Значение мертвой головы в традиционной системе символов

Увидев символ череп со скрещёнными костями, многим из нас сразу представляется пиратский корабль из фильмов про пиратов. Однако мало кто знает, что на самом деле обозначает этот малоприятный знак, в котором особо впечатлительные личности видят ни что иное, как смерть. Да, с одной стороны череп и означает бренность земного бытия, но это далеко не весь символизм данного знака. Он встречается во многих культурах, где имеет разное значение, не только относящееся к смертности человеческого существа, но и к бессмертию вечной души, которая имеет свойство реинкарнировать из тела в тело. Подробнее о символе череп узнаете из нашей статьи.

Символизм знака череп

Смерть всегда притягивала и притягивает внимание людей как неизведанное, как тайна, находящаяся под завесой. Что там, за той завесой? Есть ли иное существование за пределами жизни земной? Эти вопросы интересуют каждого, живущего на земле человека, ибо каждому из нас предстоит переступить через порог земной жизни в бытие иное. Символ череп имеет двоякое значение. С одной стороны, он означает невероятную жизненную силу, ведь после разложения бренного человеческого тела остаются нетленными именно кости, в частности череп. Исходя из многочисленных древних философских источников, именно череп является сосудом, временным пристанищем для бессмертной человеческой души, приходящей на землю ради выполнения каких-то определённых задач.

Данный символ популярен среди некоторых групп людей, чаще связанных с экстремальной или воинской деятельностью, и используется ими как ритуальная символика. Также данный знак наводит на философские размышления о смерти и жизни, и часто означает обособление от социума, отшельничество.

Основными значениями черепа являются:

  • память о бренности нашего земного существования;
  • переживание о смерти – напоминание о преображении жизни, о смене ценностей. То, что ценно многими, например, различные материальные блага, невозможно пронести с собой в миры иные, где ценятся только духовные качества, те, которые накопила душа во время своей очередной инкарнации;
  • тщета всего мирского, скоротечный характер жизни земной, смерть, переход из одного состояния в другое;
  • скоротечность времени, исход, признаки смерти, боги мёртвых.

Череп со скрещенными костями является предупреждением о смертельной опасности или символизирует жизненную силу, заключённую в голове и берцовых костях.

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

История символа череп в разных культурах

Во многих древних культурах данный знак олицетворял силу духа, жизненную энергию и способность душ к реинкарнации. Существует множество легенд, в которых фигурируют череп и скрещенные кости. В некоторых источниках указывается, что этот символ имеет отношение к масонам. Об этом гласит любопытная легенда:

“В Древней Финикии существовал крупный город Сидон, правитель которого был влюблён в одну армянку благородного происхождения. Женщина также отвечала взаимностью сильному мира сего. Их любовь была настолько возвышенна, что при жизни они никогда не имели интимного контакта. Но случилось несчастье – женщина умерла. Когда она была похоронена в склепе, удручённый горем влюблённый пробрался туда после наступления темноты и не смог сдержать себя – совокупился с умершей. После того как он собрался уйти, услышал голос, который возвещал ему: “Приди сюда через 9 месяцев и найдёшь своё дитя.” Когда правитель вернулся в склеп через озвученный срок, он нашёл меж ног возлюбленной человеческий череп и вновь услышал тот же голос, повелевший ему забрать с собою череп, ибо этот череп поможет побеждать всех врагов.”

В древности у многих народностей череп считали хранилищем души, поэтому, если умирал кто-то из родных, его хоронили без головы, а череп помещали в жилище на видном почётном месте, а перед этим его разукрашивали в разные цвета.

Кельты верили, что в черепе сокрыта священная сила, которая охраняла человека от всех несчастий и болезней, а у индейцев майя вообще существовал культ черепа. У умершего отрезали голову, череп очищали, сверлили в нём отверстие и носили в качестве талисмана на шее.

Также кельты считали, что в голове побеждённого и после смерти сохраняется его сила, поэтому голову поверженного врага оставляли служить на благо победителю. Её обрамляли в серебро или золото и использовали в качестве сосуда для питья. Считалось, что тот, кто пил из такого сосуда, вбирал в себя всю силу обладателя черепа. Часто головы прикрепляли к копьям, после чего шли на битву. Если вождю кельтов удавалось убить вражеского предводителя, то череп последнего преподносился в дар храму. А если сам предводитель погибал в бою, то его голову также отсекали и уносили с собой, чтобы она не попала в руки вражескому войску.

У мусульман имеется поговорка, смысл которой заключается в том, что будущее человека обозначено на его лбу во швах костей черепа среди изгибов, напоминающих буквы.

