Покаяние — неотъемлемая часть духовной жизни
Под покаянием в Церкви понимают две вещи:
- сам процесс покаяния: в виде молитвы или просто состояния души
- и следующее за этим внутреннее перерождение души — очищение ее от греха.
В обеих своих формах покаяние — это действительно неотъемлемая часть духовной жизни православного человека. Неотъемлемых сторон вообще много: и участие в богослужениях, и Церковные таинства, и молитва, и соблюдение заповедей… Но о покаянии священники и святые говорят особо — потому что это то делание человека, которое не имеет внешне описываемых правил и о нем можно «легко забыть», соблюдая при этом все остальные правила.
Можно читать каждый вечер и утро молитвы, но не иметь в душе покаяния.
Можно ходить на исповедь, и не иметь на самом деле покаяния.
Можно помогать вообще всем ближним, и тоже — не иметь покаяния.
Иногда монахи и святые даже специально в своих молитвах просили у Бога покаяния — настолько в суете жизни это состояние легко упустить.
Полноценная духовная жизнь человека без покаяния невозможна, потому что покаяние очищает душу. Чистая же душа способна полнее воспринять Благодать Духа Святого. А именно стяжание благодати Духа Святого — это главная цель православного христианина на земле…
«Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил один из самых почитаемых русских святых преподобный Серафим Саровский.
Преподобный Серафим Саровский.
Осуждение своих грехов
«Начало покаяния – осуждение грехов», – пишет свят. Иоанн Златоуст. Нужно четко видеть свой грех в себе самом, ужаснуться его черноты. Мы же постоянно, как правило, грешим одним и тем же. Бывает, годами вступаем в одну и ту же грязь. Только от одного этого факта должно быть ужасно стыдно, стыдно, даже просто поднять глаза на икону и посмотреть на светлый Лик Спасителя. Но Кому нам идти как не к Нему? «Осуди и ты свои грехи, – продолжает Златоуст, – этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них». А вот и признак настоящего осуждения грехов, а не того, как у нас. Задумайтесь еще вот над чем: у нас же огромное количество мелких пороков, которые мы постоянно исповедуем, но которые также постоянно продолжаем совершать. Они будто составляют некий греховный «фон» нашей жизни, к которому мы привыкли, и который даже стали воспринимать как норму.
«Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях», – говорит прп. Пимен Великий. Эти слова я привел не просто так. О самоуничижении ради покаяния мы слышали много раз, но здесь важно четко разделять подлинное покаяние и формирование неврозов через самокопание и «отцеживание комара», когда мы, например, ненавидим себя за съеденные в пост 0,02% сухого молока в леденце. Повторюсь, ненавидеть нужно не себя, как человека и личность, а грехи в себе. Кроме того, слова прп. Пимена говорят нам, что настоящее покаяние дарует внутренний покой, позволят сохранять терпение. Получается, что если при самоукорении не обретается покой, то и значит, что-то мы делаем не так.
Что такое покаяние?
Покаяние нельзя путать с самобичеванием — при том, что все тексты молитв на первый взгляд только и говорят о том, что человек плохой, грешный, неугодный и так далее. Однако за этими словами в молитвах лежит совершенно иное мироощущение нежели бестолковое бичевание себя: скрывается за ними напоминание об объективном «статусе» человека — на фоне безначального, бессмертного, необъятного, непостижимого и дающего жизнь и Любовь Господа.
В основе духовной жизни — благодарность и любовь к Богу. В конце дня — или недели, — мы вспоминаем, как прожили это время. Мы вспоминаем, как обманывали, как повышали голос, как хитрили или пытались поступить нечестно. И мы говорим: «Господи, прости, что вместо преумножения любви в мире, я делал все то, что делал». Это не самобичевание — это диалог с Богом.
«Покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах и еще менее означает оно формальную исповедь: смысл гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог».
сщмч. Василий Кинешемский
В зависимости от характера человека, от его положения в мире, от его уровня духовной жизни или степени проблем, которые ставит перед ним жизнь, он сожалеет о разных вещах, у него разные грехи и разная степень понимания греха. Однако общее всегда одно — это отдавание отчета, что ты живешь не свято, а хотел бы — свято, потому что каждый человек создается, чтобы стать святым.
Именно в этом отличие покаяния от самобичевания. Самобичевание — это взгляд назад и самокопание. А покаяние — это взгляд в будущее и искреннее желание и решимость (пускай только в данный момент) жить иначе.
И тогда наступает момент — у кого-то он случается быстрее, кому-то нужно больше времени, — когда решимость перерождается в действительно состоявшийся факт: человек начинает жить по новому и уже не живет по-старому, его душа, словно, обновлена. Грех прощен, покаяние свершилось.
Такое покаяние может происходить в отношении самых разных вещей: начиная от каких-то привычек (например, сигареты, когда уходит тяга к ним) и заканчивая целым образом жизни или мировоззрением — когда человек обновляет всю картину своего земного существования (например, перестает быть вором и блудником, а начинает ходить в храм и устраивает благополучную семью).
Как правильно каяться?
«В начале покаяния преобладает горечь, но вскоре за тем мы видим, что в нас проникает энергия новой жизни, производящая чудесную перемену ума. Само покаянное движение предстает как обретение Бога любви. Пред духом нашим выявляется все яснее неописуемо великолепный образ Первозданного Человека. Узрев сию красоту, мы начинаем сознавать, какому страшному искажению подверглась в нас первичная идея о нас Творца».
