Какая национальность была у Христа? Иногда приходится слышать, что Он все-таки был больше арамейской национальности.

Национальная принадлежность любого человека сильно сказывается на протяжении всей жизни. Интерпретировать родство с той или иной нацией можно по-разному. Однако стоит признать, что этническая среда напрямую влияет на менталитет, воспитание, традиции и даже на мышление. И было бы логично предположить, что на Иисуса Христа повлияла окружающая обстановка, так же сильно, как и на прочих людей.

Задавая вопрос о принадлежности Христа к той или иной национальности, параллельно встает и другой вопрос: «кем же был Иисус Богом или человеком?». В этой статье будет разбор этих вопросов на основании некоторых фактов, но это всего лишь теории, ведь дать точный ответ вряд ли кто-то сможет.

Божественное и человеческое происхождение Христа

Изучая национальность Иисуса Христа, следует помнить, что Он воплотившийся Сын Божий. То есть Личность, обладающая Божественной и человеческой природами одновременно. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:

«Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, не смотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого. И человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного» (Полное собрание творений, том 4).


Икона Господа Иисуса Христа

Боговоплощение было необходимо для примирения падшего человечества с Творцом, для обновления испорченной людской природы. Зачатие Христа было непорочным и произошло при участии Святого Духа во чреве Девы Марии. Её формальным мужем (а значит и мнимым отцом Иисуса) являлся благочестивый плотник Иосиф. Говорить о национальности Богочеловека Христа можно лишь с точки зрения происхождения его земных родителей.

Родословие и национальность Иисуса Христа

Кто по национальности Иисус Христос? Обратимся к первым строкам Нового Завета. Апостол Матфей называет Христа «Сыном Давида и Сыном Авраама» (Мф.1:1), что указывает на Его еврейское происхождение. Авраам – ветхозаветный пророк и родоначальник богоизбранного еврейского народа (через своего сына Исаака). Его потомок Давид – иудейский царь, ставший впоследствии правителем всего Израильского царства. Далее Матфей перечисляет родословную Спасителя от Авраама до Иосифа (Мф.1:1-16).

Почему апостол Матфей упоминает Авраама и Давида отдельно от других предков Христа? Именно этим двум ветхозаветным праведникам было дано Божественное обетование (обещание) о появлении Спасителя в их роду. Всевышний сказал Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22:18). И Давиду: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11). Епископ Мефодий (Кульман) объясняет, зачем Матфей называет Христа сначала Сыном Давида и потом Сыном Авраама:

«Давид особенно славился у иудеев по знаменитости его царственных деяний. Притом Давид жил спустя тысячу лет после Авраама, и обетование, данное Богом Давиду, как недавнее, было у всех Иудеев на устах. Обетование, данное Аврааму, можно было отнести ко всем коленам еврейского народа. Тогда как обетование, данное Давиду, прямо указывало не только на колено Иудово вообще, но в частности и на род Давидов, из которого надлежало ожидать обетованного Спасителя».

Родственники Христа

Почему же род Спасителя ведётся по Иосифу, который, согласно христианским догматам, не является Его отцом? Это объясняется тем, что Иисус долгое время воспринимался сыном Иосифа. Соответственно, наследником царского рода, к которому принадлежал Иосиф. При земной жизни Богоматери нельзя было говорить о Её безмужней беременности. Это неизбежно вызвало бы у людей недоверие. Вначале евреи должны были убедиться, что Иисус – обещанный Мессия и Сын Божий. Лишь после этого смогли бы принять факт Его рождения от Девы.

Также у евреев принято указывать происхождение именно по отцовской линии. Евангелист Матфей не мог нарушить этот обычай, чтобы не смутить своих соотечественников. К тому же Мария тоже была из рода Давида. Значит, изложенное в Новом Завете родословие во многом принадлежит и Ей.

Религия

Кто был Иисус Христос по плоти?
М.И.Анохин

Как ни странно, очевидный ответ, заявленный в заголовке, неизвестен большинству даже воцерковлённых христиан. Большинство людей убеждено в том, что Спаситель по рождению был евреем, хотя существует мнение, что он был арамеемили ассирийцем. Однако со всей определенностью следует сказать, что Иисус из Назарета был галилеянином, жителем иудейской провинции Галилея, представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей (что дает основание Его называть «Всечеловеком» не только с богословских позиций).