Значение мертвой головы в традиционной системе символов

Древняя жизнеутверждающая символика мертвой головы

берет свое начало еще с раннего палеолита. Люди каменного и бронзового веков почитали черепа мертвых как сильные обереги, вместилища особой энергии. К таким выводам пришли этнографы после анализа древнейших могильников и святилищ, найденных в процессе раскопок в Европе, Азии, Африке, Австралии и обеих Америках. Люди прошлого делали из черепов предмет поклонения. Они обрабатывали их с помощью травяных отваров, полировали, украшали резьбой, обтягивали кожей, оправляли в золото и серебро. После этого черепа помещались в родовые усыпальницы и священные места. Там они должны были охранять почитающие их племена от болезней и гибели, неурожаев, падежа скотины, женского бесплодия и прочих бед и неприятностей.

Языческие поверья многих народов утверждали, что именно в голове, то есть в черепе, сосредоточены все жизнеобеспечивающие качества личности. Поэтому такой желанной добычей для любого воина был череп врага, который часто использовался в качестве пиршественной чаши. Это означало взять себе силу и доблесть погибшего. Недаром печенежский князь Куря сделал себе роскошную чашу из головы убитого им великого воина князя Святослава, сына Ольги. Кроме того, у многих племен головами (часто – предков) было принято охранять свои поселения, амбары, загоны для животных. Считалось, что череп, зарытый в поле, поможет земле дать хороший урожай и убережет ее от засухи.

В более поздние времена поклонение черепу приняло более сложные формы. Он стал ассоциироваться с тем или иным божеством, делаясь его атрибутом.

Финикийская богиня луны, природы, материнства, урожая и изобилия Астарта (Иштар) иногда изображалась стоящей на груде черепов. Это подчеркивало ее связь с подземным миром мертвых, который становится источником жизни.

Древнеегипетская сестра и супруга Осириса Исида, которая была одной из вариаций Астарты, на редких рисунках тоже стоит рядом с мертвыми головами и как будто беседует с ними.

У древних греков одной из наиболее почитаемых олимпийских богинь была Афина, которая ассоциировалась с мудростью и законом, покровительствовала носителям знания, являлась персонификацией знаний, которые лежат в основе мироздания. Она родилась из головы Зевса, на ее щите была изображена тоже голова – Медузы Горгоны.

Скандинавский громовержец Тор носил кольцо, на котором, кроме всего прочего, была выбит череп. У викингов вообще чрезвычайно часто встречались рисунки и орнаменты, частью которых были бородатые мертвые головы предков, которые дают разные предсказания и советы склонившимся над ним людям.

Кельты тоже почитали черепа как священные предметы поклонения. Они считали их вместилищами души, самой сутью бытия. Кельты верили, что голова даже после смерти тела может продолжать полноценно жить, становясь особого рода божеством.

Древнеславянский бог солнца и плодородия Ярило в одной из рук держит череп. Наши предки считали мертвую голову превосходным оберегом от нечистой силы и болезней, поэтому не только насаживали черепа на колья около жилищ, но и клали их в постели.

Череп в христианстве

В русской культуре череп с перекрещенными костями имеет христианское происхождение и именуется Адамовой головой. Из исторических данных известно, что местом для распятия Иисуса Христа стало то место, где были захоронены останки Прародителя всего человечества Адама. Именно поэтому Голгофа именуется Лобным местом, то есть буквально переводится с греческого как “черепное” место. Согласно легенде та кровь, что пролилась на кости Адама из раны, нанесённой Христу копьём римского сотника, отмыла Праотца всех людей от его грехов, после чего Спаситель сошёл на три дня (пятницу, субботу и воскресенье) в ад , чтобы перевести оттуда в рай всех ветхозаветных праведников, в том числе и Адама.

Череп является неотъемлемым атрибутом христианских и индуистских отшельников, которые решили отречься от тленного земного мира и встать на путь ко спасению.

Череп с костями имеется на многих иконах, на которых изображено распятие Иисуса Христа. Он символизирует не только смерть Спасителя на кресте, но также воскресение Его к вечной жизни.

Что означает череп в основании креста в православии?

На православном кресте у ног Иисуса Христа можно увидеть пещеру с человеческим черепом. По словам протоиерея Александра Ильяшенко, этот череп принадлежит Адаму. Согласно преданию, он был похоронен на горе Голгофа (с евр. — «лобное место», с арам. «череп»), где был впоследствии распят Иисус Христос. Во время казни кровь Иисуса просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

«Есть традиционное представление о том, что когда Спасителя распяли на кресте на горе Голгофа, когда он предал свою пречистую душу и окончилась его земная жизнь, тогда скала, на которой был укреплен крест, треснула до самого основания. У основания этой скалы оказался череп Адама, который совершил первородный грех и тем самым ввел прегрешения в жизнь человека. Согласно преданию, кровь Христа омыла череп Адама, и тем самым Спаситель избавил людей от греховной власти и зависимости от греха. В этом есть спасительный подвиг Христа и спасение самого Адама, который был виновником грехопадения и явления греха как такового в мире», — говорит отец Александр.

