Герб византийской империи: описание символов и фото

Изучая историю государств, можно узнать много интересного и невероятного. Большинство людей в 21 веке даже не задаются элементарными вопросами о символике стран и континентов. И если приглядеться и капнуть глубже в историю, то окажется, что несвязанные сейчас государства, ранее имели сильные связи. Одной из таких стран является Византия.

Так мог выглядеть последний флаг Византийской империи:


Флаг Византия

Византийская геральдика

Существовали ли флаг и герб Византийской империи? В первую очередь отметим, что история византийской геральдики охватывает сравнительно небольшой период существования этого могущественного государства. Связано с тем, что геральдика появилась только в XII в.

На официальных государственных мероприятиях нередко использовали некоторые эмблемы и символы. Также их изображали на знаменах и щитах. Самыми распространенными такими символами были лабарум (государственное знамя великого императорского Рима) и крест.

Историкам также известно, что некоторые символы отображались и на печатях. Чаще всего это крест, изображение Богородицы и Иисуса Христа, различных святых. Однако по большей части это была более личная, нежели фамильная символика.

Одноглавый орел

Обратимся к истории герба Византийской империи. Как преемница Римской империи, она продолжала использовать своим символом одноглавого орла, но достаточно редко.

Существовала даже такая должность, как «орлоносцы». Эти воины исполняли ту же миссию, что и римские аквилиферы. Это знаменоносцы, которые несли в своих руках легионных орлов. В частности, «орлоносцы» упоминаются в военном трактате «Стратегикон Маврикия». Но неизвестно, насколько их штандарты походили на римские аквилы.

На монетах герб Византийской империи, одноглавый орел, стали изображать с VII века. Иногда его можно было встретить на рельефах и печатях. Известно, что в последние века существования империи такой герб вышивали и на дворцовых тканях. Так, в иллюминированных рукописях можно увидеть изображения расшитых императорских подушек именно с одноглавыми орлами.

Церемониальный знак

Церемониальный миниатюрный лабарум
, который носил торжествующий император в 10 веке
Гюнтертух.
С VI века до конца империи византийцы также использовали ряд других знаков различия. В основном они записываются в церемониальных процессиях, особенно в Де Церемониис

10-го века , но, возможно, они также были перенесены в битву. Когда они не использовались, они хранились в различных церквях Константинополя . Среди них были имперские
фламулы
из золота и расшитого золотом шелка, а также знаки отличия, известные под общим названием «скипетры» ( σκῆπτρα ,
skēptra
), которые обычно представляли собой символические предметы на посохе. Некоторые из них, так называемые «римские скипетры» ( ῥωμαϊκὰ σκῆπτρα ,
rhōmaïka skēptra
), напоминали старую
вексиллу
с развешанной тканью ( βῆλον ,
vēlon
, от латинского
velum
). Другие знаки этого типа включали
эвтихию
или
птихию
( εὐτυχία или πτυχία ), которые, вероятно, имели какое-то изображение Победы .

Еще одна группа, известная под общим

названием «
скеуэ»
(σκεύη), упоминается в
De Ceremoniis
, в основном старых военных стандартах, передаваемых веками. Они были
laboura
(λάβουρα), вероятно, формой
labarum
; в
kampēdiktouria
(καμπηδικτούρια), потомки дубинки позднеримских бурильных мастеров или
campiductores
;
Signa
(σίγνα, «знак»);
drakontia
(δρακόντια) и
Banda
. В
drakontia
явно потомки старой римской
Draco
, а термин
Драконарий
для знаменосца выжил в 10 — м веке. Однако неизвестно, как выглядели более поздние стандарты. Согласно описанию Никиту Хониат , они по- прежнему включали Windsock , который был
Драко
‘s отличительной чертой, но это может быть преднамеренным archaicism. Во всяком случае, использование дракона в качестве изображения хорошо засвидетельствовано еще в 14 веке.

