут, и таковым от царя в великой опале быти, а тем православным хрестьяном, которые учнут от них то еллинское и бесовское чарование приимати, всячески от церкви отверженным быти по священным правилом.
Вопрос 18
Да во Пскове граде моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазору. Достоит о том запретити, чтобы престали от того безчиния, а по правилом святых отец не подобает мытися мужу с женою в бани в одном месте. И о том ответ. По священным правилом не подобает в банях мужем с женами в одном месте мытися; такоже иноком и инокиням возбраниша и запретища в баню ходити. Аще ли внидут, да под запрещением будут священных правил.
Вопрос 19
Да по дальним странам ходят скоморохи совокупяся ватагами многими до штидесяти и до семидесяти и до ста человек и по деревням у крестьян сильно ядят и пиют и из клетей животы грабят, а по дорогам разбивают. И о том ответ. Благочестивому царю своя царская заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы от них впередь такова насильства и безчиния не было нигдеже никогдаже.
Вопрос 20
Да дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью играют и пропиваются. Ни службы служат, ни промышляют, и от них всякое зло чинится: крадут и разбивают и души губят. И то бы зло искоренити. И о том ответ. Благочестивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом свою царскую заповедь учинити, чтобы дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью не играли и по корчмам не пили, и прочего зла не творили, и жили бы покрестьянски, и были бы довольни своими оброки.
Вопрос 21
Да по погостом и по селом и по волостем ходят лживые пророки-мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестьяном каноны завечивати. Они же заповедают крестьянам в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити кроме божественных писаний. Что тем нагим и босым и лживым пророкам путь, чтобы миру не соблажняли. И о том ответ. Благочестивому царю зде в царствующем граде Москве и по всем градом и по волостем и по погостом и по селом велети своя царская заповедь учинити. И где таковые прелестники, порицаемые лживые пророки, обрящутся и учнут смущати православных крестьян всякими богомерзкими прельщении, от снов смущаеми и от бесов прельщаемы, учат и заповедывают в среду и в пятницу ручного дела не делати и женам не ткати, ни прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити от бесов прелщаеми, и таких бы прелестников православные хрестьяне не слушали и из домов от себя изгоняли, и от них удалялися, понеже святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православным крестьянам в пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати. Также заповедаша всем православным хрестьяном чрез весь год в среду и в пяток не токмо поститися, но и тружатися во всяких подвизех и делати своима рукама, и заповедь учиниша по священным правилом, аще кий списком или презвитер, или дьякон, или всяк причетник, или морской человек в четыредесятницу и через год в среду и в пяток не постится, таковый да отлучится. И того бы ради православные хрестьяне таковых прелестников днолично не слушали, а в среду бы и в пяток не токмо постилися и чисто жили, но и всякими делы тружалися в славу болсию по своей силе.
Вопрос 22
Злыя ереси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетьи, аристотель аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские, которые прелести от бога отлучают, – и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. И о том ответ. Не токмо благочестивому царю в царствующем граде Москве, но и по всем градом царскую свою грозную заповедь учинити, да и всем святителем коему ждо во своем пределе по всем градом запретити и заповедати с великим духовным запрещением, чтобы православные хрестьяне таких богоотреченных и святыми отцы седмью соборы отверженных тех всех еритических книг у себя не держали и не чли; а которые будут люди по се места те еретическия и отреченныя книги у себя держали и чли или иных учили и прельщали и теми от бесов прельщалися, и они бы о том каялися отцем своим духовным и впредь бы у себя таковых еретических книг не держали и не чли; а которые люди отныне и впредь учнут таковая еретическия книги у себя держати и чести или начнут иных прельщати и учити и потом обличени будут, и тем быти от благочестивого царя в великой опале, а от святителей по священным правилом в конец во отлучении.
Вопрос 23
В троицкую суботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим кричаньем. И егда начнут играти скоморохи гудци и прегудницы, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети, на тех же жальниках обманщики и мошенники. И о том ответ. Всем священником по всем градом и по селом, чтобы детей своих духовных наказывали и поучали: в кое время родителей своих поминают, и они бы нищих поили и кормили по своей силе, а скоморохом и гудцом и всяким глумцом запрещали и возбраняли, чтобы в те времена, коли родителей поминают, православных хрестьян не смущали и не прельщали теми бесовскими своими играми.
Вопрос 24
Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное лещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощъ ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки бесни, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания. И о том ответ. По царской заповеди всем святителем коемуждо во своем пределе по всем градом и по селом разослати к попом свои грамоты с поучением и с великим запрещением, чтобы однолично о Иване дни и в навечерии Рождества Христова и крещении Христова мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзкая дела не сходились, и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец престали, занеже святыми отцы те все еллинские прелести по священным правилом отречены Быша, и православным хрестьяном не подобает таковая творити. Но божественныя праздники и святых почитати и праздновати в славу божию.
Вопрос 25
А о велице дни оклички нарадуницы, въюнец и всякое в них бесование. И о том ответ. Чтобы о велице дни оклички на радуницы не творили и скверными речьми не упрекалися. И о том священником детем своим духовным запрещати, чтобы впередь таковая не творили.
