Праздные слова. За всякое праздное слово. От слов своих осудишься.

Говоря о том, что такое праздные слова, надо кое-что знать. Слова имеют огромное значение в нашей жизни.

Каждое слово имеет значение. Павел пишет, что «нет ни одного без значения». Слова, одинаковые по произношению, в разных языках могут означать разный смысл. Например, слово «бинт» сказанное в Англии означает «девушку». И если вы в английской аптеке будет просить бинт, не зная английского, то вас могут неправильно понять. Или русское слово «дед мороз» по-английски может звучать как «dead morose». И переводится «угрюмый мертвец». Американец или англичанин, слышащий, как дети радуются, произнося это слово, будут обескуражены.

Значение слова праздный.

Праздный – бездеятельный, не имеющий работы; ленивый, праздный, ничего не делающий; непроизводительный, безуспешный, бесплодный.

Словари русского языка приводят такое же значение. Здесь переводчики были точны.

Пустой, порожний, ничем не занятый, бездельный, не заполненный делом, работой, пустой, бессодержательный.

Это всё имеет отношение к значениям, доступным нашему разуму. Но давайте посмотрим, что Слово говорит нам о том, что такое праздные слова.

Об ответе за каждое слово


Каким образом человек может дать ответ за каждое произнесенное слово, если мы можем запомнить о чем говорили месяц назад или даже неделю?

Человек на земле соединяет в себе две природы: духовную и телесную. Поэтому у него две памяти: память души и память, которую хранит важнейший орган тела — мозг. Информация, которую воспринимает мозг в течение жизни, обновляется. Постепенно, по мере старения мозга, память слабеет. Душа же помнит все. Она создана Творцом по образу и подобию Божию. По причине своего богоподобия она приобщена к бесконечности, поэтому во всей полноте способна вместить и хранить все пережитое.

Преподобный авва Дорофей пишет: «Души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, — и слова, и дела, и мышления, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказанное в псалме: ”В тот день погибнут вся помышления их» (Пс. 145: 4), — говорится о помышлениях века сего, то есть о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все это, когда душа выходит из тела, погибает… А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает… И ничего не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела».

Имеются примеры, которые показывают, что память души хранит все пережитое. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) приводит некоторые из них.

«Научно не объяснимые факты известны и в памяти. При некоторых условиях в ней может оживать давно забытое. Давно известно, что перед смертью с поразительной ясностью и невероятной быстротой может пронестись в сознании умирающего вся его жизнь. Фехнер рассказывает об одной даме, упавшей в воду и чуть не утонувшей. С момента прекращения всяких движений ее тела и до извлечения ее из воды прошло две минуты, в которые она, по ее словам, пережила еще раз всю свою прошлую жизнь, развернувшуюся перед ее духовным взором со всеми мельчайшими подробностями.

Другой пример такого течения представлений, при котором через сознание человека проходят в короткое время воспоминания многих лет, приводит из своей жизни адмирал Бофр. Он упал в воду и потерял сознание. ”В этом состоянии, — говорит он, — одна мысль гнала другую с такой быстротой, которая не только не описуема, но и не мыслима для всякого, не испытавшего подобного состояния».

Сперва ему представились непосредственные для его семьи последствия его смерти, но затем его духовный взор обратился к прошлому: снова он пережил свое плавание, более раннее, сопровождавшееся кораблекрушением, путешествие свое, пребывание в школе, преуспевание в учении и время, даром потраченное, даже все свои детские годы, поездки и проказы. ”Так-то, по мере углубления в прошлое, — рассказывал он, — в памяти моей проходили все случаи моей жизни в порядке, обратном порядку естественного следования их, и не в смутных очертаниях, но в виде вполне определенной картины со всеми мельчайшими подробностями и аксессуарами.

Короче: вся жизнь моя прошла перед моей душой как в панораме, причем каждый шаг ее являлся передо мной, сопровождаясь сознанием правильности или неправильности его, с точным пониманием его причины и следствий. Многие незначительные приключения моей жизни, на самом деле уже забытые, предстали перед моим духовным взором с такой же ясностью, как будто они были мной недавно пережиты».

Один человек, отличавшийся замечательно светлым умом, переходил через рельсы в ту минуту, когда вдруг показался поезд, приближавшийся на всех парах. Ему не оставалось ничего другого, как лечь между рельсами. И вот в то время, когда вагоны пролетали над этим обмершим человеком, чувство опасности привело ему на память все события его жизни, так что словно страничка из книги судеб развернулась перед его глазами.

Совершенно так же, когда человек умирает, вся жизнь может внезапно пронестись в его сознании.