Псевдо-Кодинос также перечисляет различные знамена и знаки отличия, используемые в имперских процессиях: один назван архистратигос

( ἀρχιστράτηγος , «главный генерал»); другой с изображениями известных прелатов и восьми стримеров, известных как
октаподионы
( ὀκταπόδιον , «осьминог»); другой в виде креста с изображениями св. Димитрия , св. Прокопия , св. Феодора Тиро и св. Феодора Стратилата ; другой изображает Святого Георгия верхом на лошади; другой в форме дракона (δρακόνειον,
драконейон
); и еще один с императором на коне. Пара каждого существовала, и их несли процессиями, а во время кампании брали одну или две копии, в зависимости от размера императорского эскорта. Им всегда предшествовали
скутерионы
с
дибеллионом
(διβέλλιον), личным знаменем императора, вместе с имперским щитом (
скутерион
), а за ними следовали знамена деспотов и других командиров со знаменами
демархов
(головы кварталов Константинополя), идя в тыл. В
dibellion
‘ сек природа была обсуждена, но его название — скорее всего , смешанный греко-латинская соединение означает „двойной
парус
“ — по- видимому , описывает раздвоенный вымпел , по- видимому , западноевропейского происхождения.

Появление двуглавого орла

Гербом Византийской империи считается и двуглавый орел. Он здесь более распространенный символ. Но это геральдическое изображение не было создано византийцами. Оно было заимствовано у народов с более древней культурой.

Сегодня историкам известно, что мотив геральдического двуглавого орла принадлежал еще анатолийской традиции и своими истоками восходил к хеттской культуре. Византийцы же стали использовать его в качестве герба Византийской империи в последние годы существования государства.

Некоторые историки датируют появление таковой эмблемы в Византии серединой XI века. Объясняется, что именно тогда Комнины (императорская византийская династия) могли перенять этот символ с рисунков на камнях хеттских времен в своей родной местности Пафлагонии.

Но такая точка зрения все же в широких кругах считается ошибочной. Да, в декоративном искусстве Византии первые изображения двуглавого орла действительно начали появляться только в XI веке. Императорским символом, гербом Византийской империи он стал только при Палеологах (последняя и самая долговечная императорская династия в Византии), уже в XIII веке.

Также известно, что в XII веке этот символ использовала не только Византия. Как элемент дворцового декора, как собственную эмблему двуглавого орла перенял и ряд азиатских правителей. Например, султаны Кей-Кубад, Салах-ад-Дин, династии Зангидов и Артукидов.

Византия никогда не была отсталой страной

Наоборот, долгое время именно Восточная Римская империя считалась самой культурной и развитой страной христианского мира. В то время как на Западе последние остатки науки и литературы пыталась сохранить церковь, на Востоке вовсю процветали философские, богословские, литературные школы. В сферах точных и естественных наук работало множество учёных. Даже первый европейский университет появился именно в Византии.

Обычно считается, что первым стал Болонский, основанный в 1088 году. Но в Константинополе ещё при императоре Феодосии II в V веке возникла придворная школа. Уже тогда там изучался классический для средневековых университетов набор дисциплин: теология, право, риторика и медицина. В 855 году школа стараниями выдающегося учёного Льва Философа была преобразована в университет и получила в своё распоряжение Магнаврский императорский дворец на Августеоне — главной площади столицы, где также находился Софийский собор.

Лев Философ стал первым ректором первого в мире университета и фактическим создателем современной системы высшего образования, на которую ориентировались европейские просветители. Магнаврская высшая школа просуществовала до 1453 года, а её последние профессора бежали от османского завоевания в Западную Европу.

Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам

Империя империи рознь, конечно, и тот же Четвёртый крестовый поход сильно её подломил.

Описание

Представим описание герба Византийской империи. Это гербовая фигура в виде мифического орла, имеющего две головы. Одна из них строго смотрит вправо, другая — влево. Встречались и такие вариации: в гербе было два орла, расположенные друг за другом. От того, что изображен на заднем плане, видна была только голова.

