В соответствии с преданием, Иерусалимская икона Божией Матери была написана одним из апостолов Иисуса — Лукой всего через 15 лет после Вознесения Спасителя, то есть в 48 году. Она стала первой из семидесяти прижизненных образов Богоматери, принадлежащих кисти апостола Луки.
Если описывать историю Иерусалимской иконы кратко, то отметим лишь основные вехи. Первоначально икона была передана в иерусалимскую христианскую общину; в 463 году ее перенесли в константинопольский храм Богоматери, и, когда городу грозило нападение скифов, всенародный молебен перед Иерусалимской иконой защитил город от него.
В 988 году при принятии князем Владимиром крещения в Корсуни (Херсоне), он получил эту икону в дар, а затем даровал ее новгородцам, когда жители города приняли христианскую веру. В 1571 году икона из новгородского Софийского собора по повелению царя Ивана Грозного была перенесена в кремлевский Успенский собор. В 1812 году чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери была захвачена французами. Считается, что ее увезли во Францию, однако, по утверждению французской стороны, ее нет в инвентарной описи собора Парижской Богоматери. В настоящее время в Успенском соборе имеется старинный список с иконы Иерусалимской «Богородица».
История появления образа
Известно, что эта святыня была создана при жизни Царицы Небесной, Пренепорочной Девы Марии. Авторство святого образа принадлежит апостолу Луке, который лично знал Богоматерь и жил с ней в те древние времена. Икона была создана в Гефсимании, близ Иерусалима. Предполагаемый год создания святыни — 48, уже после Рождества Христова. Художник ее написал спустя 15 лет после чудеснейшего Вознесения Господнего.
Где конкретно находилась святыня на протяжении целых трех столетий, доподлинно неизвестно. Возможно, образ в период гонений на первых христиан прятали в римской провинции Антиохии в какой-нибудь христианской общине. Чудом и молитвами верующих святыню удалось сохранить. Когда опасность миновала, образ поставили в месте, где люди могли помолиться Богородице.
Существует версия, якобы после прекращения гонений на христиан икону могли установить в одном из храмов Иерусалима. Возможно, святыня стояла в Храме Вознесения Христова, построенном в году 335 в этом же городе. Христиане верят, что именно от иерусалимского образа пришла благодать к Марии Египетской, помогшая спасти ее от грехопадения.
Более точное местонахождение иконы прослеживается, начиная с IV века. В 463 святыня оказалась в Константинополе — в храме Богоматери Пигий. Существует древнейшая легенда, что эта икона помогла городу спастись от скифов. При нападении кочевников на Константинополь (в период правления императора Ираклия (575-641)) христиане молились Иерусалимской святыне. Пренепорочная Дева помогла им победить, а городу удалось выстоять под натиском противника. Затем святейшее изображение перенесли во Влахернскую церковь Византии. Целых три столетия простояла икона в этом храме.
В 988 Иерусалимскую святыню передали в дар Владимиру, крестившему Русь. Сделала такой подарок его супруга Анна, византийская царевна, которая привезла этот образ из Константинополя. Существует предположение, что именно Иерусалимская святыня помогла князю-язычнику принять Христианство.
Великий князь вначале поместил икону в Киеве, а потом перевез ее в Новгород и подарил принявшим крещение новгородцам. Целых 400 лет местонахождением иконы был Софийский Собор Великого Новгорода. Только в 1571 русский царь Иоанн Грозный приказал перенести величайшую святыню в Успенский столичный собор.
В Кремле святейший Иерусалимский образ, по утверждению историков, пребывал до 1812. Во времена нашествия армии Наполеона святыня загадочным образом исчезла. Существует предположение, что святейшее изображение было украдено и увезено в далекую Францию, где хранится по нынешний день среди экспонатов Собора Парижской Богоматери. Правда, сами французы этот факт отрицают.
Где на самом деле находится подлинник, никто так и не знает. Зато есть немало копий или списков с Иерусалимского образа, хранящихся в различных церквях.
Композиционные особенности
Появилась икона «Древо Пресвятой Богородицы» относительно недавно — в начале XXI века. Для иконы это очень маленький возраст, но сегодня ее можно встретить повсеместно — в храмах, церковных лавках и домашних алтарях. Главная особенность иконы — это ее собирательность, поскольку на ней изображены 16 ликов Богородицы, в целом она несколько напоминает генеалогическое древо, но каждое отдельное изображение описывает Деву Марию как Царицу Небесную.
