Описание и значение иконы Божией Матери Донская и в чем помогает образ, тексты молитв


В древние времена, защищая независимость и границы, русскому государству постоянно приходилось воевать, вся история России состоит из череды славных битв. А в битве побеждает тот, на чьей стороне Бог. Потому русские князья и цари не начинали военного похода без усиленной молитвы Богу и Его Пречистой Матери — Покровительнице православной земли. В Третьяковской галерее хранится дошедшая до нынешних времен древняя святыня — Донская икона Божией Матери — свидетельница многих веков, прожитых русским народом под покровом Богородицы.

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.


Феофан Грек. Икона Донской Богоматери

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

Изображение на обратной стороне

Подобно многим древним иконам, данная картина является двусторонней. Ее оборот, сохранившийся в хорошем состоянии, изображает Успение Девы Марии. В центре этой композиции присутствует Христос, которого рисуют гораздо выше остальных персонажей. В руках Спаситель удерживает символ бессмертной души Богородицы, который выглядит как крошечная спеленованная фигурка.

Действие, передаваемое автором картины, происходит в помещении. Перед Спасителем находится ложе, где лежит умершая Богоматерь. Дева Мария изображена в окружении двенадцати поникших апостолов и двух епископов, ставших свидетелями Ее кончины в Иерусалиме. Перед смертным одром расположена горящая свеча, которая символизирует собой угасание земной жизни.

В сравнении с основным рисунком, обратная сторона иконы выдержана в более темных тонах. Ее отличает большая импульсивность, плоскость цвета и четкость границ. Лица апостолов просты, лишены аристократизма, традиционного для работ византийских иконописцев. Многие исследователи полагают, что лицевую и обратную стороны реликвии создавали разные авторы.

Божия Матерь — Защитница Русской земли

Под сенью русских знамён и благословением Богородицы монголы были разбиты. Участвовавшую в бою икону с честью доставили в Коломну и поместили в Успенский храм, выстроенный князем Дмитрием в честь победы над ненавистным игом. В течение без малого двух веков образ Богоматери, не имевший тогда названия, освящался молитвами притекавшего к нему народа.


Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской. Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Волковичи

В царствование Иоанна Грозного победившего Мамая князя Димитрия стали именовать Донским, а древняя святыня из коломенского храма стала называться «Донская икона Божией Матери». Соблюдая традиции предков, Грозный молился перед ней, собираясь в поход на Казань. И вновь не оставила русское войско Пречистая Богородица, вымолив у Господа победу. После этого царь повелел, чтобы образ был перенесен из Коломны на более почетное место — в Благовещенский собор Кремля. Так икона Донская Богоматерь стала общегосударственной святыней.

С какими просьбами приходят к иконе

Издавна сложилась традиция, по которой перед Донской иконой молятся воины, стоящие за правое дело, спасающие свою Отчизну. Богородичный образ считается сильным покровителем России, к которому обращаются за поддержкой во время войн или вооруженных конфликтов, с просьбами о защите границ государства. Святыня помогает тем, кто осваивает воинские профессии, позволяет достигать лучших результатов в учебе.

Православные христиане приходят помолиться перед святыней и попросить помощи в различных жизненных ситуациях:

  • при желании исцелиться от тяжкой болезни, попросить здравия для своих детей или ближних;
  • в случае возникновения конфликтов в семье, отсутствия взаимопонимания между супругами, родителями и чадами;
  • при угрозах со стороны недоброжелателей, опасении за собственную жизнь или безопасность родных;
  • при ослаблении веры, душевных смятениях, неспособности устоять перед искушениями.

Молитву Донской иконе Божией Матери читают в любое время суток. При особо сложных обстоятельствах обращаться к Пречистой Деве следует ежедневно утром и вечером.

Богородицу просят о помощи своими словами или читают акафисты, имеющиеся в православных молитвословах. По возможности следует регулярно посещать молебны в храме.

Молясь у Донской иконы дома или в церкви, обязательно зажигают тонкую священную свечу. После молитвы нужно дважды перекреститься по православному обычаю, поцеловать руку или край одежды изображения на иконе и еще раз сотворить крест.

Переезд святыни из Коломны в Москву

Со слезами провожали жители Коломны любимую Богородицу Милостивую, перед которой молились их отцы и деды. Видя скорбь народа, Иоанн Грозный приказал сделать два точных списка, которые установили в Успенской церкви и на воротах города.

