Беседы с батюшкой. Что читать и смотреть православному христианину. Что такое «внутренний цензор»


Как выбрать книги православному

Интернет наполнен различной информацией, выбор православных книг в магазинах и церковных лавках многообразен. беда в том, что в интернете можно купить книгу непроверенного автора, которая вместо пользы принесет вред. В церковной же лавке есть риск купить профессиональную литературу для богословов, совершенно непонятную для обычного прихожанина.


Православная литература охватывает множество тематик

Для таких случаев существует перечень книг, которые обязательно должны быть в библиотеке православного христианина. Выбирая книги для домашней христианской библиотеки, важно не ошибиться. Даже гриф «Издано по благословению…» не является гарантией того, что книга — не подделка. Многие недобросовестные издатели ссылаются на церковную цензуру, в надежде, что никто не будет это проверять.

Главная книга всех христиан

Основной книгой, которой верующий должен уделять наибольшее влияние, остается Священное Писание. Это прозвучит странно, но многие люди, искренне считающие себя верующими, смутно представляют себе содержание Евангелия. Считать себя христианином и не читать Библию — как минимум, неправильно.

Начать чтение лучше с Нового Завета. Для неподготовленного человека Библия будет довольно специфичной книгой. В ней много метафор, аллюзий, образов. Труды Святых Отцов помогают понять, что хотел донести до нас Христос.


Ветхий и Новый Завет – две составные части Библии

Новый Завет более доступен для понимания, в отношении него есть много хороших комментариев и пояснений со стороны известных служителей Церкви, поэтому трудностей с восприятием информации не возникнет даже у новоначального верующего. После его осмысления можно приступить к знакомству с Ветхим Заветом, но и здесь без толкований обойтись точно не удастся.

Важно! Лучшей книгой для понимания Священного Писания считается труд Александра Меня «Как читать Библию».

Что читать Истинно-Православному Христианину?

Ниже мы изложили списки книг, которые как мы уверены, принесут большу пользу для Истинно-Православного Христианина. Посольку сегодния очевидным явлается невиданная никогда прежде доступность святоотеческой литературы, то это как раз должно способствовать успеху «жизни по духовному совету», которую по мнению о. Серафима (Роуз) дает эта литература. Не знаем как долго будет дано нам радоваться столь болшым количеством этой лиературы, которую можно повсюду найти. Возможно однакож, что это кратковременное явление, которое нам дано Богом для подготовки нас к ожидающим будущим испытаниям во имя Христа. Здесь мы не должны обманываться. Не надо искать современных старцев с их современными проблемами, надо вернутся к духоносным отцом древних времен. Мы, Православные Христиане, последних времен должны имеет своими настоящими друзями всех тех кто угодил Богу в прошлые времена, тем самым мы сможем тогда удержатся нашей Св. Православной Веры. – Сост.

I. ЖИЗНИ СВЯТЫХ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ:

► ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК, изложенный по главам.

► ЛАВСАИК, ИЛИ ПОВЕСТВОВАНИЕ О ЖИЗНИ СВЯТЫХ И БЛАЖЕННЫХ ОТЦОВ – Епископ Палладий Еленопольский.

► ЖИЗНЬ ПУСТЫННЫХ ОТЦОВ. – Пресвитер Руфина.

► ЛУГ ДУХОВНЫЙ. – Блаженный Иоанн Мосх.

► ЖИТИЯ ПАЛЕСТИНСКИХ ОТЦОВ (V-VI вв.) – Монах Кирилл Скифопольский.

► ДИАЛОГИ. СОБЕСЕДОВАНИЯ О ЖИЗНИ ИТАЛИЙСКИХ ОТЦОВ И О БЕССМЕРТИИ ДУШИ. Творение святитель Григорий Великий (Двоеслов)

► VITA PATRUM. Житие отцов древней Галлии VI века. – Свт. Григорий Турский. Переиздано иеромонахом Серафимом (Роуз).

► КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК. Полное собрание житий святых в Киево-Печерской лавре подвизавшихся. – Составлен тремя Печерскими святыми: Нестором, летописцем российским, Симоном, епископом Владимерским и Суждалским, и Поликарпом, архимандритом Печерским. Издание второе, в новом полном переводе Е. Поселянина. М. 1900.

► КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК ПО ДРЕВНИМ РУКОПИСЯМ. – В переложении на современный русский язык Марии Викторовой (В типографии Киево-Печерской лавры, 1870).

► ГРЕШНИКОВ СПАСЕНИЕ. Составлена общедоступной речью Агапием, иноком Критском, подвизавшемуся на Святой Горе Афон (1641 год).

► ТЕРАТУРГИМА (ΤΕΡΑΤΟΥΡΓΗΜΑ), или чудеса, которые были как в самом свято-чудотворном монастыре Печерском Киевском, так и в обеих святых пещерах [его]. – Лаврский иеромонах Афанасий Кальнофойский (Киев 1638).

► НОВЫЙ ЭКЛОГИОН. – Преп. Никодим Святогорец.

► НОВЫЙ МАРТИРОЛОГ. – Сост. преп. Никодимом Святогорцем и св. Макарием Коринфским.

► ХРИСТИАНСКИЕ МУЧЕНИКИ, ПОСТРАДАВШИЕ НА ВОСТОКЕ, СО ВРЕМЕНИ ЗАВОЕВАНИИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ТУРКАМИ. – Перевод с новогреческого свящ. П. Соловьева (СПб. 1862 г.).

► АФОНСКИЙ ПАТЕРИК, или жизнеописание святых, на святой Афонской горе.

► ЧЕТЬИХ-МИНЕЙ – Свт. Дмитрия Ростовского.

► ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ 18 И 19 ВЕКОВ в 12 томов – по месяцам и два дополнительных.

► ЖИТИЯ СВЯТЫХ ПОДВИЖНИЦ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ. Архиепископ Филарет (Гумилевский)

► РУССКИЕ СВЯТЫЕ, ЧТИМЫЕ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ ИЛИ МЕСТНО. Опыт описания жизни их. т. 1-3. – Архиепископ Филарет (Гумилевский) (СПб. 1865).

► ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ЧТИМЫХ ПРАВОСЛАВНОЮ РОССИЙСКОЮ ЦЕРКОВЬЮ, А ТАКЖЕ ЧТИМЫХ ГРЕЧЕСКОЮ ЦЕРКОВЬЮ, ЮЖНОСЛАВЯНСКИХ, ГРУЗИНСКИХ И МЕСТНО ЧТИМЫХ В РОССИИ, кн. 1-10. – Д. И. Протопопов (М. 1884–1885).

► ОТЕЧНИК – Свт. Игнатий (Брянчанинов).

ЮРОДСТВО О ХРИСТЕ И ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЕ ВОСТОЧНОЙ И РУССКОЙ ЦЕРКВИ. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. – Сост. свящ. Иоанн Ковалевский (М. 1902).

► НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ в 2 томах – Сост. Протопресвитер М. Польский. (Jordanville 1949-1957).

► ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ЕЕ ВРЕМЯ. – И. М. Концевич (Jordanville 1970).

II. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ТРУДЫ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ:

► НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА – Свт. Василий Великий († 379).

► ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ – Преп. Макарий Египетский († 391).

► РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ – Препп. Варсонофий Великий († VI в.) и Иоанн Пророк († VI в.).

► ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ – Авва Дорофей († кон. VI в.).

► ЛЕСТВИЦА и ► СЛОВО К ПАСТЫРЮ – Преп. Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы († VII вв.).

► ПУТЕВОДИТЕЛЬ и ► ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ – Преп. Анастасий Синаит, игумен Синайской горы († после 701).

► СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ – Преп. Исаак Сирин, еп. Ниневийский († 1-й пол. VIII в.).

► БЛАГОЛЮБИЕ (ЕВЕРГЕТИН) – Павел, игумен монастыря Пресвятой Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе († 1054), изданное преп. Никодимом Святогорцем.