Вопрос 26
А в великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторый же невегласы попы в великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по велице дни там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом. И о том ответ. Заповедати в великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении.
Вопрос 27
В первый понедельник Петрова поста в рощи ходят и в наливки бесовские потехи деяти. И о том ответ. Чтобы православные хрестьяне в понедельник Петрова поста в рощи не ходили и в наливках бы бесовских потех не творили и от того бы в конец престали, понеже то все еллинское бесование и прелесть бесовская, и того ради православным хрестьяном не подобает таковая творити.
Вопрос 28
Достоит же и о сем разсудити, что во уставе приписано на усекновение честныя главы воздержатися в той день от мяса и рыбы, повелевает и всю седмицу поститися, неведомо отковзято. В том же уставе писано в Савиных главах, глава 24, д праздника предтечева и святых апостол Петра и Павла и возлюбленного Богослова, аще случится в среду и в пяток, ямы рыбу, да в главе в великие празники, сиречь Богородичные и Христовы и предтечево рождество, и усекновение, и святых апостол Петра и Павла, и в каков любо день прилучится – в понедельник, в среду и пяток сице подобает творити, яко в день недельный. А на усекновение во святцах пишет на концы на трапезе утешение братии. И о том святом предтечеве празднике о усекновении честные главы соборной ответ. О всем пети и праздновати по божественному уставу, якоже преже нас и доднесь праздноваша, ничтоже претворяюще. А что на тот святый праздник на усекновение частные главы святого и славного предтечи крестителя господня Иванна миряне мяса не ядят, а иноцы рыбы не вкушают, и cиe не ново бысть, но ото многих лет уставися святыми разсудительными отцы, и того ради во многих уставех писано бысть.
Вопрос 29
Да на заутренях, егда поется славословие великое по уставу, опосле славословия и по октениях «Главы наша господеви преклоните», и по возгласе священник глаголет: «Сын благословен бог наш и препрославен» и поют: «Утверди, боже, веру православную хрестьянскую» и поминают царя и по обычаю все, таже честнейшую херувим и отпуст. И о том ответ. По всем соборным церквам по вся воскресения и по всем владычным праздником и богородичным и прочим святым, егда поют славословие, и по возгласе, егда речет священник: «Сый благословен бог наш и препрославен», и тогда поют: «Утверди, боже, веру хрестьянскую» и поминают царя и прочая, и потом честнейшую херувим и отпуст.
Вопрос 30
Подобает ли черницы класти в чернецком монастыре и мирян и мужей и жен? Такоже и чернцы в черницких монастырех? И есть ли о том писано в божественных правилех? И о том ответ. Божественая правила не повелевают в мужских монастырех жен погребати, а от обычая же земля не токмо зде в росийском царствии погребают, но и в тамошних странах во Иерусалиме и во Египте, и во Цариграде, и в прочих странах свидетельствуют божественыя писания от жития святых мнози святии отцы в девичих монастырях погребахуся. Такоже и в мужеских жены и девицы погребены Быша. Якоже пишет в житии Филарета милостивого: «Погребен бысть в девиче монастыре», такоже и Ефросинья преподобная, сииречъ Измарагда, погребена бысть в мужеском монастыре, и инии мнози святии погребахуся.
Вопрос 31
Коея ради вины архимариты и игумены нецыи, и священницы, и дьяконы во своих обителех, во святых божиих ц. рквах, божественные литоргии не служат ни за здравия, ни за упокой недель в пять и в шесть, а инде и в полгода. А во святых правилех пишет священническому чину до осми дней только не служити, кроме некия нужа и поврежения душевного, ино и о том заповедь есть, кто до осми дней не служит. И о сем святителем достоит разсудити по правилом святых отец, и наказати известно по своим пределом всякому священническому чину, како молебная совершати за всяко прошение и боже ственныя литоргии служити по праздником и по воскресным днем о здравии и по отшедших душах представльшихся заупокой. И о сем вельми достоит наказати неведущих и нерадивых, чтобы впредь такое безчиние не было и молебная совершалися по правилом святых отец, и по заповедем божиим и по их теплой вере со всяким усердием и благочинием безо всякого прекословия и нерадения. Аще cиe великое божие дело небрегомо будет ото всякого священнического чину, и нам какие милости от бога чаяти за cиe нерадение и за великое безчиние, паче же за гордость и леность. И о том ответ. По всем святым честным монастырем общим и особь сущим духовным настоятелем архимаритом и игуменом с священники и дьяконы, коемуждо во своей обители, по вся дни молебны пеги, а божественная литоргии служити по вся воскресения и по владычным праздником и по богородичным о здравии благочестивого царя и о всех православных, и по отшедших душах преставльшихся служити за упокой по соборным вселенским понахидам, да и прочие понахиды собором же служити, по которым вотчины даваны и кормы годовые ставят. И о том духовным пастырем бречи накрепко и исправляти о всем по священным правилом и по божественному уставу ничтоже претворяюще.
