На этом уроке мы узнаем о жизни Иисуса, когда Он был мальчиком. Библия не говорит много о Его жизни между Его рождением и служением, но у нас есть один отрывок, найденный в евангелии от Луки 2:41-52.
Ключевые моменты:
- Иисус был человеком и рос так же, как и мы.
- Иисус любил Слово Божье и Божий дом.
- Мы должны быть осторожны, чтобы никогда не забывать Иисуса.
lesson guide video in English
Руководство к уроку:
Начните урок с того, что вспомните о том, что дети уже знают про Иисуса. Спросите своего ребенка, помнят ли они, где родился Иисус? В Вифлееме. Скажите, что прожив некоторое время в Египте, чтобы спрятаться от царя Ирода, Иосиф, Мария и Иисус, вернулись в Назарет. Подчеркните, как Иисус жил обычной жизнью, как мы. Он имел завтрак, обед и ужин. Скажите, что у Марии и Иосифа были и другие дети. Иисус вырос в обычной семье. Объясните, что Иисус посещал школу при синагоге, чтобы узнать о Ветхом Завете.
Прочитайте Луки 2:40. Поговорите о том, как рос Иисус:
- 1) Он возрастал в мудрости. Он учился чему-то в школе, синагоге (церкви) и у других.
- 2) Он рос физически. Он хорошо ел и был в форме, чтобы вырасти большим и сильным.
- 3) Он возрастал духовно. Он учил Библию, молился и любил Бога.
- 4) Он возрастал социально. Он подружился и относился к другим так, как хотел, чтобы с ним обращались.
Поделитесь, как мы должны также расти в этих сферах. Приведите примеры того, как мы можем возрастать в этих сферах. Попробуйте найти некоторые старые фотографии или одежду вашего ребенка, чтобы напомнить о том, как он вырос физически. Дайте ему несколько простых задач, чтобы сделать, такие как покушать самостоятельно, и скажите, что он не мог сделать это, когда был ребенком.
Поделитесь, что когда Иисусу было 12 лет, он отправился со своей семьей в Иерусалим, чтобы отпраздновать Пасху. Примечание: Для дошкольников, двенадцать лет это много. Они могут даже думать о таком человека не как о ребенке. Попробуйте привести пример кого-то, кого вы знаете и кому 12 лет. Если вы проводите урок в церкви, можете пригласить кого-то двенадцатилетнего зайти в ваш класс.
Поговорите о том, как закон требовал от людей праздновать Пасху и некоторые другие праздники. Поговорите о Пасхе и о том, как Бог спас свой народ из Египта. Подумайте о некоторых праздниках, которые мы празднуем, и о том, чему они учат нас о Боге. Рождество, Пасха, Пятидесятница и т.д.
Поделитесь, как на обратном пути из Иерусалима Мария и Иосиф заметили, что Иисус пропал. Вы можете поделиться историей о потере или о вымышленном персонаже, который заблудился в супермаркете. Подумайте об эмоциях ребенка и родителей. Поговорите о том, как это всегда важно, чтобы мы были рядом с нашими родителями и держали их за руку в многолюдных местах, чтобы не заблудиться.
Подумайте о случаях, когда мы забываем об Иисусе. Может быть, мы делаем что-то плохое, зная что Иисусу это не понравится, забываем молиться и думать о том, что почитает Его.
Поговорите о том, как Мария и Иосиф везде искали Иисуса, и они нашли Его в храме, среди учителей. Поделитесь, что, хотя Он был молод, Он любил Библию и хотел говорить об этом с другими. Расскажите своему ребенку, как вам нравится, когда он делится тем, что узнал из Библии с вами.
Поделитесь, как Иисус вернулся домой с Марией и Иосифом. Иисус знал, как важно было повиноваться своим родителям.
Странная дата
Начнём с года. Ведь именно от этой даты принято считать наступление новой, или «нашей» эры. По установившейся системе счисления лет «нулевой» год отсчитывается от времени казни: если в момент распятия Иисусу было 33 года, то и родился он ровно 33 года назад. При императоре Августе. В правление Ирода Великого. С Октавианом Августом никаких сомнений не возникает — он стал императором в 27 году до нашей эры и скончался в 14 году уже нашей эры. Но Ирод умер в 4 году до нашей эры! Следовательно, Иисус никак не мог родиться в нулевом году, то есть в 1 году нашей эры, поскольку Ирод уже четыре года покоился в саркофаге. Иудеей правил его сын Архелай. Но все Евангелия упорно твердят: Ирод был вполне ещё жив. Именно он начал избиение младенцев, чтобы добраться до того особенного, которому, как он понял из рассказов волхвов, суждено воссесть на престол Иудеи. По византийской версии церковного предания, было убито 14 тысяч детей, по сирийской версии — аж 64 тысячи! Впрочем, ни один из античных историков, не отрицая исключительной жестокости царя, не упоминает о массовом избиении младенцев. Да и в Евангелиях наряду с «бегством от расправы» упоминается и другая, вполне понятная версия перемещения семьи Иосифа из Назарета в Вифлеем — обычная перепись населения, которая периодически проводилась в римских провинциях. Перепись велась в крупном Вифлееме, куда должны были явиться жители более мелких населённых пунктов. Иосиф с беременной женой вынужденно оказались в этом людском потоке и нашли единственное место для ночлега — хлев. Перепись — и это известно точно — проводилась в 7 году до нашей эры. Да, Ирод в том году был жив, хотя рассудок у него основательно помутился. Всех, кого мог, он подозревал в заговорах. Даже казнил двух своих сыновей, чтобы не узурпировали трон. Иисус появился на свет, вероятнее всего, именно в 7 году до нашей эры. А вот по каким причинам его семья отправилась из Вифлеема не обратно в Назарет, а в Египет — об этом ничего не известно. Может, просто из страха, что сегодня всех перепишут, а завтра придут и убьют. Ничего хорошего ни от спятившего царя, ни от римлян простой народ не ждал.