Арамейская версия происхождения Иисуса основана на том, что Он проповедовал на арамейском языке, но этот язык в то время был языком общения всего Ближнего Востока. В настоящее время на нем разговаривают современные ассирийцы, что, по их мнению, является аргументом в пользу того, что Иисус Христос происходил из их народа. Из Галилеи, согласно евангелиям, произошли Его первые ученики-апостолы (включая равноапостольную Марию Магдалину), исключение составляют Фома, о происхождении которого не сообщается, и Иуда-предатель, уроженец иудейского города Кариота (т.е. Иуда был единственным евреем среди двенадцати апостолов). В евангелиях приводится генеалогия только Иосифа, номинального отца Христа, причем Матфей представляет Его потомком царя Давида в 27-м колене, а Лука — в 41-м колене; вообще, цель обеих генеалогий — в доказательстве происхождения Спасителя от Давида, соответственно предсказаниям пророков. О происхождении Богоматери не известно ничего, если не считать упоминания Луки о том, что Елизавета, иудейка, мать Иоанна Крестителя, была Ее родственницей.

Некоторые противники христианства утверждали, что отцом Иисуса Христа был римский солдат Пантира1, но, скорее всего, такое имя — искажение греческого «партйнос», означающее «дева»: «А±Бёµ·їВ» употреблено в пророчестве Исайи о «Деве, рождающей Сына» (Исайя VII, 14)2,3. Вообще вопрос о земном происхождении Спасителя, по-видимому, встал позже осмысления Его учения. Научная критика и ортодоксальное богословие единодушны в том, что между первохристианамивначале распространялись списки речений, «логии», Иисуса Христа4,5,6.

Из сочинений, признанных каноническими, — и все они написаны на греческом языке, — в науке самыми ранними считаются послания апостола Павла, Апокалипсис и евангелия от Иоанна и Марка, тогда как евангелия от Матфея и Луки, в которых приводятся некоторые «биографические данные» Христа, датируются обычно началом II в. Церковь считает самым ранним недошедшее до нас арамейское Евангелие от Матфея и датирует его приблизительно 50-м годом, но, возможно, это были «логии»5,6.

Галилея находится на севере Палестины; первоначально это область Израиля, которую в 30-х годах VIII века до н.э. Исайя её назвал самой языческой — в пророчестве о рождении Спасителя там, среди «народа, ходящего во тьме» (Исайя IX, 2). Ассирия, которую библейские пророки характеризуют как «бич Божий», захватывает Израиль в 735-722 гг. до н.э. (Галилею около 730 года) и выселяет оттуда жителей, заменяя их народами из покоренных стран: преимущественно семитами — арамеями, вавилонянами, арабами, — но также индоевропейскими племенами, к которым относят, например, мидян; собственно ассирийцев было переселено немного. Языком новых галилеян стал арамит, на который евреи перешли только к концу I в. дон.э., а в те времена еще не знали, как об этом свидетельствует 4-я Книга Царств при описании осады Иерусалима ассирийским царем Синаххерибом. Заметим, что при «вавилонском пленении», произведенном после захвата Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 597 г. до н.э. масштаб депортации был гораздо меньшим: тогда из южного еврейского царства изгнали преимущественно элиту (4-я Книга Царств XXIV, 14-16 и XXV, 11-12)Х.

Галилея входила в состав ассирийской империи, пока в конце VII века до н.э. эта первая империя в истории человечества не была уничтожена. Затем Галилея стала провинцией Иудеи, а той последовательно владели сменявшие друг друга властители Ближнего Востока: Вавилон, Персия, эллинистические царства преемников Александра Македонского и, наконец, с 64 г до н.э. — Рим, причем Галилея и Заиорданье имели общего правящего тетрарха, а Иудея, Самария и Идумеяподчинялись римскому прокуратору?. Вследствие враждебности самарян, земля которых находилась между Иудеей и Галилеей, сношения между разделенными областями всегда были стеснены, и из Галилеи проще было добраться до Дамаска в Сирии, чем до Иерусалима в Иудее7.

