Климент, папа Римский – первый святой на Руси

История становления православия на Руси неразрывно связана с рядом личностей, которые посвятили свою жизнь истинному почитанию Бога с исполнением всех Божественных законов. Строго следуя предписаниям вероисповедания, эти люди заслужили Божественную благодать и звание православных святых за свое беззаветное служение Всевышнему и ходатайство за весь род людской перед ним.

Список богоугодных личностей, прославившихся праведными делами либо пострадавших за веру Христову, поистине неиссякаем. В наши дни он также пополняется новыми именами благочестивых христиан, канонизированных церковью. Обретение святости подвижниками духовного совершенствования можно назвать великим трудом, сопряженным с тяжестью преодоления низменных чувств и порочных желаний. Создание Божественного образа в себе требует огромных усилий и кропотливого труда, а подвиг православных святых пробуждает восхищение в душах истинно верующих.

На иконах, изображающих праведников, их голову венчает нимб. Он символизирует благодать Божию, просветившую лик ставшего святым человека. Это Божий дар, согревающий душу теплом духовности, радующий сердце Божественным сиянием.

Иерархия отцов-чудотворцев Православной церкви

Молитвами в храмах и молебельными песнопениями священнослужители вместе с верующими прославляют образ земного жития праведников согласно их сану либо званию. С учетом свершенных подвигов при жизни или причины ухода в мир иной на страницах православного календаря, составленного Русской православной церковью, представлены списки благочестивых персон по рангам.

  • Пророки. Так именуют Ветхозаветных святых, наделенных даром предвидеть события будущего. Пророков избрал Всевышний, они призваны были подготовить народ к принятию христианства.
  • Апостолами называют лучших последователей Господа. Из них 12 святых именуют приближенными, ряды воспитанников Царя Небесного насчитывают 70 праведников.
  • К Праотцам относят благочестивых мужей, упоминаемых в Ветхом завете, которые состояли в дальнем родстве со Спасителем нашим.
  • Праведников мужской либо женской стати, принявших монашеский сан (иночество), называют преподобными.
  • Статусом великомучеников либо мучеников наделены богоугодники, ушедшие из жизни мученической смертью за веру Христову. Служителей церкви относят к рангу священномучеников, страдальцев в монашестве – преподобномучеников.
  • К числу Блаженных причисляют благочестивых, ставших безумными Христа ради, а также путников без постоянного жилища. За покорность такие люди одаривались Божьей милостью.
  • Просветителями (равноапостольными) называют праведников, деяния которых способствовали обращению народов к христианской вере.
  • Страстотерпцами либо исповедниками именуют благочестивых верующих, подвергшихся гонениям и заточениям за свою приверженность Спасителю. В миру такие христиане приняли смерть в тяжких муках.

Молитвы святым угодникам связаны не только с почитанием сподвижников Божьих, но с обращением к ним за их собственной помощью. Оказывать Божеские почести и поклоняться кому-либо, кроме Бога истинного и единого, запрещено по Священному Писанию.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга в 903 году стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами она, не пожелав снова выйти замуж, возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Величие христианских храмов и собранных в них святынь поразило княгиню настолько, что она решила принять крещение, которое совершено было над нею Патриархом Константинопольским Феофилактом, причем восприемником ее стал сам император. Имя русской княгине нарекли в честь святой царицы Елены. По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира. Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Нетленные мощи княгини покоились в Десятинной церкви в Киеве.

Однако повсеместному распространению христианства на Руси суждено было начаться только при внуке святой равноапостольной княгини Ольги – равноапостольном князе Владимире.

Список наиболее почитаемых святых православной церкви по годам их жизни

  • Апостол Андрей Первозванный принадлежит к числу 12 учеников Христовых, избранных им для проповедования Евангелия. Статус Первозванного ученик Иоанна Крестителя получил за то, что первым откликнулся на призыв Иисуса, а также назвал Христа Спасителем. Согласно преданию, был распят приблизительно в 67 году на кресте особой формы, названном впоследствии Андреевским. 13 декабря – день почитания православной церковью.
  • Святитель Спиридон Тримифунтский (207-348 г) прославился как чудотворец. Житие Спиридона, избранного епископом города Тримифунт (Кипр), прошло в смирении и призывах к покаянию. Святитель прославился множеством чудес, среди которых оживление умерших. Приверженец точного соблюдения слов Евангелия ушел из жизни во время чтения молитвы. Икону чудотворца верующие хранят дома для обретения благодати Божьей, а 25 декабря чтят его память.
  • Из женских образов наиболее почитаемой в России считается Блаженная Матрона (1881-1952 г). Православная святая была избрана Всевышним на благие дела еще до своего рождения. Тяжелое житие праведницы было пронизано терпением и смирением, чудесами исцеления, задокументированными письменно. Верующие прикладываются к мощам страстотерпицы, сохраненным в стенах Покровского храма, за исцелением и спасением. День почитания церковью – 8 марта.
  • Наиболее известный из праведников Николай Угодник (270-345 г) в списке великих святителей значится как Николай Мирликийский. Будучи епископом, уроженец Ликии (римская провинция) всю жизнь посвятил христианству, умиротворял враждующих, защищал невинно осужденных, творил чудеса спасения. Верующие обращаются к иконе Николая Угодника за исцелением душевным и телесным, покровительством для путешественников. Церковь почитает память чудотворца молитвами в день 19 декабря по новому (григорианскому) стилю.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)