Особый ребёнок
И Евангелие младенчества, и Евангелие детства от Фомы на вопрос, каким ребёнком был мальчик Иисус, отвечают одинаково — особенным. Он совершенно не понимал границы между добром и злом и не умел соизмерять собственные сверхъестественные силы. Сначала после возвращения домой Мария держала ребёнка дома, не позволяя играть со сверстниками. Но Иосиф настоял, что тому необходимо общение. Иногда это общение было вполне дружеским, но стоило кому-то возразить Иисусу, Тот реагировал быстро и смертоносно. Как-то играл Он с другими детьми на берегу ручья, лепил из грязи птичек и тут же их оживлял. Подошёл другой мальчик, стал затаптывать лужицы — мол, нельзя в субботу ничего делать. Иисус поглядел на него и заявил: «Как ты иссушил мои лужицы, так и иссохнешь сам». Мальчик иссох и умер. Когда какой-то мальчишка Его сильно толкнул, Он тут же сказал: «Упади сам и не вставай больше». Ребёнок упал и умер. Родители побежали с жалобами к Иосифу, но Иисус мгновенно поразил их слепотой. Некоторые чудеса были впечатляющими, но безобидными. Однажды Он зашёл в мастерскую красильщика и кинул в чан все ткани, предназначенные для окраски в разные цвета. Красильщик рассердился, что Тот испортил ему работу. Тогда Иисус стал вытаскивать из чана ткани того цвета, который был нужен. В плотницкой мастерской отца Он не придерживался необходимых для изготовления мебели размеров, а Своим словом укорачивал или удлинял детали. Как-то Иосифу заказали сделать трон для местного царька, и трон получился немного уже, чем требовалось. Иисус не растерялся. Он велел отцу взяться за одну сторону, Сам схватился за другую, и они «растянули» трон до нужной ширины. Во время весеннего сева Иисус бросил в землю всего одно зерно, чем сильно удивил земледельцев и Свою семью. Но в конце лета это зерно дало такой урожай, что Иисус смог накормить безвозмездно всех бедняков. В детстве Иисус любил играть в иудейского царя. Ему на голову надевали венок из цветов и трав, а Он сидел на «троне» и принимал от детей подношения. Однажды Он превратил детей в барашков и, только увидев ужас на лицах матерей, вернул им человеческое обличье. В другой раз одного из мальчиков во время игры укусила змея, родители перепугались и не знали, что делать. Иисус, приняв вид царя, приказал всем — и детям и взрослым — взять укушенного на носилки и идти к змеиному гнезду, там Он велел змее подползти к ребёнку и выпить из ранки весь яд. Ребёнок исцелился, а змея умерла. С братом Иаковом, которого укусила ехидна (гадюка), Он поступил ещё проще — просто подул на ранку и вылечил. Об Иисусе пошла слава как о маленьком колдуне. Люди Его боялись. Стоило случиться беде, и все сразу указывали на Иисуса. Как-то во время игры на крыше один мальчик упал и разбился насмерть. Стали обвинять Иисуса, потому что Тот злой. Иисус пообещал, что мёртвый мальчик сам скажет, кто виноват. Он оживил мёртвого, и мальчик признался, что упал сам. В конце концов Иосиф решил, что Иисусу пора учиться. И пришёл к нему учитель Заккей, который должен был обучить ребёнка грамоте. Начал он, как положено, с буквы алеф, первой в еврейском алфавите. Потом хотел перейти ко второй букве — бет, но Иисус потребовал, чтобы сначала учитель объяснил значение буквы алеф. Учитель взял палку, но Иисус стоял на своём — мол, сначала объясни, а потом я назову вторую букву бет. Заккей не мог ничего сказать о значении буквы алеф, это сделал за него сам Иисус — Он объяснил Заккею и значение буквы алеф, и значение других букв, и разницу в их начертании. По Евангелию младенчества, потрясённый Заккей явился к Иосифу и отказался учить Иисуса, поскольку Тот знает больше, чем он сам. Второй учитель, которого нашёл Иосиф, оказался благоразумнее: он сразу разглядел в Иисусе маленького мудреца. Ни Евангелие от Фомы, ни Евангелие младенчества не были приняты официальной церковью. И понятно почему. Такой Иисус, творящий зло, а не послушный и ласковый пастушок, пасущий овечек на зелёном идиллическом холме, церкви был совершенно не нужен. Он ощущал себя Богом, вёл себя как Бог. Но ведь Он был ещё мальчиком и ещё не понял Своего предназначения — не так ли? Или возраст для Бога не имеет никакого значения?