Две головы тут изображены не случайно. Они не просто смотрят строго вправо и влево. Она из них будто обращена на запад империи, а другая — на восток.

Символ, таким образом, олицетворяет собой единство Азии и Европы, Запада и Востока. Двуглавый византийский орел — символ величия власти и ее божественности.

В Византии сохранялась культурная преемственность с Античностью

В то время как во многих регионах Западной Европы после падения Рима наступила эпоха упадка и многое из культурного и научного наследия прошлого оказалось забыто, в Восточной Римской империи такого цивилизационного перелома не было вовсе. Ромеи вплоть до конца своего государства ощущали себя наследниками культуры античной Греции и Рима, хорошо знали античную литературу и изучали её. Библиотеки Константинополя и других городов империи служили предметом зависти для любого европейского учёного, вплоть до завоевания страны турками-османами, когда немалая часть книжных сокровищ была уничтожена мусульманскими фанатиками.

На ту же тему

Иконоборчество: первая попытка реформации церкви

«Если в книгах этих написано то же, что в Коране, то они лишние. Если же иное, то они лгут», — сказал халиф Умар, приказав сжечь Александрийскую библиотеку, после того как арабы изгнали византийцев из Египта.

Множество античных источников, сохранившихся до наших времён, остались целы именно благодаря тому, что их сберегли ромеи. Когда после падения Константинополя на Запад хлынула толпа греческих учёных и античных книг, европейские гуманисты были поражены тому, какие сокровища мысли скрывались на Востоке.

Символ Палеологов

Фото герба Византийской империи вы можете рассмотреть в статье. Но это лишь символичное название двуглавого орла. Большинство историков считают его эмблемой последней византийской династии — Палеологов. Это был символ именно старших членов семьи. Известно, что его изображали на регалиях, вышивали на императорских одеждах. В частности, изображение мифической птицы можно было увидеть на сапогах последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Единожды орла можно было увидеть и на корабельном флаге — судна, на котором Иоанн VII Палеолог плыл к Ферраро-Флорентийскому собору. Свидетельство тому есть у Сфрандзи. Этот корабль изображен также на дверях Филарете, что в соборе Святого Петра.

Процветший крест

Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей

Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.

Другие заимствования

История герба Византийской империи показывает, что Палеологи позаимствовали его у более древних народов и культур. Но череда заимствований не остановилась на Византии.

Этот герб также считался и эмблемой правителей на землях, подчиненных Византии. Например, на Лесбосе, в Морейском деспотате. Его изображали не только на императорских одеждах, но и на флагах Трапезундской империи.

Если обратиться к западноевропейским портуланам (морским картам) XIV-XV вв., мы увидим, что золотого или серебряного двуглавого орла чаще понимали, отмечали, как символ Трапезунда, а не Византийской империи.

Если рассмотреть уже историю герба, падения Византийской империи, то можно узнать, что одновременно с двуглавым орлом в те времена использовалось изображение и одноглавого. Притом как в символике Византии, так и в символике Трапезунда. Его также чеканили на монетах, изображали на флагах.

После падения великой империи византийский символ переняли другие государства — Болгария, Сербия, Албания. Также с 1472 года он стал гербом и Российского государства. Известно, что наряду с одноглавым орлом, двуглавого стала использовать и Священная Римская империя времен Фридриха Второго.

Российские гербы

Подробнее рассмотрим, как преемницей византийского герба стала Россия. До этого на Руси в XII–XIV вв. уже имелись городские, великокняжеские геральдические символы. Так, было известно, что древним московским гербом был всадник, копьем поражающий дракона.

Но со временем основную роль все же стал играть заимствованный византийский символ. Но как же он появился в России? На этот счет существует немало историй, легенд и мифов. Случилось это порядка 500 лет назад. Представим наиболее доказанную версию.

«Константинополь» был далеко не единственным названием столицы

Столица империи, величайший город Средневековья, стоявший на берегах Босфора, с момента основания назывался Новый Рим.

Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам

У этого города в исторических документах есть целый набор названий: «Царский город», «Вечный город», и даже «Византий».

Константинополь (город Константина) — название не просто неофициальное, а скорее поэтическое, встречающееся в литературе. Как в России Санкт-Петербург порой зовут градом Петра. Константин — основатель Нового Рима; этот факт знал любой гражданин империи, но ни в одном официальном документе мы не найдём названия Константинополь. Хотя сейчас это имя широко используется в научных трудах и художественной литературе и стало привычным для всех.

Появление двуглавого орла в России

Заимствование нашим государством византийского герба датируют 1472 г. Именно тогда состоялся брак Великого Московского князя Ивана Третьего и византийской царевны Софьи из рода Палеологов. При этом правителе окончательно завершилось объединение русских земель. Были и другие значительные положительные изменения: полностью сошла на нет зависимость от Золотой Орды, стали налаживаться торговые связи с Западной Европой. Был принят Судебник — единый свод законов всего Московского государства.

Что подвигло Великого князя принять новый герб для государства? Прежде всего, желание выступать на международной арене наравне с западноевропейскими правителями. Кроме того, в гербе он хотел запечатлеть и образовавшуюся родственную связь с императорской династией. Породниться с византийским царственным родом тогда считалось великой честью для правителей даже самых могущественных государств.

Кроме того, такой герб подчеркивал важную для тех времен отечественной истории идею: «Москва — третий Рим, а четвертому — не бывать!»

Российские видоизменения

Став символом уже Московского государства (а затем Российской империи, Российской Федерации), двуглавый орел претерпел некоторые изменения:

  • Иван Третий совместил это изображение с московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим копьем змия.
  • В XVII веке в лапах у гербовой птицы стали изображать державу и скипетр. Это были традиционные регалии монархических государств.
  • Федором Иоанновичем между головами орла, увенчанного коронами, размещен православный крест. Это неслучайно — в 1589-м было учреждено патриаршество, что означало церковную независимость России.
  • При Михаиле Романове на грудь орла вновь добавили изображение святого Георгия Победоносца.
  • Павел Первый добавил на российский герб мальтийскую символику — корону и крест. При Александре Первом она была убрана.
  • После Отечественной войны орла стали изображать с расправленными опущенными крыльями. В лапах он стал держать венок, факел и молнии вместо державы и скипетра.
  • При Александре Втором геральдического символа коснулись самые серьезные изменения. Правитель для этого создал специальное Гербовое отделение. Изменили изображение как орла, так и Георгия Победоносца. Новый герб был утвержден в 1857 году. В таком виде он просуществовал вплоть до падения Российской империи в 1917-м.

Ее преемник, СССР, отменил царский геральдический знак. Вместо него стал использоваться совершенно иной герб — серп и молот.

