Страстная пятница: в чем обвинили и за что казнили Иисуса Христа?
Страстная или Великая пятница – самый скорбный день для православных христиан. Церковь вспоминает последний земной день Иисуса Христа, который был предан Иудой и в мучениях умер распятым на кресте.
1
Почему распяли Иисуса Христа?
Согласно Евангелиям, в Страстную пятницу Иисуса Христа привели на высший суд в Древней Иудее – Синедрион. Шестью днями ранее Господь воскресил праведного Лазаря. Новость об этом мгновенно разнеслась по Иерусалиму. Иудеи, ожидавшие спасения от римлян-захватчиков, поняли, что явился Мессия, победивший смерть. Но не все уверовали в Бога. После чудесного воскресения между иудеями произошел радикальный раскол. Фарисеи и первосвященники возненавидели Иисуса и решили его убить.
В четверг, на Тайной вечере, Христос и его ученики совершали ветхозаветное празднование Песаха – Пасхи. В этот же вечер Христос предупредил о своей скорой гибели. Он знал, что его предаст один из учеников, а самому Иисусу предстоит принять мученическую смерть на кресте за людские грехи.
Согласно Евангелию, так и случилось. Предал Христа Иуда Искариот. После Тайной вечери под покровом ночи он сам явился к первосвященникам с вопросом, какое вознаграждение они готовы за эту «Кого я поцелую, Тот и есть!» – сказал предатель (Мф. 26:47-49; Лк. 22:47-48; Мк. 14:44-45). Сам он сумму не называл, чтобы не продешевить. Именно первосвященники назначили 30 сребреников, желая этим унизить Христа, ведь цена равнялась стоимости раба.
Схватили Иисуса в Гефсиманском саду. Спаситель и его ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн отправились в сад небольшого селения, именуемого Гефсимания, чтобы помолиться Богу-Отцу. Свою молитву Господь завершил словами: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».
Тут же в саду с фонарями и оружием в руках появились многочисленные стражники во главе с учеником-предателем. Подойдя к Иисусу, он сказал: «Радуйся, Учитель!» – и поцеловал его.
Иисус спросил у воинов, кого они ищут, и услышал ответ – Иисуса Назорея.
«Это я, как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Всякий день бывал я с вами в храме, уча открыто, и вы не поднимали на Меня рук и не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы», – отвечал Христос.
Иисуса связали, арестовали и повели на высший суд в Древней Иудее – Синедрион.
2
В чем обвиняли Иисуса?
Главным обвинением было то, что он называл себя Сыном Божьим. Первосвященники требовали его казни за «богохульство». Но только их слов было не достаточно. Вердикт предстояло вынести представителю римской администрации. В это время правителем провинции Иудея был Понтий Пилат.
«Я не нахожу никакой вины в этом человеке», – сказал Пилат.
Он даже решил спасти Иисуса через обычай отпускать одного из приговоренных к смерти накануне праздника иудейской Пасхи (Песаха). Но иудейские священнослужители не могли допустить спасения Христа. Они стали подстрекать толпу спасти разбойника и преступника Варавву.
4
Почему Понтий Пилат не освободил Иисуса?
Он опасался разъяренной толпы. Судья оправдал Варавву, а Иисуса приговорил к казни через распятие на кресте. Такая смерть считалась позорной. Затем Понтий Пилат умыл руки водой в знак того, что к происходящему не причастен.
Солдаты насмехались над Иисусом, предлагали спасти самого себя, если он действительно Царь Иудейский. Иисуса сначала бичевали, а затем в красной власянице и терновом венце заставили нести крест на гору Голгофу – Лобное место, где Он был вскоре распят.
«Отче! Прости им, ибо не знают, что делают», – говорил Христос о своих мучителях.
После того, как Иисуса приговорили к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам, сказав: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?». «И, бросив серебреники в храме, он вышел, пошёл и удавился» (Мф 27:5).
5
Тьма окутала город…
Когда пришли на лобное место, Иисусу предложили испить вина, чтобы притупить чувство боли. Но Иисус его не принял.
Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом. Обычно распятые мучились на кресте несколько дней, Иисус же умер к вечеру пятницы.
Вдруг солнце скрылось за тучами. Тьма окутала город и сотряслась земля, а в храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря. Так Иисус принял мученическую смерть и принес себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества.
По преданию, тело Иисуса было снято с креста вечером в пятницу с разрешения римского правителя Понтия Пилата. Ученики Христа, Иосиф Аримафейский и Никодим, в сопровождении Божией Матери и жен-мироносиц несли на руках умершего на кресте Спасителя. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера. В нее, по иудейскому обычаю, положили тело Иисуса. К двери гроба привалили большой камень.