► АЛФАВИТНЫЙ АЛФАВИТ – Преп. Мелетий Галийский, Исповедник († 1286).

► СЕМЬ СЛОВ О ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ – Св. прав. Николай Кавасила († 1392).

► ЦАРСКИЙ ПУТЬ КРЕСТА ГОСПОДНЯ и ► ИЛИОТРОПИОН – Свт. Иоанн (Максимович), Митр. Тобольский и всей Сибири († 1715).

► ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ и ► СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ ОТ МИРА СОБИРАЕМОЕ – Свт. Тихон Задонский († 1783).

► АВТОБИОГРАФИЯ – преп. Паисий Величковский, архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии († 1794).

► ВОСТОРГНУТЫЕ КЛАССЫ В ПИЩУ ДУШИ – Перевод свв. отцов не вошедших в Добротолюбие преп. Паисия Величковского.

► НЕВИДИМАЯ БРАНЬ (1796), переиздана преп. Никодимом Святогорцем

► БЛАГОНРАВИЕ ХРИСТИАН – Преп. Никодим Святогорець († 1809).

► ДОБРОТОЛЮБИЕ (ФИЛОКАЛИЯ) – составлено преп. Никодимом Святогорцем и свт. Макарием митр. Коринфским († 1805).

► ПРИНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОМУ МОНАШЕСТВУ – Свт. Игнатий (Брянчанинов) († 1867).

► ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ – Свт. Феофан Затворник († 1894).

► МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ в 4-х томах (1905) – Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский († 1908).

В ОБЪЯТИЯХ ОТЧИХ. ДНЕВНИК ИНОКА в 11-и выпусках (1905-1914) – под псевд. А. I. = Свщч. Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский († 1937).

***

Преп. Иоанн Пророк: «Привяжи обремененную ладью твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, разум, венец и веселие» (Руководство к духовной жизни. Ответ 258).

***

Святой Цезарий, епископ Арльский: «В наши дни как мы можем предстать перед святыми отцами древности, если мы пренебрегаем передавать нашим детям то, что находим в составленных ими бесчисленных трудах на благо всех церквей, которые писались с таким большим рвением и благочестивым усердием? Если у нас нет силы составить наши собственные книги, должны ли мы, по крайней мере, нерадеть о том, чего не мы сами, ни наши сослужители не излагаем публично для спасения душ, но что находим мы в уже написанном святыми отцами? Я говорю правду вашему благочестию: я очень боюсь, что проповеди и бесчисленные труды святых отцов, которые они сочиняли с большим старанием, и подготовили для распространения всеми священниками, будут свидетельствовать перед судом вечного Судьи. Если мы не можем собрать духовные плоды собственным трудом, то просто передадим со святой ревностью и самозабвенным милосердием то, что было собрано другими» (Духовное увещание епископа, или Смиренная просьба грешника ко всем верным служителям Божьим и епископам).

***

Прп. Паисий Величковский: «Егда же удалитеся от внимания и чтения отеческих книг, то ниспадете от мира Христова и любве, сиречь от делания заповедей Христовых и внидет в вас мятеж, молва и неустроение, душевное смущение, колебание и безнадежие, друг же на друга роптание и осуждение: за умножение сих изсякнет любы многих… и аще сия тако будут, разоритися имать вскоре и собор сей, первее душевне, по времени же и телесне». (Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского)

***

Свт. Феофан Затворник: «Упражнения или делания, сюда относящиеся, суть: чтение и слышание слова Божия, отеческих писаний, житий святых отцов, взаимное собеседование и вопрошение опытнейших. Хорошо – читать или слушать, лучше – взаимное собеседование, а еще лучше – слово опытнейшего. Плодоноснее – слово Божие, а за ним – отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие – для средних, Божие же слово – для совершенных. Все эти – и источники истин, и способы почерпать их, очевидно, способствуют и напечатлению их в уме, и, вместе, поддержанию духа ревности. Часто один текст возгревает дух не на один день; есть жития, о коих одно воспоминание восставляет жар ревности; есть места у святых отцов всевозбудительные. Посему есть доброе правило: выписывать такие места и хранить, на случай нужды, для возбуждения духа» (Путь ко спасению. III. 2. Указание упражнений. А.).

