Что такое круги ада?
Впервые понятие ада появилось в библейском Новом Завете. Христиане были убеждены, что грешники после смерти попадают в загробный мир, где подвергаются страданиям и мучениям. Пройдя через 7 кругов ада, они очищаются от скверны и могут быть приняты в рай. К каждой секции четко привязан определенный грех, наказание за него определено заранее. Никто не называет точно, сколько кругов ада должен пересечь провинившийся, но иерархия преисподней меняется в католицизме. Количество кругов увеличил до девяти Аристотель, а потом его идею подхватил итальянский мыслитель Данте Алигьери.
Новое в блогах
Экскурсия в Ад – в прямом смысле.
Речь пойдёт о той, почти канонической и современной, архитектуре Ада, которую нам открыл Данте Алигьери (1265- 1321) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Моделей Ада было много.
Как только возникло Христианство, сразу-же появились и модели Ада. Того самого Ада, где человек после смерти, за свои прегрешения, несёт вечные мучительные наказания. Но так уж получилось, что та модель, которую предложил (открыл) Данте оказалась последней и, как я уже говорил, стала почти канонической. Таким Ад и представляют себе католики сегодня. Христиане из этой модели взяли себе на вооружение некоторые фрагменты этой «конструкции». Так, например, появилась «Геена Огненная».
Я сам не сторонник того, что бы верить, что подобная «модель» существует. Но… тем не менее, эта «модель» считается частью мировой культуры.
Так вот…. Архитектура «современного» Ада была описана Данте в его поэме «Божественная комедия». Я читал её когда-то, но так и не понял, почему Данте назвал ЭТО комедией.
Данте описал Ад, как гигантскую воронку, которая, сужаясь, уходила к центру земли. Она, эта воронка, образовалась от падения на землю падшего Ангела Люцифера, когда Бог изгнал его с неба. Путь к центру Ада представляет из себя спиральную дорогу (круги) шириной несколько километров. Некоторые круги сплошные, а некоторые обрывистые. Так что пройдя по спирали можно наткнуться на обрыв, и что бы попасть в другой круг надо долго лететь вниз, что бы оказаться на новом витке. Спиральная дорога в Ад не однородная и делиться на пояса и рвы. Так вот, на каждом кругу Ада обитают грешники. На верхнем круге – люди с невинными прегрешениями, а внизу – люди совершившие тягчайший грех в своей жизни. Всего кругов – девять.
В средине 19 века, Гюстав Доре (французский художник), иллюстрировал «Божественную комедию» создав великолепные гравюры. Иллюстрированы были почти все Круги Ада. Сами по себе эти гравюры уже являются мировым шедевром.
Ну а теперь я попытаюсь совсем кратко пересказать историю о том, как Данте открыл Ад.
****************************************
«Земную жизнь пройдя до половины», Данте прогуливался по какому-то лесу. И тут он понял что заблудился.
Он увидел какую-то тень в лесу. Подошёл поближе и увидел призрак Вергилия (Римский поэт), которого Данте считал своим гуру. Они разговорились, и Вергилий сказал, что может показать Данте Ад, Чистилище и Рай. Данте испугался. Он сомневался что сможет осилить этот путь. Но Вергилий сообщил, что так хочет Беатриче, возлюбленная Данте, которая очень рано умерла. Вообще-то, по жизни, Данте настолько любил Беатриче, что ВСЁ его творчество было посвящено ей. Он так и остался верен ей до могилы. Данте согласился на путешествие, и они пошли.
Шли долго, и вот наконец они подошли к старым, каменным воротам. Над воротами надпись выбитая в камне – «Оставь надежды всяк сюда входящий».
Они вошли в эти ворота. По дороге им встречались в большом количестве маленькие, страшные и уродливые люди. Это – не грешники и не святые. Это люди, которые в этой жизни ничего не совершили. Не оставили после себя никакого следа. Они не сделали ни зла, ни добра. Они вроде и жили, а вроде и нет. Они не достойны ни Рая, ни Ада. Они бегают, снуют, кусают друг друга и унижаются друг перед другом.
Через некоторое время Данте и Вергилий дошли до реки Ахерон. Видят, к ним приближается лодка, со свирепым лодочником Хароном. Его обязанность перевозить на тот берег души умерших.
Харон воскликнул – «Но ведь ты-же живой». Но вмешался Вергилий и лодочник повёз пассажиров на другой берег. Сверкнула молния, и Данте потерял сознание. Очнулся он уже на другом берегу, у первого Круга Ада.