Молитва Николаю Угоднику о помощи:

После того как желаемое реализуется, важно вознести святому благодарственную молитву:

Прикосновение к мироточащим мощам Чудотворца, хранящимся в католическом монастыре города Бари (Италия), благословляет верующих исцелением. Обращаться с молитвой к Николаю Угоднику можно в любом месте.

Акцент православного учения опирается на духовный принцип целеустремленного движения к обретению святости на протяжении безгрешной жизни. Важное преимущество святости по Православному учению в постоянном общении с Богом апостолов, пребывающих в Царствии Небесном.

Книга «Первые христианские святые»

Аудио

Господь наш Иисус Христос назвал Своих ближайших учеников апостолами. Они были посланниками, учениками Христа, были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Чтобы открыть миру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. А те, будучи призваны к апостольству, оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. Проповедуя по городам и странам, они охотно разделяли с Ним все лишения и страдания. Это были первые 12 апостолов, которые знали и видели Иисуса воочию. Но кроме них, были еще и 70 апостолов, тех, кто также подвизался на ниве евангельской, и просвещал светом христианского учения различные страны. О жизни и деяниях «Первых христианских святых» рассказывает книга с одноименным названием, вышедшая в свет в Издательстве Эксмо. Об этой книге – далее в нашей программе. ***

В этой книге, по словам издателей, собраны сведения обо всех известных первых христианских святых: апостолах, учениках Христа, верующих, упомянутых в Новом Завете и известных из Священного Предания Церкви. Как отмечает автор, с трепетом и почтительностью он приступил к выполнению давно то­мившегося в сердце замысла — собрать воедино житийные сведения об апо­столах, о ранних учениках Христовых, и в изобилии украсить их хорошими иллюстрациями. Главное, чего следовало опасаться и чего с неустанной внимательностью опасался автор, — не внести в житийные описания ничего своего, личного, не за­темнить сложившиеся в столетиях предания своим, пусть даже очевидно правильным мнением.

Важно было еще, по словам писателя, уловить «меру языка». Если сохранить и некоторую витиеватость старых церковных книг, то можно отпугнуть современного читателя, давно уже отвыкшего от столь церемонного общения. Если же полностью осовре­менить язык первоисточников, то возникает опасность утратить благодатную языковую традицию, воспринимаемую не только земным читателем. В книге три части: «Апостолы от 12-ти», «Апостол Павел» и «Апостолы от 70-ти». В конце повествования приводятся два вспомогательных словаря, где кратко расшифровываются упоминавшиеся в книге библейские имена и гео­графические названия.

Открывая первую часть, мы читаем: «Когда наступили сроки, Иисус Хри­стос, крестившись от Иоанна в реке Иордан, начал проповедовать Бо­жественное христианское учение, творя многие чудеса и исцеляя от болезней: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в сина­гогах их и проповедуя Евангелие Цар­ствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Со всей Иудеи стекались люди слушать Его. Все они обычно возвращались затем к по­вседневным житейским занятиям. Но были и такие, которые сопровождали Спасителя почти всюду и уже именовались Его учениками. И пришло время выделить среди них некоторых избранных, достойнейших для решительного и открытого служения роду человеческому. В один из вечеров удалился Господь на уединенную гору для молитвы и провел там в молитве всю ночь . А когда настало утро, Иисус Христос призвал к Себе учеников и здесь, вдали от мирского шума, избирал из них двенадцать самых близких.

Все это были большею частью люди простые, малообразованные, бедные галилейские рыбаки с чистой и светлой душою, не замутненной гордыней ложного просвещения. Господь избрал их как доказавших свою любовь и привязанность к Нему. На Себя взял Он образование их, учил их словом и делом одних и перед народом, в доме и в пути, на суше и на море. Им открывал Он тайны пришествия Своего, объяснял учение Свое. Постепенно исправлял их предрассудки, принесенные из иудейского учения, смирял в них сердечные движения и приводил их в согласие с их обязанностями. Ученики постоянно были при Нем, повсюду сопровождали Его, были всегдашними Его спутниками и собеседниками, свидетелями Его чудес, страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо.

