Государство и церковь. Взаимодействие государства с религиозными организациями

Есть установленные сферы сотрудничества Церкви и государства. Им нужно следовать.

Существуют виды человеческой деятельности, где сотрудничество Церкви и государства естественно и необходимо, ибо оно соответствует самой природе Церкви, ее призванию. А есть такие мирские дела, где Церковь не имеет права оказывать помощь государству и сотрудничать с ним.

Церковь всегда руководствовалась в своем отношении к государству идеалом синергии – сотрудничества или соработничества. Церковь не впадала в крайности, с одной стороны, апокалиптического ухода и бегства от государственной жизни, а с другой, псевдо-автономии политики от религиозно-церковной жизни, т.е. крайнего разделения между духовным и светским началами человеческого существования.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ, церковное участие в общественных трудах должно соответствовать природе и призванию Церкви.

Недопустим государственный диктат в общественной деятельности Церкви. Она не должна быть вовлечена в те сферы деятельности государства, где Ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин.

Русская Православная Церковь

В православной традиции сформировалось представление о симфонии духовной и светской власти как об идеальной форме взаимоотношений Церкви и государства. Симфония предполагает предоставление Церкви и верующим условий для свободной церковной жизни, ведущей верующих к вечному спасению, «да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2).

Поскольку, по слову Божию, «мир во зле лежит» (1 Ин. 5, 19), идеал такой симфонии никогда в полной мере не осуществлялся. В результате петровских реформ симфония была фактически заменена системой государственной церковности, при которой государство лишало Церковь полной самостоятельности.

В двадцатом же веке, после большевистского переворота, началось беспрецедентное гонение на Церковь в России. В годы его Промыслом Божиим Русская Церковь явила великий сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских. Не все устояли в годину гонений. Некоторые священнослужители и миряне, поправ правду Божию, способствовали гонителям в их действиях, направленных на разрушение Церкви. Подобные деяния ни при каких обстоятельствах не могут быть допустимы и оправданы; они заслуживают всякого осуждения, дабы предотвратить повторение их в случае, если Господь попустит возобновление гонений.

В условиях гонений проявились разные подходы к осмыслению отношений Церкви и государства. Одни церковные деятели сочли необходимым выбрать путь компромисса с властью, враждебной Церкви, ради сохранения церковных структур для открытого служения народу Божию. Другие отвергали этот путь. В конечном итоге, и те, и другие подвергались жестоким репрессиям. Эти два подхода отразились в печальных разделениях в Русской Церкви, постепенно изжитых в последующие десятилетия.

С учетом горького опыта Церкви в ХХ веке и основываясь на свидетельстве Новомучеников, необходимо разграничить, что допустимо и что недопустимо в отношениях между Церковью и государством, особенно таким государством, которое преследует цель полного уничтожения Церкви и веры Христовой. Православные христиане пришли к ясному пониманию недопустимости абсолютизации государственной власти. Неприемлемо, в частности, употребление текстов Священного Писания (например, Рим. 13, 1-5) несоответствующее толкованию и духу Святых Отцов. Земная и временная власть государства признается ценной в той мере, в какой его сила используется для поддержания добра и ограничения зла.

Об отношениях Церкви и государства пространно говорилось в документе, важном для истории и самопонимания Русской Зарубежной Церкви — Окружном послании Собора русских Заграничных архиереев 1933 года:

«Пока Церковь существует на земле, она остается тесно связанной с судьбами человеческого общества и не может быть представлена вне пространства и времени. Для нее невозможно стоять вне всякого соприкосновения с такой могущественной организацией общества, как государство, иначе ей пришлось бы уйти из мира. Попытка разграничить между Церковью и государством сферы влияния по принципу: первой принадлежит душа, а второму — тело человека, — никогда, конечно, не достигает цели, потому что человека только в отвлечении можно разделить на две отдельные части, в действительности же они составляют одно неразрывное целое, и только смерть расторгает этот союз между ними. Поэтому и принцип отделения Церкви от государства не получает никогда своего полного осуществления в реальной жизни».

По этому вопросу также высказывался Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви:

«Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны. Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершения иного несомненного греха перед Богом и ближним, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для Вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения» (IV. 9).

«Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» (III. 5).

Церковь призвана оказывать духовное влияние на государство и его граждан, свидетельствуя о Христе, защищая нравственные устои общества. Взаимодействуя с государством ради блага народа, Церковь, однако, не должна принимать на себя государственных функций. Государство же не должно вмешиваться во внутреннее устройство, управление или жизнь Церкви. Церкви надлежит поддерживать все добрые начинания в государстве, в то же время противостоять злу, безнравственным и вредным общественным явлениям и всегда твердо исповедовать Правду, а при наступлении гонений продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа.

Областями соработничества Церкви и государства сегодня являются:

* миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

* забота о сохранении нравственности в обществе;

* духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

* дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

* охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

* диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с разработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

* попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

* труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

* наука, включая гуманитарные исследования;

* здравоохранение;

* культура и творческая деятельность;

* работа церковных и светских средств массовой информации;

* деятельность по сохранению окружающей среды;

* экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

* поддержка института семьи, материнства и детства;

* противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Церковно-государственное соработничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.

Отношения государства с религиозными институтами

Отношения государства с религиозными институтами –это совокупность форм и методов организации системы взаимодействия между органами государственной власти и религиозными институтами, характеризующиеся исторической обусловленностью и ориентацией на реализацию основных направлений вероисповедной политики страны.

В настоящее время, взаимоотношения между государством и церковью выражаются, как государственно-конфессиональные и государственно-религиозные. Последнее не противоречит наличию в государстве различных религиозных верований и религиозных объединений.

Во взаимоотношениях между государством и религиозными институтами принимают участие органы законодательной и исполнительной власти государства, регионов и ОМС, отраслевые ведомства, органы судебной власти и СМИ, религиозные организации и объединения, их управленческий состав, учреждения, реализующие богослужения и реализацию культовых мероприятий.

Данные отношения возникают по следующим вопросам:

  1. Вопросы реализации законного права каждого гражданина на свободу вероисповедания.
  2. Реализация права на ведение религиозной и иной социальной деятельности религиозными институтами.
  3. Вопросы осуществления принципа конституции об отделении государства от религиозных институтов.
  4. Вопросы светского характера образования и исключения его религиозной ориентации.
  5. Вопросы построения системы продуктивного взаимодействия между органами государственной власти и религиозными институтами, ориентированной на решение вопросов реализации вероисповедной политики и иных социально значимых вопросов и программ.
  6. Координация межконфессионального взаимодействия с целью профилактики и для устранения конфликтных ситуаций.

Взаимодействие государства и церкви

Правомерное поведение

Правомерное поведение

— это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством.

Правомерному поведению присущи следующие признаки:

· правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический критерий поведения. Нередко правомерное поведение трактуется как поведение, не нарушающее норм права. Однако такая трактовка не вполне точно отражает содержание данного явления, ибо поведение, не противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового регулирования, не быть правовым.

· правомерное поведение обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и для личности, ибо благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.

· правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую, как и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или нет нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельность и интенсивность поведения в ходе реализации. Субъективная сторона свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям.

Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий.

Поскольку общество и государство заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.

Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.

Некоторые виды правомерных действий объективно необходимы для нормального развития общества. Это защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил дорожного движения и т.д. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства) угрозой государственного принуждения.

Другие варианты поведения, не будучи столь необходимыми, являются желательными для общества (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т. д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность, а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов самого управомоченного. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспозитивных нормах.

Возможно правомерное социально допустимое поведение. Таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако это действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.

Социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов. Правомерное поведение в этом случае заключается в воздержании от запрещенных действий.

Правомерные действия можно классифицировать по разным основаниям: субъектам, объективной и субъективной стороне, юридическим последствиям и др. (см. схему на с. 406).

Так, в зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия, последние делятся на правомерное индивидуальное и групповое поведение. Под групповым понимается объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий. Сюда относится закрепленная правом деятельность трудового коллектива, государственного органа, организации — юридического лица.