О других святых местах Москвы:

  • Церковь Лазаря и Рождества Богородицы
  • Церковь Покрова Богородицы в Филях
  • Храм Троицы в Никиткинах

В Благовещенском соборе Кремля икона пребывала только в мирное время, постоянно участвуя в походах с русским воинством против ливонцев, половцев, Казы-Гирея, уже стоявшего под стенами Москвы и по неизвестным причинам бежавшего, не вступив в бой. Победы князя Голицына и взятие Азова также связывают с заступничеством Божией Матери, перед образом Которой молились воеводы.


Благовещенский собор

Ежегодно в память победы на Куликовом поле устраивались торжественные крестные ходы, когда чудотворный образ в драгоценной ризе шествовал из Благовещенского собора в Донской монастырь. Эта обитель была построена на том самом месте, откуда бежал крымский хан Казы-Гирей. Для монастыря был сделан еще один дошедший до настоящего времени список с Донской иконы. Два святых образа встречались при торжественном богослужении и большом стечении народа.

Интересно. В знамение щедрот Божией Матери, оклад иконы был украшен множеством драгоценных камней, наперсных крестов и панагий, но самым лучшим украшением были мощевики — хранилища для частиц святых мощей, прорезанных в прикладе образа.

История происхождения Донской иконы

Донская икона Божьей Матери не один раз спасала Россию в трудные времена, помогала князьям и полководцам одержать победу в войне с захватчиками. За многовековую историю образ столько раз демонстрировал свою чудодейственную силу, что ни у кого из христиан не возникает никаких сомнений в ее божественности. Эта святейшая икона озарена Божьей благодатью, которая распространяется на всех верующих, молящихся перед ней.

С «Донской» связывают победу Дмитрия Донского в Куликовской битве. Существует легенда, будто казаки подарили этот образ князю перед битвой с татарами. Правда, многие историки опровергают такую версию, ведь в те времена казачества еще не существовало. Хотя христиане верят, что именно заступничество Пренепорочной Девы помогло российскому войску победить полчища татарского хана Мамая.

Само название «Донская» икона получила только в 16 веке. Вначале в Донскую переименовали Успенскую Коломенскую церковь, построенную Дмитрием Донским, а потом и хранившуюся в ней икону.

Какое-то время святыня хранилась в Симоновом Успенском монастыре, в 16 веке ее перенесли в Благовещенский Собор Московского Кремля. Некоторые историки предполагают, что образ хранился в Успенском коломенском соборе. Именно перед этой иконой молился сам Иоанн Грозный перед казанским походом. Позже святейший образ помог защитить Москву от татарского хана Казы II Гирея. В честь чудотворной силы, идущей от иконы, был возведен Донской Монастырь, для которого специально нарисовали копию с «Донской».

В конце 16 века этим образом благословили на царство Бориса Годунова. В 17 веке святыню взял с собой в поход князь Василий Голицын. В конце 17 века образ какое-то время хранился в покоях царевны Натальи Алексеевны, а потом икону вернули в Благовещенский собор. Когда в Москву пришли войска Наполеона, пропали драгоценные камни с оклада святейшего образа. В годы революции старинное изображение перенесли в Исторический музей. Начиная с 1930, икона хранится в собрании Третьяковской галереи. Церковью установлен праздник в честь святыни. Каждый год 1 сентября образ привозят в Донской монастырь и совершают перед ним праздничное богослужение.

Существует несколько версий касательно авторства иконы. Некоторые историки предполагают, что образ нарисовал сам Феофан Грек или кто-то из его мастеров. Есть версия, что икону написал Игнатий Грек. Возможно, святыня была создана сербским мастером моравской школы.

Каждый исследователь отмечает высокое качество работы, на которое были способны лишь некоторые художники того времени, например, Феофан или его ученики. Время создания — конец 14 века. Возможно, икона была заказана княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, в годы войны с захватчиками для того, чтобы помолиться и попросить Богородицу о заступничестве.

Из Благовещенского собора — в Третьяковскую галерею

Во время взятия Москвы Наполеоном святыня была ограблена французами, но оставалась на своем месте, слева от царских врат Благовещенского собора. Там же она пережила революцию 1917 г.: Богородица не оставляла свой народ и в годы радости, и в лихолетье. Когда большинство чтимых чудотворных икон были уничтожены при разрушении храмов, Донская икона была спасена Божиим промыслом и работниками Государственного музея. Позже, в 1930 году, её поместили в Третьяковскую галерею, где она пребывает и сегодня.


Донская Богоматерь в Третьяковской галерее

Где можно найти списки

Оригинал «Донской» хранится в Третьяковской галерее. Нарисовано огромное количество копий, которые находятся в различных церквях России. Каждый список имеет чудотворную силу и помогает в трудные дни. Существует самая древняя копия «Донской», сделанная еще в конце 14 века. Оклад этого образа украшен серебром и позолотой. Какое-то время древний список находился в Троице-Сергиевой Лавре. Подарил копию монастырю князь Владимир Андреевич, брат Дмитрия Донского. Позже икону перенесли в Москву. Затем сделали два списка и отправили их в Коломну. Одна копия находилась в Успенском соборе и в наши дни.

В давние времена, когда удалось защитить Москву от войск крымского хана Казы-Гирея, сделали список для Донского монастыря, построенного в местах сражения с неприятелем. Древняя копия, вместе с оригиналом, хранится в Третьяковской галерее. В настоящее время в Донском монастыре есть списки со святейшего образа, сделанные в 17 веке.

Возобновление крестных ходов

В 1994 г. было решено возобновить традицию крестных ходов в Донской монастырь. Святыне исполнилось более 600 лет, над её сохранением трудились поколения реставраторов. Вынести ценный экспонат из тихой музейной атмосферы ко множеству ожидающего его народа было непростым решением. Но в результате совместного труда многих специалистов это стало возможным.

Ежегодно, за несколько недель до 1 сентября, дня празднования Донской Богоматери, ученые-реставраторы и специалисты с завода полиметаллов готовят специальную капсулу, где сохраняются постоянная влажность и температура. Подготовка транспорта, сопровождения и охраны святыни также требуют многих трудов и переживаний.


Донской монастырь

В сам день праздника множество народа и духовенства с волнением ожидают прибытия святыни на пороге собора Донского монастыря. Наконец, под пение «величания», из машины выносят закрытый футляр: экспонату может повредить яркий свет дня и даже шум улицы. В храме, рядом с чтимым списком Донской иконы, уже ждёт украшенный белыми цветами киот. Футляр устанавливают под ним и с помощью специальных приспособлений медленно вдвигают капсулу с иконой внутрь киота. Древний лик Богородицы поднимается над молящимися в благоговейной тишине, даря собравшемуся народу незабываемые минуты.

Где построены храмы во имя святыни

В России широко известны несколько таких мест:

  • храм Донской Иконы в подмосковной Перловке. Строительство проводилось по инициативе дворянина Н. С. Перлова и было завершено в 1897 г. Отличительные особенности этого здания – квадратная форма, купол в виде шатра с треугольными кокошниками. В годы правления советской власти храм был частично разрушен, однако с приходом 90-х гг. его полностью восстановили;
  • два соборных храма Донской Иконы в юго-западной части Москвы. В прошлом здесь функционировали духовное училище и иконописная мастерская. После революции храмы были закрыты и стали полноценно работать только с 1991 г. Периодически к ним совершаются крестные ходы, во время которых из Третьяковской галереи доставляется оригинал картины.

Донская икона Божьей Матери – это древняя святыня, имеющая огромное значение для всех верующих России. Чудотворный лик Богородицы бережно хранят в своих сердцах миллионы православных людей.

Реликвию почитают 1 сентября. С 2010 г. по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот день также считается официальным православным праздником русского казачества.

Иконописные изображения и их символы

На оригинале Донской иконы изображена Пресвятая Дева, держащая на правой руке Богомладенца, прильнувшего к Ней. Голова Богородицы склонилась к Сыну, печальный и строгий взгляд направлен на молящихся. На Её лице — скорбное предчувствие трагедии, ожидающей Христа. По композиции икона напоминает Владимирскую, отличаясь от неё положением ног Младенца.

Богородица покрыта темно-красным мафорием, украшенным золотыми полосками, тремя звездами и бахромой — символами приснодевства и царского положения. Под мафорием проглядывает темно-голубой хитон и плат, закрывающий волосы. В левой руке, под ножками Богомладенца, можно разглядеть плат. На поздних списках его изображали белым. Этим платом Богородица отирает слёзы притекающим к Ней в нуждах.


