Известные сведения о Енохе
Энох родился в семье ветхозаветного патриарха Иареда, прославленного тем, что прожил вторую по продолжительности жизнь среди всех библейских потомков. Ее срок составил 962 года. Сам Енох прожил только 365 лет, но по наполненности жизни превзошел отца. Род Еноха подробно описывает Википедия, и согласно рукописям, он:
- седьмое поколение после появления Адама;
- отец Мафусаила, прожившего больше всех среди библейских жителей (969 лет);
- прадед Ноя, ставшего родоначальником человечества после Потопа.
Неудивительно, что Ной, избранный остаться живым после Потопа за свою высочайшую праведность, был потомком Еноха. Ведь сам его предок в свою очередь был вознесен Господом над смертью именно за исключительное благочестие. Чего не отрицает сама Библия, согласно которой патриарх был «взят на небо», а не «умер», как остальные.
Когда Эноху было 12 лет, к нему спустились ангелы, которые облекли его в белые одежды и увели с собой наверх, где показали всю жизнь небесных существ. Гость получил письменные принадлежности, и наказ учиться письму самому и учить ему людей. По возвращении библейский патриарх стал первым писцом на Земле и посланником Ангелов.
Свои знания он нес людям, рассказывая им об увиденном на небесах, а его пророчества стали настоящим откровением. Вот только многое там оказалось неугодным последующим представителям религии, ибо открывало совсем другую картину бытия.
Происхождение пророческих текстов
В обобщающий современный термин книга Еноха входит три не связанных друг с другом произведения, которые относят к авторству библейского пророка.
Енох — седьмой патриарх (предок Иисуса Христа во плоти) начиная от Адама, отец Мафусаила, дед Ноя. По тексту Библии прожил на земле 365 лет, после чего живым был призван к Творцу. По свидетельствам некоторых православных источников жил за 4 тыс. лет до н. э.
Наибольший интерес, не связанный с книгами, вызывает факт смерти Еноха. В еврейских текстах за угодное Богу поведение Творец переселил его к себе, избавив от смерти. Пророк не познал таинства смерти. По преданиям он должен вернуться на землю во время Второго Пришествия, чтобы вернуть долг природе, т. е. умереть.
Фреска Енох и Господь в соборе св.Петра в Ватикане
Первый том
Первая книга Еноха — произведение III века до н. э., целиком сохранившееся до наших дней на эфиопском церковном языке Геэз. Поэтому её часто называют Эфиопской.
В науке первое произведение пророка относится к псевдоэпиграфическим текстам, т. е. их авторство приписывается библейскому герою, но по факту они написаны другими людьми. Сегодня признаётся каноническим текстом только Эфиопской православной церковью. В иудаизме и других христианских течениях не относится к каноническим библейским текстам.
Старинный манускрипт первой книги Еноха
Второй том
Вторая книга Еноха часто называется Славянской. Можно встретить название Славянский апокалипсис Еноха. По аналогии с эфиопской версией эта редакция источника получила своё название, т. к. её полные версии сохранились только на славянских языках.
Временем написания чаще называется I век н. э. В произведении изложены деяния и жизнь пророка. Центральное место в произведении уделено концу света.
Третий том
Третья книга Еноха или Книга небесных Дворцов — произведение III или IV веков н. э. Книга по языку сохранившейся версии часто называется Еврейской. Произведение оформлено в форме беседы рабби Ишмаэля Бен Элиша с архангелом Метатроном о судьбах человечества и земли. Считается ведущим еврейским мистическим произведением. Основа сюжета — вознесение Еноха и его превращение в архангела Метатрона, с которым и ведёт беседу рабби.
1 и 3 книги связаны сходством некоторых сюжетных линий, а 2 — никак не переплетается с двумя другими произведениями. Все 3 книги объединяет привязка к библейскому персонажу, о котором повествуется в тексте.
Иллюстрации к книгам Еноха о происхождении сынов Божьих
Краткое содержание Первой книги
Первая книга тайн Еноха стала доступна широкому миру только в 18 веке, когда в Абиссинии были найдены рукописи, содержащий полный текст оригинала на эфиопском языке. В таком виде рукопись была принята за канон и официально вошла во многие религиозные библиотеки. Не признана она была правдой только Ватиканом.
Содержание ее, действительно, неоднозначное – речь об истинных причинах происхождения Великого Потопа, который спровоцировали не люди, а сами Ангелы. Энох пишет о том, как 200 близких служителей Бога обратили внимание на то, сколь привлекательны земные женщины, и решили спуститься к ним, чтобы стать их мужьями. С точки зрения Творца, его приближенные усомнились в величии божественного, избрав мир похоти и смертных. Поэтому все эти ангелы были названы падшими.