Секкендорф видел во сне такие события его прошлой жизни, о которых он едва помнил, и с такой ясностью и живостью, как если бы они в первый раз имели место в действительной его жизни. С чрезвычайной ясностью он увидел себя трехлетним ребенком, причем в памяти его воскресли все мельчайшие подробности воспитания его. Каждая оценка из его школьной жизни, каждая неприятная случайность прошли в его сознании как живые.

Созерцая жизнь свою в порядке действительного течения ее, он увидел, наконец, свое пребывание в Италии, где он покинул одну даму, на которой женился бы, если бы судьба не заставила его быстро уехать из этой страны. Живость испытанного им во сне чувства разлуки с возлюбленной послужила причиной его пробуждения. Если такой внезапный пересмотр всей жизни возможен у умирающего и даже во сне, то становится понятным, как на Страшном суде раскроется в нашем сознании Книга грехов».

Святитель Лука приводит еще один пример — из жизни некоего Иоанна Эвердтфегера, «который после продолжительной болезни впал в длившееся несколько часов состояние мнимой смерти. Когда он открыл глаза, то сказал своему духовнику, что созерцал всю свою жизнь, все соделанные им грехи, даже такие, которые давно уже изгладились из его памяти. Все видение им было так живо, как будто он переживал его в первый раз…

Поэтому необходимо признать, что, кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. И мы считаем таким субстратом дух человеческий, в котором навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функций мозга. Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в его целостности» (Дух, душа и тело. Гл. 7. Трансцендентальные, духовные способности).

Мы должны помнить, что все наши дела, слова, мысли и чувства не исчезают, а уходят в бесконечную память Божию и на Страшном суде нам будет предъявлены: добрые — во спасение, а злые и греховные — в осуждение.

Покровхрам.ру

За всякое праздное слово.

Павел говорит, что исповедание Иисуса Господом приводит к спасению. И если в этом стихе говорится о суде, то значит, о суде Божьем. Поэтому ваши слова либо говорят о вашем спасении, либо об осуждении.

Используя значение слова «праздный» (бесплодный, безуспешный) можем увидеть, ЧТО именно подлежит Божьему суду, какие слова. То, чем наполнено сердце человека выходит наружу в форме слов. Нам может казаться, что мы достаточно святы и непорочны, но наши слова – это как индикатор. Испытайте себя. Посмотрите на то, что вы говорите, когда дело касается библейских истин. Именно поэтому ваши слова – это повод для вердикта суда.

Говорит ли кто, говори как слова Божии

Я имею в виду, что мы очень много говорим в своей жизни. Поем песни детям, говорим на работе. Это точно не имеет отношения к святой жизни, духовной жизни. И эти разговоры не приведут нас к осуждению. Потому что судимы мы будем ПО СЛОВУ, которое говорил Иисус. Наши слова будут СРАВНИВАТЬСЯ с Истиной.

ЕСЛИ НАШИ СЛОВА БУДУТ РАСХОДИТСЯ СО СЛОВАМИ ХРИСТА – это и будет поводом к судебному действию против нас. И справедливо обратное – говорит ли кто, говори как слова Божии. И в этом случае будешь оправдан.

Человек, использующий для своей жизни то, что распято Христом – греховное тело плоти – подлежит суду. Плотские помышления исходят из сердца. Если вы не умерли со Христом, то и жить не можете с Ним.

Праздность

И снова значение этого слова – в бездеятельности, бесполезности, бесплодности. Здесь не говорится о словах, поэтому мы не будем об этом много говорить.

ПРАЗДНОЕ СЛОВО

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда…

Иисус Христос (Спаситель)

ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель)

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься(Мф.12:36-37).

Святитель Василий Великий

О празднословии, и о наблюдении, чтобы речи были полезны

Не должно делать вопросов бесполезных и спорных. (2Тим.2:14): «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих». (23): «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры». Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо, говорить или и делать даже доброе не к созиданию веры, значит оскорблять Святого Божия Духа. (Матф.12,36): «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». (Еф.4:29,30): «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления.

Всякое слово или дело должно подтверждаться свидетельством богодухновенного Писания, в удостоверение добрых и в посрамление злонравных. (Матф.4:3,4): «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Деян.2:4): «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (12-17): «И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня, но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил.2:28)» и проч.

И известным из природы и обычая в общежитии должно пользоваться к подтверждению того, что делаем или говорим. (Матф.7,15-17): «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» и проч. (Лк.5:30-31): «роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (2Тим.2:4-5): «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться».

Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний.

Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом употреблению…

Произнес ли кто праздное слово, оскорбление ближнему, ложь или иное что запрещенное? Пусть уцеломудрится воздержанием чрева и молчанием.

