Литература
- Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. P., 1901. Brux., 1963r. T. 2. P. 501;
- Chronicon Anonymi ad annum Christi 1234 pertinens / Interpr. I.-B. Chabot. Lovanii, 1937, 1965r. P. 244. (CSCO; 109. Syr.; 57);
- MartRom. P. 96-97;
- Чичуров И. С. Визант. ист. сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 139 (коммент.).
- ActaSS. Mart. T. 2. P. 355-356;
- Уварова П. С. Христ. памятники Кавказа. М., 1894. (МАК; 4);
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 652;
- Janin R. Eutychius (2) // DHGE. Т. 16. Col. 92;
- Sauget J.-M. Euthichio (Eustazio) e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 322; PMBZ, N 1751;
- Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986;
- Абхазские сказки и легенды / Сост.: И. И. Хварцкия. М., 1994;
- Воронов Ю. Н. Распространение христианства в Абхазии. 1995. Ркп. С. 14 // Личн. архив Д. К. Чачхалия;
- Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды) // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5-19;
- Чачхалиа Д. К. Абхазская Правосл. Церковь: Хроника: Приб. М., 1997. С. 49-50;
- Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в 1-м тыс. Новый Афон, 2005. С. 21-23, 174-177, 221.
Почитание
Святейшего Евстафия почитают католики и православные. В средние века на месте встречи Плакида с оленем вблизи римского города Тиволи на скале Вультурелла была построена церковь Пресвятой Богородицы. До сих пор в Риме стоит старинный храм в честь Святого Евстафия, возведенный еще в 7 веке.
Во славу святого ежегодно в храмах 20 сентября (3 октября) проходит праздничная церковная служба. Празднования памяти Евстафия проводились в церквях Рима еще в 7 веке. В католицизме святой входит в святейшую группу, состоящую из четырнадцати святых помощников. Во времена средневековья Евстафия считали покровителем охотников и лесников. Святого почитали во многих странах Центральной Европы. Евстафий был покровителем Мадрида.
Православные христиане тоже считали Плакида своим святым. В честь него была построена церковь Эртацминда в Грузии. Евстафий считался покровителем грузинского царя Луарсаба Второго и полководца Саакадзе, разгромившего в 17 веке турков.
На Руси Плакиду считали воином-великомучеником, царским святым. В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора есть упоминание о Евстафии. С этим святым сравнивается креститель Руси Владимир. Князь, как и римский воевода, не побоялся язычников и встал на сторону Спасителя. Имя Евстафий даже получил сын Мстислава Черниговского (внук князя Владимира).