В собрание вошли мудрые короткие притчи о жизни с моралью. Притча — это короткий поучительный рассказ со скрытым смыслом, такие рассказы учат нравственности. Владимир Даль толковал слово «притча», как «поучение в примере».
Первой притчей в нашем списке будет рассказ под названием «Погода»:
Путешественник спросил пастуха:
— Какая сегодня будет погода? На что пастух ответил: — Такая, какая мне нравится. — Откуда ты знаешь, что погода будет именно такая, какая тебе нравится? — Осознав, что невозможно всегда получать то, что тебе нравится, я научился любить то, что будет. Поэтому я абсолютно уверен, что будет именно та погода, какая мне нравится…
Об оскорблении
На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным.
Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь чужим безумием оправдывает то, что не понимает сам».
Учитель и ученик
В китайской школе старый учитель пригласил к себе в кабинет ученика и сказал:
— Внимательно осмотри комнату и найди в ней предметы коричневого цвета.
Ученик огляделся по сторонам. Вокруг было много предметов, имеющих коричневый цвет: диван, переплёты книг, стол, карниз, к которому крепились занавески, и другая всякая разная мелочь.
Учитель немного выждал и произнёс: «Ты хорошо всё запомнил, а теперь закрывай глаза и назови мне предметы, у которых цвет голубой».
Ученик растерялся и сказал:
— Но послушайте, учитель, Вы, же говорили о коричневом цвете, а голубого я просто не заметил.
На это учитель покачал головой и обвёл рукой комнату:
— Оглянись, видишь, как много здесь находится голубых предметов».
Это была чистая правда. Пол устилал ковёр голубого цвета, фотографии были вставлены в голубые рамки, а на столе красовалась ваза из голубого стекла.
Ученик воскликнул:
— Но Вы же поступили нечестно. По Вашему указанию я искал всё коричневое, а не голубое».
Учитель улыбнулся:
— Как раз это мне и хотелось тебе показать. По моей просьбе ты искал и находил всё коричневое. Точно также бывает и в жизни. Люди ищут и находят лишь плохое, упуская при этом хорошее. Их всегда учат ждать неприятности, чтобы не испытать боль разочарования. Ведь если надеяться на хорошее, а оно не произойдёт, то будет очень обидно. Но если всегда настраивать себя на худшее, то получишь как раз то, чего ждёшь. А вот если поверить, что всё получится, то так и случится. С этой минуты ты будешь смотреть на мир по-другому, не упуская то положительное, что есть в нём.
***************************************************************************** Вкус Жизни
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?
— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чём её смысл?
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
*****************************************************************************
Погода
Путешественник спросил пастуха:
— Какая сегодня будет погода?
На что пастух ответил:
— Такая, какая мне нравится.
— Откуда ты знаешь, что погода будет именно такая, какая тебе нравится?
— Осознав, что невозможно всегда получать то, что тебе нравится, я научился любить то, что будет. Поэтому я абсолютно уверен, что будет именно та погода, какая мне нравится…
*****************************************************************************
Два волка
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
О кувшине и воде
Есть такая восточная поговорка: «Из кувшина в чашку можно налить только то, что в нем было». То есть если там вода, а тебе хочется чтобы лилось вино, одного желания будет мало. Так и с людьми: ты напрасно порой ждешь от человека каких-то поступков, а он просто наполнен не тем содержимым, чтобы оправдать твои ожидания.
Основной смысл притчи
Несмотря на то, что притча о блудном сыне представляет собой краткое сказание, оно содержит в себе глубочайший смысл для христиан. Блудный сын — это любой человек, отдаливший от Творца и предавшийся греховной жизни.
Святые отцы толкуют текст так:
- для любого человека покаяние — великая сила очищения души;
- следует ценить пребывание в доме родителей, не рваться рано на свободу;
- падения есть у всех, проступки — не повод отлучаться от Церкви;
- пока жив человек, у него есть возможность в любой момент изменить жизнь к лучшему и приблизиться к Царствию Небесному;
- после смерти ничего изменить нельзя;
- почитание родителей — обязательное условие жизни;
- положение грешника без Бога — бедственно;
- что посеет человек, то и пожнёт.
