Прав. Иосиф Прекрасный. Греческая икона (XX-XXI в.) |
Иосиф Прекрасный
(евр. יוֹסֵף; греч. ᾿Ιωσήφ; XVII в. до н.э.), библейский патриарх, святой праведный Память 31 марта (РПЦЗ [1], ПЦА [2], Болг. [3], Чехосл. [4], Фин. [5]), в Великий понедельник, в Неделю святых отец
Праведный Иосиф Прекрасный был сыном ветхозаветного патриарха Иакова от Рахили. Родные братья завидовали праведному Иосифу в том, что отец любил его больше других сыновей, и боялись его, потому что он рассказывал им о своих снах, предвещавших его будущее величие. Братья решили убить праведного Иосифа, но по совету старшего из них, Рувима, передумали и сначала бросили Иосифа в ров, а потом продали купцам, которые с караваном направлялись в Египет.
История прав. Иосифа Прекрасного. Критская икона |
В Египте праведный Иосиф был продан Потифару, начальнику царских телохранителей и, благодаря своему уму и добродетели, заслужил доверие своего господина. Праведный Иосиф был удивительно красив, и жена Потифара хотела принудить его к прелюбодеянию. Но целомудренный юноша отверг соблазн. Тогда жена Потифара от злобы и стыда оклеветала праведного Иосифа перед мужем, будто юноша хотел осквернить ее. Поверив лжи, Потнфар заточил невинного юношу в темницу. Находясь в темнице, святой Иосиф Прекрасный прославился мудрым толкованием снов. Разгадав сны фараона, предвещавшие приближение голодных лет и несчастий для Египта, праведный Иосиф был освобожден и стал первым сановником Египта.
Когда же на родине праведного Иосифа в Палестине наступил голод, святой Иосиф Прекрасный помог переселиться отцу со всем его родом в Египет. Перед своей кончиной праведный Иосиф завещал перенести его кости из Египта в землю обетованную, что и было исполнено при святом пророке Моисее, за 1496 лет до Рождества Христова. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории.
Через своих сыновей Манассию и Ефрема святой Иосиф Прекрасный положил начало двум коленам Израильским: Ефремову и Манассиину.
О жизни праведного Иосифа Прекрасного повествуется в Библии (Быт 37 — 50). Память праведного Иосифа отмечается также в Великий понедельник, т.к. его страдания прообразовали страдания Спасителя.
По Брокгаузу, «новейшая египтология смотрит на историю Иосифа как на один из драгоценнейших своих источников».
Красота и испытание
Живя в доме царедворца фараонова, вырос и возмужал Иосиф. Прекрасный лицом и станом, приглянулся он жене Потифара. Она каждый день приходила смотреть на него и даже попыталась соблазнить. Но честный и благородный юноша отверг её и убежал, оставив в её руках свою верхнюю одежду.
Богатая и знатная женщина, перед красотой которой не могли устоять многие мужчины, была оскорблена тем, что какой-то раб отказался от неё. Тогда она коварно всех обманула, сказав, что слуга домогался её. Горько и обидно стало Потифару, что он доверился Иосифу, а тот поступил так мерзко. Воспылавши гневом, царедворец отправил Иосифа в тюрьму.
[править] Источники
- Быт.44:18
- Иосиф Флавий. The Antiquities of the Jews, Book II, 7.1.168
- Mehler, S. From Light Into Darkness: The Evolution of Religion in Ancient Egypt, (ISBN 1-931-88249-5 , ISBN 978-1-931-88249-1), 2005
- Иосиф Флавий. The Antiquities of the Jews, Book II, 6.1.91
- Пинхас Полонский
Еврейский «национальный вид идолопоклонства» // Комментарии к Торе. - Louis H. Feldman
Josephus’s interpretation of the Bible. — University of California Press, 1998. — 837 p. - Joachim Friedrich Quack: Ein ägyptisches Handbuch des Tempels und seine griechische Übersetzung
. In:
Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik
; vol. 119; Rudolf Habelt, Bonn 1997, page 297–300. - C. H. Gordon: Before the Bible: The common background of Greek and Hebrew civilization
; in:
Orientalia
, vol. 22; 1953, page 79–81. - Shaul Bar: A letter that has not been read: dreams in the Hebrew Bible
. Hebrew Union College Press, Michigan 2001, ISBN 0-87820-424-5, page 58 & 59.
Христос
- Божественное провидение преодолело нечестие иудеев (Быт. 3:15; Иоан. 10:17,18; Рим. 6:23)
- Иисус—Единородный Сын Божий (Иоан. 3:16)
- Иисус послан с миссией спасения (Иоан. 1:29; 3:17; Лук. 19:10; Рим. 6:23; 1 Иоан. 4:14)
- Иисус отвергнут Его народом из-за неверия (Иоан. 1:11,12; Зах. 13:6)
- Иисус был ненавидим, потому что Он провозглашал Себя царем (Мат. 2:1-18; 28:18; Лук. 1:26-35; Деян. 2:22-30)
- С Иисуса сняли одежду (Мат. 27:35; Мар. 15:24; Иоан. 19:23,24)
- Иисус продан за тридцать сребреников (Мат. 26:15; 27:3-5)
- Недруги Иисуса полагали, что избавились от Него (Мар. 15:13,14,29-31; Ис. 53:10-12)
- Позднее, Его врагам пришлось столкнуться с Его воскресением (1 Кор. 15:1-8)
- Враги Иисуса заимели лжесвидетелей и подкупили их, чтобы те солгали о Его воскресении (Мат.28:11-15)
- Иисус был искушаем, но не согрешил (Мат. 4:111; Евр. 4:15; 1 Пет. 2:22)
- Иисус стал правителем и всех призывает к спасению (Мат. 11:28-30; Мар. 16:15-16; Иоан. 14:1-4)
- Иисус прощает и милует грешников (Лук. 23:34; Мар. 16:15,16; Евр. 5:9)
- Иисус приготовляет небеса для нас (Иоан. 14:1-4; Евр. 4:9; Отк. 21:4)
Удивительный «египтянин»
В этой же истории рассказывается, что семейству Иакова, приехавшему из Иудеи, подали кушанье отдельно. Также особо подали и Иосифу с египтянами. «Египтяне не могут есть с евреями», потому как «мерзость это для египтян». Тут же Иосиф предупреждает братьев: «Фараон призовет вас и спросит: «Какое занятие ваше?» Ответьте: «Мы были скотоводами доныне». Так как «мерзость для египтян всякий пастух овец».