С внешней, объективной стороны правомерное поведение может выражаться в форме активных действий или бездействия. Близко к этому деление правомерного поведения по формам реализации правовых норм, к которым относятся их соблюдение, исполнение и использование.

В зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации, различают юридические акты, юридические поступки и действия, создающие объективированный результат (здесь правомерные действия выступают как юридические факты).

Очень важное значение имеет классификация правомерных действий по субъективной стороне. Субъективная сторона правомерных действий характеризуется уровнем ответственности субъектов, которые могут относиться к реализации норм права с чувством высокой ответственности либо безответственно. В зависимости от степени ответственности, отношения субъекта к своему поведению, его мотиваций различают несколько видов правомерных действий.

Социально активное поведение

свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни — производственной, политической и др. Так, в производственной сфере это творческое отношение к труду, постоянное повышение его производительности, инициатива и дисциплинированность в работе.

Законопослушное поведение

— это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.

Конформистскому поведению

присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все».

Маргинальное поведение

хотя и является правомерным, в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» — находящийся на грани). Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием (а не из-за осознания необходимости реализации правовых норм) либо в силу каких-то корыстных мотивов. В этих случаях субъекты лишь подчиняются закону (например, пассажир Оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контролер, могущий наложить штраф за безбилетный проезд), но не признают, не уважают его.

Привычное поведение

–это поведение при котором правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Привычное поведение становится внутренней потребностью человека. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим. Так, шофер со стажем останавливается на красный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями его нарушения. Однако привычка не отрицает понимания фактических элементов своего поступка, хотя надлежащая социальная оценка его последствий и отсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение.

Правонарушение

— это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность.

Признаки правонарушения:

Вред для общества

. Правонарушение всегда причиняет вред общественным или частным ценностям.

Результатом правонарушения может выступать как фактически причиненный вред, так и реальная угроза его причинения. Большинство правонарушений носят формальный характер, то есть ответственность за их совершение наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.

Противоправность

. Само название «правонарушение» свидетельствует, что речь идет о нарушении действующих правовых норм. Составы правонарушений должны быть формально определены, т.е. закреплены в нормах права.

Виновность

— это психически-волевое отношение нарушителя к правонарушению и его последствиям. Правонарушение возможно только там, где у субъектов есть возможность выбора поведения, когда они могут поступить по-разному — правомерно или неправомерно, в зависимости от своего сознательно-волевого выбора. То есть у человека должна быть осознанная возможность не совершать правонарушение. Виновность и определяет выбор нарушителем неправомерного поведения. Его индивидуальная воля здесь входит в конфликт с волей законодателя.

Выделяют две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел

— это форма вины, при которой нарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал их или сознательно допускал их наступление.

Неосторожность

— это форма вины, при которой нарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

В отношении всех правонарушителей действует презумпция невиновности: каждый считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.

Реальность правонарушения

. Юридическая ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. Правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Действие предполагает несоблюдение запретов, а бездействие предполагает неисполнение обязанностей. Ответственность за какие-либо проявления психической деятельности: мысли, чувства, намерения, убеждения или за определенные качества личности: национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи не допускается.

Наказуемость

. Не всякое неисполнение обязанности или несоблюдение запрета является правонарушением. Им признается лишь деяние, совершение которого влечет применение установленных законом мер ответственности.

От правонарушения следует отличать казус — объективно-противоправное деяние, содержащее отдельные, но не все признаки правонарушения.

Состав правонарушения

— это совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как определенное правонарушение.

Состав правонарушения включает четыре взаимосвязанных компонента, при отсутствии хотя бы одного из которых отсутствует состав правонарушения:

Объект правонарушения

— это общественные отношения, которым правонарушением причинён вред. Это различного рода публичные и частные ценности: правопорядок, окружающая природная среда, собственность, права и свободы человека и т.п.

Субъект правонарушения

— это деликтоспособный индивид или организация, совершившие правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость, для организации — наличие статуса юридического лица.

Объективная сторона правонарушения

— это характеристика противоправного деяния: время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения, размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями. Таким образом, объективная сторона представляет собой единство трех элементов — противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними.