Иосиф и Мария
122:1.1 (1344.4) Иосиф – земной отец Иисуса (Иешуа бен Иосифа) – был иудеем из иудеев, хотя в нём было много нееврейской крови, время от времени вливавшейся в его генеалогическое древо прародителями по женской линии. Предки отца Иисуса уходили своими корнями ко временам Авраама и через этого досточтимого патриарха – к еще более древним наследственным линиям, восходившим к шумерам и нодитам, а через южные племена древнего синего человека – к Андону и Фонте. Ни Давид, ни Соломон не были прямыми предками Иосифа, а его родословная не восходила к самому Адаму. Непосредственные предшественники Иосифа были мастеровыми – строителями, плотниками, каменщиками и кузнецами. Сам Иосиф был плотником, впоследствии – подрядчиком. Его семья принадлежала к древнему и известному роду благородных простолюдинов, в котором время от времени появлялись незаурядные индивидуумы, отличившиеся в области развития религии на Урантии.
122:1.2 (1345.1) Мария – земная мать Иисуса – являлась потомком древнего рода, и среди ее уникальных предков были многие из самых прославленных женщин в истории урантийских рас. Хотя Мария была обыкновенной женщиной своего времени и поколения и обладала вполне нормальным темпераментом, среди ее предков были такие знаменитые женщины, как Аннон, Фамарь, Руфь, Вирсавия, Анси, Клоя, Ева, Энта и Ратта. Ни у одной еврейской женщины того времени не было родословной, в которую входили бы более знаменитые прародители или которая восходила бы к более благоприятным истокам. Род Марии – как и род Иосифа – отличался преобладанием сильных, но обыкновенных индивидуумов, среди которых периодически появлялись многие личности, внесшие большой вклад в развитие цивилизации и прогресс религии. С расовой точки зрения, Марию едва ли можно считать еврейкой. По своей культуре и вере она была еврейкой, однако по своей наследственности она являлась скорее смесью сирийских, хеттейских, финикийских, греческих и египетских кровей, обладая более широкой расовой наследственностью, чем Иосиф.
122:1.3 (1345.2) Из всех пар, живших в Палестине во времена предполагавшегося посвящения Михаила, Иосиф и Мария обладали наиболее идеальным сочетанием богатого расового наследия и обычных личностных качеств. По плану Михаила, он должен был появиться на земле как обычный человек – такой, которого могли бы понять и принять простые люди. Поэтому в качестве его будущих посвященческих родителей Гавриил выбрал именно таких людей, как Иосиф и Мария.
О премудрости и благодати
Канонические Евангелия о многом умалчивают. Например, ничего не понятно с семьёй Иосифа. Иисус считается единственным сыном Марии, которого она непорочно зачала и непорочно родила. Хотя совсем обойти вопрос братьев и сестёр Иисуса, особенно в начальные века христианства, было очень сложно, ведь первым епископом Иерусалима был Иаков, родной брат Иисуса. А кроме Иакова, у Иисуса было ещё три брата и две сестры. Дети Марии, родившиеся позже Иисуса. Дети, биография которых совершенно не интересовала церковь. Напротив, в церковной традиции они стали либо кузенами и кузинами, либо детьми Иосифа от первого брака. Почему так вообще могло случиться? Искать ответ нужно как раз в апокрифических евангелиях. Там чёрным по белому написано, что свою семью Иисус не любил, родителей не считал родными. То есть в этой семье Он ощущал себя как подрастающий кукушонок, дитя в чужом гнезде. Недаром всё детство и отрочество в официальных Евангелиях вместилось в одну строку: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать божия была на нём». Ибо, если вдаваться в детали этой премудрости и благодати, ничего человеческого от образа привычного нам Иисуса не останется. А то, что явится вдруг перед глазами, — непостижимо. Может, именно поэтому 30 лет Его жизни, детство, отрочество, юность и молодость оказались за пределами церковных текстов. Ибо сказать, что жизнь Иисуса была такой же неприметной, как и у обычных людей, это всё равно что не сказать ничего. А говорить об особенностях воззрений этого человека и метаморфозах личности того, кто воссел одёсную Царя Небесного — совершенно недопустимо. Богов не обсуждают, им поклоняются. И как христиане ни любили рассказывать в житиях о детстве мучеников и святых, для Иисуса они сделали исключение. Не обмолвились ни словом.
Журнал: Загадки истории №3, января 2021 года Рубрика: Историческое расследование Автор: Елена Филимонова
Метки: Загадки истории, жизнь, церковь, христианство, Иисус Христос, евангелие, апокриф, детство
- Назад
- Вперед