Библия, изложенная для семейного чтения. Псалмы царя Давида


Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха:

Псалом №120.

(1) Песнь восхождения1. К Б-гу воззвал я в беде моей, и ответил Он мне. (2) Б-г, избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. (3) Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? (4) [Ведь он — словно] изощренные стрелы богатыря, с горящими углями дроковыми2. (5) Горе мне, что я живу на чужбине у Мешеха, пребываю среди шатров Кедара3. (6) Долго жила душа моя с ненавидящими мир. (7) Я мирен, но только заговорю, они — [сразу] к войне.

1 Пятнадцать песней, которые левиты читали, восходя на 15 ступеней Храма (Раши, Радак, Мецудат Давид). 2 Дрок — кустарниковое степное растение. Он долго горит, и угли его кажутся погасшими снаружи, хотя они горячие внутри. Им уподобляется язык лукавый (Раши, Радак, Мецудат Давид). 3 Мешех и Кедар — кочевые арабские племена.

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалмы Давида

Детство. Бабушка. Полные пригоршни душистой клубники и желтых ароматных черешен с того самого корявого дерева, которое давно хотел срубить папа. Горячая растрескавшаяся земля садовой дорожки обжигает босые пятки. Прохладный дом с толстыми каменными стенами. Круглый стол, застланный цветной клеенкой. На столе горсть мелких монет, которые интересно раскладывать на кучки. Список покупок на мятом клочке бумаги. Очки в черной роговой оправе с толстыми выпуклыми стеклами, и маленькая книжечка с тиснеными узорами на переплете из темно-коричневой кожи.

Затертые просаленные страницы, рваные по краям, видавшие множество бабушкиных карманов, пахнут стариной. Завораживающие притертые золотые буквы на обложке приковывают взгляд.

П-са-л-мы… Непонятные ребенку, таинственные, возвышенные слова вперемешку с запахом возбуждают воображение. Очень странное чувство в груди. Дыхание замедляется, а фокус ощущений перемещается в неизвестное измерение.

Там, на улице, летняя жара под палящим солнцем. Обыкновенные люди со своими заботами и проблемами. Обыденная жизнь. Лай собаки и кудахтанье кур. А здесь, в сумерках старого дома, прохлада разгоряченному телу, а воззвания и мольбы пронзают разум и волнуют душу ребенка. К кому взывают эти стенания о помощи и о милости? Кто он такой этот Господь? И это странное слово Аллилуйя…И что означает слово Псалмы? Когда они написаны? А самое главное, кем? И если обращался к Нему, значит знал Его лично? Знал кого? Какой Он? И где Он сейчас? Сколько тысяч лет этой книге? А знает ли бабушка? Навряд ли… Кого спросить? Хочу знать, хочу понять, хочу прикоснуться к Тайне….

«Из глубин сердца воззвал я к тебе!»

3000 с лишним лет назад.

Давид, в детстве – пастух овец, впоследствии – второй Царь Израиля, величайший из каббалистов, описывает в своей книге всю связь человека с общей Природой. В ней он выражает, как именно наша общая единая душа обращается к создавшей ее Высшей силе. Он говорит от имени всех и напрямую, через весь свой народ, к Творцу, которого он раскрывает в общности народа Израиля, в единстве механизма общей природы. И все это – о связи человека с исправлением мира, о сопричастности к этому Израиля, о согласованной для всех системе мироздания. Все, что пишется, проистекает из глубочайших глубин сердца Царя Давида. И только он может написать это, потому что знает, как это реализовать.

«Царь Израиля» – самая большая глубина, которая раскрылась когда-либо в человеке.

Сладчайшие песни Исраэля

Так называют Книгу Псалмов или книгу Теилим, написанную Давидом, состоящую из 150 стихов. Она очень особенна. Нет ни одной книги, из которой сотни поколений в течение тысячелетий черпали утешение, удовлетворение и успокоение, как эта Книга. Она включает в себя все возможные состояния, которые может испытать человек или все люди вместе. Тот, кто брал в руки эту Книгу, наверняка нашел для себя стихи или даже отдельные фразы, которые он ощутил близкими для себя. Как будто они усиливают его, согревают и что-то в нем пробуждают. Всегда есть некая реакция сердца.Любой человек, в любое время и в любой ситуации, в каждом стихе этой книги может найти себя, получить намек или ответ. Поэтому Псалмы так затрагивают чувства каждого. Они помогают и поддерживают, наполняют силой. Они обращают душу к трепетной молитве и прославлению единой властвующей силы. Человеческий разум склоняется перед осознанием величия Творца, смиряется перед его могуществом, а сам человек проникается благодарностью за его беспредельную милость, в надежде на милосердие.

