Псалом 38 входит во состав книги Ветхого Завета под названием Псалтирь. Всего в ней собрано 150 псалмов. Данное песнопение отличается покаянным характером. Одной из причин возникновения этого произведения была активно развивающаяся тяжелая болезнь, которая беспокоила автора в последние годы жизни. В результате у него рождались мысли о скорой кончине.
История псалма 38
История псалма начинает свой отсчет со времен восстания сына царя Давида — Авессалома. Осознав свою греховную сущность, автор в предсмертные годы создает песнопение с очень глубоким философским и религиозным смыслом. Он размышляет о скоротечности времени на земле и переосмысливает свой жизненный путь.
Об авторе
Данный псалом создал Давид — второй царь Израиля после Саула. Псалмопевец был выходцем из семьи Иессея, жившей в Вифлееме. Библия повествует о том, что Давид правил на протяжении сорока лет. В течение семи лет и шести месяцев он был государем в Иудее. Позже он в течение тридцати трех лет правил в объединенном царстве Израиля со столицей в городе Иерусалим.
До царствования он был обычным пастухом. Новый Завет указывает, что из рода Давида позже появился Мессия – Иисус Христос.
История написания
Предположительно, поводом для написания 38 псалма является начало восстания под предводительством Авессалома. В этот период вместе с сознанием собственного греха перед Богом Давид мог ожидать и гибели от руки своих врагов. Данное песнопение предназначалось для хора, которым во времена правления царя Давида руководил Идифум.
Изначально псалом был написан на древнееврейском языке. Создавалась Псалтирь в период с 10 по 5 века до Рождества Христова. В 3-м веке до Р.Х. был сделан перевод с древнееврейского на греческий язык. По преданию, это был заказ Александрийского царя Птолемея Филадельфа. Переводили тексты Библии 70 еврейских переводчиков-мудрецов, потому данный вариант называется переводом Семидесяти, или по-гречески – Септуагинта. Затем именно этот текст был уже переведен на церковнославянский язык. На русский язык псалмы переводились с древнееврейского.
Первый перевод Псалтири был сделан святыми братьями Кириллом и Мефодием в 863 году. Это была первая ветхозаветная книга, которую перевели на славянский язык. Первый официальный русский перевод выпустили в 1876 году. Он был осуществлен по благословению и под контролем Священного Синода. Его назвали Синодальным. В этом переводе россияне читают псалом 38 сегодня.
Сходство этого текста с 37 псалмом свидетельствует о том, что песнопения были написаны приблизительно в один временной период – в последние годы жизни царя Давида.
Псалом учит мудрости: в нем рассматриваются проблемы о скоротечности времени и жизни.
На склоне лет Давид много размышлял над понятиями «грех» и «покаяние», сожалел, что в течение своей жизни много времени уделял греху и мало – покаянию.
Дожив до старости и осознав всю ничтожность мирских человеческих ценностей и устремлений, израильский царь стремится предупредить тех, кому еще предстоит прожить много лет на земле. В псалме он призывает молодых людей провести свой земной путь с пользой для души.
Псалом 38
Псалом для исполнения был назначен Идифуму, одному из начальников хора при Давиде. Псалом написан Давидом. По близкому сходству его содержания с содержанием Пс.37, можно считать его написанным по тому же поводу и в одно время с первым, Пс.37, т. е. в начале восстания Авессалома, когда вместе с сознанием своего греха пред Богом Давид мог ожидать и гибели от врагов.
Господи, я буду хранить и хранил молчание пред своими нечестивыми врагами. Но это молчание вызвало сосредоточение мысли на своем положении, у меня явилось опасение: не должна ли моя жизнь кончиться в самом скором времени? (2–6). Я вижу ничтожество человека пред Тобою, Господи, и надежда моя только на Тебя (7–8). Прости мои беззакония и избавь от врагов. Прекрати наказывать меня своими обличениями, но услышь мой вопль о помиловании, не карай меня бедствиями до наступления смерти, но прекрати их (9–14).