Считается, что именно на Голгофе началось спасение человечества, там пролилась кровь Христа ради искупления человеческих грехов. Изображение головы Адама, погребенного на Голгофе, стало появляться под перекладиной креста с двумя крест-накрест лежащими костями как символ жертвенного искупления грехов. Череп изображен не только на распятиях в христианских храмах, но и на нательных крестах, а также на облачениях схимников — монахов, принявших особый постриг.

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых

2020 АО «Аргументы и Факты»

Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, регистрационный номер Эл № ФС77-31805 от 23 апреля 2008 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail, тел. 8 495 783 83 57. 16+

Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.

Символ черепа у тибетцев

Кроме этого символ олицетворял стадии развития тибетских божеств. У тибетцев популярностью пользовалась медитация на человеческие останки (череп и кости). Благодаря данной медитации, идущим по пути самопознания и духовного развития, удавалось преодолеть страх смерти, при этом не забывая о земном существовании в бренном теле. В Тибете ранее имелся ритуальный сосуд – чаша гапала (капала), изготовленный из верхней части человеческого черепа. Он использовался для ритуальных целей в индуистской или буддистской тантре. При этом наполнялся он далеко не всегда простым вином. Часто капала изображалась наполненной кровью вперемешку с некоторыми органами злых существ, например, ушами, сердцем или языками демонов.

Пиратская символика черепа

Череп со скрещенными костями изображался на пиратском флаге, хотя, на пиратских кораблях, датированных серединой XVII века, имелся не один флаг, а несколько, и каждый имел своё особое значение. Но наиболее примечательным являлся именно флаг чёрного цвета с черепом и костями. Он имел такое весёленькое название – Весёлый Роджер (Jolly Roger) и использовался пиратами в XVII—XVIII веках.

Данный стяг посылал призыв встречному судну к незамедлительной остановке и капитуляции. Если же корабль не реагировал на посылаемое предупреждение, то вслед чёрному поднимался красный флаг, который означал намерение немедленно начать абордаж. При этом ни о каком милосердии не могло быть и речи.

Часто флаг с черепом использовали во время эпидемий смертельных болезней, чумы или холеры. Пираты также нередко пользовались этим флагом для того, чтобы напугать более могущественного противника и избежать столкновения со стороны более мощных кораблей.

Использование символа у военных

Череп с костями был востребован военными в XVIII веке. Его нашивали на военную форму. Этот символ был популярен в некоторых видах войск во многих странах – в Британии, Франции, Австрии, Польши, Италии, Венгрии, Финляндии. В древнегерманских государствах, таких, как Пруссия и Брауншвейг, существовали и конные, и пехотные отряды, на форменной одежде воинов которых имелись изображения черепа с костями. Устрашающим элементом военной одежды прусских конников являлась шапка с серебряной эмблемой черепа и костей.

В Российской Империи существовал 5-ый Александрийский гусарский полк под названием “гусары смерти”. Состоял он из французских эмигрантов-роялистов, которые боролись против революционного режима в России. Эмблемой этого полка был крест, в центре которого находился череп со скрещенными костями. Данный символ использовался и некоторыми частями красноармейской армии, а также участниками анархистских отрядов Нестора Махно.

Во второй мировой войне символ использовался в униформе всех дивизий СС. Её также наносили на кинжалы, цепочки горжетов, флаги, кольца, штандарты, музыкальные инструменты (трубы и барабаны). Шеф СС штурмбаннфюрер Генрих Гиммлер очень гордился эмблемой своего подразделения и при каждом удобном случае всем рассказывал о её истории.

В настоящее время символика практически утратила популярность. Разве, что сам череп в совокупности с некоторыми дополнительными элементами, например, крыльями, молниями и т. п. используется и поныне в США отрядами “Коммандос” и некоторыми другими военизированными подразделениями спецслужб.

Посвящается моим соратникам-белогвардейцам по Добровольческому Корпусу. Автору представляется необходимым сказать несколько слов по поводу широко известной эмблемы «череп и кости», одного из древнейших символов в истории человечества, носящего, тем не менее, в глазах многих наших соотечественников и современников, дезориентированных злонамеренной пропагандой или же попросту страдающих от недостатка элементарных знаний, достаточно одиозный и зловещий характер.