Преподобный Марк Подвижник

Если случайно кто попадет в круг людей пусторечивых, пусть себя виновным считает в таких речах, если не по поводу настоящего, то по поводу прошедшего (потому что сам прежде с ними болтал).

Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Пост не позволяет говорить праздные и гнилые слова

Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев, от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание, у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова, а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому и свои собственные рассматривать грехи и недостатки. Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман. Пост делает нас способными зреть умно духовный воздух, в коем всегда сияет умное Солнце правды, Господь наш Иисус Христос. Пост, взяв в помощники себе бдение, отгоняет ожестение сердца, и из того, кто прежде был ядца и пийца (любитель есть и пить), извлекает потоки слез сокрушения, — что позаботимся, прошу вас, братия, возыметь и все мы. Ибо если придем в сокрушение, то, с помощию благодати Божией, легко избавимся от всякого мятежа страстей и от бури вражеских искушений, и достигнем безмятежной пристани бесстрастия.

***

Праздное слово не есть только слово бесполезное, но праздным должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и искусом познаем то, о чем говорим.

Святитель Григорий Богослов

Гони от себя праздное слово

Обуздывай смех, и гневу полагай предел, всеми же мерами гони от себя праздное слово. Как в детях напечатлеваешь первые правила нравственности для того, чтобы они впоследствии избегали пороков, так и в отношении к слову не должно сказывать дерзости и необузданности даже в суждениях о вещах маловажных, чтобы не приучиться к такому злоупотреблению в суждениях о важнейшем. Ибо легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи, как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время его падения.

Преподобный Ефрем Сирин
Худой отзыв о другом есть праздное слово
Поелику уста отверсты, не имеют ни дверей, ни стражи, то слово наше выходит безразлично, а со словом расхищается и сердце…

Бывает слово праздным, именно когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит.

Худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает.

Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию, потому что пересказывал, что не было сделано и чего не видал.

Что такое праздное слово? — Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос.

То слово праздное, которое… учит делать доброе, а само не делает.

Только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предмет которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию.

Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него.
Праздное слово было наказано как хула
Земля поглотила хулителей, изостривших язык свой; не коснулась нечистых и блудников, но поглотила злоязычных. Море поглотило Египтян, а земля — мятежных. Праздное слово, сказанное военачальником во время голода, было наказано, как хула, и он затоптан народом во вратах (4Цар.7:2-17).

Святитель Иоанн Златоуст

Праздное слово есть слово… ложное, дышащее клеветой

Вместо слов, произнесенных безрассудно, будем произносить молитвы… Праздное слово есть слово, несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное.

Авва Евагрий Понтийский

Лучше спать, чем проводить время в пустословии.

Преподобный Нил Синайский

Неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева…

Преподобный Никодим Святогорец

Пусторечие есть дверь к осуждению

Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и разленения.

Преподобный Петр Дамаскин

Бегай людей, и спасешься

Бегай людей, и спасешься, потому что беседы не дозволяют уму не своих согрешений видеть, ни коварств демонов, чтобы человек мог сохранить себя самого, — ниже благодеяний Божиих и действий Его Промысла, чтобы через это приобрел он познание Бога и смирение.

Авва Исайя

Исходя на поделие, не празднословьте и не позволяйте себе вольничать, но каждый в страхе Божием да внимает себе и духу своему, также поучению и молитве, в тайне (в клети сердца).

Преподобный Феодор Студит

Да не будет у вас ни смеха неприличного, ни развлечения рассеивающего и разнеживающего, ни долгих праздных бесед… Не будем любомудры на словах, а когда дойдет до дела, оказываемся чуждыми того, что говорим.

Феолипт, митрополит Филадельфийский

Если бы кто подвигся на празднословие, то для пресечения сего бесчиния вставай и делай поклон.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Мы должны воздать ответ за каждое праздное слово

Возлюбленные отцы! Будем произносить слово Божие братиям нашим со всевозможным смирением и благоговением, сознавая себя недостаточными для сего служения и охраняя самих себя от тщеславия, которое сильно стужает людям страстным, когда они поучают братию. Подумайте, что мы должны воздать ответ за каждое праздное слово, тем тягостнее ответ за слово Божие, произнесенное с тщеславием и по побуждению тщеславия. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть. Потребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся прещения Господня! Будем произносить слово назидания по требованию существенной необходимости, не как наставники, а как нуждающиеся в наставлении и тщащиеся соделаться причастниками наставления, преподаемого Богом в Его всесвятом Слове. Кийждо якоже прият дарование, говорит святой апостол Петр, между себе сим служаще, яко добрии строители различныя благодати Божия. Аще кто глаголет, яко словеса Божия, со страхом Божиим и благоговением к словам Божиим, а не как свои собственные слова; аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог, а не как бы из своей собственной: да о всем славится Бог Иисус Христом. Действующий из себя действует для тщеславия, приносит и себя и послушающих его в жертву сатане: действующий из Господа действует в славу Господа, совершает свое спасение и спасение ближних Господом, единым Спасителем человеков. Будем страшиться преподания новоначальному какого-либо необдуманного наставления, не основанного на Слове Божием и на духовном разумении Слова Божия. Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное. Охранимся от великого бедствия — превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого, привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией.