От союза падших и смертных женщин появились исполинские нефилимы. Жуткие существа, достигавшие 150 метров в высоту, пожиравшие все вокруг, включая обычных людей. Однако Библия преподносит этих созданий, как Божьих Сынов, сильных и умных.
Спустившиеся к людям высшие передали смертным знания, которые не принесли свет, а родили насилие и грех. Потомки Адама научились изготавливать оружие, убивать им все живое. Процветала противная свету черная магия, разрушительные науки. Люди постепенно превращались в злых, алчных, порочных существ, перенимая знания падших, не предназначенные для человеческих натур.
Бог не мог видеть подобное извращение своего творения, посему задумал очистить землю от грешников. Своих падших слуг он низвергнул во Тьму, а смертных смыл губительным потопом.
Сегодня читать и слушать Первую или Эфиопскую книгу Еноха можно свободно в Интернете. Однако поразительное в ней не только то, насколько правдиво она корректирует известные библейские сюжеты, а то, что во времена летописца многое из описанного было пророчеством, а не летописью.
Примечания
- ↑ 123
Енох, Энох // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892. - ↑ 123Али-заде А. А.
Идрис // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0) - ↑ 12
Енох // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - например, в Синодальном переводе Быт. 5:24
- ↑ 123456789
Ханох // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913. - Абу-ль-Фадль Аллами, Акбар-наме, Том 1, Глава 14, Глава: ИХНУХ, пер. группы переводчиков под рук. И. О. Клубковой
- Книга Яшера, глава 2:37
И Малелеэл, сын Каинана, пожил шестьдесят пять лет, и он породил Йареда; и Йаред пожил шестьдесят два года, и он породил Хенока.
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Метатрон
- Библия, пересказанная детям старшего возраста. Ветхий завет, М.: Директ-Медиа, 2014, с.159
- ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
- Просветитель (Иосиф Волоцкий), Слово десятое.
- Быт. 5:18
- Енох // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- «Книги Еноха. Тайны неба и земли». ЭКСМО. М. 2003, с. 35
- 3 Енох, 4: 1 — 2 и след.
- Послании (Иуд. 1:14)
- Быт.
«Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил
Енох
пред Богом
, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было
триста шестьдесят пять
лет. И
ходил
Енох
пред Богом
; и не стало его, потому что Бог
взял его
».
— Быт. 5:21-24- «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
» (Быт. 6:9) - Евр. 11:5
- Книга Юбилеев, Глава 4, абзац 3:
…взял он себе жену именем Адни, дочь Даниала, дочь сестры его отца. И … она родила ему сына, и он нарек ему имя Мефусалаг.
- Мхитар Айриванеци, Хронографическая история — Второй труд, 1287
Енох и Яднер, 165 лет, родили Мафусаила.
- Быт. ,Быт. 9:29
- Книга Яшера ссылка, глава 3, абзац 13
И потомки Хенока эти: Матушлах, Элиша и Элимелек, три сына; и их сестрами были Мелка и Наама,
- КНИГА ПРАВЕДНОГО, глава 3, абзац 13
И вот родословие Еноха, Мафусал, Елисей и Елимелех, трое сыновей, а их сестры были Мелка и Нама. И жил Мафусал восемьдесят семь лет и родил Ламеха .
- Книга Яшера в переводе Breanainn ссылка, глава 4, абзац 11
И Ламеку было сто восемьдесят лет, когда он взял Ашмуа (Ashmua), дочь Елишая (Elishaa), сына Хенока, его дяди, и она зачала.
- КНИГА ПРАВЕДНОГО в переводе неуказанного переводчика с перевода на английский Моисея Самуэля, глава 4, абзац 11
И Ламех был ста восьмидесяти лет, когда он взял Ашмуа, дочь Елиши сына Еноха, дяди его, себе в жены, и зачала она .
- Быт. 5:23
- Марьям 19:57, 58 (Саблуков)
- Eusebius, Praeparatio evangelica[en], IX, 17
- Быт. 5:22-24
- ср. Евр. 11:5
- Диакон Петр Михалев.
Восходили ли Енох и Илия на небо? Православие.ру, 2.8.2012. - Шамин С. М.
«Сказание о двух старцах»: к вопросу о бытовании европейского эсхатологического пророчества в России // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2 (10). — С. 221—248. - Beresch. r., XXV, 1
- Синодальный перевод: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. […] И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего
над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.