Пробуждается ощущение связи с Высшей силой, с единой системой, к которой мы все относимся.

Музыка общей души

Не многие знают, что большинство молитв, а так же песни восхваления и все части восхвалений на праздники построены на текстах Псалмов. Стихи в книге Псалмов предназначены для хвалы, поэтому и называется Теилим, что в переводе означает хвала. Во времена существования Храма были левиты. Те, кто находились в свойстве отдачи. Левиты пели Теилим в Храме и этим благословляли весь народ, объединяя его вместе в одну систему. Они возносили восхваление Творцу. Восхваление, даже если внутри человека есть очень тяжелые злые состояния – его враги, которые властвуют над ним, разрывают его изнутри, и он не может с ними справиться. Он кричит и плачет, потому что хочет их исправить, и все же благодарит Творца за состояния, посланные им.

И тем самым человек приближается к Нему.

Есть одно условие, при выполнении которого книга Псалмов представляет связь человека с Творцом. «Возлюби ближнего как себя». Выполнение правила, давно известного человечеству, означает, что человек организует себя в обществе, где все стремятся реализовать любовь к ближнему. При этом условии Книга Царя Давида дает Свет читающим ее, а чтение, даже маленького отрывка, сопровождается особым намерением. Читать можно по-разному. Недостаточно просто читать. Хорошо, когда есть потребность почувствовать сердцем. Можно выбрать какие-то отрывки или целые стихи, которые подходят читающему. И тогда можно повторять их в течение дня несколько раз и пытаться осмыслить. А можно открыть на любой страничке и прочитать ту строку, на которую попадет палец или взгляд. Достаточно прочесть одно предложение. И затем попытаться осмыслить его посыл. Псалмы – это особенная сила, и никто в мире не отторгает эту книгу. И всегда, открывшему ее, высший Свет даст Ответ.

Читая Псалмы, мы вызываем на себя Свет, возвращающий к источнику.

Бабушка не могла знать что

Стихи Царя Давида – это особенная внутренняя программа, которая управляет нами, связывая нас с общей природой, Высшей силой. Свет, который раскрыл Давид, должно будет раскрыть все человечество. Все вместе! Именно поэтому Псалмы приняты всеми в мире. Если мы, читая, очень желаем почувствовать состояния, которые прошел Царь Давид, то мы соприкасаемся с этой силой, которая тянет нас, влечет и поднимает к этим великим высшим состояниям.

Эта сила – Машиах бен Давид, часть тянущей и развивающей силы, называемой «Машиах».

Теперь не тайна,

Что Книга Псалмов предоставляет нам возможность соприкоснуться с тем наивысшим состоянием, где все мы вместе приходим к Любви к ближнему. И это благодаря тому, что в наши дни для нас раскрыта наука Каббала, которую в совершенстве постиг Царь Давид. А еще…

Это песня Любви, воспевающая единение Человека с Творцом.

Лиора Левенталь

Псалом №77.

(1) Руководителю [музыкантов] для Йедутуна, песнь Асафа. (2) Голос мой ко Всесильному — я буду взывать; голос мой ко Всесильному — внемли мне! (3) В день бедствия моего я Г-спода ищу. Рана моя истекает ночью и не проходит; душа моя отказывается от утешения. (4) Вспоминаю Всесильного и жажду; я беседую — дух мой изнемогает. (5) Ты держишь веки мои1; я потрясен и не могу говорить. (6) Размышляю о днях прежних, о летах веков минувших. (7) Я вспоминаю пение мое в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой ищет ответа: (8) неужели навсегда отринул Г-сподь, не будет Он более благоволить? (9) Навсегда ли прекратилось милосердие Его, закончена речь Его на поколения? (10) Неужели Всесильный забыл миловать, в гневе ли затворил Он милосердие Свое? (11) Я сказал: «Это страх мой — изменение десницы Всевышнего»2. (12) Вспомню о деяниях Б-га, когда буду вспоминать о дивных делах Твоих в древности. (13) Буду размышлять о всех деяниях Твоих, говорить о творениях Твоих. (14) Всесильный! Свят путь Твой. Кто Всесильный [Б-г] великий, как Всесильный! (15) Ты — Всесильный, творишь дивные дела; могущество Свое явил Ты среди народов. (16) Ты мышцею избавил народ Твой, сынов Яакова и Йосефа3 вовек4. (17) Увидели Тебя, Всесильный, воды, увидели Тебя воды, содрогнулись, также возмутились бездны5. (18) Тучи изливали воды, небеса издавали гром, также молнии Твои расходились. (19) Глас грома Твоего в колесе6, молнии освещали вселенную, земля содрогалась и гудела. (20) Путь Твой в море, дорога Твоя в водах великих, но следы Твои неведомы. (21) Ты вел, словно овец, народ Твой рукою Моше и Аарона.

