Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Вечная ему память…»


Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)

Георгий (Данилов)
(род. 1964), митрополит Нижегородский и Арзамасский, глава Нижегородской митрополии, член президиума и председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, ректор Нижегородской духовной семинарии, священноархимандрит Саровской Успенской пустыни В миру Данилов Василий Тимофеевич, по национальности белорус, родился 14 августа 1964 года в городе Жлобин Гомельской области Беларуси, в многодетной семье. Родной брат — игумен, избранный епископом Котласским Василий (Данилов) [1]. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.

В 1981 году закончил среднюю школу. По окончании школы работал водителем, с мая 1984 по июнь 1986 года служил в рядах Советской Армии.

После увольнения в запас в 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. В ноябре того же года был принят послушником в Троице-Сергиевскую Лавру. Монашеский постриг с именем Георгий (в честь св. великомученика Георгия Победоносца) принял 22 декабря 1989 года.

В 1990 году закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 9 октября 1990 года рукоположен во иеродиакона епископом Бендерским Викентием, викарием Кишиневской епархии. 9 апреля 1991 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II хиротонисан во иеромонаха.

С ноября 1991 года нес послушание заведующего свечной мастерской. 20 января 1993 года назначен экономом Троице-Сергиевской Лавры.

В июне 1995 года закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Церкви тема диссертации — «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Белавина)

«. По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе Московской духовной семинарии, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом Лавры, с августа 1998 года, назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре. С 1999 года проводит обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории ( в частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х гг. крупнейшие колокола). 31 мая 2001 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевской Лавры и Московских духовных школ.

26 декабря 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским.

1 февраля 2003 года в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря чин наречения архимандрита Георгия (Данилова) во епископа Нижегородского и Арзамасского.

Епископ Георгий (Данилов). Фото 2003 года.

2 февраля 2003 года, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий (Фомин), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), Истринский Арсений (Епифанов), Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич), Верейский Евгений (Решетников), епископы Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный), Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков), Дмитровский Александр (Агриков), Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев), Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев).
18 августа 2004 года назначен ректором Нижегородской духовной семинарии.

Архиепископ Георгий (Данилов)

24 февраля 2006 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведён в сан архиепископа.
27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а 5 марта 2010 года и его президиума [2]. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам организации церковной миссии и член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, а с 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия [3].

15 марта 2012 года был определён главой новоучреждённой Нижегородской митрополии. С того же времени и до 17 ноября 2013 года являлся временно управляющим Лысковской епархией [4].

18 марта 2012 года был возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом [5].

21 октября 2021 года был утверждён в должности священноархимандрита Саровской Успенской пустыни [6].

Ахилла

Просмотры: 6 781

Автор — диакон Нижегородской епархии.

В минувшее воскресенье был в соборе на службе. Незадачливый фотограф выхватил меня из толпы, и так фото попало на епархиальный сайт. И оставалось там целых два часа. Надавали ему по башке, фото спешно удалили. Интересно, дальше меня из храма будут выгонять?

Ну какой же Вы, владыка, мелочный, мстительный и злобный! Не поленились позвонить архиерею соседней епархии, где я по приглашению местного священника изредка служу, с требованием не допускать меня до службы. С формулировкой «он против Путина». Ваш верный холуй Сергей Иванович Матвеев (секретарь Нижегородской епархии протоиерей Сергий Матвеев — прим. ред.) изошелся в истерике, топал ногами и обещал уволить регента собора за то, что она пригласила меня петь в хоре. После подписания того самого письма (в защиту гонимых за правду) Вы исключили меня из семинарии без права восстановления. Вы тщательно выискиваете что-либо против меня. Одно у Вас не выйдет: обвинить меня в отступничестве от Христа.

У Вас нет дел в епархии? Вы разгромили все, к чему прикоснулись. Все, что дышало и двигалось. Начали с уничтожения Александро-Невского братства, и закончили разгромом семинарии. Единственный и последний, кто еще осмеливался высказывать свое мнение и не соглашаться с Вами, о. Александр Мякинин, изгнан Вами, и с ним лучшие преподаватели.

Прав был один батюшка, который написал, что Вы изнасиловали Нижегородскую епархию. Окружили себя верными холуями. Вся «бурная» Ваша деятельность — одна показуха. При полном внутреннем опустошении.

И последний этот указ, лишающий финансирования воскресные школы, который фактически приведет (уже приводит) к ликвидации большинства воскресных школ на приходах. Вам же это неинтересно — крепкие общины, которые и формируются благодаря деятельности воскресных школ. Нет, такие общины вредны — ведь Вы столько сделали для разрушения общинной жизни на приходах.

Вас интересуют только власть и деньги.

