Псалом 34 царя Давида: история написания, текст и правила чтения

Псалом 34 был написан будущим царем Давидом во время его бегства от царя Саула. Саул, узнав, что Давид был помазан Самуилом на царство, позавидовал и решил убить его.

В стихах автор просит Всевышнего избавить его от врагов, надеется, что Бог покарает тех, кто желает ему смерти, превратит их в прах и развеет по ветру.

Текст псалма особенный — каждый человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, находит слова утешения и поддержки, необходимые ему в данный момент.

История Псалма 34

Стихи были написаны Давидом, когда он вынужден был скрываться от Саула. В тексте Давид обращается к Господу, чтобы тот вступился за него. При этом он призывает Бога принять участие в человеческих делах как человек — облачиться в доспехи и взять меч, не пользуясь своей божественной силой.

Автор стихов говорит, что всегда был покорен воле Бога и жил праведно в отличие от своих врагов. И теперь он призывает своего Владыку и ангелов применить силу, чтобы каждый получил заслуженную кару. Он сравнивает своих врагов со львами, которые терзают его одинокую душу.

Об авторе

Будущий библейский царь Давид был младшим из восьми сыновей Иессея и его жены Руфи, живших в XI веке до Рождества Христова в Вифлееме. С детства мальчик отличался небывалой силой и красотой, был храбр и красноречив, а также прекрасно играл на киноре — древнем струнном инструменте.

Все свои дни мальчик проводил на склонах холмов, которые окружали его родной город, присматривая за отарами овец, которых он, по преданию, защищал от медведей и львов.

В те годы в Израиле правил царь Саул, первый помазанник Божий, позже отвергнутый Господом за гордыню и непокорность. Поэтому Господь отправил пророка Самуила для тайного помазания своего нового избранника на царствование, им стал пастух Давид. С этого момента будущий царь стал исполнителем святой воли Господа.

Этому предшествовали два события, описанные в Ветхом Завете. Однажды Давид сумел успокоить терзавшегося душевными муками царя Саула.

В другой раз юноше удалось в сражении одолеть великана Голиафа. В Священном Писании сказано, что накануне решающей битвы с филистимлянами в лагерь к израильтянам пришел Давид, он отважился принять вызов на поединок с грозным богатырем и сразил его камнем, выпущенным из пращи, и тем самым обеспечил своему народу победу в сражении.

Этот подвиг и слава молодого воина достигли всех уголков страны. Жгучая зависть Саула постепенно перерастала в ненависть к юному Давиду.

Неоднократно царь пытался его убить, однако открыто сделать он этого не мог, поскольку опасался народного возмущения. Вскоре стало очевидным, что роковой развязки не избежать, юный герой был вынужден бежать в пустыню, скрываясь там долгое время, ища в песках спасение от своих преследователей.

Господь наделил своего избранника множеством талантов. Одним из них было искусство сложения псалмов — религиозных стихов, позже объединенных в сборник, известный как «Псалтырь царя Давида», входящий в состав Ветхого Завета.

История написания

Историки считают, что данный текст был написан после встречи юного Давида и Саула в пустыне Ен-Гадди. Давид скрывался от Саула в пещере вместе со своими воинами. Когда Саул зашел в пещеру, то не увидел там ни одного человека. Давид запретил своим людям прикасаться к царю, поскольку он подчинялся воле Господа и не смел причинить вред помазаннику. Все, что он смог — отрезать небольшой кусочек от одежд царя.

Когда Саул вышел из пещеры, Давид выбежал следом, поклонился и показал кусочек одежды, сказав, что мог бы убить царя, поскольку Господь предоставил ему такую возможность, но не стал этого делать.

Юный герой спросил у Саула, почему он его ненавидит и слушает тех, кто клевещет на него, когда он преданно служит своему царю. Он призывает Бога рассудить их. С этих слов и начинается псалом 34 — «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя» (« Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною»).

Подробное толкование и значение

В тексте тридцать четвертого псалма описывается величие Господа Бога, властвующего над всем, и способен защитить божьего помазанника от бед и преследователей, которые несправедливо осудили невинного и желают его смерти.

В восемнадцатом стихе текста Давид умоляет Бога восстановить справедливость и обещает за это Господу всегда его прославлять. Он просит разрешить давнюю тяжбу между юношей и его врагами.

В самом последнем стихе автор восхваляет Бога, рассказывает о том, как торжествуют и радуются сторонники юного царя. Давид просит людей непрестанно возносить хвалу и благодарность Богу, призывает творить справедливость на земле.

Текст псалма 34

Ниже приведен текст молитвы на русском и старославянском языках.

На русском

1 Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;

3 обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!»

4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;

5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;

6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

7 ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.

8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.

9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.

10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

17 Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою.

18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,

19 чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;

20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;

21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».

22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.

23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!

24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;

25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».

26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.

27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»

28 И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день.

Псалтирь, 34 Псалом.

На старославянском (церковнославянском)

1 Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя.

2 Приими оружие и щит, и востани в помощь мою.

3 Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз.

4 Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая.

5 Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их.

6 Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их:

7 яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей.

8 Да приидет eму сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню.

9 Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его.

10 Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших eго, и нища, и убога от расхищающих eго.

11 Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя.

12 Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей.

13 Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится.

14 Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся.

15 И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася.

16 Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими.

17 Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою.

18 Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя.

19 Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима.

20 Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху.

21 Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши.

22 Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене.

23 Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою.

24 суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне.

25 Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом eго.

26 Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя.

27 Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его.

28 И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.