Символ «мёртвой головы», то есть «череп и кости», несравненно более древний, чем СС и чем породивший эти самые СС германский национал-социализм, отнюдь не является каким-то исключительным изобретением разработчиков нацистской и протонацистской символики Достаточно вспомнить пример из сравнительно недавнего прошлого, ставший почти хрестоматийным. В бесчисленном множестве мемуаров советских времен ушедшие на покой участники гражданской войны 1936-1939 годов в Испании вспоминали одно и то же. Вот испанским республиканцам демонстрируют «культовый» советский фильм «братьев» Васильевых «Чапаев». Наступает кульминационная сцена – «психическая атака» русских белых офицеров-«ударников» под чёрным знаменем с белым черепом и костями – и вот заполнившие кинозал испанские республиканцы начинают с криками: «Фашисты!» палить в экран изо всех стволов.

Совершенно ясно, что для советского и – шире – большевицкого и вообще «левого» сознания той далёкой эпохи «череп и кости» однозначно символизировали абсолютное зло. Поэтому нет ничего удивительного в том, что советское сознание невольно (или вольно) ассоциировало русских «фашистов»-белогвардейцев с немецкими «фашистами»-эсэсовцами. Общий стиль распознавался сразу, пусть даже на подсознательном уровне. Как сейчас помню эпизод из купленной мне родителями в далеком детстве в Феодосии книжки «Витя Коробков, пионер-партизан» (фамилию автора, к сожалению, память не сохранила), где описывалось, как из немецкой автомашины «выскочил долговязый офицер с черепом на рукаве. «Эсэсовцы!» — пронеслось в мозгу у Вити…» — хотя череп на рукаве носили русские «корниловцы» и прочие «ударники чапаевских времен», эсэсовцы же (кроме чинов частей «Мертвая голова», охранявших концентрационные лагеря) носили череп на головных уборах, а на рукаве – не череп, а орла со свастикой-коловратом в когтях!

Со временем дело зашло так далеко, что в книге очерков по истории России (для иностранцев) «Истоки истории» (Москва, Высшая школа, 1989 г.), вышедшей из-под пера ныне покойного профессора Н.Н. Яковлева (того самого, которому ныне покойный академик А.Д. Сахаров прилюдно влепил пощёчину за нелестные отзывы о своей жене в другой книге того же профессора, «ЦРУ против СССР»), даже тевтонские рыцари (!) в битве на Чудском озере (в 1242 году!) выступают под «чёрным знаменем с белым черепом и костями»! Настолько символ черепа с костями в эпоху «развитого социализма» стал ассоциироваться в советском сознании с чем-то изначально враждебным и чуждым, став своего рода «антисимволом».

Между тем, череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, то есть разложению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, отнюдь не являясь, вопреки широко распространенному заблуждению, символом устрашения, разрушения и смерти.

Этот мрачный смысл вкладывался в него, как мы увидим далее, только анархистами и большевиками в период Октябрьского переворота, последующего периода «красного террора» и гражданской войны 1917-1922 годов в России.

Не случайно большевицкий литератор Артём Весёлый (в период сталинской «Большой Чистки» сам попавший под «Красное колесо», которое так усердно помогал крутить в кровавые годы российской Смуты — «отлились кошке мышкины слёзки»!), живописуя революционный разгул в принесшем ему известность романе-хронике «Россия, кровью умытая», писал: «В станицу отряд входил под черным знаменем, на котором светлыми шелками были вытканы скрещенные кости, череп, восходящее – похожее на петушиный гребешок – солнце и большими глазастыми буквами грозные слова: СПАСЕНЬЯ НЕТ. КАПИТАЛ ДОЛЖЕН ПОГИБНУТЬ».

Символ «череп и кости» пользовался широчайшим распространением как раз в России со времен крещения древней Руси Святым Равноапостольным князем Владимиром, если не раньше. В этом проще простого убедиться, зайдя в любой христианский храм

(причём даже не обязательно в православную церковь — западные летописцы засвидетельствовали существование в 1176 году в Иерусалиме духовно-рыцарского Ордена Благой Смерти, члены которого носили поверх доспехов чёрные плащи с белым черепом и костями на правом плече!; см. фигуру под номером 1 на помещенном нами выше таблоиде с изображением рыцарей средневековых военно-монашеских орденов периода Крестовых походов), где, рассмотрев повнимательнее изображения на Распятии, мы почти всегда увидим в основании Голгофского креста этот самый «зловещий» символ – череп и кости.

Дело в том, что, по христианскому Священному преданию, место для распятия Спасителя было промыслом Божьим выбрано как раз там, где покоились бренные останки, то есть череп и кости, прародителя рода человеческого – Адама. Поэтому Голгофа (в переводе с арамейского языка – «Лысый череп») именуется еще Краниевским (в переводе с греческого буквально «черепным»), или Лобным, местом.