Сначала они были в отношении к Господу, как ученики. В конце Своего земного поприща Он уже называл их друзьями, от которых ничего не скрывал. Наконец, по воскресении Своем, именовал их братьями, как самых близких к Себе людей. И еще Он называл их апостолами, то есть посланниками. В первые дни, дав им власть творить чудеса, Господь посылал учеников на проповедь лишь к жителям Иудеи. Потом, после смерти и славного воскресения, направил проповедовать Евангелие всем народам, говоря: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Число «12», нарушенное отпадением Иуды, вскоре по вознесении Христовом восполнилось избранием по жребию Матфия. В день Пятидесятницы апостолы приняли Духа Святого, нисшедшего в виде огненных языков Неграмотные, неискушенные в слове простые рыбаки стали понимать все наречия мира, говорить на всех языках, получили способность и силу проповедовать Евангелие всем народам.

Десятки тысяч километров прошли с проповедью апостолы. Во все четыре стороны от Израиля протянулись апостольские дороги: Сирия, Турция, Грузия, Армения, Азербайджан, Россия — на востоке, Кипр, Греция, Италия, Испа­ния — на западе, Британия, Шотландия — на севере, Египет, Африканские страны — на юге. То было великое, жертвенное время. Из 12 ближайших апостолов погибли 11. Только святой Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и мирной кончины. Из 70 младших апостолов мученическую кончину приняли 36 — каждый второй. На­чалась и укреплялась новая эра, эра Нового Завета, нового летосчисления, эра христианства.

Как говорится в третьей части книги, кроме двенадцати апостолов Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Евангелист Лука об этом говорит так: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим». Двенадцать находились при Нем, как свидетели Его жизни, а семьдесят готовили людей к принятию Спасителя, проповедуя в тех городах, какие Он намеревался посетить. Не сразу сложился почитаемый ныне Собор семидесяти апостолов. Многие из учеников, в том числе из семидесяти, со временем отпали от Христа и перестали служить Ему. Евангелист Иоанн пишет об этом: «…Мно­гие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умали­лось еще более. По воскресении Иисуса Христа лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфием, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу, из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апосто­лами и проповедью апостола Павла, призванного Самим Господом.

Перечислив имена апостолов, автор отмечает, что не все из них входили в число тех 70 учеников, которых Сам Господь избрал перед началом пути на вольные страсти. Они упоминаются в более поздних тек­стах Нового Завета. Так, например, об обращении Варнавы говорится только в книге Деяний Апостольских, Аполлос пришел из Александрии уже во время миссионерских путешествий апостола Павла , Онисима ко Христу привел апостол Павел, Акила во время земной проповеди Христа не мог быть в Галилее. У святителя Димитрия Ростовского в числе 70 апостолов, упоминаются также Кодрат и Кифа, затем упоминаются три апостола, с именем Марк. Стремление соединить их с теми учениками, которых избрал Сам Христос и именование их апостолами означает, что в их служении Церковь видела продолжение того дела, на которое Господь послал 12 и 70 апостолов.

*** По словам издателей, в книге «Первые христианские святые» читатели найдут рассказы о людях и святынях, почитаемых всеми православными верующими, а многочисленные иллюстрации, подобранные специально для этой книги, дают каждому ее читателю возможность увидеть самое ценное в великом наследии Церкви, хранящей память о своих первых днях. Прочитайте эту книгу сами, подарите ее близким — ведь только через знание о великих деяниях свидетелей земной жизни Иисуса Христа мы сможем понять, что же, собственно, произошло с нашим миром более 2000 лет назад.

Список святых Русского Православия, канонизированных в XIX веке

Именование святого (мирское имя)Статус святостиКраткие сведения о каноникеДень памятиГоды жизни
Серафим Саровский (Прохор Мошнин)ПреподобныйВеликий подвижник и чудотворец предсказал, что смерть его «откроется пожаром»2 января1754-1833
Ксения Петербургская (Ксения Петрова)Блаженная праведницаСтранствующая монахиня дворянского рода, ставшая юродивой Христа ради6 февраля1730-1806 (дата приблизи-тельная)
Амвросий Оптинский (Александр Гренков)ПреподобныйВеликие деяния оптинского старца связаны с благословлением паствы на богоугодные дела, попечительством женской обители23 октября1812-1891
Филарет (Василий Дроздов)СвятительБлагодаря митрополиту Московскому и Коломенскому, христиане России внемлют Священному Писанию на русском языке19 ноября1783-1867
Феофан Вышенский (Георгий Говоров)СвятительБогослов отличился на ниве проповедничества, добровольно выбрал затворничество для перевода аскетических книг18 января1815-1894
Пелагея Дивеевская (Пелагея Серебренникова)БлаженнаяМонахиня стала Христа ради юродивой по завещанию Серафима Саровского. За подвиг юродства подвергалась гонениям, биению, была прикована цепью12 февраля1809-1884