1 КРУГ (Лимб)
Здесь находятся некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане Они не мучаются, а лишь скорбят, что им как нехристианам нет места в Раю. Данте с Вергилием примкнули к великим поэтам древности, первый из которых Гомер. Степенно шли и говорили о неземном.
2 КРУГ У спуска во второй круг подземного царства демон Минос определяет, какого грешника в какое место Ада надлежит низвергнуть. На Данте он отреагировал так же, как Харон, и Вергилий так же его усмирил. Мы увидели уносимые адским вихрем души сладострастников (Клеопатра, Елена Прекрасная и др.).
Среди них Франческа (справа на фото), и здесь неразлучная со своим любовником. Безмерная взаимная страсть привела их к трагической гибели. Глубоко сострадая им, Данте вновь лишился чувств.
3 КРУГ
В круге третьем свирепствует звероподобный пес Цербер. Залаял было на Данте, но Вергилий усмирил и его. Здесь валяются в грязи, под тяжелым ливнем, души грешивших обжорством.
4 КРУГ
Демон, охраняющий четвертый круг, где казнят расточителей и скупцов (среди них много духовных лиц — папы, кардиналы), — Плутос.
Вергилию тоже пришлось его осадить, чтобы отвязался. Грешники здесь постоянно деруться, режутся и спорят.
5 КРУГ (Стигийское болото) Спустились в пятый круг, где мучаются гневные и ленивые, погрязшие в болотах Стигийской низины. Они пребывают в вечной драке по горло в зловонном болоте. Подошли к какой-то башне. Это целая крепость, вокруг нее обширный водоем, в челне — гребец, демон Флегий. После очередной перебранки сели к нему, Поплыли.
Какой-то грешник попытался уцепиться за борт, Данте его обругал, а Вергилий отпихнул. Перед ними адский город Дит. Всякая мертвая нечисть мешает им в него войти. Вергилий, оставив Данте пошел узнать, в чем дело, вернулся озабоченный, но обнадеженный. А тут ещё и адские фурии перед ними предстали, угрожая. Выручил внезапно явившийся небесный посланник, обуздавший их злобу.
6 КРУГ (Стены города Дита)
Собственно отсюда и начинается Шестой круг. Здесь томятся еретики и лжеучители Они обречены быть призраками в раскалённых могилах («Гиена огненная») Путники вошли в Дит. Всюду объятые пламенем гробницы, из которых доносятся стоны еретиков. По узкой дороге они пробираются между гробницами. Из одной гробницы вдруг выросла могучая фигура.
Это Фарината. Предки Данте были его политическими противниками.
7 КРУГ
Здесь томятся Совершающие насилие
1-й пояс круга
Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники) Путники увидели кипящий кровью поток, в котором варятся тираны и разбойники, а с берега в них кентавры стреляют из луков.
Кентавр Несс стал нашим провожатым, рассказал о казнимых насильниках и помог перейти кипящую реку вброд.
2-й пояс круга
Кругом колючие заросли без зелени. Данте сломал какую-то ветку, а из нее заструилась черная кровь, и ствол застонал. Оказывается, эти кусты — души самоубийц (насильников над собственной плотью).
Их клюют адские птицы Гарпии, топчут мимо бегущие мертвецы, причиняя им невыносимую боль. Один растоптанный куст попросил Данте собрать сломанные сучья и вернуть их ему. Данте помог грешнику.
3-й пояс круга
Здесь томятся насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство) Они обречены изнывать в знойной пустыне у горящего потока
По этому поясу и пошли Данте и Вергилий. Видят — песок, на него сверху слетают хлопья огня, опаляя грешников, которые кричат и стонут — все, кроме одного: тот лежит молча. Кто это? Царь Капаней, гордый и мрачный безбожник, сраженный богами за свою строптивость. Он и сейчас верен себе: либо молчит, либо громогласно клянет богов. «Ты сам себе мучитель!» — перекричал его Вергилий… А вот навстречу нам, мучимые огнем, движутся души новых грешников. Среди них я с трудом узнал моего высокочтимого учителя Брунетто Латини. Он среди тех, кто повинен в склонности к однополой любви. Мы разговорились. Брунетто предсказал, что в мире живых ждет меня слава, но будут и многие тяготы, перед которыми нужно устоять. Учитель завещал мне беречь его главное сочинение, в котором он жив, — «Клад». И ещё трое грешников (грех — тот же) пляшут в огне. Все флорентийцы, бывшие уважаемые граждане. Я поговорил с ними о злосчастиях нашего родного города. Они просили передать живым землякам, что я видел их. Затем Вергилий повел Данте к глубокому провалу в восьмой круг. Их спустит туда адский зверь.