По легенде, кровь и вода, истекшие из ребра распятого Христа – «Нового Адама» – прободённого копьем римского сотника Лонгина, с целью убедиться в смерти осуждённого на крестную муку Евангельского Учителя, пролившись на кости «Ветхого Адама», чудесным образом омыли его от грехов, что явилось символическим прообразом последовавшего вслед за тем в течение трёх дней – с пятницы до воскресенья – сошествия Христа во ад, с целью вывести оттуда в рай ветхозаветных праведников, начиная с Праотца Адама. Поэтому череп и кости, именуемые на Руси издревле «Адамовой головой», вошли в христианскую и, в том числе, Православную религиозную символику как знак жертвенной смерти во имя грядущего спасения через воскресение к вечной жизни. Вот почему «Адамова голова» украшает не только распятия в христианских храмах – своеобразные «модели Голгофы» — но и нательные кресты, и облачения схимников – монахов, принявших сугубый постриг, как бы «заживо легших в гроб», дабы возродиться из него к жизни вечной.

Когда православные дружины Святого Благоверного Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, за свою великую победу в 1380 году прозванного Донским, вышли на бой с Ордой на Куликово поле, начало сражению положил поединок ордынского богатыря Челубея с иноком Свято-Троицкого монастыря Александром (Пересветом), на которого сам Святой Преподобный Сергий Радонежский возложил перед походом схиму… разумеется, украшенную, как и полагалось, образом Голгофского креста с «Адамовой головой» — черепом и костями!

Инок Александр-Пересвет погиб, но поразил и нехристя, упав на него сверху, чем засвидетельствовал свою победу и вселил веру в победу в сердца всех русских ратников. Так всецело оправдался символический смысл эмблемы «черепа и костей», вкладываемый в неё христианами, причем не только русскими: «Смертью смерть поправ!».

На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т.д. В германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика «смерти-бессмертия» стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы. Романтическая мода того времени диктует армии необходимость добавлять к привычной символике и военным атрибутам еще и череп над скрещёнными костями в сочетании с чёрным, красным и белым цветами отделки мундиров.

Тем самым, кстати, была заложена основа позднейших русских и германских «ударных частей» — например, корниловцев (имевших чёрно-красные фуражки с серебряным черепом и костями, чёрные мундиры с белыми кантами, чёрно-красные погоны с серебряной «мёртвой головой» и белыми выпушками, черно-красный «ударный» угол-шеврон на правом рукаве, нашивку с черепом и костями на левом плече, серебряные кольца с черепом (прообраз эсэсовского «тотенкопфринга»!), чёрно-красное знамя с белым черепом и костями – и гитлеровских эсэсовцев, фактически перенявших у корниловских ударников их символику «смерти-бессмертия» и чёрно-бело-красную цветовую гамму.

Первыми подобную «зловещую» (по мнению многих) форму при Фридрихе Великом в середине XVIII века надели прусские «гусары с мертвой головой» (Totеnkopfhusaren), а затем — брауншвейгские «черные гусары».

Хотя на счёт эпитета «зловещий» применительно к чёрной военной форме, как раз нам, русским людям (или, по крайней мере, тем из нас, кто еще не утратил историческую память!), есть что возразить! Чёрный – цвет литургических облачений православных священнослужителей на Пасху Страстей Христовых. В лютую стужу в феврале 1918 года на Дону путь красным бандам под Новочеркасском преградили подростки-кадеты, многие – всего двенадцати лет от роду, ростом ниже своих трехлинейных винтовок, коротко стриженые, в черных мундирчиках – и погибли, но не сдались красному зверю! Интересно, кому из честных русских патриотов покажется зловещим чёрный цвет мундиров этих юных мучеников, отстоявших честь России!?

Что же касается прусских «гусар с мертвой головой», то их форма состояла из чёрных чикчир, доломана и ментика и чёрной же шапки-мирлитона (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировавшими мистическое единство войны и смерти на поле битвы. Чуть позднее в Пруссии же появился 2-й гусарский полк, чины которого носили форму со сходной символикой — полк «гусар смерти» (Todeshusaren), символикой которых стала не просто «мёртвая голова», а «сама Смерть в образе лежащего скелета с песочными часами и косой». Столь изощренная «символика смерти» явилась тогда в европейских армиях впервые.