В Галилее ко времени Рождества Христова жило немало греков, сирийских и тех, кого переселил в близлежащую Самарию Александр Македонский после подавления мятежа в Македонии в 311 г. до н.э.. Эта область считалась наиболее языческой и эллинизированной8, и, когда около 17 г. н.э. Ирод Антипа построил Тивериаду, он в Галилее не нашел ни одной еврейской семьи для заселения новой столицы7.

Ассирийский след в Евангелиях. Верования галилеян долго оставались синкретическими (смешанными), а иудаизм утвердился примерно за 100 лет до Рождества Христова 9, 10, 11, так что к Новому Времени следы языческих обычаев в Галилее должны были оставаться. Эти следы можно назвать «ассирийскими», поскольку ассирийская мистика наиболее известна по археологическим находкам на месте Ниневии, древней столицы Ассирии; в той мистике этнографы ищут корнидаже некоторых современных суеверий.

……………………..______________ __________

Х Изгнанники в Вавилоне завершили оформление иудаизма. В этом можно увидеть сходство с ситуацией в нашей стране, когда интеллектуалы (элита страны), страдавшие от правительственных репрессий, в конце ХIХ и в конце ХХ века создавали идеологию протеста, воспринятую затем большинством народа. После открытия архивов КГБ выяснилось, что диссидентами масштаб сталинских репрессий был преувеличен в десятки раз, однако по сей день принято считать, что едва ли не «половина народа сидела, половина охраняла». Другой пример преувеличений, укоренившихся в массовом сознании, — число пострадавших от католической инквизиции, хотя таковых было несравненно меньше, чем жертв светских судов или даже убитых на дуэлях. Характерно, что советские энциклопедии приписывают испанскому фанатику-инквизитору Торквемаде более 10 тыс. казней, тогда как зарубежные издания обычно называют около 2 тыс., и это составляет более половины всех жертв инквизиции за историю ее существования.

Например, в русском народном приворотном заговоре: «Откуда вы, семь братьев, семь ветров буяных, идете? Куда пошли?» — «Пошли мы в чистые поля, в широкие раздолья…» В ассирийском заговоре — те же семь злых духов: «Эти семеро, они родились на горе запада; эти семеро, они выросли на горе востока; в отверстиях земли они обитают…»12

Еще ближе сходство ассирийских ритуалов с некоторыми евангельскими событиями. Так, в ассирийской магии «самый простой и естественный из ритуалов — это омовение, которое само по себе не всегда является законченным обрядом разрушения, но первым этапом освобождения от чар», а другой ритуал «предписывает убить свинью и заключить в ее тело чары, которыми отягощен человек»13. В Евангелии от Матфея, III, «Я крещу вас в воде в покаянии, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым и огнем»; в Евангелии от Марка, V, 12-13: «И просили Его бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им, и нечистые духи, вышедши, вошли в свиней».

Язычество было первым этапом богопознания, и обнаружение некоторых его форм в христианстве закономерно. Исторически объясним и оправдан тот факт, что в земном служении Спасителя заметны следы ассирийской мистической традиции, для которой характерно целительство, тогда как в иудаизме больше пророчеств. Следы древних азиатских культов заметны в добровольном мученичестве первохристиан (с которым боролись отцы церкви). Катулл, Лукиан Самосатский и другие античные авторы оставили красочные описания экстатических оскоплений мужчин при языческих храмах (ср. от МатфеяXIX, «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного»). Лукиан описал также молитвенное сидение на вершине гигантского каменного фаллоса — подобие столпничества у православных христиан.

Деве Марии и Ее супругу в Вифлееме не нашлось места в гостинице: не потому ли, что их в этом провинциальном городе сочли почти иноплеменниками? Евангелия, особенно от Иоанна, отмечают некоторый антагонизм галилеян и иудеев. Разговорные языки их настолько различались, что предсмертные слова Иисуса не поняли стоявшие у креста иудеи (от Матфея ХХVII, 46, 47; от Марка XV, 34, 35). Иудеям галилеяне напоминали иноверцев-самарян (от Иоанна VIII, 48), а самаряне считали галилеян иудеями (от Луки IX, 53; от Иоанна IV, 9).

Индоевропейский след. Отношения в Святом семействе, по-видимому, отличались от таковых в Иудее: их характеризует сдержанность, более типичная не для семитов, а для индоевропейцев. Яркий пример того — в Евангелии от Луки (II, 46): возвращаясь вместе с другими паломниками из Иерусалима, родители лишь на полпути спохватились, что 12-летнего Иисуса нет с ними, после чего вернулись и «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». Такая демонстративная восточная сдержанность отражена у классика осетинской литературы К.Хетагурова14: отец не называл сына по имени и не имел права его спасать, даже если бы тот, например, упал бы в огонь или с крыши. Заметим также, что в европейских аристократических семьях сыновья по сей день получают самостоятельность очень рано и воспитываются по большей части вне отчего дома в учебных заведениях строгого режима. Напротив, для еврейских семей характерна повышенная эмоциональность с чрезмерной опекой (едва не по анекдоту, рассказанному Геннадием Хазановым: «В чем разница между террористом и еврейской мамой?» Ответ: «Разница в том, что с террористом можно договориться»). Немало примеров чадолюбия в Библии: назовем Ноеминь из Книги Руфи или «вопль великий» Рахили о детях своих, донесшийся через века (от Матфея II, 18).

Вековое заблуждение, еврейская версия, основана на том, что Иисус Христос проповедовал в Иудее и, по Его словам, был «послан только к погибшим овцам Израилева» (от Матфея ХV, 24; но там же в последующих стихах описывается исцеление дочери хананеянки).

Во времена раннего христианства вопрос о происхождении Спасителя не ставился, или ответ на него часто был таким, как в словах, приписываемых римскому императору Юлиану Отступнику: «Ты победил, Галилеянин». Именно так следует отвечать на вопрос о «национальности» Иисуса Христа: галилеянин. «Галилеянством» иногда называли христианство (поначалу слово «христианство» было оскорбительным). Крупнейший историк ХХ века А.Тойнби15 евангельскую притчу о горчичном зерне, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (от Матфея, XIII, 32), истолковывал как бурный рост нового религиозного учения из «галилейского горчичного зерна», преодолевающего сопротивление консервативного иудаизма.

Примеров же векового заблуждения много. У Лютера имеется воззвание «О том, что Иисус был рожден евреем». Так же думали Гегель, А.С. ПушкинХ, Л.Н.Толстой и многие другие. В опровержение этому приведем цитату из В.В.Розанова16: «Убеждение европейцев, что Христос был евреем, совершенно аналогично тому, без сомнения, всеобщему убеждению жителей Канады или Пиренейского полуострова, незнакомых с подробностями русского существования, что, например, Никон, преобразователь русского богослужения, родом из Нижегородской области, — был славянского происхождения, русский по рождению». (Как известно, патриарх Никон был мордвином). Мнение Розанова основано на работе Чемберлена «Явление Христа», но к аналогичному выводу приходило большинство беспристрастных исследователей данного вопроса, в числе которых А.С.Хомяков, Э.Ренан, Д.Коннер, А.Тойнби и другие.

«Золотая легенда», популярные средневековые жития святых от XIII в., называет предками Девы Марии по отцу — Натана, сына царя Давида, и по матери — Аарона, брата Моисея, ссылаясь на св. Иоанна Дамаскина17. Так или иначе, но Деву Марию от Давида отделяет тысяча лет, а от Аарона еще больше. Если же впервые о еврейском происхождении Девы Марии написалДамаскин, то на это могла повлиять политическая ситуация. Великий православный богослов жил в арабском халифате и состоял на службе у халифа. Военное противостояние его страны и византийской империи отражалось также на внутренней политике. В халифате к евреям (точнее, к исповедующим иудаизм) относились хорошо — в отличие от Византии18. Также известно, что когда власть в Константинополе оказалась в руках иконоборцев, противники этой ереси могли находить убежище в арабском государстве, где в середине VIII века в Дамаске, а затем в монастыре в Иерусалиме жил и проповедовал самый авторитетный защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин, преданный анафеме в Византии19.

