Многоглаголание, пустословие и любопытство


Празднословие — это обесценивание дара Божьего

Человек — создание уникальное, ведь правда? Много ли мы знаем животных, которые обладают речью? Да, наверняка кому-то из читателей приходилось слышать про разумное общение дельфинов или способности кошек к телепатии. Но это всё пока находится в области теорий, да и мало похоже на человеческую речь.


Цицерон — пример правильно использованного дара речи

Речь — это тонкий и очень возвышенный инструмент. Им можно создавать одухотворённые произведения искусства: романы, стихи, пьесы. Выступления Цицерона, ораторство Цезаря, книги Набокова, ставшие классикой двух языков, проповеди христианских подвижников — всё это настоящая сокровищница человеческой культуры. У Бога есть причины гордиться нами.

Устное и письменное творчество — это отражение в нас качества Творца. Общение — это проявление любви — ещё одного свойства Божественной природы, которая заключена в человеке. И всё это до безобразия обесценивается, когда превращается в пустой трёп — пустословие.

Празднословие впускает в жизнь множество других грехов

Есть ли смысл забивать гвозди микроскопом? Нет, конечно. Так почему люди позволяют себе тратить дар речи на беседу ради беседы. Это бесцельное времяпрепровождения, которое не только пусто само по себе. Оно ещё и вредно.

Пустая речь — это трата времени ни на что. А ведь можно было бы потратить его на нечто полезное. Вот нет у человека дара писателя, но почему бы в свободное время не позаботиться о ком-то, не совершить доброе дело? Да хотя бы заняться оздоровительными процедурами для себя и то уже хорошо!

Разговор не о том, чтобы не общаться с близкими и друзьями, а о том, чтобы не общаться ни о чём: сплетнях, слухах, ерунде. Одно дело — поинтересоваться здоровьем, обсудить кинокартину, рассказать о своих переживаниях, и совсем другое — пошептаться о том, как кто-то из знакомых попал в неприглядную ситуацию.

Человек тратит на празднословие то время, за которое мог бы сделать нечто хорошее.

А валяться с мобильным телефоном, ожидая, когда наступит завтра, и снова придётся идти на работу, — это грустная участь. Будто бы и жить больше незачем.

А ещё бывает речь не просто пустая, но и вредная. Она несёт в себе нотки осуждения, злобы. Мы тогда говорим не просто для того, чтобы убить время, а чтобы возвыситься, испытать гордость. Это уже совсем плохо.

Так что празднословие — это врата для множества грехов:

  • бездействия;
  • лени;
  • равнодушия;
  • зависти;
  • гордости;
  • осуждения.

Что такое «празднословие»

Празднословие — это та речь, которая пуста. Это слова, которые не несут верной информации. Чтобы лучше понять смысл слова достаточно просто разобрать его или разбить на две части. «Праздно» и «словие», то есть несение народу праздных слов или ненужных речей. Этот грех появился тогда, когда человек научился говорить.

Читайте о грехах:

  • Грех злословия
  • Грех любостяжания
  • Грех лихоимства и мздоимства


Празднословие — изречение пустых слов, которые не содержат положительной информации

По мнению схиигумена Саввы: «Это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего незначащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так… говорим, лишь бы что-нибудь сказать»

Празднословие имеет разные формы: смехотворство, сплетни, злословие, клевета

Смехотворство. Довольно сложно нашему человеку понять, о чём речь. Это что, получается, шутить нельзя? Отыне сидим с постными лицами? Нет. Стоит заглянуть в греческий источник, где апостол Павел использует слово ευτραπελια (возвращать благо). Здесь не идёт речь о смехе, а потому приходится признать неточность синодального перевода.

Обычно это слово переводчики предлагают заменять словом «шутовство». То есть это не столько стремление посмеяться, сколько намеренная попытка выглядеть посмешищем. Есть такая категория людей — несут чушь, лишь бы в чьих-то глазах казатся лучше. Здесь замешаны:

  • горделивость;
  • неискренность.

От такого поведения стоит воздержаться.

Что же касается просто юмора, то он в православии уместен. Например, у патриарха Тихона на двери весела табличка: ««По вопросам контрреволюции не беспокоить»», а один архимандрит так описал их встречу: «Все хи-хи да ха-ха и гладит кота». А мученик Лаврентий во время казни на костре шутил: «Вы испекли уже одну сторону мне, поверните на другую. Ту уже можно есть».

1 глава «Премудростей»: «Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись»

Сплетни. Очень вредное занятие. Во-первых, это пустое занятие, которое ни к чему не приведёт. Сегодняшние сплетни завтра будут уже бесполезны, а время, которое можно было бы потратить с пользой, уже не вернуть.