Адский зверь, который должен их доставить туда — хвостатый Герион. Пока он готовится к спуску, есть ещё время посмотреть на последних мучеников седьмого круга — ростовщиков, мающихся в вихре пылающей пыли. С их шей свисают разноцветные кошельки с разными гербами. Разговаривать Данте с ними не стал. В путь! Он усаживается с Вергилием верхом на Гериона и они плавно летят в провал, к новым мукам. Спустились. Герион тотчас же улетел.
Восьмой круг Восьмой круг разделен на десять рвов, называемых Злопазухами. В первом рву казнятся сводники и соблазнители женщин. Во втором — льстецы.
Сводников зверски бичуют рогатые бесы, льстецы сидят в жидкой массе смрадного кала — вонь нестерпимая. Кстати, одна женщина наказана здесь не за то, что блудила, а за то, что льстила любовнику, говоря, что ей хорошо с ним.
Третий ров Он выложен камнем, пестреющим круглыми дырами, из которых торчат горящие ноги высокопоставленных духовных лиц, торговавших церковными должностями.
Головы же и туловища их зажаты скважинами каменной стены. Их преемники, когда умрут, будут так же на их месте дрыгать пылающими ногами, полностью втеснив в камень своих предшественников.
Четвёртый ров В нём мучаются прорицатели, звездочеты, колдуньи. У них скручены шеи так, что, рыдая, они орошают себе слезами не грудь, а зад. Данте и сам зарыдал, увидев такое издевательство над людьми, а Вергилий пристыдил Данте; грех жалеть грешников! Но и он с сочувствием рассказал автору «Божественной комедии» о своей землячке, прорицательнице Манто, именем которой была названа Мантуя — родина Вергилия .
Пятый ров Он залит кипящей смолой, в которую черти Злохваты, черные, крылатые, бросают взяточников и следят, чтобы те не высовывались, а не то подденут грешника крючьями и отделают самым жестоким образом.
У чертей клички: Злохвост, Косокрылый и пр. Часть дальнейшего пути путникам придется пройти в их жуткой компании. Они кривляются, показывают языки, их шеф произвел задом оглушительный непристойный звук. Такого Данте ещё не слыхивал! Они идут с ними вдоль канавы, грешники ныряют в смолу — прячутся, а один замешкался, и его тут же вытащили крючьями, собираясь терзать, но позволили прежде Вергилию и Данте побеседовать с ним. Бедняга хитростью усыпил бдительность Злохватов и нырнул обратно — поймать его не успели. Раздраженные черти подрались между собой, двое свалились в смолу. В суматохе путники поспешили удалиться, но не тут-то было! Черти бросились вдогонку . Вергилий, подхватив Данте, еле-еле успел перебежать в Шестой Ров
Шестой Ров Здесь эта нечисть из Пятого рва — не хозяева. Здесь лицемеры изнывают под тяжестью свинцовых позолоченных одежд.
А вот распятый (прибитый к земле колами) иудейский первосвященник, настаивавший на казни Христа. Его топчут ногами отяжеленные свинцом лицемеры.
Седьмой ров Труден был переход. Тут обитают воры, кусаемые чудовищными ядовитыми змеями.
От этих укусов они рассыпаются в прах, но тут же восстанавливаются в своем обличье. Среди них Ванни Фуччи, обокравший ризницу и сваливший вину на другого. Человек грубый и богохульствующий. Он посмотрел на путников, проклял Бога, воздев при этом кверху два кукиша. Тут же на него набросились змеи. Потом Данте наблюдал, как некий змей сливался воедино с одним из воров, после чего принял его облик и встал на ноги, а вор уполз, став пресмыкающимся гадом.
Восьмой ров Здесь обитают коварные советчики.
Среди них Улисс, его душа заточена в пламя, способное говорить! Так, Данте и Вергилий услышали рассказ Улисса о его гибели: жаждущий познать неведомое, он уплыл с горсткой смельчаков на другой конец света, потерпел кораблекрушение и вместе с друзьями утонул вдали от обитаемого людьми мира, Другой говорящий пламень, в котором скрыта душа не назвавшего себя по имени лукавого советчика, рассказал путникам о своем грехе: этот советчик помог римскому папе в одном неправедном деле — рассчитывая на то, что папа отпустит ему его прегрешение. К простодушному грешнику небеса терпимее, чем к тем, кто надеется спастись покаянием. Путники перешли в Девятый ров.