Вот что бывает, друзья, когда власть одного человека в системе ничем не ограничена. Нет абсолютно никакой системы сдержек и противовесов. И бессовестный деспот, дорвавшийся до власти, творит полный произвол.

При молчании большинства.

Появляется какая-нибудь публикация, и комментаторы радуются: ну, наконец-то, нижегородские отцы проснулись, сколько можно терпеть! И снова тишина. Между собой только перешептываются, а на собраниях послушно голосуют единогласно. Терпилы и молчуны.

И прихожан воспитывают так же. Молчать.

Отсюда и эта беда, на наших глазах разворачивающаяся в России. Церковь спешит заверить власть в своей крайней лояльности. Благословляет все, что творит государство. Будто не государство истребляло своих граждан в недавнем прошлом. Будто новомученики не государственной властью были убиты. Будто древние святые не за отказ приносить жертвы государственным идолам шли на смерть.

Будто Христа не государство казнило. Ради блага государства. Чтобы лодка не раскачивалась. Ради стабильности. Он тоже для государства был «баламутом». И для официальной религии.

Источник

Иллюстрация со страницы фейсбука автора

Русская Православная Церковь

Родился 14 августа 1964 г. в г. Жлобин Гомельской обл. Белоруссии в многодетной семье. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.

В 1981 г. закончил среднюю школу. В 1984-1986 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1986-1990 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В ноябре 1986 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. 22 декабря 1989 г. пострижен в монашество с именем Георгий в честь св. вмч. Георгия Победоносца.

В 1990-1995 гг. обучался в Московской духовной академии.

9 октября 1990 г. епископом Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии, рукоположен во иеродиакона.

9 апреля 1991 г. Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеромонаха.

С ноября 1991 г. нес послушание заведующего свечной мастерской Троице-Сергиевой лавры, 20 января 1993 г. назначен экономом обители.

В июне 1995 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви (тема диссертации — «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)»). По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе МДС, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом лавры, с августа 1998 г., назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевской лавре.

С 1999 г. проводил обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории (в частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х гг. крупнейшие колокола).

31 мая 2001 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен экономом объединенного хозяйства Троице-Сергиевской лавры и Московских духовных школ.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2002 г. избран епископом Нижегородским и Арзамасским.

Наречен 1 февраля 2003 г. в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Богослужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

Хиротонисан 2 февраля 2003 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богосолужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

24 февраля 2006 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 7) назначен главой новообразованной Нижегородской митрополии.

18 марта 2012 г. возведен в сан митрополита.

С марта 2012 г. по ноябрь 2013 г. — временный управляющий Лысковской епархией.

Решением Священного Синода от 21 октября 2021 г. (журнал № 97) утвержден в должности священноархимандрита Успенского мужского монастыря Саровская пустынь г. Сарова Нижегородской обл.

***

Член Синодальной библейско-богословской комиссии.

Георгий (Данилов) (Georgy (Danilov)).

Родился в 1964 году в семье участника Великой Отечественной войны Тимофея Николаевича Данилова (14 октября 1921 — 1 ноября 2009). Из шести детей двое избрали служение Богу в монашеском чине. Брат — епископ Котласский и Вельский Василий.

Обучался в средней школе города Жлобина, которую окончил в 1981 году.

В 1984-1986 годах проходил срочную службу в Советской Армии.

В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию.

22 декабря 1989 года в Троице-Сергиевой лавре наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Георгий

в честь великомученика и Победоносца Георгия.

В 1990 году окончил Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

9 октября 1990 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры епископом Викентием (Морарем) рукоположён во иеродиакона.

9 апреля 1991 года в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры Патриарх Алексий II рукоположил Георгия во иеромонаха.

С ноября 1992 года — заведующий свечной мастерской.

20 января 1993 года назначен экономом Троице-Сергиевой Лавры.

6 мая 1994 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Лавры возведён в сан игумена.

В июне 1995 года окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви, тема кандидатской работы «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)».

С августа 1995 года — преподаватель Московской Духовной семинарии. С 1995 года по 1999 год читал лекции по общецерковной истории на 3-м курсе семинарии. С 1999 года по 2002 год читал лекции по византологии на 3-м курсе семинарии.

24 апреля 1998 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Лавры возведён в сан архимандрита.

С августа 1999 года, как эконом Лавры, назначен по должности директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре.

31 мая 2001 года назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ.

26 декабря 2002 года решением Священного Синода опредён быть епископом Нижегородским и Арзамасским.

1 февраля 2003 года патриарх Алексий II в сослужении собора архиереев совершил в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Даниловом монастыре наречение Георгия во епископы.

2 февраля 2003 года в Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Нижегородского и Арзамасского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин), митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), епископы Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный), епископ Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков), епископ Дмитровский Александр (Агриков), епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев) и епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев).