Иконописное изображение Донской Богоматери

Богомладенец одет в хитон цвета охры. Разбегающиеся по складкам золотые лучи «пробелов» — знак Божественной благодати. В руке Младенец держит свиток — символ Ветхозаветного Закона, утратившего значение с Рождеством Христа.

Фон иконы и нимбы над головами святых выполнены тончайшим сусальным золотом, стертым от времени. Золото — не просто богатое украшение: оно указывает на Горний мир, заполненный Божественным светом. Можно представить, как величественно выглядела икона сразу после написания.

Интересно. 21 апреля 2015 года в храме при Третьяковской галерее был освящен вновь выполненный список с древней святыни. По просьбе жителей Южной России, он будет помещен в главном соборе г. Ростова-на-Дону.

Описание и значение в православии

Святейший образ под названием «Донская» является двусторонним. Изображение Богоматери на нем имеется на лицевой стороне и на обороте. Правда, сюжет на картинах различный. На лицевой стороне изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул Младенец, будущий Спаситель. Изначально святые фигуры рисовались на золотистом фоне. На подлиннике, дошедшем до наших дней, не сохранились нимбы вокруг головы Богоматери и ее Сына. На рисунке Пренепорочная Дева поддерживает правой рукой святейшего Младенца, крепко прижимающегося к ее телу.

Иисус Христос правой своей ручкой благословляет людей. В левой ручке Спасителя, которая лежит на коленке, прикрытая гиматием, — свернутый свиток. Обнаженные до колен ножки младенца находятся на запястье Богородицы.

Пренепорочная Дева одета в мафорий вишневого оттенка. Ее одежда украшена вышитыми звездами и бахромой. На голове Богоматери — синий чепец. Святейший Младенец одет в охряный хитон, украшенный синим нашивным украшением. Одежда Спасителя пестрит золотистыми штрихами. Свернутый свиток, который держит Господь, перевязан золотым шнурком. Образ пропитан почтением и Божественной силой. На лице Богоматери печаль, она словно предвидит трагическую кончину своего сына. В то же время икона умиляет своей добротой, сердечностью, мягкостью.

На обратной стороне святыни изображено Успение Богородицы. В отличие от рисунка на лицевой части, это изображение отлично сохранилось. В центре композиции изображена лежащая на ложе умершая Богоматерь. Возле нее стоит Иисус Христос и держит ее душу, символически показанную в образе младенца в пеленках. Окружают ложе умершей 12 апостолов и 2 епископа. Перед смертным одром Богоматери стоит горящая свечка, символизирующая угасание жизни. На лицах апостолов видна скорбь, ведь они пришли проститься с Матерью своего Учителя.

Святейшая икона была нарисована в те далекие времена, когда русскому народу приходилось постоянно воевать с захватчиками, защищать свои земли от набегов кочевников. Каждый раз перед битвой верующие молились перед образом и просили его помочь одержать победу. Пренепорочная Дева всегда помогла молящимся. Богородицу почитали за все ее милости, а образ считали чудотворным.

В чем помогает икона

Донская икона — одна из старинных почитаемых на Руси образов. Традиционно молиться перед ней благословлялось воинам, защитникам Отечества, солдатам. Этот образ считался защитным для Руси, к нему прибегали в любых войнах или конфликтах. Тем не менее, это вовсе не означает, что обычные православные христиане не могут обратиться за помощью к Богородице перед Донской иконой.

Помощь в любых наших вопросах, с которыми мы обращаемся через молитву ко Господу, исходит не от самих по себе икон, а непосредственно от Пресвятой Богородицы, образ которой мы видим на той или иной иконе. Перед каким бы ликом мы не молились, все наши прошения идут к самой Царице Небесной.

О чем просят перед образом

Икона «Донская» с изображенной на ней Богородицей и святейшим Младенцем считается чудотворной. Ее освятил сам Всевышний. Христиане верят, что, помолившись перед святыней, искренне раскаявшись в грехах, люди могут попросить Пренепорочную Деву о милости. Ведь Богоматерь может упросить своего Сына не карать строго грешников, смилостивиться над ними и даровать им спасение. Перед иконой молятся, когда наступают тяжелые времена. Святейший образ помогает защитить страну от нападения врагов, одержать победу над неприятелем. Молитва к Богоматери обращает в бегство врагов, сохраняет жизнь воинам.