Несмотря на столь сложные отношения между народами, он снискал уважение царя египетского. В те времена это была сильная и могущественная страна. И получить благорасположение её правителя и признание было довольно трудно. Иосифу это удалось. Он был настолько ценен в глазах египетского народа, что фараон обращался милостиво со всем семейством Иосифа.
Читая эту историю, понимаешь, насколько необычным человеком был Иосиф Египетский. Афоризмы же, связанные с ней, и в наше время напоминают об удивительном египтянине.
Так, под «фараоновыми коровами» человек, как правило, подразумевает того, кому ничего не идет впрок, или ситуацию, которую невозможно исправить никакими усилиями. В артистической среде так именуют людей без таланта, пользующихся плодами деятельности своих талантливых коллег.
Рассуждая о финансовых проблемах и кризисе, публицисты часто употребляют афоризм «семь тощих коров» или «время тощих коров». А Иосифом Прекрасным могут именовать красивого и чистого юношу, которому чужды соблазны.
Из темницы во дворец
Спустя некоторое время провинились перед царём египетским виночерпий и хлебодар. Тот разгневался и велел заключить последних под стражу. И бросили их в темницу, где уже сидел Иосиф.
Однажды эти заключенные увидели сны. Поутру застал их Иосиф смущёнными и озадаченными, так как они не могли понять значение своих своих видений. Иосиф все растолковал, сказав хлебодару, что тот будет казнён, а виночерпию посулил благоволение в глазах царя и предрек верную службу фараону.
Попросил виночерпия Иосиф: «Египетский царь пусть узнает обо мне. Что украден я из земли евреев и незаслуженно брошен в темницу». Через три дня все так и произошло, как предсказывал Иосиф. Хлебодар был казнён, а виночерпия опять вернули царю прислуживать. Но забыл он обещание, данное Иосифу, – замолвить слово пред царём египетским. И остался Иосиф в тюрьме.
Терпение вознаграждено
Собрал Иаков весь скот свой и имущество, всех детей и внуков. Весь свой род привёл в Египет. Фараон отдал им лучшие земли и доверил свой скот. Много лет прожил Иаков и весь род его в Египте. Всеми делами в земле египетской управлял его сын Иосиф. Фараон доверял ему и ценил за мудрость и мужество.
Вот такая история терпения и надежды, которые помогли Иосифу не только выжить, но и стать вторым после царя египетского. Для того чтобы понять, насколько великим и необычным был путь Иосифа, надо знать, что представляла в те времена Иудея, Древний Египет и каковы были отношения между народами, населявшими эти земли.
Египетское рабство
В Египте евреям сначала жилось хорошо. Но новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги. Они стали опасаться умножения еврейского народа, они боялись, что евреи станут сильнее египтян и восстанут против них. Фараоны стали изнурять их тяжелыми работами. Но чем больше изнуряли их, тем более они умножались. Тогда один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков.
В то время, когда евреям жилось еще хорошо, они начали забывать Бога и стали перенимать языческие обычаи у египтян. Теперь, когда начались беды, они вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвою о спасении. Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея
.
Примечание
: см. Библию, в кн. «Исход»: гл.
1
.
История многострадального Иова
В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.
Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, — благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне
».
Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), — увидишь, благословит ли он Тебя?» Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью — проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.
В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его»
(Иов.
19
, 25-27).
После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.
История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.
Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.
Примечание
: см. Библию, в «Книге Иова».
Продан за сребреники
Когда Иосиф отыскал своих братьев в Дофане, они сняли с него разноцветную одежду, бросили его в ров, а затем продали его измаильтянам за двадцать сребреников (Быт. 37:23-28).
Иисус был предан (продан) за тридцать сребреников.
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; (Матф.26:15)
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. (Матф.27:3-5)
С Иисуса сняли Его одежды, и был брошен жребий, кому они достанутся.
35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; (Матф.27:35)
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. (Мар.15:24)
23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. 24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. (Иоан.19:23,24)
Раздел Его одежд, бросание жребия о них исполнили пророчество Давида.
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. (Пс.21:19)
Искушение
Еще одно удивительное сходство между Иосифом и Иисусом состоит в том, что они оба перенесли искушение.
Жена Потифара соблазняла Иосифа прелюбодействовать с ней, но Иосиф сохранил чистоту (Быт. 39:7-12).
Иисус тоже был искушаем, но не согрешил.
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. (Матф.4:1-11)
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. (1Пет.2:22)
Он “подобно нам, искушен во всем, кроме греха”.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. (Евр.4:15)