Читайте о церковной жизни:
- О Таинстве миропомазания в церкви
- Почему и зачем у православных много храмов
- Как правильно вести себя в храме детям
Икона характерна своей собирательностью — всего на ней 16 различных изображений Девы Марии, которые располагаются в виде ветвей одного древа. Каждая Богоматерь держит на руках Младенца Христа.
Композиция состоит из:
- 7 образов справа;
- 7 образов слева;
- «Владимирская» снизу;
- Рождение Христа в сверху;
- очертания небесного Иерусалима под образом «Владимирской».
Центральным звеном является пещера в Вифлееме, в которой был рожден Христос, Богоматерь и Младенец Иисус, располагающийся в яслях. Этот образ крупнее прочих. Поскольку Младенец Христос — это Тот единственный, Которому следует поклонятся, то Его не может не быть на доске. Именно Его рождение сделало Деву Марию — Богоматерью
Именно поэтому картина Его рождения представлена в центре — это самое важное событие для человечества
Под картиной с рождением располагается образ «Сладкое лобзание» как символ особенной любви и связи между Матерью Божией и Иисусом Христом. А по бокам от картины рождения расположены по семь знаменитых икон Богородицы, которые считаются православным миром чудотворными.
Украшено дерево крупными розами и листьями как символ жизни, которая происходит от Господа Бога.
Состав
Каждый образ из всех 14 сделан в классической манере: форма вытянутого овала, который заключен в некий медальон. Главное отличие данных изображений от канонической иконописи в том, что Богородица на каждом образе изображена улыбающейся.
Для справки! Единственная икона, на которой Дева Мария улыбается — это «Вифлеемская», но ее автор не изобразил на «Древе».
Аналога данной иконы нет в православной иконописи. Изображения дерева, в принципе, достаточно часто встречается на различных образах, но здесь изображение дерева дополнено плодами — отдельными картинами с Девой и такой способ боле не применялся художниками.
Сразу под картиной, изображающей рождение Христа, располагается образ «Сладкое лобзание». Образ сделан по типу Елеуса — одному из главных типов икон, с нарисованной Царицей Небесной. Такой тип часто используется русскими художниками, поскольку жесты изображённых персонажей просты и понятны — это любящая Мать и Сын.
Отличительные особенности образа таковы:
- Младенец и Матерь соприкасаются щеками;
- они крепко обнимаются;
- Христос изображен с желанием обнять Матерь одной рукой за шею.
Кроме «Сладкого лобзания», на «Древе» изображены также образы:
- «Иверская»;
- «Смоленская»;
- «Казанская»;
- «Млекопитательница»;
- «Тихвинская»;
- «Утоли моя печали».
Всего на данной доске Дева Мария изображена 17 раз (преимущественно в стиле Елеуса), включая ее на картине рождения Младенца.
Икона Богоматери «Древо Пресвятой Богородицы»
Описание и значение в православии
Подлинник писался еще при жизни Богородицы. Возможно, автору святыни удалось передать настоящий лик Божьей Матери. На святейшей иконе изображена Пресвятая Дева Мария с божественным младенцем. На одной руке Покровительница держит Иисуса, а вторая ее рука лежит на груди.
Святейший Иерусалимский образ относится к типу Одигитрия, то есть Путеводительница. Сбоку от изображения Пренепорочной Девы могут находиться ее родители, то есть Иоаким и Анна, или апостолы и другие святые.
В этом святейшем образе кроется глубокий смысл. Икона символизирует любовь к Сыну, отдавшему свою жизнь ради спасения человечества от грехов, а также смирение перед волей Всевышнего, уготовившего ему такую участь.
На образе изображена Богоматерь, рукой указывающая на Иисуса Христа, как на человека, который способен спасти людей от грехов. Мария держит около груди Спасителя и Чудотворца. У младенца, изображенного на иерусалимской святыне, не по годам взрослое выражение лица. В одной руке он держит свиток, символизирующий его святые учения. Пальцы другой руки Иисуса сложены в благословляющий жест.
Чудеса святого образа
Образы Младенца и Богоматери спрятаны под подкладом, повторяющим контур изображения (прорись). Сам оклад надежно закрыт драгоценной, тяжелой, бархатной пеленой. Лик Божьей Матери не виден никому и никогда не открывается. Это порождает массу легенд и слухов:
- Считается, что таковым было повеление Императора Алексия Комнина.
- Милостивая икона несет настолько мощную энергетику, что она может ослепить.
- Святыня слишком стара и внушает огромное уважение, ее лик спрятали для хранения.
Богоматерь Киккская является уникальным феноменом. Ведь все подобные ей иконы имеют открытые лики Младенца и Марии. Только раз в году она покидает монастырь и открывает лик. Монахи выносят святыню на вершину соседней горы Трон и оставляют ее там для молебна. И даже в это время они не имеют права смотреть на образы.