Притчи Христа — это короткие истории, изложенные простым языком. Это один из способов обучения людей духовной мудрости, пониманию смысла жизни на Земле. Текст молитвословов, богослужений, суть и история церковных праздников на протяжении целого года, нравоучений, — все это основано на притчах Христовых. Сказание о легкомысленном отроке и его неблагоразумном поступке относится к разделу зарождения и роста Царствия Божия в душе.
Чтение, осмысление библейских текстов позволяет по-новому взглянуть на свое бытие. Через притчи мы общаемся с Богом, который ждет от нас смирения, послушания, любви к ближнему.
Стекло (Еврейская притча)
Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег? — Выгляни в окно. Что ты видишь? — Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар… — Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь? — Ну, что я могу там видеть? Только себя самого. — Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.
Можно ли разделить притчи Иисуса Христа по времени?
Да, притчи Иисуса Христа можно разделить в соответствии с тремя периодами Его общественного служения.
К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.
Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.
В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.
Это я дрожу в тебе (Буддийская притча)
Был человек, всем сердцем преданный Будде. Была у него прекрасная старинная деревянная статуя Будды, настоящий шедевр. Он относился к ней как к величайшему сокровищу. Однажды, холодной зимней ночью, он остался один в соломенной хижине. Был жуткий мороз. Человек в отчаянии трясся от холода. Похоже было, что приходит его смертный час. Не было ни щепки, чтобы развести огонь. Рассказывают, что в полночь, когда он, дрожа, почти окоченел, перед ним явился Будда и спросил: — Почему ты не сожжёшь меня? Деревянная статуя всё так же стояла у стены. Человек очень испугался. «Это, должно быть, дьявол», — подумал он. — Что ты сказал? Сжечь статую Будды? Никогда! Ни за что! Будда рассмеялся и сказал: — Если ты видишь меня в статуе, ты упускаешь меня. Я в тебе, а не в статуе. Я не в предмете моления, объекте, я в молящемся. И это я дрожу в тебе! Сожги статую!
* * *
«Анна» прошла совсем незамеченной. Американские критики почти ничего о ней не писали, а на Metacritic у сериала всё ещё нет странички. Да, одних только фантастических сериалов огромное множество, и затеряться среди них легко — особенно европейскому проекту, не представленному на больших стримингах вроде Amazon, Disney+ и Netflix. И это вдвойне несправедливо на фоне постоянных жалоб на «стерильные» подростковые проекты. «Анна» и злободневна, и в чём-то провокативна, и страшно красива — и очень жаль, что она так и не получит признания.
А может, дело ещё в том, что по-настоящему серьёзные и даже меланхоличные произведения о детях — привет Tales from the Loop от Amazon, — всегда будут проигрывать развесёлым и «безопасным» проектам, в особенности ностальгии по 1980-м и экранизациям Стивена Кинга.
Слова должны умереть
Однажды Мастер спросил учёного, пришедшего к нему за наставлениями: — Что ты хочешь найти? — Жизнь, — ответил тот. — Если хочешь жить, слова должны умереть. Когда Мастера спросили, что это значит, он ответил: — Человек несчастен и одинок, потому что живёт в мире слов. Он питается словами, довольствуется словами, вместо реальной пищи. Но меню не накормит, а формула напитка не утолит жажду.