Акт канонизации праведных христиан может быть как общецерковным, так и местным. Основание – святость при жизни, свершение чудес (прижизненных либо посмертных), нетленные мощи. Итог церковного признания святого выражается призывом к пастве почитать праведника молитвами во время общественных богослужений, а не поминанием. Древнехристианская церковь процедуру канонизации не проводила.

Святительская деятельность

В 370 году он стал митрополитом Кесарии. Он активно боролся с арианской ересью, писал книги и проповедовал. Из-за активной борьбы с ересью Ария, его ждал конфликт с императором Валентом. Он был приверженцем этой ереси и сократил сферу деятельности святого. Но Василий не растерялся и вместо себя выдвинул своих единомышленников на епископские посты – Григория Богослова и Григория Нисского.

Вскоре император был убит, но святителю это уже не помогло. Он скончался в 379 году в возрасте пятидесяти лет.

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

Имя великого христианинаСтатус святостиКраткие сведения о каноникеДень памятиГоды жизни
Иоанн Кронштадтский (Иоанн Сергиев)ПраведникКроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем20 декабря1829-1909
Николай (Иоанн Касаткин)РавноапостольныйЕпископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных3 февраля1836-1912
Владимир (Василий Богоявленский)СвященномученикДеятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь25 января1848-1918
Царственные особыСтрастотерпцыЧлены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота4 июляКанонизация была подтверждена Россией в 2000 году
Тихон (Василий Белавин)СвятительЖизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь25 марта1865-1925
Силуан (Симеон Антонов)ПреподобныйСойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах11 сентября1866-1938

В православной литературе существует особый жанр, описывающий жизнь и подвиги, проживших в святости людей. Житие святых – это не светские хроники, а жизненные истории, написанные в соответствии с церковными канонами и правилами. Первые записи событий жизни святых подвижников велись на заре христианства, затем их сформировали в календарные сборники, списки дней почитания светлой памяти угодников.

Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.

За высокую нравственность и святость на протяжении истории православной Руси Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой. Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима. Поэтому даже при самой безысходной ситуации сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.

О чём говорит «старец»?

Нужно смотреть, вокруг чего концентрируется жизнь человека. Послушаешь некоторых «старцев» — они говорят об антихристе, смерти, искушениях, грехе. О Христе от них не услышишь! Но наша вера христоцентрична, мы должны сосредоточиться на Нём — а не на антихристе, кодах, сатане и так далее. Антихрист, как Иуда или Пилат — это часть истории христианства. Мы же не сосредоточиваемся на Иуде, на его грехе — мы ждём пришествия Христова, чаем воскресения мертвых! Да, антихрист придёт — но его присутствие будет временным, человечество переживёт период его пребывания на земле. Зачем же нам акцентироваться на нём, если мы должны прилепиться ко Христу? Если изучить наследие святых отцов и вычленить, что они пишут об антихристе, то это будет крошечная страничка в многотомном издании, а всё остальное — о Христе. Так что надо разбираться, для чего духовный авторитет так старается набрать дивиденды, зачем будоражит умы своих последователей? Дело в том, что если сказать человеку: «Покайся!» — он вряд ли с радостью пойдёт за вами, а вот если сказать: «Все продались, одни мы с тобой праведные!» — он ваш.

Благоверные князья Борис и Глеб

Одними же из первых угодников Божиих, канонизированных нашей Церковью, являются святые братья – благоверные князья Борис и Глеб, сыновья святого равноапостольного князя Владимира. Они канонизированы как страстотерпцы, так как приняли насильственную смерть, однако не за имя Христово, а в силу политических амбиций их родного брата Святополка, желавшего сосредоточить великокняжескую власть в своих руках. Святые Борис и Глеб являются примером подлинной любви Христовой: зная о том, что их родной брат хочет убить их, они могли собрать войска для противостояния, однако, не желая, чтобы пролилась еще чья-то кровь в междоусобных войнах, решили пожертвовать своими жизнями ради блага отечества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]