К Пренепорочной Деве обращаются за благословением перед началом нового дела. Богоматерь просят защитить людей во время путешествия. Верующие молятся, чтобы Божья Матерь избавила их души от греха, направила на путь праведный детей, поддержала стариков в старости. Богородицу просят помочь излечиться от болезней, смягчить злое сердце, даровать всем мир, покой и любовь. К ней обращаются, когда хотят примирить враждующих или оправдать оклеветанных. Верующие просят, чтобы Богоматерь прикрыла их своим покровом, защитив от огня, меча, злого умысла.

Донской храм в Перловке

От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.


Донской храм в Перловке

Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.

По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.

Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:

  • Донской монастырь в Москве
  • Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
  • Богоявленский патриарший собор в Москве;
  • Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • Храм Ризоположения, Москва.

В чём же секрет оригинальности мастера?

Иконописец родился в Византии в 1337 году. Точная дата смерти неизвестна: по разным источникам — около 1405 года. Именно по месту своего происхождения он и получил прозвище (или фамилию) — Грек.

До приезда на Русь художник работал в Константинополе и его пригородах. А в 1370 году Феофан поселился в Новгороде. Он оказал огромное влияние на развитие новгородского искусства.

Позже он перебрался в Москву, где продолжал проявлять себя в росписи частных домов и храмов, в написании икон, художественном оформлении христианской литературы.

Характерными особенностями творческой манеры талантливого иконописца Феофана Грека являются выразительность и невероятное сочетание красок. При этом гармонично сочетаются воспевание земной красоты и величие духовной жизни, которая прискорбно мало обращает внимания на внешнее проявление.

Особое восхищение вызывала у современников такая отличительная черта Мастера как «скоропись». При написании очередной картины Феофан не старался особо передать черты образца. Каждая его работа имеет собственные неповторимые черты. Каждый лик наделён своим характером и каждый мазок являл миру гениальное произведение, такие как «Богоматерь Донская» Феофан Грека и его же «Успение Богородицы».

Биография Феофана до сих пор имеет свои белые пятна, вызывая множество вопросов. Точно неизвестна ни дата его рождения, ни смерти. Рождённый в Византии, как он попал на русскую землю?

История связывает его имя с именем митрополита Киприана, но всё это, в основном, лишь догадки о талантливом иконописце, художнике, прославившем своё имя в написании миниатюр и фресок на религиозные темы при росписи храмов.

Молитвы к Божией Матери Донской

С древних времен Пресвятая Богородица покровительствует русскому воинству. Среди донских казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско Дмитрия Иоанновича. Походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. В Ростове-на-Дону в честь образа Донского освящен источник.

Полезно. Несмотря на «военное» предназначение иконы, большинство молитв, возносящихся перед ней — о мире. Богоматери Донской молятся люди, связанные с дипломатической профессией.

Акафист Донской Богоматери был написан в конце 19 в. Это торжественное песнопение, воспоминающее победы русского воинства, одержанные заступничеством Пресвятой Богородицы. Особое внимание уделено и образу Успения, помещенному на обратной стороне походной иконы. Чтение акафиста дома украсит молитву, укрепит духовные силы.

Другие акафисты Богородице:

  • Перед иконой «Песчанская»
  • Перед иконой «Древо Пресвятой Богородицы»
  • «Взбранной Воеводе»

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак, глас 2
В Небесныя обители преселившаяся с плотию,/ сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице,/ образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего/ зрети любящим Тя и покланятися даровала еси,/ яко знамение Твоея благодати;/ чтим его, лобызающе.

Молитва перед иконой

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая. Воспеваем благодарственная за чудныя дела Твоя, песнословим от древних лет неотемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей присно являемое. В бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредимы от огня сохраняются, людие же от лютой смерти избавляются.

Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных. Печаль во всеобщую радость претворяется. Буди нам утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение даруй. Подай каждому по прошению и нужде его.