Девятый ров. Здесь казнят сеятелей смуты.
Вот они, зачинщики кровавых раздоров и религиозных смут. Дьявол увечит их тяжелым мечом, отсекает носы и уши, дробит черепа.
Тут и Магомет, и побуждавший Цезаря к гражданской войне Курион, и обезглавленный воин-трубадур Бертран де Борн (голову в руке несет, как фонарь, а та восклицает: «Горе!»). Потом Данте встретил моего родича, сердитого на него за то, что его насильственная смерть осталась неотомщенной. Затем путники перешли в десятый ров.
Десятый ров Здесь алхимики маятся вечным зудом. Один из них был сожжен за то, что шутя хвастался, будто умеет летать, — стал жертвой доноса. В Ад же попал не за это, а как алхимик. Здесь же казнятся те, кто выдавал себя за других людей, фальшивомонетчики и вообще лгуны. Двое из них подрались между собой и потом долго бранились (мастер Адам, подмешивавший медь в золотые монеты, и древний грек Синон, обманувший троянцев). Вергилий упрекнул Данте за любопытство, с которым он слушал их. Путешествие по Рвам заканчивается. Странники подошли к колодцу, ведущему из восьмого круга Ада в девятый.
Там стоят древние гиганты, титаны. В их числе Немврод, злобно крикнувший нам что-то на непонятном языке, и Антей, который по просьбе Вергилия спустил на своей огромной ладони нас на дно колодца, а сам тут же распрямился.
Девятый круг
Итак, Данте и Вергилий на дне вселенной, близ центра земного шара. Перед ними ледяное озеро, в него вмерзли ПРЕДАТЕЛИ.
Одного Данте случайно задел ногою по голове, и тот заорал, а себя назвать отказался. Тогда Данте вцепился ему в волосы, а тут кто-то окликнул его по имени — «Негодяй, теперь я знаю, кто ты, и расскажу о тебе людям!» А грешник закричал -: «Ври, что хочешь, про меня и про других!» А вот ледяная яма, в ней один мертвец грызет череп другому. Данте спросил: за что? Оторвавшись от своей жертвы, он ответил ему – «Он, граф Уголино, мстит предавшему его былому единомышленнику, архиепископу Руджьери, который уморил его и его детей голодом, заточив их в Пизанскую башню». Нестерпимы были их страдания, дети умирали на глазах отца, он умер последним. Позор Пизе! Вергилий и Данте пошли дальше. И вот Данте узнал ещё одного – Альбериго. Но Данте знал, что этот человек не умирал. Так как же он тогда оказался в Аду? Увы…Бывает и такое: тело злодея ещё живет, а душа уже в преисподней.
В центре земли вмерзший в лед властитель Ада — Люцифер, низверженный с небес и продолбивший в падении бездну преисподней, обезображенный, трехликий. Из первой его пасти торчит Иуда, из второй Брут, из третьей Кассий, Он жует их и терзает когтями. Хуже всех приходится самому гнусному предателю — Иуде. От Люцифера тянется скважина, ведущая к поверхности противоположного земного полушария.
Данте и Вергилий протиснулись в нее, поднялись на поверхность и увидели звезды.
********************************** Ну вот и всё…. Счастливого возращения из АДА!
Круги ада по Библии
Самое качественное, подробное описание структуры Преисподней в светской литературе принадлежит Алигьери. Его произведение эпохи позднего средневековья описывает загробную жизнь с точки зрения католической концепции, но круги ада по Данте отличаются от представленных в Библии. Понимание ада трактуется в православии как «осознанное небытие», и каждый верующий сам творит свое пристанище не веки вечные. После смерти тела души попадают в геенну огненную.
Семь очистительных кругов – неизбежный удел каждого. Но пройдя через все испытания у души появляется шанс вознестись к Богу. То есть люди сами вытаскивают себя из Преисподней, когда освободятся от всех грешных мыслей, они сами являются душой. Круги ада в православии сопоставимы с количеством известных смертных грехов – основных пороков, от которых необходимо избавиться еще при жизни:
- гордыня;
- зависть;
- гнев;
- лень (уныние);
- алчность, жадность;
- чревоугодие;
- блуд и похоть.