Примерно в то же время символика «смерти-бессмертия» появилась в британской королевской армии, а именно – в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году. В 1855 году, после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады в Крыму под Балаклавой, истреблённой почти поголовно огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных анналах «атакой в долине Смерти»), эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «OR GLORY» — то есть «(СМЕРТЬ) ИЛИ СЛАВА» (через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости остались). После слияния 17-го полка с 21-м уланским в 1922 году эмблема сохранилась прежней. В 1993 году 17-й/21-й уланский полк был слит с 16-м/5-м Собственным Ее Величества Королевы уланским полком в Королевский Ее Величества Королевы уланский полк. Символика «смерти-бессмертия» сохранилась в полку по сей день (см. фото ниже слева).

В период Сербско-турецкой войны 1876 года русско-черногорский «Легион Смерти» под командованием поручика Кириллова сражался под чёрным знаменем с белым черепом и костями. С тех пор это «Знамя смерти» использовали сербские партизаны-четники, в том числе в годы Второй мировой (Европейской Гражданской) войны и междоусобных войн, бушевавших на территории бывшей СФРЮ в конце 90-х годов ХХ века.

Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы опять-таки «Адамову голову» (от которой и ведёт свое происхождение упоминавшийся выше череп с костями «брауншвейгского типа»). «Мёртвая голова» была эмблемой «гусар смерти» (houssards de la mort) французских эмигрантов-роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах российских войск, что, несомненно, повлияло, например, и на символику русского 5-го гусарского Александрийского полка («чёрных» или «бессмертных» гусар, как их называли).

Впервые же символика «смерти-бессмертия» была засвидетельствована в Русской Императорской армии во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой ополченческой военной части крепился серебряный череп над скрещенными костями. И опять-таки, как следует из самого названия полка, необходимо рассматривать эту символику (во всяком случае, применительно к русским войскам) не столько как символику смерти, сколько как символику бессмертия.

В ходе Освободительных заграничных походов 1813-1814 годов русским воинам приходилось сражаться против войск Наполеона бок о бок с пруссаками. Именно начиная с этого времени и один из регулярных полков русской кавалерии – упоминавшийся выше Александрийский гусарский – начал использовать, хотя поначалу и неофициально, символику «смерти-бессмертия». Известен эпизод, когда прусский фельдмаршал Гебгард-Леберехт фон Блюхер, перепутав в пороховом дыму сражения из-за сходства формы русских «чёрных» гусар-александрийцев с прусскими «чёрными» лейб-гусарами подъехал к «александрийцам» и приветствовал их, как «гусар смерти». На это командир «александрийцев» князь Мадатов ответил фельдмаршалу Блюхеру, что они – не «гусары смерти», а «бессмертные гусары».

С тех пор «черепа и кости» использовались «александрийцами» везде, где только было возможно – вплоть до посуды в Офицерском собрании и фонарей в виде черепов на нем же. Впрочем, официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Государем Императором Николаем II лишь в начале ХХ века. С тех пор череп и кости украшали меховые шапки и нагрудные полковые знаки «александрийцев» на «законных» основаниях. 1-й эскадрон Ея Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон – значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой». «Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и черный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Характерно, что на этом вышитом руками православных монахинь «знамени генерала Бакланова», героя покорения Кавказа, череп и кости были обрамлены девизом, представляющим собой не что иное, как заключительные слова христианского Символа Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Именно такой смысл вкладывало в эмблему «мёртвой головы» Православное Христолюбивое Российское Воинство, так что правомерность использования «черепа и костей» в русской военной символике никого из тогдашних ревнителей Православия не смущало – в отличие от иных нынешних (в огромном большинстве своем при богоборческой советской власти в Бов церковь Божию не ходивших, лба не крестивших, а, возможно — к ужасу профессора Воланда! -, и в Бога-то не веривших!), всюду склонных усматривать происки вездесущих «детей вдовы», а, попросту говоря — масонов («вольных каменщиков»), якобы всегда и везде только и думавших, как бы навредить России. Несомненно, «мёртвая голова» встречается (как, впрочем, все мыслимые и немыслимые символы самых разных традиций, культов и религий) и в масонской символике тоже.

В период разразившейся 1 августа 1914 года Второй Отечественной войны особой популярностью эмблема «Адамовой головы» пользовалась в молодой, но уже прославившей себя многочисленными подвигами русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для авиаторов, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными костями отмечать число уничтоженных самолетов: золотыми черепами – десятки, серебряными черепами – единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер боевого самолета.

После Февральского переворота 1917 года бездарная политика Временного правительства (отмена смертной казни за воинские преступления, отдания чести, чинопочитания, назначение на фронт комиссаров и прочие благоглупости) привела к тому, что русская армия, дотоле спаянная железной дисциплиной и верностью Государю Императору, стала «расползаться по всем швам, как гнилая ткань».