Младенцев воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унылых ободри и немощную старость поддержи. Злыя сердца умягчи, мира и любви всех нас исполни. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоим покровом огради нас от нашествия врагов, от глада, меча, огня и всякаго инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоим получити от судии Бога прощение грехов и по кончине нашей одесную престола славы стати, идеже Ты Святей Троице в вечной славе предстоиши. О, всепетая Дево, удостой нас с ликом ангелов и святых тако восхваляти пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Отцем и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой

О, Всемилостивая Мати, Пречистая Дево Богородице, Ты свет ума моего, радость сердца моего, сила воли моея. Услыши и приими моление мое. Призри на язвы души и тела моего. Грехи юности забвенные и утаенные грехи отягчают совесть мою. Омый мя струями слезными, сними бремя тяжкое, укрепи мя, да сотворю плоды достойные покаяния, тернием скорбей усыпан путь мой.

Вем, яко правда Божия наказует мя — умоли милосердие Божие о мне. Призри на стенания моя и исправи путь мой, и спаси мя и чада и ближния моя. Буди ми сокровище веры и хранилище благочестия. Даруй несокрушимое терпенье в бедах, от веры проистекающее.

Изгони гнев, зависть, уныние, памято-злобие, нечистоту, леность: сими и большими пороками недугует душа моя. Примири враждующих, оправдай оклеветанных, просвети нас светом Сына Своего и даждь нам глаголати другом своим слово истины, твердое в правде, мирное любви ради, растворенное благоразумием.

Посети в болезнях и печалях сущих. Да вси под держазным покровом Твоим сохраняеми, безбедно Царствия Небеснаго достигнем, хвалз’ воздавая за все человеколюбцу Богу всегда, ныне и присно и во веки веков.

Отступления от византийских канонов

Следует заметить, что, по мнению большинства искусствоведов, иконописец Феофан Грек (византиец по происхождению) в своём творчестве вышел за рамки устоявшихся традиций константинопольской школы, мастера которой не позволяли себе в творческих экспериментах нарушать установленные каноны. Донская икона Божьей Матери является ярким тому примером.

Чтобы придать чертам лица Богородицы большую жизненность и экспрессию, художник допускает некоторую асимметрию в расположении рта и глаз. Они не параллельны, как на иконах византийских мастеров, а расположены по нисходящим осям. Кроме того, рот несколько смещён вправо.

Эти, казалось бы, незначительные детали, используемые автором в сугубо технических целях, являлись, тем не менее, нарушением канонов, установленных константинопольской церковью, и в Византии считались недопустимыми. И таких примеров много в иконах и фресках, которые написал Феофан Грек. «Богоматерь Донская» – один из них.

Местонахождение образа и его списки

Подлинник святого образа сохранился до наших дней. Лик Богоматери «Донская» можно увидеть своими глазами в Третьяковской галерее. В день почитания святыню привозят в Донской ставропигиальный мужской монастырь, где ежегодно проводятся прославляющие образ богослужения.


Подлинник находится в Третьяковской галерее


Накануне дня почитания икону перевозят в Донской ставропигиальный мужской монастырь


Празднования святого образа Богородицы

Особой силой обладает не только подлинник, но и списки святого образа. Самые почитаемые православными христианами списки Донской иконы Богоматери находятся в перечисленных ниже Божьих храмах:

  • церковь Донская в Перловке (г. Мытищи, Московская область);
  • храм в городе Стародуб (Брянская область);
  • приходская церковь в городе Липецке;
  • церковь во имя Воздвижения Креста Господня (г. Тула).

Дискуссии вокруг авторства иконы

Характерно, что и сцена, изображённая на оборотной стороне иконы, несёт в себе явные отступления от традиций византийской живописи. Об этом в первую очередь свидетельствуют лики апостолов, лишённые характерных для традиций Константинополя черт аристократизма. Как подчёркивают в своих работах многие исследователи творчества Феофана Грека, им в большей степени присущи сугубо крестьянские черты, распространённые среди простонародья.

Неудивительно, что множественные отличия произведений Феофана Грека от канонов и художественных традиций Византии породили у ряда искусствоведов сомнение в авторстве приписываемых ему работ. Их точка зрения вполне объяснима, ведь на берегах Босфора художник не только родился, но и сформировался как мастер иконописи – не следует забывать, что на Русь он пришёл уже в тридцатилетнем возрасте.

Его манера письма ближе новгородской школе, чем его родной византийской. Многолетние дискуссии по этому поводу не прекращаются и поныне, однако в них доминирует мнение, что, оказавшись в новой для него стране и имея возможность видеть многие старые иконы, созданные русскими мастерами, художник использовал в своём творчестве их характерные черты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]