Внешнее и внутреннее устройство православного храма: описание, фото, схема


Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.


Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.


Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

  • четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
  • шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
  • восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».

Куда пропал Иисус?

Путь домой легче, чем в столицу: не нужно уже нести клетки с голубями, вести телят, волов, овец и коз. Жертвы принесены, мужчины помолились в Иерусалимском храме, умилостивили Бога, сняли с себя грехи.

И сын этой красивой женщины тоже молился наравне со взрослыми. Мария улыбнулась: как летит время! Вот Он уже и взрослый! Когда был маленьким, Она тоже брала Его с собой в Иерусалим на праздник, чтобы не оставлять малыша одного на столько дней. Но Ему уже исполнилось двенадцать! Теперь сын, как все мужчины в Израиле, должен исполнять строгие правила жизни евреев, обязан сам являться в Иерусалим три раза в год, чтобы поклониться Богу. В эту Пасху сына Марии впервые пустили во внутренний двор храма, где молятся только взрослые мужчины — даже Ей, матери, туда вход запрещён!

Пожалуй, надо бы расспросить Его, как там всё прошло, а то весь день в пути мальчика не видела. Должно быть, шел где-то рядом, вместе со взрослыми мужчинами. Толпа большая, не уследишь… А вот теперь пора бы уже сыну и появиться. Где же Он?.. Мать растерянно оглядывалась.

— Иосиф, ты не видел Иисуса? — спросила она своего супруга.

— Нет. Я думал, Он идёт с тобой…

— А я думала — с вами, с мужчинами… Может быть, у соседей спросить?.. Вы не видели нашего Иисуса?

— Нет, не встречали. Но… столько людей, такая толпа! Легко потеряться. Не волнуйтесь, найдётся! Спросите дальше…

— Вы не видели нашего сына?.. Иисус! Сынок, где ты?…

— Что случилось?

— У плотника Иосифа и его жены Марии пропал сын. Потерялся!

— Ох, беда!.. Погодите, Иисус? Это такой… смышленый работящий юноша? Да, помним Его, видели в Назарете. А сегодня по пути не встречали…

Всю ночь несчастные родители не сомкнули глаз. Они ходили от костра к костру, от семьи к семье, но никто не мог им помочь. Мальчик пропал. Может быть, Он обогнал родителей и заночевал где-то впереди?.. Но Иисус ещё не настолько взрос­лый… А вдруг с Ним что-то случилось? Напали разбойники!.. или дикие звери!..

Мария плакала, Иосиф её утешал: «Ничего, должно быть, Он потерялся в городе. Вернёмся, отыщем…» Когда рассвело, Иосиф и Мария вновь вышли на дорогу и двинулись навстречу огромному потоку людей, повозок, верблюдов и лошадей назад, к высоким стенам Иерусалима.

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.


Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

История

Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.

Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.

Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.

Необычный храм

Оставим пока Марию и Иосифа искать сына и зададим простой, кажется, вопрос. А зачем они и другие жители Назарета ходили в Иерусалим? — Так как же! Сказано было: на Пасху, на праздник, в Иерусалимский храм! — Правильно, но для чего так далеко ходить? Неужели в Назарете не было своего храма?

Ну вообще-то храмов в те времена, когда Иудея находилась под властью Римской империи, было много. Правда, это были храмы разных богов. У римлян и греков богов насчитывалось даже не десятки, а сотни. Были бог торговли, бог молнии, богиня охоты, богиня мудрости, бог и богиня красоты, были даже бог виноделия и богиня облаков! Эти боги жили шумно, между собой ссорились и мирились, переманивали друг у друга поклонников, мстили друг другу, привлекая на помощь людей, а потом этих же людей предавали, пировали и воевали… В общем, вели себя как обычные люди. И храмы им строили почти как обычным людям: нравится бог — построю ему храм, разонравился — сломаю, построю другому. И отношения с богами у людей были как на базаре: я тебе — жертву, ты мне — исполнение желания. И попробуй только не исполни: я другим богам пожалуюсь, они тебе покажут!..

Единственным народом на земле, который во времена Иисуса поклонялся Единому Богу, Богу Творцу всего сущего, всего мира — видимого и невидимого, был еврейский народ. И только у евреев был храм, посвященный этому Богу. Единственный храм, который выглядел совсем не так, как привычные нам православные церкви. Мало того, он выглядел совсем не так, как изображали его на иконах христианские иконописцы.

История Иерусалимского храма была удивительна!

Очень-очень давно, почти три с половиной тысячи лет назад, еврейский народ томился в плену у египетского фараона. Но пророк Моисей смог вывести евреев из египетского плена, спасти от рабства и укрыть в пустыне.

Тысячи людей остановились лагерем у горы Синай. Моисей поднялся на Синай, там ему открылся Господь и дал десять заповедей — Завет. Моисей начертал заповеди на каменных таблицах. Эти таблицы евреи сложили в специальный ящик, ковчег, который сделали так, как им указал Бог. Ещё Бог повелел устроить священную скинию — палатку, в которой будет храниться ковчег Завета. Скинию оградили забором, и этот временный храм стал местом богослужения древних иудеев. Кроме ковчега Завета в скинии хранились и другие священные для иудеев предметы: сосуд с манной небесной — чудесной едой, хлебом, который падал с неба, не давая евреем умереть от голода в пустыне. И ещё там хранился жезл Аарона, брата Моисея, — первого священника иудеев.