Источники

  • Андроудис, Паскаль (2017). «Présence de l’aigle bicéphale en Trebizonde et dans la Principauté grecque de Théodoro en Crimée (XIVe-XVe siècles)» (PDF) . Византиака
    (на французском).
    34
    : 179–218. ISSN 1012-0513 . CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Бабуин, А. (2001). «Штандарты и знаки различия Византии». Byzantion: Revue internationale des études byzantines
    .
    71
    (1): 5–59. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Пчелы, Никос А. (1912). «Zum Thema der Darstellung des zweiköpfigen Adlers bei den Byzantinern» . Repertorium für Kunstwissenschaft
    (на немецком языке).
    XXXV
    : 321–330. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Черноводяну, Дэн (1982). «Вклады в л’Этюд де л’еральдика византийского и поствизантийского». Jahrbuch der Österreichischen Byzantinik
    .
    32/2
    : 409–422. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Деннис, Джордж Т. (1981). «Византийские боевые флаги». Byzantinische Forschungen
    .
    8
    : 51–60. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Фурлас, А. (1980). «Adler und Doppeladler. Materialien zum» Adler in Byzanz «. Mit einem bibliographischen Anhang zur Adlerforschung». Филоксения: проф. Д-р Бернхард Кёттинг gewidmet von seinen griechischen Schülern
    (на немецком языке). Мюнстер: Ашендорф. С. 97–120. ISBN 9783402036518 . CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Герола, Г. (1934). «L’aquila bizantina e l’aquila imperiale a due teste». Феликс Равенна
    (на итальянском).
    43
    : 7–36. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Грирсон, Филип (1999). Каталог византийских монет в собрании Думбартон-Окс и в собрании Уиттемора, том 5, часть 1: от Михаила VIII до Константина XI, 1258–1453. Введение, приложения и библиография
    . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Окс. ISBN 978-0-88402-261-9 . CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Гроссе, Роберт (1924). «Die Fahnen in der römisch-byzantinischen Armee des 4.-10. Jahrhunderts». Byzantinische Zeitschrift
    (на немецком языке).
    24
    (2): 359–372. DOI : 10.1515 / byzs.1924.24.2.359 . CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Хенди, Майкл Ф. (1992). Византийские монеты в коллекции Думбартон-Оукс и в коллекции Уиттемора, том 4, части 1-2
    . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Окс. ISBN 978-0-88402-233-6 . CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Халдон, Джон (1990). Константин Порфирогенит. Три трактата об имперских военных экспедициях
    . Вена: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии
    . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
  • фон Кене, Бернхард (1871–1873). «Фом Доппеладлер» . Berliner Blätter für Münz-, Siegel- und Wappenkunde
    (на немецком языке).
    6
    : 1–26. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Macrides, Ruth J .; Munitiz, Joseph A .; Ангелов, Димитер (2013). Псевдокодинос и Константинопольский двор: офисы и церемонии
    . Ashgate. ISBN 978-0-7546-6752-0 . CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Попович, Боян (2009). «Императорское использование зооморфных мотивов на тканях: двуглавый орел и лев в кругах и между крестами в поздневизантийский период». Икон
    .
    2
    : 127–136. DOI : 10.1484 / J.IKON.3.36 . ISSN 1846-8551 . CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Соловьев, А.В. (1935). «Иеральдические эмблемы Визанса и рабов». Семинарий Кондаковианум
    (на французском языке).
    7
    : 119–164. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Типалдос, Г.Е. (1926). «Εἶχον οἱ Βυζαντινοί οἰκόσημα;». Ἐπετηρίς Ἐταιρείας Βυζαντινῶν Σπουδῶν
    (по-гречески).
    III
    : 206–222. ЛВП : 11615/16885 . CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Цамакда, Василики (2002). Иллюстрированная хроника Иоанна Скилица в Мадриде
    . Лейден: Александрос. ISBN 978-9-0806-4762-6 .
  • ван Миллинген, Александр (1899). Византийский Константинополь: стены города и прилегающие исторические места
    . Лондон: Джон Мюррей Эд. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Верпо, Жан, изд. (1966). Псевдо-кодино, Traité des Offices
    (на французском). Национальный центр научных исследований. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )

Современное использование

Что касается современных государств, многие из них являются преемниками византийского символа:

  • РФ. Символом государства с 1993-го является двуглавый золотой орел со скипетром, державой и распростертыми крыльями. Он увенчан тремя коронами.
  • Албания. Символ представлен на флаге, гербе, леке.
  • Армения. Орел изображен в правом верхнем углу щита на гербе.
  • Сербия. Изображается не только на флаге, гербе, но и на почтовых марках и прочей государственной документации.
  • Черногория. Изображение используется на гербе и флаге.

Также двуглавого орла изобразили на флаге и и иных символах непризнанного государства Донецкая Народная Республика.

Византийским гербом считался как одноглавый, так и двуглавый орел. Однако история этого символа уходит вглубь веков — к хеттским временам. Орел был заимствован у Византии и иными государствами, в числе которых и Россия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]