1 Ты словно удерживаешь веки мои, так что я не могу уснуть (Мецудат Давид). 2 То, что произошло «изменение десницы Всевышнего», то, что она перестала сокрушать врага, все это лишь для того, чтобы был «мой страх», который привел бы меня к раскаянию в совершенных грехах (Мецудат Давид). 3 Сыны Яакова называются также «сынами Йосефа», ибо он обеспечивал их пищей во время голода в Египте (Мецудат Давид). 4 «Вовек» — полное избавление, после которого они не возвращаются к ним в рабство (Мецудат Давид). 5 Когда Ты открылся на Красном море (Раши). 6 Гальгаль — «колесо», «круг», «сфера». Согласно одному толкованию, гром поразил колеса колесниц фараона (Мецудат Давид). Согласно другому, гром, словно колесо, раскатывался над Красным морем, чтобы оглушить египетское войско (Раши). Согласно третьему толкованию, речь идет об атмосфере, воздушном слое, окружающем землю, в котором раздавались громы и молнии (Радак).

Псалом №78.

(1) Благоразумное [наставление] Асафа. Прислушайся, народ мой, к наставлению моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. (2) Открою уста мои в притче, буду говорить загадками из древности. (3) То, что слышали мы и знаем, что отцы наши рассказали нам, (4) не скроем от детей их — от грядущего поколения, — рассказывая о славе Б-га, о могуществе Его, о дивных делах Его, которые Он совершал. (5) Он поставил свидетельства в Яакове, Закон положил в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их. (6) Чтобы знало грядущее поколение, сыны, которые родятся, чтобы они в свою очередь рассказали своим детям. (7) Чтобы они возлагали надежду свою на Всесильного, не забывали деяний Всесильного и заповеди Его соблюдали. (8) Чтобы не были они подобны отцам своим, поколению неверному и мятежному, поколению, которое не настроило сердце свое и осталось неверным Всесильному духом своим. (9) Сыны Эфраима1, вооруженные, стрелки из лука, обратились [в бегство] в день сражения. (10) Не хранили они союза со Всесильным и Закону Его отказались следовать. (11) Забыли они деяния Его и чудеса, которые Он им явил. (12) Пред глазами отцов их явил Он чудеса в Стране Египетской, в поле Цоан2. (13) Рассек Он море и провел их, воды поставил холмом. (14) Днем Он вел их облаком, а целую ночь — в свете огня. (15) Скалы Он рассек в пустыне и напоил [их], словно из великой бездны. (16) Из скалы Он извел потоки, воды потекли рекою. (17) Но они продолжали грешить пред Ним, прекословить Всевышнему в пустыне. (18) Искушали Всесильного в сердце своем, требуя пищи, которую жаждала душа их. (19) Они говорили против Всесильного, сказав: «А сможет ли Всесильный накрыть стол в пустыне? (20) Вот, Он ударил по скале, и воды полились, реки потекли. Сможет ли Он дать также хлеб, мясо приготовить народу Своему?». (21) Итак, Б-г услышал и воспылал гневом, огонь возгорелся в Яакове, гнев обрушился на Израиль. (22) За то, что не верили во Всесильного и не полагались на то, что Он пошлет спасение. (23) [Ведь] Он приказал облакам свыше, двери небес растворил. (24) Пролил на них ман дождем, чтобы есть, хлеб небесный дал им. (25) Хлеб ангельский ел человек, послал Он им пищу досыта. (26) Двинул по небу восточный ветер, и южный повел Он в могуществе Своем. (27) Словно прахом, осыпал их мясом, словно песком морским — птицами пернатыми. (28) Поверг их среди стана их, вокруг жилищ их. (29) Ели