Некоторые старцы рассказывают, что богато украшенный полог может немного подниматься сам собой перед некоторыми паломниками. Это расценивается как особая благодать, ниспосланная Богоматерью на этих людей.
Есть предание, что александрийский Патриарх Герасим в 1670 году дерзнул открыть покров, чтобы посмотреть на божественные лики. За серьезное богохульство он ослеп и со слезами просил денно и нощно прощения у Всевышнего.
К большому сожалению посетителей монастыря, икону невозможно увидеть — она всегда скрыта под покрывалом. Но если вы однажды попадете на Кипр, в киккский монастырь, то смело можете просить чудотворную святыню о помощи. Она всегда поможет.
В чем помогает святыня?
Народ боготворит Богородицу. Существует множество песен-восхвалений в ее честь. Милостивая икона – самое священное, что есть на острове. Древняя монастырская летопись свидетельствует о многочисленных чудотворений, происходящих от Киккской иконы Божией Матери, разнообразные чудеса происходят и в наши дни.
Паломники, шествуя к Святой Земле, в обязательном порядке посещали Кипр, чтобы почтить легендарную святыню. И сегодня в монастырь приезжает огромное число верующих разных религий со всех уголков земного шара.
Ее божественная мощь помогает исцелять не только христиан, но и иноверцев. Богоматерь слушает всех, кто приходит к ней в скорби, печали и хворобах. Ее не зря называют «Милостивая». Зайдя в монастырь, можно увидеть многочисленные подношения, свидетельства чудесной силы Богородицы.
- Кусочек языка мистической рыбы-меч. По преданию это существо в 1720 году разрушило судно с паломниками, и оно стало тонуть. Богоматерь помогла выбраться и спастись всем.
- Один язычник захотел уничтожить и осквернить образ, он поплатился рукой (она отсохла). Свидетельство об этом (слепок руки осквернителя) находится подле образа.
- В силах Священного лика было призвать дождь в пору засух, Киккская Богородица помогает зачать бесплодным женщинам, излечить больных (здесь вылечился один немой, другой, находившийся при смерти, ожил).
- Островитяне просили монахов подносить святыню в деревни, чтобы остановить эпидемии, стихийные бедствия, напасти. Только одного присутствия святыни оказывалось достаточно, чтобы прекратить все беды.
Советуем изучить Молитвы перед иконой «Споручница грешных»
Милостивая икона дарует добро всем, кто приходит к Божией Матери, в чем нуждается просящий, помогает излечивать от бесплодия, головной боли, кровотечений. Она исполняет просьбы о прекращении семейных ссор, бедственных ситуаций, безденежья. Ее чудесная сила воспевается в многочисленных стихах.
Стихотворные произведения о Киккской Богоматери много раз публиковались в отдельных сборниках, издаваемых для широких масс. И по сей день к святыне стекается масса верующих с просьбами и мольбами. Киккская Милостивая Богоматерь помогает всем!
Где можно найти чудотворные списки
Существует огромное количество копий, то есть списков с подлинной Иерусалимской иконы. До 1917 года их насчитывалось около сорока. Некоторые списки-копии почитались как чудотворные. Правда, не все копии дожили до сегодняшних дней.
Местонахождение известных списков Иерусалимского образа:
- Успенский столичный собор (копию, взамен утерянного в 1812 подлинника, сделали в 17 веке для церкви Рождества Богородицы);
- Рождественский храм района Измайлово города Москвы (копия конца 17 века);
- Покровский храм Измайлово (в 1866 копия помогла прекратить эпидемию холеры, свирепствовавшей в окрестности столицы);
- Церковь Живоначальной Троицы в столичных Вешняках;
- Церковь Воскресения Словущего (на Иерусалимском подворье);
- город Бронницы «Новый Иерусалим»;
- Афонский Пантелеймоновский монастырь (копия написана в 1825 иеромонахом Никоном).
Празднования в честь Иерусалимского образа совершаются 25 октября каждого года. В такой день прославляется Пренепорочная Дева и ее святейший образ, запечатленный апостолом Лукой. Иерусалимская святыня еще и доносит до наших дней дух того времени, когда люди страдали и умирали за веру. Образ Богородицы — это доказательство поддержки Божьей Матери и ее заступничества за грешный люд перед Всевышним.
