Чистый четверг – сакральная и материальная суть этого дня в году.


Каждый день последней седмицы Великого поста имеет своё значение. Но среди них есть тот, что наполнен особым смыслом. Великий четверг (Чистый, Страстной, Великий четверток) — четверг Страстной недели, когда вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Святого Причастия) и омыл ноги ученикам, а также его молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

История Великого четверга


Тайная Вечеря
Тайная Вечеря произошла в день опресноков — это ветхозаветный праздник, который начинался на 2-ой день Пасхи и продолжался 7 дней, на протяжении которых древние евреи не должны были употреблять заквашенную пищу. В этот день, согласно ветхозаветному закону, было принято выставлять на стол пасхального агнца. По преданиям, именно в этот день однажды должен был появиться Спаситель от Небесного Отца. Иисус Христос, пришедший исполнить данный закон, послал Петра и Иоанна (своих учеников) в Иерусалим приготовить Пасху, которую Он должен был заменить новой — телом и кровью Своей. Именно они готовили сионскую горницу для Тайной Вечери.

  • Тайная Вечеря


Иисус Христос со своими учениками в сионской горнице
Когда наступил вечер, Иисус со своими учениками пришёл в дом одного Иерусалимлянина (его имя не упоминается), где уже была готова большая светлая горница. Там они стали вечерять. За столом Он рассказывал о Царстве Божием, о том, что его от земного бренного бытия отличают истинные любовь, смирение и чистота духа.

  • Омовение ног ученикам


Иисус Христос омывает своим ученикам ноги
После этого он встал из-за стола и омыл ноги своим ученикам, объяснив свой поступок. Он повелел им отныне поступать точно так же — не брезговать омывать ноги друг другу.

  • Установление таинства святого причащения


Установление таинства святейшей Евхаристии
После этого Иисус сначала совершил Пасху по закону Моисееву, а затем установил и новую — великое таинство святейшей Евхаристии (причащения).

  • Продолжение Тайной Вечери


Христос подал солёный хлеб Иуде Искариоту
Продолжая Вечерю, Господь предрёк, что один из учеников предаст Его — тот, кому Он подаст хлеб с солью. И тут же Он, обмакнув кусок хлеба в соль, протянул его Иуде Искариотскому. Именно через этот кусок вошёл в него сатана. Иуда тотчас ушёл с Вечери. Была уже ночь. Иисус остановил спор Апостолов о первенстве. Он сказал им, что оно состоит не в господстве и обладании: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». Предсказал им общее искушение и троекратное отречение от Христа Петра, а также Своё явление им после воскресения в Галилее.

  • Молитва в Гефсиманском саду


Молитва Иисуса в Гефсиманском саду
После этого Иисус отправился с учениками в Гефсиманский сад на Елеонскую гору. Здесь и начались Его страдания: сначала — душевные, а потом — и телесные. Предчувствуя их, Господь сказал ученикам: «Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, которые видели его преображение, начал скорбеть и тосковать. Отойдя от них на некоторое расстояние, Он преклонил главу и колена и молился до кровавого пота, как человек во время страданий, совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу явился Ангел с небес и укрепил Его. Во время молитвы Господь троекратно подходил к ученикам и просил молиться с ним. Но они не могли выполнить его просьбу, так как хотели спать.

  • Предательство Иуды


Поцелуй Иуды
Около полуночи в сад пришёл Иуда Искариот с вооружёнными людьми, присланными от первосвященников и старейшин. Иисус Сам вышел к ним на встречу, поверг врагов на землю и смиренно позволил предателю поцеловать Себя. Так Господь, являвший Божественное всемогущество, имевший во власти легионы Ангелов, пришёл принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предал Самого Себя в руки грешников.

Толкование на святого евангелиста Матфея

Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. Во самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается безкровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною кровью, и через это соединяет нас с Собою. Размысли же, что Он родился от вашего естества. Но ты скажешь: это не ко всем относится. Напротив, ко всем. Если Он пришел к нашему естеству, то очевидно, что пришел ко всем; а если ко всем то и к каждому в отдельности. Почему же, ты скажешь, не все получили от этого пользу? Это зависит не от Того, Который благоволил совершить это для всех, но от тех, которые не восхотели. С каждым верующим Он соединяется посредством таин, и сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться безпечности. Не видите ли, с какою готовностию младенцы берит сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, – или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа; и одна только у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщаемся этой пищи. Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, кто не таковы. Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ни чем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; отсуда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих – это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти на встречу Жениха. Взявши этот елей, выйдем от сюда. Не должен приступать сюда ни один безчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом – ни один нечистый.

Богослужение


В Великий четверг во всех храмах совершается литургия Василия Великого.
В Великий четверг во всех храмах совершается литургия Василия Великого. В связи со значительностью вспоминаемого события, она имеет ряд особенностей:

  1. Совершается после вечерни («полные» литургии совершаются в Великий четверг, Великую субботу и навечерия Рождества и Богоявления).
  2. Освящается свежесваренное миро.
  3. После литургии совершается обряд «Умовения ног». На сегодняшний день практикуется только в кафедральных соборах (архиерей омывает ноги 12 священникам) и некоторых монастырях.
  4. Совершается омовение престола.
  5. Многие православные христиане стараются причаститься в этот день.
  6. Общая трапеза после литургии имеет особый статус, поэтому пост несколько смягчается.