***

«Творения святителя Тихона стали основой всей моей пастырской жизни. Еще в 1921 году, благословляя меня на пастырство, старец Оптинский Анатолий сказал мне: „Возьми «Истинное христианство» Тихона Задонского и живи по его указанию”». (Архиеп. Андрей (Рымаренко). Православие, большевизм и наша эмиграция. // «Православный Путь» за 1987 г.)

***

Иеромонах Серафим Роуз: «Из литературы могу порекомендовать вам те книги, которые специально предназначены для живущих в миру, и те, где изложены основы духовной жизни, как, например, «Моя жизнь во Христе» прав. Иоанна Кронштадтского, «Невидимая Брань» преп. Никодима Святогорца, Жития святых, и упомянутое выше «Приношение современному монашеству»: эта книга, в той части, которая составляет «духовную азбуку», адресована также и мирянам. Большую пользу духовному росту и трезвому взгляду на жизнь приносит дневник (подойдет обычная общая тетрадь), куда хорошо записывать как выдержки из прочтенных книг, на которые вы по той или иной причине обратили особенное внимание, так и свои собственные заметки, в том числе и о своих недостатках, требующих исправления. О том, насколько это важно, ясно свидетельствует «Моя жизнь во Христе» прав. Иоанна Кронштадтского» (Совет современникам. // Living Orthodoxy, Jan.-Feb., 1984).

***

Оптинский Старец преп. Макарий сделал важную заметку относительно того, какие творения Свв. Отцов надо читать рядовым Православным Христианам. Это тем более важно, что и ныне многие «ревностные не по разуму» (Рим. 10:2), вместо поучаться в творениях Свв. Отцов сугубо им предазначенному, беруться за святоотеческие труды срого высокого уровня, которые заводят их в своего рода тупик. Простые миряне начинают богословстовать, хотя не каждому это дано и спасительно, как об этом поучал свт. Григорий Богослов. Преподобный Макарий зная все эти трудности дает своим духовных чадам такое поучение: «Читайте отеческие книги, но более деятельные, потому что при вашем устроении умозрительные могут принести больше вреда, чем пользы. А из деятельных вы будете познавать свою немощь и смирять свое сердце, и тогда Бог призрит на вас и пошлет Свою помощь к исполнению Его воли» (Письмо 6). В другом месте развивает еще подробнее этот совет: «Чтение отеческих книг очень нужно и полезно к познанию воли Божией, ибо отцы исполнили Слово Божие, переданное нам в Писании и прошли его деятельной жизнью и оставили пример в своих учениях. Если вы читаете только слово Божие, не читая отцов, то, не зная образа жизни и борьбы, думаете, что можете его исполнить и не смиряетесь. А читая отцов, вы стремитесь исполнить написанное, но не достигая их меры, познаете свою немощь и смиряетесь и получаете милость Божию, которая особенно на смиренных простирается. В Отечнике написано: «Брат вопроси старца, глаголя: что сотворю, яко чту писания отец и не творю? Отвеща старец: Чтя словеса отеческия и не творя, смиряется и получает милость Божию, а не чтя не смиряется и не получает милости Божией». Посему не малая польза читать деятельные их поучения. Исполняемые вами телесные делания, «сами не зная для чего» – неверно, а совершаете это из любви к Богу, но несовершенной, но как зародыш малый в сердце имея, от веры происходящей. Читая слово Божие и примеры жизни отцов, победивших страсти и достигших любви Божией, веруем сему и понуждаемся исполнять прежде деяния телесные и показать делом любовь к ближнему. Когда совершаем это правильно, со смирением, то переходим к видению, получаем душевное утешение и любовь Божия (к Богу) показывается нам явственней» (Письмо 7. // И. М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время. Jordanville 1970.).