Скиния Моисея Самый первый переносной храм Израиля. Здесь в Ковчеге Завета (1) хранились каменные таблицы с десятью заповедями, которые Бог дал Моисею, — Скрижали Завета (2). А еще здесь был расцветший жезл первого священника Аарона (3) и манна (4) — чудесная еда, которую Бог посылал евреям в пустыне.
Когда евреи молились в скинии и приносили Богу жертвы, на скинию сходил огненный столп, такой же, какой двигался перед еврейским народом, указывая путь из Египта. Так Бог показывал, что Он рядом.

Зачем евреям нужно было приносить в жертву животных? Считалось, что загладить любой грех, получить у Бога прощение можно, только принеся жертву. Хотя древние пророки и праведники уже в стародавние времена говорили, что настоящая жертва Богу — это совсем не телята, ягнята, козлята и голуби, туши которых сжигали на жертвенниках, а переустройство собственной жизни. Бог хочет, чтобы ты жил в соответствии с Его Божественным о тебе замыслом — вот тогда ты Ему угодишь! Но в древности люди еще не доросли до такого высокого понимания отношений с Богом, поэтому по их немощи Бог разрешил им приносить в жертву животных, хотя Ему это было совсем не нужно.

Много лет провели евреи в пустыне в скитаниях и лишениях и, наконец, пришли на Святую землю, землю обетованную, землю Израиля. Здесь тогда жили язычес­кие племена. Иудеи начали осваивать эти края. В первой своей столице поставили новую скинию для ковчега Завета, возвели вокруг неё каменные стены. Она служила иудеям храмом целых триста лет, до появления великого израильского царя Давида.

Давид начал строить город Иерусалим. И задумался о возведении первого храма. Зачем? Наверное, Давид рассуждал так: «Когда у моих людей были шатры и палатки — у Бога тоже была временная палатка. Теперь мои люди построили себе крепкие дома. Почему же Бог должен обитать в шатре? Нужно возвести Ему достойное место, где бы Бог мог пребывать, а люди — славить Его!»

Давид приступил к расчистке площадки на горе. Он уже составил план строительства, но сам возвести храм не успел — передал дела своему сыну, другому великому и мудрому израильскому царю, Соломону. Царь Соломон и построил первый Иерусалимский храм!

Где же нашёлся Иисус?

…Путники Мария и Иосиф приближались к городу, и солнечные лучи, отражаясь от стен Иерусалимского храма, слепили им глаза.

Где же Иисус? Целый день родители бродили по городу. Они обошли все базары, все площади, заглянули ко всем родственникам и знакомым в Иерусалиме — сына нигде не было. Усталые, пришли они к храму. Поднялись по высоким ступеням, зашли на «женский двор», куда разрешалось приходить всем иудеям — и мужчинам, и женщинам, и даже детям.

По обеим сторонам двора в каменных галереях было людно. Жители Иерусалима любили приходить сюда и проводили здесь целые дни — тень, прохладно, можно сидеть и вести неторопливые умные разговоры о законе, о налогах, о грядущем Мессии…

Мария и Иосиф издали увидели толпу. Похоже, какой-то новый проповедник собрал вокруг себя самых умных и уважаемых книжников. Интересно, кто это? Мария и Иосиф переглянулись: пожалуй, стоит подойти, спросить, вдруг кто-нибудь из собравшихся знает что-то об их сыне, где его искать…

Они подошли ближе и… остолбенели! Седовласые умудрённые старцы слушали двенадцатилетнего мальчика! Их Иисуса! Качали головами, щурились, улыбались, переглядывались, потирали ладонями бороды и бока, поднимали брови… А Он как ни в чем не бывало сидел в центре столпившихся людей, что-то рассказывал им, задавал вопросы, которые явно ставили многих в тупик, сам же на них отвечал и растолковывал…

Мария вышла вперёд. Иисус заметил Её и поднялся навстречу.

— Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя!

— Зачем было вам искать Меня? — спокойно ответил мальчик — Или вы не знали, что Мне дóлжно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

Мария и Иосиф посмотрели друг на друга. Иосиф пожал плечами. Они не поняли слова Сына. Не поняли, что сейчас Иисус находился не в доме плотника в Назарете, где привыкли видеть Его родные, а там, где Ему дóлжно быть — в доме Своего Отца, Бога. Сын Божий Иисус Христос.

Иисус подошел к Матери и Иосифу и вышел с ними из храма. Семья благополучно добралась до Назарета, потекли обычные дни. Иисус рос, взрослел, учился плотницкому ремеслу, помогал Иосифу…

Пройдёт восемнадцать лет, и тридцатилетний Христос выйдет на проповедь Слова Божьего. Он будет приходить в Иерусалимский храм и учить там, проповедовать. Иисус наберёт себе учеников, и, когда они придут к Иерусалимскому храму и удивятся, как величественны и прекрасны эти стены и камни, Христос предскажет, что скоро не останется здесь камня на камне, всё будет разрушено. Потом один из учеников предаст Иисуса, и судьи будут обвинять Христа в том, что Он хочет разрушить Иерусалимский храм… Иисуса поведут на Голгофу, и, принимая смерть на Кресте, Спаситель будет видеть дымы, поднимающиеся от жертвенников этого храма. Пока священники приносили жертвы на храмовом дворе, Христос принес в жертву Себя ради всех людей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]