Благословляющая десница
Так благословляет сейчас любой епископ и священник. Рука складывается так, что получаются греческие буквы: IC XC- первые и последние буквы имени «Иисус Христос». Указательный — I, средний — C, большой скрещивается с безымянным — получается буква X, и мизинец — C. Знак называют ещё «Малакса» по фамилии грека, который в 16 веке описал этот жест.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Двуперстное сложение. Господь Вседержитель. Мозаика собора Св. Софии в К-поле. 2-я пол. XIII в.
Двуперстное сложение. Господь Вседержитель. Мозаика собора Св. Софии в К-поле. 2-я пол. XIII в. Из НЗ известно, что Свои Б. Господь Иисус Христос сопровождал возложением, прикосновением или воздеянием рук. Памятники III-IV вв. обычно говорят о возложении рук как при Б. веществ таинств (напр., хлеба Евхаристии), так и при Б. людей; при большом стечении народа возложение рук заменялось их поднятием. По крайней мере c IV в. обычным жестом при устном священническом или епископском Б. становится наложение крестного знамения (крестообразное движение руки) на благословляемое. Одно из ранних свидетельств этому содержится в составленном не ранее III в. апокрифическом Евангелии Никодима (гл. 24), где описано, как сошедший во ад Господь, простирая руку, творит крестное знамение на Адаме и всех ветхозаветных святых. При этом для крестообразного Б. могло использоваться различное перстосложение, как открытая ладонь («всеперстие»), так и один или неск. пальцев.
Греч. перстосложение. Свт. Григорий Нисский. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1037–1045
Греч. перстосложение. Свт. Григорий Нисский. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1037–1045
Использование при Б. разных форм перстосложения тесно связано с жестикуляцией рим. ораторов (напр., соединение безымянного пальца с большим, когда остальные вытянуты, означало начало речи или порицание (Quint. Inst. orat. 11. 3), а вытянутая правая рука, с выпрямленными указательным и средним, с прижатыми мизинцем и безымянным и отставленным большим пальцами — процесс речи или угрозу (Апулей. Метаморфозы. 2. 21)). Кроме того, определенное влияние на перстосложение при Б. оказало и античное искусство счета по пальцам. Св. Патриарх К-польский Герман I в толковании на Божественную литургию (VIII в.) приводит числовое истолкование архиерейского Б. по прочтении Евангелия перед удалением оглашенных: пальцы благословляющей руки должны изображать греч. буквы ς и φ, имеющие определенные числовые значения и в сумме дающие 6500 — предполагаемый год (от сотворения мира) Второго пришествия Христа Спасителя (Герман, свт. Сказание. С. 67).
С V в. на Востоке в связи с особой остротой христологических споров на пальцах стали изображать исповедание веры (Феодорит. Церк. ист. 2. 31; Созомен. Церк. ист. 4. 28; Никифор Каллист. Церк. ист. 9. 48): 2 соединенных пальца символизируют Божественную и человеческую природы Христа Спасителя, а 3 — Три Божественных Лица. В зависимости от того, какие 3 пальца соединены — большой, безымянный и мизинец или большой, указательный и средний, — различаются дву- и троеперстие. Обычными перстосложениями на Востоке долгое время были восходящее к античности соединение большого пальца с безымянным при вытянутых остальных (при этом большой и безымянный пальцы изображают крест; именно это перстосложение имел в виду в своем толковании свт. Герман) и двуперстие; и то и др. встречается, напр., на мозаичных иконах и фресках XI в. в Софийском соборе Киева. Кроме того, с VI в. на Востоке появляется Б. только 4 пальцами правой руки при прижатом большом. К сер. XVI в. обычным в греч. Церквах становится именословное перстосложение, при к-ром указательный и средний пальцы соединены так, чтобы первый из них, выпрямленный, представлял собой букву I, а второй, также простертый и неск. наклоненный, букву С; большой же палец совокуплен с 2 последними так, чтобы он, пересекая безымянный палец, представлял вместе с ним букву X, а мизинец, простертый и неск. наклоненный,- букву С, т. е. буквы греч. алфавита Ι, Σ и Χ. При этом изображается монограмма Спасителя — icxc, т. е. первые и последние буквы имени Iисус Христос. Иногда в таком перстосложении усматривали и др. буквы: Ν (от ΝΙΚΑ — Победа), Α и Ω (см. Альфа и Омега), Τ как образ креста. Именословное перстосложение, вероятно, восходит к перстосложению с прямыми указательным, средним пальцами и мизинцем и соединенными большим и безымянным пальцами. На визант. иконах, мозаиках и фресках, изображающих Христа и святых, встречаются и др. формы перстосложения при поднятой руке. Интерпретация жеста фигур с поднятой рукой только как благословляющего неверна, этот жест часто указывает не на Б., а на обращение (Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 487-503).
Именословное перстосложение. Свт. Питирим Тамбовский. Икона. ХХ в.
Именословное перстосложение. Свт. Питирим Тамбовский. Икона. ХХ в.
В Русской Церкви до XVI в. употреблялись различные формы перстосложения, но в 1551 г. Стоглавый Собор ввел единообразие как для крестного знамения, так и для священнического Б.: «Аще кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят» (Стоглав. Гл. 31). Учение о том, что для Б. и крестного знамения необходимо употреблять только двуперстие, послужило одним из поводов к расколу в Русской Церкви — когда в 1666 г. Большой Московский Собор постановил использовать для священнического Б. именословное перстосложение (Деяния. Л. 47об., 48), «еже бы не порушитися чину греческому» (Макарий. История РЦ. Т. 8. С. 101-102), часть верующих не приняла ни этого, ни др. предложенных Собором изменений рус. богослужебных обычаев нач. XVII в. и ушла в старообрядческий раскол (именословное перстосложение старообрядцы называют «малаксой» — по имени греч. свящ. Николая Малаксы, написавшего на него в сер. XVI в. толкование, включенное в кн. «Скрижаль» Патриарха Никона (М., 1656)). Тем не менее именословное перстосложение для священнического Б. было принято на Руси и ныне используется всеми правосл. Поместными Церквами. Кроме различения перстосложений для Б. и крестного знамения различаются священническое и епископское Б.: только архиерей может благословлять не одной, а двумя руками; в его присутствии священники не благословляют (см. Архиерейское богослужение).
Архиерейское благословение
Архиерейское благословение
На Западе в ср. века сохранялось «всеперстие», к-рое стало интерпретироваться как «знак пяти ран Христа» (2 на руках, 2 на ногах, 1 в боку), исцеливших человечество от греха (ср. Ис 53. 5; 1 Петр 2. 24; 1 Ин 1. 7). Исп. еп. Лука Тудетанский († 1288) не делал различия между крестным знамением и жестом Б. (Голубцов. Из чтений. С. 247-248). С XII в. в греч. сборники канонических правил включается анонимная статья против латинян (в слав. Кормчей: ст. «О фрязех и о прочих латинах»), где среди основных заблуждений католиков указывается неправильное перстосложение при Б.: «Некоторые из них пятью перстами как-то благословляют и пальцем лицо знаменают, подобно монофелитам…» В позднее средневековье на Западе начали различать Б. «греческое» (большой и безымянный пальцы соединены, а указательный, средний и мизинец выпрямлены) и «латинское» (мизинец и безымянный согнуты и прижаты к ладони, а большой, средний и указательный пальцы выпрямлены). Впервые «латинская» форма Б. упоминается у папы Римского Льва IV (847-855): «Чашу и хлеб знаменуйте правильным крестом, то есть не вокруг и кое-как перстами, как делают многие, но разогнув два пальца и большой внутрь сложивши, через которые означается Троица, правильно старайтесь изображать сие знамение: +, ибо не иначе можете благословлять что-либо» (PL. 96. Col. 677).
Для преподания Б. используются также иконы, кресты, в конце литургии — св. потир со Св. Дарами, Евангелие, свечи (архиерейские дикирий и трикирий, пасхальные трехсвечники, свеча на литургии Преждеосвященных Даров), окропление св. водой, помазание елеем (напр., на всенощной) и проч.
Лат. перстосложение. Центральная часть “Гентского алтаря”. 1432 г. Художники Я. и Х. ван Эйки (собор св. Бавона в Генте. Бельгия)
Лат. перстосложение. Центральная часть “Гентского алтаря”. 1432 г. Художники Я. и Х. ван Эйки (собор св. Бавона в Генте. Бельгия)
Греч. словом εὐλογία (евлогия — Б.) издревле принято называть особые подарки, содержащие святыни, предметы из св. мест, благословленный хлеб и др. (A. Stubier).
Я говорю
Указательный и средний подняты вверх, а мизинец и безымянный согнуты или прижаты к ладони. Большой палец или просто поднят вверх, или прижат к безымянному (да, у ораторов это разные знаки, но значения близкие, мы не будем их разводить).
Символ означает прямую речь, момент речи. Это второй вид жеста у архангела на иконах «Благовещение Пресвятой Богородицы». Правы и те, кто говорит: это жест благословения! Произнесённое доброе слово и есть благословение
LiveInternetLiveInternet
Об этом жесте оратора имеется указание в античных трактатах по ораторскому искусству. Поэтому он с самого раннего времени часто использовался в христианских изображениях, когда надо было показать проповедь, пророчество и т.п. Чаще всего ему сопутствует изображение Евангелия или свитка в руках изображаемого. Или, например, с таким жестом изображался арх. Гавриил в сцене Благовещения, чем показывалось его обращение к Деве Марии с известными словами: «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою». Обратите внимание, что с этим жестом изображаются ветхозаветные пророки, которые не могли ни знаменоваться крестным знамением, ни благословлять подобно святителям. Впрочем, св. Герман Константинопольский (8 век) в своем толковании литургии указывает, что после чтения Евангелия святитель осеняет народ рукой с перстами, сложенными в подобную композицию. Примечательно, что это указывается делать именно после Евангелия. Т. е. знак пальцев при этом символизирует евангельскую проповедь. Этот знак св. Герман толкует не как обозначение имени Исуса Христа, а совсем иначе, довольно замысловато. Для соображенiй относительно разнообразнаго перстосложенія, которое находимъ на дровнихъ памятникахъ христіанской иконографіи, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторскіе жесты. Квинтиліан описывает таковой жестовъ: Малый середній перстъ соединялся съ пальцемъ (подгибался подъ палецъ), остальные три перста протягивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ разумеется именно малый середній); объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи, а при дальнейшемъ произношеніи последней — въ повествованіяхъ, порицаніяхъ и обвиненіяхъ». (Голубинский) Изображения Христа и святых, которые принято называть благословляющими, не имеют такого значения в действительности и ведут свое начало от античных изображений, представляющих ораторов и философов. Древние любили сопровождать слова свои жестами; языческие ораторы и философы прежде, чем держать какие-либо речи или излагать свое учение, прибегали обыкновенно к самым разнообразным телодвижениям, как бы приветствуя тем своих слушателей, или возбуждая в них внимание. На вечере у одной знатной женщины, Ипатии Бурреи, один из гостей, по словам Апулея, начиная свой рассказ, принял следующую позу: подобравши около себя ковер, на котором сидел, и приподнявшись немного на локте, он поднял правую руку и, по примеру ораторов, искусно образовал жест, пригнувши два последних пальца к ладони, а остальные держа на свободе. Нет ничего обыкновеннее, как встретить с этим или подобным жестом изображения в античной живописи и пластике· В античных картинах этот жест весьма часто дополняется еще свитком, который держат в своих руках ораторы, философы и вообще люди ученые, да чем-то вроде кадочки или лукошка (scrinium) у ног их, с несколькими книгами или свитками. Стоит только припомнить, сколько подобных изображений встречается в катакомбах, когда дело идет о Христе, как учителе, об апостолах и пророках, как проповедниках, чтобы убедиться если не в тождестве, то, по крайней мере, в тесной связи этих историко-символи-ческих сюжетов и их атрибутов с обычными приемами представления риторов и философов у классических живописцев и скульпторов. Возникши и выросши на почве, пропитанной традициями многовековой жизни античного мира, молодое христианское искусство, как хорошо уже известно теперь, воспользовалось всем из классического искусства, чем только можно было, начиная с обычных приемов техники до цельного усвоения готовых художественных образцов. Не пренебрегло оно и условными жестами языческих ораторов и философов, применив их к своим целям и вложив в чуждые ему формы новое христианское содержание. Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике И вот здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности не возникли на пустом месте. Это, так сказать,«творческая переработка» эллинистической античной культуры. И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи. Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору». У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию : 1. Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения. 2. Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест. 3. Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания. 4. Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний. В иконографии мы видим то же самое: Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило, подразумевают прямую речь персонажа или призыв: «вонми», а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят и христианские исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы». В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещения означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова. Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может изображаться с благословляющим жестом. Просто ещё раз повторим — любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте. https://ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=915:l-r————&catid=76:2011-01-08-18-42-21&Itemid=108
Начало речи
А также знак порицания. Это античный знак ораторов. Безымянный палец соединяется с большим. Остальные — прямо. Самый популярный знак в то время. Означает: «Вот я начинаю свою речь». На иконах правильней читать: «Начинаю благовестие!» Так изображают архангела Гавриила, когда он сообщает Деве Марии, что от неё родится Мессия. Так часто выглядит рука Господа, когда Он «благословляет» на иконе из облака.
Если речь продолжается, знак усиливает нагрузку и означает порицание. С таким жестом Христос подходит к уснувшим в саду ученикам.
Особое внимание!
Вот этот самый знак, который присвоили некоторые музыкальные направления, называя его «коза». Для античных ораторов он всегда означал «Обратите особое внимание!». Этим знаком на иконах Христос указывает на Евангелие в Своей руке, призывая внимать Благой вести. Кто знает, может быть в первые века священник перед чтением Евангелия на Литургии показывал именно такой знак? Но в наше время мы слышим только громкое: «Премудрость, вонмем!». Рука может быть повёрнута и ладонью к нам. Когда так держат руки апостолы, это можно истолковать как отстаивание истины христианской веры, настойчивая проповедь.
Знак обличения
Когда только указательный палец поднят вверх, а остальные прижаты к ладони — это знак указания и порицания. Так иногда изображают пророков, которые пришли обличать народ, а также обвинителей Христа. Ещё так Пётр указывает на свою голову на иконе «Омовение ног» со значением: «Не только голову и но и ноги».
Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
9 Января 2020
ЕЩЁ ОДИН ЖЕСТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Два пальца подняты вверх (указательный и средний), большой, безымянный и мизинец образуют троеперстие. Так сейчас крестятся старообрядцы. Так начали креститься, когда появились ереси, отрицающие божественную природу Христа или отрицающие Святую Троицу. Как Вы поняли, два пальца вместе говорят нам о двух природах Мессии, что Он Бог и человек. А три пальца символизируют Отца, Сына и Святого Духа. Со временем этот жест превратился в привычное нам Крестное знамение, когда к ладони прижаты мизинец и безымянный, а остальные три — в щепотку. Значение осталось то же.
Мне кажется, символ похож на имясложение. Возможно, сами иконописцы хотели, чтобы жест содержал в себе несколько значений. Как думаете?