7 июня 2005 года в своей резиденции встречался с главой Русской Православной Старообрядческой Церкви — митрополитом Андрианом.

24 февраля 2006 года «учитывая значение Нижегородской епархии в жизни Русской Православной Церкви и во внимание к усердному служению Церкви Божией» возведён в сан архиепископа.

15 марта 2012 года назначен главой новообразованной Нижегородской митрополии и временным управляющим Лысковской епархией (управлял до 17 ноября 2013), в связи с этим 18 марта 2012 года возведён в сан митрополита.

Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский

Трудности духовного руководства, опасности лжестарчества и пути их преодоления

Один из трех монашеских обетов – послушание. Он дается при постриге и предполагает со стороны монаха сознательное и твердое отречение от своей воли и вверение себя в духовное руководство опытного старца. Духовный наставник призван помочь новоначальному иноку встать на путь борьбы со страстями и похотями, научить его искусству этой борьбы, оградить от опасностей, искушений и соблазнов и сделать его способным принести Богу плод истинного покаяния. Второе правило Двукратного собора гласит: «Отнюдь никого не сподобляти монашескаго образа, без присутcтвия при сем лица, долженствующаго прияти его себе в послушание, и имети над ним начальство и восприяти попечение о душевном его спасении. Сей да будет муж Боголюбивый, начальник обители, и способный спасти душу новоприводимую ко Христу» [1]. Исполнение обета послушания, таким образом, возможно при согласовании двух воль – воли монаха и воли Божией, являемой ему через духовного руководителя.

«Лествица послушническая, – пишет преподобный Григорий Синаит, − имеет пять степеней, возводящих к совершенству: первая − отречение (от мiра), вторая − подчинение (вступление в обитель с обетом исполнять уставы монашеские), третья − послушание (подчинение на деле, в жизни), четвертая − смирение, пятая − любовь, которая есть Бог… Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе. Высокотворное смирение, приняв послушливого с такой лествицы, возводит его горе́ к небесам, предает царице добродетелей − любви, и, ко Христу подводя, представляет Ему… В царские божественные чертоги нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицей добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения» [2].

Совершенно очевидно, что восхождение по этой «лествице послушнической» невозможно в одиночку, оно немыслимо без восприятия живого опыта монашеского делания. Его носителем и должен быть духовный руководитель. Вполне естественно при этом возникает вопрос о том, по каким критериям можно определить истинного духовного наставника, имеющего в сокровищнице своей души подлинно «драгоценную жемчужину», а не блестящую подделку. В творениях святителя Игнатия Брянчанинова мы находим достаточно много предостережений от доверчивости старцам, которые могут оказаться в состоянии духовного заблуждения и прелести. Таковые, подобно слепым вождям, гибнут сами и губят своих пасомых.

В настоящее время возрождения церковной жизни в целом и монашества в частности, весьма важным нужно признать вопрос об истинном духовном руководстве, осуществляемом в обителях. Уклонение от духоносной монашеской традиции, искажение принципов духовного делания, подмена подлинной жизни по Христу лишь ее видимостью чревато вовлечением в это пагубное заблуждение значительного числа людей, вставших на путь иноческой жизни и доверившихся тем, кто облечен духовной властью и представляется авторитетом в искусстве святости. Такая опасность действительно существует, и обращение к святоотеческому аскетическому наследию, и особенно к трудам святителя Игнатия, в связи с этим представляется крайне актуальным.

Тщательное изучение этого наследия является одним из вспомогательных средств в прокладывании верного фарватера к достижению пристани спасения. Оно, конечно, не может заменить живого духовного опыта, но и духовный опыт без опоры на книжные знания теряет важные ориентиры в движении к заданной цели.

Как в святоотеческих аскетических писаниях мы обнаруживаем удивительное согласие и прослеживаем из века в век передающуюся духовную традицию, так и в практическом духовном руководстве, осуществляемом в настоящее время в монашеских обителях, должна быть своего рода школа послушания и стяжания добродетелей, обеспечивающая сохранение и передачу живой традиции духовного наставничества. Способен ли стать духовным руководителем тот, кто не был смиренным послушником у богомудрого старца, кто взялся управлять другими, начитавшись аскетической литературы и поняв ее по своему разумению? Достаточно указать на сонм преподобных отцов Оптиной пустыни, чтобы убедиться в исключительной важности в деле духовного руководства преемственности и верности единой целостной и живой духовной традиции.

Причастность игумена монастыря таковой традиции – не единственное, но весьма существенное условие духовного преуспеяния монастырской братии. Именно на игумене лежит первая и главная ответственность за духовный климат в обители и духовное здоровье каждого из ее насельников, духовник лишь его соработник в этом служении.