***

«Но если современный подвижник уже не может найти опытного руководителя, и это не по своей вине, а по причине полного отсутствия таковых, он все-таки не должен падать духом и оставлять свой подвиг. По совету Нила Сорского инок последних времен должен руководствоваться Священным Писанием и творениями Св. Отцов, но не один, а «при совете преуспевших братии, с осторожной и благоразумной поверкой этого совета Писанием»» (И. М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. Париж, 1952.).

***

Cамо чтение Свв. Отцов не достаточно для духовного совершенстования, оно должно отображаться в живом воспрятии читателя. О. Серафим (Роуз) учил, что для узнания истины не нужны никакия возвышенныя состояния; нужно только любящее сердце, сокрушенное и смиренное страданиями (болезнование сердца). В своей статье «Святые Отцы Православия» он показал, что они вдохновители и верные проводники к истинному христианству в последние времена, т.е. что их творения являются для нас вместо иссякшего старчества, также о. Серафим дал советы относительно чтения творений свв. отцов, а также предостерегал перед неправильным их чтением. (Издано первоначально на английским языке (Святые Отцы Православия).

Сост. Священнопроповедник Михаил М. Джега

  • ← Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Вселенская, или Греческая, или Россійская, или Арабская? (1932)
  • В. Н. Ильин — Преподобный Серафим Саровский (1971). →

Труды Святых Отцов

Со святоотеческой литературой следует знакомиться, чтобы лучше осознать суть духовной жизни. Такие труды помогают понять, что церковная жизнь — не только внешнее благочестие, но и многолетний духовный опыт подвижников и простых христиан.

Толкования святителя Иоанна Златоуста

Труды Иоанна Златоуста — своего рода букварь духовной жизни. Его толкование Священного Писания на протяжении многих лет является путеводной звездой всех христиан. Книга помогает разобраться во всех сложностях Нового и Ветхого Заветов.

Труды Феофана Затворника

«Евангельская история» Феофана Затворника занимает особое место в христианской литературе.


Феофан Затворник «Евангельская история»

В своей книге Святитель подробно изложил весь земной путь Спасителя, расположив события в хронологическом порядке. Труд «Как научиться молиться» помогает избежать ошибок во время молитвенного правила.

Книги Тихона Задонского

Тихон Задонский — крупнейший православный богослов. Его не зря считают одним из лучших христианских авторов. Его книги, написанные простым, доступным языком — это бесценные ответы на извечные вопросы о Боге и человеке, которые не теряют актуальности и по сей день.

Пища для нашей души

Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?
— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.

В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.

— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?

— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.

А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.

Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.

— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?

— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10–20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».
— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?
— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.

— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».

— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.

Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).

— Есть ли такие книги, не прочитать которые стыдно для церковного человека?

— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.

К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.

— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?

— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.

Жития Святых

Ничто так не укрепляет в вере новоначального христианина, как описание деяний великих подвижников. Для каждого верующего Святые становятся примером терпения, мудрости и доброты.

Житие Серафима Саровского

Примеры подвижников нужны верующим, чтобы через эту призму они оценивали свой путь и стремились к благочестивому образу жизни. Один из самых известных православных подвижников — преподобный Серафим Саровский. Книга митрополита Вениамина Федченкова о святом отце Серафиме — одно из лучших описаний жизненного пути праведника.


Книга о жизни Серафима Саровского

Жизненный путь Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя книг и богословских трудов. Жизнь Святого подробно описал его ученик — Епифаний Премудрый. Благодаря его книге «Избранник Святой Троицы» верующим удалось пронести светлый образ Святого сквозь века. Преподобный Сергий почитается как чудотворец и духовный собиратель русского народа.

Житие Матроны Московской

Книга Зинаиды Ждановой о Святой матушке Матроне — живое свидетельство подвижнического подвига всенародной утешительницы. Жизнь Матронушки — пример безграничной доброты и милосердия, память о ней наполняет сердца христиан духом веры и благочестия.

Книги основ православного вероучения

Для лучшего понимания организации церковной жизни христианину следует прочесть «Закон Божий» и катехизис.