И католическое, и православное представление об аде неразрывно связаны с понятием о бессмертии и душе, но никто не может знать заранее, что ждет в загробном мире, даже Библия не говорит о месте пребывания грешников, поэтому на протяжении веков людям приходилось домысливать, что представляет собой Преисподняя. Лучше всех это сумел сделать Данте. До итальянского поэта никто ранее не описывал ад так подробно, в красках и в лицах. «Божественную комедию» с ее четкой концепцией нельзя назвать ни правдивой, не ошибочной, так как никто не может подтвердить слова Данте и опровергнуть их.
В своем удивительном, устрашающем творении «Божественная комедия» Данте Алигьери в красках живописал картины наказаний грешников. Выражение «9 кругов ада» получило яркую визуализацию, что, несомненно, сильно подействовало на верующих. И в наше время произведение Данте изучается и истолковывается, ведь сколько будет существовать религия, столько же будут актуальны наказания за проступки перед Богом. Наша статья посвящена описанию кругов ада по известному произведению. Представим же и себе уникальную картину, что простирается перед глазами героев «Божественной комедии».
Ад в реальности
Существует много фото как выглядит ад и рай, но наверняка точного описания никто не даст. Однако в истории были случаи, когда люди после состояния клинической смерти утверждали, что побывали в страшном месте.
Религии сходятся в том, что люди не просто тело. Душа покидает его и продолжает существовать в другом мире. В зависимости от того, как человек прожил свою жизнь, его душа отправляется в светлое место или в преисподнюю.
Это несколько примеров того, как выглядит ад в реальной жизни по описанию тех, кто там побывал:
- Святая Фаустина говорила о том как она побывала в бездне ада. Она описывает это место как огромное пространство, где проводят великие пытки. У тех кто там находится нет возможности изменить свою судьбу. Там мучения огнем, который терзает душу, но не уничтожает ее.
- В 1950 году Курт Юрганс в автобиографии упомянул клиническую смерть. В описании указано, что он видел потолок операционной, который покрылся огнем и он увидел страшные гримасы смотрящие на него. Несомненно так выглядят врата ада.
- Оказалась в аду и Валентина Романова. Она попала в автомобильную аварию. При нахождении в клинической смерти она утверждала, что начала падать внизу, ощутила жар. Она видела как выглядят люди в аду. Их варили в котлах, изредка показывались лица, чтобы набрать воздух. Когда она спросила, почему они попали сюда, ей ответили, что они грешники и получают свое наказание.
Обобщенные особенности ада по Данте
Путешествуя по ужасным кругам ада, можно увидеть закономерность. Первые круги представляют собой вечные наказания за невоздержанность при жизни. Чем дальше, тем грехи людские менее материальны, то есть затрагивают моральные аспекты жизни. Соответственно, с каждым кругом истязания над грешниками страшней. То, как представил читателям Данте 9 кругов ада, вызывает бурю эмоций и, как надеемся мы и на что рассчитывал автор древности, предостережет людей от дурных поступков. Живописное представление Данте о географии ада, естественно, не было первоначальной информацией. Поэт выразил опыт и теории философов и ученых-предшественников, описав 9 кругов ада. По Библии подобное представление выражается в семи очищающих души грешников уровнях.
Люцифер в аду
Как уже было сказано, владыка ада находится на самом последнем кругу. А как выглядит дьявол в аду? Известно, что после падения, самый красивый ангел потерял свою привлекательность. Его наказали рогами, лицом со шрамами на лице, крыльями.
Однако часто упоминается и другой облик. Его внешность ассоциируют с инфернальным козлом. У него устрашающий вид, голову венчают огромные рога, крепкие челюсти и желтые глаза.
Возможно ответу на вопрос как выглядит Люцифер в аду мы обязаны христианству. Именно здесь он приобрел внешности бога-сатира. В его описании есть большие крылья, копыта и рога. Данте описывал дьявола как чудовище с несколькими пастями. В своем кругу ада он вечно мучает самых больших предателей.
Встретить Люцифера в виде козла можно на фресках или иконах. На них он восседает в центре, а души грешников его окружают.
Верите ли вы в ад и рай?
ДаНет
Круг четвертый. Жадность
На следующем кругу наказания становятся еще жестче. Здесь находятся души тех, кто был жаден в разных сферах жизни. Выглядит наказание так: на обширной равнине две массы душ толкают навстречу друг другу громадные камни. Когда линии сталкиваются, приходится расходиться снова и начинать работу заново.
На страже жадных грешников стоит Плутос – греческий бог богатства, упомянутый в гомеровской «Одиссее».
В Новом Завете Иисус Христос описывает ад, как место для грешников
Ад Нового Завета не всегда эквивалентен аду Ветхого Завета. Сложно провести чёткое разграничение между этими понятиями.