Причины возникающих трудностей в духовном окормлении братии со стороны игумена могут обнаруживаться не только в духовной немощи самого руководителя, но и в неготовности или нежелании монашествующего принимать в полной мере такое наставление. Задача игумена терпением и смирением, добрым примером и мудрым словом, а не насилием и грубым принуждением привести его к пониманию и согласию внимать этим наставлениям как полезным для своей души. Истинное духовное руководство – не насилие и принуждение, но помощь добровольно желающему подвизаться, а игумен, прежде всего, − пример смирения, возносящий с братией совместную молитву об обители, а не надменный деспот, смиряющий других с пристрастием.

Святитель Василий Великий пишет: «Игумену надобно, по любви Христовой, так преуспеть в смиренномудрии, чтобы когда и молчит, пример его дел служил уроком, поучающим сильнее всякого слова». «Настоятеля да не надмевает сан, чтобы самому ему не лишиться блаженства, обещанного смиренномудрию (Мф. 5, 3), или, «возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6). Но да будет уверен в том, что попечение о многих есть служение многим. Как тот, кто прислуживает многим раненым, очищает гной у каждого с раны и оказывает им пособия по качеству повреждения, свое служение не считает поводом к превозношению, но скорее к уничижению, томлению и тяготе, тем более тот, кому поручено врачевать недуги братства, как общий всех слуга и о всех обязанный дать отчет, должен много думать и беспокоиться. Таким образом достигнет он цели, потому что Господь сказал: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35) [3].

В настоящее время братия монастырей, как правило, очень неоднородна и по возрасту, и по мере воцерковления, и по образованию и духовному состоянию. Игумену необходим индивидуальный подход к каждому при сохранении равной любви ко всем. Его забота должна проявляться с учетом духовного состояния насельника, особенностей его характера и прошлой мирской жизни. Для этого необходима духовная чуткость и желание видеть эти особенности и считаться с ними.

Святитель Василий Великий пишет: «[Настоятель] должен быть мягкосерд, великодушно переносить, если кто, по неопытности, не выполнит какой-либо своей обязанности, не потакать грехам, но с кротостью терпеть непослушных и со всем мягкосердием и с умеренностью давать им врачевства, быть способным изобрести способ врачевания, свойственный немощи, не с высокомерием делая выговор, но «с кротостью» увещевая и наказывая, по написанному (2 Тим. 2, 25), быть рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в рассуждении будущего, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи бессильных, быть в состоянии всё делать и говорить к усовершению живущих с ним» [4].

Игумен должен вникать в нужды каждого брата, не отстраняться от бытовых проблем и житейских трудностей насельников, в этом участии проявляется его христианская братская любовь. На эту любовь и братия отвечает игумену любовью. В искушениях и скорбях монах, живущий в общежитии, не должен оказываться один на один со своей проблемой. Своевременная поддержка и вразумление игумена может предотвратить большее искушение и оградить братию от соблазна.

Для успешного и плодотворного духовного руководства игумену самому необходимо постоянно проверять себя на согласие со святыми отцами и не исключать со своей стороны ошибок и погрешностей в духовном окормлении братии. Игумен должен помнить, что и он в числе спасающихся. Как и другие монахи, он в пути. Он нуждается в молитвенной поддержке своих пасомых и особой благодатной помощи свыше.

К трудностям духовного руководства, с одной стороны, и духовного преуспеяния, с другой, можно отнести и те, которые возникают от некоторых послаблений в монашеской жизни, ставших в большинстве современных монастырей нормой. Это касается нахождения в обители лиц противоположного пола, несущих в ней трудническое послушание или работающих на постоянной основе, частого выхода насельников в мир и поездок за пределы монастыря, использования братией компьютеров с выходом в Интернет, накопления ими личного имущества, приема в келье посторонних лиц и т. д.

Действительно, устроение современных монастырей не вполне соответствует тем нормам, которые оставили нам богомудрые отцы. Причина – в нашей немощи, в неготовности к строгому и полноценному следованию этим правилам, написанным искусными и опытными в монашеском делании подвижниками прошлого.

Иногда раздаются голоса, предлагающие пересмотреть эти правила, отказаться от них как давно устаревших и признать нормой те послабления, которые уже вошли в жизнь монастырей. Это в корне неверно. Пускай планка остается высокой, а мы со смирением будем осознавать свою немощь. В то же время трудно согласиться и с противоположным предложением – принять строгий устав, обязательный для всех монастырей, и добиваться его неукоснительного исполнения. Нельзя без учета духовных реалий современной церковной жизни искусственно вводить строгие нормы, которые могут привести монастырскую жизнь к серьезному расстройству.