они и пресыщались, вожделение их Он удовлетворил. (30) Еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, (31) как гнев Всесильного обрушился на них, убил тучных из них, избранных Израиля низложил. (32) И все же продолжали они грешить, не верили в чудеса Его. (33) И погубил дни их в суете, лета их — в смятении. (34) Если [когда] Он казнил их, они допытывались бы Его, обращались бы, ища Всесильного, (35) и вспоминали бы, что Всесильный — их твердыня, что Всесильный [Б-г] Всевышний — избавитель их! (36) Но они уговаривали Его устами своими, а языком своим лгали пред Ним. (37) Сердце же их не было настроено на Него, не были они верны союзу с Ним. (38) А Он, милостивый, прощает грех и не истребляет, многократно отвращает гнев Свой и не возбуждает всей ярости Своей. (39) Он помнил, что они плоть, дух, который уходит и не возвращается. (40) Сколько раз они прекословили Ему в пустыне, гневили Его в стране необитаемой! (41) И снова испытывали Всесильного, от святого [Б-га] Израиля искали знамения. (42) Не вспомнили руки Его, дня, когда Он избавил их от притеснителя. (43) Когда сотворил Он в Египте знамения Свои, чудеса Свои — в поле Цоан. (44) Когда в кровь превратил Он реки их, потоки их, чтобы не могли пить [воду] из них. (45) Наслал на них смешение [диких зверей], которые пожирали их, жаб, которые губили их. (46) Отдал Он гусеницам урожай их, труд их — саранче. (47) Виноград их побил Он градом, сикоморы — ледяными камнями. (48) Скот их Он предал граду, стада их — пламени. (49) Наслал Он на них пламя гнева Своего, негодование, ярость и бедствие, посольство ангелов зла. (50) Проложил Он путь гневу Своему, не сохранил от смерти души их, животных их предал чуме. (51) Казнил всякого первенца в Египте, начатки сил — в шатрах Хама3. (52) Народ Свой повел Он, как овец, вел их, как стадо, по пустыне. (53) Вел их в безопасности, и они не страшились, а врагов их море покрыло. (54) Привел Он их в предел святой Свой, к горе этой, которую приобрела десница Его. (55) Изгнал Он от лица их народы, землю которых разделил в наследие им, колена Израиля поселил в шатрах их. (56) Но испытывали они и не слушались Всесильного [Б-га] Всевышнего, свидетельств Его не хранили. (57) Отступали, изменяли, как и отцы их, обращались назад, как неверный лук4. (58) Гневили Его капищами своими, идолами своими возбуждали ревность Его. (59) Услышал Всесильный — воспламенился гневом, стал сильно гнушаться Израилем. (60) Отринул обитель в Шило, шатер, в котором обитал среди людей. (61) Отдал в плен крепость Свою, великолепие Свое в руки врага5. (62) Предал Он мечу народ Свой, прогневался на наследие Свое, (63) юношей его поедал огонь, девушкам его не пели брачных песен6, (64) священнослужители его падали от меча, а вдовы его не плакали7. (65) Но воспрял, словно ото сна, Г-сподь, словно исполин, пробужденный от вина. (66) Поразил Он врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. (67) Отверг Он шатер Йосефа, колена Эфраима не избрал. (68) Но избрал колено Йеуды, гору Сион, которую возлюбил. (69) И устроил, как небеса, святилище Свое, как землю, утвердил его навек. (70) Давида избрал, раба Своего, взял его от загонов овечьих, (71) и от дойных [овец и коз] привел его пасти Яакова, народ Его, Израиль, наследие Его. (72) И пас он их в непорочности сердца своего, руками мудрыми вел их.