Авва Сисой однажды сказал: «Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: «Господи Иисусе! Защити меня от языка моего». Но и доныне каждый день я падаю и согрешаю языком моим».

***

Авва Макарий Великий однажды в Скиту сказал братиям, распуская собрание: «Бегите, братия!» Один из старцев спросил: «Куда же мы побежим дальше сей пустыни?» Авва, положив перст на уста, сказал: «Сего бегите».

***

Сказывали об авве Аммое, что когда он шел в церковь, то не позволял ученику своему идти возле себя, но приказывал следовать издали. Если ученик приближался, чтобы спросить о чем-либо, Аммой, дав ответ, немедленно отсылал от себя, говоря: «Не позволяю тебе оставаться близ меня но той причине, чтобы в беседу нашу о душевной пользе не вкралось праздное слово».

***

Между святыми старцами был муж великий, которому Христос даровал такую благодать, что он, по действию Святаго Духа, видел то, чего другие не видят. Он сказывал, что однажды сидели многие братия и беседовали между собой. Когда шел душеспасительный разговор и приводимы были для назидания изречения из Священного Писания, тогда стояли между братиями святые Ангелы, на лицах их сияла радостная улыбка, они с удовольствием внимали беседе о Господе. Когда же разговор переходил к предметам суетным, Ангелы огорчались и тотчас уходили далеко от беседующих, а среди тех появлялись нечистейшие, покрытые струнами, кабаны. Это были демоны: они принимали вид кабанов и увеселялись пустословием и многословием монахов. Увидев это, блаженный старец ушел в свою келью и всю ночь плакал и рыдал, стенания и слезы изливались из сердца его о горестном недуге падения нашего. Он увещевал и наставлял отцов и братий по монастырям, говоря: «Охраняйтесь, братия, от многословия и суетных бесед, от которых рождаются для души вред и погибель…».

***

Авва Кассиан рассказывал о некоем старце, живущем в пустыне. Старен, этот умолял Бога даровать ему, чтобы он никогда не дремал, когда идет духовная беседа, и тот час погружался в сон, если кто станет злословить или пустословить, чтобы это не доходило до слуха его. Он говорил: диавол старается о пустословии (между людьми) и есть враг всякого духовного назидания. При этом приводил такой пример. Когда я беседовал с братиями о пользе, на них нападал такой глубокий сон, что не могли двигать веждами. Желая обнаружить действие демона, я заговорил о пустом предмете. Они обрадовались, и сон тотчас прошел. И сказал я: «Доколе мы рассуждали о духовных делах, очи всех нас отягчены были сном. Когда же вышло от меня праздное слово, все вы с охотой проснулись. Посему прошу вас, замечайте действие лукавого демона, внимайте самим себе, берегитесь дремоты, когда делаете или слушаете что духовное».

Однажды братия из Скита вошли на корабль, чтобы отправиться к авве Антонию. Здесь они встретили незнакомого им старца, который плыл в ту же сторону. Братия, беседуя между собой, говорили об изречениях отцев и из Писания, также и о своих рукоделиях. Старец все молчал. Выйдя на пристань, они узнали, что и он также идет к авве Антонию. Когда пришли они к авве Антонию, он сказал: «Добрых братий ты нашел, авва». «Они хороши, — отвечал старец, — но у них двор не имеет ворот: кто хочет, подходит к стойлу и отвязывает осла», Это сказал он потому, что они говорили все, что ни приходило им на ум.

***

В стране Тавенисийской была инокиня честной жизни, но не воздержная на язык. Когда она скончалась, то, как жертвовательница была погребена в церкви. В первую же ночь по ее погребении церковный сторож, по откровению Божию, увидел умершую, выброшенную перед жертвенником. Половина тела ее казалась горевшей, другой же половины тела огонь не коснулся. Утром сторож показал всем, бывшим в храме, место, на котором умершая инокиня казалась ему горевшей, а мрамор на этом месте был опален. Явно отсюда, что умершая в загробной жизни осуждена за свой язык, а потому празднословы не должны говорить, что слова — вода и что им в будущей жизни за празднословие ничего не будет.