Во-вторых, что-то плохое обязательно осядет где-то в мире, в душе у человека, и потом имеет шанс вылиться в нечто плохое. Так говорил об этом старец Клеопа из монастыря Сихастрия:

«Слова наши — это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись” (Прем. 1: 11)».

Злословие. О нём хорошо сказал священник Димитрий Шишкин:

Дмитрий Шишкин

священник

«Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы».

К тому же злословие — это нарушение заповеди «Не судите, да не судимы будете».

А как же быть руководителям? Как не критиковать плохо сделанную работу?

Это уже другой вопрос. Христианство — это о человеческих, а не о профессиональных отношениях. Но критику тоже надо правильно преподносить:

  1. Правильная критика не содержит злобы, это лишь конструктивный разбор недостатков и озвучивание рекомендаций.
  2. Критика должна быть направлена не на человека, а на его ошибки.

Клевета. Это тоже празднословие, потому что это пустая, несправедливая информация. Можно ли вообще её как-то оправдать? Ведь даже «дьявол» значит «клеветник»! Пожалуй, нет ни одной достойной для православного христианина причины, по которой можно было бы опуститься до такого поступка. Собственно, тот, кто его допустит, не имеет права называть себя верующим, пока не покается.

Многоглаголание, пустословие и любопытство

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.

Татьяна Юшманова. Тишина. 2005 г.

Преподобный Амвросий наставлял:
«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

«Больше молчите»

Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий советовал:
«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:
«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Безрассудное молчание

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

По словам аввы Исайи, празднословие уводит с пути мудрости и духовности

Многие святые отцы говорили про праздное слово. Например, преподобный авва Исаия отмечал, что вред от такой деятельности хотя бы в том, что она отвлекает нас от Бога и настраивает совсем на нужную волну:

«Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности».

Сдержанность в речах он считал признаком мудрости:

«Воздержание языка показывает человека мудрого».

Но это не пустое занятие, дабы продемонстрировать интеллектуальное превосходство. Человек, который бережёт слово, духовно развивается:

«Храни язык твой, да просветится сердце твое».

Святитель Тихон Задонский призывал победить грех празднословия с помощью Божией


Тихон Задонский учил, что язык без контроля склоняет к греху
Святитель Тихон Задонский смотрел на грех празднословия с ещё одно стороны — с эстетической. Можно сказать, что он был идеологом «гигиены» речи, точнее, её чистоты. Он недоумевал, как человек позволяет себе произносить одними устами скверные слова и имя Божие:

«Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин».

Но вопрос не только в красоте речи, а именно в грехе. Тихон Задонский отдельно подчёркивал это:

«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде. Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых… Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который ‘не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (Ис. 53, 9), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом».

Нужно держать язык в узде, чтобы справиться с празднословием

Единственный выход, по мнению, Тихона Задонского, — это контроль над языком, развитие навыка «держать его в узде» с Божией помощью:

«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, “язык… —неудержимое зло” (Иак. 3, 8), — говорит апостол. И хотя имеет две ограды — зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. б, 45). Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140, 3), чтобы исправил как сердце, так и язык – орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять»

Что значит празднословие в православии

В православии этот термин имеет похожее значение. Это слова, которые не благочестивы. Они не способствуют исполнению воли Всевышнего. Если слова эти неверные и пустые, если приносят вред другим людям, духовный или физический, то это грех.

Лучше понять суть этого понятия в православии поможет история о блаженной Феодоре.

Блаженная Феодора — жена византийского императора-иконоборца, мать-регент императора Михаила. Она почитается в христианской, а именно православной церкви, за защиту иконопочитания. Кроме того, женщину восхваляли и за непосредственное восстановление истинной религии. Именно она вернула иконы в Византию в обход убеждений мужа.

Важно! В православной церкви днем почитания блаженной Феодоры является 24 февраля по новому стилю.

Женщина умерла, как и все она отправилась по дороге через мытарства к Богу. Перед тем как попасть в Рай, душа проходит через бесов, которые говорят о грехах человека, совершенных за его жизнь. Всего их 20, а первым является как раз празднословие. Феодора приблизилась к бесам. Там она слышала ужасный шум, гул и смех. Наконец, и сама блаженная предстала перед бесом. Он взял лист и стал громко читать грех празднословия женщины. Бес читал о частушках, беседах, пениях, глупом смехе.

Так можно легко понять, что же такое празднословие. Вообще одним из самых ценных качеств в истинном христианине считается именно умение молчать. Есть люди, которые имеют такую черту характера по своей природе. Есть же и те, кто специально молчат, чтобы не брать греха на душу. Здесь могут быть разные мотивы и разные цели, не стоит их путать.


В православии празднословие относится к грехам языка

Что же можно отнести к празднословию?