В мировой литературе немало работ на тему «Иисус Христос не был евреем». Почему большинство верующих и неверующих этого не знает или не хочет знать? Не сродни ли сей психологический феномен попыткам приписать к семитам Христофора Колумба, Гитлера, В.И.Ленина, св. равноапостольного князя Владимира «Красное солнышко», былинного героя Садко и даже писателя Александра Солженицына («Солженицера»)?Х

Галилеяне. Репутация этого народа в глазах иудеев была довольно сомнительной (от Луки XIII, 2; от Иоанна I, 46, VII, 41, 52). Взятие под стражу Иисуса Христа, окруженного учениками, согласно Евангелиям, выглядит почти военной акцией, и выдал Иисуса единственный приближенный к Нему негалилеянин, Иуда. Из истории известно, что первое антиримское восстание, жестоко подавленное, началось в 6 году н.э. именно из Галилеи и последующие мятежи также всегда захватывали эту беспокойную область (то же в Деяниях Апостолов V, 36-37). Галилея являлась базой фанатичных непримиримых зилотов(к ним, в частности, принадлежал апостол Симон), их вождь Менахем во времена Нерона истребил римский гарнизон Иерусалима и был казнен по обвинению в том, что выдавал себя за Мессию. Иоанн из Гешалы (город на севере Галилеи) руководил отчаянной обороной Иерусалима против легионов Тита в 70 году, а после взятия города галилеянин Елеазар почти три года продолжал сопротивление в горах, в крепости Масада, и его воины вместе с ним предпочли погибнуть, но не сдаться: умертвили своих жен и детей, а затем самих себя. Позднее, в 614 году, галилеяне отличились в походе персаШарбарца на Иерусалим, входивший в те времена в состав Византийской империи20, 21, 22.

Возможно, что на характере галилеян отразилась народная память о происхождении из страны, внушавшей ужас всем соседям, где царь лично выкалывал глаза пленникам, а кожу, содранную с них, набивали на стены взятых крепостей. Но что может быть тому противоположней, чем проповедь «любите врагов ваших» и «отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку»? Такой идеал, к которому человечество сегодня не ближе, чем две тысячи лет назад,становится более понятен, если вспомнить, что он возник из глубины самой ужасной предыстории: данный психологический парадокс близок тому явлению, когда из болезненного ребенка вырастает великий полководец, заика становится оратором, а склонный к глухоте — композитором.

___________________

Значение родословия Господа

Апостол Матфей писал Евангелие для евреев. Поэтому изложенное им родословие призвано в самом начале сообщить читателю, что Иисус Христос – еврей из рода Давида. То есть Тот, о Ком говорят древние пророчества. Протоиерей Олег Стеняев отмечает, что это было принципиально важно:

«Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия должен был родиться в том самом городе, где родился царь Давид [Вифлеем]».

Протопресвитер Михаил Богословский отмечает, что изложенное Матфеем родословие Христа имеет дополнительный духовный смысл. Оно словно повторяет историю приготовления избранного народа к пришествию Спасителя. Причём в этом перечне имён есть не только праведники, но и грешные представители рода. Священник Виктор Ильенко объясняет:

«Родословие убеждает нас в том, что Христос не гнушается грешниками… Что порочность родителей не обесценивает его добродетелей… Что даже для Господа Иисуса Христа в дохристианском человечестве не нашлось непрерывной линии праведников. Показывает, как трудно достижима была тогда праведность, а значит, пришествие в мир Сына Божия было необходимо».

Библия говорит нам, что Иисус Христос был иудеем не только этнически, но и с религиозной точки зрения. Вскоре после рождения (Лк.2:21) над ним совершили традиционные иудейские обряды обрезания и посвящения Богу (Лк.2:22-40). Иисус посещал синагогу (Лк.4:16) и чтил ветхозаветный Закон (Лк.2:39).

Родители Иисуса

Дабы все доводы и аргументы не подвергались лишней критике, все высказывания будут подкреплены Священным Писанием. Стоит сразу отметить, что изучая вопрос национальности Иисуса Христа, Иосиф не был причастен к Его зачатию. Ведь согласно Библии, по прибытии в дом мужа, Мария уже была беременна. (От Матфея: 1-18).

Тогда логичным будет предположить племенную принадлежность Марии. Но тут не все так ясно. Её родителями были Иоаким и Анна, родилась в Галилее, что говорит о том, что Мария не была иудейкой. Она была галилеянкой с конфессионными взглядами закона Моисея. К сожалению, в Писании нет упоминаний о её детстве, что лишь затрудняет поиски истины.