Субъективная сторона правонарушения

— это сознательно-волевые признаки правонарушения, основным из которых является вина, а факультативными — мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели — конечный результат, к которому стремился правонарушитель.

Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения как отрицательные последствия его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

В процессе привлечения к ответственности правонарушитель приобретает специальный правовой статус, включающий ряд ограничений прав и свобод, дополнительные обязанности, юридические гарантии от произвола.

Меры ответственности налагаются с учетом принципов однократности, соразмерности и индивидуализации наказания.

Юридическая ответственность

— это охранительное правоотношение между государством и нарушителем, где у государства в лице уполномоченных органов и должностных лиц возникает право налагать взыскания за совершенное правонарушение, а у нарушителя — обязанность понести определённые лишения в результате наложения этих взысканий. Меры ответственности всегда носят ответный характер и выражают негативную реакцию государства на совершенное правонарушение.

Целями юридической ответственности являются:

· карательно-штрафная, означающая наказание, кару, возмездие;

· превентивно-воспитательная, предполагающая перевоспитание нарушителя, профилактику правонарушений.

Выделяют так называемую частную превенцию, направленную на конкретного правонарушителя, и общую превенцию, направленную на неопределенный круг лиц.

Основаниями юридической ответственности являются необходимые условия привлечения к юридической ответственности:

· нормативное основание — это наличие действующей нормы права, устанавливающей определенное деяние как правонарушение.

· фактическое основание — это фактически совершенное правонарушение;

· процессуальное основание — это вступивший в силу акт уполномоченного государственного органа или должностного лица о привлечении нарушителя к ответственности.

Главная функция юридической ответственности состоит в защите правопорядка.

Признаки юридической ответственности состоят в следующем:

· юридическая ответственность носит исключительно правовой характер, то есть во всех аспектах регулируется материальным правом: общие принципы, составы правонарушений, правовой статус участников, санкции и т.д., и процессуальным правом: порядок привлечения к ответственности;

· юридическая ответственность применяется за нарушение норм всех отраслей права, публично-правовых и частно-правовых. Но связь правонарушения и ответственности не абсолютна, в некоторых ситуациях возможно освобождение от ответственности;

· юридическая ответственность сопровождается публичным осуждением нарушителя и состоит в применении к нему взысканий, закрепленных в санкциях норм права;

· юридическая ответственность применяется как к организациям, так и к физическим лицам. Государственные органы также могут привлекаться к юридической ответственности, прежде всего имущественной;

· юридическая ответственность носит официальный характер, является разновидностью государственного принуждения. Субъектами, привлекающими к ответственности, выступают суды, другие уполномоченные государственные органы и должностные лица;

· привлечение к юридической ответственности носит формализованный характер, всегда происходит в определенных процессуальных формах, судебных или административных.

Виды юридической ответственности:

Уголовная ответственность

— применяется за совершение преступлений как наиболее общественно опасных деяний. В Российской Федерации их исчерпывающий перечень определен Уголовным кодексом. Уголовно-правовые взыскания самые жесткие, среди них и исключительная, высшая мера ответственности — смертная казнь. Эти взыскания назначаются только по приговору суда. К уголовной ответственности в России привлекаются лишь физические лица.

Административная ответственность

— применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный — административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

Дисциплинарная ответственность

— применяется за нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины в рамках линейных отношений «работник — работодатель» или «начальник — подчиненный». В Российской Федерации нормативную базу дисциплинарной ответственности составляет Трудовой кодекс РФ. Таким образом, привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется в порядке служебной подчиненности. Дисциплинарные взыскания могут дополняться восстановительными мерами материального (имущественного) характера.

Гражданско-правовая ответственность

— применяется за нарушения гражданско-правовых обязательств — деликтов, посягающие на имущественные или связанные с ними личные неимущественные правоотношения. Данный вид ответственности в Российской Федерации регламентируется Гражданским кодексом. Сфера применения гражданско-правовой ответственности находится в отраслях частного права. Она всегда носит имущественный характер. Главная целью здесь является полное возмещение вреда, причиненного правонарушением. Субъекты, привлекающие к гражданско-правовой ответственности — это суды общей юрисдикции и третейские суды.

⇐ Предыдущая27Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]