В безуспешных попытках избежать военной катастрофы Временным правительством начали создаваться «ударные части», «части смерти», «революционные батальоны» и даже «отряды добровольцев из увечных воинов» (для награждения которых летом 1917 года был даже учрежден особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте!), призванные своим примером воодушевить остальные, менее стойкие войска, усердно разлагавшиеся (на немецкие денежки) красными агитаторами, и тем самым удержать фронт от распада.

Наибольшей известности среди них достигли, пожалуй, «Корниловский ударный отряд» (в ходе Гражданской войны выросший до размеров дивизии и послуживший костяком белой Добровольческой Армии – позднее «Вооруженных Сил Юга России») и «Женская боевая команда (позднее – Женский Батальон) Смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года.

Но было сформировано и немало других аналогичных частей, не менее самоотверженно дравшихся за честь и славу исторической России на полях гражданской войны. В их символике – на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках корниловцев, анненковцев, дроздовцев, бойцов Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отрядов атамана Булак-Балаховича и сформированных впоследствии из их кадров дружин Братства Зеленого Дуба, донских казаков-гундоровцев, Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударников генерала Гайды, Сибирской штурмовой бригады им. полковника Пепеляева и многих других непременно присутствовала «мёртвая голова» — как символ смерти и воскресения, причем та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей.

Как бы подчёркивая этот свой «крестоносно-монашеский» характер, русские белые воины нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лестовки – нисколько не опасаясь соседства Христианской символики с «черепом и костями»). И православные иереи служили молебны и благословляли их на правый бой, совершенно не смущаясь присутствием «зловещего символа».

А вот советские большевики в период Гражданской войны 1917-1922 годов в России вкладывали в символ «черепа и костей» действительно убийственно-зловещий смысл.

Любопытно, что боснийский гимназист-масон Гаврила (Габриэль) Принцип, чей провокационный выстрел в наследника австро-венгерского эрцгерцога Франца-Фердинанда фон Габсбурга д’Эсте 28 июня 1914 года в столице Боснии Сараево вызвал четырёхлетнюю мировую кровавую бойню и привел к крушению четырёх крупнейших империй – и, прежде всего – Российской – состоял в террористической организации «Чёрная рука», эмблемой которой также служили череп и кости (см. иллюстрацию выше слева).

По данным современного русского историка Николая Козлова (А.И. Щедрина), приведенным в его книге «Царская жертва» (с. 263), на одной из фотографий периода так называемой «первой русской революции», когда большевицкий лидер Я.М. Свердлов руководил на Урале формированиями красных боевиков, «на пряжке его ремня отчетливо виден знак черепа с двумя перекрещивающимися костями. Такие же знаки видны на снимках и у некоторых других боевиков, об одном из которых, будущем участнике цареубийства Ермакове, известно, что он убил полицейского и отрезал у него голову»…

После выстрелов в В.И. Ульянова-Ленина осенью 1918 года (до сих пор неизвестно кем произведенных) большевицкая ЧК развязала невиданный по жестокости «красный террор» против всех патриотов России и просто честных русских людей…под знаком черепа с костями (сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и ее прихвостням, да здравствует красный террор!»).

Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский подчеркивал: «…У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это – знак чрезвычайки».

Пьяная матросня, по выражению большевицкого барда Владимира Маяковского, «прикладами гнавшая седых адмиралов» в море «с моста в Гельсингфорсе», творила свои злодеяния под стягом с черепом и костями со сходной надписью «Смерть буржуям».

На знамени «анархо-коммунистов» большевицкого союзника «батьки» Махно, подлым ударом в спину сорвавшего освободительный деникинский «Поход на Москву», красовались также «мёртвая голова» и надпись: «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».

Характерно, что белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть, если надо, самим ради спасения родины (на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского Батальона Смерти» так и было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины»), а нередко – и с ликом Христа Спасителя (как на знамени «Женского Батальона Смерти» Марии Бочкаревой).

В то же время на большевицких знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании отнюдь не с заявлением о готовности красных УМЕРЕТЬ САМИМ (ну, если не за Родину, то хотя бы за пресловутую «мировую революцию»), а с непременными призывами УБИТЬ КОГО-ТО ДРУГОГО («мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима», «реакционное черносотенное духовенство» неважно кого – лишь бы кого-то убить…).

Самолеты белых были украшены православными крестами, державными двуглавыми орлами (хотя и без корон!), изображениями русских богатырей и бело-сине-красными национальными цветами Великой России. А на советских самолетах той поры зловеще скалившиеся черепа и кости прекрасно сочетались с кровавыми и чёрными пентаграммами, вампирами, ведьмами, красными дьяволятами (в буквальном смысле слова!), бутылками водки, чертями-куроцапами и прочей бесовщиной. Впрочем, сатанинские корни большевицкой символики являются предметом отдельного исследования, выходящего за рамки нашей темы.