Пс.38:2. Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
Пс.38:3. Я был нем и безгласен, и молчал даже
о добром; и скорбь моя подвиглась.
Давид, пораженный болезнью (см. Пс. 37), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. Пс. 37:13) «доколе нечестивый предо мною», пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том «добром», что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное.
Пс.38:4. Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
«Воспламенялось сердце», «в мыслях моих возгорелся огонь» – Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни.
Пс.38:5. скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
Пс.38:6. Вот, Ты дал мне дни, как
пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.
Пс.38:7. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь – настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере «пяди», ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней.
Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.
Пс.38:8. И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя – на Тебя.
Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей смертью, поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение.
Пс.38:9. От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
Прости мне мои беззакония, очисти от них и не дай нечестивому («безумному») торжествовать надо мною.
Пс.38:10. Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
Пс.38:11. Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
Давид изображает свою полную покорность воле Бога и посланным ему страданиям.
Пс.38:12. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
«Краса… человека… рассыплется… от… обличений Бога». Под обличениями Бога разумеются не одни обличения словом, но и насланием на человека соответственно его грехам внешних наказаний. Человек же пред Богом грешит постоянно и своим поведением способен вызывать Его сильный гнев. Если бы Бог относился к человеку только как его строгий Судья, то никто из людей не устоял бы пред Его правдой и все должны бы погибнуть.
Пс.38:13. Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и
пришлец, как и все отцы мои.
Человека сохраняет милость и снисхождение к нему Бога, и об этом снисхождении к себе Давид и молит Его. «Ибо странник я у Тебя и
пришлец». Земная жизнь человека есть странствования, т. е. она временна. Настоящая же жизнь начинается за окончанием земной. Как странник, каждый человек подвержен опасностям со стороны своих греховных страстей и привязанностей к земным интересам заплутаться на своем пути. Со стороны Бога нужны для человека руководство на этом пути и снисхождение к слабостям странника. Такое руководство Давид нашел в своих бедствиях и переживаемой им болезни, раскрывшей пред ним его виновность. Но для исправления пути одного обличительного руководства Давиду недостаточно: ему нужно снисхождение и милость Бога.
Пс.38:14. Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
Давид и молит Бога о даровании ему этой милости: «отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться», т. е. не умерщвляй меня в моей болезни, прекрати мои страдания и дай тем мне возможность «подкрепиться», позаботиться о своем нравственном возрождении и заглаждении своего греха. Эта молитва Давида тождественна с молитвой Иова (Иов. 16:6).
Для чего читают
Сегодня многим людям трудно найти новую высокооплачиваемую и постоянную работу, поэтому православным христианам рекомендуется читать псалом 38.
Песнопение читается, чтобы Господь Бог:
- даровал покаяние;
- укрепил силы человека, помог устоять против недругов;
- даровал легкую смерть.
Правила чтения
Основные правила:
- Время чтения. Лучше всего читать песнопение утром.
- Обстановка. Проговаривать псалом рекомендуется в одиночестве при хорошем освещении. К чтению нужно подготовиться заранее. Ничего не должно отвлекать, никакие посторонние звуки.
- Чтение. Лучше всего выучить песнопение наизусть. Но если такой возможности нет, то текст псалма нужно выписать разборчиво на листочек. Песнопение следует проговаривать полушепотом или нараспев. Во время чтения из глубины души должна исходить искренность. Только так слова молитвы будут услышаны Богом и принесут пользу человеку.
- Концентрация внимание на тексте псалма. В момент чтения необходимо сосредоточиться и постараться избавиться от ненужных мыслей, личных обид и настроить себя на положительный лад. Эффективность молитвенного обращения к Богу зависит от того, насколько искренне молился человек.