Современное состояние
Постепенно возрождается монашеская жизнь. Возрождаются дела милосердия и благотворительности. На престольные праздники в обители совершаются крестные ходы, а сестры накрывают праздничную трапезу для всех паломников под открытым небом. В монастыре есть подсобное хозяйство, плоды которого раздаются всем нуждающимся, а также многодетным семьям. В монастырь возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, каждое воскресение перед ней читается молебен и сестры поют акафист нараспев.
Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.
Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.
Крестовоздвиженский храм
Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.
При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и «на гастролях» — то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.
Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.
Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители. Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде — глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает «землю сердца своего», удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.
В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа…
Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни «земных Ангелов — небесных человеков» — монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.
О чем просят перед иконой
Святой образ создавался, чтобы люди могли помолиться перед ним и попросить Всевышнего простить им прегрешения. Иерусалимская святыня помогает в тяжелую минуту, когда душу беспокоят тягостные раздумья. Помолиться перед иконой могут верующие христиане, которые верят в Бога и стараются жить по заповедям Божьим.
В каких случаях помогает образ:
- во время болезни;
- при бесплодии;
- чтобы сохранить мир в семье;
- для укрепления веры во Всевышнего;
- при унынии;
- чтобы наставить на путь истинный;
- для сохранения достатка в доме;
- когда нужна помощь в сложных жизненных ситуациях.
Молиться Богородице нужно всем сердцем. Человек должен искренне верить во Всевышнего. Обращаясь к Пренепорочной Деве, желательно прочитать молитву из молитвослова. Священные тексты специально написаны святыми старцами, которые знают, о чем можно просить Бога и как правильно к нему обращаться.
Существует поверье, что икона не один раз спасала людей от беды. В древние времена молитва перед святым образом остановила эпидемию чумы, холеры, а еще помогла воинам одержать победу в сражении. Были случаи, когда люди молились перед святыней и исцелялись от слепоты, паралича. Помолиться Иерусалимскому образу можно во время стихийных бедствий или при неприятностях на работе.
Как добраться
Проезд транспортом:
м. Домодедовская, последний вагон из центра, сразу наверх поднимаетесь, перед Вами магазин «Снежная королева», если стоять к нему спиной, то чуть левее на дороге останавливается 871 маршрутное такси. Водителю сказать, что едете до монастыря (чтобы он повернул от трассы к обители). Также можно сесть на любой автобус, следующий в аэропорт «Домодедово», доехать до остановки «Санаторий», далее 15 минут пешком — перейти по мосту трассу, и идти прямо до ворот монастыря.
Адрес
: 142031, с. Лукино, Домодедовский район, Московская область, улица Монастырская, Крестовоздвиженский Иерусалимский женский ставропигиальный монастырь.
Тел/факс:
,
Тексты молитв
Есть две молитвы, которые обязательно должны знать верующие, обращаясь к Богородице и молясь перед святейшим Иерусалимским образом. В этих мольбах люди просят Пренепорочную Деву проявить милосердие и успокоить страждущие души грешников.
Верующие молятся, чтобы Божья Мать сочувственно отнеслась к людям, попросила Всевышнего, помогла душам спастись. Христиане также просят укрепить их веру, помочь нести крест земной жизни, возложенный на них Богом. Верующие верят, что все во власти Богоматери, если она захочет, то сможет помочь просящим.
Первая
В этой молитве верующие называют Богородицу Заступницей и Покровительницей. Христиане молятся помочь грешникам, которые прогневали своими грехами Создателя. Люди просят проявить милость, даровать им душевное и телесное здоровье, а также принять их покаяние за грешные деяния. Верующие молятся, чтобы Богородица покрыла их своим покровом и уберегла от дьявольского искушения и зла.
Христиане верят, что Пренепорочная Дева может попросить Иисуса Христа помиловать их и не судить строго за грехи. Люди просят Божью Матерь проявить ее щедроты: дать больным исцеление, утешить скорбящих, избавить от бед, защитить путешественников и мореплавателей. Христиане прославляют в молитве Создателя и его Сына.
«О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.
О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь».
Вторая
В этой молитве верующие называют Божью Матерь Заступницей и просят помочь людям, попавшим в беду, а также вдовам и сиротам. Люди молятся, чтобы Богородица их услышала и умолила Иисуса Христа простить грехи людские, а еще, чтобы она предотвратила Божий гнев. С помощью Божьей Матери люди хотят испросить милости у Всевышнего.
«Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь».
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»
глас 4 Богоpа́дованная Влады́чице,/ пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия,/ всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице!/ Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем,/ и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся:/ моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́,/ о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице,/ да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит,/ и от гpехо́в вся́ких свободи́в,/ Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет:/ ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши,/ и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши,// Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная.