Животворящий Крест Господень
|
Его точная копия появилась недавно в самарском храме.
В самарском храме в честь Святителя Спиридона Тримифунтского перед Пасхой появилась новая святыня — Крест Господень, сделанный по точным размерам Животворящего Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Зайдя в комнату воскресной школы и увидев Крест, останавливаешься перед ним в изумлении и невольном трепете: в нем чувствуется Божественная спасительная сила Христа Распятого. Вертикальная балка Креста почти упирается в высокий потолок. Кажется невероятным, что такой огромный Крест мог нести один человек.
Крест Господень — главный символ Христианства. Это орудие Страстей Христовых и орудие нашего очищения от грехов. По словам преподобного Нектария, старца Оптинского, «вырваться из суеты, хаоса, праздности, пустоты, смерти человеческое сердце сможет только тогда, когда оно будет предстоять у Распятия Христова. Как две тысячи лет назад, так и сегодня, в наши дни Крест Господень стоит посреди всей Вселенной, и обойти его никому невозможно».
Но в наших Православных храмах точные копии Креста Господня встречаются редко. О том, как такая копия Креста Христова появилась в храме святителя Спиридона, рассказывает его настоятель, благочинный Центрального благочиния города Самары протоиерей Иоанн Мохов:
— В самом начале Великого поста мы собрались приходским активом, и я предложил обсудить, какую нам сделать экспозицию к Пасхе. Задумка состояла в том, чтобы наши прихожане глубже переживали Евангельские события — события Страстной Седмицы и Пасху.
И мы решили изготовить Крест Господень, который бы совпадал один в один с тем Животворящим Крестом, на котором был распят Спаситель. Начали с выяснения точных размеров Креста. Это оказалось сложным делом: в источниках они не указываются. Но нам удалось обнаружить описание Кийского Креста, который был изготовлен в XVII веке в Иерусалиме по образцу Креста Господня для русского Патриарха Никона. Еще будучи иеромонахом, Никон чуть не утонул на лодке в бурю и спасся, высадившись на безлюдный остров Кий в Онежском заливе Белого моря. Он дал обет и построил на этом месте Кийский Крестный монастырь, для которого заказал в Иерусалиме Крест «мерою и подобием» Креста Господня. В него были помещены частица Животворящего Креста, множество частиц мощей святых и камни с мест библейских событий. Сейчас этот Крест находится перед алтарем в московском храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Узнав размеры Креста, мы обратились в различные столярные, плотницкие мастерские, но нам везде отвечали, что такой крест нельзя сделать быстро, надо подумать, все взвесить. Когда до Пасхи осталось всего десять дней, я сказал: «Все, делаем крест сами!» Мы нашли подходящую по нормам древесину — сосну. Хотя центральная балка Креста Господня была трехсоставной: кедр, кипарис и сосна. Древо, из которого сделали Крест Господень, по преданию, выросло из трех посохов. Когда Аврааму явилась Пресвятая Троица в виде трех Ангелов, перед уходом в Содом для наказания города за нечестие они оставили Аврааму три посоха. Эти посохи чудесным образом проросли в триединое дерево. Оно стало особенным, священным древом. Когда Царь Соломон возводил Иерусалимский храм, не хватало одной колонны, чтобы подпереть свод храма. Древо спилили и сделали из него колонну, но она никуда не подошла. После этого брус закопали в землю. Он находился как раз в Силоамской купальне, из-за этого славившейся исцелениями. Когда Понтий Пилат предал Господа на распятие, древо в источнике всплыло. Иудеи решили именно из него изготовить вертикальный несущий столб для Креста Спасителя.
— Каковы же размеры Креста Господня?
— Высота вертикальной балки три метра девять с половиной сантиметров, поперечная балка длиной один метр девяносто пять сантиметров. Вертикальная балка креста Спасителя весила около ста двадцати килограммов! Наша балка весит семьдесят четыре килограмма. Точных указаний на то, что верхняя перекладина была прибита, нет, в источниках говорится, что, скорее всего, она была привязана, поэтому мы привязали ее веревкой. Дерево проморили, ведь священное древо лежало в воде много столетий и почернело.
— Поражают размеры не только Креста, но и выставленных у вас орудий Распятия Господа — гвоздей и копья.
— Мы решили, что они тоже должны быть в экспозиции. Такой широкий наконечник имело римское парадное копье, или копье ближнего боя. Это орудие убийства, такое копье может легко проткнуть человека насквозь. Гвозди широко описаны в литературе. Один из них, переданный в дар Русской Православной Церкви, находится в Храме Христа Спасителя. Недавно его показал всем верующим с амвона Храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Длина гвоздя четырнадцать с половиной сантиметров, вес семьдесят пять граммов. Они действительно очень большие. Изучая в свое время новозаветные археологические источники, я узнал, что когда находили людей, похороненных после римской казни на кресте, гвозди не могли выдернуть из их рук. Их отдирали от креста вместе с гвоздями и так хоронили. Римляне казнили этим жесточайшим способом. Человек испытывал страшнейшие мучения при пригвождении к дереву, а потом еще долго висел живой на этих гвоздях. Казнь римского гражданина через усечение мечом на этом фоне выглядит сравнительно более гуманной.
Иногда Спасителя изображают с пробитыми ладонями. Но потеки крови на Туринской плащанице находятся в местах запястий. Ладони не выдержали бы веса человека, он бы просто упал. Когда пробивается рука в запястье, рвутся сухожилия и происходит моментальное сокращение фаланги большого пальца, он сразу «умирает» — поэтому на плащанице видны только четыре пальца на каждой руке, большие поджаты внутрь.
Глядя на все это, можно почувствовать, что Голгофская жертва, которую принес за нас Господь Иисус Христос, действительно была мученической жертвой любви, которую мог принести только Бог за род человеческий.
В этой экспозиции исторической реликвией являются Терновый венец и небольшой крест, которые привезли наши паломники из Иерусалима. Крест конца XIX века, трехсоставный, по аналогу Креста Господня. Венец изготовлен из тернового куста, растущего в пределах Иерусалима. Таким терном обвили голову Спасителя. Венец сильно отличается от тех, которые сегодня привозят из Иерусалима, они более похожи на знакомый нам шиповник. А тут убийственные иглы в несколько сантиметров, которые впивались в голову и могли пробивать не только кожу, но и кость. Но и этот терновый венец не совсем точен: настоящий был сплетен в виде шапки и покрывал всю голову.
— Трогательно видеть, как кроха лет пяти забежала сюда и поцеловала стекло, под которым выставлены гвозди.
— В Страстную Пятницу дети сами захотели и с благоговением несли на Крестном ходе образ Спасителя на Туринской плащанице, гвозди, копье, терновый венец. У одного ребенка спросили, что за гвозди он несет. Он ответил: «Этими гвоздями прибили к кресту Господа Иисуса Христа». Когда он вырастет, у него будет духовный иммунитет к любым сектам. , Его Голгофской жертве. Евангельская истина воспринимается ими естественно, правильно и навсегда.
Крест Господень мы освятили и в Великую Пятницу обносили его вокруг храма. Трое мужчин, которые его несли, потом говорили, что это было очень тяжело не только физически, но и морально.
Крест приводит к истинному богопочитанию. Мы ведем переговоры со Сретенским мужским монастырем в Москве: они пообещали сделать для нас копию со своей, опять же, копии Туринской плащаницы. Хотим проводить у нас Крестный ход подобный тому, какой идет в Великую Пятницу в Иерусалиме с Крестом, а потом с Плащаницей от судилища Понтия Пилата к Голгофе.
Людмила Белкина
От редакции. В эти же дни — с 20 по 27 апреля — в самарском храме в честь Святителя Спиридона Тримифунтского находился ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской и других святых, и в этот храм приезжало множество верующих. Очередь к святыням заканчивалась далеко за воротами храма…
Фото Екатерины Жевак.
Бог и наши страдания
Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога.
Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог.
Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания – несением креста.
Но не всякое страдание может быть несением креста. В испытаниях человек может отвергать Бога, хулить Его, бунтовать против Бога, ненавидеть и себя, и других, впадать в отчаяние и терять веру. В данном случае, нельзя назвать это несением креста, потому что крест спасает человека, а не губит.
Что символизирует Крест
Честный Крест Господень — объединяющая сила человечества. Две поперечных перекладины Креста, символизируют союз людей с Богом (вертикальная перекладина) и союз людей друг с другом (поперечная перекладина). Конечно, объединение людей обязательно происходит через их отношения с Богом. Поперечная перекладина также символизирует две руки Распятого Спасителя, которые открыты, чтобы охватить и обнять все человечество.
Святой Крест представляет собой грозное оружие против темных сил. До распятия Христа крест использовался как орудие зла для разрушения и смерти. После того, как Христос добровольно пошел на распятие, крест превратился в оружие против тех, кто его использовал.
Верующие теперь гордо носят крест как драгоценный и действенный оплот против зла, но также как признание своей веры в великую искупительную жертву Христа. Стоит обратить внимание на явное отвращение и даже ненависть к Кресту Христову многих еретических христианских групп. В целом, протестантский мир не чтит Креста. Известно, что протестанты не крестятся и используют крест только как элемент.
Состояние отчаяния и блаженства, которое вызывает в нашей душе присутствие и вид Святого Креста, заставляет нас мужественно и терпеливо переносить жизненные трудности, то есть нести наш личный крест:
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф. 16:24)
Мы надеемся на грядущее Воскресение, в прямом и переносном смысле. Эта непоколебимая вера дает нам силы и заставляет смотреть на жизнь с оптимизмом.
Праздник или трагедия?
Все события, переживаемые нами в Церкви, насыщены самыми разными чувствами и переживаниями, здесь могут быть рядом радостью и скорбь, страх и надежда на воскресение. Как и каждая встреча с Богом для нас – это и суд, и радость встречи, и воскресение, и страшное Второе пришествие.
Вообще, всякое евангельское событие, отраженное в православном богослужении, это встреча с реальностью. Но реальность не может быть однозначной, так как мы в ней пока еще живем, мы ее еще осуществляем. И, с одной стороны, встреча с реальностью для человека – это всегда большое счастье, потому что он встречается с правдой. В тоже время, эта правда не всегда бывает сладкой.
Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит.
«Кресту твоему поклоняемся, Владыка»
Фото с сайта monastery.ru
На праздничной всенощной под Крестовоздвижение (26 сентября), под пение «Святый Боже…» на середину храма священство выносит Крест.
Когда Крест вынесен из алтаря в центр храма, священство вместе с верующими поклоняются Кресту, делая три земных поклона. В это время вся Церковь поет тропарь Кресту:
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» (трижды).
Этот же тропарь поется и на Литургии праздника вместо «Святый Боже…».
Внимание: помазание елеем на этой службе происходит только после выноса Креста, почти в самом конце службы. После установления Креста на аналое верующие подходят ко Кресту с целованием, священник помазывает их святым елеем. Крест находится на аналое шесть дней, до отдания Праздника.
Местонахождение. Доступность для паломников[править]
В данной таблице представлены наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста.
Страна | Храм (Монастырь) |
Австрия | Хайлигенкройц |
Армения | Эчмиадзин |
Бельгия | Церковь Onthaalkerk в Брюгге |
Германия | Храм Святой Цецилии, Дюссельдорф |
Греция | Афонские монастыри: Иверский, Дионисиат, Котлумуш, Ксиропотам (часть пробитая гвоздём), Филофея, Симонопетра, Святого Павла, Ставроникита и Эсфигмен — единичные частицы; Великая Лавра, Ватопед, Хиландар, Пантократор, Зограф и Каракал — несколько частиц |
Грузия | Собор Светицховели (частица). По преданию часть Креста, один из гвоздей, а также подножье Креста были подарены Грузии императором Константином. Подножье было утеряно при грузинском царе Георгии XII |
Израиль | Храм Гроба Господня — самая большая из известных частей Креста |
Испания | Монастырь Санто Торибио де Льебана, Кантабрия |
Италия | Рим: собор Святого Петра, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Кафедральный собор Пизы, Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции |
Кипр | Монастырь Ставровуни — частица, по преданию, оставленная святой Еленой при основании монастыря. Монастырь Святого Креста в деревне Омодос — частица Креста и узы (веревки), которыми связывали руки Иисуса Христа по пути на распятие. |
Латвия | Собор староверческой Гребенщиковской общины в Риге. |
Россия | Александро-Свирский монастырь, Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород), Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород), Богоявленский собор в Елохове (Москва), Воскресенско-Фёдоровский монастырь, Крестовоздвиженский мужской монастырь (Екатеринбург), Покровский Александро-Невский монастырь, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков), Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь, Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. |
Украина | Крестовоздвиженская церковь (Винница), Крестовоздвиженский собор (Ужгород), Успенский собор (Мукачево), Свято-Успенская Почаевская Лавра, Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской Лавры |
Франция | Собор Парижской Богоматери, Аббатство Святого Креста, Пуатье (частица, с 568 года), церковь святого Клавдия, Париж (частица принесена из Иерусалима 28 июля 1109 года) |
Черногория | Цетинье — частица, ранее принадлежавшая Мальтийскому ордену, затем находившаяся в России (Зимний дворец и Гатчина, до 1917 года) |