Что делать?

Это естественный вопрос. Потому что суть любого учения Иисуса Христа, суть действия благодати в том, чтобы научит нас КАК нам поступать правильно. Давайте посмотрим на духовные законы. Праздные слова выходят из нас от избытка сердца.

Другими словами – то, чем мы с вами наполняем сердце наше – то и выходит потом из наших уст. Думаю, что каждый из нас сталкивался с тем, что приходится слушать рассказы других людей о грехах. И перед вами стоит выбор – или соглашаться, «поддакивая», или отказаться в этом участвовать.

Я думаю, вы уже поняли, ЧТО именно надо делать. Не надо просить Бога избавить вас от этих людей, от этих слов. Потому что вы УЖЕ избавлены и сделаны совершенными. Надо просто ДЕЛАТЬ то, к чему вы призваны, а духовные законы произведут в вас всё, что необходимо по Слову Божьему.

Говорите так, как написано в Слове, не добавляйте и не убавляйте от него. Не подстраивайте его под «наши реалии». Исповедуйте свою веру и твердо держитесь своего исповедания. Не соглашайтесь с этим миром, но и обличайте. Не давайте места дьяволу, и вы будете насыщаться от плода уст своих.

За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36,37)

Резюме.

Мф. 12:36,37 «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

В житии преподобного Василия Нового блаженная Феодо́ра, рассказывая о мытарствах, начинает их с самого, казалось бы, невинного греха – празднословия, которому обычно не придаётся никакого значения. Апостол же Иаков говорит прямо противоположное: Язык – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (Иак. 3, 8). Святые отцы и даже языческие мудрецы называют праздность и её естественное и обычное проявление – празднословие – матерью всех пороков.

Святой Иоанн Лествичник в слове 11-м пишет: «Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия… слуга лжи… помрачение молитвы». Поэтому прп. Иоанн, сподвижник Варсануфия Великого говорил: «Молчание лучше и удивительнее всех (повествований). Его почитали и лобызали отцы наши и им прославились».

См.: Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т.2. С. 437-443.

Прпп. Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни. СПб. 1905. Ответ № 466.

Праздные слова — это вред самому себе, злоупотребление Божественным даром

Но праздные слова — это иное. Нам дают тонкий инструмент для философии, романтики, искусства, а мы начинаем стачивать его от безделья, затуплять от скуки о всякую ерунду. Например:

Клевета. «Дьявол» в переводе — «клеветник». Много религий (даже тексты древних египтян) говорят, что для человека самое страшное соврать, ибо Бог — это тот, кто творит только истину. Лжец угнетает в себе Божие.


«Дьявол» в переводе — «клеветник». Поэтому простой способ ему уподобиться — оклеветать кого-то На гравюре Доре — дьявол в центре ада, иллюстрация к произведению Данте. Фото: s6.drugiegoroda.ru

И ладно бы просто ложь. Порой случается, она и правда может выручить человека. Но клевета — это ложь, пущенная во вред другому человеку. Нет ни одной причины прибегать к ней для праведного христианина.

Сплетни. Пересказ новостей из чужой жизни никакой пользы не принесёт. Вот сегодня человек обсуждает, как голливудская звезда опозорилась. Завтра он перемоет кости соседям, потом расскажет товарищем, какой плохой была его бывшая супруга. А в сухом остатке что? Во-первых, упущенное время. Во-вторых, вред, который есть риск причинить тем, о ком говоришь. В-третьих, гордость за то, что ты якобы чем-то лучше, но об этом ещё поговорим.

Старец Клеопа из монастыря Сихастрия говорил на эту тему:

«Слова наши — это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись” (Прем. 1:11)».

Клеопа

Старец

Злословие. Это нарушение заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете». Правда стоит отличать конструктивную критику от простого желания почесать язык. Если ты своей критикой советуешь человеку, как сделать лучше, — это одно. Если пытаешься возвыситься над ним — другое.

Критика отличается от злословия тем, что в ней нет желания возвыситься над человека

Священник Димитрий Шишкин так сказал о злословии:

«Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы».

Дмитрий Шишкин

Священик

Смехотворство. Тут не совсем удачный перевод слова греческого. Но да Бог с ним. Суть этого греха в том, что человек пытается привлечь к себе внимания, ведя себя показушно глупо. И снова мотив здесь такой: «Я смешон, посмотрите на меня». Для сравнения хороший юморист занимается делом потому, что ему нравится смешить людей. Он делает это искренне, а смехотворец может даже ненавидеть свою аудиторию, но нуждаться в её одобрении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]