Псалом Давида 4: история написания и толкование

Милостивый Единый Создатель подарил человеку множество путей общения с Ним, в их числе и молитвы, песнопения. К числу последних относятся и произведения, вошедшие в Псалтырь. К популярным, можно отнести и сборник Соломона, а также царя и пророка Давида. Последнему принадлежит много хвалебных стихов, среди которых и псалом 4.

Проверенная веками, эта кафизма позволяет православным верующим обрести утешение в тяжкую жизненную минуту, взывать к небесам даже тогда, когда своими словами сделать это сложно.

Текст молитвы псалом 4

При проведении богослужений используется церковнославянский или старославянский язык. С его помощью молитва достигает Господа и доносит просьбы и мольбы верующих

На церковнославянском языке

В конец, в песнех псалом Давиду

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

На русском языке

Если читать псалом 4 на русском языке, то становятся более понятны переживания и страдания певца, его смятение и желание найти защиту Господа:

К исполнению, на струнах. Песнь Давида.

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

Помощь от православного 33 псалма для читающих его — Философия

Тексту 33 псалма в православной Псалтири предшествует такая необычная надпись: «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился».

Такое предисловие сразу же наводит на мысль о том, что данная песнь была написана на основе какого-то исторического события. Авимелех – это не имя, а титул филистимского царя, которого звали Анхус.

Известно, что Давид, как победитель Голиафа, был представлен Анхусу, и, чтобы избавиться от навязчивого внимания филистимского правителя, был вынужден притвориться сумасшедшим.

Важно

Слова «Придите, дети» (Пс. 33, 12) толкование 33 псалма поясняет таким образом: убежав от Авимелеха и оказавшись на улице, Давид был окружен толпой детей, но, чтобы не нарушить свой образ безумца, был вынужден продолжать игру, за что дети его жестоко осмеяли.

Уже будучи царем, Давид сильно жалел об этом инциденте, поскольку, по его мнению, уронил себя в глазах подрастающего поколения, и слова «Придите, дети, страху Господню научу вас» говорят о том, что он готов исправить ошибку.

Читать текст на русском языке молитвы псалом 33

Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

Советуем изучить Псалом 96

Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Псалтырь, читать 33 псалом на церковно славянском языке

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала eго во устех моих. О Господе похвалится душа моя; да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя eго вкупе. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

Сей нищiй воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся eго и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святiи eго, яко несть лишенiя боящымся eго. Богатiи обнищаша и взалкаша; взыскающiи же Господа не лишатся всякаго блага.

Прiидите, чада, послушайте менe, страху Господню научу вас. Кто eсть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, eже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и. Oчи Господни на праведныя, и уши eго в молитву их.

Совет

Лице же Господне на творящыя злая, eже потребити от земли память их. Воззваша праведнiи, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смирeнныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни eдина от них сокрушится.

Смерть грешников люта, и ненавидящiи праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающiи на него.

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Для чего читают

Когда и кому лучше читать двадцать седьмую песнь — имеются разные мнения на этот счет.

Считается, что она помогает тем, кто:

  • страдает нервными расстройствами;
  • оказался в тяжелой финансовой ситуации;
  • нуждается в обретении христианского смирения.

Впрочем, нельзя считать стих неким заклинанием, приписывать ему магические свойства. Прежде всего — это молитва. Поэтому полезным будет произнесение любой главы из Псалтири, в частности, псалма, о котором идет речь.

Для чего читается псалом 4?

Чтение молитвы уместно, когда у человека возникает чувство безысходности от навалившихся проблем, если ему сложно справиться с отчаянием и отрицательными эмоциями, если вера его ослабевает. Когда одолевают болезни, а финансовые проблемы кажутся неразрешимыми, слова молитвы, обращенной к Господу, помогут. Чтобы просьбы дошли до Господа, читать текст псалма 4 нужно с полным доверием к Богу и открытым сердцем.

Молитва подходит для чтения людям нервным и неуравновешенным, постоянно тревожащимся из-за любой мелочи, суетливым, постоянно выясняющим отношения. Чтобы избавиться от пустой суеты и ненужной тревоги, важно обратиться к Господу, усмирив свой гнев.

Толкование

Чтобы глубже прочувствовать весь трагизм ситуации, о которой повествует Давид, требуется толкование: возможность обрести силы и найти защиту Божью. Толкование раскрывает глубокий смысл псалма 4.

  • Стих 1: Давид непосредственно обращается к Богу и просит услышать его молитву. Бедствия, которые обрушиваются на человека, — результат его неверия в Господа. Чтобы избавиться от этих «оков», нужно обратиться к Богу.
  • Стих 2: в нем царь задается вопросом, почему «сыны человеческие» живут во лжи и суете, когда можно пребывать в спокойствии и мире.
  • Стих 3: Царь призывает свой народ обратиться к Богу и восхититься делами его, уверовать в силу его и дела Господни, как верит он в то, что Бог не оставит его без помощи и поддержки.
  • Стих 4-5: в нем призыв одуматься и раскаяться. Каждый волен выражать свои мысли и несогласие, при этом не преступая законы Божьи и не опускаясь до греха. Чтобы обвинять, нужно проанализировать ситуацию и выяснить, насколько правомерно осуждение и гнев, доказана ли вина того, кого обвиняют во всех грехах.
  • Стихи 6-8: наполнены искренностью, светлыми чувствами и верой в Бога. Он помог тогда, когда окружение Давида было на грани отчаяния из-за отсутствия понимания происходящего и «хлеба насущного». Именно в это время пришла Божья помощь. И хотя до решения всех проблем еще далеко, царь полностью уверен в милости Господней, поэтому спокойно ложится спать, несмотря на недружелюбное окружение.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским

Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.
Аллилуйя

Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»

1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.

Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.

2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.

Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет, а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.

4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.

Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.

5 Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;

Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.

6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.

7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.

8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.

9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.

10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.

11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.

12 юноши и девицы, старцы и отроки

Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.

13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.

14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.

Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]