Отдельно хочу остановиться на проблеме лжестарчества, о которой кратко уже упоминал выше. У святителя Игнатия Брянчанинова очень подробно и точно описано, как подвижник, не стяжавший полноты смирения, может незаметно для себя впадать в ложное прелестное состояние тонкой гордыни и увлекать в него приходящих к нему за наставлением. Жалким и пагубным комедиантством он называет изображение из себя духоносного старца тем, кто посягает на руководство другими, не имея к сему дарований свыше. Жизнь по совету старшей братии и письменным наставлениям святых отцов святитель Игнатий считает самым верным путем монашеского делания для современного подвижника.

Вполне естественно возникает вопрос: а кто несет ответственность за духовную жизнь в монашеских общинах? Кто должен вовремя заметить искажение в духовном руководстве, осуществляемом в обители, и принять своевременные меры? Кто, наконец, позаботится о том, чтобы в лице игумена и духовника братия имела мудрого и исполненного добродетелей духовного руководителя? Несомненно, епископ. 4-е правило IV Вселенского собора гласит: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа», ему «надлежит иметь о монастырях должное попечение». Для этого епископу необходимо чаще посещать монастыри своей епархии, общаться с братией, регулярно собирать настоятелей и настоятельниц обителей, проводить с ними доверительные душеполезные беседы. Епископ сам должен хорошо знать монашество и иметь собственный опыт монастырской жизни. Эти усилия не окажутся напрасными. Искажения и заблуждения в монастырской жизни в целом и в духовном руководстве в частности будут вовремя выявлены и устранены.

Монашество для людей мира сего есть тайна. Она не может быть постигнута теми, кто не вкусил его благодати, не исполнился его смирения, не испытал его силы. Но оно же есть и искусство, передаваемое от опытных начинающим, от наставников послушникам. Святые отцы оставили последующим поколениям иноков бесчисленное множество мудрых наставлений и поучений. Воспринять их в полноте и применить в своей жизни, опираясь на свои собственные силы, невозможно; при помощи же Божией возможно всё – и победа над страстями, и стяжание добродетелей, и достижение вечного блаженства со Христом.

[1]Правила Поместных соборов [Т. 2]. М., 1880. С. 796−798.

[2] Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами // Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999.

[3] Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопросы 43 и 30 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2. С. 211.

[4] Василий Великий, свт.Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 43 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2. С. 212.

По материалам официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству

Нижегородский митрополит ездит на бронированной «Тойоте» и сидит в кресле за 137 тысяч

Недавно мы писали о том, что в Сормовском районе заложили первый камень храма. Местные жители выразили свое недовольство и не потому, что не хотят, чтобы в нашем городе были храмы, а потому, что строительство храма напротив пляжа и рынка — это нарушение всех религиозных правил. Какого же было удивление, когда горожане узнали, что место для храма было выбрано Нижегородской Епархией. В редакцию «Pro Города» поступило множество звонков от читателей, которые высказали свое сомнение по поводу «благородных» целей Епархии… А несколько дней назад нижегородец, который выполнял определенные работы по поручению самого Нижегородского Архиепископа Георгия прислал нам весьма интересные фотографии.

Кресло за 137 тысяч. Нижегородец Александр, который просил сохранить его фамилию в тайне, несколько недель назад работал в Печерском мужском монастыре. Пару раз ему посчастливилось побывать в келье у самого Владыки Георгия. Удивлению нижегородца не было предела, когда он увидел кресло, на котором сидит Владыка, приезжая в монастырь. «Это ручная работа, коллекционное кресло, которое стоит 137 тысяч рублей! 137 тысяч рублей! Вы можете себе представить,что человек, посвятивший свою жизнь Богу, сидит на кресле, которое стоит почти 200 тысяч», — негодует Александр.

Бронированные иномарки. Александр рассказал нам о том, что Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий передвигается по городу и области на «Ауди» и «Тойоте» в сопровождении джипа с охраной.

Как оказалось, Владыка ездит на иномарках, стекла которых бронированы. Более того, как сообщил журналисту один из местных жителей, двери «Тойоты» автоматические и открываются самостоятельно. За рулем сидит водитель, а машину сопровождает внедорожник с охраной. Все автомобили имеют государственные номера ННН.

Кстати, «приближенным» позволено проезжать через территорию монастыря к пляжу.

В келье Архиепископа Георгия сейчас проходят ремонтные работы. Строители приводят в порядок стены здания, а недавно реконструировали колонны.

Мороженое. В столовой, которая предназначена для сотрудников монастыря, стоит холодильник с известной маркой мороженого. Примечательно, что выставленное на продаже мороженое имеет весьма привлекательную цену.