Катехизис. Святитель Филарет Дроздов

Среди трудов, объясняющих устройство Церкви и смысл богослужений, лучше выбрать сочинения следующих авторов:

  • Протоиерей Серафим Слободской;
  • Архимандрит Иов Гумеров;
  • Священник Даниил Сысоев;
  • Святитель Филарет Дроздов.

Наставления священников

Протоиерей Андрей Ткачев

Прихожанам, начинающим путь воцерковления, многие священники рекомендуют читать книги и слушать проповеди протоиерея Андрея Ткачева. На сложные вопросы священник отвечает простым языком, горячо отстаивает истинность православной веры. Книги представлены в форме увлекательной беседы. Человеку, открывающему для себя мир православия, будет интересно их прочесть.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

«Душеполезные наставления» архимандрита Иоанна Крестьянкина содержат ту простую жизненную мудрость, которая порой так необходима всем людям, вне зависимости от их вероисповедания.


Книга архимандрита Иоанна Крестьянкина

Отец Иоанн — один из самых почитаемых старцев в Православии.

Игумен Никон Воробьев

Игумена Никона часто сравнивают с такими выдающимися подвижниками, как Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. В святоотеческом наставлении «Письма духовным детям» Святой дает советы верующим о духовной жизни и спасении души.

Александр Торик — ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ для начинающих церковную жизнь

1 …

Александр Торик

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ для начинающих церковную жизнь

Предисловие

Посвящается эта работа моему первому наставнику в церковном служении

Протоиерею Василию Владышевскому с любовью и благодарностью.

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления, то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена.

Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром.

Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке – всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом?

Многие говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить необязательно».

Это в корне неверно. Народная мудрость гласит: «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». Но, чтобы понять, насколько права эта поговорка, необходимо узнать, а что же такое Церковь? В чём смысл Её существования? Почему необходимо Её посредничество в общении человека с Богом?

Для того, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, возникающие у стоящего перед раскрытыми вратами Церкви человека, и написана эта работа.

Основой этой работы стал материал, собранный и переработанный во время лекций, прочитанных в течение двух годичных курсов «Воскресной школы» для взрослых.

Так как сложился этот материал на основании вопросов слушателей «Воскресной школы» и ответов на них, то и в настоящем издании целесообразным стало применить форму изложения в виде вопросов и ответов.

В связи с тем, что предназначается это издание для людей, уже признающих бытие Бога и желающих Его познать, людей, интересующихся Православием и ощущающих, пусть неосознанно, свою внутреннюю связь с Ним, мы не будем в настоящей работе рассматривать доказательства бытия Божия и дискутировать с атеистами или приверженцами иных конфессий.

Задача этого издания – помочь современному человеку понять смысл внутренней жизни Церкви, осознанно стать её полноправным и полноценным членом, гражданином Небесного Царства, то есть воцерковиться.

Заранее прошу прощения у читающих за те недостатки настоящей работы, которые в ней имеются, и, если она поможет кому-либо хоть на шаг приблизиться к Богу и к Церкви, прошу помянуть автора в своих молитвах.

Начало

Вопрос: С чего должен начинать своё «воцерковление» современный человек, уверовавший в Бога и осознающий свою принадлежность к Русской Православной Церкви?

Ответ: Прежде всего, каждый православный христианин должен иметь веру, знать и понимать основы вероучения Христианской Церкви и всеми силами стараться жить по вере.

Для того, чтобы иметь веру, недостаточно надеть на себя нательный крест, зайти в храм и поставить там свечу, пребывая в уверенности что ты уже «православный».

Господь наш Иисус Христос неоднократно обличал в маловерии даже Своих учеников, свидетелей Его многочисленных чудотворений, которые сами совершали множество чудесных деяний полученной от Него Силой Святого Духа. «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас».[1]

Истинная Вера – Дар Божий. А даётся этот Дар тем, кто искренне, «от чистого сердца», жаждет получить Его. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».[2]

Но для того, чтобы в душе человека поселилась жажда обретения Веры, этот человек должен заставить себя осознать, что вопрос о Боге, о Вере есть не просто вопрос «жизни и смерти», но Жизни и Смерти вечных.