Иуда Искариот После того, как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?»
6
Как проходит служба в этот день и почему нет причастия?
Самый скорбный день принято проводить в молитве, рекомендуется побывать на службе в храме. Но в этом году в связи с пандемией коронавируса богослужения рекомендовано смотреть онлайн.
В день страданий и крестной смерти Спасителя не совершается литургия, ведь причащение считается радостным событием для христиан. В Страстную пятницу проходит служба Царские часы. Это богослужение необычное, оно совершается только раз в году.
Обычно в 14-15 часов в центр храма выносится плащаница – вышитая на ткани или изготовленная печатным способом икона, основной сюжет которой – положение во гроб Иисуса Христа. Спасителя, по древнееврейскому обычаю, перед тем как положить в гробницу, омыли ароматными маслами и обернули погребальной тканью – плащаницей.
После этого читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы, затем прихожане храма прикладываются к плащанице.
Плащаница остается на том же месте до вечера Великой субботы.
7
Что нельзя есть в Великую пятницу? Страстная пятница – самый строгий день Великого поста. До захода солнца верующие ничего не едят либо придерживаются сухоядения. Фрукты, овощи, хлеб, вода – разрешены. Рыба, мясо, масло, молоко, яйца, алкоголь – под запретом.
8
Чего нельзя делать в Страстную пятницу?
В Страстную пятницу запрещено злиться, ругаться. Запрещено петь песни, танцевать и веселиться. В этот день не рекомендуется делать работу в саду и огороде. Считается, что тогда не будет урожая.
Если вы не можете отложить работу, то священнослужители рекомендуют выполнять ее с мыслью о распятии и страданиях Иисуса Христа на кресте.
Единственное исключение в работе – можно печь пасхи и красить яйца. Но делать это можно лишь натощак и после молитвы Отче наш.
https://www.amic.ru/news/
Кого распяли римляне вместо Иисуса?
События вокруг последних дней пребывания Исы, сына Марьям, мир им обоим, на земле покрыты тайной. В четырёх канонизированных Евангелиях мы читаем, что Иисус был распят на Голгофе, за городскими стенами Иерусалима (Мф. 27:33—38, Мк. 15:22—27, Лк. 23:33—43, Ин. 19:17-25).
Идея крестной жертвы Христа занимает центральное место в христианском вероучении, и апологеты христианства болезненно реагируют на любые попытки поставить под сомнение историчность распятия Христа. Отсюда и отношение к так называемому Евангелию от Варнавы, в котором сообщается, что вместо Иисуса был казнён Иуда Искариот, принявший в момент ареста облик Учителя, а сам Иисус был спасён ангелами и вознесён на третье небо. Этот документ известен по меньшей мере с 16-го века и сохранился лишь частично, а его авторство невозможно доказать. Впрочем, на Втором Ватиканском соборе (1962-1965) церковь признала, что авторы канонических Евангелий тоже неизвестны. Иными словами, мы не знаем, кто именно из церковных отцов составил тексты, в которых описывается распятие Иисуса, а археологических или иных подтверждений этого события нет. Между тем мусульмане верят, что пророк Иса не был убит и не был распят, и давайте посмотрим, что говорится об этом в Священном Коране.
В Коране особое место отводится рассказу о матери Иисуса — Марии, или Марьям, как она именуется в Коране. В нём также описывается непорочное зачатие Иисуса и его рождение, его первое чудо, когда он заговорил и заступился за свою мать, ещё будучи грудным младенцем. Среди прочих его чудес упоминается и трапеза, которую Аллах ниспослал с неба апостолам Иисуса. В Коране также говорится о вознесении Иисуса на небеса и разногласиях по поводу его вознесения и содержатся указания на его второе пришествие на землю. То есть пророчество Иисуса считается важнейшей вехой в истории человечества и с точки зрения Ислама. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, также говорил, что между ним и между Исой не было других пророков [Абу Давуд 4324].
Что же касается распятия Христа, то в Коране мы читаем: «Но они не убили его и не распяли, а это только представилось им» (сура 4 «Женщины», аят 157)
. То есть Коран в категоричной форме отрицает любые заявления о том, что Иисус был убит или распят. А вот что означают слова «а это только представилось им»?
К сожалению, до нас не дошли высказывания Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, которые пролили бы свет на события того дня. Возможно, он рассказывал об этом своим сподвижникам, а возможно, они довольствовались тем, что уже было сказано в Коране, не вдаваясь в подробности. Христиан в окружении первых мусульман почти не было. По соседству с ними в Медине жило много иудеев, а христиан почти не было, а значит, не было и споров по поводу распятия Христа. А когда в Медину прибыла делегация христиан из Наджрана, обсуждался вопрос о природе Христа, а не о его распятии.