Милостыня. Не секрет, что практически возле всех храмов и монастырей сидят люди, которые просят подаяние. Люди, уверенные в том, что рядом со святым местом просят люди, которые действительно в этом нуждаются, не могут пройти мимо.

Мужчина, который лежит на земле на фотографии, часто просит милостыню у Печерского монастыря. Получив деньги, нижегородец тратит их не на «пропитание», как говорит прохожим, а на известный напиток, который приводит его в такое состояние…Примечательно то, что работники монастыря прекрасно знают на что он тратит деньги, полученные от горожан.

«О том, на каких машинах разъезжает Владыка, никто из жителей коттеджей, расположенных рядом с монастырем, давно не говорит. Все привыкли. Но, полгода назад был случай, один из жителей ремонт делал. Разумеется, стучали молотком, сверлили дрелью. Люди Архиепископа пришли к нему в дом и попросили остановить работу: Владыка отдыхал у себя в келье и ему мешал стук», — заключил нижегородец.

В Гнилицы, к старцу Григорию

15 апреля сего года мы собрались на могилке протоиерея Григория Долбунова, чтобы почтить десятилетие со дня блаженной кончины дорогого нам всем и горячо любимого пастыря. Была Лазарева суббота, и причастников было — целый храм. После службы, на панихиде на могилке батюшки все стояли с зажженными свечами, а ветер беспрестанно гасил их. Но не гасли и, пока мы будем живы, не погаснут наши сердца, которые горят неугасимой любовью к почившему батюшке. Родился Григорий Васильевич Долбунов еще при царе, 1/18 декабря 1905 г. в селе Наруксово Нижегородской губернии у Василия и Анны Долбуновых. Первенца нарекли Григорием, в честь преп. Григория Декаполита, память которого Церковь чествует 3/20 декабря. На его долю выпали многочисленные житейские трудности и скорби. Притеснения и унижения испытывал он от богоборческих властей, как и весь православный христианский народ. Но смиренно сносил будущий священнослужитель все невзгоды жизни. Он крепко верил в то, что все ниспослано нам Богом, и на все святая воля Его. Вся жизнь о.Григория была устремлена туда, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…

Веяния Духа Святаго были чувствительны в отроке еще с ранней юности.

Из воспоминаний старца Григория: «Было мне около трёх лет, как подошёл к нашему дому рыжий мальчик и начал меня дразнить… Я осерчал и обозвал его «рыжим»… А мой отец, услышал всё это, сделал мне строгое внушение. На всю жизнь запомнилось. С той поры уж никогда больше никак никого не обзывал».

Из воспоминаний священника Дмитрия Морозова:

— Помню, рассказал он нам, как страдал в молодости от грыжи… Григорий стал молиться великомученику Артемию, и болезнь прошла.

До того, как стать священником, в 1930-е годы отец Григорий Долбунов как-то раз отправился на заработки в г.Горький, где работал бригадиром опалубщиков на постройке моста. Однажды один человек заметил ему, молящемуся перед обедом:

— В такое-то просвещенное время ты все еще молишься? У вас все, что ли, в деревне такие? — Нет, — спокойно ответил Григорий, — у нас в деревне много таких, кто перед едой не молится: это кошки, собаки, лошади…

Духовным наставником Григория в молодости был нижегородский старец Михаил Сметанин. По молитвам прозорливого старца Михаила Григорию удалось поступить на оборонный завод в Дзержинске. Когда началась война, он был освобожден от призыва в действующую армию.

Однажды, увидев идущего к нему Григория, старец Михаил сказал: «Вот идёт семьдесят первый апостол!»

Пророчеству старца суждено будет сбыться через десятилетия. На пастырское служение привел его Господь в 50-летнем возрасте и все последующие сорок лет неустанно, в посте и молитве служил батюшка Господу. В 1956 году Григорий Васильевич стал псаломщиком в Карповской церкви Преображения Господня. 27 декабря 1957 года он был рукоположен в сан дьякона митрополитом Нижегородским и Арзамасским Корнилием, а 31 марта того же года — в сан священника.Он был ласков с людьми, прост, доступен всем в любое время суток. Это его свойство может быть примером многим церковно- и священнослужителям

. Сам батюшка часто поговаривал: «Где просто, там ангелов со сто». В нем был неисчерпаемый кладезь любви к людям, которые тянулись к нему, — ехали и шли пешие из разных сел и городов нашей страны. И никто не уходил, не получив от батюшки утешения и наставления. В любую минуту отец Григорий готов был прийти на помощь к ближнему и, как говорили о нем люди, он радовался с радующимися и плакал с плачущими. Будучи еще при жизни сильным молитвенником, он вымаливал у Царя Славы здравие болящим, а от беспомощности неутешно плачущим подавалась надежда, душевная радость и в скорби утешение. Люди воцерковлялись по молитвам батюшки Григория. Сколько людей он спас от вечной погибели! Сколько исцеленных людей пришли к Матери-Церкви по его святым молитвам!

Властям не нравились его проповеди, возрастающая любовь и доверие верующих к доброму пастырю. Отца Григория перевели на сельский приход в село Рожново Борского района. Но и здесь возникли трудности, по распоряжению властей священнику предписывалось «знать дорогу только от дома до храма и обратно», запрещалось исповедовать и причащать больных на дому. С этим отец Григорий не мог примириться.

Семью священника в эти годы не только притесняли, однажды было спровоцировано разбойное нападение на о.Григория, после сильного избиения, он чудом остался жив, пострадала и матушка.

Последним пристанищем для о.Григория стало село Великий Враг Кстовского р-на. Там он прослужил четверть века. Вставал отец Григорий очень рано, несколько часов молился перед службой, которая начиналась в семь утра. Возвращался домой только под вечер. Приход был большим, так как во многих соседних сёлах церкви были разрушены. После небольшого отдыха он вновь вставал на молитву, уже вечернюю, а после непродолжительного сна — и на ночную, с сотнями земных поклонов.

Тем, кто приходил к о.Григорию за благословением на брак, батюшка часто рассказывал историю собственной женитьбы. Этим он желал дать понять, что и семейное счастье устраивает Господь, как Податель всяческих благ. Поэтому следовало в выборе невесты или жениха не полагаться на себя, а просить помощи у Господа.

Однажды приехал к батюшке один молодой человек:

— Вот, батюшка, невесту нашел, благословите?

— Ну, ладно, хорошо, помолись за нее, по 40 поклончиков в день…

Стал молиться жених — не идет дело. Опять к батюшке, мол, не получается.

— А есть у тебя еще кто на примете? Молись за эту!

И на этот раз не вышло ничего с молитвой у благочестивого жениха. Только за третью смог он исполнить положенные молитвы. Вот с нею-то и благословил брак о.Григорий.

А проповеди батюшки — что это были за слова! Он, словно Златоуст, поучал нас, наставлял, помогал, обличал и утешал каждого. Почти на каждой проповеди батюшка касался страшного греха — детоубийства. Он говорил, что на войне столько не погибло людей, сколько убито матерями в утробе. Кровь течет рекой!

Один из сыновей отца Григория и трое внуков стали священниками.

Перед кончиной тяжелобольной девяностолетний старец находился некоторое время в больнице. Несмотря на физические страдания, старец находил силы ободрять других, наставлять на путь истинный. Последнюю службу старец Григорий служил в день своего Ангела, 3 декабря 1995 года. Вот несколько цитат из последней проповеди батюшки:

«Любите Господа Бога всем сердцем, всею душою, всею мыслию, и Господь будет с вами. Никогда не отвлекайтесь ни мирским, ни чьим другим соблазном. Будьте тверды в вере, крепости и любви. Не забывайте, что без любви мы к Богу не придем. Без любви к Богу ни один человек не придет, только по любви! Возлюбите Господа Бога всем сердцем, всею душою, всею мыслию и ближнего своего, как самого себя… Возлюби Господа всем сердцем — так Господь сказал. Как любить Бога всем сердцем? То есть отдать Ему свою жизнь, и свою душу, и свое тело. Поститесь по мере сил, то есть по тем правилам христианским, которые установлены Святой Церковью. Поститесь в среду и пяток во весь год, за исключением четырех недель. Поститесь каждый день, воздержно употребляя пищу. Кто объедается и опивается — нет надежды на спасение! Любите Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя, — так Господь заповедал. Кто любит ближнего — возлюблен будет Отцом Небесным. А кто не любит ближнего, не наследует Царство Небесное! Аминь».

В первый день Пасхи протоиерей Николай, младший сын батюшки Григория, преподал отцу Святые Дары. Блаженная кончина старца пришлась на второй день Пасхи 15 апреля 1996 года.

Похоронен наш дорогой пастырь, старец протоиерей Григорий Долбунов в ограде Богородице-Рождественской церкви села Гнилицы Автозаводского района города Нижнего Новгорода. Десять лет назад отошла его блаженная душа ко Господу, но до сих пор не зарастает тропинка к его могилке летом и не засыпается снегом зимой. Потоком идут люди, как и прежде, к батюшке Григорию, как к живому, со своей бедой и горем. А кто-то в радости благодарить пришел Господа и батюшку за его святую помощь… На могилке в часовенке у батюшки Григория зимой и летом живые цветы, горят свечи и неугасимая лампадочка. Мы с любовью испрашиваем себе благословения у Господа и нашего батюшки Григория для помазания от неугасимой лампады всем, кто нуждается в великой помощи Божией. Разные чудеса и исцеления совершаются и поныне на могилке старца, о чем свидетельствуют православные христиане в своих письмах, оставляя свои адреса и телефоны для книг. А книги о старце Григории выходят в свет и продаются во многих книжных магазинах не только в Нижнем Новгороде, но и по всей матушке России. Много разных чудес, помощь и исцеление от тяжелых недугов получала на могилке батюшки и я, грешная, о чем тоже свидетельствую. И в благодарность хочу принести дорогому отцу Григорию свое стихотворение, строчки которого, верю, что Сам Господь положил мне на сердце после слезной молитвы.