Очевидно, любой человек, хоть раз в жизни, но задумывался: кто я, зачем я живу, есть ли что-нибудь после смерти?

К сожалению, большинство людей не ищет ответа на эти вопросы, но поглощённое заботами о «хлебе насущном», а кто и о новом «мерседесе» или иных предметах роскоши или необходимости, старается вычеркнуть их из своего сознания или уж отложить на «когда-нибудь потом».

Страшно то, что этого «потом» может и не наступить. Душа человека, живущего лишь одними заботами «века Сего», под грузом накапливаемых в течение жизни грехов, задыхается и умирает, становится неспособной к восприятию явлений духовных, не способной даже захотеть познать Бога. Как ни печально, но число таких «мёртвых душ» в наше время катастрофически увеличивается.

Те же, кто не заглушают в себе кроткий голос души, тоскующей от разлуки со своим Творцом, раньше или позже встают перед вопросами о Боге: есть ли Он; если есть, то какой Он; какая церковь имеет правильное учение о Нём?

И если человек искренне желает получить на них ответы, не смущаясь своим окружением, национальными или какими-нибудь другими предрассудками, то Бог, видя чистое желание его сердца, непременно открывает ему Себя, давая возможность познания Истины и приобщения ко Христу, который и есть: «Путь и Истина и Жизнь».[3]

Необходимо также учесть, что идя путём ума, путём анализа и размышления, особенно учитывая современный объём доступной всем информации, можно довольно быстро придти к пониманию того, что Бог есть.

Но так и остаться с этим рассудочным бесплодным знанием.

Главный инструмент познания Бога – человеческое сердце, сердце страдающее, ищущее, томящееся в отсутствие Благодати.

И, если оно не заполнено «через край» низменными страстями, завистью, злобой, сластолюбием, в нём всегда найдётся крошечный «живой» кусочек, способный почувствовать Бога, вместить в себя Его Любовь, стать начатком Спасения души.

Примером тому служит разбойник, распятый на кресте «по правую сторону» от Господа Иисуса Христа. Вот как повествует об этом Евангелие: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос избранный Божий».

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.»[4]

Вот какова сила Божьей Любви к Своему созданию!

В последние минуты жизни у разбойника проснулась совесть: он пожалел Распятого неповинно, и Распятый Бог простил ему все грехи и первым ввёл в Рай!

Все наши грехи простит нам Милосердный Господь, если покаемся. Если захотим. Если успеем. Если не убьём грехами свои души, сделав их неспособными к покаянию.

Итак, для того, чтобы иметь Веру, нужно захотеть Её получить.

А пробудив в себе это желание, нужно просить Веры у Бога, подобно человеку, пришедшему к Господу Иисусу Христу и просившему об исцелении своего сына, которому Христос сказал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию».[5]

Христос, видя искреннее желание этого человека, помог «его неверию» и даровал ему Веру, а вместе с Ней и исцеление сына.

Вот также и нам, желающим получить Веру, нужно просить Её у Господа, и не рассудочно, с «холодным сердцем», а горячо, «со слезами», как просят порой дети желаемого у своих родителей.

И, если желание наше будет искренним и просьба неотступна, даст нам Господь и Веру, и бесчисленные подтверждения истинности Её.

Второе необходимое для «воцерковления» условие: знание основ вероучения, то есть: Кто такой Бог? Чего Он от нас хочет? Что Он нам обещает? Кто такой Иисус Христос? Зачем Он пришёл? Чему Он учил?

Что такое Церковь? Зачем она нужна? Как нам жить по христиански?

На все эти вопросы дают ответ «Священное Писание» и «Священное Предание» – два столпа, на которых стоит Святая Соборная Апостольская Православная Церковь.

Вопрос: Что такое «Священное Писание»?

Ответ: Священным Писанием называется собрание книг, в которых Сам Бог Духом Своим, через Святых Пророков и Апостолов, дал нам откровение о Себе, о истории взаимоотношений Бога и человека, о Царствии Небесном и о путях достижения Его.

1 …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]