Толкование

Толкование стихов всегда происходит построчно:

  1. Пс.34:1. Саул, позавидовав славе Давида, обвинил юного воина в измене, в покушении на его жизнь и посягательстве на престол. Саул искал случая убить его. Давид, по Закону Моисееву, имел право воздавать врагу своему тем же — ненавистью и смертью . Но он, возвышаясь над буквой ветхозаветного Закона и воодушевленный духом святого Евангелия, не хотел пользоваться правами жестокосердных и поэтому предоставил разобрать его распрю с Саулом единому праведному Судье — Всевышнему, прося защитить его и воздать должное его гонителям.
  2. Пс.34:2. Некоторые толкователи понимают под «оружием» в духовном смысле Божье благоволение , а под именем «щита» нужно понимать правду, или правосудие Божие. Давид просит Господа встать на его защиту и прийти ему на помощь, вооружившись благоволением и правосудием.
  3. Пс.34:3. Выражение » заключи супротив гонящих мя» — в переводе с древнееврейского означает «прегради путь тем, кто преследует меня». Таким образом, смысл стиха заключается в просьбе выступить на защиту против гонителей и устрашить их обнаженным мечом, преградить им путь, успокоить и ободрить надеждой на спасение.
  4. Пс.34:4. Гонимый Давид, призывая Бога на помощь против своих врагов, просит, чтобы Господь так поразил этих врагов, чтобы они устыдились своих злобных намерений и со стыдом побежали бы прочь.
  5. Пс.34:5. Автор, продолжая мольбу о поражении врагов, хочет, чтобы его гонители, устрашенные Божественною силой, стали как прах, развеваемый ветром, чтобы они разбежались, как пыль, раздуваемая ветром, чтобы ангел Господень, поражая их страхом преследования, не дал им опять вернуться к преследованию.
  6. Пс.34:6-8. Выражается просьба гнать врагов так, чтобы они не смогли больше никогда творить свои злые дела. Здесь же несколько раз упоминаются ангелы как слуги Бога. Подчеркивается, что Давид — жертва, ведь не его вина в том, что его преследуют.
  7. Пс.34:9–10. В стихах звучат слова надежды на то, что молитва будет услышана, слова ликования и радости, поскольку Бог на стороне своего помазанника.
  8. Пс.34:11–16. Вновь подчеркивается, что Давид не виноват в том, что враги гонятся за ним и ищут его. Он страдает безвинно. Тут же подчеркивается снова, что поэт не будет воздавать Саулу злом за зло, но позволит Всевышнему их рассудить.
  9. Пс.34:17. Автор вновь обращается к Всевышнему и просит вмешаться и спасти его душу от свирепых врагов.
  10. Пс.34:18-28. Давид благодарит Творца за милости, которые были щедро дарованы ему и его соратникам, и восхваляет его.

Для чего читают

34 Псалом читают, прося помощи и защиты у Всевышнего, его еще иногда называют «34 Псалом Давида — управление судьбой».

Этот Псалом читают в самых разных ситуациях при решении множества проблем:

  • для защиты от людей, желающих зла;
  • для защиты от негативных эмоций и чувств других людей;
  • для избавления от зависимости или привязанности к плохому человеку;
  • при нахождении в сложных жизненных ситуациях;
  • чтобы найти людей, которые смогут помочь в решении проблем.

Следует помнить, сам 34 псалом читают редко, чаще его используют при чтении трехпсалмий. В таком случае его используют в комбинации псалмов — 50, 34, 90.

Правила чтения

Считается, что лучше всего псалом читать на старославянском языке, поскольку тогда он будет обладать большей силой. В православии читать псалмы при различных обстоятельствах принято ежедневно.

Важно знать о том, что определенные правила чтения псалмов описаны в специальной книге «Типикон». Если произносить тексты дома, то такое чтение будет называться келейным.

Существует несколько рекомендаций для келейного чтения:

  • тексты произносятся только перед зажженной лампадкой или церковной свечей;
  • тексты произносятся вполголоса, монотонно;
  • необходимо ставить правильные ударения в словах (неправильное произношение слов считается грехом, потому что суть слов меняется);
  • названия псалмов не читаются;
  • после прочтения псалма обязательно нужно произнести акафист.

Все псалмы учат правильной жизни перед Всевышним. Чтобы прочесть все тексты из псалтири на протяжении месяца, в день нужно произносить не менее 15 псалмов. Все они используются в зависимости от жизненной ситуации.

Защита при помощи псалмов

Большая часть псалмов, которые записаны в Псалтыре, вышли из-под пера царя Давида. Конкретно его авторству принадлежат именитые псалмы о защите, которые сейчас отлично известны всем православным христианам.

Священники настоятельно советуют читать такие молитвы в моменты, когда человек ощущает, что над ним нависла опасность. Считается, что такие тексты владеют воистину большой силой. Как следует, если их прочитает человек, который чист душой и помыслами, он непременно будет даровит милостью небес и всякая опасность его минует.

Броско, что далековато не все спецы, специализирующиеся исследованием религии, согласны с воззрением, что псалом 34 был написан конкретно царем Давидом. Предпосылкой для критики послужило то событие, что Давид был царем и прославленным воякой. Наиболее того, он был и любимчиком народа. Пожалуй, ни 1-го правителя так не восхваляли люди и последователи религии. Схожее разъясняется тем, что этот правитель был благочестивым и не проявлял беспощадности по отношению к подданным.

Конкретно потому ученые и посчитали, что таковой человек не мог бояться чего-то либо кого-либо. Как следует, и защитные молитвы ему писать было незачем. Но с сиим выражением можно поспорить. Так как псалом, о котором речь пойдет, был написан в томные для Давида времена. Ведь тогда он практически находился в бегах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]