Приношение отцу Григорию

Белым голубем прилечу к тебе, Отче праведный наш Григорюшка, Не найду нигде места я в беде — Навалилося тяжко горюшко. Подошла к тебе как родная дочь, Пред тобой, отец, я склонилася. И от слабости слез сдержать невмочь, Разрыдалась я и взмолилася:

«Нету больше сил, помоги, прошу — Стая воронов увивается, Я беспомощна, вся в слезах хожу, Сердце горькое разрывается. Припаду к тебе головой на грудь Прогони печаль — черны тученьки. Ты меня, святой отче, не забудь Протяни к Творцу белы рученьки!»

Тихо скажет мне дорогой отец: «Это горюшко к очищению, Не дается так

золотой венец, Умоляй Творца о прощении. Унывать ли нам, яко с нами Бог! А в скорбях у нас все спасение, Я за всех молюсь, чтоб Господь помог Всем узреть Христа Воскресение».

Милый пастырь наш, ты меня прости, Меня грешную, духом слабую, Крест тяжелый мне помоги нести, Чтоб в чертог войти мне со славою. Аминь. Валентина Писарева-Белинская

Исцеление от земли с могилки о.Григория

Свидетельство художницы Лидии Николаевны Воскресенской, вдовы заслуженного художника России Дмитрия Дмитриевича Арсенина, основателя нижегородской школы искусств и ремесел «Изограф» для детей-инвалидов

.

Как-то осенью я оказалась на могилке отца Григория Долбунова в Гнилицах. Там уже часовню большую, как дом, ему дети сделали, как декабристка Муравьева своему мужу. И вот мне там одна старушка с упреком так говорит: «Это что-й-то ты пришла сюда, да так и уйдешь? А вот набирай-ка ты, милая моя, песочку (пакетик мне дала) и от лампадки маслица». И ничего не сказала больше. Прихожу в мастерскую, а Димка еще жив был, и рассказываю ему, что мне от могилки песочка дали, а для чего я не знаю. Он говорит: «Наверное, полежать на песке». Да еще с юмором так предложил: «А ты рассыпь по кровати песочек-то». Я же сшила мешочек матерчатый и из целлофанового в него все пересыпала. И что ты думаешь? Дима у меня заболел камнями, целое ожерелье вырастил в желчном пузыре, случился приступ. В больницу им.Семашко его отправили. А там консилиум врачей. Если делать операцию, так он не выживет: четыре инфаркта. А долбить — тоже чревато. И вдруг ночью мне снится сон. Сидит эта старушка и говорит: «Глупая! Я для чего ж я тебе дала-то все это? Иди к мужу, песочек приложи к печени, и все помажь маслицем, только крестом». Я тут же рванула в пять утра в больницу, еще даже транспорт не ходил. Но домой решила не возвращаться, к половине восьмого как раз и приехала. Арсенин удивился. Я говорю: «Сейчас тебя буду лечить и никаких операций». Тайно от всех врачей сделала, что мне эта старушка наказала. И у него все утихло. А он порывистый такой был, наутро всем врачам заявил: «Все, у меня уже нет ничего, ни камней, ни болезней, до свидания, всем спасибо, я пошел домой». Приходит на следующий день и говорит: «Мать, ты ведь меня вылечила». Я говорю: «Это отец Григорий». А ведь у него страшная боль была, бродячая, и всю как рукой сняло. Я скорей, когда книжка вышла про отца Григория, ее купила и жадно стала читать. А тут и про Юшковых, и про их дружбу с Долбуновыми, думаю — да ведь все свои, все знакомые, ведь с Евгением Юшковым мы вместе в училище учились!

Из поучений о. Григория о покаянии

«Надо каяться с просьбой:

«Господи, избави меня от всего того, что мешает Твоему пребыванию во мне!

Господи, устрой мою жизнь так, чтобы она служила всегда для Твоего прославления.

Господи, научи меня всегда пребывать в покаянии!» Подготовлено совместно с Георгием Юрченковым

Литература

Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. Москва, 2003. Девятова С. Старец Григорий (Долбунов, 1905-1996 гг.). «Русскiй инокъ». N 28(191), декабрь, 2004.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]