1 Хотя в Пятикнижии ничего не говорится о походе сынов Эфраима в Землю Обетованную, во время которого они погибли от рук жителей Гата, краткое упоминание об этом событии содержится в книге Диврей аямим I (7:20-21). «Сыны Эфраима, вооруженные, стрелки из лука» — они были уверены в силе своего оружия — и отправились завоевывать Землю Обетованную, не дожидаясь установленного срока избавления (Раши). 2 Цоан — Танис, древняя столица Египта. 3 Первенцы называются «начатками сил»: «Реувен, первенец мой! Ты… начаток силы моей» (Брейшит, 49:3). Мицраим (родоначальник Египта) был одним из сыновей Хама (Мецудат Давид). 4 Коварный стрелок из лука старательно целится в какой-то объект, затем внезапно оборачивается и стреляет в кого-то другого. Так и король Давид сравнивает с «неверным луком» поколение, которое верно служило Всесильному на протяжении всей жизни одного судьи, но сразу же после его смерти обратилось к чужим богам (РАШИ, Мецудат Давид). 5 Ковчег со Скрижалями завета, захваченный филистимлянами, называется «Его мощью», ибо в это время Всевышний поразил филистимлян и их бога Дагона многими казнями. Они испугались и поспешно отправили Ковчег обратно (см. Шмуэль I, гл. 5) (Радак, Мецудат Давид). 6 Юноши погибали на войне, а их невесты оставались одинокими (Мецудат Давид, РАШИ, Радак). 7 Хофни и Пинхас погибли в сражении с филистимлянами. Вдова Пинхаса не оплакивала своего мужа, так как умерла во время наступивших у нее родовых схваток (см. Шмуэль I, гл. 4) (РАШИ).

О лечении псалмами и о книге Шимуш Теhилим

С давних времен существует обычай читать псалмы (Теhилим). Не раз в Израиле мне приходилось наблюдать, как люди, на вид совершенно не религиозные, вдруг доставали томик Теhилим и начинали его читать. Известно, что книгу псалмов составил царь Давид, и он же является автором большинства вошедших в нее поэтических произведений. Помимо псалмов самого Давида, туда вошли также произведения Адама, Малкицедека, Авраама, Моше Рабейну, Хеймана, Йдутуна, Асафа и трех сыновей Кораха [1].

Псалмы были написаны в состоянии высочайшего духовного подъема, пророческого экстаза. Они являются молитвой, выражающей мысли и чувства автора, находящегося в определенной жизненной ситуации. Поскольку мы тоже иногда испытываем душевный настрой, подобный запечатленному в псалмах, и попадаем в аналогичные жизненные ситуации, слова псалмов стали общепринятым видом индивидуальной молитвы. Их читают по самым разным поводам. За выздоровление больных и за успех, в радости и в трауре, прославляя Б-га и прося спасения от беды. Считается, что псалмы – это не только молитва, но и действенное средство, сгула, помогающая в самых разных случаях, способная защитить человека и принести ему исцеление. Существует даже книга, называемая Шимуш Теhилим (Использование псалмов), перечисляющая мистические свойства каждого псалма и возможности их практического применения. Вместе с тем, далеко не все знают, что в иудаизме существует запрет лечиться словами Торы [2].

О мистических свойствах псалмов и о запрете «лечиться словами Торы» нам известно из Талмуда. В трактате Швуот, 15б перечисляются псалмы, произносимые во время церемонии расширения освященной территории Храмового двора и освященной территории Иерусалима. Среди них – девяносто первый псалом, начинающийся со слов «Сидящий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего пребывает», который, по мнению Раши, произносят для устранения вредоносных сил, причиняющих людям ущерб. Далее сообщается, что раби Йеошеа бен Леви, чтобы защитить себя, читал этот псалом перед сном, не нарушая при этом запрет лечиться словами Торы. Согласно Талмуду, этот запрет нарушает человек, произносящий слова Торы над уже имеющейся раной. Но использовать слова Торы не для лечения, а для защиты от грозящей опасности разрешено. Запрет наиболее строг, когда человек не только произносит слова, а еще и плюет на рану. В таком случае он лишается своего удела в будущем мире.

Запрет произносить слова Торы для лечения упоминается также в трактате Сангедрин, 90а, где написано, что нет удела в будущем мире у того, кто произносит над раной стих «ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я Г-сподь, целитель твой» [3]. С другой стороны, в Эрувин, 54а, сказано: «Опасающийся головной боли – пусть учит Тору,… опасающийся боли в горле – пусть учит Тору…». Мааршо в своем комментарии разъясняет, что запрещено лечится словами Торы, используя их в качестве заговора, но нет запрета изучать Тору, надеясь на излечение в заслугу этой учебы, а также нет запрета воспользоваться словами Торы, когда человек еще не болен, а только опасается возможной болезни.