Как и Шеол, ад Нового Завета имеет врата:
«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».
(Мф. 16:19)
Если в Христе человека ждёт жизнь вечная, то ад должен быть ей противопоставлен, как вечная смерть:
«Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания… Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы».
(2 Пет. 2:9,17)
Однако это не согласуется с идеей о вечных муках. Если те, кто не записан в книге жизни, то кому предначертаны вечные страдания?
Если отталкиваться от слов самого Господа, то человек свой выбор сделал однозначно:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
(Быт. 2:16,17)
Две смерти Библия обещает грешникам: вечный сон и геенну огненную.
Адам не выбрал для себя и потомков вечные муки. Он избрал смерть. Но эта смерть не будет вечной. После второго пришествия Иисуса Христа будет Страшный Суд. На нём оживут все умершие, и тогда Бог распределит их между раем и геенной огненной.
Огненная геенна — это не ад, а нечто другое. Это вторая смерть. О ней поговорим дальше. Пока нам важно то, что ад не вечен. И ад — это не место из огня, наполненное демонами. Это мрак, могила, долгий сон.
Круг восьмой. Обманувшие
Впереди у нас самые впечатляющие из 9 кругов ада. По Библии христианской, ровно как и в прочих религиях, обманщики подвергаются одиним из жесточайших наказаний. Вот и у Данте им досталось место, настолько губительное, что только бессмертные души и могут здесь существовать.
Восьмой круг представляет собой Злопазухи – 10 рвов, в которых идут среди нечистот гадатели и предсказатели, провинившиеся на должности священники, лицемеры, колдуны, лжесвидетели, алхимики. Грешников варят в смоле, бьют баграми, заковывают в скалы и обдают ступни огнем. Мучают их разные гады и болезни. Стражем здесь стоит великан Герион.
Идея об аде параллельно имелась в других культурах, но везде он разный
Нас сейчас интересует, что говорит Библия про ад, так что об аде в других религиях только пробежимся. Индуисты не говорили об вечном аде, но допускали, что есть миры хуже нашего. Для человека они — это ад. С развитием веры в реинкарнцию попадание в такие миры стала карой за грехи.
Даосисты уверены, что ад — это ступень очищения, через которую нужно пройти всем умершим. Буддизм говорит про разные адские уровни, где грешная душа может в течении длительного времени очиститься.
Так ад изображают в буддизме. Очень похоже на современные представления об этом месте, но расходится с тем, что сообщает Библия. Фото: historytime.ru
В древней Месопотамии ад является местом окончательного упокоения человека. Отсюда некогда смогла выйти лишь богиня Иштар. Место неприятное, но не наполненное страданиями. В исламе ад — место, где горит огонь вечный, а грешников поют напитками из гноя.
У греков был аид — единое место для умерших (кроме избранных). Здесь царит мрак, живут тени, жизнь и радость не посещают эти места. Ещё греки рассказывали про тартар, но в эту темницу попадали не люди, а титаны, заключённые на веки веков.
Геенна огненная — это не ад, а огненное озеро для окончательной кары грешников
9 кругов ада по Библии
Геенна огненная — это местность Гэй бен-Ином в Иерусалиме. Есть мнение, что здесь язычники сжигали детей. Позднее это название стало ассоциироваться с огненным озером, в котором в конце времён в результате Страшного суда должны сжечь и грешников, и ад, и вообще всё плохое.
«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»
(Мф. 23:33)
Геенна огненная — это местность Гэй бен-Ином в Иерусалиме. Фото: darkbook.ru
Сгорят ли они сразу или будут мучиться вечно? С одной стороны, Иисус говорил о вечном огне:
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
(Мф. 25:46)
С другой — в Библии десятки примеров, когда что-то обещано навечно, но таковым не является.
«И сказал Господь Аарону: вот, Я поручаю тебе наблюдать за возношениями Мне; от всего, посвящаемого сынами Израилевыми, Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным»
(Числ. 18:8)
«Ты соделал народ Твой Израиля Своим собственным народом навек, и Ты, Господи, стал Богом его».
(1 Пар. 17:22)
В обоих случаях вечности не получилось. Да и с вечными муками не всё однозначно. Быть может, речь о вечном огне, а не о муках:
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
(Мф. 25:41)
Так будет ли это наказание действительно вечным? Мы этого не знаем. Книги всё же пишут люди, даже если это священные книги, вдохновлённые Святым Духом. А люди могут ошибаться.