» - «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! вот, Я возьму
у тебя язвою утеху очей твоих […] вечером умерла жена моя
» - Beresch. r., ib.
- Раннехристианский апокриф «Вознесение Исаии» («Исаии пророка Вознесение») — краткий рассказ о преследовании и казни Исаии.
- היכלות רנתי, ספר חנוך,ספר היכלות, חיי חנוך изд. Jellinek’а в Бет-Гамидраше, II, IIΙ, ΙV, V.
- «Phaleg et Canaan», II, 13
- Рrоv., VI, 10
- см. Дильман, Август, Die Genesis, 1886, 115
- Быт. 4:17
- полный текст на эфиопском языке был издан Августом Дильманом, 1853
- Иуд. 1:14–16
- Ен.1:9
Вторая или Славянская книга
Вторая рукопись, написанная знаменитым старцем, не имеет ничего общего по содержанию с первой, но это столь же запретная книга Еноха, которую так не любит Христианская церковь. Другое название книги – Славянская, а также Книга Тайн.
Славянской рукопись называют только за то, что она к настоящему времени сохранилась лишь на ветхославянском языке. Эта запрещенная книга Еноха рассказывает об еще более смущающих церковных мужей вещах – о путешествии автора на небеса и об устройстве верхнего мира, которое он видел собственными глазами.
В подробном описании небесной иерархии Енох ярко раскрывает тайны земли и неба, не похожие на привычные церковные рассказы. Согласно Славянской книге, мир над землей делится на 7 небес:
- первое – хранилище погодных стихий, центр управления движением звезд;
- второе – здесь наказанные за проступки ангелы ждут в неволе отпущения грехов в молитвах;
- третье – рай для праведных смертных, который ждет их после жизни, именно здесь растет знаменитое Древо Жизни, однако здесь же есть холодный уголок для грешников;
- четвертое – центр управления движением Солнца и Луны;
- пятое – здесь праведные Ангелы пытаются отмолить неправедных собратьев в круглосуточных службах
- шестое – место жизни и службы 7 херувимов и 7 серафимов, следящих за порядком в мироздании, среди людей, среди народов;
- седьмое – обитель Творца, где стоит его трон, окруженный великой ратью серафимов и херувимов, отсюда Господь руководит миром.
Повествователь был призван к самому престолу Всевышнего, но только от голоса его гость упал без чувств. Праведника привели в чувство архангел Гавриил и архангел Михаил. После 30 дней и 30 ночей Бог рассказывает Еноху все о том, как был создан мир, и что его ждет впереди.
Чем не понравилась книга церкви? Тем, что ее полная версия подробно описывает мир, подозрительно напоминающий мир пришедших из других цивилизаций, а не Единого создателя.
Причины исключения из Библии
Как уже говорилось выше, первый том не является каноническим библейским произведением в католицизме, православии, иудаизме. Здесь таится загадка. Первый текст на ранних этапах развития христианства являлся авторитетным произведением, на которое ссылались многие авторы. Куски текста прямо цитируются в новозаветном Послании Иуды. Отсылки к событиям, изложенным в рассматриваемом произведении, есть у апостола Петра, Климента Александрийского, Оригена и Тертуллиана. Произведение в первые столетия н. э. было широко распространено и пользовалось популярностью. Разберёмся, почему книга Еноха не вошла в Библию.
В 343 году состоялся Лаодикийский собор иерархов христианской церкви. На соборе было принято два важных решения:
- Строго определялся состав Ветхого и Нового Заветов. Рассматриваемая книга не вошла в этот список. Произведение приобрело статус апокрифа, т. е. содержащего критические отступления по содержанию и смысловой нагрузке от общепринятого канона библейских текстов.
- В церквях запрещалось читать библейские книги, которые не вошли в канон. Таким решением церковные иерархи унифицировали и упорядочили библейские тексты.
Первый труд пророка также никогда не имел канонического статуса и у иудеев. Но почему книга не была включена в библейский канон? Ответ прост. она апокрифическая, т. е. в её тексте содержатся факты, противоречащие и не соотносящиеся со сведениями, которые содержатся в канонических текстах Ветхого и Нового Заветов.
Перевод из книги Еноха об устройстве мироздания
Ключевым фактом, который повлиял на исключение книги знания Еноха из канона, стало время появления документа.
Первые тексты Библии увидел свет при Моисее 3,5 тыс. лет назад, а труд Еноха датируется 4 тыс. лет. Текст не мог написать сам пророк, т. к. библейских текстов ещё не существовало.