Рамбам, в разделе о запрете идолопоклонства, 11:12 пишет: «Тот, кто шепчет над раной и произносит стих из Торы, или произносит его над ребенком, чтобы тот не запаниковал, а также тот, кто кладет на ребенка свиток Торы или тфиллин, чтобы тот заснул — не только нарушает запрет руководствоваться суевериями и произносить заклинания, но и является еретиком, отвергающим Тору, потому что делает слова Торы средством для лечения тела, тогда как они – средство для лечения души, как сказано: «…и будут жизнью для души твоей» [4]. Но если здоровый человек читает стихи из Торы или псалмы, чтобы избежать несчастий и ущербов в заслугу их произнесения, то это разрешено».

Сказанное выше можно понять двояко. То ли читать псалмы и стихи из Торы за здоровье можно только тогда, когда человек не болен, чтобы защитить его от возможной болезни, то ли запрет относится только к такому чтению стихов из Торы и псалмов, когда произносящий воспринимает их как заговор, но не запрещено читать их как молитву за здоровье или ради исполнения заповеди изучения Торы, в заслугу которой больной может выздороветь. Совершенно очевидно, что для Рамбама неприемлемо произнесение слов Торы или использование предметов, содержащих записанные слова Торы, в качестве сгулы для лечения болезни.

Шулхан Арух, Йоре Деа, 179, постановил так: «Нет доли в будущем мире у того, кто шепчет над раной или над больным и плюет, а затем произносит стих из священного писания. Если он не плюет, то это просто запрещено. А если есть опасность для жизни, то все разрешено. Не произносят стих над пострадавшим ребенком и не кладут на него свиток Торы. Можно произнести, чтобы защитить здорового человека от вредящих сил».

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What’s App или Telegram

Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Подписаться!

Сефер аХинух, в 512 заповеди, запрещающей говорить заклинания, пишет следующее: «Известно, что произносят псалмы, так как их слова пробуждают душу, убеждают положиться на милосердие и доброту Всевышнего и учат богобоязненности. Благодаря этому, человек сможет уберечься от любого вреда. И это имеет в виду Гемара, говоря, что запрещено лечиться словами Торы, но к использованию для защиты это не относится. То есть, Тора не запрещает произносить слова священного писания с намерением пробудить душу к добру, чтобы эта заслуга охраняла бы человека».

При мегадим, Орех хаим, 239, пишет: Слова Торы вообще не лечат. Но с тем, кто учит Тору, пребывает Всевышний, потому что Он находится в нашем мире «в четырех локтях алахи», то есть рядом с человеком, изучающим Тору. И о Нем сказано «ибо Я Г-сподь, целитель твой» [5].

Как же следует поступать? Когда можно и когда нельзя читать Теhилим за здоровье?

По всем мнениям за больного, жизни которого угрожает опасность, можно читать Теhилим и использовать слова Торы для лечения любыми способами без каких-либо ограничений.

Теhилим можно читать и за здорового человека, желающего избежать опасности или болезни.

Проблема возникает только тогда, когда жизни больного опасность не угрожает. В такой ситуации запрещено читать Теhилим в качестве сгулы, считая, что тот или иной псалом обладает лечебными свойствами, а также запрещено прибегать к таким сгулот, как чтение стихов из 119 псалма, начинающихся с букв, составляющих имя больного. Так постановил рав Моше Штернбух (Тшувот веАнагот, 121), один из законодательных авторитетов нашего времени. С другой стороны, нет запрета молиться о выздоровлении больного, в том числе и когда текстом молитвы является Теhилим, или произносить их, выполняя заповедь об изучении Торы. Но при этом следует обязательно помнить, что надеются на выздоровление больного в заслугу исполнения воли Всевышнего, желающего, чтобы мы изучали слова Торы, и чтобы в час беды обращались к Нему с молитвами, а не из-за того, что тот или иной псалом обладает какими-то лечебными свойствами (Циц Элиэзер, 17:30).