Следы на песке (Христианская притча)
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа: — Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе? Господь отвечал: — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках. (христианские притчи короткие со смыслом о жизни)
Два монаха (Притча в изложении Ошо)
Поймите, то, что человек видит чётче всего в других, то он несёт в себе. Его суждения есть активное отражение того, что подавлено или не реализовано в нём самом. Два монаха дзэн переходили вброд бурную речку. Недалеко от них стояла очень красивая юная девушка, которая тоже хотела переправиться через реку, но боялась. Она попросила монахов помочь ей. Один из них молча взял её на плечи и перенёс на другой берег. Второй монах был в бешенстве. Он не сказал ничего, но внутри он весь кипел: «Это же запрещено! Писания запрещают монахам даже прикасаться к женщине, а этот не только прикасался, но и нёс её на своих плечах!» Когда они пришли в монастырь, на дворе был уже вечер. Тут раздражённый монах повернулся к первому и сказал: — Смотри, я должен рассказать об этом настоятелю, я должен сообщить. Это запрещено! Ты не должен был так поступать! Первый монах удивлённо спросил: — О чём ты говоришь, что запрещено? — Ты забыл? — сказал второй. — Ты нёс красивую юную женщину на плечах. Первый монах рассмеялся и ответил: — Я перенёс её на другой берег за одну минуту и сразу же оставил её там. А ты всё ещё несёшь её?
Темы выпуска: еврейские, буддийские, православные притчи о жизни с моралью короткие, о любви со смыслом, для детей и взрослых.
Краткое содержание
У одного состоятельного мужчины в семье росло два сына. В момент, когда оба отрока повзрослели, младший наследник пожелал стать свободным и начать жить отдельно от семейства. Он попросил отца выделить причитающуюся ему долю. Так, старец-родитель согласился и разделил богатство между братьями по Моисееву закону: младшему — третью часть имения; старшему — две трети.
Через несколько дней младший, еще пока легкомысленный, сын ушел из поместья, поселился в чужом государстве и вскоре растратил все имеющиеся наследство. Причиной этому стал распутный образ жизни, потакание земным страстям.
Когда отрок потратил все, что у него оставалось, в стране начался голод. Нужно было работать, чтобы прокормить себя. Блудный сын мог устроиться свинопасом на своих же некогда полях. Но такая работа — унизительный труд для того времени: иудеи считали свиней нечистыми животными. Однако отрок настолько сильно голодал, что готов был питаться кормом для скота. Поразмыслив и осознав свой грех против Бога и семьи, решил вернуться на родину, к отцу в надежде, что будет принят хотя бы наемником. Рабы в поместье отца в избытке ели хлеб, а он, настоящий сын своего отца, жил впроголодь. По возвращении домой, надеясь снова быть принятым в семью, хотел искренне попросить у родителя прощения.
Разглядев младшего сына издалека, отец очень обрадовался. Казалось, что живым он уже не увидит своего ребенка. Отрок сознался, что виноват, что согрешил по отношению к родителю и против Господа. Признал себя недостойным сыном.
Рабы принесли блудному сыну одежду
Радости родителя не было предела. Отец не стал до конца выслушивать слова раскаяния, а приказал переобуть, переодеть младшего отрока в лучшую одежду. Старец, как и всякий родитель, всем сердцем любил сына и готов был простить любые проступки.
На радостях глава семейства решил устроить пир. Закололи телёнка, приготовили лучшие угощения. Отец ликовал: «Мой блудный сын был мертв, а теперь ожил! Находился без сознания, а теперь проснулся!».
В момент, когда пир шел горой, старший брат возвращался домой после тяжелого рабочего дня. Близился вечер. Услышав шум, радостное ликование людей, он удивился. Впервые видел, чтобы его отец устраивал празднество с таким размахом. Старший брат спросил у одного из рабов, по какому случаю праздник. Раб ответил, что домой вернулся блудный сын. В честь события созвали гостей, приготовили вкуснейшие кушанья.
Старший отрок холодно отнесся к милосердию и доброте старика. В душе затаилась обида, презрение, жажда справедливости и зависть. Брату показалось, что отец любит больше младшего сына. Он выразил негативные чувства, сказав, что родитель никогда настолько не ценил его труд, преданную службу. Никогда не ценил его самого, хотя сын остается верным родителю с раннего детства.
И отец дал вот какой ответ: «Все, что есть у меня — есть у тебя. Ты — всегда был и есть рядом со мной. А младший брат долгое время находился в беспамятстве, словно был мертв. Теперь же он ожил, т.к. осознал свой поступок и неправоту!»
Прообраз Бога. Господь с трепетом встречает каждого грешника