Иосиф и Мария — земные родители Иисуса Христа

Интересным было исследование Эрнеста Ренана, который предполагал, что Богородица обладала сирийской красотой. Основанием для этого послужил отрывок из Библии: «…Ты самарянин…». (От Иоанна: 8-48).

Для Иисуса было присуще утверждать истину и опровергать ересь. Тем самым встает вопрос: «можно ли утверждать, что Христос принадлежал этносу самарян?». Однако же иудеи точно знали, что Мария была галилеянкой, тогда в чем именно заключался смысл этих слов остается загадкой.

Впоследствии ни служители церкви, ни представители духовенства, ни атеисты, ни писатели и т.д. не подчеркивали тот факт, что Иисус, родившись в Галилее у родителей, исповедовавших закон Моисея, получил греческое имя «Христос», что переводится как «Помазанник».

Так ли важна национальность Спасителя?

Итак, Евангелие от Матфея однозначно говорит о древнееврейском происхождении Христа. Но, как уже было сказано, этому апостолу нужно было убедить евреев в свершении пророчеств и приходе Мессии. Для современного же христианина гораздо важнее помнить не о национальности Господа, а о значении Его прихода в наш мир. Поэтому более актуальным для нас является родословие Христа, изложенное другим Его учеником – Лукой. Оно было написано не евреям, а иноземным язычникам, для которых иудейские пророчества не имели значения.

Лука ведёт родословную Христа к самому первому человеку в истории – Адаму (Лк.3:23–38). Таким образом, евангелист делает акцент не на национальности Христа, а на общем для всех людей происхождении. Господь не только сын Авраама и Давида, но и сын Адама, как и каждый из нас. Это Сын человеческий. И пришёл Он, чтобы спасти не одних лишь евреев, а все народы. Протоиерей Вячеслав Резников отмечает:

«Другие народы имеют полное право называть Иисуса Христа своим Царем, своим Господом и Богом. И одновременно – своим братом. Есть глубокая правда в том, что у разных народов икона Иисуса Христа имеет свои национальные черты. У японцев Он похож на японца, у чернокожих – чернокожий. Тем самым каждый говорит: Бог стал человеком именно ради меня, и поэтому уподобился именно мне».

Почему национальность Иисуса Христа была предопределена

Вместе с тем необходимо понимать, что Иисус Христос – Спаситель не только евреев, но и всего человечества – мог родиться только в избранном израильском народе. Его избранничество Богом заключалось именно в подготовке прихода Господа в наш мир. Ведь Боговоплощение могло произойти только во чреве Непорочной Девы. Она, в свою очередь, могла родиться лишь в народе, который был отделён от языческих племён и хранил веру в Единого Истинного Бога. Православный богослов Алексей Осипов отмечает:

«Нет избранничества без цели. Избранник тот, кто способен выполнить порученное дело. И еврейский народ был избран, как наиболее способный сохранить важнейшее Откровение человечеству о пришествии на Землю Спасителя мира – Христа, Который освободит человека от рабства греху».

Бог или человек

Как уже упоминалось выше, что если Иисус был человеком, то его национальность должна хоть как-то определяться, но если он был Богом, то, как следует полагать «у Бога нет принадлежности к той или иной нации».

В Библии нет упоминаний, где Иисус прямым текстом заявляет, что Он Бог. Но и человеком Он не является. Богом Христос был всегда, до сотворения вселенной, времени и пространства. Оценить масштаб Его существования человеческим мозгом сложно, а вернее, невозможно. Он является на 100% Богом и на 100% человеком. Тем самым выходя за границы понимания всех людей.


Церковь учит, что Иисус Христос обладает двумя природами — Бога и человека

То есть в Нем не совмещены обе природы, эти две сущности не создают полубога или получеловека. Понять подобное даже в современных реалиях невозможно. Бог неизменен, что на Земле, что на Небесах, Он обладает всеми качествами.

И углубляясь в данную тему, стоит заметить, что Иисус, приняв человеческий облик, стал полностью подобен людям. Во всем, кроме греховности. Христос безгрешен и совершенен и это главное отличие.

Интересно! Определить национальность путем установления Его природы нельзя. Так как это вызывает лишь больше вопросов, на которые человек ответить не в силах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]