Книгу написал от лица патриарха кто-то другой. Но неизвестно кто. Из-за этого иерархи церкви усомнились в подлинности и божественном происхождении текста. Он был исключён из перечня канонических.
Ещё один аспект, который повлиял на решение — слишком мистическое содержание произведения. Книга переполнена свидетельствами прямого общения героя с божественными силами.
Третья книга Еноха
Третья, Еврейская или Дворцовая книга патриарха считается не личным его творением, а рукописью, основанной на его знаниях. Эта часть уникальна тем, что подробно повествует о процессе превращения праведника Еноха в Верховного каббалистического Ангела Метатрона после того, как Бог забрал его навсегда на небо без смерти. В целом, вся книга посвящена ангелологии, космогоническому устройству мира, быту высших ангелов.
Из трех книг Еноха только первая считается его достоверным собственным творением. И именно она была внесена в Ветхий завет Коптской Эфиопской Церковью, благодаря чему сегодня этот труд доступен каждому желающему. В официальные каноны традиционной же Библии ни одна книга не вошла, несмотря на то, что ее с уважением цитируют многие известные религиозные очевидцы от Иуды и Моисея до преподобного Тертуллиана. И можно понять, почему.
Книга Еноха и отношение к ней
Текст Книги Еноха был надолго утрачен европейцами. Известно, что книга была знакома Тертуллиану и Оригену. Апокрифическая книга Еноха пользовалась в первые века христианства широкою известностью как, отчасти, в среде иудеев, так и, главным образом, в среде христиан, что в значительной мере обусловливалось крайне легковерным взглядом некоторых читателей на апокриф, как на произведение, действительно принадлежащее тому самому патриарху, имя которого оно носит, как на писание богодухновенное, каноническое. Такое доверчивое отношение к умело выбранному заглавию апокрифа могло иметь место только при полном отсутствии критической оценки произведения; серьезное же и близкое знакомство с книгой Еноха скоро привело ученых читателей к решительному убеждению в его подложности, а, следовательно, и в его неканоничности.
Енох
По мере того, как взгляд этот утверждался в обществе, апокриф псевдо-Еноха стал мало-помалу выходить из употребления и терять своих почитателей; поэтому с конца VIII в. совсем теряются любые исторические свидетельства об апокрифе вплоть до XVIII века, когда была открыта для Европы эфиопская Библия, где Книга Еноха входит в канон. Книга Еноха была представлена среди Кумранских рукописей 25 свитками. С тех самых пор книга много раз переводилась и переиздавалась. Первый перевод Книги Еноха был сделан с немецкого в 1888 году.
Опасности, скрываемые в книге
Чем так опасна скрытая Ватиканом книга ветхозаветного праведника, читать которую очень интересно? Достаточно ознакомиться с нею лично, как все вопросы об этом отпадут. Книги Еноха опровергают самые важные догмы, принятые Поздними Отцами Церкви:
- Бог един – Книги Еноха явно намекают, что известный Творец может быть лишь одним из многих.
- Грех – чисто человеческая слабость. Енохианские же записи указывают, что грех и насилие пришли свыше, от ангельских сущностей.
- Страшный суд будет вершить Господь. У Еноха его будет вести Человек, достигший высшего статуса праведности.
- Святость некоторых древних семей. В указанных трудах многие признанные праведными семьи подвергаются сомнению и критике.
- Отрицание мистики, как творения дьявола – ветхозаветный автор, напротив, воедино связывает мистику с божественным.
И наконец, описания небесных сфер Еноха сегодня все больше напоминают фантастический рассказ о посещении кораблей высокоразвитых пришельцев с их высокими технологиями. Только происходило это 4 тысячи лет назад. Очень сильный повод пересмотреть суть веры.
Енохианская магия
На основе записей патриарха было создано несколько отдельных учений. Самое известное из них – енохианская магия, основанная на контактах с ангелами. Многие понятия из нее, например, печать Еноха, делающая человека невидимым для небесных сущностей, или сигел Еноха, защищающий от нечисти, активно используются в повседневной жизни современных магов. Особенно это показательно в модной кинокультуре – в сериале «Сверхъестественное» часто применяются магические знаки Еноха, как часть работы.
На самом же деле запретные енохианские апокрифы повествуют о настоящей борьбе добра и зла, об истинном устройстве мира, без налета божественной назидательности. Они полны мудрости, жизненной философии бытия. И возможно, в будущем эти записи откроются с еще более поразительной стороны.