Вопрос 32
И о сем достоит святителем советовати известно. Почему именуются честные великие монастыри и по градом соборные церкви, у которых церквей протопопы и попы и дьяконы, а инде и без протопопов у церквей большие соборы попы и дьяконы, и по многим честным монастырем и по градом по великим собором на владычни праздники и за упокой по вселенским понахидам собором отнюдь не знают служити божественныя литоргии за здравие и за упокой. И о сем достоит впредь чин и закон уставити и заповедь учинити по правилом святых апостол и по уставу, како и когда молебны соборные пети по честным монастырем и по соборным церквам и по новым избранным собором, и божественая литоргия когда соборне служити и со кресты честными хожение около монастыря, а в миру промежу себя по святым божиим церквам и молебная совершати за всяко прощение по настоящему времени всяких скорбей. И о сем молю святительство ваше по всем своим пределом не великое благочиние по честным монастырем и по соборным церквам устроити и утвердити, чтобы всякое благочиние о бозе по чину и по уставу молебная совершали бы, и видя бог ваша добрая дела и великое попечение о стаде своем о порученном вам от бога, еже пасти святыя божия церкви и служащая в них поучати на славословие божие и вашими святыми молитвами и тех честных монастырей и великих соборов благодарение и соборное моление, вскоре бог услышит и подаст милость рабом своим. Да и мы просветимся от духовныя их пользы на всякое благочестие. И о том ответ. По всем градом и по всем святым церквам соборным, у которых церквей протопопы и соборные попы и дьяконы, а инде и без протопопов у церквей большие соборы попы и дьякны, коимждо по своим собором по вся дни молебны пети и божественныя литоргии служити собором по вся воскресения от недели в неделю; такожде и по владычним праздником и по богородичным о здравии благочестивого царя и всех православных крестьян; такожде и по новоизбранным собором божественныя литоргии соборные служити и со кресты честными хожение около монастырей, а в миру промеж себя по святым божиим церквам и молебная совершати за всяко прошение по настоящему времени от всяких скорбей; да и по отшедших душах преставльшихся служити собором за упокой по всем соборным понахидам, да и прочие понахиды собором же служити, по которым вотчины даваны и кормы годовые ставят, и о том по всем собором всем протопопом и священником и дьяконом бречи накрепко по божественному уставу и по священным правилом ничтоже npeтвopяющe.
Почему собор был назван Стоглавым
Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.
Стоглавый собор был созван по инициативе Ивана Грозного
Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.
Участники собора
Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля в 1551 году и длился почти 3 месяца. Инициатором собрания был Иван Грозный. Помимо монарха, участниками собора были князья, представители высшего духовенства и Боярской Думы.
Председателем собора был митрополит Макарий. Также на соборе присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители церкви.
Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе
Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:
- Было осуждено ростовщичество в среде священников;
- Был установлен единый размер пошлины для всех епархий;
- Обличалось взяточничество среди мирян и духовенства;
- Было запрещено отказывать в постриге, если у желающего стать монахом не было денег;
- Был установлен контроль над монастырской казной;
- Установлена пошлина для вступления в брак.
Согласно Стоглаву, церковнослужители не могли быть привлечены к государственному суду
Важно! Одним из самых важных решений было закрепление неприкосновенности церковного имущества. Вопрос о церковных вотчинах рассматривался отдельно, ему даже посвятили отдельную, сто первую главу Стоглава.
Итоги собора
- Главным итогом Собора была систематизация норм действующего церковного права;
- Собор осудил пережитки язычества, особенно такие, как пьянство и пристрастие к азартным играм;
- Собранием было принято решение, касающееся монастырей, в которых могли проживать и женщины, и мужчины;
- Сформирован институт старост духовенства;
- Было узаконено двуперстное сложение пальцев при крестном знамении;
Стоглав официально утверждает двоеперстное крестное знамение - Поднят вопрос об изображении на иконах Святой Троицы. Обсуждалось традиционное изображение на иконах в виде трех ангелов. Окончательное решение по этому вопросу не было принято.
- Определялись взаимоотношения между светской и духовной властью. Например, гражданские суды были лишены права судить духовенство. Для этих целей был учрежден церковный суд, о грамоты;
- Обсуждался вопрос о церковном землевладении;
- Была достигнута слаженность богослужений, унификация обрядов и служб;
- Установлены правила переписи церковных книг и принципы иконографии;
- Канонизированы новые Святые.
Семейно-брачное право
Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.
- Согласно постановлению собора, юридическим считался только венчанный брак;
- Молодые люди могли вступить в брак с согласия родителей или опекунов;
- Возраст жениха для заключения брака — 15 лет, девушки — 12 лет;
- Законно жениться можно было только 3 раза;
- Развод был разрешен в случае прелюбодеяния, бесплодия одного из супругов. Расторжение брака допускалось, если супруги не проживали вместе долгое время, или если один из супругов принял решение уйти в монастырь.
Интересно знать! Главный принцип семьи по Стоглаву — безраздельная власть мужчины над женой, родителей над детьми. Если муж был осужден за преступление, жена переносила все тяготы вместе с ним.
Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.