Всего через несколько месяцев, вскоре после окончания Великой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблему «мёртвой головы» переняли бойцы белых добровольческих корпусов («фрейкоров»), мобилизованных новым республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-«спартаковцами» (немало ветеранов штурмовых и ударных отрядов времен Великой войны вступило в эти добровольческие корпуса, привив им свой ударный дух и свою ударную тактику).

Об этом повествуется, в частности, в книге немецкого консервативного революционера Эрнста Юнгера – «Борьба за Державу» («Der Kampf um das Reich»), в которой он дал всеобъемлющую панораму Ноябрьской революции, или, говоря точнее – гражданской войны в Германии 1918-1923 годов, выигранной белыми добровольческими корпусами, а фактически – вчерашними бойцами штурмовых и ударных отрядов Великой войны в не менее ожесточенных и кровопролитных схватках с внутренними и внешними врагами Германии.

Поэтому не удивительно, что многие принявшие участие в борьбе с германскими большевиками и остановившие иноземное вторжение на внешних рубежах Германской державы (в Прибалтике, Силезии и других приграничных областях) белые добровольческие отряды, в память о яростных штурмовых атаках только что отгремевшей Великой войны, именовались штурмовыми (например, Добровольческий штурмовой учебный полк, Добровольческий штурмовой отряд «Шлихтингсгейм», Добровольческий штурмовой отряд Курбьера, Штурмовой отряд Россбаха, Штурмовой батальон Шмидта, Штурмовой отряд Гейнца, Баденский штурмовой батальон, Тирольский штурмовой взвод в составе добровольческого корпуса «Оберланд» и др.), или ударными (Ударный отряд Балтийского ландесвера, Ударный отряд «Эльберсфельд», Железнодорожный ударный отряд «Рур» и т.п.). К моменту завершения этой борьбы многие бывшие «ударники» и «штурмовики» Первой мировой уже служили в рядах СС – под тем же знаком черепа с костями. Но это уже другая история…

Здесь конец и Господу Богу нашему слава!

Тату череп значение

Любая татуировка является не просто украшением, а несёт определённый смысл. Татуировка череп означает:

  • смерть, переход души после смерти в иное состояние, иной мир;
  • перерождение, начало чего-то нового, неизведанного.

Наносятся такие тату в основном молодыми людьми, рисковыми, бесшабашными, раскрепощёнными и азартными. Существует несколько вариантов татуировок с изображением черепа:

  • череп с крыльями. Данный рисунок символизирует свободу, беззаботность, освобождение от мирской рутины и проблем;
  • череп со змеёй, которая выползает из глазницы или обвивает, олицетворяет мудрость. Изображение вещает, что его обладатель после своей смерти оставит потомкам свои знания и опыт, полученные при жизни земной;
  • череп, и корона на нём надетая, являются олицетворением власти и могущества;
  • ворон, сидящий на черепе – разрушение;
  • череп с розой между зубов. О владельце такой наколки можно сказать, что он беззаботен, живёт только сегодняшним днём, его не трогает то, что произойдёт с ним в будущем, и никакая смерть ему не страшна. Также изображение может символизировать любовь и смерть или бессмертие истинных чувств;
  • изображение черепа козла или другого животного с рогами олицетворяет изобилие и жизненную энергию.

Другие значения тату череп:

  • тату череп повсеместно встречается на телах людей, связанных с уголовным миром. Её наносят воры. Если помимо черепа на изображении присутствует кинжал, это означает, что человек оказал сопротивление правоохранительным органам при задержании;
  • байкеры украшают черепами и себя, и свои наряды. Считается, что такие изображения берегут их от смерти;
  • часто тату череп означает освобождение от чего-то, обретение свободы;
  • в Мексике данную татуировку принято наносить на удачу, о привлечении которой просят никого иного, а саму смерть;
  • люди, жизнь которых связана с азартом, постоянным риском, а также те, кто проводит жизнь в азартных играх, часто рисуют на себе изображение черепа и костей. Этим они показывают, что жизнь их ничего не стоит и может оборваться в любой момент;
  • в некоторых случаях череп символизирует горькую правду и прощение.

Символ череп приятен далеко не всем. Многие люди реагируют на него со страхом, а есть и такие, которые специально украшают себя подобными изображениями, чтобы показать своё бесстрашие к самому неизведанному, что имеется в нашей жизни – смерти, которая в то же время является и неотъемлемой её частью, апогеем, переходом на иную ступень эволюции, началом чего-то нового и лучшего.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]