Как бы то ни было, ввиду отсутствия пророческих хадисов о том, что именно произошло в тот день с пророком Исой, мир ему, комментаторы Корана расспрашивали об этом христианских и иудейских учёных, с которыми они встречались. Эти предания сохранились в ранних мусульманских источниках, и они представляют огромный интерес для понимания раннего христианства.
Так, имам ат-Табари в своём тафсире приводит несколько версий, и суть их сводится к тому, что когда римские солдаты окружили дом, в котором Иисус находился вместе со своими апостолами, Аллах изменил его внешность, а его внешность была дана другому человеку, которого и схватили солдаты. В одних преданиях говорится, что внешность Иисуса была дана сразу всем присутствовавшим в том доме, в других — что внешность Иисуса принял только один из апостолов, который добровольно вызвался умереть вместо Учителя. Так это было или иначе — у нас нет ясного знания об этом, и Коран требует от нас лишь уверовать в то, что Иисус не был распят и не был убит. Причём первосвященники и книжники, которые требовали от римлян казни Иисуса, поняли, что что-то пошло не так, как они хотели. Они заметили, что мужчина, которого схватили солдаты, отличался телосложением от Иисуса. И когда того распяли, они догадывались, что это не был Иисус. В Коране так и сказано об этом: «Они не были уверены, что убивают его» (сура 4 «Женщины», аят 157)
.
Таким образом, мы точно знаем, что замысел иудеев не увенчался успехом и римские солдаты не смогли схватить Иисуса. Произошло нечто удивительное, и вместо пророка Аллаха солдаты схватили другого человека, вероятно, одного из его апостолов. Иудеи догадались, что произошло что-то странное, и когда того человека убили, они не были уверены в том, что это Иисус. А тем временем самого Иисуса Всевышний Аллах вознёс на небеса. Это было телесное вознесение, но мы не знаем точно, в каком состоянии находился Иисус: был ли он погружён в сон или бодрствовал. В Коране на этот счёт сказано: «О Иса, Я заберу твою душу и вознесу тебя к Себе» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 55)
. А в другом месте Коран гласит устами пророка Исы: «А после того, как Ты забрал мою душу, Ты наблюдал за ними. Ты всему Свидетель»
(сура 5 «Трапеза», аят 117)
.
Глагол таваффа, который встречается в этих двух аятах, было непросто перевести. Много лет назад, работая над переводом тафсира, я согласился с вариантом «упокоить», предложенным академиком И. Ю. Крачковским. Это удачный вариант, поскольку в зависимости от контекста слово «упокоить» может приобретать дополнительные оттенки. Тем не менее позднее я отказался от него и перевёл аят из суры «Семейство Имрана»: «Я заберу твою душу». В русском языке есть ещё слово «покончить», и оно очень близко по смыслу к глаголу таваффа, но совсем не подходит для данного контекста. Поэтому я остановился на варианте «забирать душу», тем более что в Коране глагол таваффа употребляется в значениях «усыплять» (сура 6 «Скот», аят 60)
, «умертвлять»
(сура 6 «Скот», аят 61)
, «забирать душу»
(сура 39 «Толпы», аят 42)
. То есть слово вафат может означать «смерть» или «сон», и в обоих случаях речь идёт о том, что Всевышний забирает душу человека, полностью или частично.
Какой же вид вафата имеется в виду, когда речь идёт о вознесении пророка Исы? Одни комментаторы считали, что это был сон, то есть Аллах погрузил его в сон и в таком состоянии вознёс его на небеса. Другие считали, что в аяте «О Иса, Я заберу твою душу и вознесу тебя к Себе» имеет место сознательное изменение порядка слов для того, чтобы обратить внимание на важность предмета речи. То есть вначале пророк Иса был вознесён на небеса, а потом Аллах заберёт его душу, и произойдёт это после его второго пришествия.
Есть ещё одно мнение, в котором не учитывается семантика глагола таваффа. Из него следует, что слова إِنِّي مُتَوَفِّيكَ وَرَافِعُكَ إِلَيَّ означают «Я заберу тебя и вознесу к Себе», то есть просто заберу с земли, без всякого сна или смерти. Этому мнению отдал предпочтение имам ат-Табари. Но я предпочёл перевести «Я заберу твою душу», потому что перевод «Я заберу тебя» не оставляет возможности для интерпретаций. Мой метод перевода Корана в том и заключается, что если какой-либо аят имеет разные истолкования, если ранние комментаторы понимали его по-разному, то это следует отразить в переводе. Конечно, если получится. А получается не всегда. И тогда приходится на эти разные мнения указывать в комментариях.