Во время богослужения несколько раз произносится молитва «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…». Её поют все, кто находится в храме. В ней христиане просят у Бога сделать их причастниками Тайной вечери, ныне совершающейся в храме.

Вечером совершается служба «Двенадцати Евангелий». Она рассказывает о страданиях и смерти Спасителя. Это отрывки из всех евангелистов, разделённые на 12 чтений — по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в Гефсиманский сад. Чтение предваряется и сопровождается пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», а также возвещается благовестом при зажжённых свечах.

  • Тропарь на Великий Четверг, глас 8

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

  • Кондак на Великий Четверг, глас 2

Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.

Праздничные проповеди

Каждый настоятель церкви на всех уровнях в такой четверг обращается к прихожанам с проповедью. Вот две такие проповеди.

Проповедь Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

В своей проповеди Патриарх Московский называет этот четверг особым днем, в который церковь вспоминает события до, во время и после Тайной Вечери. Патриарх Кирилл отмечает великое множество противоречий, которые гнездятся в человеческой душе, и говорит о том, что врачует душу.

Проповедь Папы Римского Франциска

Предстоятель Римско-Католической церкви Папа Франциск в своей проповеди отметил, что дела людские говорят больше, чем слова и изображения. «Мы разные, со своей историей, культурой, верой, но все мы — братья и сестры, — подчеркнул Франциск. – И каждый молит Господа нашего Иисуса Христа об этом братстве».

Значение Великого Четверга


Исповедь и причащение призваны показать готовность любого православного христианина терпеть и прощать
Терпимость, искренность, сострадание — вот суть этого дня, которая тесно переплетается с сакральным смыслом Страстей Христовых. Исповедь и причащение призваны показать готовность любого православного христианина терпеть и прощать. Тело и Кровь Христовы — это абсолютная новая реальность. В ней Бог соединился с человеком для того, чтобы человек соединился с Богом. Таинство называется Причащением, потому что в нём мы становимся причастниками Божества.

В церквях и соборах службы проходят в фиолетовом праздничном облачении. Разрешено послабление поста: верующие могут пригубить вино. Смысл всех этих действ — глубокое очищение духа и тела, покаяние и прощение. Важно, что этот день признан во всех религиях. Оставшиеся 3 дня до светлой Пасхи даются всем нам, чтобы уверовать в спасителя Иисуса Христа.

Традиции и обычаи


В Чистый четверг нужно обязательно посетить храм, чтобы понять смысл торжества, причаститься и выслушать Священное Писание
В Чистый четверг нужно обязательно посетить храм, чтобы понять смысл торжества, причаститься и выслушать Священное Писание.

В начале Тайной Вечери Христос омыл ноги ученикам. Возможно, благодаря этому возникла традиция убирать дома и квартиры в Чистый четверг. Но стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении, покаянии и подготовке души ко Святому Причащению. Наводить порядок нужно, но делать это ради славы Всевышнего, без отвлечения на мирское. Хозяйки обычно в этот день не только наводят чистоту дома, но и красят яйца, пекут куличи и готовят другие блюда для праздничного стола.

Раньше стрижку и мытьё воспринимали как тяжкий труд — отсюда появилось стремление вовсе оставить их в этот день ради восхваления Небесного Отца.

Церковь совершенно отрицает всяческие заговоры, совершаемые в Чистый четверг. Они относятся к язычеству и не очищают сознание, а ложатся на душу тяжким грехом.

В 2021 году Великий Четверг выпадает на 16 апреля. Так что не забудьте посетить в этот день храм. У кого нет такой возможности — помолитесь дома, почитайте Евангелие и вспомните о Тайной Вечере и событиях, произошедших в Гефсиманском саду.

Приметы

Приметы, которые пришли к нам из народа. Если им следовать, то весь год не покинет удача и благополучие.

Вот главные из них:

  1. Во время генеральной уборки находятся вещи, которые уже и не надеялись найти.
  2. Освобождаясь в этот день от старых вещей, можно избавиться от нужды. Для этого свою ненужную одежду и обувь необходимо отдать бедным, тогда весь год будет достаток.
  3. Если пересчитать в четверг все деньги, которые есть в доме, весь год вас не будет покидать богатство. Правда, это нужно сделать тайком, чтобы никто не видел.
  4. Чтобы вымести из дома все проблемы и хворобы, нужно убирать помещение от самых дальних углов к входной двери, а грязную воду после мытья полов выливать на камни или на проезжую часть дороги.
  5. Чтобы завершить очищение души и тела, обязательно надо причащаться .

Ознакомившись с заговорами и приметами, необходимо знать, что Православная Церковь не благословляет заниматься чтением заговором и соблюдением примет, считая это грехом суеверия. По мнению Церкви, Великий четверг — время для покаяния в грехах и Причащения Христовых Таин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]