Очень часто в книгах Теhилим написано для какой практической, чаще всего лечебной, цели может быть использован тот или иной псалом. Истоком таких предписаний является книга Шимуш Теhилим, где все псалмы перечисляются по порядку и приводится способ использования каждого из них. Во многих современных изданиях Теhилим она приведена полностью. Но не стоит думать, что Шимуш Теhилим говорит о том, в каких случаях следует читать тот или иной псалом. Это сборник «рецептов» практической каббалы, использующих текст псалмов и воздействие скрытых в них божественных имен. Приведу для примера первые три «рецепта»:

Первый псалом «Счастлив человек…». Напиши его на пергаменте из кожи газели до слов «и все, что он сделает, будет успешным». Божественное имя, отраженное в этом псалме, אלח”ד. Как оно выводится из этого псалма? א из אשרי (счастлив), ל из לא כן (не таковы), ח из יצליח (будет успешным), ד из דרך רשעים (дорога злодеев). И напиши: Да будет угодно Тебе אלח”ד, чтобы не произошел выкидыш у (такой-то, дочери такой-то). И полностью излечи её отныне и навеки. Амен, Амен, Амен, Села, Села, Села. И повесь этот пергамент на ней.

Второй псалом «Почему волнуются народы…». Чтобы спастись от бури на море произнеси его, напиши его на глиняной табличке, брось в море и шторм на море утихнет. А если человек опасается болезней головы, напиши этот псалом до стиха «сокрушишь их жезлом железным» и повесь на нем.

Третий псалом «Г-споди, как многочисленны враги мои». Когда человек опасается болезней плеч и головы, этот псалом произносят над оливковым маслом, добавляют соль и намазываются этим маслом.

Наиболее ранняя, среди дошедших до нас рукописей Шимуш Теhилим, была написана не раньше 1000 года и обнаружена в Каирской генизе. Однако лингвистический анализ показал, что текст Шимуш Теhилим был составлен раньше, в 7-10 веках, на языке, которым пользовались в этот период на земле Израиля и в прилегающих регионах. Он не содержит примесей арабского языка, распространившегося в последующие века, и в нем встречаются заимствования из греческого языка [6].

Книгу Шимуш Теhилим, а точнее Шимуш Телим, упоминает Рашба (испанский раввин 13-14 века) в своем сборнике респонсов Тшувот, часть 1, 413, где он обсуждает вопрос легитимности выбора определенного часа, более удачного для производимого действия, например для написания камей. Рашба пишет, что еврейские мудрецы считают Шимуш Телим проверенным средством, требующим выбора подходящего часа. Но при этом в другом респонсе, Тшувот, часть 2, 281, он же запрещает писать стихи Торы на камеях, что не позволяет воспользоваться на практике «рецептами» Шимуш Теhилим.

Шимуш Телим упоминает и Ицхак бен Моше аЛеви Дуран (еврейский мудрец, врач и философ 14-15 века) в книге Маасе Эфод, предисловие, стр.10. Ицхак Дуран однозначно пишет, что мистическими свойствами обладает произнесение молитвы, содержащей текст псалмов. Ни о каких других магических использованиях псалмов он не говорит.

Авторство Шимуш Теhилим традиционно приписывается Хай Гаону, высшему законодательному авторитету Вавилонии 11 века. Наиболее раннее упоминание об этом встречается книге р. Брахья Барех бен Эльяким Гецель, Зера бирех шлиши, Брахот, 23 , написанной в начале 18 века. На эту книгу ссылается Авраам сын Виленского гаона, составивший подробный перечень всех известных ему письменных источников иудаизма (Рав поалим), и другие более поздние издания. Авторство Хай Гаона вызывает большие сомнения. Дело в том, что в своем респонсе (тшувот а-геоним а-хадашот, 115) сам Хай Гаон очень скептически относится к подобным «рецептам». Он говорит, что до него доходили слухи об их успешном использовании, но при проверке все это оказывалось неправдой. Были люди, потратившие годы жизни, безуспешно пытаясь получить с их помощью желаемый результат. И только «наивный верит каждому слову» [7].

______________

[1] Здесь приведены имена, согласно Вавилонскому Талмуду, Бава Батра, 14б. В мидрашах встречаются и другие варианты. [2] Под Торой здесь подразумеваются все книги Танаха. [3] Шмот, 15:26. [4] Мишлей 3:22 [5] Шмот, 15:26 [6] Bill Rebiger, Sefer Shimmush Tehillim, 2010 [7] Мишлей, 14:15

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Меира Шлепаков Помочь уроку Родилась в Москве. Закончила медико-биологический факультет медицинского института. С 2000 года живу в Израиле, в Иерусалиме. Работаю в университете в лаборатории генетики. Замужем, трое детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]