Текст и толкование
В песнопении Давид рассказывает верующим про свой тяжелый недуг. По его мнению, болезнь – это результат его греховности. Поэтому он решает не реагировать на несправедливость со стороны недоброжелателей. Давид решил принять Божью волю.
Фразы: «воспламенялось сердце», «в мыслях моих возгорелся огонь» говорят о том, что Давида беспокоили опасения по поводу исхода его болезни. Осознание Давидом своей греховной сущности было настолько глубоким, что он был уверен в своей скорой смерти. Считал, что ему существовать в мире осталось всего несколько дней.
В этом псалме Давид стремится рассказать людям, что жизнь человека перед Богом – это ничто. Она как призрак и тень, которая быстро исчезает. Поэтому вся активная деятельность человека, связанная с обогащением, на земном пути является жалкой. Своими размышлениями на тему о бессмысленности жизни Давид осуждал свою прошлую деятельность: он не находит в ней ничего нужного, поэтому со страхом наблюдает за тем, как заканчивается его жизнь.
Израильский царь отмечает, что человека на земле хранит Божье милосердие. Об этой милости Давид и молит Господа.
Фраза: «Ибо странник я у Тебя и пришелец» говорит о том, что земная человеческая жизнь – это путешествие, потому что она временна. Жизнь начинается после кончины человека, когда он попадает в иной мир навечно. Во время земного путешествия каждого поджидают греховные страсти и привязанности к земным делам, поэтому человек может заблудиться на своем нелегком земном пути. Таким образом, христианин нуждается в помощи на этом непростом пути и милосердии.
Данное предзнаменование Господа Давид распознал в своем недуге, который раскрыл перед ним его вину и греховность. Давид молит Господа Бога о снисхождении, чтобы Он даровал ему эту милость.
Значение псалма
По стилю написания псалма 38 можно судить о затруднительном положении царя Давида в период написания этой молитвы. На примере страждущей души псалмопевца христиане видят выход из сложных ситуаций, когда надо успокоиться и ожидать ответ от Бога.
В 38 псалме Давид взывает к Создателю о помощи
Неизвестна причина написания этого текста о нравственности, можно сказать одно, царь испытывал сильное беспокойство о своем уходе из жизни.
1 К исполнению, Идифуму. Песнь Давида.
2 Сказал я: «Буду хранить в чистоте пути мои, дабы не согрешать мне языком моим». Положил я запрет устам моим, доколе стоит грешник предо мною.
3 Онемел я, смирился, умолк, утратив блага, и снова скорбь овладела мной.
4 Воспылало сердце мое во мне, и огонь разгорелся в размышлении моем. Говорил я языком моим:
5 Открой мне, Господи, день кончины моей и число дней моих, велико ли оно, да уразумею, что еще остается мне.
6 Словно пядью, измерил Ты дни мои, и естество мое как бы ничто пред Тобою. Впрочем, все суета, всяк человек живущий!
7 Подобно призраку, ходит человек, но напрасно суетится он; собирает сокровища и не знает, кому достанутся они.
8 А ныне кто надежда моя? Не Ты ли, Господи? И Тобою создано естество мое.
9 От беззаконий моих избавь меня! На поношение безумцу Ты отдал меня.
10 Онемел я и не отверзал уст моих, ибо Ты этого возжелал.
11 Отведи от меня удары Твои, ибо от крепкой руки Твоей я изнемог.
12 Обличая беззакония, поучал Ты человека и непорочной, как паутина, соделал жизнь его. Впрочем, суетен всяк человек.
13 Услышь молитву мою, Господи, внемли молению моему! Не безмолвствуй, видя слезы мои, ибо странник я у Тебя и пришлец, подобно отцам моим.
14 Смилуйся надо мною, да вкушу покой, прежде чем умру и не станет меня.
В Псалме 38 псалмопевец:
- описывает в волнении и с терпением свое восприятие благодати и порочности;
- умоляет Бога о наставлении в вопросах нравственности и смерти;
- просит прощения за своих сыновей.