  • злые и глупые песни;
  • анекдоты;
  • высмеивание чужих пороков;
  • унижение и обсуждение человека у него за спиной;
  • обсуждение и разговор о глупостях;
  • сплетни.

Все это религиозные специалисты называют пустословием. Также священнослужители относят к этому греху разного рода телевизионные программы. Те, в которых обсуждается то, что не существенно и не важно. Так, сюда можно отнести и программы, обличающие или открывающие личную жизнь человека. Священнослужители относят к этому греху и радиопередачи, слова комментатора во время спортивных игр или соревнований.

Важно! Грех празднословие присутствует в каждом православном человеке. Он же и вокруг нас.

От чужого празднословия тоже стоит держаться в стороне

Преподобный Исаак Сирин обращал внимание, что слушание чужих негативных речей не менее вредно для христианина, чем их произнесение:

«Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий».


Преподобный Иссак Сирин учил не слушать празднословных речей
Почему это так? Дело в том, что в таких разговорах приходится из вежливости соглашаться, поддакивать. А это делает человека уже соучастником осуждения и постепенно «остужает» его сердце.

От всего негативного лучше держаться в стороне, если мы реально не можем помочь.

Например, как-то преподобному Пимену Великому задают такой вопрос: «Если мы увидим согрешающего брата, должны ли сказать ему об этом?», и что же тот отвечает:

«Что касается меня, то если мне нужно будет идти мимо совершающего грех — пройду, ничего не сказав».

Это верно, потому что для грешника чужие поучения — пустой звук. А со стороны старца это было бы просто пустословие.

Но не стоит путать бесполезное пустословие с реальной помощью. Если христианин может вмешаться и принести добро, скажем, защитить того, кто слаб и беззащитен, то грехом будет пройти мимо.

К чему приводит празднословие?

Каждый может заметить, что все грехи цепляются друг за друга. Они связаны и неразрывны. Это можно легко доказать на примере празднословия и лжи. Одно вытекает из другого. Сегодня человек в невинной беседе передал слух, что слышал от знакомого. Он не знает, верна ли эта информация, но все же передает ее. Завтра же, этот человек создаст свой слух. Это уже станет настоящей ложью. А ведь вранье уже является смертным грехом. Оно противно Господу.

Празднословие имеет и другие последствия. Этот грех отравляет человеческую речь, а значит и культуру. То, что говорит человек — это то, о чем он думает. Именно речь отражает внутреннее состояние души, даже когда кажется, что это обман. Бесполезные разговоры уничтожают разум. Если встретятся два мыслителя, то их беседа будет полезной для ума и человечества, а значит и всеобщей культуры. Если же встретятся два глупца, то они только потеряют остатки разума.


Святые отцы учат, что празднословие порождает множество страстей

Стоит сказать, что празднословие — это грех, который пронизывает все наше общество, все человечество. Порой люди даже не замечают того, что говорят. В беседе друг может легко обидеть друга словами, которые не имеют ничего общего с реальностью. В придачу к этому еще и покрыть ложью, нелепыми слухами другого, а через несколько секунд просто забыть.

С каждым днем, годом, десятилетием все ниже падает цена слова. Разве же это правильно? Всего несколько столетий назад, когда человек произносил фразу: «Я даю тебе честное слово», никто не сомневался в его чести и верности обещанию. Даже самым честным людям никто сейчас не верит. «Что мне твои клятвы и твои слова?» — с каждым днем все чаще звучит именно эта фраза. Вот к чему приводит празднословие — к разложению общества, в котором и без того, не так много верности и чести.

Важно! Священнослужители говорят, что слово было дано человеку не для того, чтобы он нес глупость народу, а чтобы нес волю Божию.

Просто молчать — это ещё не победа над празднословием, оно может быть и в душе

Но не нужно думать, что молчание — это великая заслуга. Само по себе молчание ничего ещё не гарантирует человеку. Преподобный Пимен Великий отмечал, что дело не в том, говорит человек или нет, а в том, каково его внутреннее настроение при этом:

«Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души».

Так что молчание — это не просто формальное соблюдение тишины или немногословности. Христинину нужно следить за своими мыслями, направлять их в духовное русло и преодолевать недостойные мысли.

От празднословия помогает молитва Ефрема Сирина

Для тех, кто хочет справиться с празднословием, существует молитва Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».


Преподобный Ефрем Сирин написал молитву от празднословия
Она позволяет преодолеть страсти и пороки на духовном пути. Правила чтения молитвы следующие:

  • Земной поклон после каждого из трёх прошений;
  • Затем двенадцать раз про себя читают молитву: «Боже, очисти мя, грешнаго» и делают поясные молитвы»;
  • В конце снова читают молитву и делают земной поклон.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]