архимандрит Софроний (Сахаров)
Как правильно каяться? На этот вопрос не может быть однозначного ответа, потому что при всех общих законах, по которым проистекает духовная жизнь человека, душа каждого индивидуальна и каждый человек нуждается в своем собственном совете. Святые писали целые книги о покаянии!
Точнее всего в духовных вопросах может направить только духовник — священник, у которого исповедовался не один раз. Который знает твою жизнь, твои слабости и твои нужды.
Например, если человек глубоко унывает или склонен к самобичеванию и депрессивным состояниям (если он на самом деле к ним склонен!), то священник, скорее, посоветует в молитве и покаянии акцентировать свое внимание не на сделанных проступках, а на мыслях о Любви Христовой и радости в сопребывании с Ним.
А человеку, допустим, легкомысленному или уверенному, что у него вообще порядок во всем — наоборот, может порекомендовать сосредоточиться как раз на нарочитом поиске в своей жизни грехов, потому что такова природа человека: либо погружаться в уныние с головой, либо не замечать в глазу и «бревна».
Однако в любом случае покаяние так или иначе связано с искренним диалогом души с Богом — и вообще с искренностью души. А также с решимостью новой жизни. А также — с молитвой.
Невозможно вести диалог с Богом, читая при этом книжку или листая ленту социальных сетей. Невозможно каяться, катаясь на карусели или поедая пирожное в кафе. Невозможно каяться, разговаривая с соседями или переписываясь в чате.
Именно поэтому в Православной Церкви существуют молитвы, которые собраны в молитвословы, и молитвенные правила — которые помогают человеку сосредоточиться на жизни своей души. Именно поэтому в православной Церкви есть посты — как помощь человеку еще более сосредоточиться на внутренней жизни: не только во время утренних и вечерних молитв, но и в течение нескольких дней. Дней, когда человек полностью фокусируется на внутреннем мире — стараясь отсечь всё внешнее, лишнее.
Умение принять прощение Божие
Без этого никуда. «Надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости», – поется в покаянном тропаре. Лицезрение своей порочности, осознание черноты своей души, обязательно должно быть сопряжено с умением принять милосердие и прощение Божие.
Вспомните Иуду, его покаяние носило демонический, сатанинский характер. Он понял, что совершил страшное преступление, но при этом не смог принять, даже не поверил, что Господь способен его простить. При таком положении остается только один путь – отчаяние и петля. Именно поэтому так важны слова прп. Исаака Сирина: «Когда кто падает, да не забывает он о любви Отца своего».
Исповедь и покаяние: в чем различие?
Мы уже писали выше, что Таинство исповеди и покаяние — это не одно и тоже.
Исповедь — это прощение грехов. Покаяние — это очищение души не только от греха, но и от его последствий. Исповедь не избавляет человека от последствий греха — например, от укоренившихся привычек. Именно поэтому одной исповедью покаяние не ограничивается.
Допустим, у нас есть привычка сквернословить. На исповеди мы получили прощение грехов, — (грех прощен), — но привычка осталась и человек продолжает ругаться, сам, порой, того не замечая.
Всякий грех пускает в человеке корень, поэтому исповедь — это не событие, после которого должно следовать самоуспокоение и забытье о себе самом. Исповедь — это великое Таинство и Богом данный помощник нам в нашем главном делании — покаянии. Это помощник, в этом нашем искреннем желании обрести в себе человека Нового, человека святого. Стать им, искоренив в себе всякий грех и стяжав в молитвах к Господу нашему Иисусу Христу оживотворяющую Благодать Духа Святого!
Упорство
Любой хороший труд, а в особенности покаянный, обязательно столкнется с рядом препятствий. Мы же все «лошадки», которые пытаются сбежать из дьявольского «стойла», естественно, что нас нужно всеми силами и способами в это «стойло» вернуть. В любой борьбе упорство – необходимое условие победы, тем более, в борьбе духовной.
Прп. Исаак пишет, что даже если и случиться нам впасть в многие прегрешение, то все равно нельзя переставать радеть о добре. Далее он пишет о подлинном воине Христовом такие слова: «Да не останавливается в своем стремлении, но, и побеждаемый, снова да восстанет на борьбу со своими противниками, и ежедневно начинает полагать основания разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего». Это, к слову, прекрасное наставление для тех, кто постоянно сокрушается о недовыполнении взятых на себя обязательств на пост. Мы, наверное, все такие, и сокрушаться нужно, но нужно и не забыть о необходимости идти дальше. В таком случае, у прп. Исаака, для нас есть прекрасная аналогия с ладьей: «Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит крушение весь груз, пусть не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть раскаленные стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога; таков мудрый больной, не теряющий надежды». Мы постоянно «расплескиваем» всю ту благодать, которую с таким трудом накапливаем, но переставать накапливать ее никак нельзя и, подчеркну, что, по слову святого, делать жто нужно с упованием, т.е. с надеждой.
Надеюсь, что эти краткие заметки помогут нам как-то собраться и не без пользы провести как подготовительные, так и великопостные дни, чтоб с радостью встретить Воскресшего Христа.